Организация местной власти в Казахстане в период 1917-1933 гг. (Историко-правовой аспект)
Кемелбеков Адлет Абденулы
аспирант кафедры правового обеспечения государственной и муниципальной службы, Института государственной службы и управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, [email protected]
Статья посвящена процессу организации местной власти на территории современного Казахстана в период 1917-1933 гг. Анализируются процессы формирования органов местного управления и самоуправления в период становления советской власти. Влияние казахской либеральной интеллигенции в вопросах организации местной власти. Рассмотрены основные этапы развития законодательства в области местного управления и самоуправления, какие факторы осложняли реализацию принятых нормативных актов. Изучается роль советской власти и ее влияние на развитие государства в последующие годы. Ключевые слова: Степной край, Казахстан, земство, Алаш-Орда, Советы, местное самоуправление, избирательные права, СССР, РСФСР, Казахская ССР.
X 2 о
о см о
О!
По итогам Февральской и Октябрьской революции 1917 г. на территории Российской империи, в составе которой была территория современного Казахстана, провозглашается советская власть.
Как отмечал В. И. Ленин, одной из основных целей нового государственного аппарата являлся немедленный переход к настоящему народному самоуправлению [1].
Исследуемый исторический период характеризуется отсутствием понимания местного самоуправления в классическом его значении. Многие представители теории муниципального права, в числе которых С.А. Авакьян, Г.В. Барабашев, К.Ф. Шеремет и другие, допускают выделение отдельной советской модели местного самоуправления. В качестве основного аргумента приводится довод о том, что, если отстранить политическую составляющую местных Советов, то сутью их деятельности оставалось решение местных вопросов населения, компактно проживающего на определенной территории, но с учетом общих интересов государства. При советской модели местное самоуправление, в лице местных Советов, помимо решения местных вопросов, осуществляла широкую политическую деятельность государства [2], при таком подходе это являлось бы местным управлением. Как отмечает Е.К. Нурпеисов, что с самого начала существовала историческая проблема, связанная с коммунистической идеологией и юридической доктриной, утверждавшей о том, что Советы народных депутатов разного уровня являются самоуправлениями районов, областей, населенных пунктов, при этом их встроенность в систему тоталитарного советского государственного управления замалчивалось [3].
Таким образом, можно прийти к выводу, что особенностью советской модели местного самоуправления является ее дуалистическая природа, сочетающая начала государственной власти и самоуправления.
Основными органами власти на местах в советский период признавались Советы. Данные единицы были политизированы большевистской властью и представляли собой первичные ячейки «пролетарской диктатуры». Однако для Советов низового уровня, в данном случае аулов, политическая составляющая носила больше декларатив-
ный характер, первостепенной задачей было объединение населения, выражение их воли и интересов [4].
27 октября 1917 г. Декретом «Об учреждении Совета Народных Комиссаров» создаются народные комиссариаты. Помимо функций по государственной безопасности и обеспечения правопорядка, народным комиссариатам переданы полномочия по контролю за исполнением распоряжений центральной власти на местах.
Несмотря на то, что государственная власть осуществлялась Советами на местах, определенное время параллельно им функционировали земские и городские органы местного самоуправления. Деятельность структур земского и городского местного самоуправления определялось Советским правительством, посредством местных Советов [6].
В декабре 1917 г. НКВД дает официальное разъяснение по взаимоотношениям Советов с органами местного самоуправления. Так, земства и городские думы, выступающие против Советов и их решений, подлежат немедленной ликвидации, лояльные органы местного самоуправления, продолжают осуществлять функции местного самоуправления по поручению и под руководством Советов [7].
С момента смены власти и до принятия V Всероссийским съездом Советов Конституции РСФСР от 10 июля 1918 г., круг полномочий местных Советов не был четко определен. Исходя из анализа законодательства, учеными выделяются следующие основные черты местных Советов:
• они являлись органами власти и управления в границах административного территориального деления;
• местные Советы низшего уровня находились в соподчинении по отношению к высшему Совету, тем самым образуя вертикаль власти;
• нижестоящие Советы обладали некоторой самостоятельностью в решении вопросов местного значения, но она ограничивалась в пределах допустимой решением вышестоящих Советов [8].
Особенностью степного региона является то, что в переходный период на территории Казахстана сложилось троевластие в лице, органов Временного правительства, Советов и органов национального самоуправления (казахские комитеты).
Несмотря на то, что в Российской империи местное самоуправление вводилось еще в 1864 г. «Положением о губернских и уездных земских учреждениях», институт земства в Степном крае еще не был введен.
Представители казахской интеллигенции (А. Н. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов и другими), понимая важность института местного самоуправления, проводят среди местного населения просветительскую деятельность по вопросам земства, путем посвящения отдельных циклов статей в общественно-политической газете «Казах» [9]. В пользу данного института приводились такие доводы как передача части полномочий в решении местных вопросов, что новый строй служит интересам населения, земские сборы будут направле-
ны на улучшение социальной области населения в сфере образования, здравоохранения, ветеринарии и иное [10].
С приходом Временного правительства, наказом «О производстве выборов земских гласных в губернии Архангельской, в Сибири и в областях Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Тургайской и Уральской» от 1 июля 1917 г. в степи вводится волостное и уездное земство. В соответствии с данным актом все местное население, независимо от имущественного положения, пола, национальности, религии, получало избирательные права. Предусмотрено, что органы местного самоуправления будут содержаться за счет денежных сборов с населения [11].
Летом 1917 г. в городах, областях и уездах «Степного края» проходят «Общеказахские съезды», с целью обсуждения вопросов об образовании автономной национальной единицы, выносятся на обсуждения вопросы по внедрению земства.
Начало внедрения земства было заложено в Кокшетауском уездном исполкоме. Кокшетауский уезд был разделен на 12 избирательных округов по национальному принципу проживания населения, из которых 9 - с русским населением, оставшиеся с казахским. Однако земская реформа не доведена до логического конца по причине захвата большевикам власти в регионе.
Большевики проводят собственною реформу организации местной власти, одним из первых шагов которой было упразднение земства и образование волостных Советов [12]. В связи с дефицитом кадров Советов, по сути производится реорганизация земства в местные Советы.
Таким образом, ввиду дисбаланса центральной власти, первая реформа по внедрению в степи земства терпит крах, интересы представителей казахской интеллигенции не реализовываются, народное хозяйство приходит в упадок.
В декабре 1917 г. на проходившем в Оренбурге Втором Общеказахском съезде партией «Алаш» провозглашена «Алашская автономия». Лидерами партии рассматривался вопрос об установлении оптимальной формы местного самоуправления в регионе в виде земства. Однако Совет народных комиссаров РСФСР не признал Алашскую автономию, в связи с этим представители партии «Алаш» перешли на сторону антибольшевистских сил.
В 1918 г. по результатам восстания Чехословацкого корпуса власть от большевиков переходит комиссариату Временного Сибирского Правительства Сибирской автономии. Под контроль Временного Правительства попадают части северного и восточного Казахстана. В целях представления государственной власти на местах, 1 июня 1918 г. Временное Правительство принимает декларацию по восстановлению земства.
Временное Сибирское Правительство не признало Алашскую автономию, но при этом признавало полномочия национального правительства, в числе которых была партия Алаш. Это позволило создавать национальные комитеты и проводить общеказахские съезды.
5
-С
гп
о
а
Н
А У
т; А
Н
2 о о
2
о
О!
Политика Временного Правительства по восстановлению земства, соответствовала интересам Алаша, в связи с чем последние принимали активное участие в ней. Многие ликвидированные земства возобновили свою работу. В регионах с преимущественно казахским населением осуществляли деятельность волостные комитеты, во главе с волостным управителем, а в аулах с аульными старшинами. Восстановление земства осложнялось еще тем, что населенные пункты были разбросаны на большие расстояния друг от друга, а также суровыми климатическими условиями.
Одновременное функционирование земства и национальных комитетов Алаш-Орды изначально подразумевали тесное сотрудничество. Однако из-за того, что функции органов не были конкретно определены, они не могли эффективно решать местные вопросы. В бюджет Временного Правительства с казахского населения поступали незначительные средства, виновником такой ситуации считалась Алаш-Орда. В начале 1919 г. Временное правительство решает принудительно изъять недоимки по земским сборам с местного населения, однако, у нее не хватает средств для организации карательных отрядов.
В конце 1919 г. антибольшевистские силы теряют власть в степи, территория снова становится подконтрольной Советам. Органы земства полностью ликвидируются. Вторая попытка организации земского самоуправления так и не была полностью проработана и реализована.
5 марта 1920 г. военно-революционным комитетом Киргизского (Казахского) края официально ликвидируется Алашская автономия.
Несмотря на то, что представителями казахской интеллигенции так и не удалось организовать местное самоуправление, тем не менее они внесли значительный культурный и политический вклад в будущее развитие страны. Представителями партии «Алаш» проведена огромная работа по сбору историко-статистических, экономических, географических и этнографических данных для определения границ будущей автономии [13].
26 августа 1920 г. Декретом ВЦИК и СНК провозглашается образование Автономной Киргизской (Казахской) Социалистической Советской Республики в составе РСФСР со столицей в Оренбурге. Декретом регламентируется территория в составе Семипалатинской, Акмолинской, Тургай-ской, Уральской, Закаспийской области, Мангышлакского уезда, Астраханской губернии [14]. Согласно ст. 3 Декрета Органами управления КАССР являются местные Совдепы, Центральный Исполнительный Комитет и Совнарком КАССР. Вся вертикаль власти с самых низших единиц переходит Советам.
Советская власть проводит кадровую политику в регионе. Председателем ЦИК КАССР был избран С.М. Мендешев, а председателем СНК Ка-зАССР В.А. Радус-Зенькович [15].
В том же году Учредительным съездом КАССР была принята «Декларация прав трудящихся Киргизской (Казахской) АССР» [16], где было под-
тверждено, что территория Киргизского края объявляется республикой, местными органами управления которой являются Советы рабочих, трудового киргизского народа, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов. Несмотря на то, что Декларация не была объемной, в пункте 3 закреплены основные права граждан избирать и быть избранным в Советы. Избирательные права имели все граждане обоего пола, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т. д. ко дню выборов достигшие возраста 18 лет и которые добывают средства к жизни личным производительным и общественно полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда. В соответствии с примечанием 1 к статье 64 Конституции РСФСР местные советы имели право с утверждения Центральной власти снижать возрастной ценз [17]. А также перечень оснований ограничивающий избирательные права, а именно: а) служащие и агенты бывшей полиции; б) лица, признанные душевнобольными и умалишенными; в) состоящие под опекой; г) осужденные за корыстные и порочащие преступления, а также д) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли и живущие на нетрудовой доход.
Декларация содержало положение о том, что автономия не ограничена правом использования родного языка в госучреждениях и делопроизводстве. Данное положение с политической точки было очень важным, в противном случае ведение делопроизводства только на русском языке отрывало бы коренное население от советского аппарата.
Наряду с языковой политикой проводится политика просвещения. Открываются множество школ, а также курсов на казахском языке по подготовке партийных работников для повышения политической грамотности.
Декларацией намечен политический курс, направленный на восстановление народного хозяйства и создание национальной государственности.
Таким образом, Декларация решала основные задачи стратегии коренизации в регионе путем сближения и привлечения коренного населения к строительству советской власти.
Однако данный процесс был замедлен в связи с трагическими событиями, постигшими Казахстан в 1919-1920 гг. В связи с неурожайностью и неграмотной политики «продразверстки» численность местного населения сократилось почти на 20%, большинство погибло от голода, часть откочевало в соседние регионы.
С момента образования СССР и принятия Конституции РСФСР 1925 г. конституционное развитие получил институт местных Советов. Глава 5 Конституции РСФСР 1925 г. посвящена организации местной власти, указанные положения также распространялись и в отношении Казахской АССР, так как она входила в состав РСФСР.
Статья 64 Конституции РСФСР 1925 г. содержит одно из ключевых положений о предмете ве-
дения местных органов власти, что в свою очередь означает придание Советам существенной роли в жизни общества и государства. Так «краевые, областные и районные исполнительные комитеты и их президиумы, а также Советы депутатов имеют своей задачей:
а) принятие мер к поднятию данной территории в культурном и хозяйственном отношениях;
б) проведение в жизнь постановлений соответствующих высших органов советской власти;
в) разрешение вопросов, имеющих местное для данной территории значение;
г) объединение советской деятельности в пределах данной территории;
д) обеспечение в пределах данной территории революционной законности и охраны государственного порядка и общественной безопасности;
е) обсуждение вопросов общегосударственного значения как по собственному почину, так и по предложению вышестоящих исполнительных комитетов» [18].
15 июня 1925 г. на основании принятого V Съездом Советов Казахской АССР решения о восстановлении исторически обусловленного наименования казахского народа ВЦИК постановил переименовать Киргизскую АССР в Казахскую АССР [19].
Статья 65 Конституции РСФСР закрепляет вертикаль власти, подконтрольность нижестоящих местных советов и их исполнительных органов Съездам и их исполнительным комитетам.
18 февраля 1926 г. Постановлением ЦИК Казахской АССР в соответствии со статьей 44 Конституции РСФСР от 10 июля 1918 г. принимается первая Конституция Казахской АССР. Данная Конституция закрепила форму правления, государственное устройство, политический режим, структуру органов государственной власти, исполнительно-распорядительных органов. Были определены основы активного и пассивного избирательного и бюджетного права. Согласно данной Конституции Казахстан являлся равноправной республикой в составе РСФСР [20]. За основу создания государственного аппарата в КАССР был взят опыт строительства системы управления в РСФСР.
В соответствии с абз. 2 ст. 44 Конституции РСФСР для обретения юридической силы проект Конституции КАССР должен быть утвержден Всероссийским Съездом Советов. Однако проект не был утвержден.
Активной деятельности местных Советов способствует принятие, в начале 1926 г., закона о местных финансах, который закрепляет положение о децентрализации и дифференциации местных бюджетов [21]. С пополнением бюджета местные Советы ощутили полноту власти на подведомственной территории.
В период 1927-1928 гг. в связи с увеличением финансовой базы, повышается роль местных Советов в решении вопросов благоустройства, строительстве жилых помещений, коммунальных предприятий. Данному фактору способствовало
принятие Постановления ВЦИК и СНК РСФСР о пересмотре прав и обязанностей местных органов советского управления от 23 июля 1927 г. За период 1922-1927 гг. местный бюджет увеличился в более чем пять раз [22].
Законодателем предпринимаются шаги к демократизации общества. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 14 марта 1927 г. утверждается Положение об общих собраниях (сходах) граждан в сельских поселениях в котором регламентируется процедура проведения общих собраний граждан сельских поселений с целью рассмотрения местных вопросов. Однако на практике данный институт общественного самоуправления, носил больше декларативный характер, так как дальнейшей реализацией принятых решений занимались исполкомы местных советов, которые все же могли приостановить его осуществление.
С апреля 1927 г. на XV партконференции Всесоюзной коммунистической партией большевиков провозглашается курс на централизацию власти и управления. Ликвидируются коммунальные хозяйства и Главное управление коммунального хозяйства. Новым законом о финансах местных Советом вводится остаточный принцип финансирования местного хозяйства после затрат на индустриализацию.
В период 1929-1933 гг. в связи с централизацией местная власть теряет рычаги управления в подведомственной территории и ее деятельность носит больше показательный характер.
Принятые местными Советами решения были направлены на реализацию политики центральной власти, что приводило к отдалению воли местного населения в вопросах местного значения
20 января 1933 г. Постановлением ВЦИК утверждается положение о городских советах в котором устанавливается, что «городские советы являются органами пролетарской диктатуры» [23], реализующие политику центральной власти на местах.
Несмотря на установления власти местных Советов, в низших административных единицах вплоть до 1929 г. управление делами аулов осуществляли местные баи («богач, кулак»), данный факт был освещен известным историком Кучкиным А.П. в статье «Советизация казахского аула (19261929)», опубликованного в журнале «Вопросы истории» (1946. № 10) [24].
В связи с этим в период 1926-1929 гг. в КАССР советская власть проводит насильственный перевод населения с кочевого на оседлый образ жизни, проводится политика «раскулачивания» и изъятия «излишков» скота. Центральной властью не был учтен традиционный уклад жизни населения в регионе, что привело, ко второму массовому голоду в 1932-1933 гг., по разным оценкам унесшие жизнь от 1 млн. до 1,75 млн. человек. Данное трагическое событие, также замедлило развитие общественных институтов местного самоуправления.
Тем не менее, стоит отметить и положительные стороны политики советской власти, так благодаря централизации советской власти, к 1936 г. КАССР,
5
-о Й -С
гп
о
а
Н А
У
т; А
X
<¡2
о
о сч
0
01
в составе РСФСР, становиться индустриальной страной, повышается уровень аграрного хозяйства, культуры, образования, промышленности и других сферах.
Литература
1. Ленин В. И. Удержат ли большевики государственную власть? // Ленин В. И. Полн. собр. соч.: 5-е изд. 1967. Т. 34. URL: http://uaio.ru/vil/34.htm (дата обращения: 01.09.2019 г.)
2. Барабашев Г. В., Старовойтов Н. Г., Шеремет К.Ф. Советы народных депутатов на этапе совершенствования социализма. М., 1987. С. 54.
3. Нурпеисов Е. К. «Законодательство и идея местного самоуправления» // Право и государство, № 2 (71), 2016 г.
4. Авакьян С. А., Лютцер В. Л., Пешин Н. Л., Сивицкий В. А., Тимофеев Н. С. //Муниципальное право России// Проспект, 2009 г. C. 70
5. НКВД - Народный Комиссариат Внутренних Дел РСФСР (1917-1930) URL: http://protivpytok.org/sssr/osnovnye-vexi-razvitiya-organov-gosudarstvennoj-bezopasnosti/nkvd (дата обращения: 01.09.2019 г.)
6. Еремян В. В., Федоров М. В. Местное самоуправление в период создания русского централизованного государства // Муниципальное право. 2000. № 2. (перепеч. из кн.: Еремян В. В., Федоров М. В. Местное самоуправление в России (XII — начало XX вв.). М.: Новый юрист, 1998). С. 57-73
7. Попов С.И. «Генезис и развитие местного самоуправления в России в советский период» // Вестник РУДН, серия Политология, 2010, № 1 C. 25
8. Лазарева С.И. «Советы и местное самоуправление после октября 1917 г.»// Журнал Россия и АТР, № 4 (58), 2007 г., C. 20
9. Каженова Г. Т. «Организация органов земского самоуправления в степном крае (1917-1919 гг.)» // Гуманитарные науки в Сибири, 2018 г., том 25, № 1, C. 11-18.
10.Жизнь и смерть лидера Алаш Орды // URL: http://www.elimai.kz/zhizn-i-smert-lidera-alash-ordy.html (дата обращения: 02.09.2019 г.)
11. Каргалов В.И. Земства России с февраля 1917 г. до завершения их деятельности, февраль 1917 г. - июль 1918 г.: дис. ... канд. ист. наук. Оренбург, 2000. С. 141
12. Государственный исторический архив Омской области (ГИАОО). Ф. 1617. Оп. 1. Д. 30. Л. 1-8 об.
13. 100 лет автономии "Алаш". Всё, что нужно знать о первой казахской республике// URL: https://informburo.kz/stati/100-let-avtonomii-alash-vsyo-chto-nuzhno-znat-o-pervoy-kazahskoy-respublike.html (Дата обращения: 03.09.2019 г.)
14. Декрет ВЦИК и СНК об образовании Автономной Киргизской Социалистической Советской Республики. URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/21885-26-avgusta-dekret-vtsik-i-snk-ob-obrazovanii-avtonomnoy-kirgizskoy-sotsialisticheskoy-sovetskoy-
respubliki#mode/inspect/page/2/zoom/4 (Дата обращения: 03.09.2019 г.)
15.Анисимова И. В. // Становление советской власти в Казахстане и реализация политики коре-низации административного аппарата в 1920-1926 гг. // Известия Алтайского государственного университета, 2017, С. 23.
16.Декларация прав трудящихся Киргизской АССР от 6 октября 1920 года URL:https://ru.wikisource.org/wiki (Дата обращения: 03.09.2019 г.)
17. Конституция РСФСР от 10 июля 1918 г. URL: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1918/ (Дата обращения: 11.09.2019 г.
18. Конституция РСФСР 1925 г. URL: http://constitution.garant.ru/history/ussr-
rsfsr/1925/red_1925/ (Дата обращения: 12.09.2019 г.)
19. Мухамеджанов Бауржан Алимович. Форма правления Республики Казахстан: конституционная модель и практика государственного управления. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. Москва - 2007. С. 46
20.Уалтаева А.С. Конституционное строительство в Казахстане в ретроспективе // URL: http://iie.kz/?p=4162&lang=ru (Дата обращения: 12.09.2019 г.)
21. Попов М.Ю., Упоров И.В. // Местные советы советского государства между Конституциями СССР 1924 И 1936 гг. (организационно-правовой аспект) // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 1. Часть 2. С. 60-64.
22. Болдырев Г.И. //Лекции по финансовой науке. //М., 1928. С. 419.
23. Постановление от 20 января 1933 года Об утверждении положения о городских советах URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3854.htm (Дата обращения: 14.09.2019 г.)
24.Тихонов В.В. дискуссия о советизации Казахского аула 1946-47 годов // журнал: lсторiографiчнi дослщження в УкраТ'ш. Издательство: Институт истории Украины НАН Украины (Киев). 2014 г. С. 267-280.
25. Егоров В.Г. Основания идентичности постсоветских политических режимов // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. 2013. № 11 (286). С. 014-037.
The organization of local government in Kazakhstan in the
period 1917-1933 (Historical and legal aspect) Kemelbekov A.A.
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
The article is devoted to the process of organizing local government on the territory of modern Kazakhstan in the period 1917-1933. The processes of the formation of local government and self-government during the formation of Soviet power are analyzed. The influence of the Kazakh liberal intelligentsia in the organization of local government. The main stages of the development of legislation in the field of local government and self-government, which factors complicated the implementation of the adopted normative acts, are considered. The role of Soviet power and its influence on the development of the state in subsequent years is studied. Keywords: Steppe Region, Kazakhstan, the district council, Alash Orda, Soviets, local self-government, electoral rights, the USSR, the RSFSR, Kazakh SSR.
References
1. Lenin V. I. Will the Bolsheviks hold state power? // Lenin V.I.
Sobr. Op .: 5th ed. 1967.V. 34. URL: http://uaio.ru/vil/34.htm (date of access: September 1, 2019)
2. Barabashev G. V., Starovoitov N. G., Sheremet K.F. Councils of
deputies at the stage of improving socialism. M., 1987.S. 54.
3. Nurpeisov E. K. "Legislation and the idea of local self-government" // Law and State, No. 2 (71), 2016
4. Avakyan S. A., Lutzer V. L., Peshin N. L., Sivitsky V. A., Timo-
feev N. S. // Municipal law of Russia // Prospect, 2009. C. 70
5. NKVD - People's Commissariat of Internal Affairs of the RSFSR
(1917-1930) URL: http://protivpytok.org/sssr/osnovnye-vexi-razvitiya-organov-gosudarstvennoj-bezopasnosti/nkvd (date of access: 09/01/2019)
6. Eremyan V.V., Fedorov M.V. Local government during the crea-
tion of the Russian centralized state // Municipal law. 2000. No. 2. (reprint. From the book: Eremyan V.V., Fedorov M.V. Local government in Russia (XII - beginning of XX centuries). M: New Lawyer, 1998). S. 57-73
7. Popov S.I. "The Genesis and Development of Local Self-Government in Russia in the Soviet Period" // Bulletin of RUDN University, Political Science Series, 2010, No. 1 C. 25
8. Lazareva S.I. "Councils and local government after October 1917" // Journal of Russia and the Asia-Pacific Region, No. 4 (58), 2007, p. 20
9. Kazhenova G. T. "Organization of Zemstvo self-government in
the steppe region (1917-1919)" // Humanities in Siberia, 2018, Volume 25, No. 1, C. 11-18.
10. The life and death of the leader Alash Orda // URL: http://www.elimai.kz/zhizn-i-smert-lidera-alash-ordy.html (date of access: September 2, 2019)
11. Kargalov V.I. Zemstvo of Russia from February 1917 until the completion of their activities, February 1917 - July 1918: dis. ... cand. East. sciences. Orenburg, 2000.S. 141
12. The State Historical Archive of the Omsk Region (GIAOO). F. 1617. Op. 1. D. 30. L. 1-8 about.
13. 100 years of autonomy "Alash". All you need to know about the first Kazakh republic // URL: https://informburo.kz/stati/100-let-avtonomii-alash-vsyo-chto-nuzhno-znat-o-pervoy-kazahskoy-respublike.html (Date treatment: 09/03/2019)
14. Decree of the All-Russian Central Executive Committee and the Council of People's Commissars on the formation of the Autonomous Kyrgyz Socialist Soviet Republic. URL: http://docs.historyrussia.org/en/nodes/21885-26-avgusta-dekret-vtsik-i-snk-ob-obrazovanii-avtonomnoy-kirgizskoy-sotsialisticheskoy-sovetskoy-respubliki#mode/inspect/page/ 2 / zoom / 4 (date of access: September 3, 2019)
15. Anisimova I.V. // The formation of Soviet power in Kazakhstan and the implementation of the policy of indigenization of the administrative apparatus in 1920-1926. // Bulletin of Altai State University, 2017, p. 23.
16. Declaration of the rights of workers of the Kyrgyz Autonomous Soviet Socialist Republic of October 6, 1920 URL: https: //ru.wikisource.org/wiki/ (Date accessed: 09/03/2019)
17. Constitution of the RSFSR of July 10, 1918 URL: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1918/ (date of access: September 11, 2019
18. Constitution of the RSFSR of 1925 URL: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1925/red_1925/ (date of access: September 12, 2019)
19. Mukhamedzhanov Baurzhan Alimovich. The form of government of the Republic of Kazakhstan: constitutional model and practice of public administration. The dissertation for the degree of Doctor of Law. Moscow - 2007.S. 46
20. Ualtayeva A.S. Constitutional construction in Kazakhstan in retrospect // URL: http://iie.kz/?p=4162&lang=en (date of access: 09/12/2019)
21. Popov M.Yu., Uporov I.V. // Local councils of the Soviet state between the Constitutions of the USSR 1924 and 1936. (organizational and legal aspect) // Historical and socio-educational thought. 2017. Vol. 9. No. 1. Part 2. P. 60-64.
22. Boldyrev G.I. // Lectures on financial science. // M., 1928.S. 419.
23. Decree of January 20, 1933 On approval of the provision on city councils URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3854.htm (date of access: September 14, 2019)
24. Tikhonov V.V. discussion about the Sovietization of the Kazakh village of 1946-47 // Journal: History of Ukraine in Ukraine. Publisher: Institute of the History of Ukraine, National Academy of Sciences of Ukraine (Kiev). 2014 S. 267-280
25. Egorov V.G. The foundations of the identity of post-Soviet political regimes // Scientific and analytical journal Observer - Observer. 2013. No. 11 (286). S. 014-037.
5
-C
m
o
a
H
A y
t; A