Научная статья на тему 'Становление национальной идентичности объединенной Италии в зеркале учебников по истории для начальных школ (1861-1900 гг. )'

Становление национальной идентичности объединенной Италии в зеркале учебников по истории для начальных школ (1861-1900 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
497
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИТАЛИЯ / XIX ВЕК / ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ / УЧЕБНИК / ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ащенци А.

В статье показана важность школьных учебников для гражданского и политического образования молодых поколений. Автор подтверждает это анализом значительного количества учебников истории для начальной школы, изданных в период с 1861 г. до конца XIX в. (в первые 40 лет после объединения Италии). В статье основное внимание уделено вопросам происхождения и развития отдельных видов учебных пособий на фоне роста национальных школьных издательских домов; эволюции идеологического содержания учебников по истории для начальной школы в соответствии с изменением политического и культурного контекста в рассматриваемый период; дидактического применения учебников истории учителями начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ащенци А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление национальной идентичности объединенной Италии в зеркале учебников по истории для начальных школ (1861-1900 гг. )»

СТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБЪЕДИНЕННОЙ ИТАЛИИ В ЗЕРКАЛЕ УЧЕБНИКОВ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛ (1861-1900 ГГ.)

BUILDING NATIONAL IDENTITY IN POST-UNITARY ITALY THROUGH ELEMENTARY SCHOOL HISTORY TEXTBOOKS (1861-1900)

Ащенци А.

Профессор факультета педагогики, культурного наследия и туризма Университета г. Мачерата, директор Научно-архивного и исследовательского центра по истории школьных учебников и детской литературы E-mail: [email protected]

Anna Ascenzi

Full Professor of History of education and children's literature at the Department of Education, Tourism and Cultural Heritage at the University of Macerata, Director of the "Centro di documentazione e ricerca sulla storia del libro scolastico e della letteratura per l'infanzia" E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье показана важность школьных учебников для гражданского и политического образования молодых поколений. Автор подтверждает это анализом значительного количества учебников истории для начальной школы, изданных в период с 1861 г. до конца XIX в. (в первые 40 лет после объединения Италии). В статье основное внимание уделено вопросам происхождения и развития отдельных видов учебных пособий на фоне роста национальных школьных издательских домов; эволюции идеологического содержания учебников по истории для начальной школы в соответствии

Annotation. This article demonstrates the importance of school textbooks for civic and political education of younger generations through the author's analysis of a large body of elementary school history textbooks published during the first forty years of unification of Italy between 1961 and the end of the 19th century. The major concentration point of the article deals with the questions of origin and development of specific types of educational literature in conjunction with the growth of national school publishing houses, evolution of ideological contents of history textbooks for elementary schools depending on the changes

1 Перевод с английского А.Ю. Челноковой под редакцией Т.В. Ковалевской.

с изменением политического и культурного контекста в рассматриваемый период; дидактического применения учебников истории учителями начальной школы.

of the political and cultural context of a given period, didactic use of history textbooks by elementary school teachers.

Ключевые слова: история образования, Италия, XIX век, преподавание истории, учебник, детская литература.

Keywords: history of education, Italy, 19th century, teaching history; school textbooks; children's literature.

1. Учебники и народное образование после объединения Италии:

учебники по истории

Вот уже несколько лет итальянские историки образования и педагогики изучают роль школы и учебных заведений в формировании национального сознания, в продвижении общей гражданской и политический идентичности среди населения полуострова в период объединения Италии в XIX столетии. В этих исследованиях роль первостепенной важности была справедливо отдана школьным пособиям и учебникам как главному проводнику идеологии правящих элит, инструменту передачи вполне определенных культурных и нравственно-гражданских моделей буржуазного мира [49].

Достаточно отметить в качестве примера исследования Марчеллы Бачигалу-пи и Пьеро Фоссати, посвященные использованию хрестоматий в начальной школе после объединения страны в 1848-1870 гг. [5], исследования Пино Боеро и автора данной статьи [3], касающиеся так называемой литературы по самоусовершенствованию [27]2 или художественной литературы для самых маленьких, которую в рассматриваемый период направляли в школы; наконец, фундаментальные исследования учебников и школьных пособий, проведенное группой ученых, возглавляемых Джорджо Киоссо и Роберто Сани [64].

В учебном книгоиздании такие предметы как история, география, родной язык и литература, «права и обязанности» (предшественник существующего ныне гражданове-дения), без сомнения, имеют особое значение. Характерно, что именно этим дисциплинам правящий класс после объединения поручил «трудный и амбициозный процесс создания итальянцев» посредством формирования «коллективной памяти» (своего рода «автобиографии нации», как сказал бы Грамши), распространения единого языка, продвижения единого понятия Родины и развития чувства общего наследия традиций и ценностей, откуда можно было бы черпать представления о коллективном (национальном) историческом опыте [4].

С этой точки зрения анализ книг по истории для начальной и средней школ после объединения полуострова с особым акцентом на истории Италии XIX в. во многом

2 См. дополнение G. Di Bello.

становится своего рода обязательным шагом для тех, кто действительно хочет понять не только роль школы в процессе формирования национального самосознания, но и идеологическую и политическую значимость этого процесса, которая определила его форму, особенности и результаты.

Если мы ограничим наш анализ книгами по истории, которыми руководствовались в школах полуострова за первые 40 лет, последовавших за объединением Италии, можно разделить данный период на три этапа. Для первого этапа, начавшегося сразу после образования Королевства Италии в 1861 г., характерно возвращение текстов, которые использовались до объединения и были популярны в школах по крайней мере до середины 1870-х. Некоторые из этих текстов были переизданы с поправками и доработками согласно новым программам обучения.

Так случилось, например, с книгой бывшего французского чиновника Жюля-Раймона Ламэ-Флёри «Полный курс истории для детей и малышей» (Cours complet d'histoire raccontée aux enfants et aux petits enfants), переведенной Джан Антонио Пьук-ко и изданной в 1839 г. издательством Santini в Венеции [39-45]. Книга Ламэ-Флёри многократно перепечатывалась и переиздавалась в 1840-х и 1850-х гг., а после 1861 г. стала одной из наиболее популярных в итальянских начальных и средних школах, о чем свидетельствует, среди прочего, то, что на протяжении более чем 20 лет она постоянно переиздавалась различными редакторами и издательствами на всей территории полуострова3.

Чтобы оспорить господство работ Ламе-Флёри в этот период, после 1861 г. на национальном уровне еще раз школам был рекомендован ряд кратких руководств и книг по истории, уже использовавшихся в школах Королевства Сардинии.Мы, в первую очередь, хотим отметить книгу Джованни Боско «История Италии от первых жителей до наших дней, рассказанная детям» (Storia d'Italia raccontata alla gioventù, dai suoi primi abitatori sino ai giorni nostri), изданную в 1855 г. [15]4, а также «Историю Италии, рассказанную детям» (La storia d'Italia raccontata ai giovinetti, 1855) Джузеппе Ла Фарины [36].

Что касается публикации учебников по истории, предназначенных преимущественно для средних школ, то среди работ, изданных незадолго до объединения Италии и с успехом применявшихся повторно после 1861 г., следует отметить написанную Карло Боттой книгу «Продолжение истории Италии от Гвиччардини, 1534 до 1789» (Storia d'Italia continuata da quella del Guicciardini dal 1534 al 1789), изданную в Милане в 1850 г., «Историю Италии с 1815 по 1850» (La Storia d'Italia dal 1815 al 1850) Джузеппе Ла Фарины, изданную в Турине в 1851 г., и, наконец, «Обозрение родной истории для гимназий и реальных

3 См. Milan, Librería Dante, 1861-1863; Livorno, Giusti, 1862-63, 1876, 1882; Trieste, Coen, 1863; Venice, Coen, 1869 and 1872; Milan, Meriggi, 1872, 1874-75. Разрозненные данные о введении учебников в начальных школах Королевства Италии в 1876-1877 и 1878-1879 гг. показывают, что работы Ламэ-Флёри в 1870-х гг. использовали учителя приблизительно 12 провинций. Это было установлено на основе списков книг, используемых в школах (см. [28, 29]).

4 Постоянно переиздаваемая с 1861 г. со значимыми изменениями и переработками, Storia d'Italia в 1935 г. была воспроизведена в 33-й раз. Общий тираж достиг более чем 85 тыс. экземпляров.

училищ» (Compendio di Storia Patria, ad uso delle scuole ginnasiali e tecniche) Эрколе Рикот-ти, также изданное в Турине в 1856 г. [6; 18; 37; 63].

Наряду с упомянутыми выше текстами с начала 1861 г. использовалась серия пособий и сборников для чтения, а также исторических рассказов о Родине, написанных для школ в Пьемонте, Ломбардии и Тоскане новым поколением писателей (ими были учителя, сотрудники министерства, дидакты-методисты и т.д.). Пособия были ориентированы на новые программы для различных типов школ, обнародованные годом ранее министром Те-ренцио Мамиани [60, р. 401-405; 58, р. 2003-2008; 59, р. 51-56; 57, р. 173-179, 162-164]5.

Наконец, необходимо отметить «главы» и «уроки», посвященные «рассказам о родной истории» (Racconti di Storia patria) в книгах для чтения для учеников младших и старших классов начальных школ, написанных такими писателями, как Джулио Тарра, Чезаре Канту, Луиджи Александр Парравичини, Антонио Стоппани, Паскуале Форнари и многими другими [69, р. 333-347; 54; 31; 51; 50; 22].

2. Между Савойской монархией и непримиримым католицизмом: идеологические и культурные мотивы в первых книгах по истории объединенной Италии

Краткий анализ основных особенностей книг по истории, изданных для начальных и средних школ после объединения Италии, следует начать с выбранной авторами учебников периодизации и типа изложения, примененного в них для реконструкции прошлого.

Анализ репрезентативной выборки печатных изданий6 показывает значимое преобладание беллетристической структуры, в основе которой сжатое изложение биографий самых представительных персонажей и лаконичное описание ярких исторических событий. В гораздо более редких случаях, когда событийные «рассказы о национальной истории» уступают место «своду по истории Родины», представляющему собой серию синтетических биографий главных героев, картину событий задает и определяет элементарная хронологическая структура [2; 33; 32].

В нескольких рассмотренных текстах в конце описания событий и персонажей, относящихся к конкретному исторического периоду, особое место отводится для одного или нескольких вопросов по только что пройденной теме для проверки усвоения материала, а также предоставлены ключи для личного размышления о моральной и гражданской значимости обсуждаемого. Примером таких текстов может служить «Краткий обзор

5 Как известно, the Programmi e Regolamento per le scuole normali e magistrali, e per gli esami di patente de' maestri e delle maestre delle scuole primarie были позже распространены согласно королевскому декрету 9 ноября 1861 г. (см.: Gazzetta Ufficiale del Regno d'Italia, 4 декабря 1861, n. 294 suppl., pp. 2-4).

6 Было исследовано 15 учебников, впервые изданных в 1861-1865 гг., и пять текстов, появившихся еще до объединения и переизданных после 1861 г. (в этом случае мы ссылаемся на первое издание после объединения Италии).

итальянской истории» (Piccolo compendio della storia d'Italia, 1865) Антонино Парато, который представляет собой серию литературно-биографических эссе о главных героях и событиях итальянской истории, расположенных в соответствии с хронологическим принципом и дополненных краткими обзорами, набранными более мелким шрифтом, в которых содержатся вопросы для углубления и повторения сведений об изученном историческом периоде, а также указания относительно этико-политической оценки представленных фактов [52, р. 62, 75, 118].

Что касается принятой периодизации, то рассказ о национальной истории в большинстве пособий для начальной и средней школы останавливается на провозглашении в 1861 г. Королевства Италии [68; 66; 13; 34; 32].

Мы также обнаруживаем разную направленность в текстах, изданных в 1850-е гг. и в их последующих переизданиях. Речь идет о таких книгах, как, например, «История, рассказанная детям» Джузеппе Ла Фарины, где только начиная с издания 1866 г., появившегося в Неаполе, появляется заключительная глава, посвященная национальному объединению [36], и «История Италии от первых жителей до наших дней, рассказанная детям» Джованни Боско.

Первое издание (1855) этой работы Боско завершается Крымской войной и Парижской конференцией, в издание 1861 г. не вошли такие события, как Вторая война за независимость и Цюрихский мир [16]. В последующих изданиях конечной точкой всегда был 1859 г. Начиная с издания 1873 г. в книгу было добавлено лишь краткое изложение основных событий, следовавших за Цюрихским миром, без указания их особенностей или значения, таким же образом изложены и другие события, ознаменовавшие создание и первые дни существования объединенного государства [17].

Умалчивание в «Истории Италии» католика дона Боско о событиях, последовавших за объединением, имело под собой определенную идеологическую и политическую основу, к которой мы вернемся чуть позже. Необходимо подчеркнуть, что авторы значительной части учебников, выпускаемых для начальных и средних школ на данном этапе, руководствовались представлениями о недавней национальной истории, в целом созвучными тому, что происходило на историографическом фронте [47, р. 59-63]. Фактически на страницах самых широко распространенных книг по истории, использовавшихся в итальянских школах начала 1860-х гг. была снова предложена умеренная интерпретация событий национальной истории и, в частности, центральное положение, отводимое Савойскому дому в осуществлении процесса объединения полуострова.

Примером таких книг может служить, например, «Краткий обзор итальянской истории» Антонио Парато. Его изложение национальной истории с умеренной и проса-войской точки зрения, которая прослеживается в основном в описании происхождения Савойской династии и в повествовании о завоеваниях ее наиболее значимых представителей (от основателя Умберто Белорукого до Виктора Эммануила II), детализируется при реконструкции близких к читателям исторических событий: от Французской революции, при описании которой автор смело выдвигает на передний план - предлагая читателям мрачный, довольно эффектный рассказ, - «вялость и излишки», заговоры «во имя свободы» с целью установить «злое республиканское правительство», ужасные последствия

террора и не менее серьезные последствия революционных событий в Италии) к эпопее Рисорджименто и завершению национального объединения.

Антонио Парато стремится подчеркнуть центральную роль Савойской династии, повлиявшей на справедливость и дальнозоркость политических и дипломатических решений, принятых Кавуром и правительством Пьемонта, а отчасти указать на бесплодность и даже контрпродуктивность действий карбонариев и заговоров в духе Мадзини.

Вся предложенная в учебнике реконструкция превратностей истории полуострова в 1821-1859 гг. была фактически основана на контрасте между благоразумной и реалистичной политикой, проводимой Савойским домом в Пьемонте, и бесполезными, если не просто вредными, инициативами «сект». Противоречивые суждения Парато о конституционных восстаниях 1820-1821 гг., действиях Giovane Italia («Молодой Италии») в 1831 и 1848 гг., не оставляют сомнений на этот счет. Очень интересна предлагаемая Парато интерпретация такой фигуры, как Джузеппе Гарибальди, и экспедиции i Mille («Тысячи» добровольцев, более известных как «красные рубашки»): по существу эта интерпретация была нацелена на переопределение роли «народного героя» и приписывание успехов Гарибальди в южных регионах страны политической и военной стратегии Савойской династии [52, p. 145-157].

Сходная интерпретация предлагается в «Обзоре родной истории» (Compendio di storia patria), вставленном миланским священнослужителем Джулио Таррой в его книгу «Последовательное чтение итальянского ребенка» (Letture graduate al fanciullo italiano) -одну из самых широко распространенных книг для чтения в итальянских начальных школах XIX столетия [69, p. 333-347]. В этом коротком, но интересном синтезе истории полуострова от его первых жителей вплоть до объединения страны Д. Тарра, известный представитель умеренного католицизма, описывает все трудности Рисорджименто, основное внимание уделяя деятельности Виктора Эммануила II и его первого министра Ка-милло Бенсо, графа Кавурского. Тарра не только не упоминает повстанцев-последователей Мадзини, но также сильно преуменьшает роль Гарибальди и i Mille в событиях 1860 г. в южной Италии [69, p. 344-346].

Совсем иной, как сказано ранее, была идеологическая и культурная система и образовательные цели «Истории Италии» дона Дж. Боско [16]7. Это пособие фактически ознаменовало важный этап в популяризации строго гвельфского и папского прочтения национальной истории [70, p. 103].

Программная цель Дона Боско в «Storia d'Italia», была двоякой. Во-первых, собрать исторические факты и сведения о великих людях, значительных с этической и религиозной точек зрения. Для Боско история была «великим и ужасным повелителем людей», другими словами, плацдармом проверки и суда над моралью людских поступков. Во-вторых, продемонстрировать, что католическая религия была и всегда будет подлинным и незаменимым фактором морального и гражданского роста, реального прогресса человеческого сообщества.

7 Как мы отметили, в третьем издании работы.

Специфический апологетический поворот и провиденциальное понимание истории, нацеленное на отслеживание в исторических событиях законченного выражения божественной воли и суда, практически постоянно обнаруживаются в реконструкции прошлого в учебнике Дона Боско. Это объясняет, например, его решение сделать папство и католическую церковь стержнем и принципиальным объединителем в итальянской истории, политический, экономический, гражданский и культурный прогресс которой был, по мнению Боско, только результатом большей или меньшей приверженности принципам католицизма. Потому неудивительно, что прочтение событий Рисорджименто у пьемонтского священника строилось вокруг фигуры и деятельности Пия IX и что событиям, последовавшим за 1848-1849 гг., отведено в <^опа d'Italia» лишь скромное место, так как фактически невозможно было вписать национальное объединение вокруг Савойской династии в рамки истории католицизма и церкви.

3. За пределами логики умеренности: пособия по истории в годы правления левой партии Депретиса

Второй период издания пособий и справочников по истории для начальной и средней школ включает в себя вторую половину 1860-х - конец 1870-х гг. В период между 1865 и 1880 гг. число опубликованных пособий по истории (учебники, справочники, повести, исторические атласы, хрестоматии и т.п.) для начальных школ и различных форм средних школ значительно растет8.

В начальных школах широкое распространение во втором периоде получила работа «Сто рассказов из истории для начальных школ и реальных училищ» (Cento racconti di storia ad uso delle scuole elementari e tecniche) преподавателя Рафаэля Альтавиллы, которая вышла в Милане в 1865 г. и имела в неаполитанских и сицилийских начальных школах такой большой успех, что не раз переиздавалась вплоть до конца 1880-х гг. [1]. Для школ юга Италии предназначалось также «Краткое обозрение итальянской истории для начальных школ и реальных училищ» (Piccolo compendio della storia d'Italia ad uso delle scuole elementari e tecniche) Джузеппе Ваго, опубликованное в издательстве «Морано» в 1867 г. и переиздававшееся до 1881 г. [72].

Учебники для школ центральной части Италии также подвергались изменениям, как, например, «История Италии для начальных школ» (Storia d'Italia ad uso delle scuole elementari) преподавателя и историка Челестино Бьянки, опубликованная флорентийским издательским домом «Барбера» [14] в 1869 г., и «Конспект итальянской истории для народной школы» (Compendietto di storia Italiana ad uso delle scuole popolari) Франческо Бер-толини, опубликованный издательством «Валларди» в 1871 г. и переизданный четырьмя

8 Для справки см.: Repertorio dei manuali di storia per le scuole elementari e secondarie italiane dell'Ottocento, опубликовано в приложении к изданию [4].

годами позднее издательством «Дзаникелли» в Болонье в новой версии, «абсолютно переделанной и расширенной» под названием «Обзор итальянской истории в биографиях для начальных и основных школ» (Compendio di storia italiana scritto con metodo biografico, ad uso delle scuole elementary e normali) [8; 9].

Среди текстов, широко использовавшихся на всей территории полуострова, а не только на местном и региональном уровнях, мы должны отметить «Краткую историю Италии» (Breve storia d'Italia) Луиджи Скьяпарелли, вышедшую в 1867 г. в издательстве «Ваккарино» в Турине [65], «Рассказы о жизни в Италии для школы и семьи» (La Vita dell'Italia narrata agli alunni delle scuole e dalle famiglie), увидевшие свет в 1869 г. в миланском издательстве «Агнелли» [56], и, наконец, «Родную историю в рассказах и биографиях для начальной и народной школы» (Racconti e biografíe di storia patria per le scuole primarie e popolari) преподавателей Сиро Корти и Доменико Рекки, опубликованную впервые в 1880 г. издательским домом «Эльзевириана» в Риме и переизданную «Паравией» в конце 1890-х гг. [25].

Не менее богат и разнообразен спектр учебников для средних школ различных типов. Такое разнообразие было одобрено министром народного образования Руджеро Бонги. Его деятельность была нацелена на то, чтобы в средних школах, где до этого момента учителя ограничивались диктовкой своих собственных заметок или предлагали ученикам читать «слишком много слишком разных книг» [23, p. 307-309], начали использовать эти учебники.

Среди текстов, получивших большое распространение в школах полуострова, достаточно отметить «Очерк родной истории с 476 по 1861 г.» (Compendio di storia patria dal 476 al 1861) Эрколе Рикотти, «Обзор итальянской истории» (Compendio di storia italiana) Фран-ческо Бертолини, «Историю Италии в биографиях» (Storia d'Italia narrata per biografíe) Ли-курго Каппеллетти и «Очерк по истории Италии» (Compendio della storia d'Italia) Антони-но Парато [62; 9; 21; 53].

Из характерных особенностей книг по истории Италии, опубликованных в период между 1865 и 1880 гг., следует прежде всего отметить последовательный сдвиг terminus ad quem9 изложения событий национальной истории: сначала появились описания последнего этапа объединения полуострова (1861), затем - Третьей войны за независимость, аннексии Венето (1866), позже - провозглашения Рима столицей Королевства Италии (1870) и, наконец, в текстах, опубликованных в последний период, история Италии заканчивалась упоминанием смерти Виктора Эммануила II (1878).

В интерпретации итальянских событий с особой ссылкой на опыт Рисорджименто и дебют нового объединенного государства в пособиях, которые появились в этот период, постепенно исчезает умеренная продинастическая точка зрения, характерная для учебников предыдущего периода и, с другой стороны, намечается движение навстречу концепции национального Рисорджименто - особенно с начала второй половины 1870-х гг., когда к власти приходят Sinistra («исторические левые») Депретиса. Теперь больше внимания уделяется демократическим течениям, в частности, общенациональным процессам в ходе объединения полуострова.

9 Конечная точка. В данном случае - даты новейшей истории страны. - Примeч. ред.

В учебниках для начальных школ и особенно в пособиях для педагогических училищ начал вырисовываться образ Рисорджименто. Он был «упрощенным и «мифологическим», но не лишенным светской и патриотической эффективности», и опирался на «обширный пантеон отцов Родины, великолепных эпизодов, героических сказаний и поступков» [67]. Канонические образы «отцов-героев» и героических подвигов полностью сформируется только в конце XIX в.

Среди пособий по истории для начальных школ и педагогических училищ этого периода отдельную группу составляют исторические рассказы для девочек - биографии известных женщин, события и эпизоды древней и современной истории Италии, примеры образцовых жен и матерей, посвятивших свои жизни семье, «прославленных молодых девушек» как обладательниц жертвенного духа.. Среди них Корнелия, мать Гракхов, Катерина Корнаро, Вероника Гамбара, Беатрис Савойская и многие другие, часто недооцененные, женщины - героини национального Рисорджименто и борьбы за независимость и объединение полуострова (от Луизы ди Санфеличе до Элеоноры Фонсеки Пиментель, от Терезы Конфалоньери до Аделаиды Каироли). В этих героинях также подчеркивались гражданские, религиозные добродетели и любовь к Родине.

Среди многочисленных пособий данного рода следует особо выделить популярные «Чтения для девочек: рассказы из истории Италии» (Letture per fanciulle: racconti tratti dalla Storia d'Italia) Анны Пастерис Кометти, изданные в Неаполе в 1867 г. и переизданные много раз в последующие годы [55], и «Золотую книгу знаменитых итальянских девушек. Рассказы по истории» (Il Libro d'oro delle illustri giovinette italiane. Racconti storici), изданную в Милане в 1870 г. Иньяцио Канту. За первые 30 лет эта книга переиздавалась более 10 раз [20].

4. Культ Рисорджименто и национального образования в учебниках истории последнего двадцатилетия XIX в.

Третья (последняя) фаза создания и распространения учебников истории и компендиумов по истории в пределах рассматриваемого периода приходится на 1880-е гг. - конец XIX в. Она характеризуется попыткой авторов и издателей приспособить свои труды к инновациям в начальных и средних школах после прихода к власти левой партии Депретиса. Прежде всего, проводились эксперименты с повествовательными текстовыми модулями, чтобы лучше подстроить их под предъявляемые к образованию требования воспитывать детей в национальном духе. Это требование выдвигали как представители позитивистской педагогики [11], так и представили левой партии (Синистры) [46].

В ожидании появления программ 1888 г., целью которых было привести все образование в соответствие с принятым в июле 1877 г. законом Коппино об обязанностях школ, большая часть учебников истории для начальных школ, опубликованных в этот период, предназначались для учеников всех уровней (не только продвинутого) третьего и последнего года обязательного школьного обучения.

После утверждения закона Коппино возобновилась дискуссия об обязательном религиозном образовании в начальных школах. Одновременно в школьные учебные планы были включены «первые представления об обязанностях человека и гражданина». Это привело к уменьшению количества книг по Священной истории (компендиумы, рассказы, и т.д.).10 Учебники по «правам и обязанностям», где объяснялись главные положения «Конституции Королевства Италии» (Statuto del Regno d'Italia), как правило, сопровождались кратким изложением современной итальянской истории, то есть событий Рисорджименто и событий, которые привели к объединению полуострова.

Особенность создания учебников в 1880-х гг., как отмечалось ранее, заключалась в обращении к новым языковым и повествовательным модулям, в которых к сакрализации событий объединения и к прославлению главных героев процесса национального объединения с применением религиозной терминологии. Эта тенденция получит дальнейшее и гораздо более органичное развитие в учебниках истории 1890-х гг. [71].

Имеет смысл обратить внимание на активное использование таких понятий, как мученики/мученичество, спасители/спасение, искупители/искупление, провидение/отпущение, или выражений «святой долг Италии», «благодатная миссия», «священная задача освобождения угнетенного народа» в учебных книгах «Родина. Обозрение национальной истории» (Patria. Sommario di Storia nazionale) преподавателя Джованни де Кастро, (издана в Милане в 1882 г.) [26]; «Краткая история итальянского Рисорджименто, рассказанная детям» (Breve storia del Risorgimento italiano narrata alla gioventù, издана в 1885 г. Сиро Корти в издательстве «Паравия») [24]; «Восстановление Италии, или Современная история, рассказанная вкратце для детей» (I redentori d'Italia, ossia la storia patria contemporanea narrata per brevi cenni ai giovanetti, издана в 1888 г. учительницей Пьериной Берри [7; 30] из Турина); «Биографии и рассказы по родной истории, новый очерк итальянской истории» (Biografíe e racconti di storia patria, ossia nuovo compendio di storia italiana) Джованни Мериги (издана в 1887 г. и переиздавалась несколько раз вплоть до Первой мировой войны) [48] и, наконец, «Мученики и творцы единства и независимости Италии» (I martiri e i fattori dell'unità ed indipendenza d'Italia) Лоренцо Беттини [12].

Заключение

Идеологическая и политическая составляющая, наиболее ярко по сравнению с другими предметами проявившаяся в преподавании истории в начальных школах и педагогических училищах, играла ключевую роль в воспитании национального чувства и в формировании общеполитической идентичности населения полуострова. В данной

10 В пятнадцатилетний период 1861-1877 гг. текстов по священной истории для использования в школах было приблизительно 78, в то время как за десять лет после принятия закона Коппино 1877 г. их число уменьшилось до 37 (см. Repertorio dei manuali di storia per le scuole elementari e secondarie italiane dell'Ottocento).

статье показано, как после объединения страны перед школьным преподаванием истории была поставлена ко многому обязывающая задача «создать» итальянцев посредством выстраивания «общей автобиографической памяти нации», через определение ценностей и с помощью «примеров», взятых из истории отечества, которые должны были способствовать формированию «характера» или, говоря более современным языком, «идентичности» итальянцев.

Преподавание истории в начальных школах и педагогических училищах сохранило свое ключевое значение в становлении гражданского и политического образования и поощрении национальных идеалов молодых поколений и в ХХ столетии. Занимая весьма скромное положение до Второй мировой войны, в период фашизма, как и в первые времена демократической и республиканской Италии, история постепенно приобретала все большее - даже по сравнению с XIX в. - значение в контексте учебных программ начальной школы и педагогических училищ.

Как справедливо заметил Амедео Квондам, в итальянской истории «процесс создания дискурса о национальной идентичности во всей его богатейшей европейской феноменологии имеет как общие структурные константы и факторы, так и отличия». Этот процесс заключался в «рассказе об общем смысле и чувстве истории, полагаемых присущими стране и ее «народу» (итальянцы, которых надо еще таковыми сделать; и это полностью наш вариант - А. А.), единому на протяжении веков [...], гордому своей древностью и ав-тохтонностью, способному «придумать» мифы и героическую риторику своих истоков», определить «отцов родины и ее героев-мучеников», которых надо прославлять в «пантеоне «италийской славы», в едином и принятом каноне, возведенном или установленном прозорливой и стойкой режиссурой» [61, p. III—VI].

Школьное повествование об «отечественной истории» брало на себя все более активно и осознанно выполнение данной задачи с самого начала существования единого государства и позднее, особенно в XX в., когда с постепенным повышением уровня образования процесс становления дискурса о национальной идентичности смог распространиться на все более широкие слои населения и, в определенных аспектах, стать всеобъемлющим.

Список литературы:

1. Altavilla, R. Cento racconti di storia patria ad uso delle scuole elementan e tecniche / R. Altavilla. - Milan: Agnelli, 1865.

2. Amosso, G. Biografíe e racconti tratti dalla storia d'Italia secondo i programmi gover-nativi / G. Amosso. - Biella: Amosso, 1862.

3. La letteratura per l'infanzia oggi. Questioni epistemologiche, metodologie d'indagi-ne e prospettive di ricerca / a cura di A. Ascenzi. - Milan: Vita e Pensiero, 2002.

4. Ascenzi A. Tra educazione etico-civile e costruzione dell'identità nazionale. L'insegna-mento della storia nelle scuole italiane dell'Ottocento / A. Ascenzi. - Milan: Vita e Pensiero, 2004.

5. Bacigalupi, M. Da plebe a popolo. L'educazione popolare nei libri di scuola dall'Unità d'Italia alla Repubblica / M. Bacigalupi, P. Fossati. - Florence: La Nuova Italia, 1986.

6. Bellomo, G. Lezioni di storia universale / G. Bellomo. - Venice: Antonelli, 1850.

7. Berri, P. I redentori d'Italia, ossia la storia patria contemporánea narrata per brevi cenni ai giovanetti / P. Berri. - Turin: Tip. Unione dei Maestri, 1888.

8. Bertolini, F. Compendietto di storia italiana ad uso delle scuole popolari / F. Bertoli-ni. - Milan: Vallardi, 1871.

9. Bertolini, F. Compendio di storia italiana scritto con metodo biografíco, ad uso delle scuole elementari e normali / F. Bertolini. - Bologna: Zanichelli, 1875.

10. Bertolini, F. Compendio di storia italiana / F. Bertolini. - Bologna: Zanichelli, 1875.

11. Positivismo pedagogico italiano / cura di con Bertoni Jovine D. ; la collaboraz. di R. Tisato. - Vol. I: De Sanctis, Villari, Gabelli; vol. II: Angiulli, Siciliani, Ardigo, For-nelli, De Dominicis. - Turin: UTET, 1973-1976.

12. Bettini, L. I martiri e i fattori dell'unità ed indipendenza italiana, per la prima, la seconda e la terza classe elementare / L. Bettini. - Pergola: Gasperini, 1882.

13. Bianchi, B. Compendio storico della r. Casa di Savoia, ad uso delle scuole B. Bianchi. -Bologna: Tip. Chierici, 1863.

14. Bianchi, C. Storia d'Italia / C. Bianchi. - Florence: Barbèra, 1869.

15. Bosco, G. La storia d'Italia raccontata alla gioventù, dai suoi primi abitatori sino ai giorni nostri / G. Bosco. - Turin: Paravia, 1855.

16. Bosco, G. La storia d'Italia raccontata alla gioventù, dai suoi primi abitatori sino ai giorni nostri / G. Bosco. - 3e ed. - Turin: Tip. Ferrando, 1861.

17. Bosco, G. La storia d'Italia raccontata alla gioventù. Dai suoi primi abitatori ai nostri giorni / G. Bosco. - 8th ed. - Turin: Tipografía Libreria dell'Oratorio di S. Francesco di Sales, 1873.

18. Botta, C. Storia d'Italia continuata da quella del Guicciardini, dal 1534 al 1789 / C. Botta. - Milan: Guigoni, 1850-1854.

19. Cantù, C. L'infanzia di celebri italiani. Racconti storico / C. Cantù. - Milan: Vallardi, 1863.

20. Cantù, I. Il libro d'oro delle illustri giovinette italiane. Racconti storici / I. Cantù. -Milan: Carrara, 1870.

21. Cappelletti, L. Storia d'Italia narrata per biografíe agli alunni delle scuole normali / L. Cappelletti. - Turin: Paravia, 1872.

22. Castrogiovanni, G. Letture, secondo il programma legislativo per la terza e quarta classe elementare / G. Castrogiovanni. - Turin: Paravia, 1864 (16 ed.: 1874).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Circolare Ministeriale 24 febbraio 1875, n. 422 - Sull'uso dei libri di testo // Bollettino Uffíciale - Ministero della Pubblica Istruzione. V, 15. - 1875. - Marzo.

24. Corti, S. Breve storia del Risorgimento italiano narrata alla gioventù / S. Corti. - Turin: Paravia, 1885.

25. Corti, S. Racconti e biografíe di storia patria per le scuole primarie e popolari / S. Cor-ti, D. Recchi. - Rome: Tip. Elzeviriana, 1880.

26. De Castro, G. Patria. Sommario di storia nazionale, dai tempi più antichi fino alla morte di Vittorio Emanuele II / G. De Castro. - Milan: Treves, 1882.

27. Modelli e progetti eucativi nell'Italia liberale / G. Di Bello, S. Guetta Sadun, A. Man-nucci. - Florence: Centro Editoriale Toscano, 1998.

28. Elenchi di libri di testo adottati nelle scuole primarie e secondarie distinti per province (1876-1880) // Archivio Centrale dello Stato. - Ministero della Pubblica Istruzio-ne. - Consiglio Superiore (1849-1903). - Atti versati posteriormente. - Полки 6-9 и 11.

29. Elenchi di libri di testo e di lettura per le scuole elementari divisi per materie (1880) // ACS. - (MPI). - Consiglio Superiore (1849-1903). - Atti versati posteriormente. - Полки 6-9 и 11.

30. Berra, P. Eroine del Risorgimento italiano, ossia cenni di storia patria contemporanea ad uso delle alunne delle scuole del Regno / Pierina Berra. - Turin: Tip. Dell'unione Dei Maestri, 1888.

31. La prima etá. Giornale di letture educative ed istruttive pei fanciulli e pei giovanetti d'ambo i sessi / P. Fornari, F. Morandi, A. Stoppani, G. Tarra. - Milan: P. Carrara, 1869.

32. Gallo, F. Storia della r. Casa di Savoia, narrata in brevi biografíe / F. Gallo. - Milan: Tip. Gnocchi, 1864.

33. Gatta, M. Storia d'Italia. Ad uso delle scuole elementari popolari / M. Gatta. - Milan: Tip. Brigola, 1863.

34. Giuria, P. Storia popolare della r. casa di Savoia / P. Giuria. - Milan: Tip. Guigoni, 1863.

35. La Farina, G. La storia d'Italia raccontata ai giovinetti / G. La Farina. - Naples: Tip. Giannini, 1866.

36. La Farina, G. La storia d'Italia raccontata ai giovinetti / G. La Farina. - Turin: Guigoni, 1855 (3 ed. 1863).

37. La Farina, G. Storia d'Italia dal 1815 al 1850 / G. La Farina. - Turin: Societá Tipografíca Editoriale, 1851.

38. La storia sacra raccontata ai fanciulli / translated by Gian Antonio Piucco. - Venice: Tip. Santini, 1839.

39. Lamé-Fleury, J.-R. La storia della scoperta dell'America raccontata ai fanciulli / J.-R. La-mé-Fleury ; translated by Gian Antonio Piucco. - Venice: Tip. Santini, 1841.

40. Lamé-Fleury, J.-R. La mitologia raccontata ai fanciulli / J.-R. Lamé-Fleury ; translated by Gian Antonio Piucco. - Venice: Tip. Santini, 1840.

41. Lamé-Fleury, J.-R. La storia antica raccontata ai fanciulli / J.-R. Lamé-Fleury ; translated by Gian Antonio Piucco. - Venice: Tip. Santini, 1839.

42. Lamé-Fleury, J.-R. La storia greca raccontata ai fanciulli / J.-R. Lamé-Fleury ; translated by Gian Antonio Piucco. - Venice: Tip. Santini, 1840.

43. Lamé-Fleury, J.-R. La storia moderna raccontata ai fanciulli / J.-R. Lamé-Fleury, translated by Gian Antonio Piucco. - Venice: Tip. Santini, 1840.

44. Lamé-Fleury, J.-R. La storia romana raccontata ai fanciulli / J.-R. Lamé-Fleury, translated by Gian Antonio Piucco. - Venice: Tip. Santini, 1839.

45. Lamé-Fleury, J.-R. Storia del Medioevo raccontata ai fanciulli / J.-R. Lamé-Fleury, translated by Gian Antonio Piucco. - Venice: Tip. Santini, 1841.

46. Lanaro, S. Il Plutarco italiano: l'istruzione del "popolo" dopo l'Unitá / S. Lanarco // Vivanti, C. (ed.) Storia d'Italia, Annali. IV, Intellettuali e potere. - Turin: Einaudi, 1981.

47. Levra, U. Fare gli italiani. Memoria e celebrazione del Risorgimento / U. Levra. - Turin: Comitato di Torino dell'Istituto per la storia del Risorgimento italiano, 1992.

48. Merighi, G. Biografíe e racconti di storia patria, ossia nuovo compendio di storia italiana / G. Merighi. - Rome: Tip. Ripamonti, 1887.

49. Morandini, M. C. Scuola e nazione. Maestri e istruzione popolare nella costruzione dello Stato unitario (1848-1861) / M. C. Morandini. - Milan: Vita e Pensiero, 2003.

50. Parato, A. I doveri morali e civili. Insegnati ai giovinetti per via di precetti ed esempi. Letture / A. Parato. - Turin: Paravia, 1865.

51. Parato, A. Libro dei fanciulli proposto alle scuole primarie d'Italia : in 2 vols. / A. Parato. - 5th ed. - Turin: Paravia, 1862-1863.

52. Parato, A. Piccolo compendio della storia d'Italia esposta per biografíe contenente la storia romana, del medio evo e moderna ad uso speciale delle scuole elementari / A. Parato. - Turin: Paravia, 1865.

53. Parato, A. Compendio della storia d'Italia / A. Parato. - Turin: Paravia, 1874.

54. Parravicini, L. A. Giannetto / L. A. Parravicini. - 47th ed. - Milan: Turati, 1861.

55. Pasteris Cometti, A. Letture per fanciulle: racconti tratti dalla storia d'Italia / A. Pas-teris Cometti. - Naples: Tip. Luongo, 1867.

56. Poggi, U. La vita dell'Italia narrata agli alunni delle scuole ed alle famiglie / U. Pog-gi. - Milan: Agnelli, 1869.

57. Programmi d'esame per le scuole tecniche e gli istituti tecnici (November D.L. 24th 1860) // Gazzetta Uffíciale del Regno d'Italia. - 1860. - 19 dicembre. - n. 301 suppl.

58. Programmi per gli esami fínali del corso ginnasiale (D.L. 14 novembre 1860) // Gazzetta Ufficiale del Regno d'Italia. - 1860. - 24 novembre. - n. 280.

59. Programmi per gli esami finali del corso liceale (D.L. 17 novembre 1860) // Gazzetta Ufficiale del Regno d'Italia. - 1860. - 14-15 dicembre. - n. 297-298.

60. Programmi per la scuola elementare annessi al Regolamento 15 settembre 1860, in Codice dell'istruzione secondaria, classica e tecnica e della primaria e normale. Rac-colta delle Leggi, Regolamenti, Istruzioni ed altri provvedimenti emanati in base alla legge 13 novembre 1859 con note spiegative e raffronti colle leggi esistenti. Approvato dal Ministero della Pubblica Istruzione. - Turin: Tip. Scolastica di Sebastiano Franco e Figli, 1861.

61. Quondam, A. Introduzione / A. Quondam // L'identitä nazionale. Miti e paradigmi storiografici ottocenteschi / a cura di A. Quondam, G. Rizzo. - Roma: Bulzoni, 2005.

62. Ricotti, E. Compendio di storia patria dal 476 al 1861 / E. Ricotti. - Turin: Paravia, 1871.

63. Ricotti, E. Compendio di storia patria, ad uso delle scuole ginnasiali e tecniche / E. Ri-cotti. - Turin: Stamperia Reale, 1856.

64. Il libro per la scuola tra idealismo e fascismo : L'opera della Commissione centrale per l'esame dei libri di testo da Giuseppe Lombardo Radice ad Alessandro Melchiori (1923-1928) / a cura di R. Sani, A. Ascenzi. - Milan: Vita e Pensiero, 2004.

65. Schiaparelli, L. Breve storia d'Italia (anno 476-1869) per le famiglie e per le scuole / L. Schiaparelli. - Turin: Vaccarino, 1869.

66. Silvola, F. Sunto della storia di Casa Savoia, dalla sua origine fino ai nostri tempi / F. Silvola. - Milan: Tip. Civelli, 1862.

67. Soldani, S. Il Risorgimento a scuola: incertezze dello Stato e lenta formazione di un pubblico di lettori / S. Soldani // Oriani e la cultura del suo tempo / ed. E. Dirani. -Ravenna: Longo editore, 1985.

68. Storia della casa di Savoia dalle origini fino a Vittorio Emanuele II : per uso delle scuole. - Naples: Tip. delle Belle Arti, 1861 (1 ed.: 1860).

69. Tarra, G. Letture graduate al fanciullo italiano. III. Libro per le classi maggiori ele-mentari / G. Tarra. - Milan: G. B. Messaggi Editore, 1863 (26 ed.: 1914) ("Compendio di Storia Patria").

70. Traniello, F. Don Bosco e l'educazione giovanile: la "Storia d'Italia" / F. Traniello // Don Bosco nella storia della cultura popolare / a cura di F. Traniello. - Torino: S.E.I., 1987.

71. Traniello, F. Nazione e storia nelle proposte educative degli ambienti laici di fine Otto-cento / F. Traniello // Cattolici, educazione e trasformazioni socio-culturali in Italia tra Otto e Novecento / ed. L. Pazzaglia. - Brescia: La Scuola, 1999.

72. Vago, G. Piccolo compendio della storia d'Italia ad uso delle scuole elementari, ginna-siali e tecniche / G. Vago. - Naples: Morano, 1867.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2014,№ 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.