Научная статья на тему 'Становление понимания творчества в европейской философии'

Становление понимания творчества в европейской философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
250
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / СУБЪЕКТ ТВОРЧЕСТВА / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ИНДИВИДА / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ТВОРЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ТВОРЧЕСКАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА / ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА / CREATIVITY / CREATIVE PROCESS / NATURE OF MAN / SUBJECT OF CREATIVITY / INDIVIDUAL'S CREATIVE ACTIVITY / SELF-REALIZATION / CREATIVE OPPORTUNITIES / CREATIVE NATURE OF MAN / MAN'S INNER WORLD

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Некрасов Андрей Сергеевич

Статья повящена анализу взглядов представителей европейской мысли от эпохи античности до современности на проблемы творчества для выявления основных тенденций в раскрытии сущности этого феномена в разные исторические периоды на основе социально-культурных изменений в обществе. Методологией исследования выступают аксиологический и компаративистский подходы к анализу феномена творчества и особенностей творческого процесса. Проведённый анализ показывает, что в процессе выявления сущности творчества в европейской философии первоначально (начиная с мифологического периода до эпохи Возрождения) наблюдается тенденция сакрализованного понимания творчества через диалог сакрального и научного подхода к его сущности. Практическая и теоретическая значимость исследования заключается в том, что автору удалось сделать вывод, что в период сакрализации феномена творчества внимание уделялось только духовной составляющей, начиная с эпохи Возрождения, была вытеснена рационализмом и научно-материалистическими взглядами, ориентированными на поиск объективных основ творческого процесса или его иррациональной составляющей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF CREATIVITY COMPREHENSION IN EUROPEAN PHILOSOPHY

The purpose of the article is to analyze the views of the representatives of the European thought, from the antiquity to the present on the problems of creativity in order to identify the main trends in revealing the essence of this phenomenon in different historical periods on the grounds of socio-cultural changes. The research methodology includes axiological and comparative approaches to the analysis of the phenomenon of creativity and the features of creative process. The analysis shows that initially (from the mythological period to the Renaissance) in the process of identifying the essence of creativity in European philosophy there was a tendency to a sacralized understanding of creativity through a dialogue of the sacred with the scientific in approaching its essence. The practical and theoretical significance of the article lies in the conclusion that during the sacralization period attention was paid only to the spiritual component of creativity which, starting from the Renaissance, was substituted by rationalist and scientific-materialistic views focussing on the search for objective foundations of the creative process itself or its irrational components.

Текст научной работы на тему «Становление понимания творчества в европейской философии»

УДК 130.12:130.123 .3+304.5

Б01: 10.18384/2310-7227-2019-3-132-139

СТАНОВЛЕНИЕ ПОНИМАНИЯ ТВОРЧЕСТВА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Некрасов А. С.

Российский университет транспорта

127994, г. Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. 9, Российская Федерация Аннотация. Статья повящена анализу взглядов представителей европейской мысли от эпохи античности до современности на проблемы творчества для выявления основных тенденций в раскрытии сущности этого феномена в разные исторические периоды на основе социально-культурных изменений в обществе. Методологией исследования выступают аксиологический и компаративистский подходы к анализу феномена творчества и особенностей творческого процесса. Проведённый анализ показывает, что в процессе выявления сущности творчества в европейской философии первоначально (начиная с мифологического периода до эпохи Возрождения) наблюдается тенденция сакрализованного понимания творчества через диалог сакрального и научного подхода к его сущности. Практическая и теоретическая значимость исследования заключается в том, что автору удалось сделать вывод, что в период сакрализации феномена творчества внимание уделялось только духовной составляющей, начиная с эпохи Возрождения, была вытеснена рационализмом и научно-материалистическими взглядами, ориентированными на поиск объективных основ творческого процесса или его иррациональной составляющей.

Ключевые слова: творчество, творческий процесс, сущность человека, субъект творчества, творческая активность индивида, самореализация, творческие возможности, творческая природа человека, внутренний мир человека

THE HISTORY OF CREATIVITY COMPREHENSION IN EUROPEAN PHILOSOPHY

A. Nekrasov

Russian University of Transport

9, bld. 9, Obraztsov st., Moscow, 127994, Russian Federation

Abstract. The purpose of the article is to analyze the views of the representatives of the European thought, from the antiquity to the present on the problems of creativity in order to identify the main trends in revealing the essence of this phenomenon in different historical periods on the grounds of socio-cultural changes. The research methodology includes axiological and comparative approaches to the analysis of the phenomenon of creativity and the features of creative process. The analysis shows that initially (from the mythological period to the Renaissance) in the process of identifying the essence of creativity in European philosophy there was a tendency to a sacralized understanding of creativity through a dialogue of the sacred

© CC BY Некрасов А. С , 2019 .

with the scientific in approaching its essence. The practical and theoretical significance of the article lies in the conclusion that during the sacralization period attention was paid only to the spiritual component of creativity which, starting from the Renaissance, was substituted by rationalist and scientific-materialistic views focussing on the search for objective foundations of the creative process itself or its irrational components.

Keywords: creativity, creative process, nature of man, the subject of creativity, individual's creative activity, self-realization, creative opportunities, creative nature of man, man's inner world

Понимание творчества как сущностной характеристики бытия имеет длительную историю в мировой культуре . В первобытном обществе творчество рассматривалось в рамках мифологического чувственно-образного освоения мира, согласно которому из первобытного хаоса (мрака) сверхъестественным существом (или самопроизвольно) постепенно был создан мир . Человек рассматривался не как создатель, а как подражатель тому, чему его научили боги, предки или герои, а творчество - как исходная сущностная характеристика божественного начала. Благодаря воле богов постепенно человек был наделён творчеством

Лишь начиная с софистов и Сократа в древнегреческой философии, происходит поворот от божественного творчества (где человеку нет смысла что-то творить, добавляя что-либо к совершенному творению) к анализу субъективной творческой активности индивида. Творчеством называли всё, что обозначало переход из небытия в бытие - т е любые произведения искусства и ремесла Так, уже Платон признаёт два рода творчества - божественное и человеческое: первое создаёт вечные ценности, а второе носит ограниченный характер и проявляется в деятельности человека как механизм любого возникновения и развития

Аристотель разделяет все науки на практические, творческие и теоретические, где творческие науки направлены на создание в сфере искусства. Но главная заслуга Аристотеля заключалась в разработке вопроса о потенциальности как акте, который в будущем станет основой механизма деятельности человека

Но и у Платона, и у Аристотеля человеку в творчестве отводится пассивная роль освоения имеющихся форм деятельности, достижения большего или меньшего мастерства

В философии эллинизма тема человеческого творчества вообще исчезает из анализа, заменяясь рассмотрением способности человека к созданию собственного внутреннего мира как формы самоизоляции от внешнего мира Такой подход доводят до крайности киники в учении об атараксии и культе души перед внешними благами, считая, что в творчестве материальных вещей внешнего мира нет никакого смысла А римский стоицизм вообще отрицал любое творчество, отождествляя искусство с фальшью и ложью

Постепенно происходил синтез греческого индивидуализма и римской гражданственности, на фоне которого менялось и представление о предназначении философии - отныне оно состояло в «лечении души» (отгонять страхи и пустые заботы) . Эти моти-

вы, которые формировались на основе философии стоицизмаусиливаются в христианском мировоззрении .

Христианское мировоззрение характеризуется новым подходом к пониманию человека как единства телесно-чувственного и духовно-душевного [2, с . 55]. Оно освободило человека от власти космоса, поставив его в центр Вселенной как венец божественного творения Освободив человека от рока, оно поставило человека в зависимость от Бога, открыв возможность для развития внутреннего мира человека, направленное на создание самого человека, на самотворение как основу творчества в виде достижения человеком мира божественного . Так постепенно формируются способы (методы) углубления духовного мира человека как фундамента развития его творческих возможностей, которые связаны прежде всего со способностью к размышлениям

Таким образом утверждается понимание человека как существа, которое, подобно создателю, обладает творческими возможностями, т е человеческий ум обладает творческим характером . Начиная с Августина, в религиозно-ориентированной философской мысли берёт начало традиция понимания творчества и самотворчества человека через веру в бога и диалог с ним1

Идеи рассмотрения человека как существа с большими потенциальными возможностями выхода за пределы собственного реального существования и как существа творческого получили в философии Средних веков ши-

1 Аквинский Ф . Учение о душе. СПб . : Азбука, 2018. 477 с.

рокое распространение . Человек имеет возможность творить, но в пределах, которые ему предоставило божественное провидение в рамках толкования добра и зла Само творчество приобретает новое понимание: как деятель-ностное и волевое создание качественно нового, которое осуществляется на пути движения от прошлого к будущему Но в религиозной философии акцент делается только на одну сторону сущностных сил человека - его духовную составляющую, что, начиная с эпохи Возрождения, вытесняется поисками объективных основ творческого процесса в ходе утверждения рационализма и научно-материалистических взглядов . Идеи безграничных творческих возможностей человека, культ гения, художника-творца, которые «дышат» самим актом творчества, характерны для философской мысли эпохи Возрождения Именно здесь на передний план выступает проблема творческого процесса

Именно в это время в центре рассуждений оказываются категория «индивидуальность» как «самоценность различия», а также идеи индивидуальных дарований и творческих его способностей

Так, Пико дела Мирандола считает - это то, что наполняет душу святым стремлением не довольствоваться будничным, страстным стремлением высшего, которое будет принадлежать всем людям [7].

Дж Бруно в противоположность христианству отстаивал взгляд на человека как целостное существо, в котором тело, душа и разум не противостоят друг другу, провозглашая единство разума и деятельность как основы творческого человека [1].

ViMy

Б Паскаль центром творческой природы человека видел разум, который сделал человека непобедимым триумфатором над животными, придав человеку величие Но одновременно Паскаль в своих размышлениях рассматривал человека как незащищённое, уязвимое существо перед Вселенной, природой и социумом1. Вопреки декартовскому рационализму и механистическому взгляду на безграничные возможности созерцательного разума Паскаль отстаивает идею значения сердца как гуманистической основы разума, в котором сосредоточено величие человеческой души

В целом в философии Нового времени при изучении проблемы творчества произошёл переход от понимания феномена творчества как чисто духовного явления, субъектом которого выступал Бог, к абсолютизации человека как субъекта творчества, т е к утверждению, что существует только творчество человека Этот переход происходил постепенно: сначала через распространение пантеизма, отождествляющего природу с Богом и наделяющего природу божественным творческим потенциалом, затем, рассматривая человека как существо природное и делая его полноправным субъектом творчества, эпоха Возрождения наделяет человека божественным творческим потенциалом

Так, человеческое творчество начинает рассматриваться как самодостаточное явление, как развитие творческой активности природы Человек сам способен создавать качественно новое, которое возникает только в процессе человеческой деятельности. Другими словами, именно в эпоху Нового вре-

1 Паскаль Б. Мысли. СПб . : Азбука, 2017. 347 с

мени формируется понимание творчества как деятельности, ведущей к созданию новых результатов, но духовная основа творчества сужается до умственных способностей человека Поэтому в трудах философов XVII-XVIII вв . (Б . Спиноза, Ф .-М . Вольтер, Ж . Ламетри, П . Гольбах, К. Гельвеций, Д . Дидро) акцент делается на рассмотрении механизмов деятельностного освоения человеком мира и выявлении условий социально-культурной жизни, которые влияют на эти процессы При этом Б Спиноза, обращая внимание на то, что основным условием любого творчества является свобода, определяет её познавательную необходимость, приходя к выводу, что свобода ограничивает человеческое творчество Значит, свободным является только Бог, ибо он один существует из необходимости собственной природы, и человек, как часть природы, вынужден подчиняться природной необходимости2 .

Тем самым Спиноза сводит на нет возможности человеческого творчества Вместе с тем философ большое внимание уделяет вопросам предопределённости человеческой деятельности внутренними и внешними факторами По его мнению, составляющими творческой деятельности являются непродуктивная, малопродуктивная и продуктивная её формы

Таким образом, Б Спиноза углубляет представление о внутренних механизмах человеческой деятельности и её внешней обусловленности как ведущего фактора активности человека, но полностью игнорирует духовные основы творчества, сводя их к умственной составляющей

2 Спиноза Б. Этика. М. : АСТ, 2019. 350 с

В философии XVIII в . происходит решительный поворот от абстрактных рассуждений о бытии к реальной человеческой жизни и разумному устройству общества при механистическом толковании последнего и его влияния на внутренний мир человека и его деятельность, чему посвящён труд «Человек-машина» Ж Ламетри [5]. Гельвеций рассматривает творчество только как комбинацию и сравнение между его составляющими Творческое начало разума - это его внешние признаки чувственность, память, комбинация ощущений [4], и только Дени Дидро делает попытку при рассмотрении природы человека обратиться к диалогу

Интерес к внутреннему миру человека как субъекту творчества продолжает господствовать и в немецкой классической философии . Уже у И Канта можно найти интересные идеи о творчестве, особенностях человека как субъекта познания, иерархии человеческого разума, о деятельност-но-преобразующей характеристике человека, что можно рассматривать как становление учения о творческой сущности человека1 Диалектика Г. В . Гегеля становится методологической основой будущей теории творчества, т к абсолютную идею он наделяет творческими потенциями, которая, выступая субъектом творчества, предстаёт в своём развитии творческим началом природы и человека Творчество человека направляется абсолютной идеей и зависит от неё, а отсюда - идея превалирования идеального (духовного) над материальным в творчестве че-

1 Кант И . Критика практического разума . М . : Эксмо, 2015 222 с

ловека, об ограничении свободы творчества объективной необходимостью, о творчестве как форме самореализации человека и его самодеятельности

В целом немецкая классическая философия XIX в . поднимает целый ряд вопросов, связанных с проблемой творчества Прежде всего она возвращает в философию понимание творчества как диалога, анализ творческой природы, а также сущности человека (Й . Г. Фихте, Ф . В . Й . Шеллинг, Л Фейербах, К Маркс)

Значение диалога как сущностной характеристики творческого процесса поднимает Фихте, а Шеллинг выдвигает глубокую идею о творческом процессе как внутреннем диалоге, который ведёт автор с самим собой, используя рациональные и внерациональные составляющие своей собственной духовности для достижения результата Шеллинг описывает озарение как состояние душевного подъёма, которое является пиком творческого процесса В искусстве соединяются сознательная и бессознательная деятельности субъекта творчества Но если сознательной составляющей можно научиться в процессе труда, то бессознательная составляющая имеет временный характер (является даром природы) У Шеллинга искусство - это не подражание природе и не род ремесла, это нечто выше их Шеллинг рассматривает художественное творчество как противоречивый процесс сознательного и бессознательного, рационального и эмоционально-образного

Анализируя вклад представителей немецкой философии в трактовку творчества и творческих возможностей человека, следует отметить, что их идеи, имея в целом научно-фило-

софский характер, не лишены сакрального, теологического представления о нём Окончательно десакрализовать проблемы творчества смог только Л . Фейербах, который в противовес гегелевскому идеализму и нанеся удар по религиозному мировоззрению возвратил человека в центр внимания философии, заменив обожествление человеческой сущности её пониманием как существующей в другом, ибо без другого человека человек не сможет стать человеком Только для другого и благодаря другому человек обретает свою сущность и возможность раскрыть свой творческий потенциал

Сегодня ещё продолжается драматическая полемика относительно философского наследия марксизма Но нельзя ни обожествлять эту теорию, ни отрицать её значение в истории философии

Для анализа проблем творчества огромное значение имеет учение К . Маркса о сущности человека, которое является развитием взглядов Л . Фейербаха по этому вопросу. Это учение выражается в кратком тезисе: «Сущность человека не есть абстракт, который принадлежит отдельному человеку», а «в своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»1 Тем самым многообразие проявлений человека сводилось к социальным качествам, и отстаивалась идея о преобладании социального в человеке над индивидуальным

Но учение о человеке К Маркс дополнял утверждением о деятельном проявлении сущности человека, трак-

товкой человека как субъекта и объекта деятельности, и прежде всего труда, благодаря которому развивается и сам человек, и общество2 В деятельности формируется и развивается человек, ибо всякая деятельность по своей сути - это социальное явление Значит, человек - не просто «политическое животное», но существо социальное по своей сущности

Человек - природно-социальная реальность и тем самым зависит как от внутренних (природных), так и от внешних (социальных) обстоятельств Человек воспроизводит (творит) самого себя и внешние обстоятельства в процессе творческой целенаправленной деятельности Творческая сущность человека сформировалась в результате её становления в истории человечества в процессе предметно-деятельностного, практического освоения мира в ходе развития социальных форм общения и трудовых навыков

Деятельностное отношение человека к миру порождает творческую жизнь как его самореализацию и в тоже время как очеловечивание общественных отношений, разрешение противоречий между человеком и природой, между человеком и человеком, между индивидом и родом, между свободой и необходимостью, между сущностью и существованием3

Природа человека как телесного существа неизменна, но она изменяется как феномен социума как носитель родовой сущности человека. Но реальное проявление природы человека в его индивидуальном существовании зависит

1 Маркс К. , Энгельс Ф . Собрание сочинений. Т. 3 . М. : Политиздат, 1955-1974. C. 3 .

2 Там же . С 19 .

3 Маркс К. , Энгельс Ф . Собрание сочинений. Т. 3 . М . : Политиздат, 1955-1974. C. 119 .

от особых качеств индивида и от уровня развития общественных отношений При этом механизм воплощения природы и сущности человека в его жизнедеятельности проявляется через его сущностные силы, которые характеризуют потенциальные возможности человека, его интеллект, а также социальные условия его существования, которые или способствуют, или сдерживают реализацию возможностей человека, к числу которых относится и творчество как родового существа.

Следовательно, творчество рассматривается как способность человека создавать качественно новые и социально значимые материальные и духовные ценности через самореализацию своих качеств путём мышления и деятельности

К . Маркс обосновывает решающую роль потребностей в самореализации как источника энергетической активности человека, проявляющегося в виде его «жизненных», «естественных» сил

Однако слабостью марксистской интерпретации сущности человека являются игнорирование духовной составляющей человеческого бытия и сведение их к социальным факторам

Э . Фромм, рассматривая сущность человека в противовес К Марксу, говорит о её амбивалентности, где стал-

киваются матриархальные и патриархальные комплексы, которые, с одной стороны, толкают к самореализации, самоутверждению и свободе, а с другой - к обыденному повседневному обеспечению жизни [6].

Таким образом, немецкая философская мысль обогатила рационально-научное представление о сущности и существовании человека

Дальнейшая эволюция европейской философии была основана на формировании оппозиции рационализму в лице иррационализма нерелигиозного характера, и прежде всего в идеях представителей «философии жизни» (А Шопенгауэр, Ф Ницше, А Бергсон), экзистенциализма как в европейской, так и в его русской версии [3], а так же фрейдизма, которые на передний план ставили такие составляющие духа, как воля, интуиция, бессознательное, что способствовало углублению представлений о механизмах творчества (в частности через понятия "талант" и "гений") .

Отсутствие приемлемых теоретических концепций творческих процессов в конце XIX в . привело к распространению сугубо эмпирических трактовок феномена творчества.

Статья поступила в редакцию 22.08.2019 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баландин Р. К. Горе от ума? Причуды выдающихся мыслителей. М. : Вече, 2017. 382 с.

2 . Бондарева Я. В . Методологические основы русской религиозной философии: историко-философский анализ . М. : ИИУ МГОУ, 2011. 322 с.

3. Бондарева Я. В . , Устинов О . А. Проблема человека в русской духовной культуре XII-XVII веков: историко-философский анализ // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2017. № 3. С. 112-127.

4. Гельвеций К. А. Об уме . М. : Мир книги, 2007. 559 с.

5 . Даниленко В. П . От лжи - к истине: Введение в эволюционную философию. СПб . : Алетейя, 2016. 435 с .

V13V

6 . Лукацкий М. А. Культура и образование в трудах Льва Толстого и Эриха Фромма -

мыслителей, изменивших наше понимание мира. М. : МАКС Пресс, 2018. 182 с.

7 . Поздняков Э . А . Философия культуры . М . : Весь Мир, 2015. 606 с .

REFERENCES

1. Balandin R . K. Gore ot uma? Prichudy vydayushchikhsya myslitelei [Woe from Wit? The Quirks of Prominent Thinkers], Moscow, Veche Publ. , 2017. 382 p.

2. Bondareva Y. V. Metodologicheskie osnovy russkoi religioznoi filosofii: istoriko-filosofskii analiz [Methodological Bases of Russian Religious Philosophy: Historical and Philosophical Analysis], Moscow, Moscow Region State University Publ. , 2011. 322 p.

3. Bondareva Y. V. , Ustinov O . A . [The problem of man in the Russian spiritual culture of the 12th -17th centuries: historical and philosophical analysis]. In: Vestnik Tverskogogosudarst-vennogo universiteta. Seriya: Filosofiya [Bulletin of Tver State University. Series: Philosophy], 2017, no. 3, pp. 112-127.

4. Gelvetsy K. A. Ob ume [On the Mind], Moscow, Mir knigi Publ. , 2007. 559 p.

5 . Danilenko V. P. Ot lzhi - k istine: Vvedenie v evolyucionnuyu filosofiyu [From Lies to the

Truth: An Introduction to Evolutionary Philosophy], St. Petersburg, Aleteiya Publ. , 2016 . 435 p.

6 . Lukatsky M . A . Kultura i obrazovanie v trudakh Lva Tolstogo i Erikha Fromma - myslitelej,

izmenivshih nashe ponimanie mira [Culture and Education in the Writings of Leo Tolstoy and Erich Fromm - the Thinkers Who Changed Our Understanding of the World], Moscow, MAKS Press Publ. , 2018. 182 p.

7 . Pozdnyakov E . A. Filosofiya kultury [Philosophy of Culture], Moscow, Ves' Mir Publ. , 2015 .

606 p

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Некрасов Андрей Сергеевич - кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры философии и культурологии Российского университета транспорта; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Andrey S. Nekrasov- PhD in Pedagogy, senior lecturer at the Department of Philosophy and Cultural Studies, Russian University of Transport; e-mail: [email protected]

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Некрасов А . С . Становление понимания творчества в европейской философии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки . 2019 .№ 3. С. 132-139. DOI: 10.18384/2310-7227-2019-3-132-139

FOR CITATION

Nekrasov A . S . The History of Creativity Comprehension in European Philosophy. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Philosophy, 2019, no. 3, pp. 132-139. DOI: 10.18384/2310-7227-2019-3-132-139

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.