Научная статья на тему 'Становление принципов семейного права: функциональный аспект'

Становление принципов семейного права: функциональный аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
686
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ / ИСТОРИЯ / ЕДИНОБРАЧИЕ / ПРАВО / РАВЕНСТВО СУПРУГОВ / СЕМЬЯ / РОДИТЕЛИ / ДЕТИ / ИНСТИТУТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Омарова Хамисат Минкаиловна, Раджабова Жарият Курбановна

Правовое регулирование брачно-семейных отношений основывается на идеях, положениях и установках, составляющих принципы семейного права, которые являются нравственной и правовой основой отрасли семейного права; трансформируясь в законодательство, они выполняют унифицирующую роль для правовой системы. Институт семьи является результатом многовековой истории развития общественных отношений, он основан на супружеском союзе и родственных связях. Семья обеспечивает стабильность самых важных сторон жизни человека, так как влияет на продолжение рода и оказывает решающее значение в воспитании детей, формировании личности человека и гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление принципов семейного права: функциональный аспект»

УДК 347.6

Омарова Хамисат Минкаиловна

преподаватель кафедры гражданского права Дагестанского государственного института народного хозяйства khamkal 990@mail.ru

Раджабова Жарият Курбановна

старший преподаватель кафедры гражданского права Дагестанского государственного института народного хозяйства khamkal 990@mail.ru

Становление принципов

СЕМЕЙНОГО ПРАВА: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Khamisat M. Omarova

lecturer department of civil law,

Dagestan State Institute of National Economy. khamka1990@mail.ru

Zhariyat K. Radzhabova

senior lecturer.

Department of civil law,

Dagestan State Institute of National Economy. khamka1990@mail.ru

Formation of

THE PRINCIPLES OF FAMILY LAW: THE FUNCTIONAL ASPECT

Аннотация. Правовое регулирование брачносемейных отношений основывается на идеях, положениях и установках, составляющих принципы семейного права, которые являются нравственной и правовой основой отрасли семейного права; трансформируясь в законодательство, они выполняют унифицирующую роль для правовой системы. Институт семьи является результатом многовековой истории развития общественных отношений, он основан на супружеском союзе и родственных связях. Семья обеспечивает стабильность самых важных сторон жизни человека, так как влияет на продолжение рода и оказывает решающее значение в воспитании детей, формировании личности человека и гражданина.

Ключевые слова: принципы, история, единобрачие, право, равенство супругов, семья, родители, дети, институт.

Annotation. Legal regulation of marriage and family relations is based on the ideas, positions and attitudes constituting the principles of family law, which are the moral and legal basis for the sector of family law; being transformed into legislation, they perform a unifying role for legal system. Family institute is the result of a centuries-old history of the development of social relations; it is based on the marital union and family ties. The family provides stability of the most important aspects of human life, as it influences the procreation and has a decisive importance in the education of children, shaping the personality of man and citizen.

Keywords: principles, history, monogamy, law, equality of spouses, family, parents, children, college.

Стечением времени происходит изменение института семьи, что связано с развитием экономических, социальных, культурных и т.д. отношений, что впоследствии потребовало правового регулирования. В процессе динамики общественных отношений меняется природа брака, порядок его заключения и расторжения, отношение к браку, так как он обеспечивал стабильность общественных отношений, приоритет защиты прав человека, что, в свою очередь, привело к различным формам его правового регулирования.

История брачно-семейных отношений начинается задолго до появления государства, которое со временем взяло их под свой контроль, но уже тогда существовали представления об этом социальном институте. Впоследствии эти представления получат закрепление в принципах морали и права, которые содержат основополагающие идеи, определяющие содержание и

направленность правового регулирования. Каждый принцип семейного права является представлением, каким оно должно быть и как регулировать брачно-семейные отношения, которые формируются общественным сознанием, отражая уровень не только экономического, но и нравственного развития социума, «нравственность, помимо своего собственного социального предназначения и факультативной религиозной окраски, обрела еще одно дополнительное значение - историко-государственное», - справедливо отмечает В.Г. Беспалько [1, с. 8].

Для принципов семейного права характерна определенная субъективность, которая определяется как историческим периодом, так и особенностями социального, культурного, религиозного и так далее уровнями развития народа.

«Наряду с православием, Древняя Русь, затем государство Московское, ныне российское, в

158

свои правовые системы инкорпорировало многие нормы уникального права Византии, в первую очередь права публичного» [2, с. 34].

Принципы семейного права изменяются в различные периоды истории, сохраняя свое единство, обусловленное объективностью, что отражается в изменяющемся общественном сознании и находит воплощение и в принципах других отраслей права. В фундаментальном исследовании, посвященном истории русского права, М.Ф. Владимирский-Буданов писал, что «... похищение должно быть признано первой формой индивидуального брака, что указывается летописными сказаниями о древлянах, радимичах, вятичах и северянах; таким образом, похищение было господствующей формой брака у многих славянских племен пред принятием христианства ...».

В истории семейного права принцип единобрачия формировался постепенно и развивался во взаимосвязи с экономическим, культурным, религиозным и так далее уровнями развития общества и государства. В языческую эпоху многоженство было нормой не только у князей, но и для обычных людей, что было связано как с экономическими условиями, так и с необходимостью продолжения рода по мужской линии, исключив при этом возможность инцеста. Борьба за умножение потомства, как в случае Авраама, так и в истории Иакова, о чем рассказывает Ветхий Завет, как бы говорит об отступлении от моногамии. Впоследствии попытка иметь не одну жену была оплачена дорогой ценой - неустроенными семьями и конфликтами между супругами.

Литература:

1. Беспалько ВТ. Ветхозаветные представления о преступлениях против нравственных основ брачно-семейных отношений в Девтерономиче-ской редакции Моисеева уголовного права (по материалам книги Второзаконие) // История государства и права. 2014. № 3. С. 8.

2. Колоколов НА. Право современной России: истоки и современность // История государства и права. 2014. № 3. С. 34.

3. Кулиев Э.Р. Исламоведение : пособие для преподавателя / Э.Р. Кулиев, М.Ф. Муртазин, Р.М. Мухаметшин и др.; под ред. М.Ф. Муртазина. М., 2011.

Священное Писание, устанавливая моногамный брак, определяет его как единственно возможную форму нравственного брачного союза. Основным условием заключения брака являлось отсутствие другого, не расторгнутого брака. Принцип единобрачия появился после Крещения Руси, поскольку Церковь осуждала господствовавшее в языческую эпоху многоженство.

С принятием христианства как государственной религии язычество стало уходить на задний план, так как его место заняло более нравственное и возвышенное евангельское учение о браке, не допускающее полигамии как падения нравственности и духовного кризиса, способного опустить человеческое сознание и чувство на уровень бытовых и физиологических отношений. Проблема многоженства имела место не только в христианстве, но и в других мировых религиях. Разрешая мужу иметь четырех жен, Коран (4:3) указывает, что это установление имеет не божественное начало, а человеческую природу в отличие от божественного начала ислама. Например, пророк Мухаммед имел больше четырех жен: Юн оставил после себя девять жен. Общее число женщин, на которых женился Посланник Аллаха, было тринадцать» [3]. С точки зрения народа, ведущего кочевой образ жизни, полигамия была необходимой для защиты женщин, оставшихся без попечения мужей, к тому же многоженство позволяло решать экономические, демографические и другие задачи, связанные со спецификой того времени. Современная полигамия связана с государством, традиционным обществом и религиозной семьей права.

Literature:

1. Bespal'ko V.G. The Old Testament idea of crimes against the moral foundations of marriage and family relations in the Deuteronomistic edition of Moses criminal law (based on the book of Deuteronomy ) // History of State and Law. 2014. № 3. P. 8.

2. Kolokolov N.A. Right of modern Russia: the origins and modernity // History of State and Law . 2014. № 3. P. 34.

3. Kuliev E.R. etc. Islamic Studies : guide for teachers / E.R. Kuliev, M.F. Murtazin, R.M. Mukha-metshin; ed. M.F. Murtazin. M., 2011.

159

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.