Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
СТАНОВЛЕНИЕ ПРАВА НА ДОСТУП К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ КУДРЯШЕВА Елена Дмитриевна,
адъюнкт адъюнктуры Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел России. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: представлены результаты теоретического анализа в области охраны культурных ценностей с XI века по настоящее время. Рассмотрены действующие и утратившие силы нормативно-правовые акты в части реализации культурных прав. Выделены и обоснованы периоды становления права на доступ к культурным ценностям.
Abstract: The results of a theoretical analysis on the protection of cultural values from the 11th century to the present are presented. Existing and invalid acts of legislation in terms of the realization of cultural rights are considered. The periods of the right to access to cultural values have been highlighted and justified.
Ключевые слова: право на доступ к культурным ценностям, исторические условия становления, культурные ценности, конституция.
Keywords: the right to access cultural values, historical conditions of formation, cultural values, constitution.
Формирование права человека и гражданина на доступ к культурным ценностям происходило на протяжении нескольких столетий, что подтверждается и историческими фактами, и архивными документами, закрепляющими государственные меры противодействия посягательствам на культурные ценности.
Первые упоминания о стремлении сохранять и чтить красивые и диковинные вещи содержатся в древнерусских летописных сказаниях. Предметом любования в Х1-Х1У веках являлись ценные вещи, иконы, драгоценные камни, их местом хранения выступали преимущественно церкви и монастыри, нередко подвергавшиеся нападению и разорению со стороны врага. Это подтверждается стихами из Лаврентьевской летописи «.. .та загореся сверху, и что бяше в ней узорочии, паникадило серебряное и ссуд златых и сребреных и порт золотом шитых и жемчугом и чудных икон золотом кованых и камнями дорогими и жемчугом великим, имже несть числа.», Новгородской первой летописи «.по монастырям и по всем церквям, вся узорочья и иконы отодрав и отвезя их в поганую землю свою.» [6].
Закрепление государственных мер по охране культурного и исторического наследия происходит в период правления Петра I, который был движим «великой целью, которой он отдал всю свою могучую жизнь - целью обратить Россию в культурное государство» [4, с.7]. В 1701 г. Петр закладывает первый цейхгауз в Москве в целях хранения военных трофеев «для памяти на вечную славу» [27, с.329]. Внимание Петра обращено и к воздвижению культурных и исторических памятников в целях сохранения памяти о важнейших военных победах, что подтверждается Именным указом от 11-13 июля 1709 г. «О построении близь города Полтава в память о держанной там над шведами победе мужеского Петропавловского монастыря ... и о сооружении пред церковью памятника» [22, №2236], Именным указом от 29 апреля 1723 г. «О сделании каменной пирамиды на Полтавском поле, в память победы, одержанной над шведами» [22, № 4202].
1714 год стал годом учреждения Кунсткамеры из Государева кабинета редкостей императором Петром Великим в «Санкт-Петербурхе», куда было указано доставлять курьезные предметы для наглядного обучения юношей и назидания взрослыми [27, с.20]. 13 февраля 1718 г. Петром издается Указ «О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей во всех городах губернаторам и комендантам, о даче за принос оных награждения и о штрафах за утайку», которым закрепляется наставление жителям
о сдаче необыкновенных, старинных и диковинных предметов, за что полагалось вознаграждение «смотря по вещи» [23, № 3159]. 16 февраля 1721 г. Сенатским указом «О покупке в Сибири куриозных вещей и о присылке оных в Берг- и Мануфакту- коллегию» запрещено повреждать обнаруженные в Сибири курьезные вещи и повелено направлять их в Берг- и Мануфакту- коллегию, о чем докладывать Императору [22, № 3738].
Несмотря на издаваемые указы, меры по сохранности вещей, представляющих историческую и культурную ценность, принимались недостаточные, большее внимание отдавалось художественной привлекательности и диковинности предметов. Становится популярным термин «куриозный», однако, он имел широкое и неясное толкование и не всегда означал именно ценность, историзм и древность вещи.
В годы правления Петра II и в дальнейшем был продолжен курс, начатый Петром Великим на сохранение культурных ценностей, что подтверждается 28 марта 1728 г. Указом из Верховного тайного совета «Об отдаче после коронации императора Петра II короны и регалий и прочего убранства для хранения в Мастерскую палату» [22, № 5253]. 4 августа 1732 г. в период царствования Анны Иоановны Сенатским указом закреплено требование передачи курьезных серебряных и золотых вещей для сохранения в Мастерскую палату «с роспискою» и рапортом в Сенат [22, № 6144]. 8 апреля 1736 г. издается Именной указ «Об отдаче имеющихся в Москве конских богатых уборов для хранения в Оружейную палату повелено направлять на хранение» [22, № 6935].
В 1745 г. в период царствования Елизаветы Петровны издается ряд указов, направленных на сохранение и реконструкцию каменных и деревянных строений, которые «.во многих местах обветшали, а некоторые и развалились.». При этом, слежение за сохранностью зданий и сооружений в указанный период было возложено на полицию, что подтверждается текстом указа: «Главная полицеймейстерская канцелярия доношением объявляла.» [22, № 9180]. В 1759 г. выходит указ, позволяющий разбирать ветхие постройки, не подлежащие реконструкции для строительства и ремонта «казенных церквей и богаделен» [22, № 10949].
В середине XVIII в. большое распространение в Европе получает гипсовое искусство, уникальностью которого являлось то, что мастера снимали копии с подлинных форм предметов античного оби-
хода. В 1757 г. одновременно с учреждением Императорской Академии художеств основан и Санкт-Петербургский музей «антиков», в котором выставлялись точные гипсовые подобия важных для истории древних произведений [1]. Благодаря слепкам, посетители имели возможность знакомиться с достоянием античного искусства. Стремительно расширяются коллекции Санкт-Петербургского арсенала, к осмотру которых 01 июня 1808 г. все желающие получили ежедневный свободный доступ (в период времени с 14 до 18 часов), соответствующее объявление содержалось в газете «Санкт-Петербургские ведомости» от 29 мая того же года [11, с.3].
В годы правления Николая I (1825-1855) происходит формирование ценностного отношения к культурному наследию. Первоначально предпринимаются попытки описи и систематизации ценных вещей. Так, 30 мая 1826 г. Царским указом повелено направить сведения о достопамятных вещах, поступивших на хранения в государственные учреждения со времен Петра I [21, № 376]. Подобные требования отражены и в указе от 1837 г. [21, № 10303]. В 1859 г. забота об исторических памятниках возлагается на Императорскую археологическую комиссию при Министерстве императорского двора. В числе обязанностей комиссии обозначены: поиск, учет и описание научного и исторического значения предметов древности [19, с.115].
В 1899 г. по инициативе Николая II была созвана Гаагская мирная конференция, призванная урегулировать некоторые вопросы безоружного решения споров, по итогам которой впервые употреблено в документе международного уровня понятие «культурные ценности», однако, не раскрыто его значение [9]. В 1904 г. комиссией по пересмотру действующих постановлений по охране древних памятников при МВД разработан одноименный законопроект, который ввиду русско-японской войны не обсуждался до 1908 г. 29 октября 1911 г. отредактированный законопроект был внесен на рассмотрение в Государственную думу под названием «Положение об охране древностей». В нем впервые было раскрыто значение термина «культурные древности», под которыми понимались «замечательные по своему художественному, историческому или археологическому достоинству» созданные до середины предыдущего столетия памятники зодчества и иного искусства, акты, рукописи и прочие первобытные древности (статья 1), а также введена уголовная ответственность за утаивание, порчу, изъятие и вывоз за границу предметов старины (отдел IX) [20]. Законопроект не был утвержден Государственной Думой, однако, представляет собой доказательство озабоченности сохранностью памятников древности [2].
18 октября 1907 г. в рамках Второй конференции мира оглашается требование предпринять все необходимые мер для сохранности «...храмов, зданий, служащие целям науки, искусств и благотворительности, исторических памятников.», что зафиксировано в ст. 27 принятой Конвенции [7], однако, в России первая половина XX в. сопровождалась разрушением и разграблением исторического наследия досоветских времен. Находящиеся у власти не желали признавать и защищать накопленные культурно-исторические ценности.
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2019. № 12(180)
Боевые действия во время Великой Отечественной войны привели к многочисленным утратам объектов истории и культуры на территории СССР: разрушены церкви, синагоги, памятники более чем в 3000 городах, разграблено 427 государственных музеев, уничтожено и вывезено 564700 экспонатов [5, с.258].
В послевоенные годы в СССР принимается ряд нормативно-правовых актов, направленных на восстановление и сохранение культурно-исторического наследия. 22 мая 1947 г. постановлением Совета Министров РСФСР объявлена неприкосновенность и установлена государственная защита памятников архитектуры [14]. 14 октября 1948 г. принимаются отдельные меры по совершенствованию охраны памятников культуры, в числе которых, изменение статуса и расширение сети специализированных реставрационных мастерских [13]. 28 мая 1949 г. внесены изменения в порядок учета, регистрации и сохранности памятников истории и археологии [16].
14 мая 1954 г. Конвенцией о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов (ратифицирована СССР 04 апреля 1957 г.) впервые на международном уровне закреплено право на доступ к культурным ценностям, а также раскрыто понятие «культурные ценности», под которыми понимаются «.движимые и недвижимые ценности независимо от их происхождения и владельца, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа.» [24, с. 114].
29 декабря 1956 г. Приказом МВД СССР в целях совершенствования защиты особо важных объектов культурно-исторического наследия в составе министерства образован специализированный полк, получивший название 1-ого. Этим же документом утвержден перечень подлежащих охране объектов, в числе которых Красная площадь с находящимися на ее территории памятниками истории и культуры [25, с.18]. На объектах, подлежащих защите, была установлена круглосуточная охрана.
29 октября 1976 г. Законом СССР утвержден порядок ведения единого государственного учета памятников истории и культуры, закреплено преимущественно государственное право на ценности, обозначены конкретные меры по защите культурных ценностей, основания для их изъятия и отчуждения, а также порядок вывоза за территорию государства [14].
7 октября 1977 г. принята Конституция СССР, в которой законодателем обозначено право граждан на доступ к культурным ценностям (ст. 46), которое обеспечивалось доступностью их посещения, бесплатным посещением библиотек и периодической печати, развитием телевидения и радио, равномерным распределением учреждений культуры на территории государства и пр. В ст. 27 в целях повышения уровня культуры и воспитания советских граждан зафиксирована обязанность государственных органов защищать, сохранять и преумножать культурные ценности государства [10].
Период конца 80-х - начала 90-х гг. характеризуется масштабностью вывоза культурных ценностей за границу, несмотря на попытки Совета Министров СССР предпринять меры по пресечению
Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
нелегального разорения музеев, массовость контрабанды была достаточно широкой. Только в 1992 г. в Российской Федерации Постановлением Правительства в составе МВД учреждено специализированное подразделение по борьбе с хищениями культурных и исторических ценностей, после чего специализированные отделы создаются и при ГУВД [12, с.270].
Принятие Конституции 12 декабря 1993 года фиксирует закрепление права на доступ к культурным ценностям на территории Российской Федерации, основанное на праве на участие в культурной жизни. На современном этапе оно регулируется и рядом дополнительных и уточняющих нормативно-правовых актов: Основами законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) [17]; Законом РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 N 4804-1, который в целях обеспечения доступности культурных ценностей для граждан Российской Федерации регламентирует порядок ввоза и вывоза культурных ценностей, определяет категории объектов культурного наследия, запрещенных к вывозу и пр. [8]; Федеральным законом от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», устанавливающим запрет на вывоз музейных предметов и музейных коллекций, входящих в состав музейного фонда и т.д. [28]. Граждане Российской Федерации сегодня могут реализовывать право на доступ к культурным ценностям как самостоятельно и лично, так и через государственные учреждения. Нарушение прав граждан в области культуры преследуется за-Библиография:
конодател ьством.
Таким образом, изучение исторического опыта формирования права гражданина и человека на доступ к культурным ценностям показало, что в своем развитии оно прошло следующие этапы:
I - Допетровский этап (XIII - XVII вв.), характеризуемый зарождением интереса к «курьезам», сбережением символов военных подвигов, а также учреждением хранилищ диковинных вещей;
II - Реформаторский этап (XVIII в. - 1917 г.), на протяжении которого возрастает интерес общества к культурному развитию, происходит законодательное закрепление мер по охране культурных ценностей, формирование права человека на доступ к культурным ценностям;
III - Советский этап (1917 - 1977 гг.), во время которого совершенствуется законодательство в сфере основных форм защиты культурных ценностей, происходит создание государственных органов учета и охраны культурных ценностей;
IV - Конституционный этап (1977 - 1993 гг.), характеризуемый закреплением конституционного права на доступ к культурным ценностям, систематизацией законодательных актов в указанной сфере, расширением полномочий государственных органов по охране культурных ценностей;
V - Современный этап (1993 - по настоящее время), сопровождаемый совершенствованием законодательного механизма реализации и защиты права человека и гражданина на доступ к культурным ценностям.
1. Андреева Е.М. Музей «антиков» Императорской Академии художеств. История собрания и его роль в развитии системы художественного образования в России во второй половине XVIII - первой половине XIX веков: дисс. канд. искусствоведения: 17.00.04. / Е.М. Андреева. СПб., 2004. - 372 с.
2. Беспалько В.Г. История развития законодательства об охране культурных ценностей от преступных посягательств // Культура: управление, экономика, право. - 2013. - № 2. - С. 27-34.
3. Бюллетень Наркомпроса РСФСР. 1932. № 9. Ст. 71.
4. Время Императора Петра II и Императрицы Анны Иоанновны: из записок князя П. В. Долгорукова / перевод с французского С. М. - 3-е издание. - [Москва]: московское книгоиздательское товарищество «Образование»: типография Русского товарищества, [1911]. - 170 с. С. 7
5. Вступительная речь главного обвинителя от СССР Р.А. Руденко // Нюрнбергский процесс. Сборник материалов Нюрнбергского процесса над главными немецкими военными преступниками в двух томах подготовлен / под ред. К.П. Горшенина (главный редактор), Р.А. Руденко и И.Т. Никитченко. М.: Юриздат., 1954. Т. 1. С. 258.
6. Воинские повести Древней Руси. Л. Лениздат. 1985. 496 с.
7. Вторая конференция мира 1907 г. СПб: «Издательство Российского МИД», 1908. 372 с.
8. Закон Российской Федерации от 15.04.1993 N 4804-1 (с изменениями на 28 декабря 2017 года) «О вывозе и ввозе культурных ценностей» // Российская газета. № 92, 15.05.1993.
9. Изложение Гаагских конференций и пр. в 4 изд. 2 т. «Современного международного права» Мартенса. СПб, 1900.
10. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Конституции (Основные Законы) Союзных Советских Социалистических Республик. М.: Изд-во «Известия», 1985.
Крылов В.М. Достопамятный зал - предшественник Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Вехи истории //Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 250-летию Достопамятного зала «Военное прошлое государства Российского: утраченное и сохраненное», 13-17 сентября 2006 года. Секция «Коллекции и собрания военно-исторических музеев России», СПб, 2006. 96 с. С.3-5. Михайлова Н.В. Государственно-правовая охрана историко-культурного наследия России во вт. пол. XX в.: дисс. ... д-ра юрид. наук. М., 2002. С. 270.
13. О мерах улучшения охраны памятников культуры: постановление Совмина СССР от 14 октября 1948 г. № 3898 // СП СССР. 1948. № 6. Ст. 81.
14. Об охране и использовании памятников истории и культуры: Закон СССР от 29 октября 1976 г. № 4692-^ // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 44.
15. Об охране памятников архитектуры: постановление Совмина РСФСР № 389 от 22 мая 1947 г. // СП РСФСР. 1947. № 8. Ст. 28.
16. Об утверждении Инструкции о порядке учета, регистрации и содержания археологических и исторических памятников на территории РСФСР: постановление Совмина РСФСР от 28 мая 1949 № 373 // СП РСФСР. 1949. № 3. Ст. 31.
17. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3613-1) (ред. от 18.07.2019). М., «Эксмо»: Серия «Законы и кодексы», 2019. 65 с.
18. Охрана культурного наследия России XVII-XX вв.: хрестоматия / сост. Л.В. Карпова, Н.А. Потапова, Т.П. Сухоман. М., 2000. Т. I. С. 244.
19. Охрана памятников истории и культуры в России. XVII - начало XX в.: сб. документов. М., 1978. С. 115. Положение «Об охране древностей» // П.А. Столыпин. Программа реформ. Документы и материалы. В 2 томах. Т. 2. М., 2011. 799 с.
11.
12.
21. ПСЗ РИ
22. ПСЗ-1
23. Российский государственный архив древних актов. Ф. 9. Кабинет Петра I и его продолжение. Отд. I. Кн. 26. Л. 19 об. - 20.
24. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1960. Вып. XIX. С. 114 - 142.
25. Сорок пять (45) лет вневедомственной охране, 1952-1997. М.: РОБИН, 1997. С. 18.
26. СУ РСФСР. 1933. № 53. Ст. 227; Бюллетень Наркомпроса РСФСР. 1933. № 21. Ст. 308; ГАРФ. Ф.2306. Оп. 69. Д. 2157. Л. 98.
27. Топычканов А. В. Охрана и музеефикация культурного наследия России в XVIII - начале XX века // Историческая культура императорской России. Формирование представлений о прошлом / отв. ред. А. Н. Дмитриев. - Москва: ИД ВШЭ, 2012. С. 329.
28. Федеральный закон от 26.05.1996 г. № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» // Российская газета, № 104, 04.06.1996.