97
ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 2 (5) 2015
ИСТОРИЯ ПРАВОПОРЯДКА. ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ
УДК 340.1 П.Л. Л евши и
Р. Levshin
СТАНОВЛЕНИЕ НОРМАТИВНОЙ ОСНОВЫ ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
В статье кратко освещается предыстория возникновения нормативно-правовой базы в сфере охраны и защиты государственных границ России.
Кратко прослеживается история становления границ и правовое регулирование этой деятельности; от киевских князей, содержавших сторож евые заставы, до Боярского приговора, послужившего основанием к появлению в России специальной нормативной базы в области организации специальной государственной службы, которая стала именоваться сторож евой.
Ключевые слова: нормативно-правовая база, государственность, государственный рубеж; застава, Боярский приговор.
REGULATORY FRAMEWORK FORMING FOR THE RUSSIAN TERRITORY PROTECTION
The article summarizes the background of the emergence of the legal framework in the field of conservation and protection of the state borders of Russia. It briefly traces the history of borders forming and legal regulation of these activities: from the Kievan princes having sentry outposts to Boyarsky sentence, which became the basis for originating the special regulatory framework in the field of special civil service in Russia later known as the watch.
Kepvords: regulatory framework, slate, state borders, outpost, Boyarsky sentence.
Система норм права, направленных на регулирование каких-либо общественных отношений, установившаяся и действующая в государстве, -это ответ государственной власти на потребность общества. Как известно, норма права - это общеобязательное, установленное или санкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно воздействующее на общественные отношения с целью их упорядочить |2, с. 299].
То есть в определенный период возникают необходимые условия, и складывается новый вид общественных отношений, регулируемых социальными нормами, которые в силу своей значимости принимаются и защищаются государственной властью в установленных формах.
Иными словами, для того чтобы возникла определенная нормативно-правовая база, регулирующая отдельные общественные отношения, необходимы определенные предпосылки, обуславливающие историческую необходимость формирования законодательства.
Российская нормативно-правовая база в сфере охраны и защиты государственных границ нс является исключением и имеет свою предысторию |см., напр.: 5|.
Как известно, государственность на Руси фактически стала складываться на рубеже IX и X веков. Одной из важнейших функций русского государства становится функция надежной охраны и защиты государственной территории, неприкосновенность государственных рубежей. Достаточно сказать, что даже во времена Древней Руси, которая по образному выражению историка С М. Соловьева, начиналась «богатырским или героическим периодом», граница не была четко обозначена линией на местности 13, с. 1891. В определенной мерс она являлась достаточно условным рубежом, определяющим пределы интересов и суверенных прав удельных князей. В Древней Руси данный вид деятельности являлся прерогативой княжеской власти, которая, по образному выражению В О. Ключевского, первоначально выступала в качестве «пограничного сторожа» и лишь затем, объединившись с торговой верхушкой городов, превратилась в структуру, заботившуюся об обороне границ страны и о поддержании безопасности торговых путей к заморским рынкам |4, с. 3731. Именно бесконечные вооруженные столкновения с соседями (в первую очередь с кочевниками) побуждали Древнерусское государство заботиться об усилении вооруженной охраны собственных границ. Для защиты от степных
98
№ 2 (5) 2015 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
кочевников, киевские князья содержали сторожевые заставы на оборонительных рубежах, воздвигнутых в X веке вдоль границ государства по рекам Суде, Стогне, Роси. Строительство городов-крепостей, оборонительных земляных валов высотой до К) метров («змисвых валов») продолжалось и в дальнейшем. Они проходили южнее Киева по обоим берегам Днепра и вдоль его притоков. К линии охраны и обороны границы, созданной по указанию князя Владимира на реке Суде, в 30-х гг. XI века прибавилась такая же линия из 13 городов по реке Рось.
В этот же период на южных и юго-восточных участках границы тогдашней Руси возводились ряды земляных окопов и сторожевых «застав». На северо-западе Древней Руси пограничную службу надежно несли города Новгород, Псков, Полоцк, Старая Ладога, Копорьс и другие. Таким образом, в течение двух веков была создана единая система охраны и защиты границ государства, которая включала в себя 86 сторожевых городов крепостей. Она позволяла отражать нападения кочевников, контролировать и прикрывать наиболее важные торговые пути, закреплять завоеванные территории. Служба по охране русских земель имела нс только военнооборонительный характер. Она давала возможность вести разведку и совершать упреждающие противника походы. Так, на одном из первых княжеских съездов - Витичсвском, - состоявшемся 10 августа 1100 г., решено было организовать ряд упреждающих объединенных походов русских князей против «степняков», что способствовало повышению безопасности южных рубежей Киевского государства. Через три года, на Долобском съезде, русские князья отказались от оборонительных методов ведения борьбы непосредственно на границах и во внутренних землях Руси, приняв решение об объединенном походе в глубь степей. Так, Владимир} Мономах} удалось объединить большую часть территории Древней Руси, прекратить княжеские междоусобицы.
Несмотря на эти усилия. Киевское княжество, подвергшееся опасности со стороны кочевников, потеряло прежнее значение в связи с оттоком населения и падением роли пути «из варяг в греки»: однако все же оставалось крупной державой.
Образование и усиление великого Московского княжества создало условия для восстановления разрушенной монголо-татарским нашествием сильной русской государственности, а вместе с ней и новой службы по охране рубежей государства. Эту задач} со второй половины
XIV века вновь стали выполнять поселенные войска на специально оборудованной по рекам Хопер, Воронеж, Дон сторожевой пограничной линии. Так зародилась пограничная стража России. Но первое упоминание о государственной пограничной службе в России относится к 1512г., когда после очередного нападения крымского хана, великий князь Василий III «утвердил землю свою заставами».
В последней четверти XVI века служба по охране «государевых рубежей» получила новое устройство. Она стала организовываться на основании нескольких взаимосвязанных Боярских приговоров, что впервые поел} жило основанием к появлению в России специальной нормативной базы в области организации специальной государственной службы, принципиально отличавшейся от других служб и призванной максимально обезопасить «государевы рубежи» от «прихода людей воинских». Именоваться она стала сторожевой, станичной и полевой службой.
Первым и, пожалуй, единственным исследователем сторожевой службы в России был профессор Московского университета Иван Дмитриевич Беляев - видный ученый, историк русского права. Он провел достаточно глубокий историко-правовой анализ вопросов защиты и охраны границ Российского государства. Его книги «О сторожевой, станичной и полевой службе на польской \ крайне Московского государства. до царя Алексея Михайловича» (М., 1846) и «О русском войске в царствование Михаила Федоровича и после его, до преобразований, сделанных Петром Великим» (М., 1846) являются памятниками историко-правовой мысли своей эпохи. В этих трудах автор на основе архивных материалов затронул важнейшие вопросы организации охраны и обороны границ Московского государства до середины XVII в., достаточно подробно изучил характер станичной и сторожевой службы, попытался определить порядок службы ратных людей, коснулся изменений, произошедших в вооруженных силах России в 30-40-х гг. XVII в. В целом выводы Беляева сохранили значение и в наше время. Им впервые, задолго до публикации полного текста, был введен в научный оборот «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе», разработанный в 1571 г. под руководством М.И. Воротынского, где определены маршруты движения станичных дозоров и места расположения сторожевых застав, Историк зафиксировал изменения, произошедшие в организации станичной и сторожевой службы на рубеже XVI и XVII вв. 111 показал
99
ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 2 (5) 2015
условия, в которых осуществлялась охрана гра- этим Боярским приговором законодательно ниц того времени. «Устав сторожевой и станич- зафиксировано создание специальной государ-ной службы» был утвержден Иваном Грозным ствснной службы по охране государевых 16 февраля 1571 г. Принято считать, что именно рубежей.
---------------------:------------------------------------------
Примечания
1. Беляев И. Д. О сторожевой, станичной и полевой службе на польской украйне Московского государства, до царя Алексея Михайловича. - М., 1846.
2. Комаров С. А., Малько А. В. Теория государства и права : учебно-методическое пособие. -М. : НОРМА. 2001.
3. Соловьев С. М. Сочинения : в 18 кн. - М., 1988. - Кн. 1. -Т. 1-2.
4. Ключевский В. О. Сочинения : в 9 т. - М. : Изд-во «Мысль», 1987-1990. -Т. 1. - Ч. 1.
5. Камалова Г. Т., Майоров В. И. Советская правоохранительная система Урала в период ее становления (1921-1929 гг.) : моногр. - Челябинск : Челябинский юридический институт МВД России, 2010.
ЛЕВШИН Павел Львович, соискатель кафедры социальных дисциплин и управления факультета Подготовки сотрудников правоохранительных органов, Южно-Уральский государственный университет (НИУ).
E-mail: pavcl-pavcl-777 <vjmai 1.ru
LEVSHIN Pavel Lvovich, Applicant for a Degree. Chair of Social Subjects and Administration, Faculty of Law Enforcement Officers' Training, South Ural State University (NRU).
E-mai 1: pavcl-pavcl-777 ,mai 1. ru