АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
ARCHITECTURE AND URBAN PLANNING
Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2024. Т. 26. № 3. С. 9-24.
ISSN 1607-1859 (для печатной версии) ISSN 2310-0044 (для электронной версии)
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta -Journal of Construction and Architecture. 2024; 26 (3): 9-24.
Print ISSN 1607-1859 Online ISSN 2310-0044
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК 72.036
DOI: 10.31675/1607-1859-2024-26-3-9-24 EDN: AIADZM
СТАНОВЛЕНИЕ
«МИНИМАЛИСТИЧЕСКОГО» НАПРАВЛЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕ КОРБЮЗЬЕ.
ВИЛЛА ШТЕЙНА/ДЕ МОНЗИ В ГАРШЕ
Евгений Николаевич Поляков, Ольга Павловна Полякова
Томский государственный архитектурно-строительный университет, г. Томск, Россия
Аннотация. Статья посвящена одному из выдающихся проектов французского архитектора Ш.Э. Жаннере-Гри (Ле Корбюзье, 1887-1965), выполненных в традициях минимализма. Вилла Штейна/де Монзи стала «этапным» жилым зданием в его творчестве.
Авторами проанализированы основные архитектурно-дизайнерские концепции Шарля-Эдуарда Жаннере-Гри, заложенные в решения генерального плана, в планировочные схемы этажей, решения фасадов и интерьеров виллы. В данном проекте он впервые реализовал все пять своих знаменитых принципов минималистической архитектуры: опорный столбчатый каркас, плоская кровля, «свободные» планы и фасады, ленточные крупноформатные окна.
Ключевые слова: стиль минимализм, Ш.-Э. Жаннере-Гри (Ле Корбюзье), вилла Штейна/де Монзи, генеральный план, планы этажей, фасады, интерьеры
Для цитирования: Поляков Е.Н., Полякова О.П. Становление «минималистического» направления в творчестве Ле Корбюзье. Вилла Штейна/де Монзи в Гарше // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2024. Т. 26. № 3. С. 9-24. DOI: 10.31675/1607-1859-2024-26-3-9-24. EDN: AIADZM
© Поляков Е.Н., Полякова О.П., 2024
<Ti
40
гч
н
Т
гч
о
гч
U
-
Н
ы
=
X
н
и
4)
CQ
ORIGINAL ARTICLE
MINIMALISM FORMATION IN WORKS OF LE CORBUSIER. VILLA STEIN-DE MONZIE IN GARCHES (1925-1928)
Evgeny N. Polyakov, Olga P. Polyakova
Tomsk State University of Architecture and Building, Tomsk, Russia
Abstract. The article is devoted to one of the outstanding projects of the French architect S.E. Jeanneret-Gris (Le Corbusier, 1887-1965), built in the traditions of minimalism. Villa Stein-de Monzie is a residential building. The paper presents the analysis of the main architectural and design concepts of Charles-Edouard Jeanneret-Gris in the master plan, floor plans, facades and interiors. In this project, Charles-Edouard implemented for the first time all five of his famous principles of minimalist architecture (supporting columnar frame, flat roof, free plans and facades, large-format ribbon windows).
Keywords: minimalism style, Jeanneret-Gris (Le Corbusier), Villa Stein-de-Monzie, master plan, floor plans, facades, interior
For citation: Polyakov E.N., Polyakova O.P. Minimalism formation in works of Le Corbusier. Villa Stein-de Monzie in Garches (1925-1928). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta - Journal of Construction and Architecture. 2024; 26 (3): 9-24. DOI: 10.31675/1607-1859-2024-26-3-9-24. EDN: AIADZM
В 1920-х гг. Шарлю-Эдуарду Жаннере-Гри (Ле Корбюзье) удалось реализовать несколько проектов жилых особняков (вилл), которые сделали его одним из лидеров европейского авангарда. Оригинальные, неожиданные для своего времени постройки с крупноформатными ленточными окнами и гладкими белыми стенами выполнены в духе минимализма. В основном это частные особняки в окрестностях Парижа. «Эти виллы были настолько необычны и своеобразны (для того времени), что парижане, бывало, собирались перед ними, словно перед каким-то удивительным аттракционом - таких домов они еще не видывали...» [1]. Последние по времени и самые известные из этих построек - виллы Штейн/де Монзи в Гарше и Савой в Пуасси. Настоящая статья посвящена первой из этих вилл.
Проект виллы в Гарше близ Парижа Ле Корбюзье создал в 1926 г. Она стала одной из самых значительных его работ в области жилищного строительства (рис. 1).
Уникальный дом был построен по заказу семейства Штейн. Впрочем, существует версия, что в роли заказчика данной виллы выступил Анатоль де Монзи (1876-1947) - французский ученый-энциклопедист (рис. 2, а). В 1925 г. в течение непродолжительного времени он занимал пост министра образования и изящных искусств, был большим поклонником творчества Ле Корбюзье. Благодаря именно его поддержке Шарль-Эдуард смог возвести павильон «Эспри Нуво» на Всемирной выставке в Париже (1925 г.) (рис. 2, б).
Изначально вилла принадлежала коллекционерам картин Майклу и Саре Штейн - супружеской паре, приехавшей во Францию из Сан-Франциско (США), а также их подруге Габриэль Колако-Осорио де Монзи - бывшей супруге министра А. де Монзи. Заказчики уже проявили себя в роли активных
покровителей современного искусства и архитектуры. Супруги Штейн предпочитали вкладывать деньги в картины художников-импрессионистов. Они были также убежденными сторонниками реформаторского движения и спиритуализма. Сара Штейн (Стайн) во многом разделяла взгляды Ле Корбюзье на современное искусство, на важность разработок новых промышленных технологий для современного общества. Много внимания она также уделяла освоению новейших методов оздоровления и физическим упражнениям.
Рис. 1. Вилла в Гарше (Villa Stein-de-Monzie)1 Fig. 1. Villa Stein-de-Monzie
б
Рис. 2. Анатоль де Монзи (а)1 2; павильон «Эспри Нуво» (L'Esprit Nouveau) на Всемирной выставке в Париже (б)3
Fig. 2. Anatole de Monzie (a); L'Esprit Nouveau pavilion at the Universal Exhibition in Paris (b)
1 URL: https://architecturalidea.com/villa-v-garshe-villa-stem-de-monzie/?ysdid=lwn1 smwj8w583909950
2 URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/ 1/19/Anatole_de_ Monzie_1925.jpg
3 URL: https://api.architectuul.org/media/516d9172-2290-4eaf-b477-41346d7b5f76/1312x.jpg
%
4© <N
H
'"Г
<N
u
-
H
=
X
H
и
4)
PQ
<Ti
40
гч
н
Т
гч
о
гч
U
-
Н
ы
=
X
н
и
4)
CQ
За несколько лет до встречи с Ле Корбюзье подруги прочитали книгу «Христианская наука», написанную в 426 г. древнеримским философом-богословом Аврелием Августином Иппонийским (354-430). Религиозные и душевные узы побудили их создать единую семью и жить в одном доме.
С Шарлем-Эдуардом заказчицы познакомились, скорее всего, через Анри Эмиля Бенуа Матисса (1859-1954), картины которого они в основном и покупали. Матисс представил им Ле Корбюзье как гениального архитектора. Дело в том, что Анри уже побывал в особняке Рауля Ла Роша, богатого бизнесмена из Швейцарии. Это здание привело его в восторг. К тому же Рауль также был коллекционером художественных произведений, выполненных в стиле кубизм. Об этом направлении было написано в статье [2].
Уникальная организация домашнего хозяйства клиентов в сочетании с их приверженностью современной архитектуре, искусству и религии помогла Ле Корбюзье разработать принципиально новый концептуальный подход к формированию жилого пространства этого здания. Вилла Штейна стала самым дорогим и роскошным жилым особняком, который архитектор запроектировал в период между Первой и Второй мировыми войнами. Вместе с садом и прилегающими постройками, которые также были выполнены по проектам Ле Корбюзье, она обошлась заказчикам в полтора миллиона франков (в ценах начала ХХ столетия). Все комнаты виллы были общими для обеих семей. Габриэль де Монзи и её дочь заняли нижнюю часть дома, а супруги Штейн -верхнюю, оснащенную просторной террасой.
Вилла Штейн/де Монзи, прозванная Les Terrasses («Террасы»), расположена в Вокрессоне (бывш. Гарше) - районе богатых особняков под Парижем. Ле Корбюзье считал её «этапной» в своем творчестве. Действительно, эта постройка принадлежит к наиболее значимым его созданиям довоенного периода, выполненным в традициях модернизма. Со всех сторон вилла была окружена садами, что видно на генеральном плане участка (рис. 3).
В этой вилле Ле Корбюзье реализовал все свои пять «основных принципов» современной архитектуры. Рассмотрим их по порядку.
Начнем с планировочной структуры виллы, следуя главной концептуальной установке функционализма «всякий дом растёт изнутри наружу». Прямоугольный план здания имеет довольно замысловатую внутреннюю структуру. Это свидетельствует о внимательном изучении и учёте архитектором пожеланий своих неординарных заказчиц. Он принципиально отошёл от простых и логичных планов времен барокко и модерна. Планировочные схемы этажей виллы Штейн/де Монзи стали намного сложнее, поскольку бытовые потребности горожан в начале ХХ столетия стали более разнообразными.
На нижнем уровне виллы размещены холл, гараж, ремонтная мастерская и жилые апартаменты прислуги. Опорами зданию служат 16 стройных железобетонных колонн круглого сечения: «Вилла в Гарше - блистательное проявление современной эстетики! Если собрать несущие столбы этого дома в один пучок, то они образуют железобетонный пилон сечением 80» 110 см...» [3] (рис. 4).
В период проектирования виллы Штейн/де Монзи Ле Корбюзье был уже весьма популярным и преуспевающим зодчим. Он получал заказы от богатых клиентов, поэтому имел собственный автомобиль - двухместный Voisin-C12.
В одном из документальных фильмов 1930-х гг. («Архитектура сегодня») он подъезжает в этом автомобиле к подъезду рассматриваемой здесь виллы.
Рис. 3. Генеральный план участка4 Fig. 3. Master plan of the site
Рис. 4. Нижний уровень виллы Штейна, оснащенный автостоянкой. Фотографии начала ХХ в.5 Fig. 4. Lower level of the Stein Villa equipped with a car park. Photos of the 20th century
=
X
4 URL: https://i.pinimg.com/originals/e8/9d/d4/e89dd4f7d5767c653370ec915daa269e.jpg
5 URL: https://corbusier.totalarch.com/stein_de_monzie7ysclidMwn097j68g923380008; https://i.pinimg.com/ originals/7a/7P52/7a7f52c3 1 daefd258955d5acbfb0cd81 .jpg
H
u
4)
PQ
Роль междуэтажных перекрытий виллы выполняют три тонкие железобетонные плиты, поддерживаемые колоннами круглого сечения. Колонны, образующие изящную регулярную решетку, визуально изолированы друг от друга. Предельно упрощенная и облегченная конструктивная система позволила максимально реализовать в интерьерах второго и третьего этажей принципы «свободной» планировки.
Центр второго этажа занимает открытая со всех сторон общая комната. В её северо-западном углу размещена библиотека, в северо-восточном - кухня, в юго-восточном - столовая. Юго-западную часть второго этажа занимает небольшая терраса (рис. 5).
гг>
VO
ГД
Н
'Г*
ГД
U
-
Н
ы
=
X
н
и
4)
CQ
Рис. 5. План 1-го этажа (слева); план 2-го этажа (справа). Северная сторона фасада здания - снизу6
Fig. 5. The 1 st floor plan (left); the 2nd floor plan (right); north side of the building facade (below)
Внутри виллы размещены две лестницы. Первая поднимается из холла в библиотеку, а вторая ведёт из прохода близ гаража к кухне и выше.
На третьем этаже расположены спальные помещения, гардеробные и ванные комнаты. Там же находится еще одна терраса, открытая на запад и закрытая с трех остальных сторон. Южная часть третьего этажа представляет собой террасу с садом. В центре ее сооружена эллиптическая в плане башенка. В северной части этажа размещены спальни для прислуги и гостей, обращенные своими окнами на южную террасу. Северная наружная стена виллы на третьем этаже лишена окон (рис. 6).
Сад на кровле третьего этажа и терраса с лестницей на первом этаже визуально расширили внешнее пространство виллы и обеспечили гармоничную связь ее внутреннего пространства с окружающим ландшафтом. Ленточные
6 URL: https://visuallexicon.wordpress.com/wp-content/uploads/2017/10/320.jpg?w=768
окна, расположенные по периметру здания, пропускают максимальное количество прямого и отраженного света в каждую комнату.
Рис. 6. План 3-го этажа (слева); план плоской крыши (справа). Северная сторона фасада здания - снизу7
Fig. 6. The 3rd floor plan (left); the flat roof plan (right); north side of the building facade (below)
У виллы Штейн/де Монзи весьма своеобразные фасады - предельно лаконичные и в то же время не совсем обычные. Судя по всему, эта вилла была уникальной постройкой для своего времени. Она представляет собой здание, сочетающее на своём фасаде инновационные для того времени строительные материалы - железобетон и стекло. Наружные стены, изготовленные из этих материалов, лишены несущих функций. Внутренние же стены в основном служат перегородками между комнатами (рис. 7).
Рис. 7. Вилла Штейн/де Монзи в Гарше: макет (слева)8; продольный разрез виллы «Террасы» (справа)9
Fig. 7. Villa Stein-de Monzie in Garche: layout (left); longitudinal view of the Villa Terraces (right)
7 URL: https://visuallexicon.wordpressxom/wp-content/uploads/2017/10/320jpg?w=768
8 URL: https://ngasanova.livejournal. com/2008167.html
9 URL: https://cdn. archilovers.com/projects/a429f3d0b823446bab4938a021515141.jpg
H
u
4)
PQ
На фасаде, выходящем на север, навесные стены представляют собой чередующиеся полосы железобетона и стекла. На южной стороне оконные проемы сравнительно широкие, а на северной - более узкие (рис. 8).
Рис. 8. Северный (слева) и южный (справа) фасады виллы. Фотографии 1929 г.10 Fig. 8. North (left) and south (right) facades of the villa, 1929
%
80
<N
H
'"Г
<N
V
-
H
=
X
H
и
4)
PQ
Вилла Штейн является культовым достижением модернистского периода в творчестве Ле Корбюзье. В 1919 г. архитектор так охарактеризовал особенности пуристического стиля в авангардном журнале L'Esprit Nouveau («Новый дух»): «Произведения делаются читаемыми, простыми, лишенными формы, организованными в упорядоченные конструкции, порождающие гармонию...» [3].
Все четыре фасада виллы имеют свои стилевые особенности и отличаются друг от друга. Особенно приятное впечатление производит южный фасад с его широкими лентами окон и лестницей, поднимающейся на открытую террасу. Удивительно, насколько диагональ лестничного марша оживила этот фасад, вписанный в причудливую сетку из горизонталей и вертикалей (рис. 9).
Рис. 9. Макет виллы Штейн (южный фасад) (слева)11; фрагмент южного фасада (справа)12 Fig. 9. Layout of Villa Stein (south facade) (left); fragment of the south facade (right)
10 URL: https://tehne.com/assets/i/upload/event/sa-1929-05-026-ill-1.jpg; http://okna-de.ru/upload/me-dialibrary/d8b/d8b8e2fdeab7944401967e436632M95.jpg
11 URL: https://i.pinimg.com/originals/e7/ 4f/ 18/e74fl806ed9d7e9deb0909b794d2b8f2.jpg
12 URL: https://cdn.thespaces.com/wp-content/uploads/2020/01/Appartement-dans-la-villa-Stein-15.jpg
Северный фасад с его узкими ленточными окнами и крупноформатными глухими плоскостями стен не столь привлекателен. Чрезмерно широкая плоскость ограждения в верхней части фасада визуально утяжеляет его. Не очень красив и навес над входом (рис. 10).
Рис. 10. Макет виллы Штейн/Северный фасад (видовые точки)13 Fig. 10. Layout of Villa Stein-de-Monzie. North facade
Вилла имеет хорошо продуманную систему естественного освещения. Как и в особняках А. Озанфана и Р. Ла Роша, интерьеры виллы Штейна были предназначены для размещения произведений современного искусства. Поэтому в верхней части «экспозиционных» комнат предусмотрены широкие оконные ниши, а в нижней - простенки, в которых висели картины и были установлены небольшие скульптуры.
Одно из главных украшений виллы Штейн - изумительные террасы, открытые во внутренний (южный) двор усадьбы. Отсюда возникло ещё одно название этого здания - «Террасы». Его открытые, композиционно связанные друг с другом ленточные окна, бетонные площадки и металлические лестницы своими формами напоминают океанские лайнеры с их открытыми палубами, лестницами и мостиками. Подобные аналоги всегда были для Шарля-Эдуарда образцами рациональной организации и источником его архитектурных идей (рис. 11).
Дю Паскье, один из молодых сотрудников Ле Корбюзье, посетил строительную площадку уже на стадии завершения рассматриваемой здесь виллы. Он посвятил ей следующие строки: «Что за чудо эта верхняя терраса! Там испытываешь такое наслаждение, что поневоле оттягиваешь момент спуска. <...> Сегодня после обеда я снова побывал в Гарше вместе с господином и госпожой Штейн и госпожой де Монзи. Над террасой развевались французский и американский флаги. <...> Лестница, которая ведет наверх к обзорной площадке, уже установлена. Мадам де Монзи уверяет, что вряд ли решится
гг>
VO
ГД
Н
'Г*
ГД
U
-
Н
ы
=
X
н
и
4)
CQ
13 URL: http://samlib.ru/r/rzhepishewskij_j_n/ villastain.shtml
когда-либо подняться по ней. Поговаривают, что дом будет называться «А заберись-ка повыше!..» [4] (рис. 12, 13).
Рис. 11. Океанские лайнеры начала ХХ столетия14 Fig. 11. Ocean liners of the early 20th century
%
VO
Рис. 12. < Капитанский мостик» виллы Штейн. Современное состояние, видовые точки15 Fig. 12. ‘Captain's Bridge’ in the Villa Stein
""t
<N
u
-
H
=
X
H
и
4)
PQ
Утилитарное назначение её террас - спортивные разминки и солнечные ванны. Отдых и физические занятия на открытом воздухе в начале прошлого столетия были весьма популярны в кругах просвещенной элиты. И были на повестке дня у архитекторов того времени. А загорать на солнце, сняв верхнюю одежду, только входило в моду. Кроме того, террасы служили местом проведения семейных вечеринок (англ. party) для хозяев виллы и их друзей. Эту виллу посещали многие известные люди того времени - бизнесмены, дипломаты и политики (А. де Монзи и др.), архитекторы и художники (П. Жан-нере, А. Матисс и др.), писатели и журналисты (Г. Стейн, В. Кук и др.). Неко-
14 URL: https://pp.userapi.com/c629326/v629326847/3ad5/zDiTS0e0QU4.jpg
15 URL: https://corbusier.livejournal.com/32554.html?ysclid= lwmzp 5je1m877616830
торые из них стали деловыми партнерами и заказчиками Шарля-Эдуарда. Да и сам Ле Корбюзье вместе с прелестной супругой Ивон Гали часто приезжал сюда на своем двухместном автомобиле.
Рис. 13. «Капитанский мостик» виллы Штейн (фото 1920-х гг.):
а - слева внизу у лестницы - Ле Корбюзье и мадам де Монзи; наверху справа -Пьер Жаннере16; б - видовая точка «мостика»17 Fig. 13. ‘Captain's Bridge’ in the Villa Stein (1920s):
a - Le Corbusier and Madame de Monzie, Pierre Jeanneret at the top right; b - Captain's Bridge
Вилла Штейн/де Монзи, безусловно, - один из наиболее интересных проектов Ле Корбюзье. И один из самых дорогих. Однако богатство этой виллы, пожалуй, не в роскоши декора или его внутренней обстановки, а в необычной пространственной структуре, которая сама по себе создает впечатление роскоши. Ее предельно лаконичным в своей геометрии фасадам присуща утонченная, недоступная взорам дилетантов пластика. Приглашенного вскоре после окончания строительства дома Штейна Анри Матисса Ле Корбюзье спросил: «Каково Ваше мнение об этом доме?» Взволнованный Матисс воскликнул: «Я буквально потрясен!» Это было в 1927 г.
16 URL: https://www.fondationlecorbusier.fr/wp-content/uploads/2022/04/villa-stein-de-monzie-flc-adagp-4.jpg
17 URL: https://corbusier.livejournal.com/ 32554.html? ysclid =lwmzp5je1m877616830
Ч6 гч
Н
'Г*
гч
U
-
Н
ы
=
X
н
и
4)
CQ
<Ti
40
гч
н
'■г
гч
U
-
Н
ы
=
X
н
и
4)
CQ
Как в построении прямоугольного плана, так и в определении композиции главных фасадов применены комбинации классической симметрии с пропорциями золотого сечения. Это вполне возможно, поскольку Ле Корбюзье занимался композиционным моделированием еще в период проектирования Турецкой виллы в Ла-Шо-де-Фоне (1916 г.) [5].
В основу пропорций фасадов, вероятно, были положены принципы классической геометрии. При создании проекта этой виллы Ле Корбюзье, по мнению целого ряда ученых, вдохновлялся классической моделью виллы Фоскари, построенной в XVI в. итальянским архитектором Андреа Палладио (1508-1580) (рис. 14).
Рис. 14. Фасады загородной виллы Николло и Альвизе Фоскари (Мальконтента, «Недовольная», 1559-1560 гг.)18
Fig. 14. Villas of Nicollo and Alvise Foscari (Malcontenta, ‘Unhappy’, 1559-1560)
Британский историк архитектуры Колин Фредерик Роу (1920-1999) в своем эссе «Математика идеальной виллы» (1947 г.) сравнил модульную схему фасадов виллы Штейн/де Монзи с геометрической сеткой плана виллы Фоскари. Он обнаружил, что в пропорциональные системы обеих вилл были заложены модульные блоки примерно одного размера: 8 единиц в длину, 5,5 - в ширину, 5 - в высоту. При этом Роу отметил различные подходы обоих мастеров к математическому пропорционированию. По его мнению, А. Палладио, по всей видимости, был весьма «озабочен логическим расположением догматически принятых мотивов», в то время как Ле Корбюзье «более свободен в своих творческих поисках и противопоставляет новую схему старой...» (Colin Rowe. The Mathematics of the Ideal Villa. Cambridge, Mass: MIT Press, 1976. 240 p.) (рис. 15, 16).
Иную точку зрения высказал профессор МАРХИ, доктор исторических наук Олег Александрович Швидковский: «Методы пропорционирования прошлого, основанные исключительно на математике, не удовлетворяли архитектора тем, что они были слишком отвлеченны, абстрактны по отношению к человеку и создавали сетку пропорций, трудно сопоставимую с обычными размера-
18 URL: https://zimamagazme.com/wp-content/uploads/2020/06/Villa_Foscari_20070710-1.jpg; https: //live. staticflickr.com/3789/11430336796_cf6c63c0de_b.jpg
ми его тела. Взяв за исходные величины средние размеры человеческой фигуры, Корбюзье построил на базе золотого сечения геометрически возрастающий ряд величин, применимый ко всей окружающей человека среде - от предметов быта до элементов планировки городов. Это позволило ему соединить в «Модулоре» давно доказанные объективные свойства золотого сечения с человеческим началом и сделать свою систему действительно универсальной...» [3] (рис. 16).
Рис. 15. Южный фасад виллы «Террасы» в Гарше, видовая точка (слева); пропорциональные системы южного (вверху) и северного (внизу) фасадов (справа)19 Fig. 15. South facade of the Villa Terraces in Garche (left); proportional systems of the south (top) and north (bottom) facades (right)
16*
Рис. 16. Система пропорций северного (главного) фасада виллы Штейна в Гарше (1925-1928 гг.)20 Fig. 16. System of proportions of the northern (main) facade of the Stein villa in Garsch (1925-1928)
%
VO
ГЧ
H
'-r
ГЧ
U
-
H
=
X
H
и
4)
PQ
19 URL: https://i.pinimg. com/originals/ba/d4/b5/bad4b57c63b73f6b8da785bc1468e948.jpg
20 URL: https://archi-monarch.com/wp-content/uploads/2022/08/REGULATING-LINES-THREE.webp
Все это позволило Шарлю-Эдуарду максимально расширить возможности интерьерного дизайна данной виллы. «Ле Корбюзье умел отлично передавать ощущение света и пространства; это качество как бы выявляло черты его характера. С тринадцатилетнего возраста он носил очки, поэтому привык рассматривать рисуемые предметы с близких расстояний, он как бы всматривался в то, “как они сделаны”. Поэтому часто выполненные им контурные рисунки передавали характер объема изображенных вещей. На картинах Ле Корбюзье вы видите тщательно прорисованные предметы, рассматриваемые в фас, но в то же время они как бы имеют обратную сторону, которая выявлена в абрисе изображенных им вещей. Это своеобразная архитектурность изображения. Черты его характера проявлялись также и в его живописных работах; предметы на картинах имели безукоризненные и точные план и разрез, являющиеся основой архитектурного творчества...» [3] (рис. 17, 18).
Рис. 17. Гостиная комната на третьем этаже. Видовые точки21 Fig. 17. Living room on the third floor
%
4© <N
H
'"Г
<N
V
-
H
=
X
H
и
4)
PQ
Рис. 18. Интерьеры виллы Штейн. Мебель, выполненная в стиле «а-ля Корбю»22 Fig. 18. Interiors of Villa Stein. Furniture made in the ‘a la Corbut’ style
21 URL: https://corbusier.totalarch. com/stein_de_monzie?ysclid=lwn097j68g923380008; https://i.pin-img.com/originals/04/ 8e/ 97Z048e9719344d12ff380378156ae7cbe8.jpg
22 URL: http://samlib.ru/r/rzhepishewskij_j_n/villastain.shtml
В 1936 г. супруги Штейн вернулись в США. Принадлежавшую им часть дома (верхние этажи с террасой) выкупил богатый бельгиец Стеен (Steen). Его очень удивило и даже возмутило то, что это необычное здание привлекало внимание случайных прохожих и зевак. «Вскоре после того, как он въехал в свои апартаменты, в кабинете Ле Корбюзье прозвучал телефонный звонок: “Скажите, уважаемый, в чем дело? Что это за дом я купил? Каждый выходной вокруг него собираются какие-то люди, располагаются на моей лужайке и удивленно на него таращатся...”» [6]. Позднее Ле Корбюзье предложил капризному клиенту украсить холл своей виллы мозаичным панно, выполненным в стилистических традициях пуризма. Однако тот воскликнул: «Никогда! И слышать не желаю! Я хочу спокойно спать ночью!..» [6].
Сам же Ле Корбюзье считал виллу Штейн/де Монзи «этапной» в своем творчестве. Действительно, она принадлежит к его наиболее представительным творениям довоенного периода («героической» эпохи пуризма). В 1975 г. эта уникальная постройка была включена в список исторических памятников Франции.
Список источников
1. Ржепишевский Ю. Кто такой Ле Корбюзье? (Who was Le Corbusier?) // Lib.ru: Журнал «Самиздат». URL: http://samlib.ru/r/rzhepishewskij_j_n/kto_takoj_le_korbusie.shtml
2. Поляков Е.Н., Полякова О.П. «Кубическое» направление в творчестве Шарля-Эдуарда Жаннере-Гри (Ле Корбюзье) // Вестник Томского государственного архитектурностроительного университета. 2023. Т. 25. № 6. С. 9-28.
3. Швидковский О.А. Ле Корбюзье. Творческий путь // elima.ru. - Аспекты строительного проектирования. - URL: https://elima.ru/articles/?id=800
4. Поляков Е.Н., Полякова О.П. Швейцарский период (1887-1917) в жизни и творчестве Шарля-Эдуарда Жаннере-Гри (Ле Корбюзье) // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2021. Т. 23. № 3. С. 9-20.
5. Вита в Гарше (Villa Stein-de-Monzie) // Архитектурные идеи. URL: https://architectu-ralidea.com/villa-v-garshe-villa-stein-de-monzie/
6. Ржепишевский Ю. Шедевр элегантной простоты (Villa Stein by Le Corbusier) // Lib.ru: Журнал «Самиздат». URL: http://samlib.ru/r/rzhepishewskij_j_n/villastain.shtml
References
%
1. Rzhepishevsky Yu. Who is Le Corbusier? (Who was Le Corbusier?). Access conditions: http: // samlib .ru/r/rzhepishewskij _j_n/kto_takoj_le_korbusie. shtml (In Russian)
2. PolyakovE.N., Polyakova O.P. Cubism in creative activity of Le Corbusier. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta - Journal of Construction and Architecture. 2023; 25 (6): 9-28. (In Russian)
3. Le Corbusier. The creative path. Available: https://elima.ru/articles/ ?id=800 (In Russian)
4. PolyakovE.N., Polyakova O.P. Life in Switzerland of Charles-Edouard Jeanneret known as Le Corbusier]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta -Journal of Construction and Architecture. 2021; 23 (3): 9-20. (In Russian)
5. Villa in Garsh (Villa Stein-de-Monzie). Available: https: //ar-chitecturalidea.com/villa-v-gar-she-villa-stein-de-monzie/ (In Russian)
6. Rzhepishevsky Yu. A masterpiece of elegant simplicity (Villa Stein by Le Corbusier). Available: http://samlib.ru/r/rzhepishewskij_j_n/villastain.shtml (In Russian)
Сведения об авторах
Поляков Евгений Николаевич, докт. искусствоведения, профессор, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, [email protected]
40
гч
Н
Т
гч
о
гч
U
-
Н
ы
=
X
н
и
4)
CQ
Полякова Ольга Павловна, канд. экон. наук, Томский государственный архитектурностроительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2.
Authors Details
Evgeny N. Polyakov, DSc, Professor, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia, [email protected]
Olga P. Polyakova, PhD, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia.
Вклад авторов
Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Authors contributions
The authors contributed equally to this article.
The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 06.05.2024 Одобрена после рецензирования 22.05.2024 Принята к публикации 23.05.2024
Submitted for publication 06.05.2024 Approved after review 22.05.2024 Accepted for publication 23.05.2024
VO
ГЧ
H
"■■t
ГЧ
о
ГЧ
и
-
H
=
X
H
и
PQ