Научная статья на тему 'Социально-педагогическая работа с депривированными детьми подросткового возраста в условиях детского дома'

Социально-педагогическая работа с депривированными детьми подросткового возраста в условиях детского дома Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
559
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕПРИВАЦИЯ / ДЕТСКИЙ ДОМ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / DEPRIVATION / CHILDREN''S HOME / ADOLESCENCE / SOCIAL AND PEDAGOGICAL WORK

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Перепёлкина Наталия Александровна, Бочаров Сергей Стефанович, Дусенко М. Е.

В статье рассмотрена специфика социально-педагогической работы педагога-психолога и социального педагога с депривированными детьми подросткового возраста в условиях детского дома. Изучены методы и форма работы данных специалистов детского дома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Перепёлкина Наталия Александровна, Бочаров Сергей Стефанович, Дусенко М. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-pedagogical work with deprived children of teenage age in the orphanage

The article considers the specificity of social-pedagogical work of the teacher-psychologist and the social teacher with deprovisosine children of teenage age in the conditions of the orphanage. The methods and form of work of these specialists of the orphanage are studied.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая работа с депривированными детьми подросткового возраста в условиях детского дома»

Н.А. ПЕРЕПЁЛКИНА доцент кафедры педагогики и психологии, кандидат социологических наук филиала ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Железноводске

С.С. БОЧАРОВ доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, кандидат химических

наук филиала ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Железноводске

М.Е. ДУСЕНКО студентка 4 курса психолого-педагогического факультета филиала ГБОУ «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Железноводске*

Социально-педагогическая работа с депривированными детьми подросткового возраста в условиях детского дома

Сиротство как общественное явление свойственно любому социуму независимо от качественных и временных показателей его становления. И существует определённая категория детей, которые в силу объективных или личных оснований остаются вне семейной заботы и требуют особого отношения к себе со стороны государственных структур.

Сейчас усложняются критерии, обеспечивающие социальное и психологическое становление детей, растёт количество детей с пограничными состояниями и сочетанными нарушениями в развитии с проявлением бродяжничества, асоциаль-ности и делинквентности. Особенная проблема - психологическая депривация, формирующаяся в итоге неудовлетво-

* Перепелкина Наталия Александровна., Бочаров Сергей Стефанович, Дусенко Мария, e-mail: [email protected]

рения жизненно важных потребностей и во многом определяющая жизнедеятельность ребенка. Вероятность увеличения в ближайшем будущем в детской популяции явлений дeпривaции, её сложность, патогенность и стойкость определяют актуальность исследований феноменологии детсшй 1

дeпривaции .

Сегодня понятие «дeпривaция» не редко используется в психологической литературе. Термин «депривация» образован от английского слова deprivation, которое в буквальном переводе означает лишение, утрату. В основе его лежит латинский корень privare, что означит «отделять». Префикс de передаёт усиление смысла корня2. Современные теории психологической дeпривaции исходят из различных направлений и, значит, имеют определённую несогласованность, которая состоит в том, что именно конкретные исследователи выделяют в качестве причины появления дeпривaции и в том, как они объясняют воздействие депривации на формирование личности воспитанника детского дома. Д.С. Бру-нeр считает, что при дeпривaции поражается, прежде всего, «более высокий» вид «когнитивного» учения. По Д.С. Бру-нeрy, дeпривированным детям недостаёт условий для становления эффективных средств мышления, для решения задач и для реального контакта со средой: не развиваются «модели среды» и «стратегия действий». В критериях ранней дeпривaции отсутствует основа для выборочного подхода к стимулам и для дифференциации отдельных областей работы. Например, в случае если депривированному воспитаннику детского дома приходится сталкиваться с ранее не знакомой ему ситуацией, то он испытывает значительные затруднения, поскольку у него в недостаточной мере имеются эффективные средства для переноса преж-

3

него опыта на новые ситуации .

Процессы социальной и школьной дезадаптации неразрывно связаны с появлением социальной дeпривaции. Социальная дeпривaция - социально-психологическое явление, обусловленное негативными тенденциями воспитания и социализации детей в современной социокультурной ситуа-

1 МаслоуА. Мотивация и личность. СПб., 2008.

2 Брунер Д. Психология познания. За пределами непосредственной информации / Пер. с англ. К. И. Бабицкого. М., 2008.

3 Лебедев В.И. Психология и психопатология одиночества и групповой изоляции. М., 2004.

ции, представляющее собой начальный период формирования дезадаптации детей. Социальная дeпривaция проявляется в недостатке эмоциональных опор, в лишении способности удовлетворения ведущих жизненных потребностей1. Трудности социальной депривации оценивают учёные, изучающие различные аспекты отклоняющегося развития детей (М. Буянов, И.В. Дубровина, Г. Крайг, И. Лангмейер, З. Матейчек, В.С. Мухина, М. Раттер, Н.В. Репина, А.Г. Рузская)2. С нашей точки зрения, в сформировавшихся социальных условиях проблема социальной дeпривaции приобретает более широкий характер и выходит на уровень сложной социально-психологической проблемы. Социальная депри-вация представляет собой одно из проявлений деструкции социального развития ребёнка, связанной с качественным изменением ситуации развития, с формированием низкой личностной производительности. Симптомы социальной дeп-ривaции нарастают и мешают нормальной интеграции ребёнка в социум, особенно в условиях детского дома, так как постоянное пребывание в коллективе сверстников приводит к часто возникающим нарушениям поведения, утомлению, негативам чувственным проявлениям. Для подростков с социальной дeпривaцией характерны такие личностные проблемы, как повышенный уровень тревожности, испуг, сверхбдительность, состояние неизменного напряжения, ожидание вероятной угрозы. Пребывая в неполноценной социальной ситуации развития, воспитанники детских домов впоследствии испытывают на себе различные факторы социального и биологического происхождения, демонстрируя на протяжении всего пребывания в этих учреждениях отклонения в соматическом и психическом развитии, в познавательной сфере, поведении, общении.

Выявлено, что у детей, растущих в детских домах, не просто задерживается формирование характерных для их возраста форм общения и взаимодействия с окружающими, но и развиваются принципиально другие механизмы, с

1 Ярлыкова О.В., Перепёлкина Н.А. Современное гуманитарное знание как инструмент нравственного воспитания школьников // Гуманитарное знание и духовная безопасность: Материалы IV Международной научно-практической конференции. 2017, с. 664-668.

2 Попова С.П. Типология индивидуально-личностных свойств детей и подростков 7-13 лет, находящихся в условиях отцовской депривации и экологического неблагополучия.

помощью которых воспитанник детского дома адаптируется к внешним условиям. В итоге нарушения аффективных связей с близкими взрослыми, появляются компенсаторные формы поведения. При отсутствии личностно-ориентиро-ванного общения, не складываются положительные эмоциональное самоощущение, переживание собственной значимости для находящихся вокруг взрослых.

В исследовательских работах отечественных и западных специалистов по психологии даётся сравнительная характеристика депривированных молодых людей и обычных юношей и девушек. Общее физическое, психическое становление воспитанников детских домов отличается от становления сверстников из обычных семей1. У них отмечается медленный темп психического развития, ряд неблагоприятных индивидуальных проявлений: низкий уровень интеллектуального развития и воображения, бедная эмоциональная сфера, более позднее формирование навыков са-морeгуляции и социального поведения. Поведение дeпри-вированных подростков из детских домов характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, злости, преувеличенным реагированием на действия и отношения, обидчивостью, провоцированием инцидентов со сверстниками, неумением общаться с ними.

Работа социального педагога и педагога-психолога начинается с определения социального статуса личности депри-вированного подростка. Изучая документы, беседуя с подростком, осуществляя социально-педагогическую и психологическую диагностику специалисты узнают особенности жизни ребёнка, выделяют проблемы, которые предстоит решить. Социальный педагог собирает сведения о состоянии физиологического, психического здоровья ребёнка, наблюдает за его успеваемостью, оказывает поддержку в обучении. Чем точнее определяется «диагноз социального заболевания» подростка, тем легче определить виды помощи, которые могут оказать сотрудники детского дома воспитаннику . Воспитание ребёнка в детском доме происходит в коллективе, в следствие этого наряду с изучением каждого ребёнка изучается и детский коллектив в целом.

1 Хегенхан Б., Олсон М. Теории научения. 6-e изд. СПб., 2004.

2 Шпиц Р.А. Психоанализ раннего детского возраста. М. СПб., 2001.

Становление личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходит в состоянии дeпривa-ции, которая представляет собой утрату одного из безусловно желаемых условий формирования личности, то есть семьи. В данном случае негативное влияние дeпривацион-ных нарушений на личность ребёнка проявляется как комплекс факторов биологической и социальной природы, обуславливающих, в конечном результате, социальную и психическую деятельность человека. Диапазон социальных, психологических, педагогических, физиологических проблем адаптации воспитанников детского дома очень велик.

В связи с тем, что индивидуальная социально-педагогическая работа с воспитанниками подросткового возраста неразрывно связана с оказанием педагогической, социальной, психологической поддержки самим детям, то спектр задач этой работы довольно широк:

1) определение социального статуса ребёнка ведётся при помощи бесед, тестирования. Педагог-психолог и социальный педагог вместе собирают сведения о состоянии физического и психического здоровья воспитанника, а так же условиях жизни ребёнка до поступления его в детский дом, собираются сведения о родителях ребёнка1;

2) составление индивидуальной программы развития воспитанника - следующая задача социального педагога, которая учитывает условия формирования личности будущего выпускника и учитывает его проблемы;

3) реабилитация подростка происходит в процессе поддержки специалистов детского дома: социального педагога, психолога, педагогов, медиков: а) медицинская реабилитация подразумевает проведение с воспитанниками комплекса оздоровительных и лечебных мероприятий; б) психологическая реабилитация связана с занятиями по снятию волнения, беспокойства, напряженности подростка в условиях детского дома; в) педагогическая рeaбилитация учитывает дополнительные занятия по программе общеобразовательной школы, а также проведение коррекционных занятий;

4) социальная адаптация означает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе социальных отношений. Социальная адаптация проводится через фор-

1 Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

мирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и способностей.

Совместно с психологом социальный педагог занимается проблемами: профессионально самоопределения выпускников; освоения ими всевозможных социальных ролей человека в обществе; ознакомления со структурой и функциями семьи; формирования адаптивных механизмов, позволяющих приспособиться выпускнику к жизни после выхода из детского дома.

Социализация депривированных подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, осуществляется в контексте образовательной и воспитательной работы. Стержнем интеграции в общество и адаптацией депривированных детей подросткового возраста является формирование у них чувства любви и дружбы, а на основе этих чувств -готовности к взаимопомощи. Главной задачей детских домов является социализация воспитанников, подготовка их к семейной жизни, которая ведётся так, чтобы у детей вырабатывались знания и навыки оказания первой помощи и ведение домашнего хозяйства.

К наиболее актуальным социальным компетенциям воспитанников детского дома относят: осознание себя с точки зрения будущего семьянина; развитые навыки учебной деятельности и самоконтроля, психологической помощи, рефлексии; навыки самообслуживания, продуктивного, конструктивного общения; навыки ориентации в различных инфраструктурах; профессиональное самоопределение; право-

1

вое и моральное самосознание .

Социальный педагог и педагог-психолог в профессиональной деятельности нередко использует разнообразные социально-педагогические и психологические методы. Все методы реализуются через совокупность всевозможных отдельных приёмов. Наиболее широко в работе данных специалистов применяются убеждение, диспут, воспитательное подражание и пример, упражнение.

Метод убеждения может помочь воспитанникам в овладении общественными нормами, мотивами поведения и деятельности, что способствует формированию у них убеждений. Убеждение - это доказательство и разъяснение не-

1 Алексеенкова Е.Г. Личность в условиях психической депривации: Учебное пособие для студентов вузов. СПб., 2009.

обходимости или правильности определённого поведения дeпривированного подростка. В процессе убеждения специалисты воздействуют на волю, сознание, чувства воспитанников. Убеждение считается формой регуляции отношения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро-1

дителей, и социума .

Для молодых людей, как правило, применяется диспут-метод, который содействует формированию у них суждений. Диспут - специально организованное представление в ходе, которого происходит специально созданное столкновение мнений по какой-либо проблеме.

Необходимым в профессиональной работе вышеуказанных специалистов является учёт морального и нравственного эталона, которому следуют депривированные подростки. Сила воспитательного подражания и примера основывается на способности воспитанников копировать те поступки и действия, которые с их точки зрения кажутся значимыми и соответствуют их взглядам.

В развитии нравственных привычек и умений важную роль играет метод упражнения, который способствует формированию у воспитанников морально-нравственного поведения.

Среди методов работы с дeпривированными подростками особую группу составляют методы коррекции. К ним относятся наказание и поощрение. Методы наказания и поощрения направлены к одной цели - сформировать определённые моральные и нравственные качества характера и поведения депривированных подростков.

Tаким образом, социальный педагог и педагог-психолог -это главные фигуры, призванные оказывать помощь и защищать своих воспитанников. Социальный педагог и педагог-психолог детского дома должны создать систему социально-педагогического и психологического сопровождения воспитанников, которая способствовала бы предупреждению и снижению негативных последствий депривации на всех возрастных этапах становления. Для этого проводится профилактиче^ая и просветительская работа, адаптационная работа, работа по подготовке к обучению в школе, диагностическая (проведение групповых и индивидуальных тестирований, беседы, анкетирование, наблюдение), психокоррекционная работа, психo-

1 Ярлыкова О.В., Перепёлкина Н.А. Современное гуманитарное знание как инструмент нравственного воспитания школьников, с. 664-668.

реабилитационная работа, консультативная работа с подростками, педагогами и родителями или родственниками воспитанников. Следует сказать, что выделение дeпривиро-вaнных воспитанников детского дома в отдельную группу типологии проблемного развития достаточно условно. Как и иные нарушения в развитии, депривированное развитие в «чистом» виде встречается относительно редко, B жизни его проявления часто накладывается на проведения иных форм дизонтогенеза. Поэтому феноменологические особенности дeпривaции не всегда ярки и выражены, что не позволяет в этих случаях с достаточной уверенностью константировать данное состояние в развитии ребёнка. Впрочем, это замечание касается сложных форм иррегулярного развития. В эти случаях целесообразно говорить об атипичных формах психической дeпривaции.

Следовательно, специфика социально-педагогической работы с депривированными детьми подросткового возраста в условиях детского дома заключается в следующем: определение социального статуса воспитанника, изучение документов, проведение бесед, тестирование, создание системы -социально-педагогического и психологического сопровождения воспитанников. В работе данных специалистов применяются различные методы. Педагог-психолог и социальный педагог работают в тесном взаимодействии.

Перепёлкина Н.А., Бочаров С.С., Дусенко М.Е. Социально-педагогическая работа с депривированными детьми подросткового возраста в условиях детского дома. В статье рассмотрена специфика социально-педагогической работы педагога-психолога и социального педагога с депривированными детьми подросткового возраста в условиях детского дома. Изучены методы и форма работы данных специалистов детского дома.

Ключевые слова: депривация, детский дом, подростковый возраст, социально-педагогическая работа.

Perepyolkina N.A., Bocharov S.S., Dusenko M.E. Socio-pedagogical work with deprived children of teenage age in the orphanage. The article considers the specificity of social-pedagogical work of the teacher-psychologist and the social teacher with deprovisosine children of teenage age in the conditions of the orphanage. The methods and form of work of these specialists of the orphanage are studied.

Key words: deprivation, children's home, adolescence, social and pedagogical work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.