of the state civil service] . Management. 2018. No.4 (22). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/motivatsiya-deyatelnosti-gosudarstvennyh-grazhdanskih-sluzhaschih-kak-sredstvo-povysheniya-effektivnosti-gosudarstvennoy (date of address: 09/20/2023).
8. Ryzhkova, A.O. Analiz sistemy motivacii gosudarstvennych gragdanskich slugschih v sovremennoy Rossii [Analysis of the motivation system of state civil servants in modern Russia] [Electronic resource] .Youth Scientific Forum: electr. sat. art. on mat. X International Student scientific-practical conference No. 9 (10).
— Access mode: https:// nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/9 (10).pdf (accessed date: 12.11.2018).
СТАНОВЛЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ
Пилюгина Екатерина Ивановна
Кандидат психологических наук, доцент, Ставропольский государственный педагогический институт (филиал, г. Железноводск), e-mail: [email protected]
Перепелкина Наталия Александровна
Кандидат социологических наук, доцент, Ставропольский государственный педагогический институт (филиал в г. Железноводск), e-mail: [email protected]
Юндин Роман Николаевич
Кандидат психологических наук, доцент, Ставропольский государственный педагогический институт(филиал в г. Железноводск), e-mail: [email protected]
DOI: 10.24412/1029-3388-2023-4-14-30 Аннотация:
Введение. Подростковый период ассоциируется с переходным возрастом, биологическим центром которого выступает половое созревание индивида. Эти процессы имеют разную скорость протекания, поэтому подростковый период крайне противоречив. Чувство взрослости в отрочестве подразумевает новый уровень притязаний, который опережает положение, которое подростку только предстоит достичь. Как следствие этого процесса наблюдаются типичные конфликты, обусловленные возрастом. В пубертате подростки очень тревожны во взаимодействии со сверстниками и со значимыми взрослыми, и наименее
- с посторонними и малознакомыми взрослыми и педагогами. Отрочество -критический период для формирования устойчивых черт личности. При изучении процесса становления позитивного представления о семье у воспитанников детского дома в период отрочества, необходимо учитывать и моральное становление подростков. Именно этот возраст является наиболее благоприятным периодом для морального развития.
Материалы и методы. В исследовании используются теоретические и эмпирические данные. Сопровождение психосоциального развития подростка, воспитывающегося в детском доме, необходимо выстраивать с учетом целостности процесса его психического развития на разных возрастных этапах и индивидуального овладения им социальными нормами для формирования социально одобряемых черт характера. Мы считаем, что включение в психолого-педагогическое сопровождение тематического блока по становлению положительного представления о семье у подростков, воспитывающихся в детском доме, будет способствовать формированию таких социально значимых качеств характера, как оптимизм в различных жизненных ситуациях, адекватная самооценка и уровень притязаний, и исключению депрессивных состояний, а эти качества характера в дальнейшем положительно скажутся на ситуацию создания собственной семьи.
Результаты исследования. Результаты исследования могут существенно дополнить научные представления об особенностях развития подростков в условиях развития в детских домах, могут быть использованы в работе психологов и социальных работников. Становление положительного представления о семье должно строиться на задействовании эмоционально-образного мышления: тренинги, психоролевые игры, сценки, в которых подросток должен быть и автором, и участником различных ролей, как положительных, так и отрицательных.
Обсуждение и заключения. Результаты исследования показывают в целом благоприятный психологический фон подростков. Сравнительный анализ показал, что контрольная и экспериментальная группы имеют общий показатель оптимизма по шкале методики в норме, но респонденты контрольной группы имеют общий показатель оптимизма выше. Существенная разница в баллах выявилась в параметре контроля. Это означает, что респонденты контрольной группы считают себя более контролирующими ситуации своей жизни, чем респонденты экспериментальной группы. Оптимизм в ситуациях неудачи также выше у подростков контрольной группы. Параметр оптимизма в ситуациях неудачи показал, что респонденты контрольной группы присваивают себе, своим внутренним свойствам ситуации достижений, а респонденты экспериментальной считают ситуации достижения зависящими от внешних обстоятельств.
Ключевые слова: развитие личности, психологическая поддержка, дети подросткового возраста, детский дом, семья, положительный образ семьи.
FORMATION OF A POSITIVE IMAGE ABOUT THE FAMILY IN ADOLESCENT CHILDREN RAISED IN AN ORPHANAGE
Pilyugina Ekaterina Ivanovna
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Stavropol State Pedagogical Institute (Branch in Zheleznovodsk), e-mail: [email protected]
Perepelkina Natalia Alexandrovna
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Stavropol State Pedagogical Institute (Branch in Zheleznovodsk), e-mail: [email protected]
Yundin Roman Nikolaevich
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Stavropol State Pedagogical Institute (Branch in Zheleznovodsk), e-mail: [email protected]
DOI: 10.24412/1029-3388-2023-4-14-30
Abstract:
Introduction. Adolescence is associated with the transition age, the biological center of which is the puberty of the individual. These processes have different rates of flow, so the teenage period is extremely contradictory. The feeling of adulthood in adolescence implies a new level of pretension, which is ahead of the position that the teenager has yet to achieve. As a consequence of this process, typical age-related conflicts are observed. At puberty, adolescents are very anxious in their interaction with peers and with significant adults, and the least - with strangers and unfamiliar adults and teachers. Adolescence is a critical period for the formation of stable personality traits. When studying the process of formation of a positive idea of the family among the children of the orphanage during adolescence, it is necessary to take into account the moral formation of adolescents. It is this age that is the most favorable period for moral development.
Materials and Methods. The study uses theoretical and empirical data. The support of the psychosocial development of a teenager brought up in an orphanage must be built taking into account the integrity of the process of his mental development at different age stages and his individual mastery of social norms for the formation of socially approved character traits. We believe that the inclusion in the psychological and pedagogical support of a thematic block on the formation of a positive idea of the family in adolescents brought up in an orphanage will contribute to the formation of such socially significant character qualities as optimism in various life situations, adequate self-esteem and the level of claims, and the exclusion of depressive states, and these character qualities in the future positively will affect the situation of creating your own family.
Results. The results of the study can significantly supplement scientific ideas about the peculiarities of adolescent development in conditions of development in orphanages, can be used in the work of psychologists and social workers. The formation of a positive idea of the family should be based on the use of emotional and imaginative thinking: trainings, role-playing games, skits in which a teenager should be both an author and a participant in various roles, both positive and negative.
Discussion and Conclusions. The results of the study show a generally favorable psychological background of adolescents. Comparative analysis showed that the control and experimental groups have a common indicator of optimism on the scale of the methodology in normal, but the respondents of the control group have a higher overall
indicator of optimism. A significant difference in points was revealed in the control parameter. This means that the respondents of the control group consider themselves more in control of their life situations than the respondents of the experimental group. Optimism in situations of failure is also higher in adolescents of the control group. The parameter of optimism in situations of failure showed that the respondents of the control group assign to themselves, to their internal properties, situations of achievement, and the respondents of the experimental group consider situations of achievement dependent on external circumstances.
Keywords: Formation of a positive image about the family in adolescent children raised in an orphanage.
Введение. Подростковый период ассоциируется с переходным возрастом, биологическим центром которого выступает половое созревание индивида. Эти процессы имеют разную скорость протекания, поэтому подростковый период крайне противоречив. Чувство взрослости в отрочестве подразумевает новый уровень притязаний, который опережает положение, которое подростку только предстоит достичь. Как следствие этого процесса наблюдаются типичные конфликты, обусловленные возрастом. В пубертате подростки очень тревожны во взаимодействии со сверстниками и со значимыми взрослыми, и наименее - с посторонними и малознакомыми взрослыми и педагогами. Отрочество - критический период для формирования устойчивых черт личности. При изучении процесса становления позитивного представления о семье у воспитанников детского дома в период отрочества, необходимо учитывать и моральное становление подростков. Именно этот возраст является наиболее благоприятным периодом для морального развития.
Представление о семье у воспитанников детского дома в период отрочества чаще всего не отображает объективно реальную, имеющуюся семью, а является проекцией эмоционально-личностного отношения подростка к своей семье. Примеры поведения, которые дают асоциальные родители, их жизненный уклад воспринимаются ребенком подросткового возраста как эталон совершенно неосознанно. Такое восприятие вышеуказанных поведенческих паттернов при отсутствии в ближайшем окружении подростка примеров альтернативной системы ценностей лишают его возможности успешной социализации.
Семьи социального риска - это семьи, которые имеют практически все воспитанники детского дома вне зависимости от возраста. Это неполные семьи с химически зависимым или психически больным родителем; криминализированные семьи; семьи с устойчивым конфликтом, насилием; семьи, где дети подвергаются различным видам эксплуатации; где дети страдают от голода, годами не учатся в школе; где родители проявляют пренебрежение к их материальным и иным нуждам. Либо это семьи с деструктивными моделями семейного воспитания, включающими, например, жестокое, калечащее поведения.
Ребенок, которому приходится оставаться вне семьи, идеализирует реальных родителей, не замечая их пороков. Переживания, которые связаны с реаль-
ными родителями, их пьянством, скандалами, побоями, в детской памяти теряют интенсивность, на их место приходит душевное томление по матери, желание вернуться к ней. Они страстно желают иметь свой дом, обустраивать его, но у них нет наглядного примера семейных взаимоотношений и семейных ролей, что с высокой долей вероятности, в купе с эмоциональной холодностью может привести к нарушениям супружеских и детско-родительских отношений в будущем.
Обзор литературы. Переживание своей уникальности и индивидуальной ценности определяется тем, что у ребенка есть своя комната (или угол), где стоит его кровать, его стол, место за обеденным столом, посуда. Развитие самости у воспитанников детского дома блокируется феноменом общественной собственности. В современных исследованиях Радиной Н.К., Павлычевой Т.Н. установлено, что: «выпускники детских домов достаточно рано создают собственные семьи: через три года 28% выпускников, в основном девушки, имеют собственные семьи». [1] У воспитанников детского дома наблюдается несформирован-ность представлений о социальной роли брака, о ценности собственных детей. Бывшие детдомовцы продолжают общаться между собой, что не способствует расширению круга их социального взаимодействия и ограничивает поиск потенциальных партнеров. Также отрицательное воздействие, препятствующее созданию собственной полноценной семьи, оказывает негативный опыт жизни с биологическими родителями-асоциалами, то есть возникает представление о том, какой семья быть не должна. Воспитатели детского дома для таких детей остаются всего лишь трансляторами знаний, образцов поведения, но не создают собственные стремления и осознанные переживания у детей.
Итак, представления о семье у воспитанников детского дома в отроческий период имеют ряд особенностей, а именно: отсутствие социально одобряемого примера родительства; искаженный аморальный образ семьи; внутреннее принятие асоциальных моделей поведения родителей; обедненность эмоциональной сферы положительными чувствами; отсутствие переживания своей уникальности.
Эти особенности приводят к нарастанию психологических сложностей и психоэмоциональных перегрузок, снятием ряда моральных запретов, снижением нравственного уровня, отсутствию будущей перспективы, искажению жизненного сценария, возникновению социальной и психологической дезадаптации. Именно поэтому психологи и педагогические работники должны уделить особое внимание становлению положительных представлений о семье у подопечных в целях их успешной социализации и на подростковом этапе становления личности.
Дети, в силу ряда причин оказавшиеся в детском доме, идут по особому пути развития, формирующему специфические черты личности. Безусловно, дети, растущие вне семьи - противоестественное явление для высоко цивилизованного общества. Детское сообщество в стенах детского дома - отражение того противоестественного состояния социума, которое пригласило их появиться в этот мир. Эти дети подвержены различным видам деприваций и их психологиче-
ские проблемы, в подавляющем большинстве случаев, определяются отсутствием родительской любви и заботы с самого рождения ребенка. Нарушенная социализация воспитанников детских домов влечет за собой неспособность успешно адаптироваться к социуму, строить межличностные отношения, быть активным созидателем своего будущего.
Материалы и методы. В настоящее время востребована качественно новая концепция деятельности психологов детских домов, направленная прежде всего на становление психосоциальной компетентности воспитанников.
Сопровождение психосоциального развития подростка, воспитывающегося в детском доме, необходимо выстраивать с учетом целостности процесса его психического развития на разных возрастных этапах и индивидуального овладения им социальными нормами для формирования социально одобряемых черт характера. Мы считаем, что включение в психолого-педагогическое сопровождение тематического блока по становлению положительного представления о семье у подростков, воспитывающихся в детском доме, будет способствовать формированию таких социально значимых качеств характера, как оптимизм в различных жизненных ситуациях, адекватная самооценка и уровень притязаний, и исключению депрессивных состояний, а эти качества характера в дальнейшем положительно скажутся на ситуации создания собственной семьи.
При разработке содержания психолого-педагогического сопровождения необходимо учитывать: а) четкие ориентиры того, что должен знать подросток о семейных отношениях; б) вычленение из многообразий жизни ключевых ценностей, способных ориентировать человека на достойную семейную жизнь.
В качестве основополагающих выступили следующие понятия:
- семья - важная ценность человечества;
- идеальная семья - нормативная модель семьи, которая одобряется обществом;
- портрет психологических отношений внутри семьи;
- психосоциальная компетентность в семейной жизни.
При этом необходимо решение ряда задач, а именно: формирование социальной грамотности в семейных отношениях и формирование навыков конструктивного взаимодействия с людьми. В качестве результата становления положительного представления о семье у подростка, который воспитывается в детском доме, мы рассматриваем такие личностные новообразования, как сформированное представление о семье, наличие осознанной системы семейных ценностей; интерес к положительным семейным взаимоотношениям и самому себе; компетентность подростков в сфере семейных взаимоотношений, межличностной коммуникации родителей и детей, способность к сотрудничеству, взаимопониманию, конструктивным способам решения разногласий со своими будущими партнерами и детьми. И, как следствие вышесказанного: повышение уровня самооценки и притязаний; исключение депрессивных состояний; оптимистический стиль в решении жизненных ситуаций.
В содержании психолого-педагогического сопровождения необходимо от-
разить потребности общества в психически здоровой личности, способной ориентироваться в наиболее часто встречающихся жизненных семейных ситуациях, готовой к собственным продуктивным семейным отношениям. [7]
При выборе методов становления и закрепления положительного представления о семье мы учитывали, что отношения проживаются только тогда, когда они обеспечены знаниями. Всестороннее знание предмета семьи, глубоких семейных отношений и ценностей - уже основа для позитивного отношения к образу семьи. Умение же взаимодействовать в таких отношениях наполняет подростка удивительной палитрой переживаний. Обширная тематика тренинго-вых занятий способствует такому накоплению всесторонних знаний о семейных взаимоотношениях. Предлагается использовать в тренинговых занятиях различные пути преодоления возникающих в семье детско-родительских и супружеских ситуаций, как приводящие к конфликту, так и разрешенных мирным путем с последующим обсуждением причинно-следственных связей возникновения и разрешения этих ситуаций. При этом совместная деятельность и смена ролей дает подростку возможность понять богатый и противоречивый внутренний мир другого человека, индивидуальную неповторимость человеческой личности, повысить эмоциональную устойчивость в будущих реально возникших семейных ситуациях. Согласимся с Л.С. Выготским в том, что: «создание творческой личности, устремленной в будущее, подготовляется творческим воображением, воплощающемся в настоящем». [5]
Главным показателем результативности цикла тренинговых занятий выступает повышение психосоциальной зрелости подростка, признаками которой являются наличие атрибутивного стиля поведения у подростка, адекватный уровень его самооценки, отсутствие признаков депрессии и депрессивных состояний.
В тренинговых занятиях по становлению положительного представления о семье подросток сначала примерит на себя разные человеческие образы, вычленит из них положительные и отрицательные, самоидентифицируется, начнет мечтать, почувствует себя хозяином своего жизненного пути и увидит личную перспективу положительного образа своего будущего.
Необходимо научить подростка ставить цели и отвечать за их реализацию, предоставлять больше самостоятельности, объясняя, какой результат может последовать за каждым шагом. Тренинги позволят теоретически смоделировать множество семейных ситуаций и показать подростку разные пути их решения, как положительные, так и отрицательные. Необходимо стремиться нацеливать выпускников детского дома на самостоятельное преодоление жизненных препятствий, так как любые действия человека имеют последствия, и только он ответственен за их результат. Привить подростку положительный образ семьи - это значит преодолеть его прошлое семейное неблагополучие и выпустить из стен детского дома воспитанника, способного в будущем создать устойчивую семью. [4]
Результаты исследования. Подводя итоги вышесказанного, следует отме-
тить, что отрочество является важным этапом становления личности. Важность его обусловлена тем, что взрослеющий ребенок начинает поиски себя, своего «Я». Именно в этом период закладываются черты характера, с которыми индивид пойдет во взрослую жизнь. Поиск самоидентичности - процесс внутренний, но направление его задают внешние обстоятельства: увеличивается социальная самостоятельность взрослеющего ребенка в школьном коллективе, с друзьями при проведении досуга и пр. Подросток нередко стоит перед поиском решения на тот или иной вопрос, нравственным выбором. Именно в этот период подростку необходима любящая, поддерживающая семья. От характера внутрисемейных отношений будет зависеть будущий жизненный сценарий юноши и девушки. При благоприятных семейных отношениях, поиски самоидентичности подростка пройдут гораздо менее болезненно и по выходу из подросткового возраста, он станет гармоничной личностью, с позитивным отношением к себе и окружающим, имея, как пример, положительный образ семьи. Без поддержки и понимания родителей, болезненный поиск себя примет деструктивные масштабы, что может привести к депрессивным состояниям, снижению самооценки и притязаний, неадекватному атрибутивному стилю поведения.
Становление положительного представления о семье должно строиться на задействовании эмоционально-образного мышления: тренинги, психоролевые игры, сценки, в которых подросток должен быть и автором, и участником различных ролей, как положительных, так и отрицательных. Это даст подростку возможность почувствовать себя автором не только данной сценки, но и ощутить возможность быть автором будущего сценария своего жизненного пути. Поставить себя на место другого, размышлять о разных способах решения жизненных ситуаций, понаблюдать за гармоничными семейными взаимоотношениями, которые он никогда не видел и тем самым проникнуться положительным образом семьи. Положительное представление о семье в сознании подростка станет опорой в преодолении кризиса подросткового возраста и новой ступенью в развитии личности. [3]
В группе под руководством психолога идет продуктивное обсуждение положительного образа семьи, позволяющее подростку переосмыслить имеющийся отрицательный образ. Раньше у подростка доступ к размышлениям такого рода был блокирован из-за отсутствия наглядного примера. В коррекционной работе такие наглядные примеры образа семьи подаются психологом посредством моделирования в тренинге. Становление и закрепление положительного представления о семье должно создавать у подростков ресурс позитивного личностного развития и, устраняя негативные прошлые переживания, формировать положительный образ «Я» и окружающего мира. [2]
Биографическое изучение личных дел подростков-воспитанников ГКУ «Детский дом (смешанный) № 10 им. Н.К. Крупской» позволило понять, в каких условиях каждый из них жил до помещения в детский дом (таблица 1).
Таблица 1
Результаты биографического изучения личных дел подростков-воспитанников детского дома
Код респондента Возраст респондента на момент диа-гностичекого обследования Возраст респондента на момент разлучения с матерью Причина разлучения с матерью Характеристика условий жизни респондента до помещения в детский дом
1 12 лет 7 лет лишение род. прав в квартире грязно, запах алкоголя, места для учебы ребенка нет
2 12 лет 9 лет лишение род. прав жилищно-бытовые условия неудовлетворительные, родителями обязанности не выполняются
3 13 лет 9 лет лишение род. прав. в доме накурено, грязно, нет места для учебы ребенка
4 13 лет 10 лет мать отбывает наказание в местах лишения свободы нет кровати, спит на полу, школу не посещает
5 13 лет 10 лет лишение род. прав продуктов нет, грязно, вещи грязные
6 13 лет 11 лет смерть матери социально-бытовые условия удовлетворительные
7 14 лет 11 лет лишение род. прав выполнение родительских обязанностей не осуществляется
8 14 лет 9 лет лишение род. прав у ребенка нет верхней одежды по сезону, учебного места нет
9 15 лет 10 лет безвестно отсутствующая пропуски школьных занятий, неуспеваемость
10 15 лет 11 лет лишение род. прав родительские обязанности не выполняются, в доме грязно
11 15 лет 12 лет лишение род. прав посторонняя компания в доме, мать спит
12 15 лет 11 лет лишение род. прав грязь, окурки, пустые бутылки, в доме нет необходимой мебели
Условия жизни каждого ребенка до помещения в детский дом являются антисоциальными, ребенок не видит родительской заботы, его потребности игнорируются, он заброшен, и это не только не способствует хоть в какой-то мере социализации ребенка, но и полностью искажает его представление о социуме и образе семьи в контексте социума.
Итак, семья способна повлиять на атрибутивный стиль поведения, уровень самооценки и притязаний, а также депрессивный и, близкий к депрессии, уровень психологического состояния подростка.
Критерии положительного представления о семье отражены в таблице 2.
Таблица 2
Критерии положительного представления о семье и диагностический инструментарий
Наименование психологического показателя Название диагностической методики
Сформированность атрибутивного стиля поведения Методика СТОУН П Гордеевой Т.О., Осина Т.О, Шевяховой В.Ю.
Адекватная самооценка Методика изучения самооценки и уровня притязаний Дембо Т.В., Рубинштейн С.Я. (в модификации Прихожан А.М.)
Отсутствие депрессивного состояния Опросник «Шкала депрессии» В. Зунга (в адаптации Балашовой Т.И.)
Выделим следующие критерии положительного представления о семье у выше указанной категории подростков: 1) сформированность эффективного атрибутивного стиля поведения, который характеризуется: умением варьировать параметром стабильности объяснения ситуаций успехов и неудач; параметром глобальности, заключающемся в распределении объяснений на отдельные события или всю жизнь; способностью контролировать происходящие в жизни события; в оптимистическом стиле объяснения ситуаций успеха и неудач, достижений и межличностных ситуациях; 2) повышение уровня самооценки и притязаний подростков, характеризующемся в успешном поиске самоидентификации и положительных мотивов для деятельности у подростка; 3) исключение депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии.
Выборку исследования составили:
- контрольная группа: воспитанники ГКУ «Детский дом (смешанный) №32», город Пятигорск, Ставропольского края. В исследовании приняли участие 12 воспитанников, из них 7 девочек и 5 мальчиков (возраст от 12 до 15 лет);
- экспериментальная группа: воспитанники ГКУ «Детский дом (смешанный) № 10 им Н.К. Крупской», город Железноводск, Ставропольского края. В исследовании приняли участие 12 воспитанников, из них 7 девочек и 5 мальчиков (возраст от 12 до 15 лет).
При изучении атрибутивного стиля испытуемых на констатирующем этапе исследования мы проанализировали среднее значение и стандартное отклонение по методике СТОУН П Гордеевой Т.О., Осина Е.Н., Шевяховой В.Ю.
В таблице 3 представлен сравнительный анализ диагностики, который показал, что контрольная и экспериментальная группы имеют общий показатель оптимизма по шкале методики в норме, но респонденты контрольной группы имеют общий показатель оптимизма выше (разница составляет 25,2 балла).
Таблица 3
Сравнительный анализ диагностики атрибутивного стиля, контрольная и экспериментальная группы, констатирующий этап
Шкала Результаты диагностики атрибутивного стиля
Среднее значение по контрольной группе (балл) Среднее значение по экспериментальной группе (балл)
Общий показатель оптимизма 227,5 202,3
Параметр стабильности 70,2 62,7
Параметр глобальности 73,0 70,1
Параметр контроля 84,3 69,5
Оптимизм в ситуациях успеха 80,2 72,7
Оптимизм в ситуациях неудачи 132,14 116,2
Оптимизм в ситуациях достижения 146,1 125,95
Оптимизм в межличностных ситуациях 64,3 63,7
Следовательно, параметры стабильности, глобальности и контроля выше у респондентов контрольной группы по сравнению с экспериментальной (разница составляет 7,5 баллов; 2,9 баллов; 14,8 баллов соответственно). Существенная разница в баллах (14,8 баллов) выявилась в параметре контроля. Это означает, что респонденты контрольной группы считают себя более контролирующими ситуации своей жизни, чем респонденты экспериментальной. Оптимизм в ситуациях неудачи также выше у подростков контрольной группы (разница составляет 15,94 балла). Параметр оптимизма в ситуациях достижения (разница 20,1 балл) показал, что респонденты контрольной группы присваивают себе, своим внутренним свойствам ситуации достижения, а респонденты экспериментальной считают ситуации достижения зависящими от внешних обстоятельств.
Для изучения уровня самооценки подростков была использована методика изучения самооценки и уровня притязаний Дембо Т.В., Рубинштейн С.Я. (в модификации Прихожан А.М.).
Результаты диагностики самооценки и уровня притязаний в контрольной группе выявили следующее: 7 респондентов имеют средний уровень самооценки и притязаний, 3 респондента - высокий и 2 - очень высокий.
Результаты исследования самооценки и уровня притязаний в экспериментальной группе показали, что 11 воспитанников имеют средний уровень самооценки и 1 человек - высокий. Все респонденты экспериментальной группы имеют средний уровень притязаний.
Для изучения уровня депрессии подростков применили опросник «Шкала депрессии» В. Зунга (в адаптации Балашовой Т.И.). Результаты диагностики контрольной и экспериментальной групп показали, что все подростки имеют состояние без депрессии.
Обсуждение и заключения. Итак, результаты диагностики в контрольной группе показали, что респонденты имеют оптимистический атрибутивный стиль, среднюю и высокую самооценку и уровень притязаний, состояние без депрессии.
Результаты исследования в экспериментальной группе показывают в целом благоприятный психологический фон подростков. Сравнительный анализ показал, что контрольная и экспериментальная группы имеют общий показатель оптимизма по шкале методики в норме, но респонденты контрольной группы имеют общий показатель оптимизма выше. Существенная разница в баллах выявилась в параметре контроля. Это означает, что респонденты контрольной группы считают себя более контролирующими ситуации своей жизни, чем респонденты экспериментальной группы. Оптимизм в ситуациях неудачи также выше у подростков контрольной группы. Параметр оптимизма в ситуациях неудачи показал, что респонденты контрольной группы присваивают себе, своим внутренним свойствам ситуации достижений, а респонденты экспериментальной считают ситуации достижения зависящими от внешних обстоятельств.
Для активации успешной социализации воспитанников и становления положительного представления о семье был реализован цикл тренинговых занятий на базе ГКУ «Детский дом (смешанный) № 10 им Н.К. Крупской» с респондентами экспериментальной группы.
Тренинг позволяет задействовать воображение подростков при моделировании различных семейных ситуаций. Так, в тренинговых занятиях цикла подросткам предлагается находить различные пути преодоления возникающих в семье детско-родительских и супружеских ситуаций, как приводящие к конфликту, так и разрешенных мирным путем с последующим обсуждением причинно-следственных связей возникновения и разрешения этих ситуаций.
При составлении цикла занятий мы учитывали тот факт, что начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. По мнению С.Л. Рубинштейна: «.. .мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять» [6]. Следовательно, занятие необходимо построить на таком материале, который вызовет у подростка потребность «понять», а значит необходимо учитывать конкретные переживания подростков на момент проведения занятий: поиск подростком самоидентификации, активизация подростков на анализ своих чувств. Психолого-педагогические занятия тренинго-вого цикла выстроены не по шаблону, а учитывают конкретные переживания и психологические состояния подростков на момент его проведения: обучают снижению стрессового состояния, навыкам релаксации. Личностное развитие воспитанников детских домов характеризуется отсутствием временной перспективы. Дети живут в настоящем, не имея прошлого и будущего, они не умеют фантазировать, мечтать, к чему-то стремиться. Тренинговые занятия направлены на развитие временной перспективы подростка, их устремления в будущее, чтобы желания перестали быть ограничены сиюминутными потребностями и требованиями, зачастую отражающими дисциплинарный характер их жизни в
детском доме.
Занятия по становлению положительного представления о семье помогут подросткам осознать свои потребности, понять их и, при необходимости, переосмыслить. На занятиях состоялось знакомство подростков с понятиями образа мужчины и женщины, жизненного уклада положительной семьи. Обратная связь, полученная подростками друг от друга в процессе тренинга, помогла им понять другого и освоить новые более эффективные способы взаимодействия с обществом.
Занятия цикла проводились по следующему тематическому плану (таблица
4).
Таблица 4
Тематический план цикла тренинговых занятий
Тема занятия Цель занятия Содержание занятия Продолжительность занятия
1. «Доверие» Создание групповой атмосферы безопасности. Обучение снижению стрессового напряжения, навыкам релаксации и идентификации эмоций. 1.«Фигурные построения» 2.«Испуганный ёжик» 3.«Релаксационное дыхание» 4.«Враг на ладони» 5.«Цветные звуки моего тела». 6. Рефлексия. 1, 5 час.
2. «Я говорю» Осознание сложившейся семейной ситуации, поиск ресурсной самостоятельной помощи. 1.«Что нового?» 2.«Недостающий человек» 3.«Водопад» 4. Рефлексия 1, 5 час.
3.«Краски моей истории» Проработка травматических переживаний с опорой на ресурсы. 1.«Автограф на память» 2.«SMS в прошлое» 3.Арт-терапевтическая техника «Рисунок эмоций и чувств» 4.«Подарок в моей жизни» 5.«Завершение» 6.«Воздушный шарик» 7.Рефлексия. 1, 5 час.
4. «Семейная ситуация» Расширение репертуара поведенческих реакций в напряженной семейной ситуаций, мотивация на создание положительного образа семьи в сознании. 1.«Домики» 2.«Тихая почта» 3.«Конфликт в семье» 4.«Идеальная семья» 5.Рефлексия 1, 5 час.
5. «Такие разные» Знакомство подростков с понятиями образа мужчины и женщины, жизненного уклада положительной семьи. 1.«Имена» 2. «Образ мужчины и женщины в русских народных сказках» 3.«Изобрази, кого назову» 4.«Царевна-лягушка» 5.«Грамота» 6. Рефлексия. 1, 5 час.
6. «Портрет семьи» Формирование у воспитанников представлений о положительной семье и их будущей семье как единого целого. 1.«Бегущая ассоциация» 2.«Портрет молодой семьи» 3.«Права и обязанности» 4.«Ты меня уважаешь» 5.Рефлексия. 1, 5 час.
7. «Мои чувства» Активизация подростков на анализ своих чувств, умения открыто выражать свои чувства, самопознание, развитие коммуникативных навыков 1.«Приветствия на сегодня» 2.«Я тебя понимаю» 3.«Образ внутреннего состояния» 4.«Изобрази чувство» 5.«Чемодан в будущее» 6.Рефлексия 1, 5 час.
Итого 10,5 час.
Занятия проводились 2 раза в неделю во внеурочное время. Структура занятия содержит следующие компоненты: 1) приветствие - создает атмосферу принятия, доверия среди участников группы; 2) разминка - активизирует членов группы, снимает эмоциональное напряжение; 3) основная часть занятия -совокупность упражнений и приемов согласно выбранной тематике занятия; 4) рефлексия - предполагает обменяться чувствами и мнениями о проведенном занятии.
В оценивании промежуточных результатов эффективности тренинговых занятий методом наблюдения зафиксировано, что подросткам интересна тема семьи, семейных отношений, социально приемлемых образов мужчины и женщины. Положительный образ семьи вызывает у подростков принятие, они улыбаются, находятся в хорошем настроении, активно взаимодействуют. В процессе занятий подростки углубили свои теоретические знания основ полоролевого взаимодействия, получили импульс к развитию стремления к самопознанию, представления о традиционных, общепринятых нормах поведения мужчины и женщины и др. С целью проверки эффективности реализованных мероприятий была проведена повторная диагностика респондентов.
Сравнительный анализ диагностики по методике СТОУН-П контрольной группы на контрольном и констатирующем этапах показал равные результаты. Мы объясняем это тем, что разница между контрольным и констатирующим этапом составляла всего 20 дней и подростки, помня свои ответы на контрольном этапе, на констатирующем этапе ответили идентично.
На контрольном этапе у респондентов экспериментальной группы параметр контроля возрос на 4,7 %; оптимизм в ситуациях неудачи возрос на 13,2 %, т. е подростки после цикла тренинговых занятий стали оптимистичнее относиться к неудачам. Также возрос на 16,8 % оптимизм в ситуации достижения. Это указывает на то, что подростки после проведения цикла тренинговых занятий стали расценивать свои достижения, как больше зависящие от них, чем от внешних обстоятельств.
При изучении уровня самооценки подростков с помощью методики определения самооценки и притязаний Дембо Т.В., Рубинштейн С.Я. (в модификации Прихожан А.М.) было выявлено, что в контрольной группе изменений уров-
ня притязаний и самооценки не произошло.
Результаты исследования уровня самооценки подростков-эксперименталь-ной группы после проведения цикла тренинговых занятий: 9 воспитанников имеют средний уровень самооценки и 3 респондента - высокий. За время проведения занятий 2 воспитанника подняли свою самооценку от средней к высокой.
Результаты диагностики по «Шкале депрессии» В. Зунга (в адаптации Балашовой Т.И.). контрольной и экспериментальной групп показали, что все подростки имеют состояние без депрессии.
Таким образом, результаты контрольного этапа исследования показали эффективность цикла тренинговых занятий, которые были реализованы с респондентами: ситуации неудачи подростки-воспитанники стали воспринимать более оптимистично, а достижения присваивать своим личностным качествам, а не внешним обстоятельствам, что дает надежду на их общую самоэффективность и жизнестойкость, адаптацию в социуме и положительный образ семьи в настоящем и будущем.
На основании проведенного исследования и с опорой на позитивный опыт работы специалистов ГКУ «Детский дом (смешанный) №10 им. Н.К. Крупской», города Железноводска и ГКУ «Детский дом (смешанный) № 32, города Пятигорска, рекомендуем:
- для естественного хода социального развития воспитанника детского дома включать в психолого-педагогическое сопровождение многообразное ролевое экспериментирование семейных отношений, в которых подросток не участвует, не наблюдает, а, следовательно, и не научается в виду нахождения вне семьи, посредством тренинговых занятий;
- дефицит полноценных социальных связей, имеющийся у воспитанников детского дома, преодолеть, устраивая воспитанникам как можно больше разнообразных встреч с различными людьми;
- задавать основы развития внутреннего плана жизни, совместно обсуждая с подростками биографии успешных великих и простых людей человеческого общества;
- формировать психолого-педагогическими средствами вектор от прошлого на настоящее и будущее подростков;
- научить подростков с использованием психолого-педагогических средств конструктивно строить отношения, определять личностные особенности и эмоциональные чувства, свои и других людей, активность, интерес к окружающему, что поможет воспитанникам адаптироваться к жизни в открытом социуме.
Проведенное исследование может расцениваться как пилотное, поскольку проведено на небольшом объёме выборки. Но результаты данного исследования позволяют говорить о необходимости более детального анализа становления положительного представления о семье у детей подросткового возраста, воспитывающихся в детском доме. Результаты, полученные в данном исследовании, а также в планируемых работах позволят разработать эффективные подходы к формированию положительного образа семьи у воспитанников детского дома,
что поможет предупредить дезадаптацию выпускников.
Литература
1. Григорьева, Е. В., Фотина, В. Ю. Особенности представлений подростков, воспитывающихся в детском доме, о роли супругов и родителей // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 1. с. 107 - 111.
2. Еремина, Ю.С. Превенция асоциального поведения детей-сирот: теоретические и методические аспекты / Ставрополь, 2022. - 146 с.
3. Еремина, Ю.С., Пилюгина Е.И. Психологические детерминанты вступления молодежи в экстремистские и террористические организации / Защита детства: проблемы, поиски, решения. Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией И.В. Иванченко. - Москва. - 2021. - С. 50-53.
4. Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения. Сборник научных статей. / Ред: В Н. Ослон, Е В. Селенина. - М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. - 213 с.
5. Радина, Н. К., Павлычева Т. Н. Социализация детей в социально опасном положении, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Опыт учреждений социального обслуживания. / Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. - 2016. - 29 с.
6. Современные подходы к сопровождению воспитанников детского дома: по материалам работы опытно-экспериментальной городской площадки на базе Государственного казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом (смешанный) № 10 им. Н.К. Крупской» в г. Железноводске / Войнова А.В., Говенко Ю.А., Пилюгина Е.И., Таболова Э.С. и др. / Ставрополь,. - 2022. - 53 с.
7. Федеральная служба государственной статистики Электронный ресурс, режим доступа https://rosstat.gov.ru/search?q (дата обращения 01.08.2023).
References
1. Grigorieva, E. V., Fotina, V. Yu. Features of the ideas of teenagers brought up in an orphanage about the role of spouses and parents. Bulletin of Kemerovo State University. 2017. No. 1. pp. 107 - 111.
2. Eremina, Y.S. Prevention of antisocial behavior of orphaned children: theoretical and methodological aspects. Stavropol, 2022. 146 p.
3. Eremina, Y.S., Pilyugina E.I. Psychological determinants of youth joining extremist and terrorist organizations. Protection of childhood: problems, searches, solutions. Collection of materials of the IV All-Russian Scientific and Practical Conference. Edited by I.V. Ivanchenko. Moscow. 2021. pp. 50-53.
4. Mental deprivation of children in difficult life situations: educational
technologies of prevention, rehabilitation, support. Collection of scientific articles. / Ed.: V.N. Oslon, E.V. Selenina. Moscow: GBOU VPO MGPPU, 2013. 213 p.
5. Radina, N. K., Pavlycheva T. N. Socialization of children in a socially dangerous situation, orphans and children left without parental care. Experience of social service institutions. Social services for families and children: a scientific and methodological collection. 2016. 29 p.
6. Modern approaches to the support of the children of the orphanage: based on the materials of the work of the experimental urban site on the basis of the State state institution for orphans and children left without parental care «Children's home (mixed) No. 10 named after N.K. Krupskaya» in Zheleznovodsk / Voynova A.V., Govenko Yu.A., Pilyugina E.I., Tabolova E.S. et al. Stavropol,. 2022. 53 p.
7. Federal State Statistics Service Electronic resource, access mode https:// rosstat.gov.ru/search?q (accessed 01.08.2023).
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВОЛЕ ЧЕЛОВЕКА ДО ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Батыршина Альфия Робертовна
Кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы (г. Сочи), e-mail: [email protected]
DOI: 10.24412/1029-3388-2023-4-30-40
Аннотация:
В статье автор делает краткий анализ изученности состояния представлений о воле в истории психологии - до возникновения собственно психологических взглядов и теорий. Дается краткий анализ взглядам античных, средневековых философов и философов Нового времени на природу воли и волевых механизмов личности.
Ключевые слова: история психологии, воля, античная психология, идеализм, материализм, свобода воли, детерминизм воли.
THE IDEA OF THE HUMAN WILL BEFORE THE EMERGENCE OF PSYCHOLOGY AS A SCIENCE
Batyrshina Alfiya Robertovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Peoples 'Friendship University of Russia named after P. Lumumba (Sochi), [email protected]
DOI: 10.24412/1029-3388-2023-4-30-40