Научная статья на тему 'Развитие политической науки в Казахстане'

Развитие политической науки в Казахстане Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
6074
429
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Политическая наука
ВАК
RSCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие политической науки в Казахстане»

Е. КАРИН

РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ В КАЗАХСТАНЕ

1. Специфика развития политической науки в Казахстане

Казахстанская политическая наука переживает процесс самоидентификации. Собственные направления еще не выработаны, хотя исследовательское поле достаточно широко. Происходит определение предмета и инструментов исследования.

Политические исследования в Казахстане получили наибольшее развитие после обретения республикой суверенитета в начале 90-х годов. Формирование школы политологических исследований происходило не на пустом месте — в полном объеме был использован потенциал Института философии и политологии Национальной академии наук, а также Казахского государственного университета им. Аль-Фараби. Именно эти академические структуры выступили в качестве своеобразной «кузницы кадров» для новой научной дисциплины.

У истоков казахстанской политической науки стояли такие видные ученые, как А.Н. Нысанбаев, Т.Т. Мустафин, А.В. Соловьев, А.В. Кузнецов, Л.А. Байдельдинов, Ж.У. Ибрашев, А.К. Касымжанов, А.С. Балгимбаев, К.У. Биекенов, С.З. Норматов и др. Это были по сути дела основатели казахстанской политической науки, много сделавшие для ее создания и развития; первые учебные пособия по по-

литологии1, вошедшие в первый диссертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций по политологии.

Политологические исследования с самого начала были тесно «привязаны» к проблематике политической модернизации республики. Многие специалисты отмечают зависимость тематики научных дискуссий от внутриполитических процессов. Существовала огромная потребность в выработке принципиальных решений, касающихся основ государственного строительства. Это требовало концентрации усилий на разработке практически применимых конструкций и несколько отодвигало на второй план фундаментальные теоретические исследования.

Кроме того, специфика казахстанской действительности заключалась в том, что значительная часть аналитиков и политологов были вовлечены в политическую деятельность. Став «политическими игроками», серьезные исследователи выступают в двух ролях, что негативным образом сказывается на качестве и объективности их исследований. К сожалению, одной из серьезнейших проблем современной политической науки является ее зависимость от политики. Политология, образно выражаясь, обслуживает политику, а политологи находятся во власти созданных политиками политических мифологем. Чтобы минимизировать это негативное воздействие, необходимо отказаться от политической ангажированности политологии. Иными словами, как никогда актуален лозунг: политология без или вне политики.

Пока же казахстанская политическая наука часто рассматривается как «научный инструмент» для озвучивания той или иной политической идеологии, многие «политологические дискуссии» на страницах газет и телеэкранах зачастую превращаются в битву определенных политических идеологий, где политологические концепции превращаются в аргумент в споре.

Политическая наука оказалась неспособной раскрыть глубину процессов, охвативших постсоветское пространство. Критерии, параметры и подходы, выработанные преимущественно западной политологией, не отражают базовых характеристик текущих политических процессов в странах бывшего Советского Союза, и в частности в Цен-

1 Казахстанская политологическая энциклопедия. - Алматы: КДИ, КазГНУ им. Аль-Фараби, 1998.

тральной Азии. Оценки по формальным параметрам привели к более глубокому искажению картины политической реальности. Большинство теоретических исследований в области политических наук оторваны от практики, поскольку те инструменты, которыми пользуются исследователи, не учитывают региональной (местной) специфики.

Вместе с тем нельзя не отметить и положительных моментов в процессе становления политологии в Казахстане. Одним из них является благосклонное отношение власти к рождающейся дисциплине. Особенно это характерно для практических исследований, на которые всегда был определенный спрос во властных структурах.

Эволюция политической системы Казахстана и, соответственно, политической науки, которая ее обслуживала, прошла несколько этапов1.

На первом этапе перед обществом стояли задачи разрушения коммунистической системы управления, максимального дистанцирования от старых институтов. Появилась потребность в выработке концептуальных подходов к вопросам государственного строительства, а также к доступному для общества определению демократии и демократичности как таковых2. В общественном сознании ценности советской системы сменялись идеями национальной идентификации, а политическая наука участвовала в выработке общественных идеологем. Основной проблемой того времени являлись вопросы роли и места Казахстана в системе международных отношений, международное признание республики, поиск идеологической базы для нового государства. Исследования этих проблем осуществлялись при тесном взаимодействии с другими гуманитарными дисциплинами: историей, философией, культурологией и т.п. Одновременно с этим шли процессы дисциплинарной кристаллизации собственно политологической проблематики, выработки нового понятийного аппарата и расширения уже существующего, приспособления его к реалиям политических процессов в Казахстане.

Провозглашение 16 декабря 1991 г. государственной независимости республики придало импульс формированию новой идентич-

1 Машан М. С. Этапизация политического процесса в Казахстане // Государство и политические партии: история и современность: Материалы респ. науч.-практ. конф., Алматы, 27 апреля 1998 г. - Алматы: ПНЕК: КИСИ, 1998. - С. 106- 113.

2 Дьяченко С.А., Кармазина Л.И. Республика Казахстан: особенности политической модернизации. - Алматы: КИСИ, 1999. - С. 8.

ности казахстанского населения. Внутренняя структура общества претерпевала значительные изменения. Наибольшее значение стали иметь ранее несущественные этнические и религиозные проблемы. Партии и движения, выдвинувшие на первый план этнические ценности, стали популярными, что также потребовало осмысления в рамках политической науки. С начала 90-х годов этнополитические исследования составили фундамент политических исследований в Казахстане. Это легко объяснить чрезвычайной пестротой этнического состава населения республики и многообразием присутствующих здесь религиозных конфессий1.

Тогда же Казахстан становится государством с президентской формой правления, что было продиктовано необходимостью сохранения стабильности в обществе и обеспечения успешности преобразований. Данный процесс нашел отражение в работах, посвященных анализу эволюции форм правления в казахстанском обществе на протяжении всей его истории2.

Второй этап характеризовался столкновениями и противостоя-нияем внутри элиты страны. Это был период обострения политической борьбы, детерминированной процессами либерализации в обществе. Одна из наиболее глубоких линий разлома проходила в отношениях президента и парламента3.

Властная элита выдвинула тезис о приоритете экономических преобразований и о подчиненности политической демократизации экономическим факторам. Это положение раскололо политическую элиту страны. Можно сказать, что именно на втором этапе появилась более или менее организованная оппозиция официальному курсу. Политические эксперты приступили к анализу взаимодействия власти и оппозиции, определению феномена оппозиционности в условиях казахстанской специфики4. В рамках прикладных политических

1 Курганская В.Д., Дунаев В.Ю., Жусупов С.Е., Этнополитические процессы в современном Казахстане. - Алматы: Ин-т философии МН и ВО РК, 2001.

2 Нурпеисов Е.К., Котов А. К. Государство Казахстан: от ханской власти - к президентской республике. - Алматы: Ел орда, 1995.

3 Малиновский В.А. Президентская или парламентская республика. Какая форма правления предопределена суверенному Казахстану? // Мысль. - Алматы, 1993. - № 9. - С. 7- 12.

4 Джунусов А.М. Власть и оппозиция: историко-теоретические аспекты. - Алматы: ИРК, 1997.

исследований большое внимание уделялось прогнозированию развития отношений между властью и оппозицией; это была первая попытка моделирования предстоящих процессов.

На этом этапе политической модернизации наибольшую остроту приобрело обсуждение подготовки Основного закона страны, в том числе в междисциплинарных исследованиях политологов и юристов. Разрабатывается понятие элиты, рассматриваются ее структура и функционирование.

В связи с ростом напряженности в Содружестве Независимых Государств особую роль начинает играть проблематика конфликтов, в рамках политических наук окончательно оформляется конфликтология. Для Казахстана этот вопрос особенно важен в связи с особенностями геополитического положения на стыке интересов России, Китая, исламского мира1. Одновременно с исследованием конфликтов политологи изучают этноконфессиональную структуру сопредельных государств, наблюдается рост культурологических работ.

В 1995 г. была создана Ассамблея народов Казахстана, внесшая вклад в стабилизацию межнациональных отношений в обществе. Потребность в соответствующей теоретической основе для ее функционирования вывела этнополитические исследования на новый уровень развития. Как показали проведенные исследования, даже после 5 лет независимого существования граждане Казахстана идентифицировали себя в первую очередь со своей этнической общностью и только потом — с государственной принадлежностью2. Этот вопрос в плоскости политологических исследований зазвучал следующим образом: если этнические критерии идентификации оказались более твердыми, то какие подходы следует избрать правящему режиму, чтобы наряду с этносом граждане страны соотносили себя с существующим государством?

Развитие в республике института выборов представительных органов власти всех уровней поставило вопросы партийного строи-

1 Ашимбаев М. С. Безопасность Казахстана на современном этапе. - Алматы: КИСИ, 2002.

2 Садыков Н.М., Ахметжанова Г.К., Кушербаев К.Е. Оценка уровня гражданской самоидентификации населения Республики Казахстан: (Анализ результатов массового общественного опроса). - Алматы: Атамура, 1996.

тельства и в более широком смысле - вопросы функционирования партийной системы1.

Наступление третьего этапа политической модернизации было ознаменовано принятием 30 августа 1995 г. на республиканском референдуме новой Конституции Республики Казахстан. Конституция кардинальным образом изменила существующую политическую систему страны, перераспределяя властные функции в пользу президента. У парламента была отобрана монополия на законодательную деятельность, в то время как по нормам старой Конституции он признавался «единственным законодательным органом». Это привело к смене приоритетов в проведении научных исследований. В литературе получила отражение экспертная оценка, касающаяся действий власти по увеличению роли института президента2. Более того, новый Основной закон резко снижал роль политических партий, поскольку сокращал представительство депутатов по партийным спискам, тем самым нанося удар по процессу партийного строительства. «Карман-ность» политических партий, их зависимость от исполнительной власти послужили причиной появления пессимизма в отношении перспектив дальнейших политических реформ. Одновременно произошла некоторая активизация оппозиции.

На третьем этапе внимание ученых привлекла деятельность неправительственных организаций. Необходимо признать, что работы в основном были ориентированы на достижение практических результатов. К тому же в значительной степени существование НПО и исследования их деятельности были инициированы международными организациями.

В качестве принципиальной характеристики этого этапа можно указать то, что либерализация в экономической сфере и частично в политической жизни повлекла за собой изменения в структуре общества и в общественном сознании. Была создана новая структура экономики, возникла и соответствующая инфраструктура. Акцент в исследованиях сместился на разработку более абстрактных теоретических вопросов: социальной мобильности и политических предпочте-

1 Дьяченко С.А. Партогенез в Казахстане: состояние, проблемы и перспективы. - Алматы: КИСИ, 1997.

2 Лукпанова С. Президентализация власти в Казахстане: уроки мирового опыта // Мысль. - Алматы, 1997. - № 2. - С. 2- 8.

ний граждан1, методологической проблематики; перспектив формирования гражданского общества, роли третьего сектора в процессах демократизации.

2. Подготовка специалистов в сфере политических исследований

Становление любой науки происходит поэтапно. На первом этапе политической наукой занимались в основном философы и историки. Второй этап характеризуется становлением политологических научных коллективов и школ.

В республике идет становление научных коллективов, центров, институтов, специализирующихся в определенной предметной области. Это, прежде всего, коллективы Института философии и политологии при НАН и МОН РК, Казахского национального университета им. Аль-Фараби, в первую очередь кафедры политологии, Алматинского государственного университета им. Абая, Института развития Казахстана, Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК, Центральноазиатского агентства политических исследований, Института России и Китая, Центра внешней политики и анализа.

Ведущей организацией, осуществляющей подготовку молодых специалистов-политологов, является отделение политологии Казахского государственного университета им. Аль-Фараби. Политология как специальность появилась в университете в 1991 г. Сейчас подготовлено около 300 выпускников. Одновременно с процессом подготовки кадров с базовым политологическим образованием происходило рекрутирование специалистов из других общественных наук. В первую очередь речь идет о философах, социологах, историках, правоведах. Большую роль в подготовке молодых кадров играет магистратура. В республиканских вузах существуют магистерские программы, предполагающие подготовку политологов на базе высшего гуманитарного образования. Для магистратуры предусмотрен двухгодичный цикл обучения.

1 Система политических ценностей населения Казахстана: (Науч.-аналит. докл.) / Нурмуратов С.Е., Кадыржанов Р.К., Малинин Г.В., Матаев Г.М., Бисенба-ев Ф.К. - Алматы: Ин-т философии МН - АН РК, 1997.

В то же время уровень подготовки политологов в вузах республики нельзя назвать высоким по следующим причинам:

1) отсутствие достаточного количества профессиональных преподавательских кадров, что, в свою очередь, связано с несколькими моментами:

— низкий социальный и материальный статус, невысокий престиж преподавательской деятельности, ее непривлекательность для талантливой молодежи;

— медленный процесс поколенческого обновления преподавательского состава, обусловленный часто субъективным нежеланием уступать место «молодым»;

— упрощенный подход к составлению учебного плана, который представляет собой эклектический набор учебных и специальных курсов, часто без качественного содержательного наполнения;

— негибкость учебного плана, который нередко формируется на весь период обучения для отдельного потока студентов с 1-го по 5-й курс без возможности вносить в него дополнительные изменения;

2) фактический отказ вузов в силу различных обстоятельств осуществлять научно-исследовательскую деятельность;

3) недостаточный объем учебной литературы по политической науке, особенно в переводе на государственный язык;

4) идеолого-политическая ангажированность значительной части преподавательского состава, что вносит определенную необъективность в процесс преподавания политологии;

5) отсутствие у вузов необходимых финансовых средств.

В связи с этим важную роль в подготовке специалистов в области политической науки помимо вузовского образования играют самостоятельная внеучебная подготовка студентов, послевузовская подготовка в рамках магистратуры, аспирантуры и докторантуры, а также практическая работа по специальности в соответствующих организациях. В частности, послевузовское образование осуществляется в рамках Института философии и политологии Министерства образования и науки РК и специализированных научно-исследовательских организаций.

На сегодняшний день в республике имеется 22 доктора политических наук и несколько десятков кандидатов политических наук, не считая представителей других областей знания, кому Высшим аттестационным комитетом РК предоставлено право участвовать в ат-

тестации научных кадров по политическим наукам. Действует три диссертационных совета по защите докторских диссертаций. В рамках Института философии и политологии МОН РК функционирует Координационный методологический совет по политическим наукам. Почти в каждом вузе республики имеются кафедры политологии. Таким образом, на первый взгляд в институциональном плане никаких проблем не существует.

В то же время анализ диссертационных работ ВАК РК за период 2000-2001 гг. показывает, что наметилась тенденция ослабления контроля диссертационных советов за качеством проводимой экспертизы на всех уровнях. Участились случаи приема к защите диссертаций, оформленных с нарушением соответствующей инструкции ВАК РК, в большинстве случаев выносимые на защиту положения сформулированы общими, а зачастую - банальными фразами и не содержат в себе научной новизны, научный аппарат некоторых диссертаций совершенно не проработан.

Большая часть диссертационных работ по-прежнему касается институционализации демократии в Республике Казахстан. И хотя формально все работы соответствуют требованиям «Правил присуждения ученых степеней», фактически большая часть работ не отличается глубиной проработки темы и оригинальностью выводов. Тематика диссертационных работ страдает однобокостью. Кандидатские диссертации в основном выполнены на материалах Казахстана. Значительная их часть ориентирована на узкоэмпирические проблемы.

Малоизученными остаются вопросы комплексного и целостного рассмотрения государственной политики Казахстана в современных условиях, особенности современных зарубежных теоретических направлений политической науки (сравнительная политология, политическое управление, политическая аксиология, политическая экономия и т.д.), специфика политических ценностей населения Казахстана (региональный, общегосударственный, этнический и анализ). Практически вне поля зрения исследователей находятся теоретические вопросы модернизации переходных обществ, особенности социально-политических процессов, имеющих место в Республике Казахстан, их культурно-цивилизационные аспекты, политическое прогнозирование и т.д.

Нельзя не отметить, что для казахстанской политической науки сегодняшняя ситуация осложнена из-за нечеткого оформления гра-

ниц ее сообщества: в рядах политологов ныне представлен практически весь спектр профессий и специальностей. Звание политолога уже не является научным статусом, а модным определением рода деятельности или просто увлечений человека, так или иначе соприкасающихся с политикой. Девальвация статуса ученого может привести к обесцениванию самой политической науки.

В целях оформления и организационного становления политической науки в Казахстане в 2001 г. был проведен первый Конгресс политологов республики. По результатам работы Конгресса принято решение о создании Казахстанской ассоциации политической науки. 28 ноября 2001 г. Министерством юстиции Республики Казахстан Ассоциация была зарегистрирована. В рамках Ассоциации создается Национальная база данных экспертов и аналитиков. Это будет способствовать развитию традиций экспертной оценки в Казахстане как неотъемлемой части общественного диалога. Дополнительно к этому ведется разработка ряда проектов по созданию Центра повышения квалификации для преподавателей социально-политических дисциплин региональных вузов Республики Казахстан, который поможет создать современные методические приемы преподавания политической науки, адаптированные к региональным особенностям.

Президентом КАПН избран Н.Е. Масанов — доктор исторических наук, видный ученый и общественный деятель Казахстана. Казахстанская Ассоциация политической науки объявлена независимым и неправительственным объединением некоммерческой направленности. Ее целями являются поддержание исследовательской деятельности в сфере социально-политических наук, содействие объединению ученых в области социально-политических наук для проведения совместных работ и обмена опытом.

Специфика рынка аналитической продукции Казахстана

Одной из особенностей становления казахстанской политической науки является формирование рынка аналитической продукции. Становление либеральной экономики породило спрос на работы в политологической сфере. Можно говорить о количественных и качественных аспектах этого процесса. В рамках количественного аспекта мы отмечаем стабильный рост количества аналитических структур, которые по своей природе занимают иную нишу, нежели фундамен-

тальная наука, а в рамках качественного — можем говорить о росте влияния этих структур на процессы принятия решений.

Чем больше в стране аналитических структур, чем более высококлассные специалисты работают в них, тем больше вероятность того, что в государственной политике будут учтены различные мнения и адекватно расставлены приоритеты.

Основным направлением деятельности аналитических организаций можно считать прикладной политический анализ, в рамках которого чаще всего выделяются внутриполитические и внешнеполитические исследования. В Казахстане появление новых аналитических структур и активизация деятельности старых во многом совпали с увеличением интереса общественности к таким темам, как проблемы национальной безопасности, угрозы стабильности государственного строя, религиозный экстремизм и др.

Существенным фактором становления аналитического рынка является конкуренция аналитических организаций. Большую роль в развитии этого процесса играет наличие независимых каналов распространения информации — от чего зависит перспектива этого сектора политических исследований. Формирование информационного пространства в Казахстане способствовало повышению социальной значимости аналитической работы. Вполне закономерным становится наличие серьезных аналитических групп в рамках существующих в Казахстане политических и экономических структур, общество в целом проявляет интерес не только к свободному получению информации, но и к ее профессиональному анализу.

Важным стимулом для появления организаций подобного типа является повышение спроса на анализ, разработку и оценку альтернативных предложений в сфере государственного управления и принятия политических решений. А это, в свою очередь, зависит от специфики политической системы и степени ее открытости. Положительную динамику приобретает вовлечение научных кругов в бизнес-среду. Однако некоторые специалисты отмечают тенденцию отрыва базового университетского образования от потребностей формирующегося аналитического рынка.

Согласно данным экспертного опроса, проведенного отделом социально-политических исследований Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК в феврале 2002 г., аналитический рынок Казахстана развивается неравномерно.

Диаграмма 1

Важным моментом в деятельности казахстанских аналитических структур является представление ими своих материалов на суд широкой общественности и особенно потенциальных потребителей соответствующей информации.

Результаты отмеченного выше опроса, проведенного КИСИ, показали, что в аналитических и информационных программах ТВ более всех представлено Центральноазиатское агентство политических исследований (27%). На вторые позиции выдвинулось агентство «Комкон-2 Евразия» (21%).

Иная ситуация складывается при рассмотрении распределения позиций аналитических структур в газетной и журнальной нишах. Оказалось, что именно в газетах более всего представлены результаты деятельности казахстанских «мозговых» центров (по большинству организаций более 20%).

В то же время в журналах эксперты очень редко встречают материалы аналитических структур. Можно сказать, что казахстанские аналитики не печатаются в казахстанских журналах. Думается, что это связано со спецификой самого отечественного журнального рынка, на котором практически не представлены специализированные издания, что приводит к использованию других информационных

каналов для продвижения аналитических продуктов (газеты, Интернет, конференции, семинары и др.).

Еще одним каналом для продвижения подготовленных материалов являются собственные издания аналитических структур. К ним можно отнести как солидные индивидуальные и коллективные монографии, так и небольшие по объему сборники -отчеты о проведенных конференциях, «круглых столов» и семинарах. По данным, представленным на диаграмме 2, видно, что вместе с КИСИ, Институтом развития Казахстана и Институтом экономических исследований эту нишу активно освоили «новички» — Институт России и Китая (36%) и Центр внешней политики и анализа (30%).

В собственных изданиях аналитической структуры

!

* Данные представлены в %.

Диаграмма 2

В то же время в Интернет-пространстве наиболее наглядно выявилась тройка лидеров. Это Центральноазиатское агентство политических исследований (34% опрошенных именно в Интернете находят материалы АПИ), «Комкон-2 Евразия» (21%) и Ассоциация социологов и политологов (16%). Все остальные организации представлены значительно меньше.

Продукция деятельности аналитических организаций Казахстана пользуется спросом у различных заинтересованных субъектов (см. табл. 1).

_________________________________________________________Таблица 1

Потребители аналитической продукции %

Международные организации 95

Дипломатический корпус 89

Аналитические структуры 89

Аппарат Президента РК 88

Спец. службы 88

Научно-исследовательские организации 86

Правительственные структуры 66

НПО 64

Политические партии, общественные движения 63

Парламент РК 55

Очевидно, что основными потребителями являются международные организации и дипломатический корпус. Безусловно, на это не могли не повлиять события 11 сентября в США и то пристальное внимание, которое стало оказывать мировое сообщество региону, находящемуся в непосредственной близости от Афганистана. Несколько меньшим спросом аналитическая продукция пользуется у аппарата Президента РК и специальных служб. Менее всех аналитикой интересуются парламент страны, политические партии и общественные движения.

Экспертами также были отмечены недостатки аналитического рынка Казахстана (см. табл.2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Недостатки аналитического рынка %

1 2

Отсутствие устоявшихся аналитических структур с уже сформировавшейся исследовательской школой и профессиональным менеджментом 59

«Заказной» характер получаемых результатов 50

Низкое качество аналитической продукции 39

Наличие нескольких аналитических структур, которые занимаются идентичными проблемами 30

Ангажированность 25

1 2

Некомпетентный кадровый состав аналитических структур 18

Отсутствие спроса на аналитическую продукцию 18

Недостаточное количество потребителей 16

Неоригинальность разработок 14

Другое 4

Кроме того, в качестве недостатков отдельные эксперты выделили низкое качество оформления и внешнего вида выпускаемой продукции: это касается бумаги, иллюстративного материала, дизайна обложек, наличия опечаток и т.д.

Таким образом, проведенный анализ показал, что казахстанский аналитический рынок — это достаточно динамичное образование, в нем постоянно происходят изменения: одни структуры теряют в «весе» и авторитете, им на смену приходят другие, меняются каналы продвижения аналитических продуктов, используемых различными структурами, отчасти меняется специализация некоторых организаций. Но в то же время сохраняются специфические недостатки как самих аналитических организаций, так и аналитического рынка в целом. Тем не менее существующая динамика развития позволяет говорить о перспективах роста в прикладном секторе политических исследований. В целом же перспектива аналитического рынка в Казахстане зависит от темпов и содержания внутриполитических и социально-экономических процессов в Казахстане.

4. Наиболее заметные работы казахстанских политологов

Можно выделить несколько тематических блоков, по которым распределяется основной поток публикаций. В первую очередь это исследования, посвященные политической модернизации общества. В работе, подготовленной коллективом Института философии и политологии Национальной академии наук, систематически изложены основные этапы политической трансформации Казахстана, прово-

дится анализ базовых тенденций политического развития страны1. М.С. Ашимбаев анализирует классические подходы к политическому транзиту, рассматривает специфику и особенности политических преобразований в Казахстане. Автор отстаивает точку зрения на многосторонность факторов, определяющих политический транзит в Казахстане, и в этом смысле говорит о несводимости проводимых преобразований к какой-либо одной схеме, представленной в рамках классических западных теорий транзита2.

Следующий блок работ посвящен вопросам этничности и межнациональных отношений. В книге, подготовленной коллективом авторов, работающих в Казахстанском институте политических исследований, анализируются промежуточные итоги этнических процессов за первые 10 лет существования суверенного Казахстана3. Авторы раскрывают некоторые аспекты динамики этнических групп, движущие силы, участвующие в этих процессах. Существующая этническая ситуация в Казахстане, по мнению авторов сборника, позволяет говорить о наличии казахстанской модели национальной политики. Основными ее компонентами являются стремление к сохранению стабильности и межнационального согласия, отказ от резких, непродуманных шагов в области межнациональных отношений, сбалансированная языковая политика, учитывающая интересы русскоязычной части населения.

В работе «Этнополитические процессы в современном Казах-стане»4 содержится анализ динамики изменения этнического состава населения республики, вскрываются основные причины высокой интенсивности миграционных процессов. Труд подготовлен известными казахстанскими социологами и представляет широкой публике результаты социологических изысканий и прогнозы относительно будущего развития этнополитической ситуации в стране.

1 Эволюция политической системы Казахстана. - Алматы: ИФ НАН, 2001 г. / Нысанбаев А., Машан М., Мурзалин Ж., Тулегулов А. - Т. 1-2.

2 Ашимбаев М.С. Политический транзит: от глобального к национальному измерению. - Алматы: КИСИ, 2002.

3 Казахстанская модель этнополитики / Ред. Илеуова Г.Т., Ашимбаев М.С., Шоманов А.Ж. и др. - Алматы: КИСИ, 2002.

4 Курганская В.Д., Дунаев В.Ю., Жусупов С.Е. Этнополитические процессы в современном Казахстане. - Алматы, 2001.

Часть работ посвящена проблемам партийного строительства в Казахстане. В книге А.М. Джунусова1 основной акцент сделан на проблеме появления оппозиции, проанализированы ее истоки. Отправным пунктом развития оппозиционных структур автор считает противостояние президента и парламента, выразившееся в роспуске Верховного Совета Казахстана в 1995 г. Последовавшее за этим перераспределение властных полномочий в пользу института президентства выступает традиционным объектом атаки для оппозиции, служит подтверждением застоя политических преобразований и установлением авторитарной системы управления страной.

Работа С.А. Дьяченко2 посвящена вопросам партийного развития Казахстана первой половины 90-х годов. Автор указывает на значительную размытость границ между различными партийными организациями, объясняя это во многом искусственным характером появления партий, пресловутым механизмом спускания соответствующей идеологии «сверху», значительным влиянием административного ресурса на формирование партийных структур.

Вопросам интеграционной политики и внешней безопасности посвящен труд «Евразийская интеграционная политика Республики Казахстан»3, который подводит итог рассмотрению интеграционных инициатив Казахстана на пространстве СНГ. Авторы сборника рассматривают эволюцию интеграции в СНГ, образование концепции разноскоростной интеграции. Анализируется появление различных региональных объединений: Центральноазиатского союза (ЦАС), Союза России и Белоруссии, Объединения ГУУАМ (взаимодействие Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана, Молдавии). В работе также рассматривается дальнейшая судьба предложений президента Казахстана по созданию Евразийского союза.

Л.К. Бакаев и Н.О. Урпеков4 представляют итоги научных исследований, проводимых в Академии Комитета национальной безо-

1 Джунусов А.М. Власіь и оппозиция: историко-теореіические аспекты. - Алматы, 1997.

2 Дьяченко С.А. Партогенез в Казахстане: состояние, проблемы и перспективы. - Алматы: КИСИ, 1997.

3 Евразийская интеграционная политика Республики Казахстан. - Алматы: Акыл кітабі, 1998.

4 Бакаев Л.К., Урпеков Н.О. Военная и внешняя безопасность Казахстана на пороге XXI века. - Алматы, 1998.

пасности Республики Казахстан в начале и середине 90-х годов. В работе вскрыт пласт проблем, связанных прежде всего с так называемыми традиционными угрозами безопасности Казахстана. В работе подчеркивается особая роль активизации совместных оборонных инициатив стран СНГ для обеспечения геополитической безопасности республики.

Книга М.С. Ашимбаева1 посвящена проблемам трансформации подходов к обеспечению национальной безопасности Казахстана после событий 11 сентября 2001 г. Оценивается роль Казахстана в международной ан-титеррористической акции, особенно в свете резкого повышения значения Центральной Азии в целом для обеспечения мировой безопасности.

Многие политологи анализируют вопросы становления Казахстана как государства с президентской формой правления. Е.К. Нурпеисов и А.К. Котов2 рассматривают начальную фазу становления президентской системы правления в республике, борьбу в обществе по основным вопросам стратегического государственного строительства, отстаивая точку зрения о необходимости усиления президентской власти.

В работе М.Б. Касымбекова3 проанализированы основные этапы формирования в Казахстане модели президентского государства. Показана эволюция взглядов первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Рассматриваются также наиболее важные, узловые моменты развертывания в республике борьбы за усиление позиций президента.

Т.Т. Мустафин посвятил свой труд теоретическим основаниям политологии4. Он является, пожалуй, одним из немногочисленных примеров глубокого теоретического анализа внутренней проблематики политологии. Автор обращает внимание на широкий спектр внут-ринаучных вопросов, рассматривает специфику политического знания среди других дисциплин гуманитарного цикла, методы политологического исследования.

1 Ашимбаев М.С. Безопасность Казахстана на современном этапе. - Алматы: КИСИ, 2002.

2 Нурпеисов Е.К., Котов А. К. Государство Казахстан: от ханской власти - к президентской республике. - Алматы, 1995.

3 Касымбеков М.Б. Становление института президентства в Республике Казахстан. - Астана: Елорда, 2000.

4 Мустафин Т.Т. Методические и научные проблемы политологии. - Алматы: ЗЛЕ, 1998.

Заключение

Таким образом, можно сказать, что казахстанская политическая наука прошла фазу начального становления, определены объект и предмет науки, наметились точки будущих междисциплинарных исследований. За прошедшее время удалось провести границы в определении объекта и предмета науки, наметить точки будущих междисциплинарных исследований. Политология сложилась и как образовательная дисциплина; она прочно заняла место в числе обязательных предметов высшей школы, разработан соответствующий государственный стандарт образования.

В качестве наиболее существенных внутренних проблем, стоящих перед казахстанской политической наукой, необходимо указать настоятельную потребность в расширении методологической базы исследований. В настоящее время наиболее распространенными методологическими подходами являются структурно-функциональный и институциональный. Основная масса работ сосредоточивается на анализе существующих политических институтов, и соответственно, вся политическая жизнь общества рассматривается сквозь призму деятельности той или иной политической структуры. Значительно слабее представлены другие методы, такие, как социокультурный, сравнительный1.

Вместе с тем необходимо обратить внимание на ряд тревожных симптомов политической методологии. Критерии, параметры и подходы, выработанные преимущественно западной политологией, не отражают базовых характеристик текущих политических процессов в странах бывшего Советского Союза, и в частности Центральной Азии. Оценка по формальным параметрам приводит к глубокому искажению политической реальности. Большинство теоретических исследований в области политических наук оторвано от практики, поскольку те инструменты, которыми пользуются исследователи, не учитывают региональной специфики. Конечно, методологический кризис может быть преодолен только с помощью доработки старых или выработки новых и эффективных методологических подходов. Перед отечественными политологами стоит задача адаптации сущест-

1 Мустафин Т.Т. Методические и научные проблемы политологии. - Алматы: SAE, 1998. - С. 78.

вующей методологической базы политологии к условиям исследования политических процессов в Казахстане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.