Ведомственный параллелизм, бюрократизация и тотальный контроль со стороны многочисленных совдепов стали постоянными спутниками кооперативной жизни после 1917 г. При этом чистое и беспристрастное администрирование на местах нередко переходило грань дозволенного, превращаясь в самый настоящий произвол и самоуправство.
список литературы
1. Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф.Р. 2. Оп. 1. Д. 220. Л. 720.
2. См., напр., ГАПО. Ф.Р. 2. Оп. 1. Д. 526. Л. 5-8.
3. ГАПО. Ф.Р. 2. Оп. 4. Д. 120.
4. ГАПО. Ф.Р. 9. Оп. 1. Д. 70. Л. 27.
5. ГАПО. Ф.Р. 9. Оп. 1. Д. 73.
6. ГАПО. Ф.Р. 9. Оп. 1. Д. 134.
7. ГАПО. Ф.Р. 9. Оп. 1. Д. 147.
8. ГАПО. Ф.Р. 9. Оп. 1. Д. 273.
9. ГАПО. Ф.Р. 122. Оп. 1. Д. 2.
10. ГАПО. Ф.Р. 294. Оп. 1. Д. 7.
11. ГАПО. Ф.Р. 442. Оп. 1. Д. 202. Л. 123об.-124об.
12. Гуляев Р. А. Политическая позиция региональной кооперации в начале второй русской революции // Актуальные проблемы теории и практики кооперативного движения: Мат-лы Межд. науч. конф. / Под общ. ред. Р.А. Москвитиной. Энгельс: Регион. инф.-изд. центр ПКИ, 2005. С. 32-34.
13. Кабанов В. В. Октябрьская революция и кооперация (1917 г.-март 1919 г.). М.: Наука, 1973. 296 с.
14. Кабанов В. В. Судьбы кооперации в Советской России: проблемы, историография // Судьбы российского крестьянства / Под общ. ред. акад. Ю.Н. Афанасьева. М.: РГГУ, 1995. С. 212-248.
15. Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918-1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 1. 1918-1922 гг. / Под ред. А. Береловича, В. Данилова. М.: РОССПЭН, 1998. 864 с.
16. См. об этом: Файн Л. Е. Российская кооперация: исто-рико-теоретический очерк. 1861-1930. Иваново: Ивановский государственный университет, 2002. 600 с.
УДК 370 (09)
народное образование пензенской губернии в начале хх века (1900-1905 гг.). по материалам «пензенских губернских ведомостей»
н. н. ЧЕТВЕРТКОВА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского
кафедра истории и права
Статья посвящена народному образованию в Пензенской губернии в 1900-1905 годы. В ней освещаются следующие проблемы: чем вызван рост образовательных учреждений в указанные годы; кто и как оказывал материальную поддержку учебным заведениям и учащимся; как решался вопрос с учительскими кадрами. Отмечается деятельность созданного в Пензе городского попечительного совета начальных училищ и некоторых спонсоров.
Выпускники начальных училищ могли продолжить свое обучение в специализированных учебных заведениях: в реальном, железнодорожном, землемерном, садоводческом училищах, в учительской или духовной семинарии, художественном училище имени Н. Д. Селиверстова или фельдшерской школе [3].
Тяга молодежи к учебе объяснялась объективными причинами. В начале ХХ века на территории Пензенской губернии, как и по всей России, бурно развивался железнодорожный транспорт: строилась железнодорожная магистраль Пенза - Сердобск; круглосуточно курсировали пассажирские и товарные поезда на линии Моршанск - Кузнецк, Пенза - Рузаевка, Сызрань -Рузаевка - Рязань. Не менее активно работали машиностроительные предприятия. На заводах Катина, Кракка полным ходом шло производство сельскохозяйственной техники [4]. Именно поэтому везде были нужны грамотные, квалифицированные рабочие для обслуживания машин и ремонта оборудования.
Осознавая дальнейший прогресс техники и потребность в специалистах, строительству учебных заведений придавалась общественная значимость. 4 июня 1900 года губернская газета сообщала о закладке нового здания реального училища в Пензе. На торжествах по этому поводу присутствовали губернатор граф А. В. Адлерберг, вице-губернатор К. П. Перцев, город-
Анализ содержания газеты «Пензенские губернские ведомости» дает основание утверждать, что в начале ХХ века государственные чиновники, земства, местные органы самоуправления и общественность серьезно занимались проблемами народного образования.
Сама образовательная система была довольно сложная. В Пензенской губернии, например, часть начальных училищ и гимназии были подведомственны непосредственно Министерству народного просвещения. В городах и селах дети учились в церковно-при-ходских школах и школах грамотности, открытых при церковных богадельнях. Больше половины учебных заведений - 455 из 858 - составляли народные училища, подведомственные губернской дирекции училищ и четырем училищным советам. В них занимались в основном дети несостоятельных родителей, не имевших средств к оплате за обучение в гимназиях [1].
Губернская газета писала, что дети в начальных училищах осваивали «не только технику чтения, письма и счета, но и сознательно знакомились с основными истинами христианской веры, с главнейшими событиями и лицами отечественной истории, с характерными особенностями природы и населения различных местностей России, с некоторыми животными, растениями и минералами, имеющими важное значение в жизни людей» [2].
ской голова Н. Т. Евстифеев [5]. 2 декабря 1901 года, как отмечала газета, губернское земское собрание обсуждало доклад об участии земства в развитии народного образования. Земское собрание учредило стипендию имени профессора А. Н. Бекетова (уроженца села Бекетовки Пензенского уезда, доктора биологических наук, бывшего ректора Санкт-Петербургского университета) для ученицы пензенской гимназии; выделило 1000 рублей на строительство общежития при учительской семинарии и 2050 рублей на проведение курсов для сельских учителей; удовлетворило ходатайство общества имени А. С. Пушкина о выделении 1000 рублей на содержание детей народных учителей, обучавшихся в губернских учебных заведениях [6].
Сообщения губернской газеты подтверждаются архивными документами. В 1900 году в Пензе и уездах было открыто 4 печатных училища; в 1902 году - 15, в том числе в деревне Ивенке Пензенского уезда, в селе Кобяки Нижнеломовского уезда, в селах Красавке и Свищевке Наровчатского уезда, в селах Протасово и Кириловка Саранского уезда [7].
Заниматься проблемами народного образования губернскую власть побуждала и царская семья. Государыня Императрица Мария Федоровна, как информировала читателей газета от 31 мая 1900 года, благословила супругу Пензенского губернатора графиню Е. Н. Адлерберг возглавить губернский комитет Российского общества поощрения трудолюбия, под попечительством которого находились созданные на пожертвования состоятельных людей учебные заведения и детские приюты [8].
графиня Е. Н. Адлерберг со всей ответственностью выполняла попечительскую деятельность. При ее содействии в деревне Колюкановке Пензенского уезда и в селе Муратовке Мокшанского уезда были открыты детские приюты [9]. «Пензенские губернские ведомости» информировали читателей о том, что 30 апреля 1902 года в доме губернатора был заслушан отчет попечительского совета Пензенской учительской семинарии за минувший год по оказанию помощи нуждающимся воспитанникам и о мерах по развитию деятельности общества [10].
В учебных заведениях Пензы, Лунина, Мокшана, Городища, Саранска, Инсара, Краснослободска по сообщениям газеты проводились платные вечера в пользу нуждающихся школьников. С благотворительными концертами в пользу бедных учащихся выступали известные в то время артисты: З. В. Мясоедов (сопрано) и Н. В. Веков (баритон), А. А. Яхонтов (скрипка), л. Р. Поль (декламация) и хор под управлением А. В. Никольского [11].
29 марта 1902 года губернская газета опубликовала отчет попечительного комитета Татищевской женской ремесленной школы за 1901 год. Это учебное заведение содержалось на средства семьи тайного советника Татищева, который имел двухэтажный кирпичный дом стоимостью 15000 рублей и положенные под проценты в банк 40500 рублей. Помогали ему 50 членов попечительского комитета, частные спонсоры. Сами воспитанницы также имели небольшие заработки.
В 1901 году в школе Татищева обучались грамоте по программе церковно-приходских школ 68 девочек. Они шили платья, белье, осваивали и другие ремесла, занимались хоровым пением. Воспитанницы старшего возраста под руководством своих наставниц выполняли частные заказы и зарабатывали 708 рублей 93 копейки. За обучение шитью посторонних лиц школа получала 258 рублей. В младшем отделении девочки учились шить и вышивать. Разными работами ученицы ежедневно занимались по 8 часов, по 2 часа отводилось на изучение школьных предметов. Работа по уборке учебного помещения, дежурство по кухне и в прачечной были обязательными для всех воспитанниц школы.
По окончанию школы наиболее способные ее воспитанницы становились закройщицами, учителями рукоделия, белошвейками; менее способные поступали в услужение в частные дома. Но главное - все они могли зарабатывать своим трудом на жизнь [12].
ознакомившись с работой школы Татищева, графиня Е. Н. Адлерберг предложила ее попечительному комитету открыть при ней кулинарные классы, разместив их на первом этаже здания. оборудовать под них помещение школа могла самостоятельно, а на приобретение специального оборудования и на содержание учителей средств не было. Графиня Е. Н. Адлерберг, как отмечала губернская газета, организовала в Пензе благотворительный спектакль, «имевший большой успех» и принесший 500 рублей. Этих денег хватило на открытие кулинарных курсов и дешевой столовой при школе. Со временем столовую сделали бесплатной для жителей Пензы, пострадавших от пожаров [13].
Попечительские советы, спонсоры и общественность постоянно оказывали помощь учебным заведениям. Губернская газета периодически информировала читателей о ремесленной школе имени Ф. Е. Швецова, построенной главой города Пензы. В 1901 году в это учебное заведение было принято 38 учеников, в том числе 27 детей мещан и 4 солдатских сына. Занимались они по программе церковно-приходских школ и по 8,5 часов в день обучались столярному и токарному ремеслу [14].
На средства писчебумажной фабрики товарищества П. В. Сергеева содержалось начальное профессиональное училище, где учились в основном дети работников этого предприятия. В 1902 году его младшее отделение посещали 67 учеников, среднее - 59, старшее - 30, а всего - 157.
Правление товарищества П. В. Сергеева в 1902 году на содержание училища выделяло 2203 рубля 14 копеек. Для 47 мальчиков и 11 девочек, ходивших на занятия из Пензы, выдавались бесплатные обеды в столовой фабрики на сумму 70 рублей 28 копеек [15].
В газете «Пензенские губернские ведомости» публиковались отчеты о деятельности обществ вспомоществования бедным учащимся гимназий. В частности 13 мая 1902 года газета сообщала: за 1901 год в общество помощи гимназистам города Пензы поступило 5913 рублей 86 копеек от пожертвований частных лиц
и от процентов со сбережений банков. Из них 300 рублей заплатили за учебу 15 гимназисток в первом полугодии, 240 рублей - за учебу 12 гимназисток во втором полугодии; на 150 рублей 30 копеек закупили платье и обувь для 17 учениц. Выделяли средства на приобретение учебников бедным ученицам, на бесплатные завтраки для них. Еще 120 рублей заплатили за учебу 12 учениц прогимназии; на 258 рублей 50 копеек приобрели одежду и обувь для 36 учениц прогимназии [16].
Архивные документы дают основание утверждать, что большую часть расходов на народное образование брали на себя земства, городские управы, городские и уездные общества. Так, в 1903 году на содержание 33 учебных заведений Пензы государственное казначейство выделяло 9928 рублей, губернское земство - 145501 рубль 71 копейку, городское общество Пензы - 52339 рублей 40 копеек, сельские общества - 65012 рублей 84 копейки, а всего - 291563 рубля 26 копеек [17].
Аналогично решался вопрос с финансированием учебных заведений и в Чембарском (ныне Белинском) уезде, в котором в 1902 году имелось 53 народных училища, из них 8 подведомственных Министерству народного просвещения и 45 опекались училищным советом. На содержание их поступало от государственного казначейства 7919 рублей (в том числе из министерства путей сообщения на содержание железнодорожного училища на станции Пачелма -1175 рублей), от земства - 39487 рублей, от городского общества - 33198 рублей, от сельских обществ -14 218 рублей [18].
Приведенные факты говорят о том, что в начале ХХ века земства, городские и сельские общества несли основную нагрузку по содержанию народных училищ, церковно-приходских школ и начальных училищ, подведомственных Министерству народного просвещения.
Большой подмогой образовательным учреждениям были частные пожертвования состоятельных людей. Пожертвования осуществлялись в разной форме. Граф Ф. А. Уваров в 1902 году выдал 1200 рублей на перестройку и расширение здания Чернышевского начального училища Чембарского уезда. Помещица этого же уезда К. П. Москвина завещала 1447 рублей банковского капитала на содержание Подсотского начального училища. По инициативе действительного статского советника А. А. устинова в его просторном доме разместилось грабовское начальное училище. Под Покровско-Вазерское училище отдал свой особняк князь В. А. Шаховской. На свои средства выстроил здание Знаменского училища Мокшанского уезда князь Д. В. Друцкой-Соколинский.
Предводитель дворянства Пензенского уезда А. Н. Селиванов приобрел на свои средства 14000 кирпичей для строительства Оленевского начального училища и ежегодно выдавал ему по 100 рублей на содержание учителя пения. По 120 рублей в год присылала учителю пения попечительница колтовского начального училища Пензенского уезда В. А. Вырубова - камер-юнкер Высочайшего двора [19].
За счет пожертвований у. и. Сабуровой в сумме 1000 рублей Пензенское уездное народное училище выплачивало стипендии лучшим учащимся второго и третьего класса. На взносы членов попечительного совета этого училища 10 ученикам приобреталась одежда и обувь, за 31 мальчика оплачивалось обучение. За счет процентов от банковских вкладов дворянки Добровольской 38 ученикам из бедных семей приобретались учебники и письменные принадлежности [20].
Тем не менее газета «Пензенские губернские ведомости» критиковала руководителей некоторых уездов за плохое состояние учебных заведений. В конце марта 1902 года губернский печатный орган доводил до сведения общественности то, что в Наровчате «с 1890 года после пожара город лишился двух земских училищ, после чего наровчатское земство сочло для себя более выгодным вместо постройки нового здания и содержания училищ - платить городу пособие на содержание училищ в размере 1000 рублей в год». В результате «в классе, с кубическим содержанием воздуха на 40 человек, размещены все три отделения женского училища в количестве 75 учениц при двух учительницах». А средства городской думы «настолько оскудели», что она не может предоставить жилую комнату учителю. и в таких условиях дети На-ровчата учатся уже 12 лет! [21].
Не всегда спонсоры и попечители учебных заведений приходили своевременно на помощь учащимся. По этому поводу 6 января 1904 года газета опубликовала корреспонденцию, которую нельзя читать без волнения и возмущения: «В Чембарском мужском городском приходском училище обучается грамоте 196 мальчиков, из коих значительная часть, а именно до 20 %, сироты и дети весьма бедных граждан города были весьма плохо одеты, так что некоторые мальчики 9-10 лет посещали классы в женских кофтах, т. е. кофтах своих матерей, весьма плохо защищавших от зимней стужи, некоторые посещали классы в ситцевых рубахах и холодных без ваты казинетовых поддевках, которые также не соответствовали сезону; а у многих (просто ужас!), не смотря на существовавшие двадцатиградусные морозы, полуразвалившиеся сапоги были подошв, вследствие чего были даже видны пальцы.
Но благодаря заботам г. попечителя этой школы П. к. Шугаева и сочувственному отношению местных благотворителей, состоящих исключительно из частных лиц, к празднику Рождества Христова все бедные мальчуганы получили кто теплые валены сапоги, кто теплую полусуконную ватную поддевку, кто полусуконную блузу, а некоторые, более бедные, все вместе взятое с прибавкою теплых шароваров. Раздача теплой одежда и обуви происходила накануне праздника Рождества Христова в помещении школы и трудно себе представить радость и восторги бедных школьников, а матери многих даже плакали от радости и умилений, когда их дети вместо худых развалившихся сапог или никуда негодной одежды получили совершенно новые и хорошего качества вещи» [22].
Такие выступления губернской газеты, конечно, не оставались без внимания местных чиновников.
Были проблемы и с учительскими кадрами, особенно в народных училищах. К примеру, в Пензенском уезде из 197 народных учителей, как их тогда называли, трое имели высшее образование, 27 окончили учительские семинарии, 23 сдали экзамены на получение права сельского учителя, а 80 учителей имели только общее среднее образование. Не лучше был состав учителей и в других уездах губернии [23].
В связи с этим, как отмечала газета, губернские чиновники ежегодно в летнее время проводили курсы учителей 5 июня 1902 года, губернатор граф А. В. Адлерберг выразил уверенность, что занятия их на курсах будут плодотворными, окажут помощь в правильной постановке учебно-воспитательной работы с учащимися, как и занятия на курсах прошлых лет.
Директор народных училищ губернии Д. С. Георгиевский, выступая на открытии курсов, обратил внимание на то, что многие учителя, даже окончившие учительские семинарии, женские гимназии, епархиальные училища, в практической работе затруднялись в пересказе прочитанного, в написании упражнений по русскому языку, имеющих целью приучить детей к четкому и грамотному изложению содержания прочитанных статей, к самостоятельному мышлению. не очень убедительно проводят занятия многие учителя арифметики и отечественной истории, физики и географии. Слабо комментируют разделы книг для классного чтения о растениях и животном мире. как это нужно делать - покажут преподаватели второй гимназии и учительской семинарии, директора которых сидели в президиуме торжественных открытий курсов.
Учитывая эти пробелы в работе учителей начальных училищ, организаторы курсов включили в их программу лекции по предметам, практические занятия, вечерние беседы члена губернской управы В. Н. Ладыжинского об участии народного учителя во внешкольном образовании народа, председателя Нижнеломов-ской земельной управы доктора М. Н. Ягодинского о школьной гигиене.
Газета «Пензенские губернские ведомости» обращала внимание читателей на то, что для практических занятий учителей на курсах организовано начальное училище из трех отделений: младшее с 10 неграмотными мальчиками, среднее - с 10 учениками начальных училищ Пензы, переведенных в конце учебного года в среднее отделение этих училищ, старшее - с 10 мальчиками, переведенными в это отделение [24].
29 июня слушатели педагогических курсов посетили «казенный сад, где осмотрели питомники плодовых деревьев, пчельник и цветники». С 1 по 4 июля руководитель курсов П. Ф. Орелкин проводил собеседования с учителями по вопросам: 1) какие сведения из географии и как сообщать учащимся начальных училищ; 2) какими средствами народная школа может воспитывать в детях патриотическое чувство. Член губернской управы В. Н. Ладыжинский беседовал с учителями об эстетическом воспитании в школе, о воспитательном значении личности учителя, о дисциплине учащихся [25].
Эти курсы были так авторитетны, что в них приняли участие, кроме 50 учителей - по 10 от каждого уезда, командированных в Пензу на средства Губернского земства, еще 157 вольнослушателей из городов и сел губернии, в том числе 25 учителей церковно-приход-ских школ. кроме того, на курсах занимались по три учителя из Саратовской и Тамбовской и два учителя -из Симбирской губернии [26].
С середины 1903 года губернатором стал С. А. Хвостов, а его супруга А. И. Хвостова приняла эстафету от графини Е. Н. Адлерберг по попечительству учебных заведений. Губернатор С. А. Хвостов возглавил попечительный совет художественного училища имени Н. Д. Селиверстова. Созданный в Пензе городской попечительный совет начальных училищ в 1903 году оказал «помощь 72 мальчикам и 63 девочкам в приобретении обуви и теплой одежды» [27]. В 1903 году по сравнению с 1902 годом число учащихся в начальных училищах «увеличилось на 3223 человека при увеличении училищ на 3 штуки» [28].
В городах и уездах губернии все также проходили благотворительные концерты. При содействии местных органов власти в 1904 году повышалась зарплата народных учителей: у молодых до 300 рублей, у учителей со стажем - до 480 рублей в год, что по тем временам считалось весьма приличным заработком и делало профессию престижной [29].
список ЛИТЕРАТУРЫ
1. ГАПО. Фонд 81. Опись 1. Дело 1095. Л. 45.
2. Пензенские губернские ведомости. 1904. № 145.
3. ПГВ. 1904. № 158.
4. ПГВ. 1900. № 146; 1902. № 213; ГАПО. Фонд 6. Опись 1. Дело 6917. Л. 327-334, 786.
5. ПГВ. 1900. № 141.
6. ПГВ. 1902. № 24.
7. ГАПО. Фонд 8. Опись 1. Дело 1038. Л. 49; Дело 1071. Л. 3-4; Дело 1095. Л 5-6.
8. ПГВ. 1900. № 142.
9. ПГВ. 1902. № 18, 74.
10. ПГВ. 1902. № 90.
11. ПГВ. 1900. № 169, 170; 1902. № 48, 50, 51, 54, 85.
12. ПГВ. 1902. № 71.
13. ПГВ. 1902. № 71, 115.
14. ПГВ. 1904. № 145.
15. ПГВ. 1904. № 145;ГАПО. Фонд 81. Опись 1. Дело 1066. Л. 34-36.
16. ПГВ. 1902. № 58.
17. ГАПО. Фонд 8. Опись 1. Дело 1095. Л. 12.
18. ГАПО. Фонд 81. Опись 1. Дело 1073. Л.5.
19. ГАПО. Фонд 8. Опись 1. Дело 1038. Л. 21, 54.
20. ГАПО. Фонд 8. Опись 1. Дело 1069. Л. 2.
21. ПГВ. 1902. № 70.
22. ПГВ. 1904. № 4.
23. ГАПО. Фонд 8. Опись 1. Дело 1083. Л. 7.
24. ПГВ. 1902. № 122.
25. ПГВ. 1902. № 144.
26. ПГВ. 1902. № 151.
27. ПГВ. 1904. № 145.
28. ГАПО. Фонд 81. Опись 1. Дело 1095. Л. 9.
29. ГАПО. Фонд 81. Дело 1132. Л. 1-4, 45.