Научная статья на тему 'Творческие работы Эктора Гимара начала ХХ столетия'

Творческие работы Эктора Гимара начала ХХ столетия Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
713
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЦИЯ / ЭКТОР ГИМАР / ДИЗАЙНЕРСКИЕ И АРХИТЕКТУРНЫЕ РАБОТЫ 1900-1912 ГГ / LE STYLE GUIMAR / FRANCE / HECTOR GUIMARD / DESIGN AND ARCHITECTURAL WORKS OF 1900-1912

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Поляков Евгений Николаевич, Дончук Татьяна Владимировна

Статья посвящена второму этапу архитектурно-дизайнерской деятельности Эктора (Гектора) Гимара (1867-1942), в течение которого окончательно сформировался его уникальный «стиль Гимар» (Le Style Guimar). В этот период (1900-1912 гг.) зодчий, следуя традициям «тотального дизайна», занимался не только проектированием жилых и общественных зданий, но и декоративным оформлением их фасадов и интерьеров, дизайном мебели, посуды, элементов технического оборудования. Им был составлен каталог металлических декоративных элементов для их серийного изготовления, опубликован набор рекламных открыток с изображениями его лучших произведений. Рассмотрены наиболее известные архитектурные проекты, выполненные в «стиле Гимар», дом Jassede (ав. Де Версаль-Ланкре, 142, 1903 г.), отель Дерон-Левент (Виа де ла Реоньюн, 28, 1907 г.), Кастель-д’Оржеваль (деп. Эссон, 1904-1905 гг.), вилла La Surprise (деп. Cabourg, 1903-1907 гг.), Hôtel Guimard («Отель Гимар», 1909-1912 гг.), Hôtel Mezzara (ул. Жан-де-ла-Фонтейн, 60, 1910-1911 гг.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hector Guimard’s works at the beginning of the 20th century

The article is devoted to the second stage of architectural and design activity of Hector (Hector) Guimar (1867-1942), during which his unique style was finally formed. During the period from 1900 to 1912, following the traditions of «total design», the architect was engaged not only in the design of residential and public buildings, but also in the decorative design of their facades and interiors, furniture, tableware, elements of technical equipment. He compiled a catalog of metal decorative elements for their serial production, published a set of advertising cards of his best works. The most well-known architectural designs are made in Guimard’s style, such as the house Jassede at Versailles (1903), Hotel Deron-Levent (1907), Castel d’Orgeval (1904-1905), Villa Surprise (1903-1907), Hôtel Guimard (1909-1912), Hôtel Mezzara (1910-1911).

Текст научной работы на тему «Творческие работы Эктора Гимара начала ХХ столетия»

АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

УДК 72.036 DOI: 10.31675/1607-1859-2019-21-6-9-29

Е.Н. ПОЛЯКОВ, Т.В. ДОНЧУК,

Томский государственный архитектурно-строительный университет

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ ЭКТОРА ГИМАРА НАЧАЛА ХХ СТОЛЕТИЯ

Статья посвящена второму этапу архитектурно-дизайнерской деятельности Эктора (Гектора) Гимара (1867-1942), в течение которого окончательно сформировался его уникальный «стиль Гимар» (Le Style Guimar). В этот период (1900-1912 гг.) зодчий, следуя традициям «тотального дизайна», занимался не только проектированием жилых и общественных зданий, но и декоративным оформлением их фасадов и интерьеров, дизайном мебели, посуды, элементов технического оборудования. Им был составлен каталог металлических декоративных элементов для их серийного изготовления, опубликован набор рекламных открыток с изображениями его лучших произведений. Рассмотрены наиболее известные архитектурные проекты, выполненные в «стиле Гимар», - дом Jassede (ав. Де Версаль-Ланкре, 142, 1903 г.), отель Дерон-Левент (Виа де ла Реоньюн, 28, 1907 г.), Кастель-д'Оржеваль (деп. Эссон, 1904-1905 гг.), вилла La Surprise (деп. Cabourg, 1903-1907 гг.), Hôtel Guimard («Отель Гимар», 1909-1912 гг.), Hôtel Mezzara (ул. Жан-де-ла-Фонтейн, 60, 1910-1911 гг.).

Ключевые слова: Франция; Эктор Гимар; дизайнерские и архитектурные работы 1900-1912 гг.; Le Style Guimar.

Для цитирования: Поляков Е.Н., Дончук Т.В. Творческие работы Эктора Гимара начала ХХ столетия // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2019. Т. 21. № 6. С. 9-29. DOI: 10.31675/1607-1859-2019-21-6-9-29

ЕМ POLYAKOV, ТУ. DONCHUK,

Tomsk State University of Architecture and Building

HECTOR GUIMARD'S WORKS AT THE BEGINNING OF THE 20th CENTURY

The article is devoted to the second stage of architectural and design activity of Hector (Hector) Guimar (1867-1942), during which his unique style was finally formed. During the period from 1900 to 1912, following the traditions of «total design», the architect was engaged not only in the design of residential and public buildings, but also in the decorative design of their facades and interiors, furniture, tableware, elements of technical equipment. He compiled a catalog of metal decorative elements for their serial production, published a set of advertis-

© Поляков Е.Н., Дончук Т.В., 2019

ing cards of his best works. The most well-known architectural designs are made in Guimard's style, such as the house Jassede at Versailles (1903), Hotel Deron-Levent (1907), Castel d'Orgeval (1904-1905), Villa Surprise (1903-1907), Hôtel Guimard (1909-1912), Hôtel Mez-zara (1910-1911).

Keywords: France; Hector Guimard; design and architectural works of 1900-1912; Le Style Guimar.

For citation: Polyakov E.N., Donchuk T.V. Tvorcheskie raboty Ektora Gimara nachala XX stoletiya [Hector Guimard's works at the beginning of the 20th century]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta - Journal of Construction and Architecture. 2019. V. 21. No. 6. Pp. 9-29. DOI: 10.31675/1607-1859-2019-21-6-9-29

Настоящая статья продолжает цикл работ, посвященных архитектурно-дизайнерскому наследию Гектора (Эктора) Жермена Гимара (1867-1942), создателя французской версии стиля модерн - Le Style Guimar (рис. 1).

Рис. 1. Эктор Гимар (1867-1942) (URL: https://images.collection.cooperhewitt.org; https://ra-dikal.ru/lfp/i034.radikal.ru/0802/43/9a99ddd434f4. jpg/htm; https://architectsbyphoto-graphers.files.wordpress.com/2014/01/guimard.jpg

Начальному этапу его творческой деятельности, охватившему конец XIX столетия, была посвящена наша предыдущая статья [1]. В ней было от-

мечено, что французской версии стиля модерн в нашей стране, вплоть до начала 80-х гг. прошлого столетия, практически не уделялось внимания. Краткую информацию о нем удалось найти лишь в интернете [2-10]. В этой и в последующих наших работах будет продолжено рассмотрение наиболее интересных эпизодов биографии и профессионального становления Эктора Гимара. Также будет выполнен обзор его наиболее значимых творческих произведений ХХ столетия, выполненных в его знаменитом «стиле Гимар».

В статье [1] нами было особо отмечено, что доходный дом Castel Beranger (1898-1900 гг.) продемонстрировал главный концептуальный принцип творчества французского зодчего - геометрические очертания конструкций и декоративных деталей во всех его зданиях неизменно выполнялись с символикой «удар бича», увиденным Эктором в «Доме Тасселя» (арх. В. Орта, Бельгия). Следует также отметить, что декоративные элементы, украсившие фасады и интерьеры Castel Beranger, изготавливались серийно. Практически все детали декора (оконные и дверные рамы, ограждения лестниц и балконов, камины, дымовые и вентиляционные трубы, мозаичные панно, рисунки витражей и обоев, дверные ручки) Э. Гимар разрабатывал лично, следуя принципу «тотального дизайна». Именно с этого проекта у начинающего архитектора появилось много заказов, которые он продолжал выполнять в «стиле Гимар», следуя идеалам гармонии и «непрерывного движения»: «В постройках Гимара изысканные изгибы линий, где даже в большой композиции не найти ни одного угла, как бы повторяют формы живой природы. Внимание к эстетике "живого" порождает фонари, напоминающие не то ландыши, не то головы кузнечиков; появляются необычные, как бы парящие в воздухе решетки; угловые окна, напоминающие о "сторожевых" проемах в средневековых стенах...» [8].

Следуя модернистским принципам «тотального дизайна», Эктор занимался не только архитектурными проектами, но и выполнял работы в области графического и интерьерного дизайна. Он разрабатывал эскизы мебели и инженерного оборудования для интерьеров всех запроектированных им зданий: «Его собственный стиль («стиль Гимар») характеризуется особой линией и игрой света и контрастов. Как автор проектов мебели он занимался одновременно и внутренней отделкой помещений, понимая их как части целостного художественного произведения, что приводило к появлению предметов внутреннего убранства необычной формы, некоторые из которых принадлежат к лучшим образцам французского ар нуво...» [2].

Оценив важность узнаваемости своего стиля, Гимар выпустил целую серию открыток с изображениями своих архитектурно-дизайнерских работ. Эти открытки стали своеобразными визитными карточками мастера и обеспечили Le Style Guimard широкую популярность (рис. 2).

Эктор Гимар также считается одним из основоположников «промышленной стандартизации». В 1907 г. был опубликован его каталог стандартных металлических элементов, используемых при проектировании зданий. А в 1920 г. Гимар разработал одну из первых линий массового производства мебели.

Приведем два наиболее ярких примера его дизайнерских работ. Это керамическая ваза Vase des Binelles (1903 г.) и бронзовая люстра, также выполненная в стиле модерн (1909-1910 гг.) (рис. 3).

Рис. 2. Открытки с изображениями архитектурных произведений Э. Гимара (URL: http://www.hguimard.fr/wp-content/uploads/2015/05/g0012.png)

Рис. 3. Дизайнерские работы Эктора Гимара:

а - Vase des Binelles (1903 г.) [10] (URL: https: //collectionapi.metmuseum.org); б -люстра (1909-1910 гг., г. Париж, Музей Орсе) (URL:https: //a-la-belle. livejour-nal.com)

Монументальная Vase des Binelles имеет ярко выраженную «органическую» форму. Ее изящно изогнутые ручки, решенные в бельгийских традициях «удара бича», своим силуэтом напоминают чугунные решетки зданий и входных павильонов станций метро, выполненные в стиле Guimard. Особую оригинальность этой вазе придала ее облицовка: «Уникальная кристаллическая глазурь, изобретенная в конце XIX века, включает радужные кристаллические частицы, которые создают сверкающий эффект. Всего было изготовлено пять образцов этой модели...» [10].

Эскизы небольшой люстры (41^19 см) Э. Гимар сделал в 1909 г., а запатентовал их 18 августа 1910 г. В ее состав входит чеканная позолоченная бронза, цветное стекло, бисер, стеклянные трубки, латунь и медь. Сейчас эту люстру можно увидеть в парижском музее Орсе [3].

В своих дизайнерских работах Э. Гимар всегда стремился создавать довольно абстрактные фронтальные композиции, которые легко накладывались на керамическую панель (Maison Coilliot, 1896 г.), на обои (Castel Beranger, 1898 г.), на металлический лист (Castel Henriette, 1899 г.), на ткань (Hôtel Guimard, 1909 г.) или на цветное стекло (Hôtel Mezzara, 1910-1911 гг.) (рис. 4).

Рис. 4. Интерьер вестибюля Maison Coilliot (г. Лилль) (а) (URL: https://i.pinimg.com/ 736x/bd/22/2f/bd222f0083c3d8a1534ce5409483fe25--art-nouveau-architecture-planet-earth.jpg); Castel Henriette (1899 г.) (б) (URL: http://lartnouveau.com/artistes/ guimard/documents/cpa_france/ cast_henr3.jpg)

В этот же период, помимо выполнения художественно-дизайнерских работ, Эктор Гимар продолжил свои «бионические» эксперименты в проектах жилых и общественных зданий. В некоторых проектах он ограничился лишь декоративными деталями, в других экспериментировал с самыми различными строительными материалами. В нескольких постройках он всерьез увлекся «бионическим» моделированием их конструктивной основы и организацией «свободного» их внутреннего пространства.

Например, в двукрылом многоквартирном доме Jassede на авеню Де Версаль - Ланкре, 142 (1903-1905 гг.) он оставил каменно-кирпичные стены совершенно гладкими, без привычных «модернистских» декораций. Однако по его эскизам были выполнены решетчатые ограждения балконов и оригинальные козырьки над окнами мансардного этажа, напоминающие женские капоры или чепцы ХУШ-Х1Х вв. (рис. 5).

Рис. 5. Многоквартирный дом на авеню Де Версаль - Ланкре, 142 (1903-1905 гг.):

а - видовая точка; б - декоративные детали мансарды и балконов (URL: https://www.liveinternet.ru/users/4697721/post206671136/)

В проекте парижского отеля Дерон-Левент (виа де ла Реоньюн, 28, 1907 г.) его автор основательно поработал над формой оконных проемов и, в подражание брюссельскому Дому Тасселя (арх. В. Орта, 1892-1893 гг.), сделал «волнообразные» эркеры и балконы с темными решетками, изготовленными из кованого железа в лучших традициях «стиля Гимар»: «Долгие томные извивы и тонкие стебли идеально соответствовали новым технологиям металлообработки, в частности кованой стали, выступающей одновременно и как материал, и как элемент декора...» [5].

Каменные стены здания решены в серо-бежевых тонах. Окна расположены симметрично, однако все они отличаются по форме. Скромный декор карнизов и балконных решеток выполнен из темного кованого железа.

«Весь вопрос в том, чтобы отвести вещи ее надлежащее место: иной орнамент, расточаемый на фасаде, утомляет зрителя, но он же очаровал бы, если бы появлялся лишь в нескольких местах, наиболее для него естественных. В этом народы Востока были нашими учителями. Как бы богата ни была у них декорация, она никогда не нарушает впечатления, производимого массами, и всегда оставляет паузы, которые к тому же вполне обусловлены конструкцией. Эта декорация не только не утомляет, но, напротив, всегда желанна, потому что помещена в условиях, для нее выгодных».» [10] (рис. 6).

Одним из самых ранних примеров открытого («свободного») пространства в западноевропейской архитектуре стала планировка особняка Кастель-д'Оржеваль (департамент Эссон, 1904-1905 гг.).

Особняк расположен в центре обширного приусадебного участка треугольной формы. Генеральный план образован радиальной сеткой основных

композиционных осей и кривыми дорожками, отдаленно напоминающими экзотические цветы или крылья бабочек (рис. 7).

Рис. 6. Отель Дерон-Левент (г. Париж, виа де ла Реоньюн, 28, 1907 г.) (URL: https://www.liveinternet.ru/users/4697721/post206671136/)

Рис. 7. Видовая точка (а); схема генерального плана усадьбы Кастель-д'Оржеваль (б) (URL: http://www.dido.ru/o/00/10/1017/1 .jpg; https://images.collection.cooperhewitt. org/41367_d88d8016e8aeb49c_x.jpg)

Фасады особняка облицованы грубым природным камнем, оконные и дверные проемы имеют криволинейные обрамления. Зодчий применил здесь

многоярусную «восточную» кровлю и большие по площади дверные и оконные проемы. Все помещения этого необычного здания условно разделены стальными несущими стенами. Архитектор первым обратил внимание на большие стеклянные окна и подметил одни из ключевых принципов модерна: открытость здания, свободная планировка, огромные окна с льющимся внутрь естественным светом. Позже открытую или «свободную» планировку использовали в своих произведениях многие известные архитекторы: «Cas-tel d'Orgeval (1905) (демонстрирует) нам сильный асимметричный "свободный план", созданный за 25 лет до теории Корбюзье.» [6] (рис. 8, 9).

Рис. 8. Видовые точки Кастель-д'Оржеваль (URL: http://www.architime.ru/pictures/hector_ guimard/8big.gif; https://ic.pics.livejournal.com/agritura/16089606/7590449/7590449_ 900.jpg)

Рис. 9. Видовая точка, открытка с изображением Кастель-д'Оржеваль (URL: https://i.arts. in.ua/i/669/f_gektor-gimar-zamok-0rgeval1904_makovkin_ruslan_1333517663.jpg; http://www.hguimard.fr/wp-content/uploads/2014/06/g001-900x571.png)

Аналогичный архитектурный образ, напоминающий средневековый замок, был использован Э. Гимаром в вилле La Surprise («Сюрприз») (Нормандия, департамент Кабур, фр. Cabourg, 1903-1907 гг.) (рис. 10).

В начале Второй мировой войны эта вилла была оккупирована немцами. На ее территории была установлена зенитная батарея, уничтоженная в 1944 г. В 1950 г. здание виллы было почти полностью разрушено.

Рис. 10. Вилла La Surpris (Нормандия, деп. Кабур, фр. Cabourg, 1903-1907 гг.) (URL: https://i.pmimg.com/736x/86/c7/50/86c750ad77195f01497427d24455e18e.jpg)

В 1909-1912 гг. Эктор Гимар строит Hôtel Guimard («Отель Гимар») в качестве венчального подарка своей жене - дочери богатого американского банкира Э.Л. Оппенхайма (1841-1911), художнице Аделине Оппенхайм (псевдоним Addie) (1872-1960). На четвертом этаже дома были предусмотрены комнаты для занятий Аделины портретной живописью, для выставки и хранения ее картин (рис. 11).

Mailcmoisclli- Л, <)|i|ii'tihi:iin, I\iinier

Рис. 11. Картина А. Оппенхайм «Ромео и Джульетта» (1900 г.), включенная в книгу «Женщины-художники мира 1905 года» (а); супружеская пара Гимар (1909 г.) (б) (URL: https://wiki2.org/en/Adeline_Oppenheim_Guimard)

Дом, в котором поселились супруги Гимар, занимает довольно неудобный участок земли треугольной формы на пересечении ул. Моцарта (Avenue Mozart) и завершающегося тупиком пер. Вилла Флора (Villa Flore) (XVI округ Парижа). Площадь участка не превышает 90 м2. В этих стесненных условиях городской застройки архитекторы эпохи модерна были просто вынуждены обеспечивать оптимальные величины общей и жилой площадей за счет увеличения этажности здания. Поэтому «Отель Гимар» включает четыре этажа и мансарду.

Для удобства обслуживания клиентов и заказчиков приемный холл и рабочий кабинет хозяина размещались на первом этаже особняка, а его творческая мастерская и архив во избежание шума - на мансарде. Три средних этажа, со второго по четвертый, предназначались под нужды семьи. Гостиная и обеденный зал овальной формы располагались на втором этаже, спальные комнаты - на третьем, художественная мастерская Аделины, оснащенная огромным окном и галереей, - на четвертом этаже. C левой стороны холла располагалась лестничная клетка с лифтовой шахтой. Электрический лифт стал одной из главных новаций Hotel Guimard: «Это американское изобретение уже тогда активно использовалось в небоскребах США.» [9]. Эктор Гимар включил этот «предмет роскоши» в планировочную структуру своего сравнительно небольшого дома средней этажности, облегчив связь между этажами.

Небольшая площадь застройки позволила Э. Гимару не возводить несущих стен внутри здания. Всю нагрузку принял на себя треугольный контур наружных стен. Это дало возможность сделать внутреннюю планировку этажей «свободной». Оригинальной находкой автора являются также овальные («яйцеобразные») [6] очертания самых больших комнат (гостиной и обеденного зала на втором этаже, творческих мастерских и др.), оборудованных уникальными предметами мебели, органично вписавшимися в эти необычные комнаты. Разработкой дизайна мебели, как и фасадными декорациями, занимался хозяин особняка (рис. 12).

Фасады особняка традиционно выполнены из «парижского» серо-бежевого кирпича и камня. Эктор Гимар всегда старался строить свои дома так, чтобы их экстерьер продолжался соответствующим интерьером, а внешний вид дома и его «содержимое» находились в стилевой гармонии. Поэтому в облике «Отеля Гимар» прослеживаются элементы многих архитектурных стилей - французской готики, итальянского барокко, бельгийского модерна. Кроме того, Hotel Guimard ассоциируется с диким утесом или скалой. В этом видна параллель с каталонским Modernizme, творчеством Антонио Гауди (1852-1926), который, как и Гимар, считал, что «человеческий мир есть продолжение мира природы, потому архитектура должна в полной мере соответствовать ему». Следуя принципам «тотального дизайна», Эктор Гимар очень много времени посвящал декоративному оформлению фасадов своих зданий.

Главный вход в отель, украшенный массивным каменным порталом с «растительными» барельефами, «стильной» металлической решеткой и адресным номером, был устроен со стороны ул. Моцарта (рис. 13).

Обращает на себя внимание длинный балкон-галерея на четвертом этаже, увенчанный двумя фонарями. Подобные фонари уже были апробированы Э. Гимаром в многоквартирном доме Jassede (г. Париж, авеню Де Версаль -

Ланкре, 142, 1903 г.), который был упомянут нами в предыдущей статье [1] (рис. 14). Совершенно иначе выглядела и конструкция оконной рамы художественной мастерской А. Оппенхайм на четвертом этаже (рис. 15).

Рис. 12. Проект «Отеля Гимар» (Париж, 1909 г.) (URL: http://arch-house.ru/Biblioteka/ mastera/ Gimar/index.html):

а, в - фасады по Avenue Mozart и пер. Villa Flore; б - план 2-го этажа [7]; г -видовая точка (Hector Guimard (French, 1867-1942) Hotel Guimard, 122 Ave. M)

Рис. 13. Главный вход в Hotel Guimard со стороны Avenue Mozart (URL: http://art.

nouveau.world/hotel-guimard; https://deluxe-confidential.com/sources/uploads/2017/ 06/sizel-44018-338-450.jpg)

Рис. 14. Фонари на кровле «Отеля Гимар» (URL: https://live.staticflickr.com/4115/ 4818036621_35e6403c39_b.jpg)

Рис. 15. Фотография начала ХХ в. (а) и современный вид фасада «Отеля Гимар» (б) (URL: https: //images.collection.cooperhewitt.org/118440_4726f570376c645b_x.jpg; https://i.pinimg. com/originals/cc/b7/b7/ccb7b778b9ebed82b80b4b71681c6552.jpg)

Не менее интересны «волнистые» силуэты эркеров и балконов, их опорных консолей, скульптурные обрамления оконных проемов и, конечно же, «стильные» металлические решетки (рис. 16).

Это один из наиболее значимых проектов, в котором в полной мере раскрылось стремление его автора к «тотальному дизайну» (нем. Gesamtkunstwerk): «Гимар конструировал не только интерьер, но и малейшие детали мебели и убранства, включая дверные ручки, перила, кронштейны для занавесей и т. д. И не случайно для мебели и мелких деревянных деталей в "Отеле Гимар" архитектор выбрал грушевое дерево: эта древесина следует всем изыскам его форм и его графики...» [8]. Даже стулья в столовой имеют переплетенные инициалы «О» и «Г» (рис. 17, 18).

В этом доме супруги Гимар жили до 1938 г., пока не были вынуждены в канун Второй мировой войны переехать в США. После смерти архитектора в 1942 г. Аделина решила передать дом и все его содержимое французскому государству, однако ее предложение было отклонено. «Отель Гимар» был превращен в доходный дом со съемными квартирами, а его оригинальные интерьеры были демонтированы. Меблировку обеденного зала сегодня можно увидеть в Парижском музее изящных искусств (б. Малый дворец, фр. Musée du Petit Palais); спальни - в Музее изобразительных искусств г. Лиона; рабочего кабинета Э. Гимара - в Musée de l'École de Nancy (г. Нанси). Часть предметов интерьера хранится в частном учебном заведении (колледже) Cooper Union и в Музее современного искусства (г. Нью-Йорк).

Рис. 16. Декоративные украшения фасадов «Отеля Гимар» (URL: https://i.pinimg.com/ 736x/5d/15/b2/5d15b2d3809030dfcda37bda124dac47--art-nouveau-architecture-mo-zart.jpg; https:// pastvu.com/_p/a/5/g/d/5gdj52nklg3rdtq6b8.jpg)

Рис. 17. Интерьеры «Отеля Гимар» (URL: http://art. nouveau.world/hotel-guimard) https://images.collection.cooperhewitt.org/140491_20541cca4ebed698_b.jpg): а - лестничная клетка; б - обеденный зал

Рис. 18. Обеденный зал «Отеля Гимар» (экспонат Musée du Petit Palais, г. Париж) (URL: https://wiki2.org/en/ Adeline_Oppenheim_Guimard)

Следует отметить, что Эктор Гимар обладал колоссальной творческой энергией и мог работать одновременно над несколькими проектами. Ярким примером тому служит Hôtel Mezzara, построенный в 1910-1911 гг. на улице Жан-де-ла-Фонтейн, 60 (16-й округ Парижа).

Заказчиком здесь выступил текстильный промышленник и магнат Пол (Паоло) Меццара (Paul Mezzara, 1866-1918). Венецианец по происхождению, он, как Э. Гимар, в начале ХХ столетия являлся членом Общества художников-декораторов, в 1907 г. ив 1910-1911 гг. исполнял обязанности вице-президента этой организации. Вероятно, там они и познакомились. Свою деловую карьеру заказчик начинал в качестве художника-декоратора, затем -писателя и мецената. В своем творчестве он стал специализироваться в изготовлении ажурных вышивок и кружев, предназначенных для женской одежды и интерьеров. В конце концов он возглавил текстильный концерн Melville & Ziffer. Как нам кажется, в творчестве Э. Гимара художественно одаренного бизнесмена привлекло сходство принципов формообразования декоративных решеток «стиля Гимар» с «бионическими» по своей сути кружевами. Лучшей рекламы для своей продукции и для делового имиджа концерна нельзя было и пожелать (рис. 19).

Отель изначально предназначался для проведения выставок и распродажи кружевных тканей. Кроме того, заказчик намеревался экспонировать здесь произведения декоративно-прикладного искусства своего времени. Все помещения первого и второго этажей группировались вокруг центрального зала, освещаемого сверху зенитным фонарем. Именно здесь, в этом зале Пол Меццара выставлял художественно-дизайнерские работы и лучшие образцы текстильной продукции. Стены помещений были украшены произведениями Эдгара Брандта, Пола Фолло, Фрэнсиса Журдена, Гастона Ле Буржуа, Леона Джалло, Шарлотты Шушет-Гильере (рис. 20).

Рис. 19. Отель Mezzara (Париж, ул. Жан-де-ла-Фонтейн, 60, 1910-1011 гг.):

а - главный фасад [4] (URL: https://babs71.livejournal.com/956922.html); б - заказчик - П. Меццара (1866-1918) (URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ commons/5/52/Paris_Hotel_Mezzara02.jpg)

Рис. 20. Интерьер парадного холла Hôtel Mezzara (URL: https://i.pinimg.com/originals/ ee/26/39/ee26394850b5ecb636605fe5573d73b0.jpg; http://aroundtheworld.phileas-fogg.net/art-nouveau/paris/mezzara5.jpg; http://www.elisabethlebot.com/wp-content/ uploads/2017/12/Musee-Guimard2.jpg; https://pbs.twimg.com/media/DPfmDXWX0 AATj_i.jpg)

а

В обеденном зале отеля сохранилась оригинальная мебель, выполненная по проектам Э. Гимара, - буфет, стол и стулья (рис. 21).

Рис. 21. Интерьер обеденного зала Hôtel Mezzara. Видовые точки (URL: http://www.elisabethlebot.com/wp-content/uploads/2017/12/Musee-Guimard4.jpg; https://i.pinimg.com/236x/47/39/7c/47397 c9d89650e3799e5959c8ed505cb--art-nouveau.jpg; http://www.lecercleguimard.fr/HG/wp-content/uploads/2015/10/Mezzara-Guimard-7_5_SAM.jpg)

Это один из самых успешных архитектурно-дизайнерских проектов Эктора Гимара. Двери, окна и кованые решетки балконов здесь украшены цветочными («флореальными») сюжетами, выполнены по его эскизам: «Слово Виолле ле Дюку: «Одно из качеств, создающих прелесть хорошей архитектуры, заключается в тесной связи между внутренней и наружной декорацией. Нужно, чтобы наружная декорация подготовляла зрителя, вызывала у него предчувствие того, что он найдет, войдя в здание. Сюрпризы - не дело архитектуры. Нужно еще, чтобы архитектор - автор здания - не обещал, например, на наружном фасаде больше, чем он в состоянии будет дать. Если на этом фа-

саде он расточил все декоративные возможности, что же ему останется показать внутри здания? В этом отношении мы снова можем поучиться у людей Востока. Наружный вид их зданий относительно прост, и лишь по мере того как проникаешь во внутренние части здания, развертывается роскошь и изящество. Это, так сказать, кокетливость высокой пробы, которая неизменно очаровывает. Они умеют предусмотреть переходы, постепенно подготовить взор к заключительному великолепию, так что никогда не испытываешь желания вернуться назад.» [10] (рис. 22, 23).

Рис. 22. Оконный и дверной проемы отеля Mezzara:

а - декоративные решетки [4] (URL: https://babs71.livejournal.com/956922.html); б - двери (URL: http://interior.lv/wp-content/uploads/2016/09/Guimard-014.jpg)

а

б

Рис. 23. Отель Mezzara (Париж, ул. Жан-де-ла-Фонтейн, 60, 1910-1011 гг.). Декоративные элементы (лестничная клетка, потолочный витраж) (URL: https://s3-medial .fl. yelpcdn.com/bphoto/gJOUzo20LfMeDAaB1z10xQ/ls.jpg)

Правительственным указом от 15 сентября 1994 г. отель Mezzara был внесен в список исторических памятников. В 2005-2006 гг. он был окончательно восстановлен и открыт для публики. Здесь регулярно проходили выставки и собрания членов ассоциации «Круг Гимара», а в сентябре 2015 г. был организован музей Э. Гимара и научно-исследовательский центр по изучению стиля модерн.

Завершая исследование, можно сделать ряд выводов, касающихся второго этапа архитектурно-дизайнерской деятельности Эктора Гимара (1900-1912 гг.).

1. Установлено, что практический опыт, обретенный Э. Гимаром в процессе работы над Castel Béranger (1894-1898 гг.), фасадом административного здания компании Coilliot в г. Лилле (1898-1900 гг.) и входа павильонов станций Парижского метрополитена (1898-1912 гг.), помог ему в формировании своего неповторимого «стиля Гимар» (Le Style Guimar). Этот стиль постоянно совершенствовался не только в архитектурных проектах, но и в дизайнерских работах (оформление фасадов и интерьеров зданий, их оборудования, полиграфические издания рекламного характера). В этих работах Э. Гимар максимально раскрыл свой талант архитектора и «тотального» дизайнера.

2. Отмечено, что, помимо выполнения художественно-дизайнерских работ, в этот период Эктор Гимар продолжил свои «бионические» эксперименты в проектах жилых и общественных зданий. В некоторых проектах он ограничился лишь декоративными деталями, в других экспериментировал с самыми различными строительными материалами - многоквартирный дом Jassede на авеню Де Версаль - Ланкре, 142 (1903-1905 гг.), отель Дерон-Левент (Виа де ла Реоньюн, 28, 1907 г.). В нескольких постройках он всерьез увлекся «бионическим» моделированием их конструктивной основы и организацией «свободного» внутреннего пространства - Кастель-д'Оржеваль (деп. Эссон, 1904-1905 гг.), вилла La Surprise (деп. Cabourg, 1903-1907 гг.).

3. Можно предположить, что завершающим этапом в формировании модернистского «стиля Гимар» стали Hôtel Guimard («Отель Гимар», 1909-1912 гг.), Hôtel Mezzara (ул. Жан-де-ла-Фонтейн, 60, 1910-1911 гг.). Именно в этих проектах, выполненных параллельно в течение трех лет, архитектор достиг пика своей житейской и творческой зрелости. Не исключено, что этот творческий подъем был стимулирован женитьбой Э. Гимара на американской художнице А. Оппенхайм. Hôtel Guimard стал не только семейным очагом, но и творческой мастерской супругов, в которой они стремились максимально реализовать свой творческий потенциал. Однако осуществить это желание оказалось непросто.

4. Анализ самых различных публикаций, посвященных истории модерна, показал, что в канун Первой мировой войны этот дорогостоящий «буржуазный» стиль утратил былую популярность и «был отправлен в небытие». Избегая общественной критики и не желая лишаться заказов, Э. Гимар был вынужден значительно упростить декоративную составляющую своих проектов. Теперь он старался делать свои здания менее заметными в уже сложившейся застройке французской столицы. Этому завершающему этапу в творческой биографии Эктора Гимара будет посвящена наша следующая статья.

Библиографический список

1. Поляков Е.Н., Дончук Т.В. Становление французской версии стиля модерн в ранних работах Эктора Гимара // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2019. Т. 21. № 5. С. 9-35. URL : https://doi.org/10.31675/1607-1859-2019-21-5-9-35

2. Гимар Гектор (1867-1942). URL : http://www.build-online.ru

3. Люстра в стиле модерн по эскизу Эктора Гимара. URL : https://a-la-belle.livejournal.com.

4. Париж. Дома Эктора Гимара. URL : https://babs71 .livejournal. com/956922.html

5. Французская архитектура XIX-XX вв. URL : http://web-kapiche.ru/899-francuzskaya-arhitektura.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Эктор (Гектор) Гимар. URL : http://arch-house.ru/Biblioteka/ mastera/Gimar/index.html

7. Эктор (Гектор) Гимар: архитектор, дизайнер, стиль модерн (Ар-нуво). URL : http://arch-house.ru/Biblioteka/mastera/ Gimar/index.html

8. Эктор Гимар и его архитектурные фантазии. URL : http://trv-science.ru/2015/06/30/ hector-guimard-i-ego-arkhitekturnye-fantazii/

9. Эктор Гимар (Лион, 10 марта 1867 - Нью-Йорк 20 мая 1942). Главный представитель искусства Nouveau во Франции. URL : http:// media-knowledge.ru

10. Vase desBinelles, 1903. URL : https://www. metmuseum.org/ art/ collection/search/500002

References

1. Polyakov E.N., Donchuk Т. V. Stanovlenie frantsuzskoi versii stilya modern v rannikh rabotakh Ektora Gimara [Formation of french Art Nouveau style in early works of Hector Guimard]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta - Journal of Construction and Architecture. 2019. V. 21. No. 5. Pp. 9-35. (rus)

2. Gimar Gektor (1867-1942) [Guimard Hector (1867-1942)]. Available: www.build-online.ru (rus)

3. Liustra v stile modern po eskizy Ektora Gimara [Art Nouveau chandelier based on the sketch by Hector Guimard]. Available: https://a-la-belle.livejournal.com

4. Parizh. Doma Ektora Gimara [Paris. The House Of Hector Guimard]. Available: https://babs71. livejournal. com/956922.html (rus)

5. Frantsuzskaia arhitektura XIX-XX veka [French architecture of the XIX-XX century]. Available: http://web-kapiche.ru/899-francuzskaya-arhitektura.html (rus)

6. Ektor (Gektor) Gimar [Ector (Hector) Guimard]. Available: http://arch-house.ru/Biblioteka/ mastera/Gimar/index.html (rus)

7. Ektor (Gektor) Gimar: arhitektor, dizainer, stil modern (Ar nuvo) [Ector (Hector) Guimard: architect, designer, modernist style (Art Nouveau)]. Available: http://arch-house.ru/Biblioteka/ mastera/Gimar/index.html (rus)

8. Ektor Gimar i ego arhitekturnye fantazii [Hector Guimard and his architectural fantasies]. Available: http://trv-science.ru/2015/06/30/hector-guimard-i-ego-arkhitekturnye-fantazii/ (rus)

9. Ektor Gimar (Lion, 10 marta 1867 - Niu-Iork, 20 maia 1942). Glavny predstavitel iskusstva Nouveau vo Frantsii [Hector Guimard (Lyon, March 10, 1867 - New York, May 20, 1942). The main representative of art Nouveau in France]. Available: http://media-knowledge.ru (rus)

10. Vase des Binelles, 1903. Available: www.metmuseum.org/art/collection/search/500002

Сведения об авторах

Поляков Евгений Николаевич, докт. искусствоведения, профессор, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, polyakov.en@yandex.ru

Дончук Татьяна Владимировна, аспирант, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, kapitel-nsk@mail.ru

Authors Details

Evgenii N. Polyakov, DSc, Professor, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia, polyakov.en@yandex.ru

Tat^yana V. Donchuk, Research Assistant, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia, kapitel-nsk@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.