Научная статья на тему 'Становление политической науки в Казахстане как научной и учебной дисциплины'

Становление политической науки в Казахстане как научной и учебной дисциплины Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1137
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Политическая наука
ВАК
RSCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление политической науки в Казахстане как научной и учебной дисциплины»

Г. БИТЮКОВА

СТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ В КАЗАХСТАНЕ КАК НАУЧНОЙ И УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Статья не претендует на полноту анализа политической науки в Казахстане за последние 12 лет. Ее цель — проследить основные тенденции развития данной дисциплины и обозначить существующие в ней проблемы.

Институциональные проблемы становления политической науки

Становление независимого государства Республики Казахстан (далее — РК) предопределило потребности в академическом изучении политических процессов как внутри страны, так и на международной арене. Создание новых научно-исследовательских институтов (Институт развития Казахстана, Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан), открытие отделения политологии при Академии наук РК, специализированных кафедр политологии при университетах и вузах республики должны были решить данную проблему.

В начале 90-х годов кафедры политологии были созданы при всех университетах, политология рассматривалась и продолжает рассматриваться как один из базисных предметов для студентов всех специальностей. Были созданы специальные кафедры для подготовки специалистов по специальности — 0202 — Политолог — преподаватель, управленец (Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, Алматинский государственный университет им. Абая). Обучение студентов по данной специальности осуществляется на двух языках — казахском и русском. Сегодня учится 350 человек. В то же

время осуществляется подготовка специалистов по специальностям 090140 — международные отношения и 520630 — регионоведение (Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Абылай хана). Подготовка специалистов по данным специальностям осуществляется также и на базе других учебных заведений, как государственных, так и частных.

Министерством образования и науки Республики Казахстан были разработаны государственные стандарты учебных планов по данным специальностям. При этом за кафедрами оставалось право вводить новые курсы по выбору, соответствующие специфике вуза и возможностям кафедр.

Анализ учебных планов по специальности «политология» показывает, что к обязательным политическим дисциплинам были отнесены следующие курсы:

— Политология.

— Научно-технический прогресс и политика.

— Демократизация общества в контексте развития мировой цивилизации.

— История политических учений.

— Роль политики в формировании казахстанского патриотизма.

— Основы демографии и политика.

— Политические режимы в современную эпоху.

— Политическая система общества и современность.

Спецкурсы (курсы по выбору) включают следующие дисциплины:

— Проблемы национальной политики Казахстана.

— Политическая жизнь США.

— Проблемы меньшинств: история и современность.

— Евросоюз: этапы создания.

— Экономика и политика в КНР.

— Политические портреты Т.Рыскулова, А.Байтурсынова, Л.Букейханова.

— Диалектика развития национальных культур.

— Политические аспекты развития национального самосознания.

— Политические факторы национальной психологии.

— Политические партии и общественные движения.

— Личность политических лидеров и эпоха.

— Сравнительная политология.

Не сложно заметить, что многие учебные дисциплины в содержательном плане повторяются. Специфика казахстанской политологии мыслится прежде всего в дискурсе межнациональных отношений, казахстанского патриотизма и развития национальных культур. Немаловажное значение для казахстанских политологов имеют также и поиск «своих» национальных предтеч в области политической мысли и анализ политической деятельности известных исторических личностей казахского народа. Эта тенденция прослеживается и в многочисленных попытках найти исторические факты и доказать тезис о своеобразии национальной культуры казахского народа, которому, согласно данному тезису, исстари был присущ демократизм, а выборы ханов из сословия чингизидов всегда по своей сути представляли демократический процесс. Не умаляя значения данного направления развития отечественной политологии, необходимо отметить возможность спекулятивных интерпретаций политической истории казахского народа, исторических текстов и деятельности отдельных исторических личностей1.

Следует признать, что при такой программе обучения проблемное поле политических наук остается нераскрытым, а многие теоретические концепции, получившие распространение в других странах и ставшие своего рода классикой, — неизученными.

Политология или идеология?

Отказ от идеологии марксизма-ленинизма сопровождался дискуссиями в научных кругах политологов (1994—1997) о необходимости выработки новой национальной идеологии, которая смогла бы сыграть консолидирующую роль в обществе. Были выбраны следующие идеологические приоритеты, зафиксированные в Конституции РК: независимость государства, нерушимость территории, политиче-

1 Имеется в виду интерпретация деятельности Аблай хана, «переосмысление» роли Чингисхана и его этнической принадлежности к одному из казахских племен.

ская стабильность, гармоничное отношение всех народов, населяющих республику, уважение прав и свобод человека1.

Первые годы становления политологии в Казахстане были отмечены наследием советского периода. Преобразование кафедр научного коммунизма в кафедры социально-гуманитарных наук, а затем в кафедры политологии подчас мало меняли содержание преподаваемого курса «Политология», основной функцией которого чаще всего виделась идеологическая функция, а одной из важных задач — научить студентов знанию Конституции Республики Казахстан. Со временем развитие политологии как учебной дисциплины стало происходить в рамках парадигмы «управляемой демократии»2.

Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев внес свой вклад в понимание политических процессов, роли и места Казахстана в мировом сообществе, особенностей переходного периода, специфики экономических реформ. В годы независимости Казахстана им были написаны книги, которые в значительной степени выполняли идеологическую роль и способствовали выработке не только основного вектора политического развития государства, но и содержания учебных программ по политологии, а также и направления политических исследований, проводившихся в республике3.

Труды Н.А. Назарбаева рекомендуются студентам к изучению едва ли не по каждой теме политологии, а программы по политологии, рекомендованные Министерством образования и культуры РК, предусматривают изучение студентами трудов президента в объеме 4 часов.

1 См.: Казахстан на пути к устойчивому развитию. - Алматы, 1996; Арын Р.С. Новая национальная идея - путь к стабильности общества // Вестн. КазГУ. Сер. политология. - Алматы, 2000. - № 2. - С. 65- 67.

2 Термин «управляемая демократия» применительно к характеристике современного Казахстана употребляется президентом РК Н.А. Назарбаевым и предполагает постепенность политических реформ и стабильное развитие.

3 Назарбаев Н.А. Без правых и левых. - Алматы, 1991; Стратегия ресурсосбережения и переход к рынку. - М., 1992; Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. - Алматы,1992; Рынок и социально-экономическое развитие. - М., 1994; На пороге ХХ1 века. - Алматы, 1998; Евразийский союз: идеи, практика, перспективы 1994- 1997. - М., 1998; В потоке истории. - Алматы, 1999; Критическое десятилетие. - Алматы, 2002.

В учебниках по политологии можно встретить заверения, что «реализация предложенной Президентом Н. Назарбаевым программы демократизации даст возможность совершить переход к более открытому, конкурентоспособному и честному обществу в Казахстане»1. Программы, предложенные президентом, его труды не встречают критики со стороны научного сообщества, более того, они рассматриваются в качестве той стратегической основы, в русле которой следует изучать современное казахстанское общество, его реформы и перспективы развития.

Таким образом, идеологическая функция политологии преобладает над другими функциями, критика не поощряется, а политология поставлена на службу существующей политической власти.

Учебные пособия по политологии — «близнецы-братья»?

С начала 90-х годов казахстанскими учеными были написаны и изданы учебники и учебные пособия по политологии. В каждом из учебников в какой-то мере была отражена специфика политической системы Казахстана, государственного устройства и особенностей политического процесса2. Однако они во многом схематичны в изложении основных тем курса политологии, крайне редко обращаются к теориям и концепциям, ставшим уже классическими в политической науке на Западе, имеют тенденцию к поверхностному схоластическому изложению материала.

Преподаватели политологии часто используют учебники, изданные в России в качестве базовых, и рекомендуют их студентам для подготовки к семинарским занятиям. Достаточно популярными среди преподавателей являются учебники по политологии следующих российских авторов: Г.В. Голосова, Л.В. Сморгунова, К.С. Гаджиева, В.П. Пугачева. При обилии учебной литературы по политологии из России на книжных рынках Казахстана существует дефицит научной

1 Политология. Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. Нысанбаева А.Н. - Алматы, 1998.

2 Политология: Учеб. Пособие / Под ред. Мустафина Т.Т. - Алматы, 1994; Григорьев И.Л. Курс лекций по политологии. - Алматы, 1997; Политология / Под ред. Нысанбаева А.Н. - Алматы, 1998; Джунусова Ж.Х., Булуктаев Ю.О., Козелецкая Г.В. Политология: Курс лекций. - Алматы, 1998; Булатова А.Н., Исмагамбетова З.Н. Политология: Учеб. пособие. - Алматы, 2002.

литературы. Журналы по политологии, монографии, изданные в России, являются редкими, научные публикации — малодоступными.

Казахстанские учебники по политологии незначительно отличаются от российских в выборе изучаемых тем, структур и логики изложения материала. Казахстанская специфика обозначена лишь в следующих темах: политическая мысль в Казахстане, Казахстан как унитарное государство, политическое развитие независимого Казахстана, избирательная система и политические партии. Данные темы не являются доминирующими и составляют незначительную часть текстов учебников. Своеобразной попыткой преодолеть названные недостатки можно рассматривать появление учебника, в котором изложение лекций сочетается с выделением ключевых понятий и проблемных вопросов, заданий к темам, а приложение включает темы и вопросы для дискуссий, проекты для работы в малых группах, словарь терминов, библиографический указатель и некоторые документы1.

Значительной проблемой представляется дефицит учебных пособий на казахском языке. Преподавание политологии в половине учебных групп каждого университета осуществляется на казахском языке, в то время как учебные пособия на казахском языке — большая редкость2. Проблема решается в основном за счет того, что преподаватели, ведущие занятия на казахском языке, используют учебную литературу, изданную на русском языке. Для казахского этноса республики характерной чертой является двуязычность. Большинство казахского населения свободно владеет казахским и русским. Иная ситуация со славянскими этническими группами. Владение казахским языком здесь скорее редкость. Поэтому использование научной литературы, изданной на русском языке, в группах с казахским языком обучения является типичным для образования в казахстанских университетах. Как правило, в качестве дополнительной литературы рекомендуются статьи, написанные на казахском языке. Русскоязычное же население не имеет возможности познакомиться с содержанием научных публикаций на казахском языке из-за отсутствия знания казахского языка.

1 Смагулов Е.М. Основы политологии: Учебник. - Астана: «Фолиант», 2001.

2 Жамбылов Д. Саяттану. - Алматы, 2003.

Чему не учат студентов-политологов в университетах Казахстана

Анализ учебных программ по политологии показывает, что практически отсутствует целый ряд областей знания, которые обычно преподаются студентам-политологам в западных университетах. Среди них: количественные и качественные методы анализа в политической науке, политические теории, политическая философия ХХ в., политические технологии, административная и региональная политика. Предприняты первые шаги по внедрению курса по сравнительной политике, но отсутствие учебников и материалов по данному курсу делает чтение курса весьма проблематичным. Практически отсутствуют также и курсы междисциплинарного характера: политическая социология, политическая психология, политическая экономия, политический менеджмент. Государственный стандарт по дисциплине «политология» не предусматривает преподавания таких дисциплин, а инициатива преподавателей в чтении подобных курсов минимальная.

Не получили распространения также и методические технологии преподавания. Отсутствие у преподавателей знания современных методов преподавания, стимулирующих критическое чтение, интерактивную работу, самостоятельное научное исследование, приводит к тому, что студенты не учатся критическому мышлению, академическому письму и аналитическому чтению. Рекомендации по написанию научных работ, как правило, сводятся к тому, что необходимо взять за образец те или иные уже выполненные научные исследования и написать нечто подобное. Во многом ситуация объясняется тем, что западные монографии по политическим наукам в Казахстане практически не переводятся, а интерес отечественных политологов не сформирован в силу невостребованности данных методов преподавания политическими реалиями Казахстана.

Академические исследования в области политических наук

По сложившейся в советский период традиции академические исследования в области политических наук выполняются в основном учеными научно-исследовательских институтов. Среди них ведущими являются Казахстанский институт стратегических исследований

при Президенте Республики Казахстан (КИСИ), Институт развития Казахстана (ИРК), Институт философии и политологии. Данными институтами не осуществляется обучение студентов, но предоставляются возможность обучения в аспирантуре и докторантуре, а также возможность написания научно-исследовательской работы с последующей защитой или апробацией. Институты получают государственные заказы на исследования в той или иной области социально-политической жизни, проведение социологического мониторинга политических процессов. Финансирование — из государственного бюджета. Приоритетными темами исследований являются политическая культура, глобализация и национальная безопасность Казахстана, региональная интеграция, транзитное общество, религиозная идентичность и политика, конкурентоспособность национальной экономики, военно-политическая расстановка сил в Каспийско-Центральноазиатском регионе, экономические аспекты интеграционных процессов, духовная безопасность и ее составляющие в контексте программы Казахстан—2030. Находят свое отражение в научных публикациях и проблемы демократизации местного самоуправления, роли этнических ценностей, места Казахстана в современных цивилизационных изменениях, казахских диаспор за рубежом, синтеза социальных ценностей Востока и Запада, нефтегазовых ресурсов Казахстана в системе мировых и региональных отношений, политических элит.

Институтами издаются научные монографии и научно-теоретические, аналитические журналы. Публикации по политическим аспектам развития современного общества осуществляются несколькими журналами1, освещающими большинство актуальных тем политического развития современного Казахстана. Большое значение приобрели прикладные исследования состояния общественного мнения, политических элит и проблем современного развития общества: религия, терроризм, наркобизнес, языковая ситуация, миграция населения, уровень жизни и социальная политика.

Академические исследования в области политических наук также в значительной степени отражают существующие проблемы. В

1 «Континент», «Саясат (Policy)», «Казахстан - Спектр. Научный журнал», «Ев-роазийское сообщество: общество, политика, культура»; «Analytic», «Эксперт Казахстана».

фокусе внимания политологов — проблемы становления нового независимого государства, институт президентской власти1. Транзитный период и процессы демократизации нашли свое отражение в ряде монографий, сборников статей2. Положительным фактором в работах является стремление авторов привнести западные концепции в анализ институтов власти. Однако когда речь идет о казахстанских институтах, то здесь превалирует описательный статический подход. Знаменательным явлением следует считать работы, в которых предпринята попытка проанализировать процессы изменения политической системы Казахстана, как в историческом аспекте, так и фило-софско-политологическом3. Структурный анализ власти отражает картину формирования субъектов власти и государственного управления в ХУ—Х1Х вв. и изменения властных структур в ХХ в. По-своему интересным фактом является нашедший отражение в научной литературе анализ родоплеменного происхождения некоторых политиков, что, в свою очередь, позволяет предположить значимость и в настоящее время происхождения и принадлежности к определенному

1 Абенов Е.М., Арынов Е.М., Тасмагамбетов И.Н. Казахстан: эволюция государства и общества. - Алматы, 1996; Аяганов Б. Государство Казахстан: эволюция общественных систем. - Алматы, 1993; Байдельдинов Л.А. Республика Казахстан как политическая реальность: перспективы демократии // Республика Казахстан: политическое развитие. - Алматы, 1996; Бижанов А.Х. Республика Казахстан: демократическая модернизация общества переходного периода. - Алматы, 1997; Джунусова Ж.Х. Республика Казахстан: Президент. Институты демократии. - Алматы, 1996; Нурпеи-сов Е.К., Котов А. К. Государство Казахстан: от ханской власти к президентской республике. - Алматы, 1995; Жансагурова Ж. Проблемы парламентаризма в Казахстане // Евразийское сообщество: экономика, политика, безопасность. - Алматы, 1995. - № 3; Зиманов С. Конституция и парламент Республики Казахстан. - Алматы, 1996; Кадыр-жанов Р.К. Консолидация политической системы Казахстана: проблемы и перспективы. - Алматы, 1998; Сыроежкин К.Л. Государственность и этничность: проблемы и приоритеты переходных обществ // Казахстан на пути к устойчивому развитию. - Алматы, 1996; Политическое лидерство в современном Казахстане. - Алматы, 1998.

2 Казахстан на пути к устойчивому развитию. - Алматы, 1996; Демократизация политического процесса и перспективы развития института общественной политики в Республике Казахстан. - Алматы, 2000.

3 Абиль Е.А. Политическая организация кочевников Казахстана. - Астана, 2001, Нысанбав А., Машан М., Мурзалин Ж., Тулегулов А. Эволюция политической системы Казахстана: В 2 т. - Алматы, 2001; Сулейменов Н., Ашимбаев Д., Андреев В. Казахстан 90-х: Правительство Кажегельдина: приватизация, коррупция и борьба за власть. - Алматы, 2003.

роду того или иного политика для политической карьеры1. Партии в политической системе Казахстана представляют собой предмет исследования казахстанских политологов. Однако исследуется скорее сам факт многопартийности в Казахстане, чем те проблемы, которые отличают партийную систему государства2. Вне анализа остаются вопросы существования квазипартий, особенности оппозиционных партий и движений в Казахстане, феномена популярности/поддержки среди избирателей, а также политические ресурсы партий в демократизации современного Казахстана.

Специфика этнической ситуации Казахстана как многонационального государства сделала актуальной разработку проблем межнационального согласия и языковой политики3. Доминирующий фактор — история заселения территории Казахстана различными этносами и анализ состояния межэтнических отношений в Казахстане. Однако отсутствие знания теорий национализма, которыми оперирует сегодня при анализе этнических ситуаций западный академический мир (примордиалистская теория/ идентификация как данность; конструктивистская теория/идентификация как сконструированная и инструменталистская теория/идентификация как избранная), придает научным работам в этой области публицистический характер.

Следует признать, что отсутствие теорий в политических исследованиях является общим «слабым» местом при поведении политического анализа в Казахстане. Политологи стремятся каждый раз изобрести свое оригинальное видение проблемы, в то время как уже

1 Так, «незнатному» происхождению бывшего премьер-министра Казахстана, ныне находящегося в оппозиции, А. Кажегельдина из племени «уак» посвящены две страницы книги «Казахстан 90-х».

2 Бабакумаров Е., Булуктаев Ю., Кушербаев К. Казахстан сегодня: Мир политических партий. - Алматы, 1995; Сейдуманов С. Феномен многопартийности в Казахстане. - Алматы, 1997; Топорина Т. В. Партии и партийные системы современности. -Астана, 2001.

3 Абдильдин Ж., Нысанбаев А. Политика национальных отношений в Центральной Азии // Мысль. - 1994. - № 2-3; Калмырзаев А.С. Нация и человек. - Алматы, 1992; Межнациональные отношения в Казахстане / Под ред. Сужикова М.М. -Алматы, 1993; Кушербаев К.Е. Этнополитика Казахстана: состояние и перспективы. -Алматы, 1996; Малинин Г.В. Межнациональное согласие в Казахстане: проблемы, противоречия, перспективы. - Алматы, 1997; Романова Н. Этнополитические процессы в Республике Казахстан. - Алматы, 1998; Сарсенбаев Т. Культура межнационального общения. - Алматы, 1998.

были разработаны теории и концепции, предлагающие определенный конструкт и следование научной логике. Возможно, что виной тому является дефицит знания западных источников, а также сложившийся в советский период подход к написанию диссертационных работ, когда достаточно было включить цитату в научную работу для того, чтобы продемонстрировать знание того или иного источника. В результате в научных исследованиях имеется большое количество ссылок, но отсутствуют знание и анализ самих концепций. Порой такой подход приводит исследователей к курьезным выводам, когда американская мечта наделяется статусом национальной идеи и интерпретируется как «сугубо прагматическая, утилитарная, лишенная духовно-нравственного потенциала, в то время как казахстанская идея ориентирована на гуманистические, духовно-нравственные ценности и идеалы»1.

Большое количество работ посвящено проблемам геополитики, места и роли Казахстана в системе международных отношений, установления и развития международных связей, кооперации и решения глобальных проблем2.

Независимость государства придала новый импульс исследованиям в области национальной философии, в том числе и политической философии. Были продолжены научные исследования, начатые еще во время советского периода и посвященные политической философии Аль-Фараби3. Особое внимание уделяется политическим воззрениям просве-

1 Казахстан в поисках национальной идеи // Внутренняя политика и государственно-правовые вопросы. - Режим доступа: www.kisi.kz.

2 Касенов У. Основные итоги внешнеполитической деятельности Республики Казахстан и ее приоритетные задачи. - Алматы, 1994; Лаумулин М. Казахстан в современных международных отношениях: безопасность, геополитика, политология. - Алматы, 2000; Центральная Азия и Южный Кавказ. Насущные проблемы / Под ред. Ру-мера Б. - Алматы, 2002; Нефтегазовые ресурсы Казахстана в системе мировых и региональных отношений / Под ред. Ашимбаева М.С. - Алматы, 2002; Сарсекеев М. Центральная Азия в фокусе пересечения геополитики и глобалистики // Саясат. - Алматы, 2003; Намазбаев Д. «Большая игра» США на Кавказе и в Центральной Азии // Саясат. - Алматы, 2003; Исингарин Н., Масанов С. Казахстан и Россия: критерии взаимодействия // Саясат. - Алматы, 2003.

3 Машанов А., Кебесов А. Аль-Фараби. - Алматы,1993; Касымжанова А.А. Обоснование политической науки в наследии Аль- Фараби. - Алматы, 1998.

тителей казахского народа и политическим деятелям1. Предпринята попытка проанализировать политическую философию казахского народа, однако данная монография в значительной степени напоминает историю Казахстана и распространения идей просвещения.

Не все исследования отвечают критерию научности в строгом смысле слова. Многие из них отличаются ангажированностью и заказным характером. Актуальным для Казахстана является вопрос об академической свободе политолога: может ли политолог свободно выражать свое мнение и публиковать по-настоящему интересные и критические материалы? На памяти у многих политологов отстранение от преподавания по политическим мотивам профессора КазГУ им. Аль-Фараби Нурбулата Масанова, который является автором нескольких оригинальных монографий2.

Следуя логике парадигмы «управляемой демократии», возможно предположить и «управляемую академическую свободу», которую чаще всего демонстрируют ученые — политологи Казахстана.

Имеют ли политологи Казахстана свои профессиональные ассоциации?

Созданная в 1995 г. Ассоциация социологов и политологов Казахстана (АСиП) объединяет более 100 ученых и видит своей основной задачей мониторинга общественного мнения по ключевым вопросам социально-экономической и политической жизни в Казахстане, результаты которых публикуются в бюллетенях. АСиП также оказывает консультативно-экспертную помощь и предоставляет информационно-аналитические материалы для пресс-служб, политических партий, лидеров и активистов общественных движений и неправительственных организаций. Специфика деятельности ассоциации не отвечала потребностям политологов-преподавателей, которые в

1 Зиманов С.З. Политические взгляды Ч. Валиханова. - Алматы, 1993; Тажикова К., Шагатаева Ш. Кожа Ахмет Яссяуи. - Алматы, 1994; Байдельдинов Л.А. Политическая мысль в «Словах назидания» // Мысль. - 1995. № 8; Карасаева Л., Торе-баева С. Жусш Баласагун. - Алматы, 1997.

2 Масанов Н.Э. Кочевая цивилизация казахов: основы жизнедеятельности номадного общества. - Алматы, 1995; Масанов Н. Казахстан между прошлым и будущим. - Алматы, 1997.

большей степени нуждаются в профессиональном общении и обмене научной информацией. Созданная Ассоциация политологов Казахстана должна была решить эту проблему. В 2001 г. состоялась научная конференция, которая и должна была дать начало новому развитию профессиональной ассоциации. Однако отсутствие финансовых источников, сложности организационного характера оказали негативное воздействие, и в последующие годы ассоциация уже не проводила научных конференций. Несмотря на имеющийся интерес в профессиональном объединении у политологов из других регионов Казахстана, возможности профессионального общения на уровне республики практически отсутствуют. Исключением являются ежегодные научные конференции, проводимые Институтом философии и политологии совместно с другими институтами системы высшего образования. По окончании каждой конференции были изданы материалы, включающие тезисы и доклады участников. Научно-теоретические и научно-практические конференции проводятся также и другими научно-исследовательскими институтами и вузами, как правило, при поддержке международных фондов и организаций, работающих на территории Казахстана.

Среди политологов популярным является дискуссионный клуб «Ро1у1;оп», в котором регулярно проводятся встречи и обсуждения политических событий, где политологи имеют возможность общаться и участвовать в дискуссиях1. Специфика работы клуба прежде всего предполагает политический анализ ситуации в Казахстане, анализ принимаемых парламентом республики законов, анализ деятельности различных партий и других субъектов политической системы.

«Ростки нового», или возможен ли переход от политологии к политической науке в Казахстане?

В 1992 г. в г. Алматы был создан Казахстанский институт менеджмента, экономики и стратегических исследований (КИМЕП). Институт был создан по образцу западных университетов, и преподавание осуществляется на английском языке. Институт работает по кредитной системе, когда студент сам может выбрать те предметы,

1 www.c1ub.kz

которые ему необходимы для получения специальности и степени бакалавра и магистра1. Профессорско-преподавательский состав университета включает преподавателей из стран зарубежья, а также преподавателей Казахстана, которые получили научные степени и дипломы в западных университетах; институт становится одним из ведущих учебных заведений в РК. На отделении политических наук преподаются академические дисциплины, соответствующие данному профилю2. Учебная литература — это прежде всего учебные пособия и монографии, изданные западными университетами и издательствами. Перечень учебных дисциплин включает такие, как: правительства и политика в Центральной Азии, внешняя политика Казахстана, глобальная безопасность и разрешение конфликтов, история внешней политики США, «холодная война», политические партии и электоральная политика в Казахстане и за рубежом, российско-казахстанские отношения и многие другие, отличающиеся по своей тематике и актуальности. Программа ориентирована на получение студентами дипломов бакалавра и магистра в области международных отношений и политических наук.

Центральноазиатский ресурсный центр (ЦАРЦ), созданный в 2002 г., развивает программы профессионального совершенствования для преподавателей — политологов Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана. Среди новшеств — летние школы (Политическая теория и философия, 2003 г., Политическая философия 2003— 2006 гг.) и тематические центральноазиатские семинары по политическим наукам (Методы политического анализа, Политическое лидерство и президентские режимы в Центральной Азии, Политическая культура и национализм, Сравнительная политика в Центральной Азии, Ислам и политика). Особенностью деятельности ЦАРЦ является то, что данные летние школы и семинары открыты для участия преподавателей не только из стран Центральной Азии, но и из других постсоветских государств. Таким образом, создаются не только усло-

1 Обучение производится по следующим специальностям: бизнес и экономика, финансы и бухгалтерия, операционные и информационные системы, менеджмент и маркетинг, государственное управление, журналистика и массовые коммуникации, ресурсы и экономика окружающей среды, политические науки, международные отношения, общественная политика и администрирование.

2 www.kimep.kz

вия для профессионального роста молодых преподавателей, но и возможность профессионального общения и обмена опытом.

В свете подписания Казахстаном в 2003 г. Болонских соглашений

об образовании и принятой программе очередной реформы системы среднего и высшего образования становится актуальным вопрос о переходе на кредитные технологии и постепенное приближение образовательных программ к тем программам, которые существуют сегодня в странах Западной Европы. Цель данной реформы — сделать диплом казахстанского вуза конвертируемым в международном сообществе, а образование — более качественным по своему содержанию. Академическая свобода, которая является характерным элементом университетского образования западного стиля, предполагает становление новых программ обучения, в том числе и по политическим наукам. Теоретически появляется возможность для профессорско-преподавательского коллектива университетов самим развивать учебные программы и делать их более академичными и современными.

Одним из вариантов построения программы по политическим наукам может быть следующий - «развивающийся» вариант, который может основываться на логической структуре специализации по политическим наукам, предложенной ЦАРЦ. Эта структура состоит из следующих блоков дисциплин:

— Политические теории, Теории модернизации, Теории национализма, Теории демократии, Теории государства, и т.д.

— Сравнительная политика, Сравнительная политика стран Европы, Сравнительная политика стран Азии, Сравнительная бюрократия, Сравнительная политика парламентов и политических режимов, Сравнительная экологическая политика и управление, Сравнительная политика в Центральной Азии, Современная Франция (Китай, Индия, Япония) и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Политическая философия, Классическая политическая философия, Политическая философия ХХ в., Политическая философия Аль-Фараби, Политическая философия Карла Поппера, Американская политическая мысль и т.д.

— Международные отношения, Конфликты в современном мире, Безопасность: теории и практика, Международные организации и роль в современном мире, Терроризм, Внешняя политика Казахстана, России, США и т.д.

— Методы исследования в политических науках: Количествен -ные и качественные методы, Интерпретация классических теорий, Написание диссертации по политическим наукам и т.д.

— Политические технологии, Политический менеджмент, Технологии выборов, Имиджелогия, Политическое консультирование и т.д.

— Администрирование и общественная политика, Региональная политика, Общественная политика администрации президента Клинтона (Ельцина, Назарбаева, Путина и т.д.)

— Междисциплинарные курсы: Политическая социология, Политическая антропология, Политическая экономия, Политическая психология, Глобализация в современном мире и т.д.

Такая логическая структура построения программы по политическим наукам является лишь предположительной. Предполагается, что каждая кафедра в данном случае может выбрать дальнейшую специализацию в соответствии с теми возможностями, которые имеются на кафедре, либо со специализацией и регионом.

Отметим, что предложенная структура имеет свои преимущества: 1) не является «жесткой» схемой и предполагает творческий подход к формированию программы по политическим наукам преподавателями кафедры; 2) позволяет студенту овладеть знаниями в области теорий, а затем перейти к более сложному уровню анализа, изучения политических явлений, базируется на принципе «от введения — к дальнейшему уровню сложности»; 3) рассматривает широкое поле проблем политических наук; 4) позволяет студенту выбрать специализацию в определенной сфере политического знания и дает соответствующие навыки.

Заключение

Процесс становления политологии как академической дисциплины в РК в целом состоялся. В республике есть талантливые ученые, специалисты в области политической науки, которые могут преподавать и развивать эту науку в соответствии с международными стандартами. Сам факт осознания места и роли политической науки в обществе, которая мыслится не как комментирование трудов и идеологическое обеспечение существующей власти, а как дисциплина, изучающая реальные политические процессы и занимающая критическую позицию по отношению к власти, свидетельствует о доста-

точной зрелости дисциплины. Стажировки молодых преподавателей политологии в западных университетах, программы обмена для студентов старших курсов способствовали тому, что в Казахстане появляется новое поколение ученых, осознающих международные стандарты дисциплины, стремящихся преодолеть исторически сложившийся разрыв в области политической науки и выбирающих для себя в качестве ориентира научного развития передовые достижения, методы исследования.

К существующим проблемам следует отнести развитие политологии в рамках «управляемой демократии», что само по себе ставит барьеры на пути свободного развития науки и критического осмысления процессов, имеющих место в политической жизни Казахстана. Политологи часто лишены доступа к информации, позволяющей сделать научные выводы, а также возможности независимо выразить свое мнение.

Политология в Казахстане сегодня переживает период «взросления», когда необходимыми становятся применение методов сравнительного анализа, критического рационализма, математических моделей, ведение диалога с западными коллегами со знанием проблемного поля политических наук в мировом сообществе.

Отсутствие переводов западных монографий по политическим наукам обедняет представления о теориях и концепциях, имеющих место в западных университетах, а также возможности применения разработанных теорий и методов анализа к казахстанской действительности. Переводы западных работ, ставших классическими, позволили бы приобрести знания в данной области не только тем, кто владеет английским языком, но и самому широкому кругу преподавателей и студентов.

Актуальным для политологов Казахстана является создание действующей профессиональной ассоциации, целями которой бы стали объединение ученых республики, действительное развитие отечественной науки, «приращение знаний» и внедрение новых методов преподавания, стимулирующих критическое мышление, творчество и академизм. Политологи Казахстана также остро нуждаются в профессиональном общении со своими коллегами из постсоветского пространства. Существует необходимость развития сравнительного анализа в политических науках, компаративистики как особого направления исследования политического развития после распада Совет-

ского Союза. Установление профессиональных связей могло бы стать той базой, которая способствовала бы развитию компаративистских исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.