УДК 378.04.1
Литке Светлана Геннадьевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования Челябинского государственного педагогического университета, 5мШке(д),%таИ. сот, Челябинск
АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ТВОРЧЕСТВО»
В КОНТИНУУМЕ ФИЛОСОФСКОГО АСПЕКТА
Litke Svetlana Gennadievna
Candidate of psychological Sciences, senior lecturer of Faculty of Pedagogics and psychology of professional education of Chelyabinsk Pedagogical University, [email protected], Chelyabinsk
ANALYSIS OF “CREATIVITY” IN THE CONTINUUM OF PHILOSOPHICAL ASPECT
Огромный пласт современной науки вообще и психологии в частности посвящен изучению феномена творчества и творческой личности. Мы живем, ничтожно мало понимая в устройстве мира. В риторических вопросах: «Почему природа такова, какова она есть, откуда появился космос?», «Если раньше был хаос, то как получилось, что теперь установился видимый порядок?», «Почему Вселенная вообще существует?» ит. п. обнаруживается узость человеческого понимания. Но развитие философии и других наук продвигалось вперед в основном благодаря подобным вопросам.
Понятие «творчество» рассматривается в различных аспектах, в том числе и философском. Мы сотворены по образу, но не подобию Творца: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему...» (Библия, 1, 26); «И сотворил Бог человека по образу Своему, ио образу Божию сотворил его...» (Библия, 1, 27). Отсюда аксиомично следует предикат, что творческое начало в нас лишь потенциально и его развитие зависит от множества осознаваемых и неосознаваемых причин, факторов, условии. Философия рассматривает вопрос о сути сущего вообще и в том числе о сути творчества, который по-разному ставился в разные эпохи.
Понятия «творить», «творчество» определено в лексико-семантическом аспекте как действенная форма - созидание. Однако контекстуальные различия очевидны.
Слово «творчество» по своему морфологическому облику, по смысловой структуре и по субъективному впечатлению напоминает церковнославянизмы - литературные русские новообразования XVIII и XIX вв.. Слово «творчество» соотносительно со словами творец, творческий.
М. Горький писал в статье «О пьесах»: «Не совсем уместно и слишком часто молодые литераторы употребляют громкое и тоже не очень определенное церковное словцо - “творчество”. Сочинение романов, пьес и
т. д. - это очень трудная, кропотливая, мелкая работа, которой предшествуют длительное наблюдение явлений жизни, накопление фактов, изучение языка» [2]. В «Беседах о ремесле»: «Советую начинающим поэтам и прозаикам выкинуть из своего лексикона аристократическое, церковное словечко - “творчество” и заменить его более простым и точным: работа» [2]. В статье «О прозе»: «Особенно часто и резко эта слабость заметна в области литературной работы, которую у нас принято именовать туманным и глуповатым словцом - “творчество”. Между тем слово творчество вовсе не является церковнославянизмом. М. Горький в своей оценке смыслового строя этого слова исходил из непосредственного ощущения его связи со словом творец, на котором и до сих пор еще лежит резкий отпечаток религиозно-культового и мифологического применения к божеству. Современное и особенно - индивидуальное восприятие слова очень часто вступает в противоречие с его семантической историей.
Слово «творчество», обозначающее в современном литературно-книжном языке, в его торжественных стилях, процесс созидания или производства каких-нибудь культурных, исторических ценностей, а также результат этого процесса, совокупность созданного, сотворенного кем-нибудь, является продуктом предромантической эпохи. Оно возникло в конце XVIII, в начале XIX в.
В начале XIX в. литературные слова разумность, творчество, значимость - казались излишними неологизмами. Характерно, что слово «творчество» не включено в словарь церковно-славянского и русского языка 1847 г. В словаре церковно-славянского и русского языка 1847 г. отмечены слова:
- творец со значениями: «1) Бог, создатель мира... 2) церк. Производитель, исполнитель... 3) Сочинитель»;
- творить (делать, производить);
- творческий (принадлежащий, свойственный Творцу).
Особенную активность слово «творчество» приобретает в языке любомудров 20-30-х годов XX в. Н. В. Станкевич: «Жизнь природы есть непрерывное творчество и, хотя все в ней рождающееся умирает, ничто не гибнет в ней, не уничтожается, ибо смерть есть рождение» [6, с. 22].
В. Г. Белинский: «Я сценическое искусство почитаю творчеством, а актера самобытным творцом, а не рабом автора» [1, с. 289].
В. Ф. Одоевский в «Записках для моего праправнука о русской литературе»: «Нет! мы не лишены творчества; оно, напротив, сильнее у нас, нежели у других народов, но оно в зародыше» [5, с. 8].
Н. В. Гоголь в «Авторской исповеди» (1847): «Почти у всех писателей, которые не лишены творчества, есть способность, которую я не назову воображеньем, способность представлять предметы отсутствующие так живо, как бы они были пред нашими глазами. Способность вымысла и творчества есть слишком высокая способность и дается одним только всемирным гениям, которых появленье слишком редко на земле...».
Ф. М. Достоевский в статье «Г-н -бов и вопрос об искусстве» (1861): «...творчество... основание всякого искусства живет в человеке как проявление части его организма, но живет нераздельно с человеком».
К. С. Станиславский: «Творчество есть прежде всего - полная, сосредоточенность всей духовной и физической природы».
С середины XIX в. слова творец, творческий, творчество приобретают оттенок парадной торжественности, величавого, приподнятого стиля.
Характерно признание И. С. Тургенева в письме В. П. Боткину (от 17 мая 1856 г.): «Сплю очень хорошо - читаю историю Греции Грота - и, поверишь ли, мысли - так называемой творческой (хотя, между нами сказать, это слово непозволительно дерзко - кто осмелится сказать не в шутку, что он - творец?!) - одним словом, никакого сочинения в голове не имеется» (В. П. Боткин, И. С. Тургенев, с. 81).
У И. И. Панаева в очерке «Внук русского миллионера» (1858): «Листок из воспоминаний - не художественное произведение. Я пишу, как пишется, не имея ни малейшей претензии на художественность, на чистое искусство,, на творчество и тому подобное».
Таким образом, с середины XIX в. меняется экспрессивная о краска слов творчество и творец. С этим были связаны и изменения в стилистической оценке этих слов. Стилистический круг их применения сузился. Многим казалось, что на словах творец и творчество лежит налет религиозной и романтической метафизики.
В. И. Даль определяет понятие «творить», сохраняя оттенок религиозности, через подбор слов-синонимов - «давать бытие, сотворять, создавать, созидать, производить, рождать. Творчество ваятеля, поэта, живописца является в образах: в речах в очерках и красках, в истукане. Творческий дар не многим дан».
Синонимический принцип определения у Д. Н. Ушакова сохранен, но вместе с тем нейтрализован: «Творить - создавать, производить, созидать».
И совершенное разотождествление лексического значения слова «творчество» с религиозным контекстом у С. И. Ожегова: «Творчество - создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей».
Далее феномен творчества рассмотрим в философском аспекте через призму временного континуума: античность, средние века, возрождение, новое время, современность.
Так, в античной философии творчество связывается со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия («бывания»), а не бытия бесконечного и вечного; созерцание этого вечного бытия ставится выше всякой деятельности, в том числе и творческой. В понимании художественного творчества, которое первоначально не выделялось из общего комплекса созидательной деятельности (ремесла и т. д.), в дальнейшем, особенно начиная с Платона, развивается учение об Эросе как о своеобразной устремлённости («одержимости») человека к достижению высшего («умного») созерцания мира, моментом которого и выступает творчество.
Воззрения на творчество в средневековой философии связаны с пониманием бога как личности, свободно творящей мир. Творчество предстаёт, таким образом, как волевой акт, вызывающий бытие из небытия. Августин и в человеческой личности подчёркивает значение воли. Человеческое творчество - это, прежде всего как творчество истории: именно история есть та сфера, в которой конечные человеческие существа принимают участие в осуществлении божественного замысла о мире. Так как не столько разум, сколько воля и волевой акт веры связывают человека с богом, приобретает значение личное деяние, индивидуальное решение как форма соучастия в творении мира богом; это создаёт предпосылки для понимания творчества как уникального и неповторимого акта. При этом сферой творчества оказывается преимущественно область исторического, нравственно-религиозного деяния; художественное и научное творчество, напротив, выступает как нечто второстепенное.
Пафосом безграничных творческих возможностей человека проникнута эпоха Возрождения. Творчество осознаётся, прежде всего как художественное творчество, сущность которого усматривается в творческом созерцании. Возникает культ гения как носителя творческого начала. Интерес к самому акту творчества и к личности художника характерен для нового времени. Всё явственнее выступает тенденция рассматривать историю как продукт чисто человеческого творчества. Итальянский философ Дж. Вико, например, интересуется человеком как творцом языка, нравов, обычаев, искусства и философии, то есть, по существу, как творцом истории.
Философия английского эмпиризма определяет творчество какудачную-но в значительной мере случайную - комбинацию уже существующих элементов (теория познания Ф. Бэкона и особенно творчество Т. Гоббса, Дж. Локка и Д. Юма); творчество выступает как нечто родственное изобретательству. Завершенная концепция творчества в XVIII в. создаётся И. Кантом, который специально анализирует творческую деятельность в учении о продуктивной способности воображения. Последняя оказывается соединительным звеном между многообразием чувственных впечатлений и единством понятий рассудка в силу того, что она обладает одновременно наглядностью впечатления и синтезирующей силой понятия. «Трансцендентальное» воображение, таким образом, предстаёт как общая основа созерцания и деятельности, так что творчество лежит в самой основе познания.
Это учение И. Канта было продолжено Ф. В. Шеллингом. Ф. В. Шеллинг в творческой способности воображения увидел единство сознательной и бессознательной деятельностей. По его мнению, те, кто наиболее одарён этой способностью, - гении - творят как бы в состоянии наития, бессознательно, подобно тому, как творит природа, с той разницей, что этот объективный, то есть бессознательный, процесс протекает всё же в субъективности человека и опосредован его свободой. Согласно Ф. В. Шеллингу, творчество, и прежде всего творчество художника и философа, - высшая форма человеческой жизнедеятельности: здесь человек соприкасается с аб-
солютом. Культ творчества и гения у романтиков достигает своего апогея, одновременно с этим усиливается интерес к истории культуры как продукту прошлого творчества.
В идеалистической философии конца Х1Х-ХХ вв. творчество рассматривается по преимуществу в его противоположности механически-техни-ческой деятельности. При этом если философия жизни противопоставляет техническому рационализму творческое природное начало, то экзистенциализм подчёркивает духовно-личностную природу творчества. В философии жизни наиболее развёрнутая концепция творчества дана А. Бергсоном. Творчество как непрерывное рождение нового составляет сущность жизни; оно есть нечто объективно совершающееся (в природе - в виде процессов рождения, роста, созревания, в сознании - в виде возникновения новых образов и переживаний) в противоположность субъективной технической деятельности конструирования, лишь комбинирующей старое. Л. Клагес ещё более резко, чем А. Бергсон, противопоставляет природно-душевное начало как творческое духовно-интеллектуальному как техническому. Рассматривая творчество культуры и истории, философия жизни (В. Дильтей, Г. Зиммель, X. Ортега-и-Гасет и др.) подчёркивает его уникальный, индивидуально-неповторимый характер.
В экзистенциализме носителем творческого начала является личность, понятая как экзистенция, то есть как некоторое иррациональное начало свободы, экстатический прорыв природной необходимости и разумной целесообразности, выход за пределы природного и социального, вообще «посюстороннего» мира. Творческий экстаз, согласно Н. А. Бердяеву, раннему М. Хайдеггеру, - наиболее адекватная форма существования (экзистенция).
В отличие от философии жизни и экзистенциализма, в таких философских направлениях XX в., как прагматизм, инструментализм и близкие к ним варианты неопозитивизма, творчество рассматривается с односторонне прагматической точки зрения, прежде всего как изобретательство, цель которого - решать задачу, поставленную определённой ситуацией (Дж. Дьюи). Продолжая линию английского эмпиризма в трактовке творчества, инструментализм рассматривает его как удачную комбинацию идей, приводящую к решению задачи. Другой вариант интеллектуального понимания творчества представлен отчасти неореализмом, отчасти феноменологией (С. Александер, А. Уайтхед, Э. Гуссерль, Н. Гартман и др.). Большинство мыслителей этого типа в своём понимании творчества ориентируются не столько на естествознание (как Дж. Дьюи, П. Бриджмен), сколько на математику (Э. Гуссерль, А. Уайтхед), выступающую как так называемая чистая наука. Основой творчества оказывается не деятельность, как в инструментализме, а скорее интеллектуальное созерцание, так что это направление в трактовке творчества оказывается ближе всего к платонизму.
Марксистское понимание творчества, противостоящее идеалистическим и метафизическим концепциям, исходит из того, что творчество - это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в
соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности. Творчество как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью (по характеру осуществления и результату), оригинальностью и общественно-исторической (а не только индивидуальной) уникальностью. Творческое созидание не есть плод запрограммированной или механически повторяющейся деятельности, это проявление продуктивной активности человеческого сознания, которое, по словам В. И. Ленина, «... не только отражает объективный мир, но и творит его» [3, с. 194].
Диалектический материализм отвергает точку зрения, согласно которой природа тоже творит. В природе происходит процесс развития, а не творчества, которое всегда предполагает бытие и действие творца - субъекта творческой деятельности. По-видимому, какие-то биологические формы и предпосылки творчества имеются и у высших животных, но своё специфическое выражение оно находит лишь у человека как общественно развитого существа.
Творчество всегда происходит в конкретных социально-исторических условиях, оказывающих на него серьёзное влияние, в тесной связи с окружающим миром, формами уже созданной культуры, в разветвленную сеть которых всегда включен субъект творчества. Одним из необходимых условий развития научного и художественного творчества является свобода критики, творческих дискуссий, обмена и борьбы мнений. Выдвижение новых идей предполагает выход за рамки сложившихся и уже ставших привычными теорий и связанных с ними методов, критическое отношение к традиции. Догматизация достигнутого уровня знаний тормозит развитие науки. Так, гений Аристотеля высоко поднял научную культуру античности, но абсолютизация его авторитета привела к догматизации всех его теоретических положений, что на века затормозило развитие ряда областей знания. Открытия в науке делает чаще всего тот, над кем не довлеет авторитет преходящих истин.
В. И. Ленин писал, что для творчества «... необходимо обеспечение большего простора личной инициативе, индивидуальным склонностям, простора мысли и фантазии...» [3, с. 101].
Одним из важнейших принципов коммунизма является обеспечение полного развития личности как главной предпосылки творчества, создание условий для свободного творческого труда, который, по словам Энгельса, «... является высшим из известных нам наслаждений... » [4, с. 351]. Социалистическое преобразование общества кладет начало воплощению этого идеала в жизнь. Свидетельством этого служит развитие производства, науки, культуры, просвещения в СССР и др. социалистических странах, массовый характер изобретательства, движения за рационализацию производства, самодеятельное творчество трудящихся в области искусства. Наряду с объективной обусловленностью процесса творчества большое значение имеют и субъективные факторы, прежде всего внутренняя моти-
вация личности, наличие продуктивного воображения, развитой фантазии, в воспитании которой существенную роль играет искусство.
В таблице обобщенно представлен структурно-логический анализ определений понятия «творчество». Исходя из конъюнкции предикатов описания родового признака основного содержания понятия «творчество», можно сказать, что оно (понятие) в целом алогично и не имеет обобщенного и абстрактного отражения сути.
Таблица - Обобщенное представление определений «творчество»
ТВОРЧЕСТВО Родовой признак Видовой признак Автор
жизнь природы Н. В. Станкевич
искусство сценическое В. Г. Белинский
способность представлять предметы, отсутствующие так живо, как бы они были пред нашими глазами Н. В. Гоголь
полная сосредоточенность всей духовной и физической природы К. С. Станиславский
основание всякого искусства живущее в человеке как проявление части его организма, но живущее нераздельно с человеком Ф. М. Достоевский
создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей С.И. Ожегов
момент высшего («умного») созерцания мира Платон
творчество истории в которой конечные человеческие существа принимают участие в осуществлении божественного замысла о мире Августин
Удачная и случайна комбинация уже существующих элементов Ф. Бэкон
нечто родственное изобретательству Дж. Локк
высшая форма человеческой деятельности, соприкосновение с абсолютом Ф. В. Шеллинг
иррациональное начало свободы, экстатический прорыв природной необходимости и разумной целесообразности, выход за пределы природного и социального М. Хайдеггер
удачная комбинация идей приводящая к решению задачи Дж. Дьюи
деятельность человека преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности К. Маркс
наслаждение высшее из известных нам Ф. Энгельс
Таким образом, многогранность философского аспекта в определении понятия «творчество» не имеет ограничений, в том числе и временным континуумом. Поэтому сущность творчества в различных аспектах безгранична, как собственно и сознание, в пространствах которого творчество имеет место быть.
Библиографический список
1. Белинский, В. Г. И мое мнение об игре г-на Каратыгина [Текст]/ В. Г. Белинский // «Молва»: 1835. - № 18.
2. Горький, А. М. О литературе. [Текст]/ А. М. Горький. - М., 1937.
3. Ленин, В. И. Полное собрание сочинений В. И. Ульянова-Ленина, 5 изд., т. 29. [Текст]/ В. И. Ленин. - М: Издательство политической литературы, 1967.
4. Маркс, К. Соложение рабочего класса в Англии [Текст]// К. Маркс, Ф. Энгельс. - Соч. - 2-ое изд. т. 2. - М., 1968.
5. Одоевский, В. Ф. Записки для моего праправнука о русской литературе. [Текст]// В. Ф. Одоевский - Отечественные записки: 1840, - т. 13.
6. Станкевич, Н. В. Моя метафизика [Текст]// Переписка Н. В. Станкевича. 1830-1840.-М., 1914.