ПРАВО НА ДОСТУП К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ЖУКОВ Дмитрий Валерьевич, научный сотрудник отдела конституционного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34
E-mail: [email protected]
Исследуются понятие «культурные ценности», его неоднозначная трактовка в международных правовых актах и рецепция в законодательстве различных государств. Культура является важнейшим направлением деятельности государства, тесно связанным с состоянием духовной сферы жизни общества. Культурные права образуют самостоятельную группу прав и исторически относятся наряду с экономическими и социальными правами к так называемым правам «второго поколения». Включение культурных прав в разряд конституционно закрепленных является одной из особенностей развития законотворческого процесса во многих странах мира начиная со второй половины XX в.
Цель статьи — показать развитие концепции «всеобщего наследия человечества», ее глобализацию в современном международном праве. Отмечается, что, несмотря на различное отношение к понятию «культурные ценности», указанная категория приобретает признак универсальной значимости для мировой культуры в целом. Автором также ставится задача раскрыть понятие права доступа к культурным ценностям на примере анализа законодательства стран СНГ и некоторых государств Западной Европы. Обращается внимание, что в нормативных актах европейских стран право на доступ к культурным ценностям как комплекс правовых институтов непосредственно не предусматривается, однако в ряде законов содержатся отдельные элементы данного права. Рассмотрено положение о взаимообусловленности права на доступ к культурным ценностям с правом на достойную жизнь.
Методологическую основу данной научной работы составили диалектический, системный, сравнительно-правовой, нормативный и иные методы познания.
Сформулирован вывод, что международное право устанавливает универсальные права и свободы человека и гражданина в области культурных прав, определяет их содержание. Задачей каждого государства является не только их детализация в национальном законодательстве, но и практическая реализация в целях сохранения и рационального использования своего культурного наследия.
Ключевые слова: культурные ценности, достижения культуры, объекты культуры, культурное наследие, объекты культурного наследия, культурное достояние, памятники истории и культуры.
THE RIGHT TO ACCESS TO CULTURAL VALUES: A COMPARATIVE-LEGAL ANALYSIS OF FOREIGN LEGISLATION
D. V. ZHUKOV, research fellow of the Constitutional law department of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation
34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117218
E-mail: [email protected]
The article is devoted to consideration of the concept of "cultural values", the ambivalent interpretation in international legal acts and reception into laws of various states. Culture has always been and continues to be the most important line of activity of a state which is closely connected with the state of the spiritual sphere of the society's life. The cultural rights form an independent section of rights and relate, in historic terms, to the so-called "second generation rights", along with economic and social rights. Since the last half of the XX century, introducing of cultural rights into the category of constitutionally vested becomes one of the distinguished features of law making development in many countries of the world.
The article aims to demonstrate development of the concept of "universal heritage of humanity" and its globalization in the modern international law. It has been observed in the article that, despite different attitudes to the concept of "cultural values", the mentioned category acquires an attribute of "universal significance" for the world culture in general. The author also sets a target to disclose the concept of "rights for access to cultural values" through the example of reviewing laws of former CIS countries and a number of Western European countries. The article draws attention to the fact that regulatory acts of European countries do not contain direct provisions of rights for access to cultural values as a complex of legal institutions; however, a number of laws contain certain elements of this right. In his article the author also considers the provision of interdetermination of the right for access to cultural values with right of dignified life.
The dialectic, systematic, legal comparative, normative and other methods of obtaining knowledge were taken as a methodological basis of this scientific work.
On basis of the reviewed material, the author comes to a conclusion that the international law establishes universal human and civil rights and freedoms in scope of cultural rights and determines their content. Each state should not only provide details in national law but also ensure their practical realization in order to save and rationally use its cultural heritage.
Keywords: cultural values, achievements of culture, cultural facilities, cultural heritage, cultural property, monuments of history and culture.
DOI: 10.12737/article_598063facde5a2.87050051
Сегодня понимание того факта, что права граждан в области культуры являются неотъемлемой составной частью всей системы прав и свобод человека и гражданина, ни у кого не вызывает сомнения. Однако далеко не всем проблемам, связанным с исследованием и нормативным обеспечением этой группы прав и свобод граждан, уделялось и уделяется должное внимание. В силу различных причин, связанных в основном с переменами в социально-экономическом развитии страны, в Российской Федерации приоритетными в настоящее время являются исследования в области прав и свобод в политической, экономической, социальной сферах. Представляется, что именно в связи с этим культурные права и свободы человека и гражданина являются в настоящее время слабо разработанной категорией с точки зрения их видовой классификации и правового содержания.
Вместе с тем необходимо отметить тот факт, что и в законодательстве других государств категория куль -турных прав не столь хорошо разработана. Хотя на практике данное понятие используется уже несколько десятилетий, в теории отношение к культурным правам далеко не однозначно. Так, Т. Я. Хабриева и В. Е. Чиркин отмечают, что многие из социально-эко -номических прав, к которым относятся и культурные права, «в странах англосаксонского права... не считаются правами в субъективном смысле», а сама группа социально-экономических прав «нередко... относится к числу моральных, а не так называемых позитивных, не собственно юридических»1.
Культурные права образуют самостоятельную группу и исторически относятся наряду с экономическими и социальными правами к так называемым правам «второго поколения». Включение культурных прав в разряд конституционно закрепленных является одной из особенностей развития законотворческого процесса во многих странах мира со второй поло -вины XX в. Связано это с тем, что многочисленные тоталитарные режимы начала и середины прошлого столетия, кроме всего прочего, характеризовались стремлением правящих элит подчинить себе духовный мир людей, что достигалось в том числе и установлением идеологического контроля за духовным творчеством во всех его сферах, а также жесткой цензурой в отношении культурных ценностей — произведений литературы, науки и искусства. Возможно,
1 Хабриева Т. Я., Чиркин В. Е. Теория современной конституции. М., 2005. С. 167.
именно поэтому понятие культурных прав и свобод чаще встречается в конституциях тех государств, ко -торые на своем опыте пережили господство тоталитарных режимов.
В существующих международно-правовых актах и научных исследованиях, посвященных объектам культуры, используются обычно два термина — «культурное наследие» (culturaШeritage) и «культурная собственность» (culturalproperty). Надо отметить, что последний из них чаще всего переводится на рус -ский язык как «культурные ценности». Понятие куль -турной собственности по сути есть воплощение одного из основных прав человека — права частной собственности. Соответственно, на государство возлагалась лишь обязанность создать условия для возможной защиты прав собственника предметов культуры, будь то конкретный индивид или целый народ.
Масштабные разрушения и гибель культурных памятников в ходе Второй мировой войны заставили по-иному взглянуть на то, что составляет всеобщее культурное наследие человечества. В современном международном праве получила распространение концепция, согласно которой понятие «культурное наследие» шире, чем понятие «культурная собственность», и включает как материальные, так и немате -риальные объекты. Соответственно, на государства возлагаются позитивная обязанность создания условий для защиты прав собственника предметов культуры и ответственность в деле защиты и сохранения культурного наследия всего человечества.
Термин «всеобщее наследие человечества», утвердившийся в ХХ в., заимствован в международном праве у его основателя — голландского философа, юриста и государственного деятеля Гуго Гроция2, а в со -временный оборот введен в 1967 г. при выработке до -кументов, посвященных правовому регулированию морского дна и его недр, Арвином Пардо, представителем Мальты при ООН3. В дальнейшем концепция «всеобщего наследия человечества» была закреплена в Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.4 Идея же о «культурном наследии всего человечества» впервые по-
2 См.: Гроций Г. О праве войны и мира: репринт с изд. 1956 г. М., 1994. С. 201—205.
3 См.: НешатаеваВ. О. Культурные ценности. Цена и право. URL: https://law.wikireading.ru/46588.
4 См.: Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. // Международное публичное право: сб. док.: в 2 т. Т. 2. М., 1996. С. 356—362.
является в Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.5 и подтверждена в Конвенции ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия 2001 г.6, а также других международных правовых актах. Таким образом, отмечает В. О. Нешатаева, понятие «культурное наследие» становится родовым понятием на международном уровне и отражает общую тенденцию глобализации в международном сообществе, что влечет серьезные изменения в правовом регулировании прав собственности на предметы культуры. Определение объектов, относящихся к категории «культурное наследие», представляет собой один из самых сложных правовых вопросов современного периода7.
Термином, вобравшим двойственную природу объектов культуры, являющихся как объектами культур -ного наследия, так и объектами права собственности, стало понятие «культурная ценность». Следует отме -тить, что в русском языке под культурной ценностью могут пониматься как материальные, так и духовные ценности, что, по сути, отражает двойственную природу объектов культуры.
Впервые понятие «культурная ценность» было сформулировано в ст. 1 Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. (СССР ратифицировал Конвенцию 4 апреля 1957 г.). Именно этим актом указанный термин был введен в международную правовую терминологию. Согласно данной Конвенции культурными ценностями, в частности, считаются независимо от их происхождения и владельца: ценности, движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического или археологического значения, научные коллекции, коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, здания, главным или действительным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей, такие как музеи, крупные библиотеки, так называемые центры сосредоточения культурных ценностей8.
5 См.: Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. // Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М., 1993. С. 290—302.
6 См.: Конвенция ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия 2001 г. URL: http://www.unesco.org.
7 См.: Нешатаева В. О. Указ. соч.
8 См.: Сборник действующих договоров, соглашений и кон-
венций, заключенных СССР с иностранными государствами.
М., 1960. Вып. XIX. С. 114—142.
Однако отношение к категории «культурные ценности» неоднозначно. Так, Е. П. Чорновол и А. В. Го -ловизнин в работе «Законодательные и доктриналь-ные аспекты определения правовой дефиниции "культурные ценности"» отмечают, что хотя понятие «культурные ценности» широко используется в общественных науках, в том числе в юриспруденции, однако к настоящему времени оно не получило однозначного легального закрепления и истолкования в теории права, что осложняет отнесение к таким ценностям тех или иных объектов и снижает эффективность, а то и адекватность правового регулирования их оборота9. Несмотря на различное отношение к данному понятию, категория культурных ценностей приобретает признак «универсальной значимости» для мировой культуры в целом. В качестве нового критерия определения культурных ценностей был принят критерий «уникальности и незаменимости ценностей», зафиксированный в Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.
Позиции по отношению к определению понятия «культурные ценности», закрепленные в международно-правовых актах как универсального, так и ре -гионального характера, в дальнейшем нашли отражение в национальном законодательстве многих стран. Например, в Швейцарии Законом о международном обороте культурных ценностей 2003 г. фактически воспроизведено определение культурных ценностей, данное в ст. 1 Конвенции ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконно -го ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 г., согласно которой культурными ценностями считаются «ценности религиозного или светского характера, которые рассматриваются каждым государством как представляющие значение для археологии доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки», и дан перечень таких ценностей10.
Некоторые страны пошли по пути перечисления категорий культурных ценностей, не давая им правового определения. К таким странам относится и Российская Федерация. Так, в Законе РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» под культурными ценностями понимаются нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, ис-
9 См.: Чорновол Е. П., Головизнин А. В. Законодательные и доктринальные аспекты определения правовой дефиниции «культурные ценности» // Культура: управление, экономика, право. 2015. № 4. С. 3—9.
10 См.: Сборник действующих нормативных правовых актов и наиболее значительных работ по проблемам сохранения культурных ценностей (по состоянию на 1 августа 1999 г.). М., 2000. С. 47.
торические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
Право человека на культурные ценности в общей форме было зафиксировано в международно-правовом акте рекомендательного характера — Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 г. Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций. В статье 27 данного акта провозглашается, что каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться ис -кусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является11.
Поощрение и защита культурных прав человека непосредственно входят в круг задач международной специализированной организации—ЮНЕСКО. Под ее компетенцию подпадает защита прав на образование, творчество, использование научных достижений, беспрепятственное участие в культурной жизни, информацию, в том числе права иметь свое мнение и выражать его, на доступ к культурным ценностям и др.
Указанные права зафиксированы в конституциях многих зарубежных государств и относятся к группе культурных прав, закрепляющих конституционные возможности человека по развитию духовной стороны своей личности.
Так, в Испании (п. 1 ст. 20 Конституции 1978 г.) признаются и защищаются следующие права и свободы: право свободного выражения и распространения мыслей, идей и мнений посредством слова, письменного знака или иного средства воспроизведения; свобода литературного, художественного, научного и технического творчества; свобода преподавания; право свободно передавать и принимать любую информацию, независимо от средств ее распространения. Закон определяет ограничительные условия в осуществлении этой свободы по мотивам совести и сохранения профессиональной тайны12.
Общим для этой группы прав является возможность удовлетворения духовных потребностей индивида. Они призваны гарантировать внутреннее развитие человека.
Анализируя международные правовые нормы в области права человека на культурные ценности, неко-
11 См.: Права человека. Основные международные документы. М., 1989. С. 134—142.
12 См.: Конституции зарубежных стран / сост. В. Н. Дубро-вин. М., 2001. С. 73, 205.
торые исследователи делают вывод, что право челове -ка на участие в культурной жизни напрямую связано с правом человека на достойную жизнь. Так, В. О. Не -шатаева считает, что глубинным мотивом для развития прав человека в экономической, социальной, а также культурной областях остается поиск путей к повышению уровня жизни людей и расширению их свободы. Расширение свободы предполагает осознание ее границ с целью признания прав иных людей, в том числе и на повышение культурного уровня. Каждый человек имеет право пользоваться, изучать и наслаждаться общим культурным наследием человечества. Но не всякий может воспользоваться данным правом: если у человека нет хлеба насущного, то он, скорее всего, лишен возможности задумываться о духовной (культурной) стороне жизни. Таким образом, человек, относящийся к социально незащищенным слоям общества, ограничен в реализации права на использование культурных ценностей, а следовательно, и на право доступа к ним13.
Необходимо обратить внимание на то, что в нормативных актах европейских стран право на доступ к культурным ценностям как комплекс правовых институтов непосредственно не предусматривается. Т. Е. Мельник отмечает, что на конституционном уровне право на доступ к культурным ценностям не так часто закрепляется в сравнении с такими культурными правами и свободами, как право на участие в культурной жизни или свобода творчества14.
Однако в ряде европейских конвенций и хартий сформулированы отдельные элементы данного права, а также обязательства государств-участников, их ратифицировавших. Например, постановление № 3911/92 Совета Европейских сообществ 1992 г. о вывозе культурных ценностей не только указывает в приложении к ст. 1 те объекты, которые относятся к культурным ценностям, но и устанавливает обязанность единообразного контроля на внешних границах Европейского сообщества за вывозом культурных ценностей.
Часть 2 ст. 44 Конституции РФ закрепляет право на участие в культурной жизни, на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Гарантируя осуществление прав человека в рассматриваемой области, Основы законодательства о культуре определяют обязанности государства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ.
В законодательстве большинства стран СНГ право на доступ к культурным ценностям включено в качестве отдельных элементов в нормативные акты по культуре. Например, в Конституции Азербайджанской Республики государство гарантирует охрану па-
13 См.: НешатаеваВ. О. Указ. соч.
14 См.: Мельник Т. Е. Право на доступ к материальным куль -турным ценностям // Журнал российского права. 2006. № 4.
мятников истории и культуры, национальных культурных ценностей, обеспечивает создание, деятельность и развитие структур, необходимых для их научного изучения и пропаганды, создает условия для рационального использования памятников, организует возвращение вывезенных из страны национальных культурных ценностей. Указанная правовая норма является основой развития законодательства об охране культурного наследия15.
Согласно ст. 11 Конституции Республики Армения памятники истории и культуры, другие культур -ные ценности находятся под опекой и охраной государства. Республика Армения в рамках принципов и норм международного права способствует укреплению связей с армянской диаспорой, сохранению находящихся в других государствах армянских исторических и культурных ценностей, тем самым обеспечивая к ним доступ. Эта конституционная норма положена в основу формирования и развития законодательства Республики Армения в области охраны историко-культурного наследия. В целях сохранения этого наследия для будущих поколений в Республике Армения сформирована развернутая система законодательства16.
После обретения суверенитета 5 мая 1993 г. XII сес -сия Жогорку Кенеша (парламент Кыргызской Республики) утвердила Конституцию Кыргызской Республики, в которой говорилось о бережном отношении к культурному наследию. Конституция Кыргызской Республики, принятая 27 июня 2010 г., подтверждает государственную охрану памятников истории и культуры. Так, в параграфе 2 статьи 48 указывается: «Государство охраняет исторические памятники, заботится о создании необходимых условий для развития литературы, науки, искусства, средств массовой информации и спорта».
В Кыргызской Республике законодательство об охране историко-культурного наследия представлено Конституцией и иными нормативными правовыми актами, в которых содержатся понятия и определения следующих терминов: «историко-культурное наследие», «историко-культурные ценности», «культурные ценности», «объекты культурного наследия», «памятники истории и культуры», «культурное до-стояние»17.
15 См.:МартыненкоИ. Э. Законодательство Азербайджанской Республики об охране национального культурного наследия // Культура: управление, экономика, право. 2015. № 3. С. 21—26.
16 См.: Мартыненко И. Э. Законодательство Республики Армения об охране и использовании памятников // Культура: управление, экономика, право. 2012. № 4. С. 23—26.
17 См.: Мартыненко И. Э. Понятие, состав и законодатель-
ство об охране историко-культурного наследия Кыргызской Республики // Культура: управление, экономика, право. 2013. № 1. С. 35—40.
Обобщая тенденции развития законодательства о культуре стран СНГ, можно сделать вывод, что в нормативных актах этих государств отсутствует по -нятие культурной собственности и содержатся в основном понятия о культурном наследии и историко-культурных ценностях, включающие в себя сохранение национальной самобытности народов, развитие и самореализацию личности, гуманизацию общества, сохранение национального достояния и национальных культурных ценностей народов, проживающих на территории этих республик.
Несколько по-иному развивалось законодательство о защите культурных ценностей в европейских государствах. Так, в законодательстве Итальянской Республики памятниками истории и культуры именуются предметы, движимые и недвижимые, которые представляют художественный, исторический, археологический и этнографический интерес. В статье 2 Декрета Президента Республики № 805 от 3 декабря 1975 г. указано, что памятники культуры являются национальным достоянием, и области сотрудничают с государственной администрацией в деятельности по охране памятников культуры в пределах, устанавливаемых по взаимному согласию. Деятельность по использованию памятников культуры области осуществляют в соответствии с программами, согласованными с центральной государственной властью. В силу Закона об охране предметов, представляющих художественный или исторический интерес, 1939 г. вывоз охраняемых законом культурных ценностей за границу запрещается в той мере, в какой это повлекло бы за собой значительный ущерб для национального культурного достояния18.
Во Франции согласно законодательству Республики к памятникам истории и культуры могут быть отнесены: здания, архитектурные ансамбли, движимые памятники искусства и культуры (картины, предметы прикладного искусства, коллекции книг или рукописей и т. д.) и так называемые естественные памятники (ландшафты, озера, реки, леса и т. д.). Вокруг охраняемого памятника (если это строение, ансамбль, ландшафт) может быть установлена охранная зона. Включение произведения искусства, памятника культуры, городского ансамбля или ландшафта в список охраняемых государством объектов обязывает собственников или владельцев (в том числе государство) этих объектов обеспечить их сохранность, поэтому собственники лишены права производить какие-либо работы, которые могут изменить облик памятника или ландшафта (в том числе строительство в зоне памятника). Если это влечет за собой ограниче -ние возможностей эксплуатации памятника и приво-
18 См.: Зарубежное законодательство в области сохранения культурного и природного наследия. Информационный сборник. М., 1999.
дит к убыткам, собственник имеет право на получение от государства соответствующего возмещения19.
В Великобритании какого-либо единого законодательного акта об охране и использовании памятников истории и культуры в настоящее время нет. Вместе с тем основные положения, включающие правила использования национальных исторических памятников, доступ к ним, реставрацию, содержатся в иных законодательных актах, которых насчитывается порядка 14. На их основе издан ряд правительственных и ведомственных постановлений, приняты резолюции различными правительственными и научно-консультационными органами, а также общественными организациями Великобритании, принимающими активное участие в данной сфере20.
Таким образом, в законодательстве европейских го -сударств в отличие от государств — участников СНГ в основном развито понятие культурной собственности, на охрану которой и направлены правовые акты этих стран. В ряде государств (США, Япония, Китай, Канада и др.) приняты специальные законы об охране культурной собственности, однако общего опре-
19 См.: Зарубежное законодательство в области сохранения культурного и природного наследия. Информационный сборник. М., 1999.
20 См.: Домрин А. Н. Охрана памятников истории и культуры в Великобритании // Правовая охрана памятников истории и культуры в зарубежных странах: сб. науч. трудов. М., 2005. С. 27—28.
деления, которое содержало бы в себе признаки понятия «культурная собственность», в законодательных актах этих государств не содержится.
Итак, следует признать, что концепции «культурных прав» и «культурных ценностей» не являются сегодня сложившимися окончательно понятиями, а находятся в самом начале своего развития. Международное право продолжает играть векторную роль, устанавливая универсальные права и свободы человека и гражданина в области культурных прав, определяя их содержание и устанавливая единообразное регулирование. Задачей каждого государства является не только их детализация в национальном законо -дательстве, но и их практическая реализация в целях сохранения и рационального использования своего культурного наследия. Вместе с тем неустоявшаяся концепция понятия «культурные ценности» в Российской Федерации, а также в странах СНГ, где одни категории культурных ценностей относятся к имуществу, а другие — к нематериальным благам, позволяет предположить, что проблема классификации объектов права собственности на культурные ценности двух типов — блага и вещи — дело ближайшего будущего. Представляется, что обращение к опыту европейских стран сможет помочь выработать соответ -ствующие механизмы защиты культурных ценностей и, соответственно, решить вопросы права доступа к ним как гарантированную государством конституционную возможность, обеспечивающую культурное развитие личности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Гроций Г О праве войны и мира: репринт с изд. 1956 г. М., 1994.
Домрин А. Н. Охрана памятников истории и культуры в Великобритании // Правовая охрана памятников истории и культуры в зарубежных странах: сб. науч. трудов. М., 2005.
Зарубежное законодательство в области сохранения культурного и природного наследия. Информационный сборник. М., 1999.
Конституции зарубежных стран / сост. В. Н. Дубровин. М., 2001.
Мартыненко И. Э. Законодательство Азербайджанской Республики об охране национального культурного наследия // Культура: управление, экономика, право. 2015. № 3.
Мартыненко И. Э. Понятие, состав и законодательство об охране историко-культурного наследия Кыргызской Республики // Культура: управление, экономика, право. 2013. № 1.
Мельник Т. Е. Право на доступ к материальным культурным ценностям // Журнал российского права. 2006. № 4.
Нешатаева В. О. Культурные ценности. Цена и право. URL: https://law.wikireading.ru/46588.
Права человека. Основные международные документы. М., 1989.
Хабриева Т. Я., Чиркин В. Е. Теория современной конституции. М., 2005.
Чорновол Е. П., Головизнин А. В. Законодательные и доктринальные аспекты определения правовой дефиниции «культурные ценности» // Культура: управление, экономика, право. 2015. № 4.
-♦-