Научная статья на тему 'Становление корейского балета. Балетные школы Сеула'

Становление корейского балета. Балетные школы Сеула Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
812
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление корейского балета. Балетные школы Сеула»

Н.А. Цай

СТАНОВЛЕНИЕ КОРЕЙСКОГО БАЛЕТА.

БАЛЕТНЫЕ ШКОЛЫ СЕУЛА

Знакомство Кореи с европейским танцем и, прежде всего, с танцем модерн началось в конце двадцатых годов XX века. Первое представление о классическом танце корейские зрители получили, благодаря творчеству японского танцовщика Иссии Баку, работавшего в Корее с 1926 года. В 1922-1925 годах он гастролировал в Европе и учился у итальянского педагога Джо-ванни Витторио Росси и немецкой танцовщицы и хореографа Мари Вигман. И. Баку соединял традиции европейского и восточного танца, включая в свои постановки элементы классического танца и в большей мере приёмы танца модерн. Используя западную музыку, он создавал японский танец рассказа. В одной из программ он представил зрителям фрагменты русского танца. Среди его учеников были Цой Сынхи и Чо Тхэквон, которые в дальнейшем создали движение «Новый танец». Оно ставило своей целью освоение европейской балетной традиции и применение её к национальному танцевальному искусству.

Корейские артисты, заинтересовавшиеся классическим танцем, уезжали учиться в Японию. Возвратившись на родину, в свои концертные программы они ввели приобретенные новшества, что вызвало интерес у зрителя, привлекло внимание общественности и продиктовало дальнейшие шаги в их деятельности. Таким образом, предпосылкой становления нового танцевального искусства стало знакомство с классическим балетом, трансформировавшимся в Японии.

Одной из выдающихся танцовщиц того времени стала Цой Сынхи, сыгравшая заметную роль в истории корейского балета. Она вела активную концертную деятельность, в 1929 году открыла в Сеуле свою танцевальную школу, учеников которой задействовала позже в своих постановках. Творчество Цой Сынхи развивалось в сторону национального танца, но с использованием

западной музыки и техники современного танца, в частности по системе Р. Лабана. По существу, это были европеизированные национальные танцы: «Золотой свадебный танец», «Солнечный смельчак», «Ариранг», «Танец монаха», «Танец знатной девушки» и другие. В конце тридцатых годов Цой была приглашена на гастроли в США, но они закончились провалом. Корейская диаспора дала ей понять, что не приемлет её искусство. Одной из причин было то, что Цой Сынхи выступала под японизирован-ным именем Саи Цёки, кроме того, зрителям казалось, что балерина исказила национальные корейские танцы, непомерно, по их мнению, синтезируя их с европейской техникой танца. Следующие гастроли по Европе, США, Мексике, Бразилии, Чили имели огромный успех. Рецензенты сравнивали одарённость Цой Сынхи с талантом А. Павловой. Во время второй мировой войны Цой работала в Китае, а затем продолжила свою деятельность в Северной Корее. В 1946 году в Пхеньяне был создан Государственный балетный театр, руководство которым было поручено Цой. Главной заслугой Цой Сынхи явилось собирание и сохранение корейских национальных танцев, которые она стилизовала средствами современной хореографии.

Творчество пропагандистов балетного искусства развивалось по-разному. Некоторые, используя балетную технику, склонялись к национальным темам, другие создавали номера на европейские музыку и сюжеты. Чо Тхэквон создавал номера, приближенные к классическому танцу.

Корейские зрители того времени очень настороженно относились к танцевальному искусству, привнесённому из Японии, и воспринимали его как вызов колониального режима корейскому искусству. Устранению этого психологического барьера способствовали выступления приезжих танцевальных коллективов, в частности, из Владивостока и Белоруссии (группа «Элен»). В 1931 прошли гастроли европейской труппы А. Сахарова. Русский по происхождению, он был одним из первых модернистов в Европе. Таким образом, знакомство Кореи с европейским танцем происходило, прежде всего, через танец

модерн. В том же году Елена Павлова, деятельность которой развернулась в Японии, познакомила корейского зрителя с русским классическим балетом.

После окончания второй мировой войны искусство Кореи получает новый толчок. Была создана Ассоциация искусства корейского танца (КАДА), объединившая корейских танцовщиков всего мира. Затем в Сеуле был организован Исследовательский институт корейского танца, на базе которого был открыт балетный класс. С этого момента в Корее началась подготовка профессиональных артистов балета.

Основной линией развития послевоенного балетного искусства стало творчество Лим Соннама. Он, также как и его предшественники, получил балетное образование в Японии и, вернувшись в 1953 году в Корею, открыл танцевальную школу. Через три года состоялись первые представления: второй акт «Лебединого озера» (хореография Л. Иванова), «Послеполуденный отдых фавна» К. Дебюсси, «Видение розы» А. Вебера, «Романтическая сюита» и «Чёрное и белое» на музыку П. Чайковского (хореография Лим Соннама). Следует отметить, что, кроме освоения европейской балетной техники, хореограф и артисты пытались постичь сам дух западного балета, его внутреннее содержание, его эстетику. В 1960 году была осуществлена постановка балета М. Фокина «Сильфиды» на музыку Ф. Шопена.

В 1962 году был организован Национальный театр танца во главе с Лим Соннамом. В этот период балетмейстер начинает поиски новой хореографии, в которой пытается соединять танцевальные явления двух различных культур: европейской и корейской. Он создаёт ряд балетов, используя традиционную тематику и музыку: «Смерть сороки», «Господин Ху», «Поклонение Будде» и другие.

В 1974 году в труппе состоялась премьера сюиты из «Щелкунчика», в 1975 - «Жизели», в 1976 - «Коппелии», в 1977 было показано целиком «Лебединое озеро». Благодаря освоению труппой западных образцов, исполнительский уровень возрастал. В то время Лим Соннам стоял у руля классического балета

Кореи, он как артист, педагог и балетмейстер дал толчок развитию танца. Лим начал систематическое обучение классическому танцу в Корее. Он воспитал несколько поколений учеников и заложил основы формирования национальной балетной труппы, которой в дальнейшем руководил несколько десятилетий. Однако другие одарённые балетные деятели были лишены возможности проявить себя в новых постановках1.

Период становления корейского балетного театра занял около четырёх-пяти десятилетий. Говоря об этом этапе, мы имеем дело с «японизированным» европейским балетным искусством. Гастроли европейских компаний были крайне редкими, педагоги из Европы или России - «живые» носители традиций классического танца - не приглашались. Известные спектакли, такие, как «Лебединое озеро», «Жизель», «Щелкунчик», ставились по памяти, записям и фотографиям. Можно представить, насколько они были далеки от оригинальных постановок. Однако балет распространялся, и этому способствовало открытие танцевальных школ. Число университетов росло, и соответственно увеличивалось количество танцевальных факультетов, включающих балетные отделения. Ярким событием стало открытие в марте 1963 года отделения танца в университете Ихва, педагоги которого стали готовить лучших танцовщиц и преподавателей. Высокий для того времени профессиональный уровень демонстрировали выпускники университета имени Сечжона. К 2000 году в Сеуле было тридцать шесть университетов, имеющих танцевальные факультеты.

Во всем мире арт-образование даётся в специализированных учебных заведениях - университетах искусства, академиях, консерваториях, которые сосредоточены на профессиональном образовании. В Корее же художественное образование распределено исключительно между арт-факультетами различных университетов, то есть, наряду с философским, историческим или математическим факультетами, существуют танцевальные и музыкальные. Министерством образования составляется программа обучения, которая не предусматривает специфику арт-

отделений. Количество уроков классического танца весьма ограничено, поэтому вводятся ежедневные дополнительные занятия. В конце каждого семестра проводится обязательный концерт, состоящий из разных номеров традиционного, классического танца и танца модерн. Несмотря на усилия преподавателей и старание студентов, профессиональный уровень выпускаемых танцовщиц достаточно низок. Вызвано это несколькими причинами: среди обучающихся мало способных к балету людей, многие из них не имеют начального балетного образования, некоторые студентки стремятся получить высшее образование с целью удачного вступления в брак, а также изъяны учебной программы. В результате выпускники не могут найти профессионального применения ни на сцене, ни в преподавании, ни в других областях, связанных с их родом деятельности. И таких балетных отделений в Корее большинство. Таким образом, расширение сети балетных отделений привело к увеличению количества непрофессиональных деятелей балета, что в итоге замедляет процесс развития классического танца в Корее.

В 1993 году был основан Корейский национальный университет искусств (КНУИ). Это единственный университет в Корее, для которого был разработан специальный учебный план, подобный российским балетным школам. Однако в программе отсутствуют такие важные дисциплины, как актёрское мастерство и историко-бытовой танец. Следует подчеркнуть тот факт, что на балетном отделении не принята единая система преподавания, не взята за образец какая-либо методика. На протяжении почти десяти лет существовало негласное разделение на американскую и русскую классические школы, и связано это с составом профессоров.

Одним из них была Ким Хесик (прекратила работу в 2007 году), тяготеющая к методике американской школы балета. Вторым ведущим профессором является Ким Сонхи, активно пропагандирующая школу русского классического танца. Профессор получила педагогическое балетное образование в Петербурге в Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой,

прослушав курс лекций В. В. Румянцевой. Наладив связь с руководством академии и балетными артистами и преподавателями других театров, она в течение нескольких лет приглашала педагогов (А. Хамзин, Н. Янанис, Л. Ковалёва, Г. Селюцкий, И. Соловьёв, В. Лютов) и концертмейстеров для работы в КНУИ, отправляла учиться в Петербург способных корейских студентов как на короткие, так и на длительные сроки, привозила видео- и аудио-материалы, ноты, записи танцевальных номеров. Ким Сонхи ведёт методические занятия со студентами, получающими степень магистра.

В 2003 году Ким Сонхи пригласила работать в КНУИ бывших солистов Мариинского театра Владимира Кима и Маргариту Куллик. За несколько лет совместной работы с Ким Сон Хи они заметно повысили уровень выпускников КНУИ. Изменился и стиль проведения экзаменов (он приблизился к российским), поменялась репертуарная политика. Однако если сравнить студентов КНУИ и старших учеников вагановской академии, то можно заметить, что у первых нет определённого стиля исполнения. И вызвано это следующими причинами: один класс ведут разные педагоги; доуниверситетское обучение состояло из посещений разных школ одновременно; студенты не способны мыслить в одном направлении, так как привыкли приспосабливаться к каждому педагогу в отдельности.

Характерный танец преподаёт Пан Лили, закончившая балетную школу в Пекине, в которой преподавали педагоги из СССР. Она едва ли не единственный педагог в Корее, кто знаком с методикой характерного танца. Уроки проходят в творческой атмосфере, показы педагога весьма профессиональны. Экзаменационный урок состоит из упражнений у палки и этюдов на середине, поставленных преподавателем, или танцев, взятых из классических балетов, например Испанский, Мазурка, Венгерский из «Лебединого озера», Цыганский из «Дон Кихота». В сравнении с уроками характерного танца российских преподавателей, классам Пан Лили не хватает систематичности. Посмотрев экзамены разных классов, можно заметить, что педа-

гог не ставит определённых задач каждому курсу. Уроки отличаются друг от друга, но в них нет развития. Характер этюдов, исполняемых на середине, выражен недостаточно ярко. Иногда невозможно определить, какой именно танец исполняется (к примеру, украинский или молдавский). И определённую роль в этом играет музыкальное сопровождение. Следует сказать, что в Корее трудно найти ноты народных танцев. В основном музыканты пользуются привезёнными клавирами или сборниками из России. Для некоторых постановок Пан концертмейстеры находят иные музыкальные фрагменты, кажущиеся им подходящими. На самом деле, музыка ярко не передаёт характер танца, делая этюды педагога блёклыми. Репертуар Пан Лили не отличается широтой. Из года в год учащиеся исполняют похожие танцы. Однако, несмотря на перечисленные недостатки, присутствие в школе педагога характерного танца и наличие самой дисциплины говорит о многом. Уроки Пан включают основные танцы методического пособия российской школы характерного танца или исполняемые в репертуаре русского балетного театра.

Благодаря строгому отбору поступающих, учебной программе и преподавательскому составу, балетное отделение КНУИ стало лучшим в Корее. На международных конкурсах студенты этого университета соперничают с учениками ведущих школ мира. Однако известно, что при подготовке к конкурсам присутствует элемент автоматизма, зазубривается «каждый палец». И этот процесс отличен от воспитания артиста, в полной мере владеющего своим телом, поэтому всерьёз говорить о фундаментальном балетном образовании и о каких-либо исполнительских традициях школы, по мнению автора, пока рано.

Ранее речь шла об учебных заведениях, предоставляющих высшее образование. Назовём профессиональные балетные школы Сеула, где обучаются дети младшего, среднего и старшего возраста: Высшая школа искусств, Сонхва, академия балета Юниверсал, школа при КНУИ, сеульская гимназия искусств.

В 2000 году при КНУИ была открыта школа балета, которой руководит Ким Сонхи. В школе, как и в университете, один

класс ведут разные преподаватели. В Корее распространено мнение о том, что успех учеников зависит от количества педагогов: чем больше, тем лучше. Но, как показывает практика, студенты приспосабливаются к требованиям разных педагогов, не усваивая, как в российских школах, определённый стиль, манеру исполнения.

В школе КНУИ дают уроки Ким Сонхи, М. Куллик, В. Ким, автор данной работы и Син Сонён, прослушавшая курс лекций Ким Сонхи. Поэтому можно сказать, что в школе утвердилась методика А.Я. Вагановой. В данных условиях она корректируется с учётом физических способностей учащихся и правил, принятых в данном учебном заведении.

В конце учебного года все ученики принимают участие в школьном концерте, одной из задач которого является показ достижений всех студентов. Ученицы 12-13 лет исполняют балеринские вариации: Аврора, Фея Сирени, Китри, Повелительница, Гамзатти, Лиза, Раймонда, трио из «Лебединого озера», вариации из «Пахиты» и другие. Старшие учащиеся исполняют одноактные балеты или какой-либо акт: «Фея кукол» в постановке К. Сергеева, «Пахита» в редакции А. Вагановой, «Спящая красавица» (пролог) в редакции К. Сергеева, «Раймонда» (3 акт) в редакции К. Сергеева, «Русалочка» и «Симфония До» в постановке Ким Сон Хи.

Начав работать в КНУИ, российские педагоги не были сторонниками сложной сценической практики, но со временем убедились в том, что работа над новыми элементами в процессе репетиций очень результативна. Ученики начинают активнее и плодотворнее работать на уроке. Однако нередко в процессе репетиций сложные движения не проучиваются поэтапно, как в классе. Из-за этого они исполняются неверно и надолго, а то и навсегда, закрепляются в «памяти тела». Исправить эти ошибки очень трудно.

Итак, выпускники школы КНУИ, желающие продолжить свое образование, автоматически становятся студентами университета. В процессе обучения лучшие из них проходили ста-

жировку в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, а сейчас имеют возможность стажироваться в Мариинском театре. Затем, получив диплом об окончании университета, большинство поступают на работу в труппы Национальный балет и Юниверсал, некоторые находят работу за границей.

Школа искусств Сонхва, организованная в 1984 году, включает танцевальный и музыкальный факультеты. Генеральным директором танцевальной школы является Джулия Мун. Школа танца состоит из трех отделений: балет, танец модерн и традиционный танец. В 2006-2007 гг. директором балетного отделения был А. Мирзоян, бывший артист Мариинского театра и педагог Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. В школе Сонхва на протяжении нескольких лет постоянно работали и работают российские педагоги: Е. Нефф, З. Омель-ченко, В. Соловьева, Е. Селиванова.

В программу обучения входит классический и характерный танцы. Чёткой программы обучения нет. Педагоги приблизительно распределяют восьмилетнюю программу Академии А.Я. Вагановой на шесть лет. Каждый педагог ведёт класс только один год. Смена учителя считается необходимой.

До недавнего времени в школе был принят необычный для русских преподавателей экзаменационный урок. В него входили только упражнения на середине и прыжки. Движения на пальцах заменялись показом какой-либо классической вариации. В 2004 году был введён показ экзерсиса у палки. Интересно, что экзаменационные комбинации для двух классов одного потока даёт один педагог. На некоторое время два класса объединяются и разучивают порядок движений, затем отдельно идёт отработка комбинаций, при которой каждый педагог может внести свои нюансы рук, головы, немного изменить темпы (середина) и по-другому расставить акценты. На экзамене классы вновь объединяются. Станок делается вместе, а на середине ученики делятся. Следующий экзамен через полгода готовит другой преподаватель.

Балетный факультет Сонхва имеет предпосылки стать очень хорошей школой, имея в штате постоянных профессиональных

педагогов, подчиняющихся единой методике, и имея в лице Джулии Мун лидера, знающего своё дело. Напомним о том, что она весьма активно пропагандирует именно русскую школу.

В 2001 году в Сеуле была открыта балетная школа, находящаяся под патронажем АРБ имени А.Я. Вагановой. Между руководствами школ было заключено соглашение, при котором российская сторона предоставляла услуги педагогов и концертмейстеров как на длительные, так и на короткие сроки, обеспечивала приём корейских студентов для стажировки в Академии. Классы даются строго по методике Академии. Несколько лет контроль осуществляла Пэк Ёнок, знакомая с методикой А.Я. Вагановой. Для работы в школу приглашались Г. Башлов-кина, Н. Аподиакос, О. Васильева, М. Петрович, Н. Копысева и другие.

Несмотря на высокий профессиональный уровень российских преподавателей, ученики школы не отличались хорошей техникой и стилем исполнения, за исключением факультативных учащихся, проходивших основной курс обучения в Высшей школе искусств. Вызвано это тем, что в школу набирались как способные, так и мало пригодные для балета студенты. Поэтому ежегодные концерты учащихся академии не вызывали восторженных откликов у профессионалов, хотя репертуар весьма интересен. За последний год количество учеников увеличилось, и профессиональный уровень школы заметно вырос.

Летом российские педагоги знакомят учащихся с такими предметами, как актёрское мастерство (А. Стёпин), характерный танец (Л. Постижева, С. Горбатов, А. Строгая), историко-бытовой танец (Н. Иванович). Однако короткие месячные курсы скорее ставят своей целью поднятие имиджа школы, так как научить чему-либо за такой промежуток времени невозможно. Частью работы являются наборы групп, для которых преподаватели Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой читают лекции по методике классического танца.

В 1993 году была организована школа балета при Национальном театре. В ней даются профессиональные классы для

детей от шести до пятнадцати лет и любительские классы для взрослых. Сотрудничество руководства труппы Национального балета с Ю. Григоровичем привело к контакту с педагогами Московской Академии балета. В академию стали приглашаться преподаватели сроком от полугода. Среди них были Г. Козлова, Л. Коваленко, В. Куликова, Т. Гальцева.

Назовём ещё балетные заведения, в которых преподавали и преподают педагоги из Москвы и Петербурга: университет Тон-док имеет соглашение с петербургской Академией культуры (А. Соловьёва, Л. Мальгина, О. Мухортова, А. Яковлева), университет города Тэгу (С. Горбатов), университет города Кванджу (А. Евдокимов), Высшая школа искусств (В. Серый) и многочисленные частные студии.

Подводя итог, можно сказать, что все лучшие балетные школы Сеула, а, следовательно, и Кореи, имеют в своём штате педагогов из России. Существует тенденция приглашения их в университеты второго уровня. Владельцы маленьких студий считают престижным иметь русского преподавателя и готовы при этом на самые серьёзные материальные затраты. Таким образом, можно утверждать, что русская школа классического танца весьма востребована, несмотря на то, что между учебными заведениями существуют разногласия в приоритетах мировых балетных школ. И, возможно, в конце концов русская школа балета, в частности методика А.Я. Вагановой, составит основу формирования единой национальной балетной школы Кореи.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ли Санву. Развитие танцевального искусства Кореи и национальный балет. - СПб.: «Гиперион», 2001. - 100 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.