Научная статья на тему 'Становление образования и его роль в развитии предпринимательства на Архангельском Севере России в XIX - начале XX века'

Становление образования и его роль в развитии предпринимательства на Архангельском Севере России в XIX - начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
253
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / ЭКОНОМИКА / ECONOMICS / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Буторин Михаил Вениаминович, Буторин Сергей Михайлович

В статье рассматриваются вопросы становления образования, как социально важной сферы жизни государства и общества. На основе анализа многочисленных печатных и статистических источников авторы показывают уровень развития образования на Архангельском Севере в XIX начале XX в. Анализируется сеть учебных заведений, связанных с получением как общих, так и профессиональных знаний. Исследуется степень охвата населения образованием. Показывается его роль в становлении и развитии предпринимательства, влиянии на социально-экономическое развитие региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Буторин Михаил Вениаминович, Буторин Сергей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF EDUCATION AND ITS ROLE IN DEVELOPMENT OF BUSINESS IN THE ARKHANGELSK NORTH OF RUSSIAIN XIX - BEGINNING OF THE 20TH CENTURIES

The article considers questions of formation of education as socially important sphere of life for the state and society. On the basis of the analysis of numerous printing and statistical sources, authors show the level of development of education in the Arkhangelsk North in the 19 beginning of the 20th centuries. It analyzes network of the educational institutions connected with receiving as general as well as professional knowledge. The paper investigates degree of coverage of the population by education. Its role in formation and development of business influences on social and economic growth of the region.

Текст научной работы на тему «Становление образования и его роль в развитии предпринимательства на Архангельском Севере России в XIX - начале XX века»

СТАНОВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА АРХАНГЕЛЬСКОМ СЕВЕРЕ РОССИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

FORMATION OF EDUCATION AND ITS ROLE IN DEVELOPMENT OF BUSINESS IN THE ARKHANGELSK NORTH OF RUSSIAIN XIX -BEGINNING OF THE 20TH CENTURIES

УДК 37.014.54

БУТОРИН Михаил Вениаминович

доцент кафедры проектной деятельности в кинематографии и телевидении Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат исторических наук, доцент, mvbutorin@mail.ru

BUTORIN, Mikhail Veniaminovich

Associate Professor at the Project Activities in Cinematography and Television Department Department, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, mvbutorin@mail.ru

БУТОРИН Сергей Михайлович

соискатель Современной гуманитарной академии, bsmarch@mail.ru BUTORIN, Sergey Mikhailovich

External Post-graduate Student of the Modern Humanitarian Academy, bsmarch@mail.ru

Аннотация.

В статье рассматриваются вопросы становления образования, как социально важной сферы жизни государства и общества. На основе анализа многочисленных печатных и статистических источников авторы показывают уровень развития образования на Архангельском Севере в XIX - начале XX в. Анализируется сеть учебных заведений, связанных с получением как общих, так и профессиональных знаний. Исследуется степень охвата населения образованием. Показывается его роль в становлении и развитии предпринимательства, влиянии на социально-экономическое развитие региона.

Ключевые слова: образование, учебные заведения, экономика, предпринимательство.

Abstract.

The article considers questions of formation of education as socially important sphere of life for the state and society. On the basis of the analysis of numerous

© Буторин М. В., Буторин С. М., 2016.

printing and statistical sources, authors show the level of development of education in the Arkhangelsk North in the 19 - beginning of the 20th centuries. It analyzes network of the educational institutions connected with receiving as general as well as professional knowledge. The paper investigates degree of coverage of the population by education. Its role in formation and development of business influences on social and economic growth of the region.

Keywords: education, educational institutions, Economics, entrepreneurship.

Архангельская губерния занимала особое место в Российской империи. По площади и протяженности - от границ Норвегии и Финляндии и до Уральских гор - она была самой большой по территории провинцией в европейской части страны. Занимая выгодное географическое положение, имея выход к северным морям, обладая огромными природными ресурсами, вынуждена испытывать трудности, связанные с отсутствием надежных путей сообщения, труднодоступностью до населенных пунктов, их разбросанностью.

Поэтому экономическое и социальное развитие Архангельского Севера в течение длительного времени опиралось на собственные возможности, инициативу местных органов власти и предпринимательских структур. Это прежде всего проявилось в становлении образования, в котором бизнес был заинтересован в не меньшей степени.

Исследование нами проблемы показало, что создание и расширение сети учебных заведений, охват ими по возможности большей части населения способствовали решению многих задач. Одна из главных - повышение образовательного и культурного уровня населения. Другая, не менее важная задача, состояла в подготовке специалистов различного уровня, потребность в которых, по мере своего становления и расширения, испытывала экономика. Это подтверждают данные административной статистики первой половины девятнадцатого столетия. Так, если в 1828 г. во всех учебных заведениях Архангельской губернии обучалось 636 человек, то уже в 1835 г. - 963, а еще через десять лет, в 1845-м - 1494 человека.

Заинтересованность в развитии сферы образования в начальный период проявили

предприниматели, оказывая помощь в различных формах. Например, газета «Архангельские губернские ведомости» сообщала, что «директор Училищ Архангельской губернии сообщил Губернскому Правлению, что С. Петербургский 3 гильдии купец Михайло Башмаков, уроженец посада Сумы, в благотворительной заботливости о пользе своей родины, доставил в Архангельскую Дирекцию Училищ Билет Государственного Коммерческого Банка в 10000 рублей, неприкосновенного капитала, на учреждение в Сумском Посаде приходского училища и 100 рублей ассигнациями, для первоначального заведения при открытии оного. За каковое похвальное и примерное усердие к образованию своих сограждан, Все-милостивийше награждён золотою медалью на Аннинской ленте для ношения на шее» [1]. С открытием в Сумском посаде школы к занятиям приступили 31 мальчик и 5 девочек.

Таким образом, образование, направленное на получение начальных знаний, становится доступным и в некоторых отдаленных населенных пунктах. Предприниматели, вкладывая деньги, рассчитывали на то, что это будет способствовать не только повышению культурного уровня населения, но и вовлечению его в решение экономических задач. В этом, как показывает анализ документов, проявлялась общая заинтересованность государства, общества и бизнеса, их взаимосвязь в решении вопросов, связанных с расширением сети учебных заведений. Архангельский губернский статистический комитет (Архгубстаткомитет), ежегодно анализируя состояние экономики и предпринимательства, одновременно отслеживал развитие образования, подчеркивая этим самым его важность и значимость в жизни Севера.

Так, согласно отчету комитета, в 1850 г. в Архангельской губернии насчитывалось уже 64 учебных заведения, а в них - 3439 учащихся. За пять лет их число увеличилось более чем в два раза. Эти заведения принадлежали, как и в последующие годы, разным ведомствам. Министерству народного просвещения подчинялись губернская гимназия имени М. В. Ломоносова, 6 уездных и 6 приходских училищ; Министерству внутренних дел - училище для детей канцелярских служащих, Архангельское училище для девиц; Министерству государственных имуществ -20 сельских школ. Духовное ведомство содержало семинарию, два уездных и два приходских училища. Военное ведомство - полубатальон военных кантонистов и два детских приюта [2, с. 98].

Наряду с обязательными предметами в учебный курс вводятся специальные предметы, полученные знания по которым позволят выпускникам в дальнейшем применить их на практике. Так, Уставом Архангельского училища для образованных девиц, первого подобного учебного заведения на Европейском Севере, Высочайше утвержденного 2 апреля 1848 г., предусматривались в качестве основных дисциплин Закон Божий, русская грамматика, арифметика, история и география Всеобщая и государства Российского, общие понятия об естественной истории, немецкий язык, чистописание и рисование, обучение танцам. К числу обязательных дисциплин относились рукоделие, шитье и вышивание, обучение которым предстояло пройти в течение четырех лет [3, с. 143-168].

Однако предприниматели, расширяя сферу своей деятельности, нуждались в специалистах, обладающих более обширными знаниями. В свою очередь, органы государственной власти не могли учитывать возросшие требования, предъявляемые к наемным работникам. В 1942 г. в Архангельске и Кеми были открыты шкиперские учебные курсы. Они стали первыми учебными заведениями на Европейском Севере России, находящимися в ведении Министерства финансов Российской империи. Необходимость в таких курсах была вызвана тем, что мореплавание для жителей Беломор-

ского края являлось главным занятием, флот постоянно совершенствовался, и для управления им одних навыков уже было недостаточно. Следует отметить, что для поступления на учебу не было ограничений. Обучение велось бесплатно. По окончании курсов слушатели получали аттестат.

Согласно Положению, утвержденному еще в 1841 г., шкиперские курсы имели определенную программу, штат преподавателей - по два на каждые курсы. Занятия проводились регулярно: зимой - теоретические, летом - практические. Организованная таким образом подготовка позволяла выпускникам по окончании учебы самостоятельно управлять судном. Придавая значение курсам, официальные источники постоянно информировали население об очередном наборе, напоминая при этом, что родители, желающие обучать детей искусству мореходства, должны сообщить об этом в волостное или сельское управление. От мальчиков требуется умение читать, писать, знать арифметику и не иметь заболеваний [4].

С шестидесятых годов девятнадцатого столетия значимость образования возрастает. С этого времени число специальных учебных заведений значительно увеличивается. К имеющимся уже курсам в Архангельске и Кеми в 1868 г. открываются мореходные классы Сумском посаде, а в 1874 г. - в Патракеевской волости Архангельского уезда и Кушерецком селении Онежского уезда. За тридцать с небольшим лет, нужно отметить, в северном крае появляется пять мореходных двухклассных школ, положивших начало профессиональному образованию на Европейском Севере.

Однако и это в полной мере не могло удовлетворить возросшие потребности бизнеса в квалифицированных работниках. Дело в том, что в экономике, особенно в промышленности, наряду с ростом предприятий, расширением сферы их деятельности, началось техническое переоснащение. Так, согласно отчету Архгубстаткомитета за 1881 г., один лесопильный завод уже был оснащен оборудованием, работающим на электричестве, а все остальные использовали паровые машины [5, с. 46]. Возрастали требования к работникам.

Каждый из них помимо практических навыков должен получить знания, которые позволили трудиться на современном по тем временам производстве.

По мере развития предпринимательства спрос возникает и на другие специальности. Министерство внутренних дел и Министерство народного просвещения Российской империи, удовлетворяя ходатайство губернской администрации, разрешают открыть в Архангельске школу для подготовки ремесленников. Информируя о том, что к занятиям приступили 57 учеников, газета «Архангельские губернские ведомости» высказывала пожелание: «Очень хотелось бы, чтобы подобные школы появились в каждом уезде» [6].

Губернская власть понимала, что экономика не сможет успешно развиваться, если не оказывать ей помощь в подготовке квалифицированных кадров. О катастрофическом недостатке их постоянно отмечалось в Обзорах Архангельской губернии, в обязательном порядке направляемых в Правительствующий сенат по итогам завершившегося года. В числе причин, тормозящих развитию бизнеса на Архангельском Севере, отмечали, с одной стороны, «недостаток предприимчивости среди местного населения, притока капиталов, слабого развития путей сообщения», с другой стороны, не менее важной оставалась проблема, связанная с отсутствием «среди местного населения технически образованных людей» [7, с. 8].

Поэтому уже во второй половине девятнадцатого столетия предпринимаются меры по созданию специальных учебных заведений по подготовке профессиональных кадров. В 1876 г. открывается ветеринарно-фельдшерская и повивальная школы. А к концу девятнадцатого столетия добавляются еще два специальных учебных заведения: Архангельское низшее механико-техническое училище имени Петра I (открыто в 1893 г.) и торгово-мореходное училище (открыто в 1899 г.). Это позволило удовлетворить в специалистах сферы других отраслей, прежде всего связанных с развитием промышленности и транспорта.

Но развивать систему специального образования можно, опираясь на общее, давая начальные знания. Трудностей, связанных с

отсутствием зданий для размещения школ, недостатком средств, а главное - учителей, было немало. Осознавая важность образования для Европейского Севера, Архангельский губернский статистический комитет в 1865 г. решил провести мероприятие, приурочив его к столетию со дня смерти М. В. Ломоносова. По этому случаю по собственной инициативе провел подписку по всей стране. Поступившие пожертвования не только из Архангельской, но и других российских губерний - Астраханской, Казанской, Рязанской, Вологодской -были направлены на устройство памятника в Куростровской деревне Холмогорского уезда, на родине великого русского ученого, и на содержание при Архангельской гимназии Ломоносовского стипендиата, претендовать на звание которого имели право только дети из крестьянских семей.

Но средств оказалось значительно больше, чем ожидалось, поэтому часть их решено было направить на устройство и содержание Ломоносовской школы (позднее сельского училища) в деревне Ломоносове (Денисовке), «имевшей задачею не только образовывать крестьянских детей, но и после окончания его получить право быть народным учителем» [8, с. 64-66]. На сей счет 6 января 1867 г. последовало Высочайшее повеление. Школу разместили в доме, состоящем из четырех комнат, который наняли у крестьянки И. Е. Лопаткиной, правнучки Марии Васильевны, сестры М. В. Ломоносова. Уже в первый год желание учиться изъявили 52 человека: 37 мальчиков и 15 девочек. Обучающиеся в нем крестьянские дети получали знания по Закону Божьему, русскому языку, арифметике, математике, географии, истории, пению. Для девочек два раза в неделю преподавалось рукоделие. Позднее при училище для селян была открыта бесплатная народная библиотека, а в конце девятнадцатого века, когда стало падать значение традиционных для Поморья промыслов, класс резьбы по кости, впоследствии получивший статус самостоятельного учебного заведения, подготовка косторезов в которой ведется по настоящее время.

Во второй половине девятнадцатого века большой размах получает обучение грамоте, которое, наряду с городами, все большее рас-

пространение получает на селе. Подчеркивая значимость образования в период начавшихся реформ во всех сферах общественной жизни, газета «Архангельские губернские ведомости» обращается с просьбой к своим читателям высказать свое мнение. Судя по ответам, которые получила редакция, их, прежде всего, интересовало положение дел в крестьянской среде. Поэтому суждение в пользу образования имело письмо, которое поступило от одного из сельских уездов: «Я на себе испытал, как приятно быть грамотным, с какой радостью берешься за перо, если представляется надобность что-нибудь написать, -писал автор, делясь своими мыслями. - А еще с большим удовольствием берешь в руки книгу. Я думаю, что пришло время сельским обществам позаботиться об обучении детей. Можно решить вопрос и со зданиями, их не обязательно строить новые. В учителях недостатка не будет. Найдутся те, кто будет готов пожертвовать на дело образования» [9].

Уже к 1875 г. в губернии имелось 14 народных двухклассных и 76 начальных городских училищ, в которых получали образование 3848 человек. Это более половины от общего числа всех учащихся, которых в губернии к тому времени насчитывалось 5234 человека. По этому поводу отмечалось, что «сознавая пользу обучения, а отчасти те права, которыми согласно действующему положению о рекрутской повинности пользуются получившие образование, многие сельские общества, по силе возможности, стараются на свои средства открыть новые школы. Их число только за три года в сельской местности увеличилось с 57 до 60, а число обучающихся детей - с 2356 до 2650» [10, с. 75].

Забота об образовании, как важной составляющей, от которого зависело развитие других сфер жизни Архангельского Севера, и, прежде всего экономики, дало заметные положительные результаты. Количество обучающихся во всех учебных заведениях с 1850 по 1900 г. возросло более чем в шесть раз - с 3439 до 19 912 человек. Но, несмотря на это, как показала первая Всероссийская перепись населения, проведенная 28 января 1897 г., «грамотность населения оставалась

еще далеко не на высоком уровне. Самым грамотным оказался Архангельский уезд, а самыми малограмотными - Мезенский и Печорский уезды» [11, с. 61]. Это можно объяснить более высоким развитием промышленности и транспорта. В городах оно опережало по отношению к отдаленным от губернского центра территориям. Отсюда следует, что развитие предпринимательства, а значит, и экономики, которая базировалась в основном на частных вложениях, находилось в прямой зависимости от того, насколько население было охвачено получением общего и специального профессионального образования.

К началу двадцатого столетия промышленность, имеющая ранее кустарный характер, представляла собой в своей основе крупные по тем временам предприятия. Шел процесс переоснащения морского и речного транспорта, появился его новый вид - железнодорожный. Все эти отрасли нуждались в кадрах, подготовленных к самостоятельной работе, имеющих определенный профессиональный навык.

Именно в это время ставится вопрос о повсеместном введении всеобщего начального образования. В этом важном, имеющем общегосударственное значение, вопросе нельзя было не учитывать мнение самого населения, его психологию, настроение. Реакция на нововведение была неоднозначной. Многие понимали необходимость и важность образования. Другие относились к нему с сомнением. Автор одной из публикаций «Архангельских губернских ведомостей», комментируя принятый закон об обязательном обучении детей возраста 13-14 лет, высказал мысль о том, что обучать насильно крестьянских детей не стоит. Свою мысль он подтвердил следующими доводами, что образованные крестьяне будут перечить хозяину, хвастаться перед ним своей ученостью [12].

Давали знать о себе определенная пассивность и безразличие самого населения. Когда встал вопрос об открытии в селе Кузомень Александровского уезда (ныне это территория Мурманской области) ремесленного училища, где предполагалось обучать кузнечно-слесар-ному, малярному, сапожному, столярному делу, то его жители высказались против этого.

На самом деле нужда в ремесленном образовании здесь была, и она была объяснима, поскольку по всему побережью не найти было людей, понимающих в ремесле [13].

Однако постепенно к населению приходило осознание важности образования. Уже в 1911 г. «в 447 учебных заведениях губернии обучается 21 477 человек - это 49,5 процентов от общего числа детей школьного возраста. Для введения всеобщего начального образования необходимо дополнительно открыть еще 443 школы -ежегодно по 55 школ» [14]. Этот показатель удалось превысить в 1913 г., когда Дирекцией народных училищ в Архангельской губернии их было открыто 75. Вместе с этим и начала разрешаться другая проблема, стоявшая не менее остро, - подготовка педагогических кадров. Как отмечается в Обзоре Архангельской области за 1913 г., «при Архангельском и Шенкурском высших начальных училищах имеются двухгодичные курсы для подготовки учителей: в первом - мужские, во втором -женские» [15, с. 20-21, 23].

Школы открываются на всей территории Европейского Севера, в том числе в таких отдаленных и труднодоступных местах, как Новая Земля. Сообщая об этом, официальные печатные источники приводят некоторые подробности: «Это первая на острове школа-церковь, в которой началось просвещение самоедов. Она построена на собранные благотворительные средства, составившие сумму 7500 рублей. Кроме того, 2500 рублей пожертвовал училищный совет. Сруб здания под школу-церковь был сделан в Архангельске и весной на пароходе доставлен к месту назначения. Учителем определен архангельский священник. Ему назначено жалование в размере 1200 рублей в год» [16].

Повсеместному охвату населения Архангельской губернии образованием способствовало:

• во-первых, значительное увеличение финансирования, которое выделялось Правительством Российской империи. (На эти цели в 1913 г. было израсходовано только на содержание училищ, подведомственных Дирекции учебных заведений, 559 767 рублей 16 копеек, в том числе: 66 222 рубля 49 копеек составила земская повинность, 27 341 рубль - помощь

городских и посадских обществ, 26 817 рублей 15 копеек - помощь сельских обществ, пожертвования частных лиц - 11 762 рубля 34 копейки, из других источников поступило 19 354 рубля 28 копеек). В то же время сбор платы за обучение, причем только в высших учебных заведениях, составил в сумме 3 385 рублей, что свидетельствует о бесплатности и доступности образования для всех слоев общества;

• во-вторых, наличие законодательной базы, предусматривающей постепенный переход к всеобщему начальному образованию;

• в-третьих, потребность в грамотных кадрах, недостаток которых остро испытывала развивающаяся быстрыми темпами экономика.

Образование способствовало расширению знаний, которые население компенсировало с помощью периодических печатных изданий. Число их, поступающих в губернию, из года в год росло. Если в 1875 г. выписывалось 1119 экземпляров газет и журналов, то в 1899 г. - уже 7102, в 1901-м - 8587 экземпляров. Это увеличение происходило за счет подписки на столичные издания, весомое место среди которых занимали отраслевые издания. Наибольшей популярностью у населения, согласно административной статистике, пользовались журналы «Нива», «Родина», «Свет», «Журнал для всех», «Народное образование», «Русский паломник», «Вокруг света», «Воскресенье», газеты «Церковные ведомости», «Известия Министерства земледелия», «Сенатские ведомости». Их подписчиками наряду с городскими жителями являлись и крестьяне.

Продвижению знаний способствовала губернская библиотека, открытая в 1838 г. С самого начала своей деятельности она «имела 963 названия книг в 2249 томах на сумму 14 635 рублей ассигнациями. Из 12 периодических изданий, получаемых ею, 6 присылаются бесплатно. Среди них журналы - «Мануфактура и внутренняя торговля», «Горный», «Земледельческий», «Северная пчела», «Маяк современного просвещения и образования», «Литературная газета», «Коммерческая газета» [18]. Сообщая об этом, газета «Архангельские губернские ведомости» писала: «Библиотека

находится в частном доме, занимая две комнаты. Работает два раза в неделю - по понедельникам и четвергам с 18 до 21 часа. Посещаемость составляет до 80 человек, в том числе 18 дворян, 19 чиновников и канцелярских служащих, 18 купцов и мещан» [17].

Приведенные данные дают основание судить, что публичная библиотека имела постоянный круг читателей, у которых сложился определенный интерес к различным областям знаний. Свою библиотеку содержал и Арх-губстаткомитет, сыгравший важную роль в распространении знаний среди населения. На 1 января 1883 г. в ее фондах насчитывалось 10277 томов книг по различным отраслям -богословию, философии, географии, картографии, статистике, истории, педагогике, медицине, математике, естественным и социальным наукам. Ею выписывалось 61 наименование газет и журналов [18, с. 11-20]. Постоянно расширяя круг читателей, библиотека за один только 1902 год имела 7786 посещений, в том

числе 7214 лицами мужского пола и 572 - женского. Было выдано 625 билетов 172 подписчикам за определенную плату. Подписчиками являлись: лица духовного звания - 4, дворяне и чиновники - 72, купцы - 14, мещане - 33, учащиеся - 45, остальные - крестьяне и инородцы [19].

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что в основе экономического развития Архангельской губернии важную роль сыграло образование. Оно способствовало повышению культурного уровня населения, служило основой развития экономики и предпринимательства. В свою очередь бизнес, уделяя внимание и проявляя заботу об образовании, рассматривал его как важный фактор. Это давало возможность успешно развиваться, расширять сферы своей деятельности, повышать эффективность производства. В конечном счете это создавало благополучие как для государства, так и для всего общества.

Список литературы

1. Архангельские губернские ведомости. 1838. № 18.

2. Справочная книжка Архангельской губернии на 1852 год. Архангельск, 1952.

3. Справочная книжка Архангельской губернии на 1850 год. Архангельск, 1950.

4. Архангельские губернские ведомости. 1843. № 37.

5. Отчет Архангельского губернского статистического комитета за 1881 год. Архангельск, 1883.

6. Архангельские губернские ведомости. 1860. № 17.

7. Обзор Архангельской губернии за 1885 год. Архангельск, 1886.

8. Отчет Архангельского губернского статистического комитета за 1867 и 1868 годы. Архангельск, 1869.

9. Архангельские губернские ведомости. 1867. № 67.

10. Отчет о действиях и занятиях Архангельского губернского статистического комитета за 1875 год. Архангельск, 1877.

11. Студенцова Е. О. Первая Всероссийская перепись в Архангельской губернии // Памятные даты Архангельской области. Архангельск, 2007.

12. Архангельские губернские ведомости. 1910. 15 янв.

13. Архангельск. 1910. 17 февр.

14. Архангельск. 1911. 14 янв.

15. Обзор Архангельской губернии за 1913 год. Архангельск, 1914. С. 20-21, 23.

16. Архангельск. 1913. 26 апр.

17. Архангельские губернские ведомости. 1840. № 14.

18. Отчет Архангельского губернского статистического комитета. Архангельск, 1883.

19. Архангельские губернские ведомости. 1904. № 22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.