Научная статья на тему 'Развитие психологической устойчивости воспитанников детского дома будущими педагогами-психологами в период педагогической практики'

Развитие психологической устойчивости воспитанников детского дома будущими педагогами-психологами в период педагогической практики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
164
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / PSYCHOLOGICAL STABILITY / ДЕТСКИЙ ДОМ / ORPHANAGE / ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ / EDUCATIONAL PSYCHOLOGIST / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / PEDAGOGICAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дарвиш О.Б.

В статье представлены результаты исследования развития психологической устойчивости воспитанников детского дома будущими педагогами-психологами в период педагогической практики. Представлена комплексно-целевая программа, направленная на воспитание высоконравственной личности, адаптированной к обществу, способной влиять на жизненные обстоятельства, развивая психологическую устойчивость в трудных ситуациях. В период педагогической практики будущие педагоги-психологи включаются в работу по оказанию психологической помощи воспитанникам детского дома. В результате проведения коррекционно-развивающей программы, состоящей из комплекса занятий по повышению уровня психологической устойчивости воспитанников детского дома, в экспериментальной выборке произошло значительное повышение выраженности показателей психологической устойчивости, что вывело испытуемых с низкого уровня сформированности психологической устойчивости на средний уровень, со среднего на высокий. Проведённый эксперимент показывает, что у воспитанников детского дома психологическая устойчивость личности успешно развивается при специально организованной работе педагога-психолога, социального педагога, будущих педагогов-психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL STABILITY OF THE YOUTH AT CHILDREN’S HOUSES DURING THE PERIOD OF PEDAGOGICAL PRACTICE OF FUTURE TEACHERS-PSYCHOLOGISTS

The article presents some results of a study of development of psychological stability of children at orphanage houses by future teachers-psychologists during their professional practice. The work presents complex target program, aimed at moral upbringing of the individual adapted to the society, capable to influence life circumstances, developing resilience in difficult situations. In the period of pedagogical practice the future teachers-psychologists are involved in work on giving psychological assistance to children. As a result of the remedial and developmental program consisting of a set of classes to improve the level of psychological stability of children in the experimental sample there was a significant increase in the severity of indicators of psychological stability, which brought the subjects with low level of formation of psychological stability on a medium level, with medium to high. The experiment shows that in a children''s house psychological stability of a personality develops successfully at a specially organized work by teachers-psychologists and social teachers.

Текст научной работы на тему «Развитие психологической устойчивости воспитанников детского дома будущими педагогами-психологами в период педагогической практики»

8. Сергиенко Е.А. Проблема соотношения понятий субъекта и личности. Психологический журнал.. 2013; Т. 34; 2: 5 - 16.

9. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. Москва: Смысл, 2000.

10. Дерябо Д.С. Феномен субъектификации природных объектов. Автореферат диссертации ... доктора психологических наук. Москва, 2002 .

11. Панов В.И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология. Социальная психология и общество. 2013; 3: 13 - 28.

12. Прядко И.П. Экологическое сознание - путь к сбалансированному обществу. Актуальные проблемы современной науки. 2014; 3 (77): 127 - 128.

13. Ермолаева В.Е. Философия отношений с природой: споры вокруг глубинной экологии (обзор). Москва: ИНИОН, 1997.

14. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности. Москва: Флинта, 2013.

References

1. Barkovskaya A.V. 'Ekologicheskaya 'etika: istoriko-kul'turnye istoki i formirovanie, predystoriya i genezis. 'Ekologicheskaya 'etika: uchebnoe posobie. Pod obschej redakciej S.P. Kundasa i T.V. Mishatkina. Minsk: MG'EU, 2011: 20 - 51.

2. Gagarin A.V., Mudrak S.A. Razvitie sub'ektnosti v dialoge s prirodoj. - Chelovek, sub'ekt, lichnost' v sovremennoj psihologii. Vserossijskaya konferenciya, posvyaschennaya 80-letiyuA.V. Brushlinskogo. Institut psihologii RAN. 10-11 oktyabrya, 2013 g. Moskva, 2013: 243-245.

3. Mudrak S.A. Izmenenie sub'ektnosti cheloveka v psihologicheskih vzaimodejstviyah s prirodnym ob'ektom. Akmeologiya. 2015; T. 53; № 1: 24 - 31.

4. Stepin V.S. Filosofiya nauki. Obschie problemy. Moskva: Gardariki, 2007.

5. Mudrak S.A., Gagarin A.V. Stanovlenie sub'ektnosti cheloveka v psihologicheskih vzaimodejstviyah s prirodoj. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psihologiya i pedagogika. 2014; 4: 69 - 77.

6. Mudrak S.A. Razvitie otnosheniya cheloveka k prirode (o sub'ektivacii i sub'ektifikacii). Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M.A. Sholohova. Seriya: Social'no-'ekologicheskie tehnologii. 2013; 1: 36-40.

7. Mudrak S. A., Gagarin A. V., Glebov V. V. Features of Ecological Competence of Students Living in Conditions of Big City (by the Example of the Students of the Peoples' Friendship University of Russia). Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psihologiya i pedagogika. 2012; 4: 78 - 84.

8. Sergienko E.A. Problema sootnosheniya ponyatij sub'ekta i lichnosti. Psihologicheskijzhurnal.. 2013; T. 34; 2: 5 - 16.

9. Yasvin V.A. Psihologiya otnosheniya kprirode. Moskva: Smysl, 2000.

10. Deryabo D.S. Fenomen sub'ektifikaciiprirodnyh ob'ektov. Avtoreferat dissertacii ... doktora psihologicheskih nauk. Moskva, 2002 .

11. Panov V.I. 'Ekopsihologicheskie vzaimodejstviya: vidy i tipologiya. Social'naya psihologiya i obschestvo. 2013; 3: 13 - 28.

12. Pryadko I.P. 'Ekologicheskoe soznanie - put' k sbalansirovannomu obschestvu. Aktual'nye problemy sovremennoj nauki. 2014; 3 (77): 127 - 128.

13. Epmolaeva V.E. Filosofiya otnoshenij s prirodoj: spory vokrug glubinnoj 'ekologii (obzop). Moskva: IHIOH, 1997.

14. Ishkov A.D. Uchebnaya deyatel'nost'studenta: psihologicheskie faktory uspeshnosti. Moskva: Flinta, 2013.

Статья поступила в редакцию 27.05.16

УДК: 37.018.34+159.95

Darvish O.B., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Psychology, Altai State Pedagogical (Barnaul,

Russia), E-mail: darvish2772@mail.ru

THE DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL STABILITY OF THE YOUTH AT CHILDREN'S HOUSES DURING THE PERIOD OF PEDAGOGICAL PRACTICE OF FUTURE TEACHERS-PSYCHOLOGISTS. The article presents some results of a study of development of psychological stability of children at orphanage houses by future teachers-psychologists during their professional practice. The work presents complex target program, aimed at moral upbringing of the individual adapted to the society, capable to influence life circumstances, developing resilience in difficult situations. In the period of pedagogical practice the future teachers-psychologists are involved in work on giving psychological assistance to children. As a result of the remedial and developmental program consisting of a set of classes to improve the level of psychological stability of children in the experimental sample there was a significant increase in the severity of indicators of psychological stability, which brought the subjects with low level of formation of psychological stability on a medium level, with medium to high. The experiment shows that in a children's house psychological stability of a personality develops successfully at a specially organized work by teachers-psychologists and social teachers.

Key words: psychological stability, orphanage, educational psychologist, pedagogical practice.

О.Б. Дарвиш, канд. психол. наук, доц. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,

E-mail: darvish2772@mail.ru

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА БУДУЩИМИ ПЕДАГОГАМИ-ПСИХОЛОГАМИ В ПЕРИОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

В статье представлены результаты исследования развития психологической устойчивости воспитанников детского дома будущими педагогами-психологами в период педагогической практики. Представлена комплексно-целевая программа, направленная на воспитание высоконравственной личности, адаптированной к обществу, способной влиять на жизненные обстоятельства, развивая психологическую устойчивость в трудных ситуациях. В период педагогической практики будущие педагоги-психологи включаются в работу по оказанию психологической помощи воспитанникам детского дома. В результате проведения коррекционно-развивающей программы, состоящей из комплекса занятий по повышению уровня психологической устойчивости воспитанников детского дома, в экспериментальной выборке произошло значительное повышение выраженности показателей психологической устойчивости, что вывело испытуемых с низкого уровня сформированности психологической устойчивости на средний уровень, со среднего на высокий. Проведённый эксперимент показывает, что у воспитанников детского дома психологическая устойчивость личности успешно развивается при специально организованной работе педагога-психолога, социального педагога, будущих педагогов-психологов.

Ключевые слова: психологическая устойчивость, детский дом, педагог-психолог, педагогическая практика.

Проблема психологической устойчивости в настоящее время приобретает особую актуальность в связи с современными социально-экономическими условиями, ростом социальной и экономической напряженности, повышением требовательности к эффективности принятия человеком решений.

Феномен психологической устойчивости исследуется в различных научных направлениях (медико-биологическом, социально-психологическом), что позволяет получить интегра-тивное представление о предпосылках и проявлениях стабильного функционирования системы психологических качеств,

процессов, состояний под воздействием негативных факторов.

В современных условиях социально-экономической нестабильности и кризисных явлений во всех сферах жизни особенно страдают наименее защищенные слои населения - это подрастающее поколение, и в частности дети-сироты.

Несмотря на то обстоятельство, что уже в течение ряда лет принимаются и действуют федеральные и региональные целевые программы, направленные на профилактику детской безнадзорности и беспризорности, проблема устройства, содержания и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, является актуальной.

Переход России на новые экономические условия функционирования оказал определенное воздействие на социальную сферу, что сказалось на уровне жизни российской семьи. Утрачивая возможность содержать детей материально, обеспечить их жизнь и воспитание, в дома ребёнка, детские дома и интернаты постоянно поступают дети, переходящие на попечение государства по воле их родителей, отсюда рост социального сиротства в стране.

Сегодня контингент интернатных учреждений составляют дети, имеющие живых родителей, т. е. социальные сироты. Это та категория детей, которые нуждаются в социальной защите, психолого-педагогической помощи [1]. Как правило, в детских домах воспитывается неоднородный контингент детей: часто в одной группе находятся дети и нормально развивающиеся, и с различными степенями задержки психического и речевого развития.

Формирование личности ребёнка-сироты происходит в состоянии социальной и психической депривации, которая негативно воздействует на развитие эмоционально-личностной сферы, на развитие общения, самооценки ребёнка. У детей формируются базовые установки личности, связанные с полноценной социализацией, отставанием в психическом развитии детей по ряду существенных параметров: дети, воспитывающиеся в условиях детского дома медленнее овладевают речью; отставание в становлении вербальной функции неблагоприятно сказывается на развитии ранних форм мышления, на контактах ребёнка с окружающими людьми, т.е. обнаруживается во всех сферах, они не знакомы со многими элементарными явлениями окружающего мира.

Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи с миром, сверстниками, социальной средой и наносит глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального развития. По этой причине необходимо изучение социальных и психолого-педагогических аспектов этой проблемы.

В последнее время создаются детские дома семейного типа. Наше исследование проведено на базе «Барнаульского детского дома семейного типа №6», в основу организационной структуры которого положен принцип замещающей семьи, т.е. организация проживания детей максимально приближена к семейной [2].

Проанализировав количественные показатели определения психологической устойчивости, мы констатируем, что со средним уровнем психологической устойчивости 25 % воспитанников, с низким - 75 %, с высоким - не наблюдалось.

В федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» бакалавриата определены общекультурные компетенции, которыми должен обладать выпускник вуза, такие как: способен оказывать сотрудничество обучающихся, готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся, готов включаться во взаимодействие с коллегами и социальными партнерами и др.

В связи с этим на педагогической практике студенты Института психологии и педагогики Алтайского государственного педагогического университета включаются в работу по оказанию психологической помощи воспитанникам детского дома.

Целью формирующего этапа эксперимента является апробация и выявление эффективности коррекционно-развивающей программы, способствующей развитию психологической устойчивости личности подростков в условиях детского дома семейного типа.

Комплексно-целевая программа направлена на воспитание высоконравственной личности, адаптированной к обществу, способной влиять на жизненные обстоятельства, сохраняя и развивая психологическую устойчивость в трудных ситуациях.

В своей работе педагоги, психологи детского дома, а также будущие педагоги-психологи в период педагогической практики

обращали внимание на то, что им нужно хорошо знать среду не только детского дома, но и ту, в которой подростки находятся вне детского дома и учитывать ее влияние на подростков.

Основными задачами педагогов-воспитателей, педагогов-психологов является:

- укрепление социального статуса воспитанников, осознание ими социальной роли в обществе;

- защита гражданских, имущественных и жилищных прав;

- создание благоприятного климата в детском доме.

Педагоги-психологи содействовали педагогическому коллективу в установлении нормальных деловых и личных отношений в процессе общения с воспитанниками с учётом их индивидуально-личностных особенностей; в создании благоприятной атмосферы продуманного гуманного отношения, ограждая детей от частых конфликтных ситуаций.

Основанием содержания коррекционно-развивающей программы, осуществляемой будущими педагогами-психологами совместно с педагогами детского дома, являлась тематика занятий, направленных на снижение напряженности, повышение настроения, активизацию внимания и мыслительных процессов; развитие уверенности, снятие негативных эмоций; поиск и обсуждение форм достижения взаимопонимания, принятие себя через самооценку и оценку других; определение личностных ценностей, актуализацию личностных ресурсов; формирование умения выражать свое эмоциональное состояние и понимать его.

Положительное влияние на взаимоотношения подростков в группе и на взаимоотношения в детском доме в целом оказывает шефство старших над младшими - это одна из форм воспитательной работы в интернатных учреждениях.

На основе теоретических данных учитываются этапы управления взаимоотношениями между воспитанниками детского дома:

- распознавание (диагностика) взаимоотношений в группе (наблюдения, беседы, социометрия и др.);

- прогнозирование взаимоотношений - подбор для каждого ребёнка желательного круга общения. У подростков реальный и желательный круг общения может не совпадать. Сами подростки не могут наладить отношения, но они не желают быть отвергнутыми. Поэтому педагоги стараются учесть желаемые контакты для подростков и организовать их;

- планирование - воспитатели, социальные педагоги, будущие педагоги-психологи и дети совместно выбирают и планируют те дела, которые они считают необходимыми, полезными, интересными.

- использование специальных приемов улучшения положения подростков в коллективе и их отношения к деятельности: переключение (подбор наиболее желанной деятельности с людьми, которым они симпатизируют); выстраивание перед подростками цели, возможной системы перспективных линий деятельности или поведения; убеждение, переубеждение, приучение, поощрение; предъявление четких требований к поведению; проявление педагогического такта, чувства меры в воспитательном воздействии;

- регулирование взаимоотношений - обучение детей нормам и правилам общения, создание позитивного психологического климата;

- заключительный этап - контроль за взаимоотношениями требует большого такта, поскольку связан с ломкой стереотипов отношения к тому или иному подростку. Управление взаимоотношениями приводит к изменению статуса подростков, они повышают свое положение при поддержке воспитателей.

Особенности организации взаимоотношений педагогов с воспитанниками детского дома включают в себя: гуманизацию жизни данного учреждения, направленность на положительные взаимоотношения между воспитанниками.

В детском доме большое внимание уделяется спортивно-оздоровительной работе (утренняя гимнастика, ЛФК, система закаливания, подвижные игры, физио-процедуры, массаж и др.). Введено выполнение домашних обязанностей (уборка, стирка, ухаживание за домашними животными), проводятся занятия по интересам, исходя из потенциальных возможностей воспитанников. Введены определенные семейные традиции (празднование дней рождения, нового года и др.)

Созданный семейный совет детей и взрослых, как орган самоуправления, дает возможность подросткам освоить различные социальные роли, воспитывает инициативу и ответственность. Воспитанники выступают как равноправные партнеры,

имеющие право принимать самостоятельные и ответственные решения.

Детский дом выполняет не только воспитательные и образовательные функции, но и готовит воспитанников к взрослой семейной жизни. Жизнь детей максимально приближена к благополучной семье не только созданием условий, а всем содержанием воспитательной работы, взаимоотношениями, самой атмосферой. Дети знают, что это некровная семья (никто не стремится подменить ее), однако, живя на протяжении всего времени пребывания в детском доме в одной семье, у них формируется опыт семейной жизни. Они участвуют в домашних делах, ведут хозяйство, испытывают естественные чувства любви и заботы, ощущают свою защищенность, сами выражают эти чувства по отношению к членам семьи, учатся оценивать действительность и свое будущее [2].

В результате проведения коррекционно-развивающей программы, состоящей из комплекса занятий по повышению уровня психологической устойчивости воспитанников детского дома, в экспериментальной выборке произошло значительное повышение выраженности показателей психологической устойчивости,

повышение в среднем составило 34 %, что вывело испытуемых с низкого уровня сформированности психологической устойчивости на средний уровень, а со среднего на высокий. Сравнительный анализ двух этапов эксперимента показал, что на констатирующем этапе эксперимента с высоким уровнем психологической устойчивости было 0 %, а стало 33 %, со средним было 25 %, стало 67 %, с низким 75 %, стало 0 %. В контрольной группе с высоким уровнем 33 % и 17 %, со средним 76 % и 75 %, с низким 0 % и 8 % . Значительных изменений в этой выборке не выявлено.

Данные по тесту «Смысложизненные ориентации» характеризуют наличие в жизни воспитанников целей в будущем, которые придают осмысленность, направленность, перспективу и эмоциональную насыщенность жизни.

Полученные экспериментальным путём данные говорят о том, что у подростков психологическая устойчивость личности может успешно развиваться в условиях детского дома при специально организованной работе педагога-психолога, социального педагога, воспитателей, будущих педагогов-психологов.

Библиографический список

1. Карелова Г.Н. Государство помогает самым бедным. Социальный мир. 2001; 6: 9.

2. Дарвиш О.Б., Горбовская Т.В. Социально-педагогическая работа по социализации детей в детском доме семейного типа. Проблемы социализации детей, нуждающихся в поддержке государства, и опыт их преодоления: материалы всероссийской научно-практической конференции, г. Кемерово, 20-21 октября 2010 года. Кемерово: Издательство КРИПКиПРО, 2010; Ч. 2: 38 - 40.

References

1. Karelova G.N. Gosudarstvo pomogaet samym bednym. Social'nyjmir. 2001; 6: 9.

2. Darvish O.B., Gorbovskaya T.V. Social'no-pedagogicheskaya rabota po socializacii detej v detskom dome semejnogo tipa. Problemy socializacii detej, nuzhdayuschihsya v podderzhke gosudarstva, i opyt ih preodoleniya: materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, g. Kemerovo, 20-21 oktyabrya 2010 goda. Kemerovo: Izdatel'stvo KRIPKiPRO, 2010; Ch. 2: 38 - 40.

Статья поступила в редакцию 20.05.16

УДК 371

Tazhutdinova G.Sh., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala,

Russia), E-mail: tazhutdinova-71@mail.ru

IDENTIFICATION AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF GIFTED CHILDREN IN THE PRIMARY SCHOOL. The article is dedicated to an topical problem of identifying gifted children in the modern educational system. The author tries to summarize the basic principles of identification of gifted children in educational institutions. The work gives a definition of giftedness and some information about stages of work with gifted children. The author believes that the basic approach in finding young talents should acknowledge a medical-psychological, pedagogical complex activities, aimed not only at children, but also at parents and teachers. The author concludes that teachers and parents of children with signs of giftedness must know that it is not uncommon them to have big problems in communication. However, adults need to understand that the older the child is, the more difficult it is to identify the root causes of violation in emotionally-personal development and teaching. Early diagnosis of giftedness of a child gives an opportunity to teachers and psychologists to prevent deformation of his personality.

Key words: basic principles, giftedness, behavior analysis, natural abilities, obtaining success.

Г.Ш. Тажутдинова, канд. психол. наук, доц. каф. педагогики и психологии начального образования, ФГБОУ ВПО

«Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: tazhutdinova-71@mail.ru

ВЫЯВЛЕНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья посвящена актуальной проблеме выявления одаренных детей в современной образовательной системе, делается попытка подведения под базовые правила выявления одаренных детей в образовательных учреждениях. Даётся определение одарённости и этапы работы с одарёнными детьми. Автор считает, что основным подходом в поиске юных дарований следует признать медико-психологический, педагогический комплекс мероприятий, направленных не только на детей, но и на родителей, и педагогов. Автор делает вывод о том, что педагогам и родителям детей с признаками одарённости, необходимо знать, что нередко одарённые дети имеют большие проблемы в общении, в поведении. Однако взрослым надо понимать, что чем старше ребёнок, тем сложнее выявить первопричины нарушений в эмоционально-личностном развитии и в обучении. Ранняя диагностика одаренности дает возможность не допустить деформации личности одарённого ребёнка.

Ключевые слова: базовые принципы, одаренность, анализ поведения, природные задатки, достижение успеха.

В настоящее время выявление и развитие одарённых детей является актуальной проблемой современного образования. Именно такие дети, способные к самообразованию и саморазвитию, являются интеллектуальным богатством страны, которое нужно приумножать и взращивать, но ни в коем случае не губить в период становления. В научных дискуссиях поднимается вопрос об определении одарённости. Одни авторы считают,

что все без исключения дети одарены по своей природе, и если ребёнок не проявил себя, не раскрылся, то некачественно было организовано обучение и воспитание. В этом случае вся вина за судьбу ребёнка ложится на учителей, родителей, воспитателей. Есть другая точка зрения, что одарённых детей очень невелико, встречаются крайне редко, и далеко не всех детей можно назвать одарёнными. Более того, детей интеллектуальных, но в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.