DOI 10.47643/1815-1329_2022_5_45 УДК 342.553(470)
СТАНОВЛЕНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ FORMATION OF LOCAL SELF-GOVERNMENT
ХАЗИЕВА Регина Рафисовна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права,
Уфимский юридический институт МВД России.
450091, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Муксинова, 2.
E-mail: semmi-5@yandex.ru;
KHAZIEVA Regina Rafisovna,
PhD in law, associate professor of the department of constitutional law of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2, Muksinova str., Ufa, Republic of Bashkortostan, 450091. E-mail: semmi-5@yandex.ru
Краткая аннотация. В статье раскрываются периоды развития местного самоуправления, как одной из основ конституционного строя, принципа лежащего в основе формирования органов власти. Анализируются ключевые исторические этапы становления местного самоуправления, особенности общинного строя, формирование земских учреждений. Рассматривается советский период как особый этап трансформации местного самоуправления, который привел к централизации власти.
Abstract. The article reveals the periods of development of local self-government as one of the foundations of the constitutional system, the principle underlying the formation of authorities. The key historical stages of the formation of local self-government, the features of the communal system, the formation of zemstvo institutions are analyzed. The Soviet period is considered as a special stage of transformation of local self-government, which led to the centralization of power.
Keywords: local self-government, democracy, issues of local importance, urban settlements, rural settlements.
Ключевые слова: местное самоуправление, народовластие, вопросы местного значения, городские поседения, сельские поселения.
Для цитирования: Хазиева Р. Ф. Становление местного самоуправления // Аграрное и земельное право. 2022. № 5(209). С. 45-48. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_4_45.
For citation: Khazieva R.F. Formation of local self-government // Agrarian and Land Law. 2022. No. 5(209). pp. 45-48. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_4_45.
Статья поступила в редакцию: 01.12.2021
Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя, одним из принципов, который лежит в основе формирование органов власти. Местное самоуправление является обеспечивает возможность граждан самостоятельно или через представительные органы решать вопросы местного значения в собственных интересах. Местное самоуправление - это форма осуществления народом своей власти [4]. А.В. Сова-ренко отмечает, что местное самоуправление является органом власти, наиболее приближенным к многонациональному народу, этим подтверждая необходимость существования данного органа власти [5].
Безусловно, зарождение местного самоуправления на территории Российской Федерации обусловлено особенностями его территориального устройства и размерами ее территории. Развивалось местное самоуправление поэтапно, и в качестве первой ступени развития следует отметить общинный строй у древних славян. Что заставило древних славян объединиться в общины? Конечно же, в первую очередь это безопасность, так как древние славяне часто подвергались нападкам со стороны греков и римлян, им необходимо было объединяться для отражения нападений. Второй причиной образования общин является разделение труда, что послужило объединению людей по их производственным интересам. Таким образом, сформировавшаяся община представ-
ляла единицу самоуправления. Так называемые производственные общины, которые образовались в городах, имели свою территорию, например, целую улицу или ее часть. Члены общины занимались управлением делами общественности.
Следующий этап в развитии местного самоуправления связан с крещением Руси. В данный период появились новые общины, имеющие религиозный характер, видоизменились уже существовавшие общины и в целом трансформация местного самоуправления произошла в связи с территориальным переустройством. Появились младшие города, пригороды, селения, волости, погосты. Особенностью данного периода является то, что теперь местное самоуправление стало осуществляться должностными лицами, которые были избраны вече. Каждое избранное должностное лицо, представляло определённую территорию. На тот период должностные лица являлись лишь исполнителями и властных полномочий не имели.
Далее последовавший период монголо-татарского нашествия, полностью на корню разрушил сформировавшееся к тому моменту местное самоуправление. Теперь уже население не могло самостоятельно распоряжаться своим имуществом, результатами своего труда, земля стала принадлежать государству.
Полномасштабное развитие, по мнению многих научных деятелей, местное самоуправление получило в 1864 году. Данный год знаменуется Земской реформой, определившей формирование земских учреждений на сельской местности. Земские учреждения исторически были определены как истинные представители местного самоуправления.
После Октябрьской революции 1917 г. местное самоуправление считали буржуазным институтом [2] и советы вытеснили местные органы власти. Тем не менее местное самоуправление вновь появляется в Конституции СССР 1977 г [3].
В основу организации власти на местах в советском государстве лег принцип единства Советов. Все советы являлись государственными органами власти, имели соподчиненность. В целом вся система советов имела жесткую централизацию и власть концентрировалась на верхах. В соответствии с Конституцией РСФСР 1918 года в городах и селах были организованы Советы депутатов. Вопросы местного значения, которые возможно было решить общим собранием, разрешались таким образом, в иных случаях советами организовывались исполнительные органы. Постепенно на местах Советы депутатов повсеместно заменили земские и городские самоуправления. В полномочия Советов входило проведение в жизнь идей высших органов Советской власти, также в обязанности советов входило хозяйственное и культурное развитие местной территории, решение вопросов местного значения. Круг полномочий был размыт и четких границ не имел, что было точно ясно, так это то, что все советы были подконтрольны и подотчеты Съездам Советов и их решения могли быть отменены также съездами, т.е. ни о какой самостоятельности речи не шло.
Конституцией РСФСР 1937 года местное самоуправление было определено как «Местное самоуправление государственной власти». Данной конституция укрепила положение советов, именовались он Советами депутатов трудящихся, работали на постоянной основе и избирались на два года. По сути Советы депутатов были превращены в исполнительно-распорядительные органы на местах решающие вопросы хозяйственного и культурного развития.
Особо значимым периодом для становления местного самоуправления, является вторая половина 1980 -х годов и до принятия Конституции РФ 1993 года. 9 апреля 1990 г. был принят Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», который определил основные направления развития местных органов власти, принципы их формирования и деятельности как органов самоуправления, самооргани-
зации граждан. В соответствии с этим Законом основным звеном в системе местного самоуправления должны были стать местные Советы как представительные органы власти. На своей территории Советы были вправе координировать деятельность всей системы местного самоуправления. Они образовывали свои органы, определяли их полномочия в соответствии с законами, самостоятельно устанавливали их структуру и штаты.
Данный Закон ввел понятие «коммунальная собственность». К коммунальной собственности относилось имущество, передаваемое безвозмездно Союзом ССР, союзными и автономными республиками, иными субъектами, а также имущество, создаваемое или приобретаемое местным Советом за счет принадлежащих ему средств.
6 июля 1991 г. в РСФСР был принят Закон «О местном самоуправлении в РСФСР», на основе которого начался процесс реформирования местных органов власти, формирования системы местного самоуправления в Российской Федерации.
Таким образом, были сделаны первые шаги на пути утверждения принципиально иных начал организации управления на местном уровне, нежели те, что были свойственны советской организации власти. Однако попытка ввести местное самоуправление путем принятия союзного, а затем российского законов о местном самоуправлении, не реформируя, по сути, прежнюю систему, не дала ожидаемых результатов. Местное самоуправление было декларировано, но не было обеспечено ни в материальном, ни в организационном, ни, в должной мере, в правовом отношении.
Знаменательным событием для развития местного самоуправления становится 1998 год. Именно в этот год в Российской Федерации была ратифицирована Европейская хартия местного самоуправления Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ (вступ. в силу для Российской Федерации 01.09.1998).
Европейская хартия в своих нормах-принципах аккумулировала вековой опыт Европы по созданию дееспособной системы местного самоуправления и ее институтов, а также принципов их функционирования в рамках континентальной правовой системы, потому могла быть вполне полезна как правовой инструмент для формирования модели местного самоуправления по европейскому образцу и в России [1]. Европейская хартия местного самоуправления оказала серьезное влияние на законодательную основу Российской Федерации в области местного самоуправления. Она стало основой как для текста первоначальной редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, так и для ранее принятого одноименного Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ.
Таким образом, мы видим, что становление местного самоуправления — это сложный и длительный процесс, включающий в себя разные исторические этапы. Каждый этап привнес в современное местное самоуправление свои веяния и идеи.
Были периоды, когда местное самоуправление изживалось, но, тем не менее, в 21 веке мы понимаем, что местное самоуправление необходимо и оно играет значимое роль в жизни общества.
Но так ли это на самом деле? Возможно ли говорить о самостоятельности в условиях ограниченных финансовых возможностях? Или вся самостоятельность органов местного самоуправления реализуется только на бумаге. Как верно утверждают Диденко А.Н. и Бабичев И.В. «В Российской Федерации нет ни одного более или менее значимого вопроса экономического, социального, экологического или иного характера, который мог бы быть решен вне преломления через призму федеративных отношений» [1].
Библиография:
1. Бабичев И.В. Нормы-принципы Европейской хартии местного самоуправления как составная часть правовой доктрины российской модели местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 6. С. 67 - 74.
2. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. М., 1999. С. 102.
3. Дугарская Т.А., Кузнецов В.Н. Влияние различных теорий местного самоуправления на процессы становления местного самоуправления в России // Массовые коммуникации на современном этапе развития мировой цивилизации: материалы Всероссийской научной конференции смеждународным участием. Красково, 2015. С. 318 - 322.
4. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года: (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). - Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации: [сайт]. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 07.11.2021).
5. Соваренко А.В. Местное самоуправление: права или обязанности? (сущность местного самоуправления) // Выбор власти & власть выбора: сб. док. Всероссийская научно-исследовательская конференция молодых ученых (с международным участием). Иваново, 2018. С. 228 - 236.
References:
1. Babichev I.V. Norms-principles of the European Charter of Local Self-Government as an integral part of the legal doctrine of the Russian model of local self-government // Constitutional and municipal law. 2018. No. 6. pp. 67-74.
2. Vydrin I.V., Kokotov A.N. Municipal law of Russia. M., 1999. p. 102.
3. Dugarskaya T.A., Kuznetsov V.N. The influence of various theories of local self-government on the processes of formation of local self-government in Russia // Mass communications at the present stage of development of world civilization: materials of the All-Russian scientific conference with international participation. Kraskovo, 2015. pp. 318 - 322.
4. The Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote on December 12, 1993: (with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020). - Text: electronic // Official Internet portal of legal information: [website]. - URL: http://www.pravo.gov.ru (date of application: 07.11.2021).
5. Sovarenko A.V. Local self-government: rights or obligations? (the essence of local self-government) // The choice of power & the power of choice: sat. doc. All-Russian Research Conference of Young Scientists (with international participation). Ivanovo, 2018. pp. 228 - 236.