Научная статья на тему 'Становление конституционного принципа недопустимости цензуры в российской Федерации'

Становление конституционного принципа недопустимости цензуры в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
878
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление конституционного принципа недопустимости цензуры в российской Федерации»

УДК 342.727(470+571)

становление конституционного недопустимости цензуры в российской федерации

С. А. Куликова

Саратовский государственный университет E-mail: kulikovasveta@inbox.ru

В предлагаемой статье исследуется история появления формулировки о недопустимости цензуры первоначально в законах о печати и средствах массовой информации, а затем и в Конституции РФ. Проводится сравнительный анализ запрета цензуры в конституциях 12 стран, образовавшихся на постсоветском пространстве. Запрет цензуры рассматривается в качестве гарантии свободы мысли и слова, свободы выражения своих мнений и убеждений, а также права на поиск и распространение информации.

Ключевые слова: цензура, средства массовой информации, свобода слова, конституционные положения.

Development of Constitutional Principle of Inadmissibility of Censorship in the Russian Federation

s. A. Kulikova

The given article explores the history of emergence of the statement of inadmissibility of censorship first in laws of the press and mass media and later in the Constitution of the Russian Federation. Comparative analysis of prohibition of censorship in the constitutions of 12 countries formed within post soviet territory has been carried out. Prohibition of censorship is considered to be a guarantee of freedom of thought and speech, freedom of expression and belief, and a right of collection and dissemination of information. Key words: censorship, mass media, freedom of speech, constitutional regulations.

Цензура является одним из действенных инструментов общественно-политического влияния. В широком смысле цензура понимается, во-первых, как институт политико-идеологического контроля, осуществляемого государственным аппаратом, и во-вторых, как социальный институт, способствующий поддержанию значимых для общества традиций (религиозных, нравственных, эстетических).

Истоки российской цензуры мы находим в историко-правовых актах средневекового периода. Первые упоминания о цензуре духовной и богослужебной литературы содержатся в Стоглаве 1551 г. Официальные органы светской цензуры были учреждены 16 сентября 1796 г. указом Екатерины II в целях «прекращения разных неудобств, которые встречаются от свободного и неограниченного печатания книг». 21 июля 1804 г. Александром I был утвержден первый Цензурный устав и образован Цензурный комитет - цензура приобрела юридический статус и профессиональный

характер. В дальнейшем место цензуры в системе государственной власти неоднократно менялось, в ее функции входили контроль, регламентация, применение санкций и репрессий по отношению к авторам и издателям. Развитие цензуры носило противоречивый характер и зависело от политической конъюнктуры. Сложились различные виды цензуры: иностранная, духовная, военная, театральная и т.д., которым соответствовали самостоятельные цензурные ведомства1.

Новый этап развития цензуры начинается с первых дней советской власти: 28 января 1918 г. принят декрет «О революционном трибунале печати», которым вводилась военная цензура, в начале 20-х годов сформированы государственные органы, осуществляющие цензурные функции,

- в 1922 г. декретом СНК РСФСР образовано Главное управление по делам литературы и издательств Наркомпроса РСФСР (Главлит), в 1923 г.

- Главное управление по контролю за репертуаром (Главрепертком), осуществлявшее надзор в сфере театра, кино, радиовещания, эстрадного и циркового искусства. Советская цензура имела ярко выраженный политический характер и реализовывала контрольно-запретительные и манипулятивные функции, направленные на формирование массового сознания и осуществление государственной культурной политики2.

В связи с этим в начале 1990-х гг. в обществе сформировалось крайне отрицательное отношение к цензуре как механизму насилия, подавления свободы мысли и слова, возможности самовыражения. Регулятивно-карательные функции советской «всецензуры» воспринимались в качестве важнейшей составляющей политической системы СССР, осуществлявшей абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни.

Негативное отношение к цензуре получило и свое нормативное закрепление в правовых актах нашего государства. Первым таким актом стал Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», принятый 12 июня 1990 г.3 Символично, что закон, в котором впервые были закреплены принципы свободы прессы и запрета цензуры, был принят в один день с Декларацией о государственном суверенитете РСФСР (Декларация была принята I Съездом народных депутатов РСФСР, а Закон -Верховным Советом СССР). Можно сказать, что современная российская государственность и свобода слова, свобода прессы приобрели свою легитимацию одновременно.

Несколько раньше, в 1987 г. разрабатывался проект закона «О гласности», и по воспоминаниям одного из разработчиков этого проекта, а позже автора Закона СССР «О печати» Ю.М. Батурина, уже в этом проекте присутствовала норма о запрете цензуры. Но затем эта статья была исключена, поскольку существовали сомнения: вдруг из-за запрета цензуры будет отклонен весь законопроект. Как иронически замечает Ю.М. Батурин, «результат известен - отклонили законопроект о гласности без статьи о запрете цензуры, но приняли Закон о печати и других средствах массовой информации, запретивший цензуру. Совпадение с политическим ритмом все же очень важно: в 1987 году было еще рано, в 1990 году - самое время, а еще через десять лет опять было бы поздно»4.

История создания Закона СССР «О печати» подробно отражена в воспоминаниях М.А. Федотова5. Выделим некоторые моменты, которые касаются правового закрепления запрета цензуры.

Первоначально был разработан официальный проект закона о печати, который получил одобрение Идеологической комиссии ЦК КПСС. В этом проекте сохранялся принцип партийного руководства прессой, предусматривалось сохранение предварительной цензуры, которую по-прежнему должен был осуществлять Главлит, право на выпуск печатных изданий закреплялось только за партийными и государственными органами и общественными организациями, что делало в принципе невозможным существование независимых СМИ. Законопроект не публиковался, он был разослан в профильные ведомства: Главлит, Госкомиздат, Гостелерадио, Минюст, ГлавПУР, КГБ и т.д, а также в Союз журналистов и редакции ведущих печатных изданий, но без права публикации. В этой ситуации появляется инициативный авторский проект закона о печати (авторы - Ю.М. Батурин, М.А. Федотов, В.Л. Эн-тин). Статья 3 проекта указывала на недопустимость цензуры, кроме того предлагались нетрадиционные меры ответственности: в частности, при установлении факта цензуры - указывать в распространяемых сообщениях и материалах фамилию и должность лица, совершившего акт цензуры, а также отмечать, где именно в тексте были сделаны купюры и изъятия. Авторы законопроекта попытались опубликовать его текст в журнале «Журналист» для последующего общественного обсуждения. Однако последовал цензурный запрет. «Складывалась странная ситуация: чтобы напечатать проект закона о печати, провозглашающий свободу прессы, нужно сначала принять закон о печати, освобождающий прессу от цензуры»6.

В это время в республиках Прибалтики цензурный контроль уже был ослаблен, особенно это касалось изданий, печатавшихся на национальных языках. Поэтому сначала (14 октября 1988 г.) проект закона «О печати» был напечатан в спортивной газете <^роМПеЫ» на эстонском языке, через не-

делю в газете «Молодежь Эстонии» - на русском. После этого проект мог печататься и печатался в других советских газетах и журналах, поскольку для перепечатки материалов из других подцензурных изданий Советского Союза повторного разрешения Главлита не требовалось.

Проект вызвал интерес прежде всего журналистов, поэтому в телепрограммах и печатных изданиях развернулось его живое обсуждение. В апреле 1989 г. законопроект был выпущен отдельной брошюрой, причем на последней странице среди прочих выходных данных Значится индекс «А-00547», свидетельствующий о цензурном разрешении.

Летом 1989 г. начался новый этап в работе над законом о печати. В Верховном Совете СССР была создана рабочая группа, которой предстояло разработать окончательный текст законопроекта. В ее состав кроме авторов инициативного проекта вошли также народные депутаты СССР, члены Комитета по законодательству Н.В. Федоров, К.Д. Лубенченко, А.Е. Себенцов, Г.Х. Шахназаров, члены Комитета по гласности А.С. Ежелев, Б.Н. Никольский, М.Н. Полторанин и др.

На первом заседании рабочей группы было решено не ориентироваться на какой-то из двух существующих вариантов Закона (официальный и инициативный), а писать новый закон статья за статьей. Этот (третий) вариант закона СССР «О печати», по воспоминаниям Г.Х. Шахназарова, начинался со статьи 1, которая содержала единственное положение: «Цензура в СССР запрещается»7.

В ходе дискуссии обсуждалась сама формулировка запрета цензуры - какая именно цензура запрещается. Предлагалось три варианта:

1) недопустимость цензуры;

2) недопустимость цензуры массовой информации;

3) недопустимость цензуры средств массовой информации.

Первая формулировка о «цензуре вообще» явно выходила за рамки предмета регулирования закона о печати. Третья отсылала к понятию «средства массовой информации», которое содержалось в статье 2 этого же законопроекта, где СМИ определялись как «периодические формы публичного распространения массовой информации». Тем самым запрет цензуры средств массовой информации означал бы недопустимость цензуры только формы донесения информации и делал бы вполне возможной цензуру содержания.

В конечном варианте закона представлен второй вариант формулировки статьи «Цензура массовой информации не допускается», но указание на недопустимость цензуры по-прежнему содержалось в статье 1. «Свобода печати», тем самым подчеркивался важный характер этого положения. Однако определения цензуры Закон СССР о печати не давал, что могло порождать различные толкования этого понятия и мешало практическому применению указанной нормы.

Закон СССР просуществовал всего полтора года, затем на смену ему пришел Закон РФ «О средствах массовой информации», в котором закреплялись основные достижения закона СССР (в том числе недопустимость цензуры), но, кроме того, появилось определение цензуры и более полно прописывались права и обязанности журналиста8.

Согласно Закону РФ «О средствах массовой информации» цензура массовой информации (ст. 3) - требование к редакции СМИ со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей. Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, также не допускаются.

Обратим внимание, что в данной статье в качестве цензуры предусматриваются два случая вмешательства в деятельность СМИ:

1) требование согласовывать содержание материалов и сообщений на стадии их редакционной подготовки;

2) наложение запрета на распространение уже подготовленных сообщений и материалов или их частей.

Таким образом, Закон РФ «О средствах массовой информации» запрещает две формы цензуры: предварительную и последующую. Данная законодательная формулировка была призвана, во-первых, обеспечить самостоятельность вну-триредакционной деятельности, а во-вторых, сделать недопустимой советскую практику изъятия и уничтожения печатной продукции, применение технических средств заглушающих радиопередающие устройства по цензурным соображениям.

Закон определил субъектов, которые гипотетически могут участвовать в осуществлении цензуры.

1 группа: те, кто может попытаться осуществить предварительную цензуру - должностные лица, государственные органы, организации, учреждения или общественные объединения. Обратим внимание, что в число гипотетических субъектов, которые могли бы претендовать на проведение цензуры, не входят органы местного самоуправления и коммерческие организации. Это объясняется тем, что в начале 1990-х гг. главной целью статьи являлось пресечение тотального контроля над деятельностью СМИ прежде всего со стороны государства.

2 группа: те, к кому может быть обращено требование о согласовании подготавливаемых материалов, сообщений. В анализируемой норме -это коллективный субъект, «редакция». Отметим,

что журналист не рассматривается в качестве субъекта цензурных притязаний. Такая позиция обосновывается тем, что «порядок согласования сообщений и материалов, существующий внутри каждой редакции, безусловно, цензурой не является»9. Вопросы внутренней организации СМИ, отношения, которые складываются между учредителем, редакцией, издателем, распространителем и собственником, в сферу запрета цензуры не попадают. Права журналистов в данном случае защищаются закреплением принципа профессиональной самостоятельности редакций и журналистов в ст. 19 и 47 Закона «О средствах массовой информации», но на практике именно эти отношения являются питательной средой для реализации цензурных притязаний.

3 группа: должностные лица, органы, организации со специальным правовым статусом в цензурной сфере, функциональными обязанностями которых является осуществление цензуры. Согласно ст. 3 Закона создание и финансирование таких организаций не допускается. С высоты опыта сегодняшнего дня закрепление данной нормы кажется необходимой, но не достаточной мерой. Подобная формулировка запретила наиболее явные, грубые, прямолинейные формы цензуры, но мало пригодна для борьбы с более гибкими формами влияния на журналистов и редакторов.

Следующий этап закрепления принципа недопустимости цензуры в нашей стране связан с его установлением на конституционном уровне.

Если обратиться к истории создания Конституции Российской Федерации, то целесообразным представляется провести анализ трех основных конституционных проектов. Объектами исследования являются Проект Конституции (Основного закона) РФ, представленный Президентом РФ, Проект, подготовленный Конституционной комиссией в соответствии с постановлением Съезда народных депутатов РСФСР, и Проект Конституции РФ, одобренный Конституционным совещанием10 на предмет закрепления конституционного принципа недопустимости цензуры. Результаты представлены в табл. 1.

Можно сделать несколько промежуточных выводов:

1. Норма о недопустимости цензуры присутствует во всех трех проектах. Это свидетельствует о сложившемся понимании необходимости ликвидации руководящих органов и институтов цензуры советского типа, а также механизмов и форм регулирования творческим и информационным процессами.

2. Норма сформулирована отдельным предложением, что указывает на самостоятельность этого положения. Мощная система взаимодействия государственных, партийных и репрессивных органов, осуществляющих идеологический контроль, не вписывалась в концепцию демократического правового государства, которая разрабатывалась в конституционных проектах, поэтому

Таблица 1

Название проекта Формулировка статьи

Проект, представленный Президентом РФ Ст. 15. Каждый имеет право на свободу слова, свободное распространение своих мыслей и идей, право искать, получать и свободно передавать и распространять информацию. Гарантируется свобода печати. Цензура запрещается.

Проект, подготовленный Конституционной комиссией Ст. 73. (1) Свобода массовой информации гарантируется. Цензура не допускается. (2) Средства массовой информации могут учреждаться гражданами, предприятиями, учреждениями, органами местного самоуправления и государственными органами. (3) Меры против злоупотребления свободой массовой информации, монополизации средств массовой информации устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом. (4) Арест и изъятие средств поиска, получения, производства и распространения массовой информации, принудительное приостановление и прекращение деятельности средства массовой информации допускаются на основании закона по судебному решению.

Проект Конституции РФ, одобренный Конституционным совещанием Ст. 28. Каждый имеет право на свободу мысли, слова и на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждый имеет право на свободу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом. Исчерпывающий перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Гарантируется свобода средств массовой информации. Цензура запрещается.

требовалось закрепление запрета цензуры в документе, обладающем наибольшей юридической силой - Основном законе страны.

3. Нет указания на то, какой вид цензуры недопустим, тем самым устанавливается общий запрет цензуры - в любой форме, исходящей от любых субъектов, направленной на любой объект цензурирования (а не только массовой информации, как это было закреплено на законодательном уровне).

4. Из двух стилистических вариантов (запрещается / не допускается) выбрана наиболее категоричная форма.

5. В тексте статей, где содержится указание на недопустимость цензуры, гарантируется свобода средств массовой информации (печати), а в проектах, предложенном Президентом РФ и одобренном Конституционным совещанием, в ближайшем контексте с запретом цензуры закрепляются свобода слова, мысли, поиска, получения, передачи и распространения информации. Это свидетельствует о том, что запрет цензуры является необходимым элементом в выстраивании новой системы социально-политических ценностей, в которой свобода массовой информации осознается как необходимая черта развитого общества, способствующая раскрытию потенциала личности, поиску эффективных путей реализации национальной политики, формированию стабильных условий для создания и упрочения демократии и правового государства.

В результате в действующей Конституции мы имеем следующую формулировку: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается» (ч. 5 ст. 29).

В дальнейшем запрет цензуры нашел свое закрепление в конституциях 12 из 15 новых независимых государств, образовавшихся на постсоветском пространстве: Азербайджана, Беларуси, Грузии, Казахстана, Латвии, Литвы, Молдовы, России, Таджикистана, Узбекистана, Украины, Эстонии11.

В трех оставшихся странах (Армении, Кыргызстане и Туркменистане) цензура запрещается законами о СМИ. Результаты сопоставительного анализа закрепления конституционных запретов цензуры представлены в табл. 2.

Анализ данных, представленных в таблице, позволяет сделать некоторые заключения:

1. В конституциях стран ближнего зарубежья представлены различные варианты концептуального наполнения термина «цензура».

В конституциях Азербайджана и Таджикистана запрещается государственная цензура. В основных законах Беларуси, Грузии, Литвы в одной статье с запретом цензуры содержится положение о недопустимости монополизации СМИ государством, общественными и политическими организациями или отдельными гражданами. В Конституции Украины запрету цензуры непосредственно предшествует положение о том, что «никакая идеология не может признаваться государством как обязательная». Подобные примеры свидетельствуют о том, что запрет цензуры включается конституционным законодателем в более широкий политико-идеологический контекст. Цензура воспринимается как система, реализующая в совокупности идеологические принципы и нормы, и как часть механизма государственно-партийного контроля, существовавшего в СССР, поэтому конституционный запрет цензуры - гарантия того, что при любом изменении политической ситуации не произойдет реставрация тоталитарного государства.

Основные законы Грузии и Молдовы не допускают цензуру в сфере творческой деятельности. Творческий процесс - явление уникальное, присущее только человеку. Право на творчество относится к естественным правам человека и получило нормативно-правовое закрепление в большинстве конституций мира. Поэтому запрет цензуры в сфере творчества можно рассматривать как дополнительную гарантию права человека и гражданина на свободу творчества, мысли и слова.

Таблица 2

Страна Текст статьи Наименование главы

Азербайджан Ст. 50. 1. Каждый обладает свободой законным путем искать, приобретать, передавать, составлять и распространять информацию. 2. Запрещается государственная цензура в средствах массовой информации, в том числе в печати. Основные права, свободы и обязанности

Беларусь Ст. 33. Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются. Личность, общество, государство

Грузия Ст. 23. 1. Свобода интеллектуального творчества гарантируется. Право на интеллектуальную собственность неприкосновенно. 2. Не допускается вмешательство в творческий процесс, а также цензура в сфере творческой деятельности. 3. Не допускается наложение ареста и запрета на распространение произведений творчества, если их распространение не ущемляет законных прав других людей. Ст. 24. 1. Каждый человек вправе свободно получать и распространять информацию, высказывать и распространять свои мнения в устной, письменной или иной форме. 2. Средства массовой информации свободны. Цензура запрещается. 3. Государство или отдельные лица не вправе монополизировать средства массовой информации или средства распространения информации. 4. Осуществление прав, перечисленных в пунктах 1 и 2 данной статьи, может ограничиваться законом условиями, необходимыми в демократическом обществе для обеспечения государственной или общественной безопасности, территориальной целостности, предотвращения преступности, защиты прав и достоинства других лиц, предотвращения распространения информации, признанной конфиденциальной или для обеспечения независимости и беспристрастности правосудия. Гражданство Грузии. Основные права и свободы человека

Казахстан Ст. 20. 1. Свобода слова и творчества гарантируется. Цензура запрещается. 2. Каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым незапрещенным законом способом. Перечень сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан, определяется законом. 3. Не допускаются пропаганда и агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия. Человек и гражданин

Латвия Ст. 100. Каждый имеет право на свободу слова, включающее в себя право свободного получения, владения и распространения информации, выражения своих взглядов. Цензура запрещена. Основные права человека

Литва Ст. 44. Цензура массовой информации запрещается. Государство, политические партии, политические и общественные организации, другие институции не могут монополизировать средства массовой информации. Общество и государство

Молдова Ст. 33. Свобода художественного и научного творчества гарантируется. Творчество не подвергается цензуре... Ст. 34. 1. Право лица на доступ к любой информации, затрагивающей общественные интересы, не может быть ограничено. 2. Власти в соответствии со своей компетенцией обязаны обеспечивать достоверное информирование граждан по вопросам, затрагивающим общественные интересы, и по вопросам личного характера. 3. Право на информацию не должно наносить ущерб мерам, направленным на защиту граждан или национальной безопасности. 4. Средства массовой информации, как государственные, так и частные, обязаны обеспечивать достоверное информирование общественности. 5. Средства массовой информации не подвергаются цензуре. Основные права и свободы

Россия Ст. 29. 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается. Права и свободы человека и гражданина

Окончание табл. 2

Страна Текст статьи Наименование главы

Таджикистан Ст. 30. Каждому гарантируется свобода слова, печати, право на использование средств информации. Пропаганда и агитация, разжигающие социальную, расовую, национальную, религиозную и языковую вражду и неприязнь, запрещаются. Государственная цензура и преследование за критику запрещается. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется законом. Права, свободы, основные обязанности человека и гражданина

Узбекистан Ст. 67. Средства массовой информации свободны и действуют в соответствии с законом. Они несут в установленном порядке ответственность за достоверность информации. Цензура не допускается. Личные права и свободы

Украина Ст. 15. Общественная жизнь на Украине основывается на принципах политического, экономического и идеологического многообразия. Никакая идеология не может признаваться государством как обязательная. Цензура запрещена. Государство гарантирует свободу политической деятельности, не запрещенной Конституцией и законами Украины. Общие положения

Эстония Ст. 45. Каждый имеет право свободно распространять идеи, мнения, убеждения и иную информацию устно, посредством печати, изобразительными или иными способами. Это право может быть ограничено законом в целях охраны общественного порядка, нравственности, прав и свобод, здоровья, репутации других лиц. Законом это право может также быть ограничено применительно к государственным и муниципальным служащим в целях охраны государственной или коммерческой тайны, ставших им известными в силу служебного положения, либо информации, полученной ими в конфиденциальном порядке, а также в целях охраны семейной и частной жизни других лиц и в интересах правосудия. Цензура не допускается. Основные права, свободы и обязанности

Субъектами данного права будут являться и журналисты, и редакторы, и писатели, и художники, и артисты, и ученые, поскольку творческий процесс необходимо присутствует в их деятельности.

Можно говорить о дуалистическом понимании термина «недопустимость цензуры творчества»: фактически должны реализовываться гарантии, во-первых, на свободу самого творческого процесса от какого-либо давления и, во-вторых, на недопустимость запрета на распространение результатов творческой деятельности.

В ряде государств (Беларусь, Литва, Молдова) не допускается цензура средств массовой информации. В текстах конституций других государств (Россия) положения о свободе массовой информации включаются в ближайший контекст запрета цензуры.

Свобода массовой информации - одна из составляющих демократического правового государства, с ней связана возможность реализации ряда политических прав граждан. Как пишет М.В. Баглай, один из авторов Конституции Российской Федерации, «свобода печати и информации - это коренной вопрос демократии, поскольку без свободы печати нет ни гражданского общества, на правового государства... Газеты, журналы, радио и телевидение, печатные издания, свободно формируя общественное мнение, служат наилучшими гарантиями свободы народа и соблюдения конституционного строя»12. Цензура же является антонимом свободы массовой информации, крайним проявлением давления и самой грубой формой влияния на СМИ.

И наконец, наиболее часто в текстах конституций стран постсоветского пространства присутствует запрет цензуры, не содержащий каких-либо уточнений (Грузия, Казахстан, Латвия, Россия, Узбекистан, Украина, Эстония). Такой, наиболее общий характер конституционного запрета цензуры предполагает недопустимость цензуры всех видов (духовной, государственной, политической, предварительной, последующей, карательной), форм (прямой и косвенной, нормативно закрепленной и неформальной), он адресован максимально широкому кругу субъектов: государству, должностным лицам, общественным организациям, политическим партиям, руководителям хозяйствующих субъектов и т.д.

2. Важно отметить, что запрет цензуры устанавливается в главах, где закрепляются права и свободы человека и гражданина (и непосредственно соседствуют с правами на свободу мысли, слова, творчество, поиск информации). Это позволяет сделать вывод о том, что запрет цензуры выступает в качестве важной гарантии этих прав. По сути, это закрепление обязанности государства не вмешиваться и не допускать вмешательства со стороны власть имущих в процессы формирования человеком собственных убеждений относительно происходящего, выражение и распространение этих убеждений. Поскольку право на свободу мысли и слова, а также право на поиск и распространение информации занимают пограничное положение между личными и политическими группами прав, то можно сказать, что недопустимость цензуры

гарантирует защиту и личных, и политических прав граждан.

3. В ряде рассматриваемых текстов конституций в статьях, содержащих запрет цензуры (или ближайших к ним), оговариваются, во-первых, недопустимость злоупотребления свободой слова, выражения мнений и распространения массовой информации, т.е. использования этих прав в целях разжигания расовой, национальной, социальной, религиозной ненависти, подрыва основ конституционного строя, пропаганды насилия и т.д., во-вторых, случаи ограничения свободы слова и, в-третьих, законодательное регулирование основных видов тайн (Азербайджан, Грузия, Казахстан, Литва, Россия, Таджикистан, Эстония). Таким образом, конституционный законодатель выстраивает единую правовую модель реализации вышеперечисленных прав.

Ядром этой модели следует считать позитивное закрепление указанного комплекса прав. Далее следует указание на недопустимость злоупотребления свободой слова; ограничения в случае военного и чрезвычайного положения, ограничения, установленные на законодательном уровне (тайны), а в качестве гарантии того, что никаких иных (дополнительных) ограничений быть не может, закрепляется запрет цензуры.

Таким образом, в начале 1990-х гг. новый этап развития государства, реформирование многих общественных и политических институтов приводили к пониманию необходимости смены характера сложившихся в советский период отношений между государственно-партийным аппаратом, стремившимся контролировать информационные потоки, с одной стороны, СМИ и гражданами, желающими получать объективную и разнообразную информацию, с другой. Необходимо было разработать правовой механизм информационных отношений нового для нашей страны типа. Одним из важнейших принципов действия этого механизма стал запрет цензуры. Закон СССР «О печати» ликвидировал институт цензуры массовой информации, разрушил партийно-государственную монополию на СМИ. Пришедший ему на смену Закон РФ «О средствах массовой информации» дал легитимное определение цензуры, закрепил права и обязанности журналистов. И, наконец, установление запрета цензуры на самом высоком - конституционном - уровне позволило выработать новую правовую модель информационных отношений между государством, гражданским обществом и средствами массовой информации.

Примечания

1 См: Энгельгардт Н.А. Очерк истории русской цензуры в связи с развитием печати (1703-1903). СПб., 1904; Жирков Г.В. История цензуры в России XIX-XX веков. М., 2001; Чолдин Т. Империя за забором: История цензуры в царской России. М., 2002; Григорьев С.И. Придворная цензура и образ верховной власти (1831-1917).

СПб., 2007; ЧирсковаИ.М. Цензура как историко-культурный феномен в России XIX века // Вестник Рос. гос. гуманитарного ун-та. 2008. № 10; Старкова Л.К. К вопросу о свободе российской печати: «дух правительства» против «духа времени» // Власть. 2009. № 1.

2 Исследование структуры и механизмов советской цензуры см.: Блюм А.В. Советская цензура в эпоху тотального террора (1929-1953). СПб., 2000; Горяе-ва Т.М. Культура и цензура: Мифы и реальность, или История борьбы против правды // История советской политической цензуры. Документы и комментарии. М., 1997; Она же. Политическая цензура в СССР 1917-1991. М., 2009; Бабиченко Д. Писатели и цензоры. Советская литература 1940-х годов под политическим контролем ЦК. М., 1994.

3 О печати и других средствах массовой информации: Закон СССР от 12 июня 1990 г. № 1552-1: принят Верховным Советом СССР 12.06.1990 // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 26, ст. 492.

4 Батурин Ю.М. Попытка гласности: история законодательной неудачи // Гласность как предмет правового регулирования / под общ. ред. М.А. Федотова. Труды по интеллектуальной собственности. Т. IX. М., 2009. С. 40.

5 См.: Федотов М.А. Закон СССР о печати как юридическое чудо // Новое литературное обозрение. 2007. № 83.

6 Там же.

7 См.: Шахназаров Г.Х. О свободе слова - сладкой и горькой // Сегодня. 2000. 22 июня.

8 О средствах массовой информации: Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I // Ведомости ВНД и ВС РФ. 1992. № 7, ст. 300.

9 Комментарий к Закону РФ «О средствах массовой информации» (постатейный) / под общ. ред. Погуляе-ва В.В. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005.

10 Тексты трех указанных проектов представлены на: Официальный сайт Конституции Российской Федерации. URL: http://constitution.garant.ru/science-work/ comment/5817497/ (дата обращения: 15.09.2010).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 Конституция Азербайджанской Республики (принята 12 ноября 1995 г., с изм. и доп. от 19 сентября 2002 г., 3 августа 2003 г.). Официальный сайт Президента Азербайджана. URL: http://www.president. az/azerbaijan/constitution; Конституция Республики Армения (принята 27 ноября 2005 г.). Официальный сайт Президента Республики Армения. URL: http:// www.president.am/library/armenia/rus/; Конституция Республики Беларусь (принята 15 марта 1994 г., с изм. и доп. от 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Официальный сайт Президента Республики Беларусь. URL: http://www.president.gov.by/press10669.html; Конституция Грузии (принята 24 августа 1995 г., с изм. и доп. от 20 июля 1999 г., 20 апреля 2000 г., 30 марта 2001 г., 10 октября 2002 г., 6 февраля 2004 г., 23 апреля

2004 г., 1 июля 2004 г., 23 февраля 2005 г., 23 декабря

2005 г., 27 декабря 2005г., 27 декабря 2006 г.): Со-юзПравоИнфо - законодательство стран СНГ. URL: http://www.base.spinform.ru; Конституция Республики Казахстан (принята 30 августа 1995 г., с изм. и доп. от 21 мая 2007 г.). Официальный сайт Президента Республики Казахстан. URL: http://www.akorda.kz/

К. Ю. Голуб. Содержание и субъекты правовой политики в сфере внешнеэкономической деятельность

ru/official_documents/the_constitution/the_constitution; Конституция Кыргызской Республики (принята 5 мая 1993 г. с изм. и доп. от 18 февраля 2003 г., 24 октября 2007 г.). Официальный сайт Временного народного правительства Кыргызской республики. URL: http:// www.kyrgyz-el.kg/index.php; Конституция Латвийской Республики (принята 15 февраля 1922 г., с изм. и доп. от 21 марта 1933 г., 27 января 1994 г., 05 июня 1996 г., 4 декабря 1997 г., 15 октября 1998 г., 30 апреля 2002 г., 8 мая 2003 г., 17 мая 2007 г.). Официальный сайт Центральной избирательной комиссии Латвии. URL: http:// web.cvk.lv/pub/public/28053.html; Конституция Литовской республики (принята 25 октября 1992 г. с изм. и доп. от 20 июня 1996 г., 12 декабря 1996 г, 20 июня

2002 г., 23 января 2003 г., 20 марта 2003 г., 20 марта

2003 г., 13 июля 2004 г., 25 апреля 2006 г.). Официальный сайт Президента Литовской республики. URL: http://www.president.lt/ru/institucija_prezidenta; Конституция Республики Молдова (принята 29 июля 1994 г.). Официальный сайт Президента Республики Молдова.

URL: http://www.presedinte.md/const.php?lang=rus; Конституция Республики Таджикистан (принята 6 ноября 1994 г.). Официальный сайт Президента Республики Таджикистан. URL: http://www.president. tj/rus/sanadho_rus.htm; Конституция Туркменистана (принята 18 мая 1992 г., с изм. и доп. от 15 авг. 2003 г.). Официальный сайт Президента Туркменистана. URL: http://niyazov.sitecity.ru/ltext; Конституция Республики Узбекистан (принята 8 декабря 1992 г.). Официальный сайт Президента Республики Узбекистан. URL: http:// www.press-service.uz; Конституция Украины (принята 24 августа 1991 г., с изм. от 8 декабря 2004 г.). Официальный сайт Президента Украины. URL: http://www. president.gov.ua; Конституция Эстонской республики (принята 28 июня 1992 г.). Государственный портал Эстонской республики. URL: http://www.eesti.ee/rus/ riik/pohiseadus (дата обращения: 15.09.2010).

12 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов. 6-е изд., изм. и доп. М., 2007. С. 241.

УДК [339.9:34] (470+571)

содержание и субъекты правовой политики в сфере внешнеэкономической деятельности

К. Ю. Голуб

Саратовская государственная академия права E-mail: kgoloub@gmail.com

Статья посвящена изучению вопроса о сущности российской правовой политики в области внешнеэкономической деятельности. Рассматриваются основные аспекты содержания правовой политики в сфере ВЭД, указываются ключевые субъекты, ее формирующие, а также предлагается определение. Ключевые слова: правовая политика; внешнеэкономическая деятельность; мировая экономика; внешнеэкономическая функция; субъекты правовой политики.

substance and subjects of Legal Policy in the sphere of Foreign Economic Activities

K. Yu. Golub

This article is devoted to a main point of Russian legal policy in the sphere of foreign economic activities. Main substance aspects of legal policy of this kind are considered, a list of its major subjects is pointed out as well as its definition is proposed. Key words: legal policy, foreign economic activities, world economy, foreign economic function, subjects of legal policy.

Перспективы стабильного развития общества, динамика социальных процессов в настоящее время во многом определяются направлениями и методами проводимой государственной политики, способностью, желанием государственной власти формировать адекватную существующим тенденциям общественного развития стратегию социальных преобразований. В свою очередь, содержание государственной политики

обусловливается разнообразными факторами природного, экономического, технологического, политического, идеологического, правового, культурного и иного характера.

Правовая политика, как особая разновидность государственной политики, заключающаяся в разработке и осуществлении нормативно-правового планирования, принятии законов, реализации и совершенствовании действующего законодательства1, призвана обеспечивать благоприятные условия для развития правового регулирования существующих и зарождающихся общественных отношений. Так, совокупность свойств и характеристик, в которых непосредственно выражаются сущность, цели и предназначение правовой политики, образует ее содержание2.

Правовая политика в сфере экономики, важнейшее направление государственной политики, призвана обеспечить реализацию экономической функции государства сообразно современным преобразованиям российского общества и экономической системы на основе рыночного уклада3. Правовая политика в данной сфере должна строиться на таких ценностях, как благосостояние, право на достойное существование, право на предпринимательскую деятельность, право на самостоятельное определение рода деятельности, экономическая безопасность, справедливость, правопорядок, равенство, образующие вместе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.