Научная статья на тему 'К вопросу об источниках брачно-семейного права Российской империи XIX - начала XX в'

К вопросу об источниках брачно-семейного права Российской империи XIX - начала XX в Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2046
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОЧНИКИ ПРАВА / БРАК / СЕМЬЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / УКАЗЫ / КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО / КОРМЧАЯ КНИГА / ЗАКЛЮЧЕНИЕ БРАКА / БРАЧНЫЙ СОЮЗ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Омарова Хамисат Минкаиловна, Исмаилова Карина Абдурахмановна

В статье рассматриваются источники брачно-семейного права Российской империи, их различные виды, а также структура гражданского права России, в которое были включены нормы семейного права. Особое внимание уделяется соотношению официального законодательства и норм канонического права. Анализируются изменения в семейно-брачном законодательстве XIX - начала XX века. Источниками брачно-семейного права России, начиная с древних времен, были Уставы князей Владимира и Ярослава, Псковская и Новгородская судные грамоты, Судебники 1497 и 1550 гг., положения Стоглавого собора 1551 года. Во время правления Ярослава Мудрого им был издан Устав о церковных судах, который переписывался на протяжении XI-XVII веков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об источниках брачно-семейного права Российской империи XIX - начала XX в»

УДК 347.6

Омарова Хамисат Минкаиловна

преподаватель кафедры гражданского права Дагестанского государственного института народного хозяйства khamkal 990@mail.ru

Исмаилова Карина Абдурахмановна

преподаватель кафедры гражданского права Дагестанского государственного института народного хозяйства khamkal 990@mail.ru

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОЧНИКАХ БРАЧНО-СЕМЕЙНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ XIX - НАЧАЛА XX в.

Khamisat M. Omarova

lecturer Department of civil law, Dagestan State Institute of National Economy. khamka1990@mail.ru

Karina A. Ismailova

lecturer Department of civil law, Dagestan State Institute of National Economy. khamka1990@mail.ru

To THE QUESTION OF THE MATRIMONIAL LAW SOURCE OF THE RUSSIAN EMPIRE OF XIX - EARLY XX

Аннотация. В статье рассматриваются источники брачно-семейного права Российской империи, их различные виды, а также структура гражданского права России, в которое были включены нормы семейного права. Особое внимание уделяется соотношению официального законодательства и норм канонического права. Анализируются изменения в семейно-брачном законодательстве XIX - начала XX века. Источниками брачно-семейного права России, начиная с древних времен, были Уставы князей Владимира и Ярослава, Псковская и Новгородская судные грамоты, Судебники 1497 и 1550 гг., положения Стоглавого собора 1551 года. Во время правления Ярослава Мудрого им был издан Устав о церковных судах, который переписывался на протяжении XI—XVII веков.

Ключевые слова: источники права, брак, семья, законодательство, указы, каноническое право, кормчая книга, заключение брака, брачный союз.

Annotation. The article deals with the sources of marital laws of the Russian Empire, their species, and the structure of Russian civil law, which includes family law. Special attention is paid to the ratio of official legislation and norms of canon law. The changes in the matrimonial legislation of the XIX - beginning of XX century are analyzed. Sources of matrimonial law in Russia since ancient times were Statutes of Prince Vladimir and Yaroslav, Pskov and Novgorod Judicial Charters, Codes of Law of 1497 and 1550 and the provisions of the Hundred Chapters Cathedral from 1551. During the reign of Yaroslav the Wise a Decree of the ecclesiastical courts was issued, which was not once overwritten throughout XI—XVII centuries.

Keywords: sources of law, marriage, family, legislation, decrees, canonical law, rudder of the book, marriage, the marriage for union.

Характеризуя семейное право рассматриваемого периода, исследователи прошлого отмечали, во-первых, что оно является все же правом, так как взаимные отношения членов семьи носят юридический характер, следовательно, при толковании норм семейного права необходимо стремиться придать им юридическое значение, а не констатировать их нравственный характер. Во-вторых, семейное право является правом гражданским, но носящим специфический характер: оно не подлежит изменению путем договора, «замкнуто» в своих основных видах и неотделимо от личности, как личное право. В-третьих, семейное право есть абсолютное право, но, в отличие от вещного права, объектом его служит сам субъект (человек), в отношении которого абсолютность права выражается в защите семейных отношений против третьих лиц. И последнее, семейное право как особое право

состояния человека в семье имеет и особые основания своего возникновения: брак (брачный союз), происхождение и другие способы (родительский союз, назначение опекунов) [1, С. 123-129].

Церковно-государственное право давало следующее понятие брака: Брак основывается на устройстве природы человеческой, данной Творцом первозданной чете, по которому человек инстинктивно ищет восполнения себе в особе другого пола. Это восполнение состоит не в одном плотском союзе, а, кроме него, еще и в совокупном удовлетворении всех потребностей человеческой природы и, наконец, в религиозном взаимоотношении [2, С. 59] . В литературе того времени указывалось, что для того, чтобы иметь характер брака, союз мужчины и женщины должен получить общественное признание. Для

156

этого он должен быть заключен с ведома и согласия заинтересованных в этом деле сторон, публично, с соблюдением формы, установленной в законе [3, С. 49].

Еще одним источником семейно-брачного законодательства был Свод законов гражданских, который, в отличие от западноевропейских кодексов, не являлся гражданским уложением, то есть не был кодифицированным актом. Именно поэтому материалы по семейному праву носят здесь довольно пестрый характер; в большей степени регулируются вопросы вещных прав и наследования. Что касается брачно-семейного права, то, так как оно долгое время находилось под исключительным влиянием канонического права, то и в Свод законов оно вошло в довольно урезанном виде. В последующих изданиях Свода законов (1842, 1857, 1887 и 1900 гг.) практически мало что изменилось. До конца имперского периода оставался спорным вопрос о юридическом характере последующих редакций Свода законов и их отношении к предшествующему законодательству.

Взаимоисключение норм канонического и гражданского права проявлялось и в условиях «законного супружества», перечень которых был дан в гражданских законах, которые отдельно регулировали вопросы брака христиан неправославного исповедания и браки нехристиан. В целом, говоря о семейном праве как части граж-

Литература:

1. Таль Л.С. Проблема власти над человеком в гражданском праве // Юридический вестник. 2013. Кн. 3. С. 123-139.

2. Бердников И.С. Краткий курс церковного права православной греко-российской церкви с указанием главнейших особенностей католического и протестантского права. Казань, 2011. С. 59;

3. Неволин AM. История российских гражданских законов. СПб., 2010. С. 79.

данского права, учеными начала XX века было дано его следующее определение: «Семейное право в объективном смысле есть совокупность юридических норм, регулирующих взаимоотношения супругов (брачное право), родителей и детей (родительское право и родственников), опекунов и подопечных (малолетних и душевнобольных - опекунское право в семейном порядке)». Из этого определения выводились три основных института семейного права: брачное право, родительское право и опекунское.

Именно поэтому еще со второй половины XIX века встал вопрос о том, каким образом должны заключаться браки между лицами, не принадлежавшими к православию, что, по мнению ряда авторов, могло бы помочь устранить многие препятствия к вступлению в брак.

К концу рассматриваемого периода светская власть пыталась взять под свой контроль вопросы заключения брака и иные, связанные с брачно-семейным правом.

Таким образом, к концу XIX века брачносемейное законодательство Российской империи не приобрело стройной системы, и этому способствовала в первую очередь разрозненность источников семейного права, которое регулировалось нормами канонического права, гражданским законодательством России, нормативноправовыми актами верховной власти.

Literature:

1. TaT L.S. The problem of authority over a man in civil law // Law Herald. 2013. B. 3. P. 123-139.

2. Berdnikov I.S. A short course of canon law of the Russian-Greek Orthodox Church with pointing the main features of the Catholic and Protestant right. Kazan, 2011. P. 59.

3. Nevolin A.M. The history of Russian civil laws. SPb., 2010. P. 79.

157

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.