2.9. СТАНОВЛЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ И В
ЗАРУБЕЖНОЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ
Абдурахманова Ирина Вениаминовна, канд. ист. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Российский государственный университет правосудия. Подразделение: кафедра международного права. E-mail: [email protected]
Аннотация: Статья посвящена анализу становления и эволюции научной концепции социального государства в западноевропейской и российской юриспруденции, сопоставлению современных научных подходов к проблемам реализации правового и социального государства в Российской Федерации
Ключевые слова: правовое государство, социальное государство, основы конституционного строя, социологическая школа права.
FORMATION OF THE CONCEPT OF A SOCIAL STATE IN RUSSIAN AND FOREIGN JURISPRUDENCE
Abdurakhmanova Irina Veniaminovna, PhD in History, Associate Professor. Position: Associate Professor. Place of employment: Russian State University of Justice. Department: International Law chair. E-mail: [email protected]
Annotation: The article is devoted to the analysis of the formation and evolution of the scientific concept of a social state in Western European and Russian jurisprudence, the comparison of modern scientific approaches to the problems of the realization of a legal and social state in the Russian Federation.
Keywords: rule of law, social state, the foundations of the constitutional system, sociological school of law.
Поиск наиболее оптимальной и эффективной модели правовой государственности, которая сочетала бы национальную политико-правовую самобытность и позитивный опыт развития европейских стран, заставляет исследователей обращаться к теоретико-правовым и конституционным аспектам социального правового государства. Практический аспект актуальности обусловлен тем, что многие принципы и характеристики Российской Федерации как социального государства остаются декларативными. Конституция Российской Федерации заложила ст.7 правовую основу социальной государственности, однако практика реализации этих положений остается проблематичной. Правовая регламентация социальной сферы характеризуется пробельностью и нуждается в совершенствовании. В современной правовой науке несмотря на относительное единство взглядов на социальное государство, существует ряд концептуальных отличий при определении его сущности, функций, форм правовой регламентации. Учитывая значение социально ориентированной политики государства на современном этапе, ученые подчеркивают необходимость создания теории российского социального государства и формирования национальной социальной доктрины [11. С.24].
Идеи о справедливом устройстве государства возникли на заре человеческой цивилизации и были тесно взаимосвязаны с идей правового государства. Однако до середины 19 в. идея социального государства не имела признаков научной концепции, не была сформулирована как самостоятельная правовая тео-
рия. Представления же о правовом государстве, основанном на законе и народовластии, появились в античной философии. Представители древнеримской и древнегреческой политико-правовой мысли начали поиск принципов, форм и конструкций взаимодействия права и государственной власти. Тогда возникли представления о власти закона как сочетании силы и права, о равенстве людей по естественному праву, о соотношении естественного и государственного права [10. С.80]. Сократ, Платон, Аристотель, Полибий в своих работах обосновывали государство, ограниченное законом.
Необходимость формирования основанного на законе государства, которое должно было прийти на смену абсолютизму и произволу монархической власти, доказывалась в трудах Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Т. Гоббса, П. Гольбаха, Ш. Монтескье, Д. Дидро, И. Канта, Г. Гегеля. Теоретические разработки представителей английской философии 17 в. и французского Просвещения 18 столетия были воплощены в практику европейского государственного строительства в эпоху буржуазных революций.
Впервые концепция правового государства была введена в оборот немецким теоретиком К. Велькером в работе «Конечные основания права, государства и наказания, развитые философско-исторически в соответствии с законами наиболее примечательных прав народа» (1813г.). Значительный вклад в развитие идеи правового государства внес Р. Фон Моль, известный германский правовед. В 1832 г. он опубликовал работу «Наука о полиции согласно принципам правового государства». Как пишет О.А. Омельченко, для Р. Фон Моля главное в правовом государстве - это «реализация цели общежития» [8. С.43]. Поэтому для правового государства нет обязательной формы правления. Если достигается при этом цель государства, то приемлема любая форма. Реализация право-государственного принципа допустима и в демократии, и в аристократии. С точки зрения единства управления и понимания общей цели монархия более предпочтительна.
К середине 19 в. сложились предпосылки для возникновения целостной теории социального государства. Само это понятие было ведено в оборот немецким государствоведом Лоренцем фон Штейном. Его теория социального государства сложилась под влиянием философии Гегеля. Он считал, что цель государства состоит в восстановлении равенства и свободы, в поддержании обездоленных и неимущих. Этот подход стал следствием возрастающей роли государства в регулировании социальных отношений в индустриальном и постиндустриальном обществе. Тогда возникло представление о том, что государство служит обществу и стремится свести к минимуму социальные различия, создает условия для свободного развития и достойной жизни всех граждан. В центре внимания такого государства стоит человек и его интересы. Во взаимоотношениях общества и государства приоритетными являются социальные цели и ориентиры развития. Он полагал, что задача государства состоит в создании и обеспечении условий для рабочего класса. Под рабочим классом он понимал всех работоспособных членов общества. Для этого, по мнению ученого, необходимо было уничтожить противоречие между трудом и капиталом.
Концепция социального государства появилась, таким образом, позже, чем концепция государства правового. Она стала формироваться в результате разви-
КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
Абдурахманова И.В.
тия в Европе правового государства, отсюда и трактовка трансформации правового государства в социальное, получившая сегодня широкое распространение. Русские дореволюционные либералы также подчеркивали право человека на достойное существование, а реализация этого права связывалась с социальными реформами в правовом государстве.
После Второй мировой войны наблюдается всплеск научного интереса к проблема социального государства. Тогда ряд государств провозгласили себя социальными. К числу таких государств относятся ФРГ, Франция, Италия. При разработке текста Конституции немецкие ученые пришли к выводу, что государство в своей деятельности должно подчиняться принципу социальности, который означает обязанность правительства осуществлять политику, направленную на обеспечение высокого уровня жизни граждан; а также на удовлетворение основных жизненных потребностей всех социальных групп.
Конституционное закрепление социальной государственности и соответственно обязанностей государства в сфере реализации социальной политики опиралось на научно-теоретическую разработку проблемы. Немецкий ученый Х. Цахер полагал, что констатация социального государства означает его цель, задачу и правовую норму. На этом этапе на первый план вышли практические аспекты проблемы, связанные с разработкой механизма реализации и обеспечения социальных прав граждан. Содержание понятия социального государства значительно обогатилось на этом этапе. Наряду с термином «социальное государство» появляется термин «государство всеобщего благосостояния». Один из авторов этой теории - шведский экономист К. Мюрдаль. Он видел задачу государства в том, чтобы, избегая социальных потрясений, обеспечить соответствие и баланс интересов различных социальных групп.
Отечественная юриспруденция тоже внесла существенный вклад в разработку данной проблемы, как и проблемы правовой государственности. Право на достойное человеческое существования отстаивалось в работах В. Соловьева. В своем произведении «Оправдание добра» он писал, что «общество имеет обязанность признавать и обеспечивать право каждого на самостоятельное пользование достойным человеческим существованием». Развитие представлений о праве на достойное существование связано с трудами П.И. Новгородцева и Б.А. Кистяковского. П.И. Новгородцев полагал, что смысл данного права состоит в том, чтобы обеспечить возможность каждого человека освободиться от «гнета тяжких условий жизни». Для этого, по мнению ученого, необходимо воплощение в государственную жизнь свободы и равенства.
Б.А. Кистяковский сводил право на достойное человеческое существование к «положительным услугам со стороны государства». Для российских ученых характерно обращение к нравственным идеалам и установкам. Они обращались к категории справедливости, и этим объясняли необходимость социальных реформ и социального обеспечения. Они, как правило, полагали, что в основе государственной социальной политики лежит нравственный долг государства. Эту позицию отстаивал А.Д. Градовский в работе «Государство и прогресс».
Основная современная трактовка интерпретирует социальное государство как внутреннюю ориентированность государственного устройства на удовлетво-
рение нужд и потребностей человека во всех сферах жизни [3. С.32]. Термин «социальность» обладает спецификой в его конституционно-правовой трактовке. Одни ученые усматривают в нем усилия государства по сокращению социальных различий между людьми, по равномерному распределению социальных благ и социальных тягот. Другие сводят социальность государства к оказанию государственной поддержки малообеспеченным гражданам. Третьи подчеркивают создание государством условий, обеспечивающих каждому человеку достойное существование. Л.Ф. Безлепкина указывает, что социальное государство -«это государство, в котором учитываются интересы всех социальных слоев общества». По мнению О.Г. Румянцева, это «характеристика, относящаяся к конституционному статусу государства, предполагающая конституционные гарантии экономических и социальных прав человека и гражданина и соответствующие обязанности государства».
А.С. Черданцев полагает, что задача социального государства состоит в реализации социальных программ. В.И. Гойман рассматривает социальное государство как государство с социально ориентированной экономикой. По определению И.А. Иваненко, это государство, в котором экономика, политика, идеология, законодательство, правоприменительная практика основаны на моральных общечеловеческих принципах социальной справедливости и общественной солидарности и направлены на создание условий для достойной жизни и свободного развития каждого человека. М.В. Баглай писал, что главное состоит не в социальной политике, а в создании условий необратимой деятельности государства, в результате чего социальное государство остается таким при любом правительстве.
Социальность означает особый тип отношений личности и государства, основанный на признании того, что человек является не только объектом воздействия государства через реализацию основных направлений социальной политики, но и субъектом таких взаимоотношений. Это исключает иждивенческую позицию человека по отношению к государственной власти. Такой тип взаимоотношений между государством и личностью направлен на недопущение разрешения социальных конфликтов революционным путем, обеспечивает экономический и социальный прогресс посредством создания государством условий достойной жизни и свободного развития человека. Личность, как и государство, наделяется правами и обязанностями. Критерием социальности должны выступать не возможности государства, а потребности личности и общества в целом.
Развитие института социальных прав должно сопровождаться становлением соответствующих гарантий. Наличие правовых норм, закрепляющих социальные права и возможность гражданина пользоваться конституционными правами и свободами, еще не означает автоматическую гарантию их реализации, охраны и защиты. Особенность социальных прав заключается в том, что человеку необходимо совершить активные действия, чтобы воспользоваться этими правами.
Социальное государство, как правило, оценивается по критериям развитости институтов социальной защиты и социального обеспечения, которые составляют смысл социальной политики государства. Социальная политика государства - это система мероприятий, направленная на расширение возможностей и ресурсов личности и общества для повышения благосостояния, уровня и качества жизни всех членов общества. При-
нимаемые на государственном уровне решения, составляющие социальную политику, должны измеряться принципом достойного человеческого существования.
Мнения по поводу «социальной защиты» и «социального обеспечения» различны. Одни авторы считают, что социальная защита является более широким понятием, включающее социальное обеспечение. Они относят сюда социальное страхование, социальную помощь, социальные трансферты. Другие ученые, наоборот, считают социальную защиту более узким понятием. В данном случае социальная защита рассматривается как составная часть социального обеспечения. Обеспечение рассматривается как проведение социальной политики, направленной на постоянное увеличение благосостояния населения, повышение качества жизни. Защита же рассматривается как поддержка лишь определенных слоев населения.
Понятие социальной защиты можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, это состояние социальной защищенности личности, общества в целом, который проявляется через общий уровень благосостояния, правопорядка и социального согласия. С другой стороны, это субъективное право каждого конкретного индивида на получение мер поддержки в случае наступления предусмотренных законом обстоятельств. Отношения, возникающие в связи с реализацией данного права, и являются объектом правового воздействия. Социальное обеспечение в рамках такого подхода является одной из форм социальной защиты. Основными направлениями социальной защиты со стороны государства являются: пенсионное обеспечение, система социального страхования, создание системы государственного вспомоществования малоимущим, меры дополнительной социальной поддержки отдельным категориям граждан.
На основе анализа существующих в юриспруденции позиций можно сформулировать основные признаки социального государства: социальная защищенность личности, ее прав и свобод; социальная направленность политики государства; само государство должно быть социально однородным, экономически и политически развитым; должны быть конституционные гарантии экономических и социальных прав граждан.
Список литературы:
1.Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. 2-е изд., перераб. и доп. В 2 т. Т.1. - М.: Юрист, 2006.
2.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. 7-е изд., доп. и перераб. - М.: Норма, 2008.
3.Габрелян Э.В. О правовом социальном государстве // Российская юстиция. 2011. №5. - С.31-37.
4.Кощин В. Идея правового государства в трудах русских юристов // Юридический мир. 2007. №9. -С.70-74-32.
5.Клименко А. Концепт правового государства в современной правовой идеологии // Закон и право. 2009. №7. - С.26-34.
6. Конституционное право России: Учебник. / Под ред. Н.А. Михалевой. - М.: Эксмо, 2008.
7. Маликова А.Х. Эволюция теории и практики социального и правового государства и их соотношение в историческом развитии // Государство и право. 2009. №10. - С.36-40.
8. Омельченко О.А. Идея правового государства: истоки, перспективы, тупики. Опыт исторического комментария к современной политической мифологии. -М.: Наука, 1994. - С.40-45.
9. Раянов М. Теория правового государства нуждается в модернизации // Право и государство. 2010. №4. -С.8-11.
10. Сальников В. Идея равового государства: генезис, эволюция и возможность адаптации в рамках отечественной правовой традиции // Юридический мир. 2005. №2. - С.80-86.
11. Скуратов Ю.И. Социальное государство как институт гражданского общества и конституционного права // Российский юридический журнал. 2008. №2. -С.22-27.
«Материал выверен, цифры, факты, цитаты сверены с первоисточником. Материал не содержит сведений ограниченного распространения. Статья проверена в системе «Антиплагиат»