Истратова О.Н.1, Вапельник Л. А.2 ©
'Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности; 2магистрант, Южный федеральный университет
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ У СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА*
Аннотация
Статья посвящена анализу проблемы формирования личностной беспомощности подростков, находящихся в ситуации социального сиротства. Проведен сравнительный анализ проявлений этого феномена у детей из семьи и у воспитанников детского дома. Выявлено, что подростки из детских домов характеризуются пессимистическим атрибутивным стилем, у них отмечается неадекватная самооценка, неуверенность в своих силах, состояние депрессии. Результаты исследования определяют актуальность психолого-педагогической работы с социальными сиротами по коррекции и профилактике личностной беспомощности и суицидальных тенденций.
Ключевые слова: личностная беспомощность, атрибутивный стиль, самооценка, депрессия, подростковый возраст.
Keywords: personal helplessness, attributive style, self-assessment, depression, teenage age.
Современная ситуация в нашей стране характеризуется все большим социальным расслоением общества, нерешенными жилищными проблемами и падением моральных запретов. Печальной тенденцией становится ранее материнство, рождение детей в социальнонеблагополучных семьях, отказ родителей от своих детей, нежелание или невозможность содержать и воспитывать их. Семейное неблагополучие оказывает мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям: от социального инфантилизма, различного рода зависимостей - до асоциального поведения [2; 3].
В подростковом возрасте, когда все чувства обостряются и многое меняется в жизни детей, им как никогда важна поддержка значимых для них взрослых людей. В условиях детских домов внимание воспитателей распределяется на многих детей, чаще на самых маленьких, и они очень редко обладают временем, чтобы выслушать и понять проблемы и тревоги подростков. Все это может привести к риску формирования личностной беспомощности у подростков и все большему закреплению её в самосознании детей, что может стать одним из факторов трудностей социализации воспитанников детских домов.
Наиболее разработанным подходом к изучению личностной беспомощности в наше время является подход Д.А. Циринг и её коллег. Здесь личностная беспомощность понимается как «устойчивое образование, проявляющееся в неспособности и нежелании преодолевать жизненные трудности, создающее предрасположенность к частому и лёгкому возникновению состояния выученной беспомощности» [8, с.215].
Личностная беспомощность в подростковом возрасте проявляется в низкой активности в учебной деятельности и в общении со сверстниками, замкнутости, сложности в принятии самостоятельных решений и отсутствии ярко выраженных увлечений. Таким образом, её можно диагностировать по таким показателям, как пессимистический атрибутивный стиль, повышенный уровень депрессивности и тревожности, а также заниженный уровень самооценки [7, с.115].
По мнению автора концепции поисковой активности В.С. Ротенберга, формирование выученной беспомощности можно предотвратить развитием оптимистического атрибутивного
©© Истратова О.Н., Вапельник Л. А., 2014 г.
стиля, высокой самооценки и уважения к себе. Также необходим опыт преодоления трудностей, то есть поисковой активности, при этом не важно, в какой сфере жизни он был получен. Здесь очень важную роль играет вся система взаимоотношений с родителями и с учителями. Значимые взрослые должны обеспечивать ребёнку адекватную обратную связь, знакомить его с разными сторонами реальности, показывать, что ребёнок сам может что-то изменять в своей жизни [6]. При этом отмечается, что «особенностью массовой школы является то, что активность, самостоятельность, творчество школьников в обучении поддерживается крайне мало, недостаточен учет субъективного опыта ребенка, его потребностей и интересов. Подменяя естественную активную и творческую деятельность человека пассивным восприятием и репродуктивным воспроизведением, стремление к автономности и осмысленности исполнительностью и дисциплиной, ценность приобретаемого опыта ценностью внешнего атрибута (отметки), а личностное самоутверждение подчиненностью и конформизмом, высока вероятность на выходе получить инфантилизм, иждивенческие настроения и даже выученную беспомощность» [5, с.72].
Нарушения в воспитании детей из детских домов могут привести к отклонениям в развитии личности подростка, его активности в освоении окружающего мира и к формированию личностной беспомощности. Недостаток эмпирических данных относительно социального сиротства как фактора формирования личностной беспомощности определил проблематику нашей работы [4].
В исследовании приняли участие 58 детей подросткового возраста, воспитывающихся в семьях и в детских домах города Таганрога.
В качестве диагностического инструментария, нами были использованы следующие методики.
Для определения атрибутивного стиля подростков была использована методика «СТОУН-П» Т.О. Гордеевой, Е.И. Осина, В.Ю. Шевяховой. Она позволяет диагностировать особенности оптимистического атрибутивного стиля подростков в области негативных и позитивных жизненных ситуаций и оценить основные показатели атрибутивного стиля, такие как стабильность, глобальность, контроль.
Для изучения уровня самооценки подростков мы использовали методику изучения уровня самооценки и притязаний Т. Дембо - С. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан. Она основана на непосредственном оценивании школьниками своих личностных качеств и позволяет выявить важные для подросткового возраста особенности самооценки и уровня притязаний.
Опросник «Шкала депрессии» в адаптации Т.И. Балашевой мы использовали для диагностики уровня депрессии у подростков из семей и из детских домов.
Для оценки различий по уровню выраженности исследуемых нами признаков, таких как оптимистический атрибутивный стиль, депрессия, самооценка и притязания, мы подвергли полученные результаты методу статистического анализа различий - непараметрическому критерию U-критерий Манна - Уитни.
В результате проведенного исследования мы получили следующие статистически значимые различия между группами детей, воспитывающихся в семейных условиях и в условиях детских домов:
Обнаружены статистически значимые различия между группами подростков из семей и из детских домов по уровню общего оптимизма (p=0,01), оптимизма в ситуациях успеха (p=0,01) и достижений (p=0,01) и параметру контроля атрибутивного стиля (p=0,01). На рис. 1 представлены средние значения результатов диагностики особенностей атрибутивного стиля у подростков, воспитывающихся в семьях и в детских домах.
Рис. 1. Средние значения параметров атрибутивного стиля у подростков из семей и из детских
домов
Как мы видим на рисунке, оптимистический атрибутивный стиль у группы подростков из семей (результат общего оптимизма равен 183,6) значительно более выражен, чем у подростков
из детских домов, которые характеризуются пессимистическим атрибутивным стилем (результат общего оптимизма равен 164,7). Данные результаты могут объясняться тем, что из-за отсутствия должного внимания к личности детей в детском доме, таким подросткам приходится один на один сталкиваться со своими внутренними конфликтами, обусловленными возрастом, с которыми они еще не в силах справиться самостоятельно. Это может влиять на постепенное закрепление беспомощности в личности таких подростков.
В отличие от подростков из полных семей, социальные сироты считают себя не способными контролировать, происходящие в их жизни ситуации (результат равен 55,3, что значительно ниже нормы). Они характеризуются пессимистичным атрибутивным стилем объяснения ситуаций успеха (результат равен 60) и достижений (результат равен 116,1), что говорит о сниженных ожиданиях от себя и окружающей среды и может быть причиной несформированного самоконтроля. Результатом этого может стать непринятие ответственности за свои поступки, формирование ощущения бесконтрольности происходящих ситуаций, невозможности на них повлиять.
Таким образом, подростки из семей в большей мере воспринимают успехи как стабильные, глобальные и контролируемые, а неудачи как случайные, проявляющиеся только в конкретных ситуациях и контролируемые. Подростки из детских домов, напротив, склонны рассматривать негативные события как постоянные и затрагивающие большую часть их жизни, которые очень сложно контролировать. Хорошие события такие дети считают временными, локальными и также от них независящими [1, с.115].
Между группами подростков, воспитывающихся в семьях и в детских домах, были выявлены статистически значимые различия по уровню самооценки по шкале «Уверенность» и «Умелые руки» (p=0,01) и по уровню притязаний по шкале «Характер» и «Умелые руки» (p=0,01). На рис. 2 и рис. 3, соответственно, представлены средние значения показателей самооценки и уровня притязаний у подростков.
Рис. 2. Средние значения параметров самооценки подростков из семей и из детских домов
На рисунке 2 мы видим, что показатели самооценки подростков из детских домов значимо выше по шкале уверенности в себе и, в основном, являются неадекватно завышенными, в отличие от показателей подростков, воспитывающихся в семьях. Семейные подростки считают себя способными многое делать своими руками, здесь их самооценка находится на адекватно высоком уровне, в то время как у социальных сирот показатели самооценки по этой шкале находятся на среднем уровне. Это может объясняться работой защитных механизмов, так как подростки из детских домов зачастую боятся показаться окружающим неуверенными в себе, но умение делать много своими руками для них не очень значимо, так как они воспитываются в условиях государственных учреждений, где их помощь по хозяйству требуется редко.
Рис. 3. Средние значения параметров уровня притязаний подростков из семей и из детских домов
Как видно на рисунке 3, подростки из детских домов были бы удовлетворены собой, если бы их характер был лучше, в отличие от подростков из семей, которых вполне удовлетворяет их характер, но они хотели бы развить свои умения. Это может быть связано с тем, что дети из благополучных семей в подростковом возрасте стремятся проявлять большую самостоятельность, не зависеть от родителей и хотят уметь все делать самим, «своими руками». У подростков из детских домов, которые воспитываются в условиях полного государственного обеспечения, напротив, может формироваться иждивенческая позиция, мнение, что им все должны, что приводит к отсутствию стремления как-то развивать свои способности, делать что-то своими руками. Однако такие дети хотят, чтобы их характер был лучше, возможно, из-за
неудовлетворенной потребности в любви и понимании, из-за переживания, что если они будут себя хорошо вести, то получат больше внимания со стороны значимых взрослых.
По уровню депрессии были обнаружены статистически значимые различия у подростков из семей и из детских домов. На рис. 4 представлены уровни выраженности депрессии у подростков, которые воспитываются в семьях и у «детдомовцев».
Рис. 4. Частота встречаемости уровней депрессии у подростков из семей и из детских домов
Судя по рисунку, можно сказать о том, что подростки из семей в большинстве случаев (89%) характеризуются отсутствием состояния депрессии и лишь в некоторых случаях (11%) испытывают лёгкую (ситуативную) депрессию. Воспитанники детских домов, напротив, в большинстве случаев (76%) испытывают состояние депрессии: от легкой, ситуативной (33%) до истинно депрессивного состояния (10%).
Уровень депрессии у подростков из семей значительно ниже уровня данного признака у «детдомовцев» (p=0,01). У подростков из детских домов наблюдается значительное снижение настроения, проявляющееся в чувстве душевной опустошенности, различных соматических симптомах, суицидальных мыслях и нерешительности. Такие подростки оказываются беспомощными перед жизненными обстоятельствами, не считают возможным что-то поменять в жизни и просто «опускают руки». Все эти проявления без проведения коррекционной работы, помощи и внимания со стороны воспитателей, могут привести к очень серьезным последствиям.
Проведенное исследование показало, что социальное сиротство оказывает значительное влияние на развитие личности подростов. В отличие от детей, воспитывающихся в семьях, подростки из детских домов характеризуются пессимистическим атрибутивным стилем, они не считают себя способными контролировать, события, происходящие в их жизни, пессимистично смотрят на ситуации успеха и достижений, характеризуются сниженными ожиданиями от себя и окружающих. Они склонны к неадекватной самооценке своей уверенности, не считают себя способными делать многое своими руками и не стремятся этому учиться, не удовлетворены своим характером и хотели, чтобы он был лучше. Воспитанники детских домов, в отличие от подростов из семей, в большинстве случаев испытывают состояние депрессии и душевной опустошенности, что может привести к появлению суицидальных мыслей у таких подростков.
Таким образом, социальное сиротство может привести к таким нарушениям в развитии личности подростков, как пессимистический атрибутивный стиль, неадекватная самооценка и повышенный уровень депрессивности. При этом подростки становятся неактивными, еще больше начинают зависеть от значимых взрослых, которые не всегда есть рядом, что в конечном итоге приводит к формированию беспомощности и все большему закреплению её в личности подростков.
* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант №13-36-01006а1
Литература
1. Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Шевяхова В.Ю. - Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач: опросник СТОУН. М.: Смысл, 2009.
2. Истратова О.Н. - Семейное неблагополучие как социально-психологическая проблема // Известия ЮФУ Технические науки. - 2013. - № 10 (147). - С. 242 - 249.
3. Истратова О.Н. - Феномен социального сиротства как психолого-педагогическая проблема // Известия ТРТУ. - 2006. - № 14 (69). - С. 206-211.
4. Истратова О.Н., Вапельник Л. А. - Роль семьи в формировании личностной беспомощности в подростковом возрасте // Гуманитарные научные исследования. - № 10 (26) - Октябрь 2013. - С. 78-83.
5. Лызь Н.А. - Образовательная компетентность студентов как фактор качества высшего
образования // Педагогика. - 2011. - №5. - С. 67-76.
6. Ротенберг В.С., Аршавский В.В. - Поисковая активность и адаптация. - М.: Наука. - 1984.
7. Циринг, Д. А. - Психодиагностика личностной беспомощности: проблемы и методы / Д. А. Циринг, Е. А. Евстафеева // Сибирский психологический журнал. - 2011. - № 41. - С. 111-120.
8. Циринг, Д.А. - Соотношение личностной беспомощности и смежных с ней психологических феноменов // Вестник Томского гос. ун-та. - 2009. - № 329. - С. 214-218.