АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
УДК 72.036 DOI: 10.31675/1607-1859-2021-23-3-9-20
Е.Н. ПОЛЯКОВ, О.П. ПОЛЯКОВА,
Томский государственный архитектурно-строительный университет
ШВЕЙЦАРСКИЙ ПЕРИОД (1887-1917) В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ
ШАРЛЯ-ЭДУАРА ЖАННЕРЕ-ГРИ (ЛЕ КОРБЮЗЬЕ)
Статья посвящена начальному этапу в проектной и общественной деятельности неординарного французского зодчего Ш.-Э. Жаннере-Гри (Ле Корбюзье) (1887-1965), который считается одним из создателей европейского функционализма.
Рассмотрены его первые проектные и живописные работы, отдельные сюжеты ознакомительных поездок по странам Западной Европы и Ближнего Востока.
Этот опыт помог начинающему архитектору создать его первые концептуальные версии и модели «современной» архитектуры. О них будет рассказано в наших дальнейших работах.
Ключевые слова. Швейцария; Ла Шо-де-Фон; Ш.-Э. Жаннере-Гри (Ле Корбюзье; виллы Фалле (Villa Fallet); Жаннере-Перре (Villa Jeanneret-Perret) и Швоб (Villa Schwob); концептуальная модель «Дом-Ино».
Для цитирования: Поляков Е.Н., Полякова О.П. Швейцарский период (1887-1917) в жизни и творчестве Шарля-Эдуара Жаннере-Гри (Ле Корбюзье) // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2021. Т. 23. № 3. С. 9-20. DOI: 10.31675/1607-1859-2021-23-3-9-20
E.N. POLYAKOV, O.P. POLYAKOVA,
Tomsk State University of Architecture and Building
LIFE IN SWITZERLAND OF CHARLES-EDOUARD JEANNERET KNOWN AS LE CORBUSIER
The article is devoted to the early design and social activities of the extraordinary French architect Charles-Edouard Jeanneret known as Le Corbusier (1887-1965), who is considered to be one of the founders of European Functionalism. His first design and pictorial works are considered together with his trips to Western Europe and the Middle East. This experience helped the architect to create his first conceptual versions and models of the modern architecture, which will be described in our further works.
Keywords: Switzerland; La Chaux-de-Fonds; Charles-Edouard Jeanneret known as Le Corbusier; Villa Fallet; Villa Jeanneret-Perret; Villa Schwob; Dom-ino Project.
© Поляков Е.Н., Полякова О.П., 2021
For citation: Polyakov E.N., Polyakova O.P. Shveitsarskii period (1887-1917) v zhizni i tvorchestve Sharlya-Eduara Zhannere-Gri (Le Korbyuz'e) [Life in Switzerland of Charles-Édouard Jeanneret known as Le Corbusier]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta - Journal of Construction and Architecture. 2021. V. 23. No. 3. Pp. 9-20. DOI: 10.31675/1607-1859-2021-23-3-9-20
Настоящая статья посвящена одному из самых известных и «нестандартных» архитекторов, который во многом определил общие стратегические направления в развитии современной архитектуры. Его прогрессивным идеям, неординарному характеру и поступкам посвящены «десятки книг и сотни статей», так О.А. Швидковский писал: «Ле Корбюзье оставил нам учение об архитектуре и градостроительстве, в котором находят свое решение насущные проблемы нашей эпохи... он построил в разных уголках нашей планеты здания, которые считаются образцовыми зданиями нашего времени...» [1]. Однако, по мнению Олега Александровича, «Корбюзье не был родоначальником новой архитектуры. Ее корни уходят вглубь XIX столетия, где мы встречаем имена Дж. Пекстона и А. Лабруста, О. Вагнера и Й. Гофмана, Г. Эйфеля и Л. Салливена. Предшественниками Ле Корбюзье в решении отдельных проблем были и его старшие современники О. Перре, П. Беренс, Т. Гарнье, Ф.Л. Райт. Ими и их единомышленниками были изобретены и впервые использованы многие архитектурные приемы, которые теперь часто связывают с именем Ле Корбюзье. Тони Гарнье проектировал дома с плоскими крышами, Райт впервые применил свободный план, Анатоль де Бодо - железобетонный каркас. До Корбюзье появляются также ленточные окна и открытые столбовые опоры на первом этаже.» [Там же]. Оригинальность творческих идей Ле Корбюзье в какой-то мере объясняется их «революционным демократизмом». «"До XX века архитекторов было не так уж и много, и работали они в основном с богачами. В XX столетии ситуация изменилась: из-за демографического взрыва возникла необходимость в архитектуре, которая может работать с простыми формами, прибегая к быстрым и менее затратным процессам. Ле Корбюзье - один из тех архитекторов, которые старались придумать новую архитектуру для всех.", - объясняет Жиль Раго, один из знатоков творчества знаменитого архитектора. » [2].
Ле Корбюзье (Le Corbusier, настоящее имя Шарль-Эдуар Жаннере-Гри (фр. Charles-Edouard Jeanneret-Gris)) родился 6 октября 1887 г. в городке Ла Шо-де-Фон (франкоязычный кантон Нёвшатель на северо-западной границе Швейцарии, расположенный в предгорьях Юрского плато) (рис. 1).
В свое время этот городок посетили известные французские писатели романтического направления Жан-Жак Руссо и Альфонс де Ламартин. В одном из своих писем Руссо написал о нём следующее: «В молодости мне довелось увидеть... гору, на вершине которой расположены жилые дома, каждый из которых был размещен в центре ему принадлежащего участка... Крестьяне там жили счастливо и в достатке, они были освобождены от податей и налогов... Они с великим усердием обрабатывали землю, а в свободное от работы время занимались изготовлением тысяч разнообразных изделий... Я постоянно восхищался этими людьми, в которых удивительно сочетались, казалось
бы, несовместимые черты: тонкость вкуса и простота; подобного я не встречал нигде более...» [1]. Сейчас этот городок включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В семье будущего зодчего все мужчины в свободное время занимались изготовлением знаменитых швейцарских часов, украшаемых разноцветной эмалью. Воспитатели детского сада, в который маленького Шарля отдали родители, ориентировались на методы Ф. Фребеля, поощрявшие творческий потенциал детей. Так что творческая фантазия и художественный вкус у одаренного ребенка формировались с самого раннего возраста. Следуя семейной традиции, с 1900 г. Шарль учился на мастера гравировки часов в Художественной школе Ла Шо-де-Фона: «Швейцарские часы всегда считались лучшими в мире, и легко понять, почему семейный бизнес не вызвал противодействия у Шарля.» [3]. На международной выставке, состоявшейся в Турине в 1902 г., изготовленные им часы были отмечены почетным дипломом.
В 1905 г. Шарль был зачислен в местную Школу искусств. Здесь он обучался основам рисования и декоративно-прикладного искусства у директора этой школы, преподавателя-новатора Шарля л'Эплатенье (Charles L'Eplat-tenier) (1874-1946). Тот во многом помог своему талантливому ученику в выборе будущей профессии. В программу обучения здесь входило ознакомление с творческими принципами художественного течения «Движение искусств и ремесел», основанного в конце XIX столетия Дж. Рёскиным (1819-1900), а также с популярным в то время стилем модерн (ар-нуво). В этот период юный Ле Корбюзье «изучает природу - формообразование скал, растения, корневые системы.» [1]. В свободное от учебы время он продолжал занятия ювелирным делом, украшая крышки часов эмалью и монограммами.
Творческая жизнь Ле Корбюзье включает пять периодов - «швейцарский» (1887-1917), «пуризм» (1917-1930), «интернациональный стиль, функционализм» (1917-1930), период 1940-1947 гг. и «брутализм» (1950-1965). Настоящая статья посвящена первому из этих периодов.
Рис. 1. Фотографии молодого Ле Корбюзье
В «швейцарский» период начинающий архитектор реализовал три проекта в своем родном городе Ла Шо-де-Фоне - виллы Фалле (Villa Fallet, 1905-1907 гг.), Жаннере-Перре (Villa Jeanneret-Perret, 1912 г.) и Швоб (Турку) (Villa Schwöb, 1916 г.). Рассмотрим эти первые творческие работы будущего зодчего по порядку.
Свой первый проект индивидуального жилого дома с внутренней отделкой Ле Корбюзье выполнил в 1905-1907 гг. Тогда ему еще не исполнилось 18 лет. Поэтому работа была осуществлена под руководством опытного архитектора René Chapallaz. Заказчиком тут выступил известный гравер, член совета Школы искусств Луи Фалле (отсюда и произошло название усадьбы). Соавторы разработали не только фасады виллы, украшенные оригинальным орнаментом в виде стилизованных изображений хвойных деревьев, но и ее интерьеры: «Ле Корбюзье... создает первый проект жилого дома для своего учителя Леплате-нье в совершенно традиционной манере, с обилием декоративных украшений и стилизованных деталей. Чувство нового придет к нему позже, после на редкость плодотворных путешествий по европейским странам, ставших подлинным университетом для будущего великого зодчего, после знакомства с работами передовых архитекторов его времени.» [1]. «Образ дома был решен в региональном стиле сосны (Style sapin) в духе ар-нуво...» [4]. В настоящее время вилла тщательно отреставрирована и является одной из историко-культурных достопримечательностей Ла Шо-де-Фона (рис. 2, 3). Однако отношение самого Ле Корбюзье к своему дебютному творению было резко негативным: «Он просто ужасен! Всегда обхожу его стороной.» [5].
Рис. 2. Вилла Фалле (Villa Fallet) (г. Ла Шо-де-Фон, Швейцария, 1905). Видовые точки
Когда строительство было завершено, юный Шарль на свои первые заработанные деньги совершил ознакомительную поездку в Австро-Венгрию. Около полугода он жил в Вене, где встречался с известными столичными художниками и архитекторами. В частности, в 1907 г. он поработал чертежником-стажером у очень популярного в то время австрийского архитектора Йо-
зефа Гофмана (1870-1956), который был лидером Венского Сецессиона1 и одним из создателей европейского функционализма в архитектуре (рис. 5). Впервые увидев рисунки молодого Ле Корбюзье, Й. Гофман предложил ему переехать в Вену и поработать у него в мастерской. Шарль отказался, поскольку был убежден, что Сецессион (стиль модерн) «уже не отвечает современным задачам».
Рис. 3. Вилла Фалле (а) (URL: https://i.pinimgxom/originals/96/d9/1f/96d91f85def7c75cec 8f8aac8f03ec29.jpg); декоративные мотивы (б) (URL: http://utzonphotos.com/assets/ Le-Corbusier/V illa-Fallet-La-Chaux-de-fonds-1907/_resampled/RatioResizedWater-markImage15001500-Villa-Fallet-2.jpg)
Первая творческая стажировка будущего архитектора завершилась в Париже. Здесь он жил с 1908 по 1910 г. Некоторое время Шарль поработал чертежником в архитектурном бюро братьев Перре: Огюста (1874-1954) (рис. 4) и Густава (1876-1952), которые активно использовали в своих работах железобетонные конструкции. Однако впоследствии они отказались называть Ле Корбюзье своим учеником, поскольку им были не по душе его «слишком крайние идеи».
В период работы в Париже Ле Корбюзье в совершенстве выучил немецкий язык, после чего посетил Германию. В 1910-1911 гг. он стажировался у Петера Беренса - известного немецкого архитектора и первого в мире промышленного дизайнера. Его вилла-мастерская размещалась в Нойбабельсбер-ге (жилом поселке в Потсдаме). Напарниками Шарля Эдуара были тогда еще молодые Людвиг Мис ван дер Роэ и Вальтер Гропиус (рис. 5).
В целях самообразования и расширения профессионального кругозора в 1911 г. Ле Корбюзье совершил путешествия по Италии, Балканам и Малой Азии. «Здесь он получил возможность изучать древние античные памятники. и традиционное народное строительство стран Средиземноморья.» [6]. Еще один фрагмент на эту тему: «Шесть недель в Афинах и на Акрополе. Колонны северного фасада и архитрав Парфенона еще разбросаны по земле, что позволяет прочувствовать пластику и модуляцию деталей, если проводить по
1 Выставочное и творческое объединение молодых австрийских художников, выступивших в эпоху Fin de siècle (ар-нуво) «против рутины академического искусства». Основано 3 апреля 1897 г.
ним пальцами. Ле Корбюзье открывает, что действительность не имеет ничего общего с тем, как это изложено в учебниках. Здесь каждая вещь - откровение, игра солнечного света... К этому времени относится его наиважнейший и непререкаемый совет: поверить можно лишь после того, как увидел, обмерил... и потрогал пальцами!..» [1].
Рис. 4. Огюст Перре (а); «железобетонный» интерьер Йенского дворца (Palais d'Iena) в Париже (б) (URL: https://ic.pics.livejoumal.com/eltoledo/8027480/285856/285 8562000. jpg)
Рис. 5. Учителя и профессиональные коллеги Ле Корбюзье:
а - Йозеф Гофман; б - Вальтер Гропиус; в - Петер Беренс
По возвращении на родину молодой архитектор в 1912-1916 гг. занимался преподаванием в Школе искусств, в которой в свое время обучался сам. В этот период по его проектам было возведено несколько жилых домов, в том числе вилла Жаннере-Перре («Ле лак»), построенная им в 1912 г. (рис. 6, 7) «Вилла "Ле Лак" была возведена архитектором для собственных родителей.
Довольно простой дом, ставший основой для "новой архитектуры" Корбюзье, был завершен в 1923 году. Здесь были апробированы ленточное остекление, плоская крыша и свободная планировка.» [7].
Рис. 6. Вилла Жаннере-Перре (Villa Jeanneret-Perret) (г. Ла Шо-де-Фон, Швейцария, 1912). Видовые точки (URL: https://d2jv9003bew7ag.cloudfront.net/uploads/Le-Corbusier-Jeanneret-Perret-House-1911-image-via-pinterest.jpg)
Рис. 7. Вилла Жаннере-Перре (Villa Jeanneret-Perret) (г. Ла Шо-де-Фон, Швейцария, 1912) (URL: https://d2jv9003bew7ag.cloudfront.net/uploads/Le-Corbusier-Jeanneret-Perret-House-1911 -image-via-pinterest.jpg)
«В этот период он спроектировал резиденцию Villa Jeanneret-Perret, которая обладала необычным и выразительным видом. При этом внутреннее убранство апартаментов отличалось минималистским и простым исполнением.» [8].
В 1914 г. Ле Корбюзье, наконец-то, открыл свою собственную мастерскую. Основным направлением его творчества стал поиск принципиально новых методов строительства современных городов и жилищ. Именно тогда совместно с инженером Максом Дюбуа он создал и запатентовал принципиальную модель «Дома-Ино» (рис. 8).
Рис. 8. Концептуальная ячейка «Дом-Ино» (а); макет павильона «Эспри-Нуво» (Pavillon de L'Esprit Nouveau) (г. Париж, 1924 г., не сохранился) (б) [9]
Его пространственная конструкция включает два этажа, монолитные перекрытия которых опираются на сетку из тонких колонн. «В то время создание такого дома было неожиданным изобретением. Здесь угаданы возможности железобетона и строительство из типовых элементов, найден человеческий масштаб... Это было слишком ново!..» [1]. «На плане такие постройки выглядели костяшками домино, сложенными в цепочки, как это бывает при игре, а колонны - точками на них. В сущности, это был самый первый проект дома каркасного типа для серийного строительства.» [9]. В дальнейшем эту концепцию Корбюзье реализовал во многих своих проектах, например в павильоне «Эспри-Нуво» в Париже (1924 г.) (рис. 8). Именно эта модель позднее легла в основу пяти «основных принципов современной архитектуры» Ле Корбюзье, о которых будет сказано в нашей следующей статье.
В 1916 г. местный часовой фабрикант Анатоль Швоб сделал ему очередной заказ. Это был проект усадебного дома, названного позднее Виллой Швоб (Villa Anatole Schwob). Сам Ле Корбюзье называл ее Виллой Турку (Турецкой виллой). Очень похоже, что, проектируя ее, зодчий вдохновлялся впечатлениями от своего недавнего путешествия по Балканским странам.
В Турции ему довелось увидеть, как античные традиции были возрождены в современной архитектуре Ближнего Востока. Видимо, эту историческую метаморфозу ему захотелось передать в своем проекте. Данная вилла (рис. 9) стала «первым проектом, в котором он почувствовал себя архитектором в полной мере...» [10].
Довольно неожиданно решено внутреннее пространство виллы, особенно ее гостиная комната с огромными окнами. Любопытно, что между помещениями разной высоты и объема нет ни одной перегородки. Здесь был реализован так называемый принцип свободной планировки (функционального
«перетекания» одного помещения в другое). Такая планировка считается одним из важнейших достижений модернизма. Получается, что столь необычные решения появились у Ле Корбюзье в самых ранних его проектах (рис. 10).
Рис. 9. Турецкая вилла (Вилла Швоб, Турку) (г. Ла Шо-де-Фон, Швейцария, 1916-1917 гг.).
Видовые точки [10]
Это была последняя постройка Ле Корбюзье в его родном городке Ла Шо-де-Фоне. Удивительно, но амбициозный мастер и этот проект не посчитал «достойным» и не включил его в список своих лучших произведений. Судя по всему, для него «настоящее» творчество началось с его первых парижских проектов, выполненных в «конструктивистском» стиле (ателье Озанфана, вилла Ла Роша и др.).
Во многих публикациях, посвященных Ле Корбюзье, говорится о том, что он никогда не скрывал неприязни к своему родному городу. Поэтому
в конце 1916 г. подающий большие надежды молодой зодчий переехал в Париж, чтобы навсегда обосноваться там. Здесь Корбюзье проявил себя не только в роли архитектора, но и как талантливый скульптор и график.
Рис. 10. Интерьеры виллы Швоб (Турку) (г. Ла Шо-де-Фон, Швейцария, 1917) [10]
Живописью он всерьез занялся в 1918 г. Она стала его любимым занятием на протяжении всей дальнейшей жизни. В шутку он говаривал: «Архитектура - это моя жена, а живопись - любовница!» Довольно необычны и его работы в графике, выполненные в последние годы жизни. Он сам оформил обложки некоторых своих книг. Мотивы живописных работ и скульптур мастера угадываются в силуэтах и декоративных элементах многих его постро-
ек. На некоторых его зданиях можно увидеть оригинальные авторские барельефы, выполненные в бетоне, а в их интерьерах - ковры, вытканные по его же эскизам. Однако чрезмерное увлечение живописью в ночное время привело к очень тяжелой травме - отслоению сетчатки. «Примерно с 1918 года Ле Корбюзье был почти слеп на один глаз.» [11].
Завершая наше исследование, можно сделать ряд предварительных выводов о начальном этапе творческого пути выдающегося мастера.
1. Мы принципиально не согласны с утверждениями многих авторов о том, что Шарль Эдуар «ненавидел» свой родной город. Этот небольшой городок, расположенный в живописной горной местности, всегда оставался для него образцом гармоничного единства жилого поселения и уникального альпийского ландшафта. В дальнейшем этот органичный синтез стал одним из пяти важнейших принципов современной архитектуры, которые он пропагандировал во многих своих проектах и научных публикациях.
2. Именно здесь, у себя на родине, Шарль обучился основам композиционного моделирования сначала в часовой мастерской отца, затем у своих школьных учителей и, наконец, у местных архитекторов-практиков. Под их руководством он выполнил свои первые архитектурные проекты и смог совершить ознакомительные поездки по многим странам Европы и Ближнего Востока. В Ла Шо-де-Фоне он также научился профессиональному общению со своими первыми заказчиками - односельчанами и коллегами по гравировальному ремеслу. И наконец, в этом швейцарском городке жили его родители, которым он, уже став достаточно опытным архитектором, в 1912 г. построил Виллу Жаннере-Перре.
3. Переезд Ле Корбюзье в Париж можно объяснить его духовным и физическим возмужанием, возросшими профессиональными и творческими амбициями. Встретившись во время своих путешествий со многими выдающимися зодчими Западной Европы, поработав в их мастерских и ознакомившись со многими архитектурными стилями той поры (минимализм, модерн, конструктивизм и др.), он пришел к логичному заключению, что настоящих профессиональных высот он сможет достичь, лишь постоянно вращаясь в этой творческой среде, создав свою собственную мастерскую и выполняя заказы не только во Франции, но и за ее пределами.
4. Работая во многих странах Западной Европы, в СССР, Алжире, Бразилии, США, Индии и иных странах, он был вынужден учитывать их культурные, этнические и религиозные традиции, апробируя не только местные строительные конструкции и материалы, но и новейшие достижения строительной техники (в том числе железобетонные конструкции). Это позволило ему работать в самых различных архитектурных стилях (конструктивизм, пуризм, функционализм, брутализм и т. д.). Все эти этапы его творческой биографии будут проанализированы в наших дальнейших публикациях.
Библиографический список
1. Ле Корбюзье. Творческий путь. URL: https://elima.ru/articles/?id=800
2. Ле Корбюзье: За кулисами восьми зданий модернизма. URL: https://www.houzz.ru/
statyi/le-korbyuzye-za-kulisami-vosymi-zdaniy-modernizma-stsetivw-vs~80200389
3. Ле Корбюзье - Жизнь и творчество. URL: https://delovoy-kvartal.ru/le-korbyuze-zhizn-i-tvorchestvo/
4. Вилла Фалле, Ла-Шо-де-Фон, Швейцария. URL: https://artifex.ru/wp-content/uploads/ 2017/07/Архитектура_Ле-Корбюзье_Вилла-Фалле-Ла-Шо-де-Фон-Швейцария.jpg
5. Великий и неподражаемый Ле Корбюзье. URL: https://artifex.ra/apxmeKTypa^e-корбюзье/
6. Биография Ле Корбюзье. URL: https://vuzlit.ru/516827/biografiya_korbyuze
7. Самые известные строения Ле Корбюзье. URL: https://www.rmnt.ru/story/realty/samye-izvestnye-stroenija-le-korbjuze. 1528408/
8. Le Corbusier. Ле Корбюзье. Архитектор и дизайнер. Основатель функционализма. URL: https://museum-design.ru/le-corbusier
9. Ле Корбюзье. URL: http://www.archandarch.ru/aрхитекторы/ле-корбюзье/
10. Виллы Корбюзье. URL: https://corbusier.livejournal.com/21976.html
11. 20 малоизвестных фактов о Ле Корбюзье. URL: https:// thearchitect.pro/ru/ news/5987-20_maloizvestnyh_faktov_o_Le_ Corbuzie
References
1. Shvidkovskii O.A. Le Korbyuz'e. Tvorcheskii put' [Le Corbusier. The creative way]. Available: https://elima.ru/articles/?id=800 (rus)
2. Le Korbyuz'e: Za kulisami vos'mi zdanii modernizma [Le Corbusier: Behind the scenes of eight Art Nouveau Buildings]. Available: www.houzz.ru/statyi/le-korbyuzye-za-kulisami-vosymi-zdaniy-modernizma-stsetivw-vs~80200389 (rus)
3. Le Korbyuz'e - Zhizn' i tvorchestvo [Le Corbusier: Life and creativity]. Available: https://delovoy-kvartal.ru/le-korbyuze-zhizn-i-tvorchestvo/ (rus)
4. La Chaux-de-Fonds, Villa Fallet, Switzerland. Available: https://artifex.ru/wp-content/uploads/ 2017/07/Архитектура_Ле-Корбюзье_Вилла-Фалле-Лa-Шо-де-Фон-Швейцaрия.jpg (rus)
5. Velikii i nepodrazhaemyi Le Korbyuz'e [The great and inimitable Le Corbusier]. Available: https://artifex.ru/aрхитектурa/ле-корбюзье (rus)
6. Biografiya Le Korbyuz'e [Le Corbusier biography]. Available: https://vuzlit.ru/516827/ biografiya_korbyuze (rus)
7. Samye izvestnye stroeniya Le Korbyuz'e [Le Corbusier's most famous buildings]. Available: www.rmnt.ru/story/realty/samye-izvestnye-stroenija-le-korbjuze. 1528408/ (rus)
8. Le Korbyuz'e. Arkhitektor i dizainer. Osnovatel' funktsionalizma [Le Corbusier. Le Corbusier. Architect and designer. Founder of Functionalism]. Available: https://museum-design.ru/le-corbusier (rus)
9. Le Corbusier. Available: www.archandarch.ru/aрхитекторыI/ле-корбюзье/ (rus)
10. Villas Le Corbusier. Available: https://corbusier.livejournal.com/21976.html
11. 20 maloizvestnykh faktov o Le Korbyuz'e [20 little-known facts about Le Corbusier]. Available: https:// thearchitect.pro/ru/ news/5987-20_maloizvestnyh_faktov_o_Le_ Corbuzie (rus)
Сведения об авторах
Поляков Евгений Николаевич, докт. искусствоведения, профессор, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, [email protected]
Полякова Ольга Павловна, канд. экон. наук, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2.
Authors Details
Evgenii N. Polyakov, DSc, Professor, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia, [email protected]
Olga P. Polyakova, PhD, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia