Научная статья на тему 'Интеграция образования Казахстана в условиях глобализации'

Интеграция образования Казахстана в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3759
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нуртазина Р. А.

В настоящее время глобализация оказывает все возрастающее влияние на образовательную политику государств мира. Автор рассматривает тенденции глобализации, проявляющейся в образовательном пространстве Казахстана, приводит примеры межгосударственного сотрудничества в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of Education in Kazakhstan in Conditions of Globalization

Globalization has been increasingly influencing the education policy of the world nations. The author analyzes globalization tendencies reflected in Kazakhstan education system providing examples of international cooperation in the sphere of education.

Текст научной работы на тему «Интеграция образования Казахстана в условиях глобализации»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

P.A. Нуртазина, докторант Института философии и политологии Министерства образования и науки Республики Казахстан

В настоящее время глобализация оказывает все возрастающее влияние на образовательную политику государств мира. Автор рассматривает тенденции глобализации, проявляющейся в образовательном пространстве Казахстана, приводит примеры межгосударственного сотрудничества в этой сфере.

Globalization has been increasingly influencing the education policy of the world nations. The author analyzes globalization tendencies reflected in Kazakhstan education system providing examples of international cooperation in the sphere of education.

ных до сих пор продолжается. Современное научное осмысление возникших в мире явлений и проблем началось примерно 30 лет назад, т.е. в 70-е гг. XX столетия. Попытки описания и объяснения процессов глобализации предпринимались с позиций различных наук. Это привело к возникновению широкого спектра концепций глобализации — от радикальных оптимистических до весьма скептических.

С позиции теории международных отношений глобализация в самом общем смысле может быть определена как процесс открытия государственных границ или ряд процессов, которые приводят к формированию единого, целостного и универсального социума. В основе этого лежат изменения географических и экономических факторов, приводящие к глобальному расширению современной мировой системы.

Г. Киссинджер, описывая современное состояние международной системы, утверждал, что «никогда ранее составные части мирового порядка, их способность взаимодействовать и цели не изменялись так быстро, так глубоко и так глобально»1. Именно такая динамика приводит к тому, что «общества становятся взаимозависимыми во всех аспек-

Современные глобальные проблемы могут быть решены лишь совместными усилиями всех государств мира. Международное сообщество должно стать ядром спасения человечества. Для этого необходим более высокий уровень управления социальными процессами и на национальном, и на глобальном уровне. Совершенствование управления стало одной из главных глобальных проблем, что привело к возрастанию роли таких его инструментов, как государство, международные организации, образовательная политика и законодательное право.

Глобализации сегодня уделяют значительное внимание экономисты, социологи, философы, юристы, политологи, констатирующие серьезные изменения в обществе и государстве. К сожалению, ученые пока не проявили должного интереса к проблемам глобализации образовательной политики государств. А ведь любая область современной международной образовательной системы в большей или меньшей степени связана с глобальными проблемами.

Отмеченное положение с изучением влияния глобализации на государственную политику образования не может не вызвать озабоченности, поскольку это влияние неуклонно возрастает, сказывается на характере и функциях государства.

Для получения полной картины состояния данной проблемы сначала рассмотрим само понятие «глобализация». Дискуссия о моменте возникновения и содержании процессов глобализации среди уче-

тах — политическом, экономическом, культурном, и масштаб этих взаимозависимостей становится действительно глобальным»2. По мнению бывшего генерального секретаря ООН Б. Гали, «имеется не одна, а несколько глобализаций — информации, наркотиков, эпиде-© Р.А. Нуртазина, 2004

мий, экологических факторов и, прежде всего, финансов. Главная сложность возникает из-за того, что все эти глобализации происходят с разными скоростя-ми»3.

Осознание того, что именно образование станет приоритетом прогресса общества и государства в условиях глобализации, обусловило проведение крупных международных конгрессов, посвященных перспективам развития образования: 1997 г., Торонто (Канада) — Всемирная конференция по проблемам взаимодействия информационного общества и системы образования; 1998 г., Париж (Франция) — первая Всемирная конференция по высшему образованию; 1999 г., Сеул (Корея) — второй Всемирный конгресс по профессионально-техническому образованию; 2000 г., Дакар (Сенегал) — Всемирная конференция по школьному образованию. Повесткой дня этих форумов стала идея о том, что устойчивое развитие человеческого сообщества в глобальных условиях может быть достигнуто только в ситуации равного доступа к образованию, повышения его качества, активного международного сотрудничества в области образования.

К началу XXI в. большинство зарубежных образовательных систем либо претерпели большие изменения, либо находятся в процессе реформирования. Если проанализировать состояние системы образования ведущих мировых государств, то можно определить следующие глобальные тенденции:

— обновление философии образования;

— установление и совершенствование государственных стандартов среднего общего и профессионального образования;

— расширение доступности образования для всех слоев населения;

— поиск более эффективных способов управления образованием;

— диверсификация типов учебных заведений, форм их собственности;

— информатизация образования и разработка адекватных новых технологий обучения.

Новое видение роли и значения образования обусловило переоценку его

места в обществе, пересмотр миссии образования в интеграции образовательного пространства в мировом сообществе.

Достигнутые успехи в модернизации содержания, методов и средств обучения, в повышении экономической эффективности образования все чаще как бы «переливаются» из одной страны в другую. Лучшие труды теоретиков образования и воспитания пополняют общую сокровищницу мировой педагогической мысли. Вместе с тем глобальный характер приобретают и некоторые негативные тенденции и явления в развитии образования.

Интеграция наиболее интенсивно осуществляется в масштабах геополитических регионов, объединяющих страны с относительно сходными условиями исторического развития и более или менее аналогичной социально-экономической структурой. «В наши дни, — говорится в одной из публикаций ЮНЕСКО, — наиболее дальновидные и искушенные умы подчеркивают глобальный характер и планетарный масштаб основных проблем, стоящих перед человечеством. Реализм требует, однако, учитывать, что в ближайшие десятилетия сохранится огромный разрыв в экономическом и научном развитии различных стран. В глобальном масштабе их можно разделить на три категории: предындустриальные, индустриальные и постиндустриальные. Перспективы развития образования не могут быть одинаковыми в этих столь различных обществах»4.

Интернационализация образования стимулируется рядом влиятельных международных организаций. Первостепенная роль принадлежит созданной в 1946 г. Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), для которой проблемы образования всегда являлись приоритетными. Другая межправительственная организация — Международное бюро просвещения, основанное еще в 1925 г. С 1969 г. оно официально стало составной частью ЮНЕСКО и теперь курирует ее интернациональную и издательскую деятельность. В рамках ЮНЕСКО

или в тесном сотрудничестве с ней функционируют советы, ассоциации, научные центры, занятые преимущественно такими проблемами образования, которые выходят за национальные рамки. Среди них — Международный совет по образованию взрослых, Международная ассоциация естественно-научного образования и многие другие организации.

Отношения в сфере образования регулируются теперь не только национальным законодательством, но и нормами международного права и многосторонними договорами, конференциями, протоколами международных форумов. Наиболее важные из них — Декларация прав человека, Декларация о правах ребенка, Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования. Всего по вопросам образования принято более 30 документов, где определяются статусы образовательных учреждений, нормативы о правовом положении педагогов и учащихся, о взаимном признании дипломов и т.п. Складывается, таким образом, международное образовательное право, положения которого способствуют интернациональной образовательной интеграции. Анализ этих материалов приобретает для нашей республики определенное практическое значение, поскольку в соответствии со ст. 46 «Закона об образовании Республики Казахстан» организации образования в соответствии со спецификой работы имеют право устанавливать прямые связи с зарубежными организациями и фондами, заключать двусторонние и многосторонние договоры о сотрудничестве, вступать в международные неправительственные организации (ассоциации) в области образо-вания5.

В январе 1997 г. Совет правительств СНГ заключил Соглашение о формировании общего образовательного пространства. Таким образом, есть основание надеяться, что на большей части территории бывшего Советского Союза оно возродится, хотя и в новых формах. И этому в какой-то мере может способствовать использование позитивного опыта развития западноевропейской интеграции, разумеется, при строгом уче-

те особенностей стран СНГ и специфики стоящих перед ними политических, социальных и культурных задач.

Одним из проявлений глобализации в образовании является использование зарубежного опыта теории и практики современного менеджмента, накопленного в экономически развитых странах. Используется и опыт международных структур управления, которые в связи с конкуренцией и экономическим ростом постоянно модернизировались и дополнялись новыми разновидностями. Это позволяет любому предприятию выбрать для себя наиболее эффективную структуру.

Проблема выбора и применения управленческих структур особенно актуальна в настоящее время. Те управленческие структуры, которые использовались в СССР в течение 70 лет, не могут обеспечить эффективную работу предприятий. Крупные предприятия, заводы, например, до сих пор несут на себе печать этой неэффективности, часто усугубляя кризисную ситуацию. Почти вековая изоляция от остального мира, который в это время бурно развивался как в области управления, так и в сфере информационных технологий, затрудняет адаптацию казахстанских фирм и компаний к новым стандартам управления и внедрение управленческих структур новейшего типа. В таких условиях очень важна подготовка управленческих кадров, способных адаптироваться к изменениям, предвидеть их, разрабатывать соответствующие стратегии, активно изменять этот мир в различных сферах деятельности. Актуальность выбора эффективной структуры управления объясняется тем, что для продуктивной работы и своевременного реагирования компании на постоянно изменяющиеся внешние и внутренние факторы ей необходима наиболее подходящая управленческая структура, способная со временем видоизменяться и модернизироваться.

Изучение современных тенденций модификации управленческих структур, использование новых видов организационных структур управления означает вовлечение в процесс глобализации развивающихся экономик. Для последних

важным фактором является также использование еще одного подхода, а именно стратегического планирования как инструмента, создающего базу для принятия стратегических решений. В условиях усиления элементов неопределенности и непредсказуемости экономического развития той или иной страны выработка и реализация фирменной стратегии должны стать важнейшей и существенной частью деятельности управленческих кадров компании. В Казахстане большая часть компаний не занимается разработкой организационно-экономической стратегии своего развития, что лишает их возможности видеть перспективу.

Другая тенденция глобализации в области образования — это тенденция к компьютеризации. Учебный процесс в современных условиях оснащается компьютерами, компьютерными курсами, CD-ЯОМами и т.п. Компьютерные курсы позволяют студенту работать самостоятельно с той скоростью, на которую он способен. Один из них — «Management Problem Solving With PC Software and World Wide Web», авторами которого являются К. Лауден (New York University), Дж. Лауден (Azimuth Corporation) и П. Вейл (University of Melbourne), — дает возможность освоить западный курс менеджмента любому студенту из любой страны, не выезжая за рубеж в реальных условиях того или иного предприятия.

В последние 10 лет процессы глобализации все чаще связывают с международными процессами локализации или регионализации. Большинство исследователей, изучающих современные мировые процессы, приходят к выводу, что «фрагментация (или локализация, регионализация) является не пережитком прошлого, а скорее продуктом глобализации и должна рассматриваться не как противоположный глобализации, а как взаимосвязанный с нею процесс»6.

Сегодня мы становимся свидетелями перехода от национальной культуры к глобальной, языком которой служит английский язык. Американский доллар используется во всем мире, западная мас-

совая культура стремительно проникает в нашу жизнь, модель либерально-демократического общества в той или иной степени реализуется во многих странах, создается мировое информационное пространство (Интернет и другие новейшие информационные и коммуникационные технологии), осуществляется глобализация западной культуры, возникает новая реальность — виртуальный мир. Пространство и время становятся ближе, даже сливаются. В этих условиях актуален вопрос о сохранении языковой и культурной идентичности, самобытности и уникальности традиционной культуры, в частности казахского и других народов Казахстана7.

Глобализация требует от местных культур не безоговорочного подчинения, а селекторного выбора при освоении нового опыта иных цивилизаций, возможного только в процессе конструктивного диалога с ними. Именно культура, наука и образование должны стать приоритетами национальной политики молодого независимого Казахстана.

За 10 лет независимости в Казахстане развитие системы образования проходило по двум направлениям: сохранение всего положительного, что было у советской системы образования, и формирование новой модели с учетом складывающихся политических, экономических и социальных условий. Создана нормативно-правовая база реформирования, проведена большая работа по осмыслению государством самой сути образовательной политики. Выяснилось, что в нашей республике не ведутся исследования по проблемам дошкольного, начального и среднего профессионального образования, коррекционной и сравнительной педагогики, психологии и философии образования8.

Приобретение суверенитета предоставило определенный простор для образовательной системы Казахстана в выборе как направлений развития и партнеров по сотрудничеству, так и ценностных ориентиров. Казахстанские высшие учебные заведения получили в результате перестройки невиданные свободы: открывать новые частные университеты,

новые специальности, включать в учебный план дисциплины, составляющие вузовский компонент. Издается большое количество новых учебников и учебных пособий. Существует большой выбор в специальностях, в учебный план включаются дисциплины по выбору студентов. Стандарты специальностей широко обсуждаются на заседаниях УМО. Наши студенты получают гранты и стипендии для учебы в зарубежных университетах. Кроме того, быстрыми темпами идет компьютеризация образования. Преподаватели и студенты имеют доступ к Интернету. Ко всему этому мы уже успели привыкнуть, и воспринимаем имеющиеся свободы как само собой разумеющиеся, но еще в начале перестройки мы не могли даже мечтать о таких изменениях. Выросли и покинули вузы сотни тысяч молодых людей с новым менталитетом современных специалистов.

Формирование единого образовательного международного пространства — объективно необходимое условие развития интеграционных процессов. «Вместе с тем для большинства специалистов очевидно, что интеграция образовательного пространства бывшего СССР не может идти по пути прямого воспроизведения прежних форм и методов, равно как этот процесс не может стать и простым слепком, например, западноевропейской интеграции в образовании. Понятно и то, что интеграционные тенденции в образовании стран СНГ будут протекать с различными скоростями и глубиной»9.

Современный мир тесно интегрирован. В нем, с одной стороны, идут процессы глобализации, распространения высоких технологий, а с другой — делается упор на развитие регионов. Проблемы глобализации и региональной интеграции сложны и противоречивы, но только в таких условиях Казахстан может укрепить свой суверенитет. А без высококвалифицированных специалистов-рыночников это сделать практически невозможно.

В 2000 г. Указом Президента Республики Казахстан была утверждена государственная программа «Образование», определяющая основные направления

развития системы образования до 2005 г. Принятие и реализация государством программ и других документов дали новый импульс совершенствованию образовательной политики. Сегодня наша страна занимает лидирующее положение среди стран СНГ в вопросе компьютеризации общеобразовательных школ.

В последнее время немало сделано нашим государством в направлении международного сотрудничества в области образования. Республикой подписана и ратифицирована Лиссабонская конвенция, а также 23 двусторонних соглашения по вопросам взаимодействия в сфере образования, в том числе и по взаимному признанию документов об образовании. Всего заключено свыше 100 международных договоров и соглашений. Вузы Казахстана поддерживают связи с 600 ведущими университетами мира. Ряд наших университетов присоединился к Болонской хартии, принятой ректорами 350 европейских вузов. За последние 6 лет более 4 000 казахстанских школьников, студентов, аспирантов и преподавателей получили полное и включенное образование в ведущих странах мира. Свыше 3 000 иностранных граждан обучаются в учебных заведениях Казахстана. Оказывается содействие в удовлетворении образовательных потребностей представителям зарубежной казахской диаспоры. Многое делается для сохранения и развития единого образовательного пространства в рамках СНГ, Таможенного союза, Союза среднеазиатских республик и Казахстана.

Безвозмездный вклад зарубежных партнеров в развитие системы образования Казахстана составляет ежегодно более 25 млн дол. США в виде стипендий, грантов, вложений в совместные проекты10.

Сегодня в стране успешно реализуется ряд совместных проектов при финансовой поддержке зарубежных партнеров:

— подпрограмма ТЕЛЕНУС в рамках Европейского союза ТАСИС;

— казахстанско-германская программа содействия профессиональному образованию в Казахстане;

— программы, спонсируемые правительствами США, Великобритании, Германии, Франции, Турции, ЮНЕСКО и другими странами и международными организациями.

Однако подходы к установлению и развитию международного сотрудничества не должны иметь в своей основе меркантильные интересы. При выборе партнеров нужно основываться на максимальном достижении собственных образовательных интересов, согласованных с общим внешнеполитическим курсом нашего правительства.

Исследования показывают, что в настоящее время наиболее реальным инструментом процесса интеграции образования являются двустороние соглашения при стабильном экономическом и мирном развитии государств. Международное сотрудничество в области образования является необходимым условием для равноправного вхождения Казахстана в мировое пространство, а также важным компонентом реформирования образовательной политики с учетом мировых тенденций в образовательной сфере и общепринятых стандартов.

Яркими примерами межгосударственного сотрудничества в области высшего образования являются:

— открытие Казахстанского филиала МГУ им. М.В. Ломоносова при Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилева в г. Астане. Это стало возможным благодаря соглашению президентов двух стран — Н.А. Назарбаева и В.В. Путина;

— деятельность международного казахско-турецкого университета им. А. Ясави. В первые годы в нем обучалось всего 300 студентов, а сейчас подготовку по 74 специальностям проходят около 15 тыс. молодых людей из многих тюркоязычных государств11;

— международные контакты Казахстанского института менеджмента, экономики и прогнозирования при Президенте Республики Казахстан (КИМЭП). Среди партнеров КИМЭП — Йельский университет (США), Маастрихтская школа менеджмента (Нидерланды), Университет Сукмьюнг (Корея), Универси-

тет Диккинсон (США), Университет Шмалкалден (ФРГ), Университет Сев. Колорадо (США), Международная школа бизнеса Йонкопинг (Швеция) и др.12

Большую роль в образовательной политике играет сотрудничество Казахстана с различными международными организациями. Например, представительством ЮНЕСКО и фондом «Сорос — Казахстан» осуществлен проект, касающийся качества начального образования. Его цель — выработать механизм долгосрочного мониторинга, направленного на усовершенствование системы контроля и оценки качества знаний, умений и навыков учащихся, профессионального уровня учителей, образовательных программ и учебников.

При воздействии государственных и общественных структур активно выполняются программы, предусмотренные проектом ЮНЕСКО «Содействие базовому образованию детей со специальными нуждами».

Международный общественный фонд КАТЕУ играет роль образовательного моста между Казахстаном и Турцией. Возникновение своеобразной системы обучения в виде казахско-турецких лицеев стало возможным лишь после обретения Казахстаном государственной независимости.

Благодаря египетскому фонду технического содружества со странами СНГ за последние 5 лет в Каире побывало 250 ка-захстанцев. Они прошли обучение на курсах повышения квалификации по разным специальностям, среди которых — дипломатия, банки, туризм, полиция, орошение, археология, журналистика и др.

Большое значение в развитии международного сотрудничества в сфере образования Казахстана имеет и программа «Болашак». В 1993 г. для улучшения ситуации в системе высшего образования была учреждена международная стипендия Президента Республики Казахстан «Болашак» для подготовки кадров в ведущих зарубежных вузах. Стипендия имеет целью оказание содействия наиболее талантливой молодежи Казахстана в получении высшего образования на

уровне магистра в зарубежных высших учебных заведениях, имеющих согласно ежегодно публикуемым рейтингам лучшие показатели успеваемости.

Сегодня высшее образование в Казахстане выполняет ответственную миссию как один из главных национальных приоритетов, определенных в Стратегии «Казахстан-2030». Именно оно должно обеспечить выживание, национальную безопасность и процветание Казахстана через культурообразующую, интегрирующую миссии, через качество, глобализацию и гуманизацию наций13.

Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своем выступлении на VII сессии Ассамблеи народов Казахстана отметил, что культурное поле Казахстана невозможно сформировать как единое целое без постоянных инноваций. Вызовам XXI в. мы должны противопоставить готовность нашего общества к восприятию новых социальных и культурных технологий. Культурные нормы XXI в., его образовательные стандарты и информационные навыки — все это воплощает молодежь Казахстана, владеющая уже не двумя, а тремя и четырьмя языками, и в первую очередь родным. Это молодежь, интегрированная в культурное мировое пространство, и за ней будущее. «Мы практически завершаем компьютеризацию школ. Мы рассматриваем образование как исходную точку развития культуры. Это новая генерация людей, которая может уже в ближайшее время стать одним из важных факторов в формировании культурной казахстанской общности»14.

Одним из институтов достижения социально-ценностного консенсуса в сфере межэтнических отношений стала Ассамблея народов Казахстана. Широкомасштабная деятельность Ассамблеи является составной частью образовательной политики государства. Сегодня ее важнейшие задачи — «сохранение межнационального согласия и политической стабильности в стране, выработка предложений по проведению государственной политики, способствующей развитию дружественных отношений меж-

ду представителями национальностей, проживающих на территории Казахстана, их духовному и культурному возрождению и развитию, формированию политической культуры граждан, опирающейся на цивилизованные и демократические нормы, обеспечению многообразных национальных интересов в проводимой государством национальной политике, поиску компромиссов для разрешения проблемы формирования общественного мнения в поддержку демократических преобразований»15.

Известно, что любая этническая группа в полиэтническом государстве, каковым является и Казахстан, стремится к сохранению собственной самобытности, пытается противостоять ассимиляции и унификации в национальных общностях, поддерживать свой демографический состав и основные этнические ценности: язык, культуру, традиции, религию, особенности образа жизни и быт. Однако в современных условиях неизбежно происходят размывание традиционных этнических связей, преодоление обособленности этнических общностей, ассимиляция людьми инокультурных ценностей и норм. Роль образования в деле сохранения национальной культуры неоценима. Все большую силу приобретает поликультур-ный подход к воспитанию молодого поколения. В этой связи становится актуальной деятельность культурных школьных центров, школ национального возрождения. Именно в системе образования подрастающее поколение познает основы национальной культуры.

Уникальный опыт поликультурного воспитания накоплен в школе национального возрождения г. Павлодара. Здесь действуют 10 отделений: татарское, чечено-ингушское, еврейское, азербайджанское, польское, немецкое, корейское, чувашское, украинское и армянское. Опыт этой школы изучается специалистами и готовится к обобщению.

15 мая 1997 г. утверждена концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан. Основной идеей данной концепции является создание модели образования, ориентированной на сохра-

нение самобытности этнических групп и одновременно освоение ценностей и стандартов других культур.

Осуществляемая в нашей республике реформа образования уже дает свои первые результаты. Разработана новая модель национальной системы образования, до мирового уровня поднята планка образовательных стандартов, интенсивно осуществляется информатизация образования, ведется активная работа по достижению полного охвата обучением детей школьного возраста, идет процесс обеспечения школ республики учебниками, создаются благоприятные условия для развития частного сектора образования.

Тенденции локализации в этнокультурной сфере в условиях казахстанской действительности имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Появившаяся свобода выбора и развитие новых технологий, включенность нашей страны в общемировые процессы открыли казахстанцам доступ к историко-культурным богатствам народов мира. Растет этническое самосознание, проявляется интерес к своим этническим истокам: языку, обычаям и традициям, к своей этнокультуре. Эти процессы в многонациональной республике все больше активизируются.

Обозначим некоторые проблемы образования и культуры республики на современном этапе:

1) отсутствие законодательной базы, способствующей созданию экономических условий для развития института меценатства и спонсорства;

2) исключение культурного образования из числа государственных приоритетов. Оно все более становится элитным, малодоступным для простого населения;

3) отсутствие государственной поддержки культурологических изданий. За последние 5—6 лет прекратили свое существование газета «Мадениет — Культура», журналы «Шахар», «Сахна — Сце-

на», «Азия-кино», ежеквартальник «Искусство Казахстана»;

4) отсутствие новой модели инфраструктуры институтов культуры;

5) скудное финансирование в сельских школ;

6) разрыв между образованием и наукой;

7) падение нравов среди молодежи;

8) резкое снижение качества обучения и подготовки специалистов.

Перечисленные проблемы требуют взвешенного анализа и грамотного решения.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Kissinger H. How to Achieve the New World Order // Time. 1994. Mar. 14. P. 73.

2 Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. С. 120.

3 Цит. по: Мартин Г.П., Шуман Г. Глобальная западня: глобализация и атака на процветание и демократию. Москва—Сушинская, 1998. С. 44.

4 Rasserh S., Vaideanu G. Les contenus de l’education. Perspectives mondiales d’ici a l’an 2000. P., 1987. P. 20.

5 См.: Законодательство об образовании Республики Казахстан. Алматы, 2001.

6 Guehenno J.M. Globalizational and the International System // J. of Democracy. 1999. № 7. Р. 23.

7 См.: Нысанбаев А. Глобализация и транзитное общество // Саясат. 2001. Дек. С. 21.

8 См.: КусаиновА. Реформа образования: курс на высшие ценности // Казахстан. правда. 2002. 2 апр.С. 6.

9 Лиферов А. Геополитика и реинтеграция образовательного пространства стран СНГ // Вестн. высш. шк. 2000. № 1. С. 16.

10 См.: Ирсалиев А. Международное сотрудничество в области образования // Вестн. высш. шк. Казахстана. 1999. № 2. С. 25.

11 Доброта Л. Без науки нет движения вперед // Казахстан. правда. 2001. 1 дек. С. 12.

12 Чан Иан Бэнг. 10 лет КИМЭП: образование, меняющее общество // Там же. 2002. 15 марта. С. 4.

13 Казахстан-2030. Алматы, 2001. С. 85.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 Назарбаев Н.А. Духовно-культурное развитие народа — основа укрепления государственной независимости Казахстана // Казахстан. правда. 2000. 16 дек. С. 2—3

15 Романова Н.В. Этнический ренессанс: перспективы модернизации в Республике Казахстан // Саясат. 1995. № 4. С. 46.

Поступила 02.03.04.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.