Научная статья на тему 'Ретроспектива семьи и семейных отношений в истории гуманитарных наук'

Ретроспектива семьи и семейных отношений в истории гуманитарных наук Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5550
665
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / БРАК / РОДСТВО / ПОЛИГАМИЯ / МОНОГАМИЯ / ПРОМИСКУИТЕТ / КРОВНОРОДСТВЕННАЯ СЕМЬЯ / МАТРИАРХАЛЬНАЯ СЕМЬЯ / ПАТРИАРХАЛЬНАЯ СЕМЬЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СЕМЬЯ / FAMILY / MARRIAGE / KINSHIP / POLYGAMY / MONOGAMY / PROMISCUITY / FAMILY KINSHIP / MATRIARCHAL FAMILY / THE PATRIARCHAL FAMILY / INDIVIDUAL FAMILY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зимонина О. В.

Статья раскрывает понятия «брак», «семья», «род», «родство» и историю образования данных категорий. Дается характеристика исторически сложившихся форм брачных отношений парный брак (моногамия) и групповой брак (полигамия). Сделан анализ развития семьи и семейных отношений на основе теорий различных ученых. Выделены и обоснованы специфические особенности каждого из подходов изучения семьи в истории гуманитарных наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETROSPECTIVE SHOW OF THE FAMILY AND FAMILY RELATIONS IN THE HISTORY THE HUMANITIES

The article exposes the concept of the notions "marriage", "Family", "kind", "relationship" and the history of the formation of these categories. It describes the historical patterns of marriage a marriage pair (monogamy) and group marriage (polygamy). It gives the analysis of family development and family relations on the basis of theories of different scholars. The specific features of each approach to the study of family history of the humanities are identified and justified

Текст научной работы на тему «Ретроспектива семьи и семейных отношений в истории гуманитарных наук»

УДК

РЕТРОСПЕКТИВА СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ

ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

О.В.Зимонина

Статья раскрывает понятия «брак», «семья», «род», «родство» и историю образования данных категорий. Дается характеристика исторически сложившихся форм брачных отношений - парный брак (моногамия) и групповой брак (полигамия). Сделан анализ развития семьи и семейных отношений на основе теорий различных ученых. Выделены и обоснованы специфические особенности каждого из подходов изучения семьи в истории гуманитарных наук.

Ключевые слова: семья, брак, родство, полигамия, моногамия, промискуитет, кровнородственная семья, матриархальная семья, патриархальная семья, индивидуальная семья.

Из разнообразных форм совместного проживания людей «человек разумный» разумно выбрал семью, как вариант, оптимально отвечающий его потребностям, обеспечивающий стабильность и поступательное развитие человеческого общества. В. Гюго называл семью «кристаллом общества», а Ф.Адлер считал: «Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества». [5;4] Следует различать категории «семья» и «брак». Обратимся к истории происхождения второго понятия.

В греческом языке Нового Завета "брак", gamos, означает свадьбу, собственно - свадебный пир. Так, например, употребляется это слово в следующей притче: "Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир (gamous) для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир (eis tous gamous - буквально "на браки"), и не хотели придти... И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими (Буквально: "и наполнился брак (gamos) возлежащими), а в ряде рукописей употреблено: «nymphon» -свадебный зал). Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду (uk endedymenon endyma gamou - не одевшегося одеждой брачной), и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде (endyma gamou) Он же молчал". [11] Для современного человека такое словоупотребление совершенно не привычно: "брачная одежда" в нашем понимании это подвенечное платье невесты, свадебный костюм жениха, здесь же безвестного гостя спрашивают, отчего он не в брачной одежде. Имеется в виду, конечно, одежда праздничная.

В старославянском слово «брак» (супружество) означало «женитьба». Образовано это слово с помощью суффикса «к» (как, например, слово «знак») и от глагола «брати» - «брать». Связь слова «брак» с этим глаголом подтверждается выражением «брать замуж» диалектное «браться» -«жениться», украинское «побралися» - «женились». Глагол «братии» (первоначально имевший значение «нести») в применении к женитьбе означает «схватить», «похитить». Дело в том, что основу брака у древних славян составляло похищение девушки из другого рода или племени.

Время его появления точно не известно. Старославянское слово «брак» уже означало обряд «взятия замуж», а потом и само замужество, т.е. супружество. Древнерусское «брак» - это и «свадьба», «пир» и «супружество». Точно так же болгарское слово «брак» означает и «женитьба» и «супружество». В современном русском языке «брак» значит «супружество», то есть произошло сужение значения этого слова.

Согласно Брокгаузу и Ефрону (словарь, изданный в 1890—1907 г), «брак — постоянный союз мужчины с женщиной с целью создания семьи и продолжения рода». [3]

Исторически сложились две формы брачных отношений: 1) парный брак (моногамия); 2) групповой брак (полигамия): - а) полигиния; - б) полиандрия.

Моногамия (единобрачие) - форма брака и семьи, при которой мужчина женат только на одной женщине, а женщина замужем только за одним мужчиной. Супружеский союз между ними заключается надолго, длится иногда на всю жизнь и в той или иной мере санкционирован обществом. Моногамия является нормой для большинства населения мира. В 83% культур мужчине не дозволяется иметь более одной жены.

Современные общества все более и более явно движутся к превращению любви в ключевой момент процесса формирования брачного союза. Проявлением адаптации института брака к неустойчивости любви стало появление серийного моногамного брака, который начинается с пробного брака.

Сожительство (cohabitation англ.) - официально незарегистрированный долговременный

(не менее 2 лет) супружеский и хозяйственно-бытовой союз мужчины и женщины. В том случае, если в сожительстве рождается ребенок (дети), правильнее назвать его неофициальным браком, бракоподобным союзом.

К групповому браку относят полигамию (многобрачие), которая включает полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество). Полигиния - мужчина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с несколькими женщинами. Она была свойственна преимущественно патриархату. Полиандрия - женщина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с разными мужчинами.

В человеческом обществе полигамия обусловлена потребностью в дополнительной рабочей силе и многочисленном потомстве, необходимостью расширения круга родственных связей, задачей содержания семей погибших мужчин. Кроме законной жены богатый человек мог иметь несколько наложниц, которые назывались «вторая жена», «третья жена». Наложницы выполняли обязанности прислуги. Законная жена признавалась матерью всех детей своего мужа. Наложницы теряли права на детей. В случае смерти законной супруги муж мог возвести в сан законной жены одну из наложниц.

Родство - кровная связь между людьми (родственниками). Различают родство по прямой линии (родственники происходят друг от друга: прадед, дед, отец и т.д.) и по боковой линии (родственники происходят от одного предка: родные братья и сестры, племянник и дядя и т.д.). Близкие родственники: родители и дети, бабушки и внуки, родные братья и сестры. Дальние родственники: двоюродные и троюродные братья и сестры, дяди и племянники и т.д. Муж и жена (супруги) не считаются родственниками. Свойственники - люди, находящие в отношениях свойства (теща -зять, мачеха или отчим - пасынок или падчерица и т.д.). [6;48]

Род - это совокупность родственников, происходящих от одного общего предка, отличающихся особым тотемом и связанных узами крови. Его характеризуют коллективная собственность на землю и другие средства производства, первобытно-коммунистическая организация хозяйства, отсутствие эксплуатации и равенство всех членов семьи. Род прошел последовательные стадии развития. Эти перемены сводились главным образом к двум процессам: во-первых, переходу счета происхождения от женской линии к мужской. Во-вторых, изменением порядка наследования имущества, умершего члена рода. Отцовский род образуется, как правило, из материнского в результате возникновения и развития частной собственности, следовательно, существует связующее звено между народами "цивилизованными" и "нецивилизованными". Существование "нецивилизованных" народов - необходимый предшествующий этап, подготавливающий нарождение народов "цивилизованных", и соответственно история последних является закономерным продолжением истории первых.

До середины XIX в. семья рассматривалась как исходная микромодель общества, социальные отношения выводились из семейных, само общество философами и историками трактовалось как разросшаяся вширь семья, причем как патриархальная семья со всеми атрибутами патриархальности: авторитарностью, собственностью, субординацией и т.п. Поэтому интерес к происхождению человечества способствовал развитию исторического взгляда на семейный строй жизни. Наибольший вклад в становление исторического подхода к семье принадлежит швейцарскому историку И.Я. Бахофену, выпустившему в свет в 1861 г. книгу "Материнское право. Исследование гинекократии старого времени и ее религиозной и правовой природы", а также шотландскому юристу Дж.Ф.Мак-Леннану, опубликовавшему в 1865 г. исследование "Первобытный брак". Каждый из них пришел к идее изменчивости форм брака и семьи в ходе истории, а также к идее предшествования матриархата патриархату - независимо друг от друга.

«До начала шестидесятых годов XIX века об истории семьи не могло быть и речи. Историческая наука в этой области целиком еще находилась под влиянием «Пятикнижия» Моисея. Патриархальную форму семьи, изображенную там подробнее, чем где бы то ни было, не только безоговорочно считали самой древней формой, но и отождествляли - за исключением многоженства -с современной буржуазной семьей, так что семья, собственно говоря, вообще не переживала якобы никакого исторического развития. Самое большее, что допускалось, что в первобытные времена мог существовать период неупорядоченных половых отношений. Правда, кроме единобрачия было известно еще восточное многоженство и индийско-тибетское многомужество, но эти три формы нельзя было расположить в исторической последовательности и они фигурировали рядом друг с другом без всякой взаимной связи... «Изучение истории семьи начинается с 1861 года, когда вышла в свет работа Бахофена "Материнское право..."» [9;7-8]

Этнограф Ю.И. Семенов, однако, отмечает, что новые идеи не выросли на пустом месте. В

античное время кроме "патриархальной теории" имелись представления о беспорядочном общении полов и общности жен, послужившие исходным моментом для идей о групповом браке.

У Демокрита и у античных материалистов на основании легенд и мифов о временах, когда брака не было, сформировались представления о "промискуитете". (Промискуитет - беспорядочные половые связи первобытных мужчин и женщин (40 - 50 тыс. лет назад). В половые отношения могли вступать любые родственники. Осознание людьми вредных биологических последствий кровнородственного скрещивания ведет к возникновению запретов (табу).

В "Истории" Геродота общность женщин отмечается у целого ряда народов, но эти данные не были приняты во внимание Платоном - "отцом" патриархальной теории, хотя в своем проекте идеальной республики он вводит общность жен, детей и имущества.

Аристотель последовательно развил платоновскую теорию патриархальности семьи как отвечающую природе человека и служащую исходной ячейкой государства, ибо соединение семей дает селение, а соединение селений - государство.

В средние века и в эпоху Просвещения патриархальная теория царствовала безгранично, хотя накапливалось все больше фактов, ей противоречащих. Факты, полученные в эпоху великих географических открытий, сопоставлялись с данными Геродота и служили основанием для выводов о реальности матриархальных отношений и группового брака.

В связи с этим можно назвать имена французского миссионера Ж.Ф. Лафито, описавшего общественные порядки индейцев Америки. И шотландского юриста и историка Дж. Миллара, стремившегося объяснить "материнский счет родства" у древних народов из отсутствия брака как упорядоченного общения полов, а также немецкого ученого Д. Иениша, в 1801 г. отграничившего промискуитет от "общинного брака" (с высоким положением женщин).

И.Я. Бахофен разработал концепцию гетеризма как состояния, через которое прошли все народы в направлении к индивидуальному браку и семье, основанной на материнском праве и высоком положении женщин в обществе ("гинекократия").

Дж. Мак-Леннан пришел к тем же выводам и открыл феномен, названный им "экзогамией" (от греч. "ekso" - вне и "gamos" - брак) - запрет браков внутри "своих" человеческих групп и необходимость вступать в него с членами других, не своих, групп. В отличие от Бахофена он трактовал род не как разросшуюся семью или совокупность семей, а как социальную форму, предшествующую семье.

Новое учение о семье, как отмечал А.Г. Харчев, не было сразу принято всеми, а подверглось острой критике, прежде всего в работах Г. Мэна, отстаивавшего извечность патриархализма, а также критиковалось другими учеными, наиболее известными из которых являются Э. Тайлор, К. Штарке, А. Вестермарк, Э. Гроссе. Идеи матриархата и исторического развития семьи нашли поддержку у Дж. Леббока, И. Колера, М.М. Ковалевского, Л. Штернберга, в особенности у Л. Моргана и Ф. Энгельса. Идея изменчивости форм брака и семьи как центральная для эволюционного подхода нашла свое наиболее полное воплощение в исследованиях американского антрополога Льюиса Г. Моргана, в 1868 г. опубликовавшего свои первые выводы, в 1870 г. - книгу "Системы родства и свойства человеческой семьи", в 1877 г. - итоговый капитальный труд "Древнее общество".

Морган четко отграничил род от семьи, показав, что он является экзогамной группой, между членами которой невозможны брачные отношения. Значит, первобытный род не мог состоять из семей. Исходя из этого, первой формой рода оказывается материнский род, основанный на коллективном хозяйстве и на экзогамных-эндогамных брачных отношениях при наблюдавшихся парных союзах.

Разложение коллективной собственности и появление частной собственности ведет от материнского рода к отцовскому и превращает парную семью в моногамную. Морган, таким образом, отличал моногамную семью от брачных пар, легко распадавшихся в родовом обществе, так как они не имели хозяйственной самостоятельности, частной собственности и наследования.

Одним из главных методов Моргана является анализ систем родства и восстановление по ним форм семьи и брака. В этом заключается отличие методов исследования от других учёных, которые занимались этой проблемой. Постараемся коротко рассмотреть каждый тип системы родства.

Морган считал, что семья в своем развитии прошла через следующие фазы: промискуитет, кровнородственная семья, пуналуальная семья, синдиасмическая семья и моногамная семья. Общей характеристикой этого развития является сужение круга половых партнеров и укрепление связей, объединяющих членов семьи.

1. Промискуитет характерен для низшей ступени дикости, когда половые отношения между членами праобщины не регулировались никакими нормами. Существовали неограниченные половые отношения между всеми членами общества. Это такая форма совместной жизни, когда отсутствовали отдельные, обособленные семейные группы и семейная жизнь была идентична общественной. Многие социологи оспаривали существование промискуитета как предварительного этапа в развитии семейной жизни; тем не менее можно с уверенностью сказать, что первобытный человек мог существовать лишь в некоторой обширной общности и был с ней теснейшим образом связан. Однако, согласно Моргану, весьма скоро происходит ограничение полового общения и начинают выделяться отдельные группы, между которыми такое общение разрешено. Этот процесс, несомненно, длился весьма долго и привел к возникновению особой формы семьи - кровнородственной.

2. Кровнородственная семья характеризуется групповым браком, а половое общение в ней разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению. Все те, кто принадлежит к одному поколению, т.е. братья и сестры, независимо от степени их родства образуют одну семью. Такая семья является эндогамной общностью, ибо включает людей одного поколения, принадлежащих лишь к одному роду или племени. Сужение круга половых партнеров привело к возникновению более развитой формы семьи - пуналуальной.

3. В пуналуальной семье из полового общения исключаются сначала ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется и на остальных, более дальних родственников того же поколения. Этому типу семьи все еще присущ групповой брак, однако принцип эндогамии заменяется экзогамией, так что можно сказать, что это брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Пуналуальная семья, таким образом, представляет собой такую форму брачных отношений, когда брачными партнерами являются группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода. В рамках такого типа семейной жизни все более частыми оказываются устойчивые и продолжительные связи между одним мужчиной и одной женщиной. Это - первый шаг к появлению парного брака.

4. Переходным историческим типом выступает синдиасмическая семья, которая появляется на рубеже дикости и варварства, и в которой один мужчина живет с одной женщиной, а полигамия остается исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью. Регулируя половые отношения определенного мужчины и определенной женщины, синдиасмическая семья делала известным действительного биологического отца и создавала условия для создания моногамной семьи, возникающей во времена разложения родового строя, появления частной собственности и классов.

5. Моногамная семья отличается тесной связью, между одним мужчиной и одной женщиной. Непосредственной причиной возникновения моногамной семьи было стремление обеспечить бесспорность отцовства и право потомства на владение семейным имуществом. Одновременно с укреплением моногамной семьи шел и процесс разложения старого родового строя и возникновения новых форм человеческих общностей. Исторически развитие семьи шло от нерегулируемых половых отношений к их ограничению в рамках моногамной семьи. «В своей вполне развитой форме эта семья сделала достоверным отцовство, поставила индивидуальную собственность на недвижимое и движимое имущество на место собственности коллективной и исключительное право наследования детей на место наследования агнатов. [4;313]

Одной из основ, на которой строится теория Ф.Энгельса, является соответствие трёх основных типов брака трём главным стадиям развития человечества. Дикость - групповой брак, варварство - парный, цивилизация - моногамия. Итак, отметим положения, выделенные Энгельсом в работе «Материнское право»:

- у людей первоначально существовали ничем не ограниченные половые отношения.

- такие отношения исключают всякую возможность достоверно установить отца, и поэтому происхождение можно было определять лишь по женской линии

- женщины пользовались высокой степенью уважения и почёта, доходившей до полного господства женщин (гинекократии).

Главное, от чего отталкивается автор, это то, что он подтверждает тезисы Л. Моргана о развитии семьи от низшей формы к высшей и основные положения относительно систем родства. [8;297]

До сих пор в зарубежной и отечественной науке сохраняется это противостояние между патриархальной теорией (человечество на всех этапах состояло из семей, а индивидуальная парная семья существовала всегда - см., например, работы Н.А. Бутинова и В.Р. Кабо) и теорией изна-

чального промискуитета, сменяющегося экзогамным материнским родом.

Теория экзогамного рода была после Моргана значительно усовершенствована английскими этнографами Л. Файсоном и Э. Тайлором, и в особенности У. Риверсом, в связи с разработкой идеи о дуально-родовой организации, возникающей в ходе соединения двух матрилинейных экзогамных племен или фраттрий. Род состоял из двух половин, фраттрий, в каждой из которых мужчины и женщины не могли вступать в брак друг с другом, находили себе мужей и жен среди мужчин и женщин другой половины рода.

Здесь следует сказать о вкладе российских ученых в разработку обсуждаемых проблем. Этнограф М. М. Ковалевский в своих научных изысканиях придерживался принципов генетической социологии - науки об обществе, занимающейся вопросом о происхождении общественной жизни и общественных институтов, каковы: семья, собственность, религия, государство, нравственность и право. В своей работе Ковалевский наибольшее предпочтение отдает этнографическому методу, а также анализу старинных кодексов и юридических сделок. Ковалевский считал, что необходимо у всех и у каждого из народов учитывать их архаические черты и из их сравнения строить выводы.

Ковалевский создал свою периодизацию развития семьи:

1) матриархальная семья; 2)патриархальная семья; 3)индивидуальная семья.

Матриархальная семья.

В данной семье счёт родства вёлся по матери, но главным добытчиком пищи и защитником считался брат матери, то есть дядя. Ковалевский считал, что при матриархате женщина не занимала не только господствующего, но даже равноправного с мужчиной положения в обществе и семье; главным все же был мужчина - брат матери, муж, отец или материнский дядя. В развитом же матриархате, как это подтверждается обширным этнографическим и историческим материалом, господство принадлежало женщине.

Когда заканчивается переход от охотничьего быта к пастушескому и земледельческому, движимое имущество начинает делаться объектом если не личной, то семейной собственности. Этот факт совпадает с появлением патриархальной семьи.

Патриархальная семья, второй этап эволюции, имеет вид общины, состоящей из людей, которые находятся в родстве друг с другом, так как являются потомками одного отца, живут под одной кровлей и владеют своим имуществом сообща. Место полигамии начинает занимать моногамия. Исследователь объясняет термин многожёнство, как способ получения рабочей силы.

Зародыш распада патриархальной семьи, по его мнению, заключался в полном подчинении отдельной личности общине и её представителю - отцу и мужу. Следствие из этого полное уничтожение индивидуальной свободы. Для Ковалевского важным фактором для возникновения новой формы семьи явилось появление права на наследование.

Индивидуальную форму семьи Ковалевский называет основой нашего общественного строя. «Характерным для индивидуальной семьи является то, что она представляет собой союз, заключённый по добровольному соглашению, что члены её тесно связаны между собой, что в ней соблюдаются взаимные права и обязанности, что отношения между мужем и женой стремятся к известной степени равенства, что вся семейная группа подчинена контролю государства и его судебной власти». [2;248] Можно сделать вывод, что взаимность прав и обязанностей супругов придаёт индивидуальной семье совершенно новый характер союза на равных правах. Что касается развода, то теперь его может требовать не только муж, но и жена.

С.П. Толстов и затем Ю.И. Семенов разработали концепцию производственных половых табу (запрет на половое общение в пору сезонных производственных работ), снимающих противоречие между промискуитетными отношениями и потребностями в развитии производственной деятельности.

С.П. Толстов поставил возникновение экзогамии в связь с функционированием половых производственных табу.

М.О. Косвен обнаружил дислокальный брак, когда супруги живут раздельно, а С.П. Тол-стов предположил, что в древней истории был период группового брака, являвшегося одновременно дислокальным.

Работы Дж. Мак-Леннана, Л.Моргана, Дж.Леббека, Г. Спенсера, М. Ковалевского и ряда других лиц в общем подтвердили мнение И.Я.Бахофена относительно первичной формы брака и счета по матери. Эволюция состояла в переходе от группового брака к индивидуальному. [7]

Родоначальником изучения семьи, как малой первичной группы принадлежит французскому инженеру-горняку Фредерику Ле Пле, который находился под влиянием идей О. Конта о

семьях как "мельчайших обществах", спонтанно устойчивых при смене поколений благодаря склонности к солидарности. Чтобы понять общество, необходимо понять семью - вот формула Ле Пле, считавшего, что внешняя среда определяет экономическую жизнь людей, одновременно диктующую форму семьи, которая в свою очередь влияет на общественные процессы.

В качестве эмпирического метода исследования Ле Пле избрал анализ бюджета семьи как количественного выражения многообразия семейной жизнедеятельности, организация которой зависит от структурных изменений семьи, связанных с воспитанием детей. До сих пор эти методы (значительно усовершенствованные с технической точки зрения) остаются, пожалуй, в ряду тех немногих процедур, которые позволяют количественно фиксировать групповые характеристики семьи в целом, относящиеся к экономическим индикаторам уровня жизни, использования социального времени и т.д.

Ле Пле поставил себе задачей самолично изучить в разных европейских странах более трехсот семейств, принадлежащих к самым многочисленным слоям населения, и посвящал по крайней мере неделю, а иногда и месяц составлению монографий каждой из них, т.е. изучал не только подробности их материальной жизни, но и чувства, страсти и вообще умственную и нравственную жизнь. [10] В центре каждой монографии семьи стояло описание ее бюджета, анализ которого, по мнению Ле Пле, позволял получить точные данные о структуре и функциях семьи и обеспечивал надежную основу для сравнений и типологий семей, Ле Пле пытался использовать статьи семейного бюджета (личные расходы, расходы на образование и т.д.) как показатели прежде неизмеримых качеств и действий рабочих, и даже более широко, всей общественной организации, в которой они живут, В первую очередь его интересовало, какие траты, привычки или условия труда семьи способствуют или мешают ее возвышению в социальной иерархии. Идеи Ле Пле дали толчок к разработке сложных социально-экономических индексов. Рассмотрение типов семей служило средством понимания исторического движения и функционирования общества в целом, а также прогнозирования реформ. В историческом движении общества Ле Пле отмечал направление от патриархального типа семьи к нестабильному.

Все, упомянутые нами, ученые по-своему представляли современную семью, но они твёрдо знали, что эта ячейка общества будет прогрессировать, изменяться, вместе с самим обществом, пока в нём возникают новые взаимоотношения между людьми, а значит, появляются и новые движущие силы, зародыш которых необходимо разгадать.

The article exposes the concept of the notions "marriage", "Family", "kind", "relationship" and the history of the formation of these categories. It describes the historical patterns of marriage - a marriage pair (monogamy) and group marriage (polygamy). It gives the analysis of family development and family relations on the basis of theories of different scholars. The specific features of each approach to the study of family history of the humanities are identified and justified

The key words: family, marriage, kinship, polygamy, monogamy, promiscuity, family kinship, matriarchal family, the patriarchal family, individual family.

Список литературы

1. История буржуазной социологии XIX-начала XX века / Отв. ред. И.С. Кон. М.. 1970.

2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр МарТ. - 305с.

3. Корсунский А. Р. О развитии феодальных отношений в готской Испании V— VII вв. В кн.: Средние века. Вып. 10. М., 1957-61.

4. Морган Л. Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Под редакцией М. О. Косвена -Л. 1934. 313 с.

5. Мысли и изречения древних Изд.: Эксмо, 2006 г. 3-е издание, исправленное. 800 с.

6. Словарь - справочник по социальной геронтологии. Самара: «Самарский университет», 2003, 126 с.

7. Сорокин П.А. К вопросу об эволюции семьи и брака у зырян // Известия Архангельского общества "Изучение Русского Севера". 1911. №1.

8. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - М.: Прогресс, 1991. 297 с.

9. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Л.Г. Моргана // М,, 1970. С. 7-8.

10. См.: Le Play. La reforme sociale en France. Paris, 1864, V, 1. P. 33.

11.www.soborpokrova.ru/bible.shtml?MAT22:2

Об авторе

Зимонина О.В.- кандидат педагогических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.