Научная статья на тему '«КУБИЧЕСКОЕ» НАПРАВЛЕНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ ШАРЛЯ-ЭДУАРДА ЖАННЕРЕ-ГРИ (ЛЕ КОРБЮЗЬЕ)'

«КУБИЧЕСКОЕ» НАПРАВЛЕНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ ШАРЛЯ-ЭДУАРДА ЖАННЕРЕ-ГРИ (ЛЕ КОРБЮЗЬЕ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
24
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Франция / Париж / Ш.-Э. Жаннере-Гри (Ле Корбюзье) / инженерные сооружения / жилые дома в поселке Оврьер близ Дьеппа / жилые виллы Амеде Озанфана и У.Э. Кука в Париже / France / Paris / Charles-Édouard Jeanneret / engineering structures / resi-dential buildings / Ovriere village / Le Corbusier’s Ozenfant House and Studio in Paris

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Евгений Николаевич Поляков, Ольга Павловна Полякова

Статья посвящена начальному этапу парижского периода в проектной и общественной деятельности выдающегося французского зодчего Ш.-Э. Жаннере-Гри (Ле Корбюзье). Его переезд в Париж можно объяснить возросшими профессиональными и творческими амбициями, духовным взрослением молодого мастера. Рассмотрены его первые проектные работы, реализованные во Франции. Это инженерные сооружения, рабочий поселок Оврьер близ Дьеппа и др. Основное внимание авторов статьи уделено двум жилым особнякам, выполненным в стиле кубизм: дому-студии Амеде Озанфана и вилле американского бизнесмена У. Кука, построенным в середине 1920-х гг. Оценены их генеральные планы, оригинальные решения планов и фасадов, конструктивные решения облегченных каркасов из сборного железобетона. В те годы это был принципиально новый строительный матери-ал, получивший дальнейшее развитие в современной жилой архитектуре. Отмечено следующее: создатель архитектурного функционализма пришел к логическому заключению, что железобетонные конструкции обладают очень широким композиционным потенциалом, дающим возможность работать не только с плоскими, но и с криволинейными стенами, объемными блоками. Кроме того, именно железобетон позволил Ле Корбюзье успешно апробировать все пять его «основных принципов» со-временной архитектуры (использование облегченного каркаса, ленточного остекления, плоской кровли и пр.). Именно в этих работах Шарлем-Эдуардом были впервые апробированы технологии изготовления модульных «жилых ячеек». Данные работы стали его первой апробацией концептуальных моделей «современной» архитектуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUBISM IN CREATIVE ACTIVITY OF LE CORBUSIER

The article is devoted to the early creative activity of the outstanding French ar-chitect Charles-Édouard Jeanneret known as Le Corbusier. His move to Paris can be explained by the increased professional and creative ambitions, spiritual maturation of the young master. The paper studies his first design works implemented in France include engineering structures, Ovriere village near Dieppe, and others. The main attention is paid to two residential mansions made in the style of Cubism, namely the Ozenfant House and Studio in Paris built in the mid-1920s. Their master plans, original solu-tions of facades, lightweight frames made of precast concrete are studied herein. For those years, it is a fundamentally new building material, used later in the modern residential architecture. It is noted that the creator of architectural functionalism concludes that reinforced concrete structures have a wide compositional potential that allows working not only with flat, but also with curved-linear walls, volumetric blocks. In addition, reinforced concrete allows him to successfully test his all five principles of modern. In these works, Le Corbusier first tests residential cell technolo-gy. These works are his first approbation of conceptual models of modern architecture.

Текст научной работы на тему ««КУБИЧЕСКОЕ» НАПРАВЛЕНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ ШАРЛЯ-ЭДУАРДА ЖАННЕРЕ-ГРИ (ЛЕ КОРБЮЗЬЕ)»

АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

ARCHITECTURE AND URBAN PLANNING

Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2023. Т. 25. № 6. С. 9-28.

ISSN 1607-1859 (для печатной версии) ISSN 2310-0044 (для электронной версии)

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta -Journal of Construction and Architecture. 2023; 25 (6): 9-28. Print ISSN 1607-1859 Online ISSN 2310-0044

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК 72.036

DOI: 10.31675/1607-1859-2023-25-6-9-28 EDN: TKNIQM

«КУБИЧЕСКОЕ» НАПРАВЛЕНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ ШАРЛЯ-ЭДУАРДА ЖАННЕРЕ-ГРИ (ЛЕ КОРБЮЗЬЕ)

Евгений Николаевич Поляков, Ольга Павловна Полякова

Томский государственный архитектурно-строительный университет, г. Томск, Россия

Аннотация. Статья посвящена начальному этапу парижского периода в проектной и общественной деятельности выдающегося французского зодчего Ш.-Э. Жаннере-Гри (Ле Корбюзье). Его переезд в Париж можно объяснить возросшими профессиональными и творческими амбициями, духовным взрослением молодого мастера. Рассмотрены его первые проектные работы, реализованные во Франции. Это инженерные сооружения, рабочий поселок Оврьер близ Дьеппа и др.

Основное внимание авторов статьи уделено двум жилым особнякам, выполненным в стиле кубизм: дому-студии Амеде Озанфана и вилле американского бизнесмена У. Кука, построенным в середине 1920-х гг. Оценены их генеральные планы, оригинальные решения планов и фасадов, конструктивные решения облегченных каркасов из сборного железобетона. В те годы это был принципиально новый строительный материал, получивший дальнейшее развитие в современной жилой архитектуре.

Отмечено следующее: создатель архитектурного функционализма пришел к логическому заключению, что железобетонные конструкции обладают очень широким композиционным потенциалом, дающим возможность работать не только с плоскими, но и с криволинейными стенами, объемными блоками. Кроме того, именно железобетон позволил Ле Корбюзье успешно апробировать все пять его «основных принципов» современной архитектуры (использование облегченного каркаса, ленточного остекления, плоской кровли и пр.). Именно в этих работах Шарлем-Эдуардом были впервые апробированы технологии изготовления модульных «жилых ячеек». Данные работы стали его первой апробацией концептуальных моделей «современной» архитектуры.

Ключевые слова: Франция, Париж, Ш.-Э. Жаннере-Гри (Ле Корбюзье), инженерные сооружения, жилые дома в поселке Оврьер близ Дьеппа, жилые виллы Амеде Озанфана и У.Э. Кука в Париже

© Поляков Е.Н., Полякова О.П., 2023

Для цитирования: Поляков Е.Н., Полякова О.П. «Кубическое» направление в творчестве Шарля-Эдуарда Жаннере-Гри (Ле Корбюзье) // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2023. Т. 25. № 6. С. 9-28. DOI: 10.31675/1607-1859-2023-25-6-9-28. EDN: TKNIQM

ORIGINAL ARTICLE

CUBISM IN CREATIVE ACTIVITY OF LE CORBUSIER Evgenii N. Polyakov, Ol'ga P. Polyakova

Tomsk State University of Architecture and Building, Tomsk, Russia

Abstract. The article is devoted to the early creative activity of the outstanding French architect Charles-Edouard Jeanneret known as Le Corbusier. His move to Paris can be explained by the increased professional and creative ambitions, spiritual maturation of the young master. The paper studies his first design works implemented in France include engineering structures, Ovriere village near Dieppe, and others.

The main attention is paid to two residential mansions made in the style of Cubism, namely the Ozenfant House and Studio in Paris built in the mid-1920s. Their master plans, original solutions of facades, lightweight frames made of precast concrete are studied herein. For those years, it is a fundamentally new building material, used later in the modern residential architecture. It is noted that the creator of architectural functionalism concludes that reinforced concrete structures have a wide compositional potential that allows working not only with flat, but also with curved-linear walls, volumetric blocks. In addition, reinforced concrete allows him to successfully test his all five principles of modern. In these works, Le Corbusier first tests residential cell technology. These works are his first approbation of conceptual models of modern architecture.

Keywords: France, Paris, Charles-Edouard Jeanneret, engineering structures, residential buildings, Ovriere village, Le Corbusier's Ozenfant House and Studio in Paris

For citation: Polyakov E.N., Polyakova O.P. Cubism in creative activity of Le Corbusier. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo univer-siteta - Journal of Construction and Architecture. 2023; 25 (6): 9-28. DOI: 10.31675/ 1607-1859-2023-25-6-9-28. EDN: TKNIQM

Настоящая работа посвящена началу парижского периода в жизни и творчестве Шарля-Эдуарда Жаннере-Гри (Ле Корбюзье). В октябре 1916 г. подающий большие надежды швейцарский зодчий переехал в столицу Франции, чтобы навсегда обосноваться там. Ему уже довелось побывать здесь десять лет назад: «Тогда он только начинал свой путь в искусстве, - неофитом, полным романтических надежд, готовый все впитывать, познавать. У себя на родине, в Ла Шо-де-Фоне Жаннере ясно почувствовал свою силу, осознал меру своих возможностей. В Париже для него наступило время творческих испытаний...» [1]. Все свои прежние проекты и постройки, возведенные в Швейцарии [2], амбициозный мастер не посчитал достойными и поэтому не включил их в список своих лучших работ. Судя по всему, «настоящее творчество» для него началось именно с первых парижских проектов.

Переезд Ле Корбюзье в Париж можно объяснить его духовным и физическим взрослением, возросшими профессиональными и творческими амбициями. Встретившись еще во время своих «ознакомительных» путешествий со многими выдающимися зодчими Западной Европы, поработав в их мастерских и изучив

наиболее популярные архитектурные стили той поры (минимализм, модерн, конструктивизм и др.), он пришел к логичному заключению, что настоящих профессиональных высот можно достичь, лишь постоянно вращаясь в этой творческой среде. А для этого нужно создать свою собственную проектную мастерскую и выполнять заказы не только во Франции, но и за ее пределами.

Жизненные обстоятельства сложились для него благоприятно. В Париже он встретил многих своих земляков и коллег, с которыми всегда поддерживал дружеские отношения. Среди них издатель Даниэль Эстле, инженер-строитель Макс Дюбуа (его старый приятель по архитектурной школе Ла Шо-де-Фона). Из профессиональных коллег - архитекторы Анри Соваж и Франсис Журден (автор универмага «Самаритен»). Именно Журден когда-то встретил приехавшего в Париж юного Жаннере и дал ему первые деловые рекомендации, а также Огюст Перре, его бывший патрон, с которым все эти годы Шарль-Эдуард не прекращал переписываться. Ему довелось когда-то поработать в мастерской братьев Перре в должности «чертежника на полдня». Конечно же, Огюст не отказался бы снова взять Жаннере к себе в мастерскую, однако в рассматриваемый период у него самого не было проектных заказов. Первая мировая война только набирала обороты, поэтому строительство во Франции находилось в глубоком упадке.

Но достаточно ли высокой была квалификация швейцарского гостя, чтобы соперничать с искушенными парижскими зодчими? Шарль все же рискнул открыть собственное проектное бюро. Сначала он арендовал для этой цели небольшое помещение в многоэтажном доме на ул. Бельзюнс, 20. Бывшая комната служанки размещалась на седьмом этаже, а ее окна были обращены во двор. Поначалу даже эти скромные апартаменты вполне устраивали Жаннере. В ожидании заказов он проводил здесь время в разнообразных занятиях для души - рисовал, писал, размышлял. Местом же для его проживания в столице стала съемная квартира на ул. Жакоб, 20 (рис. 1).

Рис. 1. Шарль-Эдуард Жаннере в своей квартире на ул. Жакоб, 201 Fig. 1. Charles-Edouard Jeanneret in his flat at 20 Rue Jacob

1 URL: https://ya.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fpbs.twimg.com%2Fmedia%2FFKoO4 JuWQAMoRrQ.jpg&lr=67&p=3&pos=46&rpt=simage&source=related-duck&text=Ле%20Корбюзье %20в%20молодости

Сначала Шарль-Эдуард Жаннере поработал штатным архитектором-консультантом, а затем стал управляющим «Общества по применению армированного бетона» (La Société d'Application du béton armé), возглавляемого Максом Дюбуа, с которым они некогда запатентовали систему «Дом-Ино». За время работы в этой организации (апрель 1917 - январь 1919 гг.) Шарлем было реализовано несколько проектов технических сооружений: водонапорная башня в Поденсаке (деп. Жиронда) (рис. 2, 3), скотобойни в Шаллюи и Гар-шизи, оружейный арсенал в Тулузе, электростанция на р. Вьен и др.

Рис. 2. Водонапорная башня в Поденсаке (на заднем плане), деп. Жиронда, Франция

(арх. Ш.Э. Жаннере, 1918 г.)2 Fig. 2. Water tower in Podensac (in the background), Gironde, France (architect Ch.-E. Jean-neret, 1918)

Рис. 3. Проект водонапорной башни в Поденсаке, 1918 г.3 Fig. 3. Project of the water tower in Podensac, 1918

2 URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/fr/c/c6/Podensac_Château_d%27 eau_Le_Corbusier.jpg

3 URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/lr/c/c6/PodensacChâteaud%27 eau_Le

Однако надежда стать «архитектором для толстых» быстро испарилась. Заказов не было, и вряд ли они ожидались в ближайшем будущем, по словам Ле Корбюзье, действительность - вещь неумолимая, поэтому с ней приходится считаться. Поэтому Шарль-Эдуард начал свою проектную деятельность с заказов на сравнительно дешевые индивидуальные жилые дома.

По его проектам тогда строились рабочие поселки с блокированными домами на одну-две семьи. Архитектура этих домов мало отличалась от традиционной. Следует упомянуть один из этих проектов, который демонстрирует эволюцию социальных взглядов будущего мастера. Речь идет о жилых домах в поселке Оврьер близ Дьеппа (рис. 4).

Рис. 4. Жилой дом в поселке Оврьер близ Дьеппа. Архитектор Ш.-Э. Жаннере [1] Fig. 4. Dwelling house in the village of Ovriere near Dieppe. Architect Ch.-E. Jeanneret

Это был самый первый проект жилого комплекса, выполненный Ле Корбюзье на территории Франции. Внешний вид зданий довольно заурядный. Похоже, что архитектору пришлось предельно упростить свои амбициозные замыслы, учитывая мнение своих компаньонов и довольно скромные финансовые возможности заказчиков. В этом посёлке было построено двадцать таких зданий. Строились они в основном для заводских рабочих, поэтому не отличались друг от друга. Каждый дом был рассчитан на две семьи. По сути, это была типовая «жилая ячейка (единица)». Подобные посёлки в тот период возводились не только во Франции, но и в Швейцарии, Германии, скандинавских странах.

Вскоре Шарль-Эдуард становится директором дочернего предприятия данной фирмы - завода по производству крупноблочных железобетонных конструкций в Альфортвилле (городке-спутнике Парижа). Изготовление небольших сборных элементов из бетона машинным способом заставило его

задуматься. Ведь на конвейере с помощью механизмов можно быстро монтировать и собирать не только отдельные части и детали зданий (лестничные марши, блоки и панели для стен, несущие стойки, балки перекрытий и пр.), но и целые дома. Поэтому архитектор начал экспериментировать с современными строительными материалами. Эти знания очень пригодились ему позже, когда он стал возводить из железобетона свои первые «белые виллы» и городки из стандартных жилых единиц («типовых домов»). Одно из его изречений, посвященных данной тематике: «Итак, мы подошли к феномену геометрии в архитектуре; я считаю, что в наше время архитектура может начинать оформляться, потому что средства у неё уже есть. Еще 15-20 лет назад архитектура оформиться не могла: в нашем бесспорном распоряжении еще не было такого средства, как железобетон. Конечно, железобетон существует уже последние лет шестьдесят, однако в обиход он вошел и стал применяться в широкой практике только совсем недавно; теперь это расхожее, всем доступное средство. В его основе, как я уже говорил, лежит прямоугольник; с точки зрения логики он - простейшая производная от прямого угла; то есть он для нас изначально привлекателен, поскольку включает главный принцип нашего эстетического удовольствия...» [3, с. 35].

Один из первых его экспериментов в этом направлении - дом-студия французского художника-модерниста Амеде Озанфана (рис. 5).

Рис. 5. Амеде Озанфан, Альбер Жаннере (брат Ле Корбюзье, музыкант), архитектор Ле

Корбюзье (слева направо). Reille avenue, 53, Paris, 1922 г.4 Fig. 5. Amédée Ozanfan, Albert Jeanneret (Le Corbusier's brother, musician), architect Le Corbusier (from left to right). 53, Reille Avenue, Paris, 1922

4 URL: https://corbusier.totalarch.com/ozenfant

Дом-студия (ателье) Амеде Озанфана в Париже был запроектирован в 1922 г., а полностью завершен год спустя (рис. 6). Здание расположено на ул. Рейле. Небольшой участок ограничен соседними постройками [4, 5].

Рис. 6. Дом-студия А. Озанфана, 1922-1923 гг. Видовые точки [4] Fig. 6. Studio house of A. Ozanfan, 1922-1923 [4]

Для Шарля-Эдуарда это был первый проект, выполненный в традициях кубизма (одной из ранних версий авангардизма). Ещё в 1918 г. Амеде Озан-фан и Шарль-Эдуард Жаннере выступили с манифестом, в котором говорилось о необходимости создания «абсолютно функционального» искусства» (фр. пуризм). Сферами реализации этого художественного направления стали живопись и архитектура. В данном проекте Жаннере постарался реализовать основные идеи этой новой программы. Кстати, фамилия Ле Корбюзье стала известной именно в связи с этим проектом, что по-своему символично.

Для самого Шарля-Эдуарда проект стал радикальным разрывом с прошлым. При сравнении данного дома с «Турецкой виллой» (Villa Anatole Schwob, «Турку») в Ла Шо де-Фоне, его предшествующим творением в Швейцарии (1916-1917 гг.) [2], возникает ощущение, что эти два жилых здания созданы совершенно разными мастерами. Да и сам Ле Корбюзье считал, что дом Амеде Озанфана открыл принципиально новый этап в его творчестве. Он впервые использовал в архитектуре жилого дома отдельные элементы модерна (выступающие эркеры, винтовые лестницы, металлические ограждения на крыше, почти полностью остеклённый второй этаж и т. д.) (рис. 7).

Рис. 7. Дом-студия А. Озанфана, 1922-1923 гг. Видовые точки5 Fig. 7. Studio house of A. Ozanfan, 1922-1923

Несущий каркас, все стены и перегородки в этом здании изготовлены из железобетона. С верхнего этажа открываются панорамы окружающей городской застройки, а естественное освещение всех комнат осуществляется с трёх сторон. Вход в дом расположен на боковом фасаде. Его украшают винтовая лестница и навес (рис. 8).

Все помещения этого дома размещены на трех уровнях. Первый уровень включает гараж и подсобные помещения. На втором этаже находятся жилые комнаты и галерея, ведущая на самый верхний (третий) этаж. Там устроен рабочий кабинет художника. Эта комната изначально была задумана как идеальный световой куб с тремя стеклянными гранями (две из них формируют фасады рабочей студии, а третья - потолок) (рис. 9). С помощью этого приема внутреннее пространство кабинета как бы «растворилось», визуально слилось с небом и окружающим ландшафтом.

5 URL: https://i.pinimg.com/originals/65/91/31/659131a92eea9b36878e90c9105f26a7.png

Рис. 8. Дом-студия А. Озанфана, 1922-1923 гг. План, разрез6 Fig. 8. Schematic of studio house of A. Ozanfan, 1922-1923

Рис. 9. Макет первоначальной версии дома Амеде Озанфана7 Fig. 9. Model of the initial version of Amedee Ozanfan's house

6 URL: https://ya.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fcorbusier.totalarch.com%2Ffiles%2Fb uild%2F011 %2F006.jpg&lr=67&p= 1 &pos= 15&rpt=simage&source=serp&stype=image&text= Дом-студия%20А.%20Озанфана

7 URL: https://corbusier.totalarch.com/ozenfant

Главный и боковой фасады напоминают картины художников-кубистов того времени. Это регулярные сетки, включающие пропорционально чередующиеся прямоугольные белые стены и более темные оконные рамы. Потолок рабочего кабинета изначально был решен в виде двух «пилообразных» зенитных фонарей, позволявших освещать внутреннее пространство верхних комнат отраженным светом. Впоследствии хозяин заменил эту пространственную конструкцию потолка плоской железобетонной плитой со стеклянной сеткой, т. е. вернулся к изначальной форме куба (античного символа «Трона Зевса») (рис. 10, 11). По мнению Ле Корбюзье, «первое, что делает человек, - выстраивает перед собой прямоугольник, убирает все лишнее, наводит порядок, чтобы вокруг все было ясно видно; человек нашел способ измерять пространство с помощью координат, по трём перпендикулярным осям. Этот феномен порядка у человека всецело врожденный, и удивительно, что вообще приходится о нем говорить...» [3, с. 27].

Рис. 10. Видовая точка рабочего кабинета Амеде Озанфана8 Fig. 10. Amedee Ozanfan's workroom

В 1920-х гг. Ле Корбюзье удалось построить еще несколько зданий, которые сделали его одним из лидеров европейского авангарда: «Это исключительно оригинальные, неожиданные для своего времени постройки - с огромными окнами и гладкими белыми стенами - как мы сейчас сказали бы, в духе минимализма. В основном это частные особняки в окрестностях Парижа. Самые известные из них - вилла У.Э. Кука, вилла Ла Роша, вилла Савой в Пуас-си, вилла Штейн в Гарш. Эти виллы были настолько своеобразны, что парижане, бывало, собирались перед ними, словно перед каким-то удивительным аттракционом - таких домов они еще не видывали. » [6].

8 URL: https://corbusier.totalarch. com/ozenfant

Рис. 11. Дом-студия А. Озанфана, 1922 г. Видовая точка9 Fig. 11. Studio house of A. Ozanfan, 1922

Рассмотрим первое из этих жилых зданий, выполненное в традициях кубизма [7, 8].

Вилла У.Э. Кука (Villa Cook или Maison Cook) - усадебный дом № 6, построенный в 1926-1928 гг. архитектором Ле Корбюзье в Париже на ул. Ден-фер-Рошро (rue Denfert-Rochereau 92100) (район Булонь-сюр-Сен, Boulogne-sur-Seine, Paris).

Заказчиком проекта стал американский художник-экспатриант Вильям (Уильям) Эдвардс Кук (Cook, 1881-1959). В 1925 г. он вместе со своей женой Жанной Моаллис эмигрировали из штата Айова (США) в Европу. Супруги решили навсегда поселиться в столице Франции. Скульптор Жак Липшиц познакомил их с Ле Корбюзье, который в те годы запроектировал в Париже целую серию вилл, в том числе инновационный дом для самого Липшица. В 1926 г. приезжие американцы поручили архитектору создать то, что позднее Ле Корбюзье назвал «настоящим кубическим домом».

Трёхэтажное здание виллы Кука встроено между двумя жилыми особняками, возведенными по проектам Р. Малле-Стивенса (1926 г.) и Р. Фишера (1927 г.) (рис. 12, 13).

9 URL: https://www.magazindomov.ru/wp-content/uploads/2013/08/Ozenfant-House-and-Studio-2.jpg

Рис. 12. Вилла Кука (в центре), слева - жилой дом по проекту Роберта Малле-Стивенса (1926 г.), справа - особняк по проекту Раймонда Фишера (Raymond Fisher, 1927 г.)10

Fig. 12. Cook's Villa (centre), dwelling house designed by Robert Mallet-Stevens (1926) (left), the mansion designed by Raymond Fisher (1927) (right)

Рис. 13. Вилла Кука. Видовая точка со стороны ул. Денфер-Рошро (Париж)11 Fig. 13. Cook's Villa, Rue Denfer-Rochro (Paris)

10 URL: https://i.pinimg.com/originals/c9/86/1d/c9861da85ed76dc5b7b8b456a9b d5e78.jpg

11 URL: https://ic.pics.livejournal.com/george_44/10073425/248781/248781_original.jpg

Вилла Кука - один из первых проектов Ле Корбюзье, в котором были апробированы все пять его архитектурных принципов: круглые опорные столбы-пилоты в основании здания, «свободные» планировки помещений и фасады, ленточные окна и сады на плоской кровле. Рассмотрим их по порядку.

Отличительной особенностью этого здания является его необычное для того времени конструктивное решение. Этот первый принцип «современной архитектуры» подразумевает, что дом будет приподнят над землей на специальных опорах-пилотах, выполненных из железобетона, причем место под самим помещением может быть использовано для автостоянки. Шарль армировал балки каркаса, добиваясь переноса всей нагрузки именно на опору (рис. 14).

Рис. 14. Нижний (наземный) ярус виллы Кука. Видовая точка12 Fig. 14. Lower (ground) tier of the Villa of Cook

Применение в проектировании опор и ненесущих стен стало большим плюсом в выборе форм и размеров окна любой сложности. Оконные проемы можно сделать как лентой, вдоль фасада, так и от угла до угла. Такое новаторское решение значительно изменило облик зданий, построенных по проектам Ле Корбюзье. Как и в доме Амеде Озанфана, главный и задний фасады здесь напоминают регулярные сетки, включающие пропорционально чередующиеся навесные белые стены и более темные прямоугольные оконные проемы. Их геометрический рисунок ни в коей мере не зависит от конструктивного решения несущего каркаса. В этом проявляется второй принцип «современной архитектуры» автора этого уникального здания.

Фасад освобожден от нагромождения опорами - все они находятся внутри дома. Эта особенность дала толчок к творческому подходу в дизайне

12 URL: https://corbusier.totalarch. com/files/build/021/007.jpg

внешнего вида зданий: стены могут быть сделаны не только из легкого или прозрачного материала, но и принимать любые формы. Главный фасад, сочетающий прямоугольники светлых стен и ленточные оконные проемы, подкупает своей «прозрачной невесомостью» и одновременно с этим строгой элегантностью (рис. 14, 15). В этом проявляется третий принцип «современной архитектуры» Ле Корбюзье.

Рис. 15. Фасад виллы Кука со стороны ул. Денфер-Рошро (Париж)13 Fig. 15. Cook's Villa facade from Rue Denfer-Rochro (Paris)

13 URL: https://i.pinimg.com/originals/66/26/47/662647bb630ff379473e0e0196146775.jpg

При этом интерьеры, которые за ними скрываются, по-своему неожиданны и оригинальны. Внутреннее пространство виллы включает несколько функциональных зон. Вход осуществляется через лестничную клетку, расположенную в нижнем («наземном») ярусе здания на его центральной продольной оси («меридиане»). Рядом с ней на этом же уровне устроен «вестибюль без стен», включающий гараж, техническое помещение и открытую площадку. На следующих двух этажах расположены жилые и хозяйственные помещения (гостиная, рабочий кабинет хозяина, спальни, санузлы и пр.) (рис. 16).

Рис. 16. Вилла У. Кука. Планы этажей, схемы фасадов и разрезы14 Fig. 16. Schematics of W. Cook's Villa

Все эти комнаты, имеющие «свободную» (не связанную с каркасом) планировку, - четвертый принцип «современной архитектуры» Ле Корбюзье. Они сгруппированы вокруг центральной лестничной клетки, упомянутой выше, и отделены друг от друга плоскими и «округлыми» перегородками.

При использовании столбов-опор из железобетона можно добиться того, что стены больше не будут несущими и внутреннее пространство здания можно смело увеличить. Вместо привычной планировки стало возможным моделировать помещение внутри с помощью перегородок, увеличивая функционал каждого квадратного метра дома. Помимо этого, успешно внедрялись в проектирование криволинейные лестницы, и такой альянс перегородок и лестниц давал эффект взаимопроникновения внутреннего и внешнего пространств (рис. 17).

14 URL: https://ya.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fwww.archweb.it%2Fdwg%2Farch_ar redi_famosi%2FLe_corbusier%2Fmaison_cook%2Faw_maison_cook_dwg.jpg&lr=67&pos=0&rpt=si mage&source=serp&stype=image&text=Вилла%20Кук%20(Maison%20Cook)%2C%20Boulogne-sur-Seme%2C%20Франция.%201926

Fig. 17. Maison Cook's room interiors

Криволинейные перегородки, примененные в этом здании, - один из первых примеров возвращения «природных» форм в прямолинейный «конструктивистский» каркас. Внутренний торец лестничной клетки примыкает к поперечной несущей стене, выполняющей роль «внутреннего фасада» этого уникального дома. Вместе с лестничной клеткой эта стена обеспечивает пространственную жесткость несущего каркаса здания. Она украшена с обеих сторон живописными коллажами, обращенными во «внутреннее» (со стороны главного фасада здания) и во «внешнее» (со стороны заднего двора, сада) пространства жилых комнат (рис. 18).

Рис. 18. Цветовое решение интерьера виллы Кука (Булонь-сюр-Сен, Франция, 1926 г.)16 Fig. 18. Colouration of the Cook's Villa interior (Boulogne-sur-Seine, France, 1926)

15 URL: https://corbusier.totalarch.com/files/build/021/002.jpg

16 URL: https://corbusier.totalarch.com/files/build/021/002.jpg

Идея визуального расчленения внутреннего пространства представлена «открытой» планировкой двухэтажной гостиной, занимающей часть второго и третьего этажей этого дома (рис. 19).

Рис. 19. Интерьер гостиной виллы Кука. Видовые точки верхнего (слева)17 и нижнего (справа) ярусов18

Fig. 19. Interior of the living room of Cook's Villa. Upper (left) and lower (right) tiers

Эта комната выглядит фантастически даже по современным меркам. Она занимает почти половину второго и третьего этажей. Комбинация «узкая дверь + горизонтальное окно над ним», похожая на деформированную букву «Т», позднее была апробирована в холле виллы Ла Роша. В обоих вариантах этот световой проем обращен в сторону домашнего сада (рис. 20).

На плоской кровле дома устроена открытая терраса - пятый принцип «современной архитектуры» Ле Корбюзье (рис. 21).

Подобная вертикальная структура фасада была апробирована во многих городских зданиях того периода. Их первые этажи были избавлены от ограждающих стен. Здесь размещались магазины, кафе или вестибюли гостиниц. Выше надстраивалось несколько стандартных этажей с квартирами или гостиничными номерами. На самом верху была предусмотрена плоская терраса с садом и квартирой-пентхаузом.

В 1972 г. бывшая вилла Уильяма Эдвардса Кука была объявлена памятником архитектуры и взята государством под охрану [9].

Следующим жилым «кубиком» в списке проектов Шарля-Эдуарда стала вилла Майкла (Михаила) Штейна в Гарше (Воскренсоне).

Завершая исследование, необходимо уточнить его основные результаты. Нами было отмечено, что переезд Шарля-Эдуарда Жаннере в столицу Франции был вызван его желанием максимально усовершенствовать свой профессиональный потенциал, расширить границы своих познаний в области архи-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 URL: https://corbusier.totalarch.com/files/build/021/014.jpg

18 URL: https://corbusier.totalarch.com/files/build/021/011.jpg

тектурной стилистики. Именно здесь он получил возможность познакомиться с выдающимися зодчими Западной Европы, основать собственное архитектурное бюро и реализовать свои первые проекты, выполненные в самых различных стилях первой половины ХХ в.

Рис. 20. Интерьер гостиной Maison Cook. Видовая точка19 Fig. 20. Living room in Cook's Maison

Рис. 21. Видовые точки: слева - выход на террасу, справа - терраса виллы Кука20 Fig. 21. Terrace exit (left) and Cook's Villa terrace (right)

19 URL: https://corbusier.totalarch.com/files/build/021/013.jpg

20 URL: https://www.researchgate.net/profile/Judith-Bing/publication/317376206/figure/fig5/AS:6621 57704327182@1534882107606/Le-Corbusier-Maison-Cook-Boutogne-sur-Seine-1926-prmcipal-faade-view-within.png

В настоящей статье рассмотрено всего два проекта жилых особняков, выполненных в традициях кубизма. Это были первые работы швейцарского мастера, на которых были применены самые различные приёмы формообразования железобетонных конструкций и материалов. И в итоге он пришел к логическому заключению, что данные конструкции обладают очень широким композиционным потенциалом, позволяющим работать не только с плоскими, но и с криволинейными поверхностями. Кроме того, именно железобетон позволил ему успешно апробировать все пять его «основных принципов» современной архитектуры.

Список источников

1. Жаннере снова в Париже. Теперь навсегда. URL: https://corbusier.livejournal.com/ 3785.html

2. Поляков Е.Н., Полякова О.П. Швейцарский период (1887-1917 гг.) в жизни и творчестве Шарля-Эдуарда Жаннере-Гри (Ле Корбюзье) // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2021. Т. 23. № 3. С. 9-20.

3. Ле Корбюзье. Новый дух в архитектуре. Москва : Strelka Press, 2017. 120 с.

4. Дом-ателье художника Amedee Ozenfant, Париж, Франция. 1922 г. URL: https://corbusier. totalarch.com/ozenfant

5. Дом-студия Озанфана. URL: https://corbusier.livejournal.com/57442.html

6. Ozenfant House. URL: https://en.wikiarquitectura.com/building/ozenfant-house/

7. Кто такой Ле Корбюзье? (Who was Le Corbusier?). URL: http://samlib.ru/r/rzhepishewskij_ j_n/kto_takoj_le_korbusie. shtml

8. Уильям Эдвардс Кук. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/William_Edwards_Cook

9. Вилла Кук (Maison Cook), Boulogne-sur-Seine, Франция. 1926. URL: https://corbusier. totalarch.com/cook

10. Вилла КУК-2. URL: https://corbusier.livejournal.com/44494.html

References

1. Jeanneret is back in Paris. Now forever. Available: https: //corbusier.livejournal.com/ 3785.html

2. Polyakov E.N., Polyakova O.P. Life in Switzerland of Charles-Edouard Jeanneret known as Le Corbusier. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta -Journal of Construction and Architecture. 2021; 23 (3): 9-20. (in Rusian)

3. Le Corbusier. The new spirit in architecture. Moscow: Strelka Press, 2017. 120 p.

4. House-studio of the artist Amedee Ozenfant, Paris, France. 1922. Available: https://corbusier. totalarch.com/ozenfant

5. Ozanfan's studio house. Available: https://corbusier.livejournal.com/57442.html

6. Ozenfant House. Available: https://en.wikiarquitectura.com/building/ozenfant-house

7. Who was Le Corbusier? Available: http://samlib.ru/r/rzhepishewskij_j_n/kto_takoj_le_korbu-sie.shtml (in Russian)

8. William Edwards Cook. Available: https://en.wikipedia.org/wiki/William_Edwards_Coo

9. Maison Cook, Boulogne-sur-Seine, France. 1926. Available: https://corbusier.totalarch.com/cook 10. Maison Cook. Available: https://corbusier.livejournal.com/44494.html

Сведения об авторах

Поляков Евгений Николаевич, докт. искусствоведения, профессор, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, [email protected]

Полякова Ольга Павловна, канд. экон. наук, доцент, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2.

Authors Details

Evgenii N. Polyakov, DSc, Professor, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia, [email protected]

Ol'ga P. Polyakova, PhD, A/Professor, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Authors contributions

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 24.10.2023 Одобрена после рецензирования 03.11.2023 Принята к публикации 09.11.2023

Submitted for publication 24.10.2023 Approved after review 03.11.2023 Accepted for publication 09.11.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.