АРХИТЕКТУРА
БРУТАЛИЗМ И НЕОБРУТАЛИЗМ В АРХИТЕКТУРЕ
ХХ ВЕКА Ерина А.П.
Ерина Анна Павловна - студент, кафедра композиции и сохранения архитектурно-градостроительного наследия, Воронежский государственный технический университет,
г. Воронеж
Аннотация: в статье анализируются ключевые моменты и этапы развития брутализма и необрутализма как архитектурного направления ХХ века, на конкретных примерах иллюстрируются особенности и детали этого стиля.
Ключевые слова: брутализм, необрутализм.
Брутализм (от фр. «^éton brut» — «необработанный бетон») — одна из самых неоднозначных ветвей архитектурного модерна XX века: для кого-то он является песней, застывшей в бетоне, олицетворяющей свободу и благополучие, а для других — символом бедности и неблагополучия, серости и разрушения. У основ этого архитектурного стиля стоял французский художник и архитектор Ле Корбюзье (Шарль Эдуард Жаннере Гри) (1887-1965) [1].
Если древним римлянам мы обязаны изобретением бетона, то пионерами в развитии главного строительного материала-железобетона были французы. Адвокат Жан Луи Ламбо впервые применил соединение арматурной сетки и бетона для строительства судна, а штукатур Франсуа Куанье получил патент на метод армирования и создал железобетонное перекрытие. Ле Корбюзье подхватил идею строительства из железобетона и оценил его достоинства-невероятную крепость, негорючесть, экологичность и экономичность [2]. Использование его помогло решить проблему массовой застройки жилых кварталов в
155
послевоенный период в Европе. Жилья катастрофически не хватало для молодых семей. Нужно было его удешевить и сделать функциональным каждый метр. Ле Корбюзье подхватил романтически-утопические взгляды на необходимость создания домов - комунн, «домов для счастья». Такая концепция включает в себя объединение территорий для жилья и рекреаций для отдыха и развлечений, кафе и библиотек, паркинга и магазинов, создание садов на крышах. Личное пространство часто было лишено индивидуальных удобств и мест для приготовления пищи. Подразумевалось, что люди будут питаться в общих столовых и кафе та территории здания, мыться в банях. Для брутализма было характерно объединение домов в кварталы и микрорайоны. Для сооружений ценилась функциональность - в домах присутствуют лишь те детали, которые необходимы, нет никаких украшательств, грубые необработанные детали, сложные и смелые композиционные решения. Брутализму присуща интернациональность. Здания в этом стиле можно найти по всему миру - в Англии и Франции, в Италии, в Японии, Индии, Югославии и России [3].
Ле Корбюзье, провозгласил 5 принципов современной архитектуры:
1.Здания должны возвышаться на железобетонных несущих столбах-опорах, которые дают свободное пространство для сада или парковки.
2.Плоская крыша-терраса вместо покатых крыш также даем место для сада или отдыха, занятия спортом.
3.Свободная планировка. Внутренняя организация пространства дома более не ограничена несущими стенами и может быть организована с гораздо большей эффективностью.
4.Ленточное остекление. Окна можно расположить по всему периметру здания без привязки к несущим стенам, сделать окна разной конфигурации и размеров.
5.Свободный фасад. Опоры устанавливаются вне плоскости фасада, внутри дома. Наружные стены могут при
этом быть из любого материала — легкого, хрупкого или прозрачного, и принимать любые формы.
Рис 1. Чандигарх (город в Индии) 1951—1962
Рис 2. Жилая единица в Марселе (Франция)
Рис 3. Монастырь Сент- Рис. 4. Эвё-сюр-л'Арбреслъ, Мари-де-ла-Туретт. Вилла Савой. Пуасси,
Франция (1953-1960) Франция (1929-1931)
Помимо домов - комунн Ле Кобюзье спроектировал много зданий, имеющих фантастический облик [4].
Церковь в Фирмини — последний крупный, но так и не реализованный при жизни Ле Корбюзье проект, начатый в 1960 году и завершенный через 41 год после его смерти. Бетонная пирамидальная церковь больше похожа на промышленное сооружение или космический корабль, чем на место религиозного поклонения. Выбор столь необычной формы объясняется желанием архитектора передать дух места: здание построено в небольшом шахтерском городе [5].
Рис. 5. Церковь Сен-Пьер де Рис. 6 .Капелла Нотр-Дам-дю-Фирмини. Франция (1971-1975, О. Роншан, Франция (19502003-2006) 1955)
Брутальный стиль был подхвачен архитекторами во многих странах, футуристические конструкции появлялись в Берлине, Праге, Монреале.
Попытки возродить брутализм в современных условиях именуются необрутализмом.
Рис. 7. Хабитат 67. Жилой комплекс в Монреале. (19661967)
Спроектирован архитектором Моше Сафди комплекс был построен к началу выставки «Экспо-67», одной из самых крупных мировых выставок того времени, темой которой были дома и жилое строительство.
Куб является основой этого строения. 354 куба, наращенных друг на друга, позволили создать это серое по цвету здание со 146 квартирами. Большинство квартир имеет личный сад на крыше соседа снизу.
Рис. 8. Жилой комплекс Alton West Estate в Лондоне возведённый в 1958-м году
И все-таки наибольшее распространение брутализм получил в Англии, изначально сопротивлявшейся новым технологиям в строительстве. Относительно дешевое жилье, просторные квартиры, новые чистые районы-все было удобно. Но простота и дешевизна показали свою обратную сторону-кварталы стали быстро приходить в упадок, крыши домов протекали и в бетоне появлялись трещины, а зданиям быстро требовался ремонт.
Микрорайоны быстро теряли привлекательность, белоснежный бетон под воздействием осадков темнел и покрывался грязью, благоустройство и поддержка парковых зон вокруг кварталов оказалась экономически невыгодной, они пустели, здания ветшали и разрушались, и многие были снесены.
К началу 1980-х гг. Западную Европу захлестнула волна протестов против такого рода застройки. Принц Чарльз, в частности, отвергал бруталистские здания как «бесформенные кучи цемента». Со временем брутализм стал восприниматься
как воплощение худших качеств современной архитектуры (отчуждённость от потребностей человека, бездушность), и его востребованность сошла на нет [6].
Брутализм получил наибольшее распространение в СССР в 1980-е годы.
Дом атомщиков в Москве - монументальное сооружение в итоге из-за долгостроя стало общежитием для студентов и аспирантов МГУ.
Рис. 9. «Дом атомщиков». Москва
Рис. 10. «Дом на ножках»- Рис. 11. Вычислительный «Дом Авиаторов». Москва центр ЮВЖД. Воронеж
Брутализм монолитен и прекрасен. Тысячи людей было очаровано красотой простоты бетонных стен, облаченных в нужную геометрическую форму, воодушевлено новизной и
революционностью идей. Здравый смысл и умелая
реставрация поможет сохранить эти здания в качестве
охраняемого архитектурного наследия.
Список литературы
1. Брутализм и необрутализм в архитектуре кап. стран. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studopedia.net/3_76_brutalizm-i-neobrutalizm-v-arhitekture-kap-stran.ht/ (дата обращения: 06.12.2020).
2. Лекция Анны Броновицкой «Брутализм и необрутализм» 10.02.2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //www.youtube. com/watch?v=eCqHVfiQKpw/ (дата обращения: 04.12.2020).
3. Брутализм в архитектуре: история возникновения стиля, известные архитекторы СССР, фото зданий. Алена Мирко 1 августа 2018. [Электронный ресурс] https://yandex.rUturbo/ft.ru/s/article/408212/brutalizm-v-arЫtekture-istoriya-vozшknoveniya-stilya-izvestnyie-arhitektoryi-sssr-foto-zdaniy/ (дата обращения: 04.12.2020).
4. Архитектура Ле Корбюзье: 10 грандиозных сооружений со всего мира. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://losko.ru/10-corbusier-buildings/ (дата обращения: 04.12.2020).
5. Ле Корбюзье. Эстетика стиля. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://probauhaus.ru/le-corbusier/ (дата обращения: 04.12.2020).
6. История возникновения железобетона, первые конструкции. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //studwood.ru/1606565/nedvizhimo st/istoriya_vozniknov eniya_zhelezobetona_pervye_konstruktsii/ (дата обращения: 04.12.2020).