Научная статья на тему 'Становление конфуцианства как государственной идеологии в Корее'

Становление конфуцианства как государственной идеологии в Корее Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2699
555
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Корейский полуостров / конфуцианство / неоконфуцианство / история / философ-ская система / влияние Китая / государственное и общественное устройства / Korean peninsula / Confucianism / Neo-Confucianism / history / philosophical system / Chinese influence / state and social order

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Головкова Екатерина Алексеевна

В современных условиях успешное развитие государства требует наличия единой моти-вирующей этико-философской идеологии. Для Кореи, такой идеологической системой становится конфуциан-ство, пришедшее из Китая. В 109 году до н.э. государство Хань освобождает корейскую территорию, оставив тем самым Когурё, Пэкче и Силла без государственной идеологии, которая регулировала бы отношения внутри общества. В форме классической литературы проникает конфуцианство, целью приверженцев которого ста-новится приобретение в обществе статуса «благородного мужа». Конфуцианство в Корее проходит путь становления в три этапа: 1) внедрение и постепенная адаптация; 2) выход на лидирующие позиции наряду гос-подствующим тогда буддизмом; 3) приобретение статуса государственной идеологии. Безусловно, корейское конфуцианство приобретает национальные особенности, такие как: появление элементов шаманизма и буд-дизма в ритуальной системе, а также ужесточение китайских паттернов этого учения, что позволило корей-скому конфуцианству стать основополагающей философией того времени. Итак – конфуцианство стало фундаментом современного мировоззрения и предопределением со-временной истории Кореи. Это объясняется тем, что ценности, издревле считающиеся основополагаю-щими, даже в наши дни лежат у истоков экономических и социальных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTABLISHMENT OF CONFUCIANISM AS STATE IDEOLOGY IN KOREA

In the current context, successful development of the state requires certain motivating ethical and philosophical ideology. For Korea, Confucianism that came from China becomes such an ideological system. In 109 BC, the state of Han liberates Korean territory, thereby leaving Goguryeo, Baekche and Silla without a state ideology that would regulate relations within the society. Confucianism permeates in the form of classical literature, the goal of the adherents of which is to acquire the status of a “nobleman”. Confucianism in Korea goes through the process of formation by three stages: 1) implementation and gradual adaptation; 2) entering leading positions along with then dominant Buddhism; 3) the acquisition of the status of state ideology. Korean Confucianism is acquiring national characteristics, such as the emergence of ele-ments of shamanism and Buddhism in the ritual system, as well as the tightening of Chinese patterns of this teach-ing, which allowed Korean Confucianism to become the fundamental philosophy of the time. With that being said, Confucianism has become the foundation of the modern worldview and the prede-termination of the modern history of Korea because values, since ancient times considered fundamental, today considered being at the origins of economic and social relations.

Текст научной работы на тему «Становление конфуцианства как государственной идеологии в Корее»

УДК 94

СТАНОВЛЕНИЕ КОНФУЦИАНСТВА КАК ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ В КОРЕЕ

Е.А. Головкова

[email protected]

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

Аннотация. В современных условиях успешное развитие государства требует наличия единой мотивирующей этико-философской идеологии. Для Кореи, такой идеологической системой становится конфуцианство, пришедшее из Китая. В 109 году до н.э. государство Хань освобождает корейскую территорию, оставив тем самым Когурё, Пэкче и Силла без государственной идеологии, которая регулировала бы отношения внутри общества. В форме классической литературы проникает конфуцианство, целью приверженцев которого становится приобретение в обществе статуса «благородного мужа». Конфуцианство в Корее проходит путь становления в три этапа: 1) внедрение и постепенная адаптация; 2) выход на лидирующие позиции наряду господствующим тогда буддизмом; 3) приобретение статуса государственной идеологии. Безусловно, корейское конфуцианство приобретает национальные особенности, такие как: появление элементов шаманизма и буддизма в ритуальной системе, а также ужесточение китайских паттернов этого учения, что позволило корейскому конфуцианству стать основополагающей философией того времени.

Итак — конфуцианство стало фундаментом современного мировоззрения и предопределением современной истории Кореи. Это объясняется тем, что ценности, издревле считающиеся основополагающими, даже в наши дни лежат у истоков экономических и социальных отношений.

Ключевые слова: Корейский полуостров, конфуцианство, неоконфуцианство, история, философская система, влияние Китая, государственное и общественное устройства.

Введение

В 1980-1990-х годах, страна утренней свежести проявила себя как государство, которое благодаря инновационной политике, за очень короткий срок вошло в число стран с наиболее развитой экономикой, продемонстрировав всему миру возможность экономического успеха, обусловленного лишь удачной совокупностью рыночной среды и культурно-исторических условий. Если рассматривать традиционные факторы роста экономики, такие как природные и человеческие ресурсы, то мы обнаружим, что для стран Восточной Азии, в нашем случае для Кореи, одним из главных условий развития стало сохранение конфуцианской традиции, которая и в настоящее время остаётся актуальной. Конечно, выдающиеся успехи страны в экономическом плане вызывают огромное количество вопросов и являются темой множества дискуссий. Будучи весьма неординарным феноменом, мнения внутри научного общества разделились, и по сей день ведутся исследования по данной тематике.

Основные положения о классическом (китайском) конфуцианстве

Конфуцианство - это, прежде всего, древнейшая философская система, возникшая в Китае на рубеже У!-У веков до н.э. Истоки данного учения, ведут нас к древнему мыслителю - Конфуцию - который стремился к социальной гармонии в государстве, поскольку жил в эпоху великих потрясений, когда Китай находился в состоянии тяжёлого кризиса. Это было временем заката империи Чжоу: власть правителя стала носить лишь формальный характер, патриархальное общество потерпело крах, разрушив вместе с собой древние устои семейно-кланового быта. Китай был разрознен междоусобицами, сопровождающимися страданиями простого народа [1]. Естественно, будучи блюстителем «почётной» старины, Конфуция такая обстановка тревожила. Отсюда вполне очевидное желание философа ко внутреннему порядку и благополучию.

Идеи Кун-цзы (имеющие этико-политический характер) относились к вопросам нравственности, укладу семьи и способам качественного управления государством, и получили широкое распространение на территории Китая и стран, имеющих культурный обмен с ним [2].

Будучи общепризнанным гением новой философии, сам Конфуций ни в коем случае не воспринимал себя основателем религии или нового мышления. Он утверждал, что всего лишь лелеет старину. Однако, формулировка основных конфуцианских учений - заслуга не только Конфуция, но и таких выдающихся мыслителей как Мэн-цзы и Сюнь-цзы. Поэтому верным, на наш взгляд, будет рассмотрение не отдельно взятых учений каждого из вышеперечисленных философов, а сосредоточение на общих чертах ранней конфуцианской мысли, которой придерживалось большинство представителей конфуцианства.

Конфуцианство в китайской версии занималось вопросами человеческой природы. Считалось, что для построения гармоничного государства, человек должен пройти предначертанный ему свыше путь дао. Однако, далеко не все были способны на что-то подобное, поэтому образ благородного мужа был настолько желаем, что стал ключевым аспектом психологии всего конфуцианства.

Таким образом, на протяжении многих веков, на территории Восточной Азии (включая территорию Кореи), конфуцианская традиция развивалась и постоянно оказывала влияние на культуру элиты, на нравственное воспитание, семейные ценности, социальную гармонию и этику и на культурную идентичность уже в современной Восточной Азии.

В основе конфуцианского учения лежит целая серия трактатов, которая использовалась не только в образовательных целях, но и широко изучалась последователями конфуцианского учения. Таким образом, конфуцианство оказывало влияние на Китай не через устную традицию, а через канон, который широко изучался не только учёными и чиновниками, но и был основой обучения в китайских школах. Упорядоченные классические трактаты конфуцианства сквозь времена продолжают оставаться основными источниками конфуцианской идеи, что во многом способствует формированию культурной идентичности и философско-религиозных традиций Восточной Азии, в целом. В основе этих трактатов лежит несколько базовых понятий, с которыми конфуцианцы работают на постоянной основе. Так, наиважнейшими элементами конфуцианского учения можно назвать, например, жэнь или гумман-низм, и - праведность, ли - ритуал. Сыновняя почтительность сяо также является не менее значимой концепцией для философии, а для молодёжи, растущей в условиях конфуцианской традиции, даже напротив - центральной [3].

Говоря об основных учениях, необходимо отметить, что следование им делало из человека не просто истинного конфуцианца, а благородного мужа [4]. Но и такому, казалось бы, совершенному человеку было к чему стремиться. Самосовершенствование - это исключительно важное условие для духовного развития. Однако, должен ли человек эти качества приобретать самостоятельно или они должны появиться извне - непонятно. Конфуцианцы верили, что образцами для подражания были мудрецы древности; никто не сомневался в их способности воплощать добродетели в наивысшей степени. Вопрос, конечно, состоит в том, имеют ли обычные люди ту же природу, что и мудрецы.

Более того, помимо основных вышеперечисленных этических истин, существует ещё и иерархическая пирамида, состоящая из пяти ступеней, в которую конфуцианцы изощрились поместить все отношения между людьми:

1. Государь - подданный, высший тип отношений. Он является абсолютно универсальным, поскольку отражает отношения Неба и Земли, где государь - существо небесное, подданный - существо земное. Они совершенно разные и у них совершенно разные функции;

2. Отец - сын. Конфуций считал, что государство и семья - это одно и то же. Но государство обширнее, чем семья. Стало быть, модель отношений государь -подданный полностью применима к отношениям отцов и детей. В Китае, Корее и отчасти в Японии устанавливали стеллы, на которых увековечивали особо почтительных сыновей и дочерей. Конфуций по этому поводу писал примерно следующее: младшие находясь дома должны со старшими быть почтительными, с равными себе дружелюбны, с меньшими - снисходительны. Подобные взаимоотношения требуют от человека самосовершенствования для поддержания гармонии в обществе. Тут в действие вступают следующие качества, которые человек хочет - не хочет, должен развивать: отзывчивость, чуткость и уважение.

Эти два вида отношений обрекали человека на определённый долг. Иероглиф «долг» обозначает также «справедливость» с древнекитайского языка. И долг этот нельзя выплатить, но выплачивать нужно. Как пример, долг родителям за то, что они даровали жизнь. Отдача этого долга - абсолютное повиновение.

3. Старший - младший брат: проекция отца и сына по отношению к себе;

4. Муж - жена, где муж повелевает, а жена повинуется. Правда, в странах Восточной Азии, патриархат и матриархат мог существовать одновременно;

Корейцы, так же, как и китайцы, воспринимали конфуцианство как что-то, без чего жизнь превратится лишь в бездуховное существование, а мир канет обратно, в бездну первобытного строя. Однако, как всем известно: ничего не происходит, само собой. Так же и философия конфуцианства проникла на корейский полуостров далеко не в одну секунду.

5. Отношения между друзьями. В этих отношениях равенства тоже не будет.

В некоторых произведениях китайской литературы, упоминается о том, что пять типов отношений являют собой надлежащее поведение, то есть то, которое преподаётся мудрецами древности в соответствии с небесным мандатом. Такие отношения основаны на моральных и философских принципах, не говоря уже о биологических. В некотором смысле, конфуцианская этика требует постоянной гармонии морального, социального и политического порядков.

История корейского конфуцианства

Так, во времена династии Шан (1554-1046 гг. до н. э.) существовала довольно специфическая теория небесного мандата. Суть её заключалась в том, что правящий дом имел исключительное доверие к себе со стороны высших сил, наделивших его полномочиями за некие высоконравственные поступки. Отсюда и его право на правление. Потеря такой связи между Небом и «сыном Неба» обозначала потерю власти. Здесь мы будем рассматривать «потерю власти», прежде всего, как нравственное разложение правителя, его недостаточность как существа наделённого свыше. Поэтому, в китайской литературе правители династии Чжоу считались носителями высоких моральных ценностей. В это же время корейцы воспринимались как варвары с востока: неспособные и недостойные [5].

В последующей империи Чжоу всё держалось на военной силе. Отсюда берут начало особенности феодальной системы, при которой правитель - ван - утверждал и назначал удельных правителей своих вассальных территорий. Корея была вассалом Китая, и, в принципе, без нареканий признавала гегемонию своего вана. Соответственно, концепция небесного мандата распространилась и на неё. Во многом можно говорить о том, что Китай для Древнего Чосона стал «большим братом», который, в свою очередь, возлагал некоторые обязательства справедливого правления на благо народа. Позже, когда династия Чжоу приходит в упадок, и Китай оказывается не в состоянии справится с ситуацией, сложившейся у себя, контроль над феодальными владениями в Корее постепенно ослабевает. Те, кто когда-то отвечал за удельные земли, начали нападать на своих соседей, тем самым расширяя свою территорию. Итак, в 107 году до н.э., государство Хань уничтожает древнекорейское государство Чосон, и на его месте (это современная территория Северной Кореи и Маньчжурии) образует четыре административных округа - Наннан, Имдун, Хёндо и Чинбон (прим. - в корейском прочтении). Спустя некоторое время (вероятно, ввиду разразившейся Войны восьми князей, в ходе которой к власти в китае приходят варвары), округи заканчивают своё существование. Западная часть отошла к составу государства ранняя Янь, а остальное - аннексируется государством Когурё [6].

До подле неизвестно какой идеологической системы каждое из Трёх корейских государств (57 год до н. э. - 668 год н. э.) - Когурё, Пэкче и Силла - придерживалось, однако к 109 г. до н.э. становится понятно, что предпринять меры по регулированию отношений внутри общества жизненно необходимо ввиду нефиксированных порядков, существующих внутри государств. В это время, к счастью всех корейцев, осуществляется очередной культурный обмен между Китаем и Кореей. В качестве классической китайской литературы конфуцианство и попадает на полуостров [7].

Конфуцианство постепенно становится частью морально-этической мысли Кореи, однако ему всё же пришлось пройти тернистый путь от адаптации к абсолютному господству. Мы можем выделить три этапа развития конфуцианства в Корее. Первый -это внедрение, сложные попытки адаптации. Тогда во главе угла стоял шаманизм, но в 338 году до н. э. с внедрением буддизма на полуостров, происходят весьма ощутимые изменения. Буддизм сумел установить баланс общества и государства, при этом чётко обозначив роль каждого в иерархической цепочке. Интересно, что каждое из корейских государств поддерживало конфуцианство не только в качестве неотъемлемого элемента китайских учений, но и в качестве средства поддержания социального и политического порядка (для высших эшелонов общества - даже для удержания власти, поскольку Конфуций считал идеальным государством - государство с аристократической формой правления, где управлять им будут «благородные мужи»).

Второй этап развития - это время, когда конфуцианство стало главным конкурентом господствующего тогда буддизма. Это происходило в период Объединённого Силла (668-935). В УШ-1Х веках, многие студенты из Кореи уезжали в Китай для того, чтобы изучать конфуцианство. Изучение в Корее не представлялось возможным для некоторых, ввиду того, что по-прежнему, обучение осуществлялось лишь на базе буддистских храмов и монастырей, в академиях и религиозных центрах [8]. Между тем, преподаватели конфуцианской классики пропагандировали свою философию как альтернативную систему обучения и политическую идеологию, целью которой будет построение бюрократического государства, где они и их последователи будут процветать под его патронажем.

Все эти студенты, которые прошли обучение в Китае, в период династии Корё (918-1392) поступали на службу при царе Кванджоне (949-975), что послужило толчком для большого количества проконфуцианских реформ, предложенных именно ими. Самой яркой реформой можем обозначить учреждение государственных экзаменов. Суть данной системы состояла в том, что выбор правительственных чиновников происходил из числа наиболее достойных кандидатов (аристократическая форма правления, о которой говорил Конфуций).

Так, янбаны (выходцы из знатных семей) стали представителями двух категорий дворянства: гражданских и военных чиновников [9]. Принадлежность к социальным классам определялась исключительно происхождением. Элита активно пользовалась социальными и политическими привилегиями как средством получения статуса государственного служащего. Это можно было сделать, если кто-то из предков имел заслуги перед государством или пройдя экзамен, соответственно. К XVIII веку почти всё общество превратились в конфуцианское нормативное.

В начале XV века конфуцианское образование стало чуть ли не единственным путём к успеху. Экзаменационная система была основана на умении сочинения китайской поэзии. Тексты, используемые на экзаменах, включали в себя знание пяти канонов конфуцианства, конфуцианского «Четверокнижия» с комментариями и т.д. Поэтому правительство сосредоточило свои усилия на том, чтобы развивать государственные академии. А это, в свою очередь, означало создание истинного конфуцианского общества.

Такие академии также служили в качестве важнейших центров конфуцианской науки, благодаря которым многие учёные смогли добиться значительного прогресса в развитии неоконфуцианства с середины XVI века. В этот период, самый славный период в истории корейского конфуцианства, выделилось много выдающихся мыслителей.

Тем временем, конфуцианские учёные стали всерьёз интересоваться захватом политической власти у центрального правительства, призывая к тому, чтобы конфуцианство как государственная идеология было официально и полностью утверждено. Ван Сонджон основывает Академию конфуцианства Сонгюнгван (в 1398 году), что приводит к созданию целой образовательной системы на базе конфуцианских учений. Он также отправлял конфуцианских учёных в провинцию, с целью создания там региональных школ, более известных как хангё [10]. Подобная система, несмотря на её дороговизну, позднее смогла поспособствовать образованию нового класса элиты, состоящего из учёных-чиновников. Многие из них ездили в Китай для изучения конфуцианства. Благодаря таким поездкам, как раз, неоконфуцианство и пришло на Корейский полуостров (конец XIII века).

Начиная с позднего периода Корё, новая школа неоконфуцианства Чэнчжу в Корее получила невероятную поддержку от новой чиновничьей элиты. В конце XIV века, учёные-неоконфуцианцы, в частности Чон Мунчжу начал создавать государственную систему образования в Сонгюнгване. В период династии Чосон, данное заведение выпустило таких выдающихся неоконфуцианцев, как Ли Хван (1501-1570) и Ли И (1536-1584) и продолжило оставаться наиважнейшим центром образования, науки и политического влияния в Корее вплоть до 1910 года.

Вообще, конфуцианство не было всеобщей идеологией в периоды Трёх государств и Объединённого Силла. Оно лишь играло подчинённую роль традиционных представлений, поддерживаемых знатными семьями и потомственными аристократами. Только с ростом неоконфуцианства в конце XIII века, конфуцианская традиция

начала оказывать всё большее и большее влияние на корейскую мысль, религию, социально-политические системы и образ жизни [11].

Когда Ли Сонге (1335-1408) становится основателем новой династии уже в качестве вана Чосона под именем Тхэджо, сунское неоконфуцианство становится новой государственной религией и официальной идеологией. Отсюда, третий этап - доминирование конфуцианства. Началось создание нового политического порядка, состоящего из этической и религиозной системы мышления, которая обеспечивала бы «верхушку» новыми методами, с помощью которых возможной стала бы легитимизация новой династии. Для нового класса элиты, это означало возобновление приверженности конфуцианской традиции, которая считалась новым интеллектуальным и духовным гидом для чиновников по поддержанию бюрократии в государстве.

Вывод

Таким образом, конфуцианство предстало перед корейцами во II веке до н.э. Однако, окончательно сумело утвердиться неоконфуцианство. Эта система была настолько ужесточённой и утрированной, что в Корее даже существовали определённые предписания, касающиеся неправильной интерпретации учения, что само по себе достаточно противоречиво, ведь корейскому конфуцианству были присущи элементы шаманизма и буддизма. Но, несмотря на это, корейские учёные-чиновники активно открывали конфуцианские школы и академии. Интересно, что некоторые конфуцианские академии действуют, в современной Корее, и по сей день.

Первопричины принятия конфуцианства на корейском полуострове достаточно неоднозначны. Следует отметить, что Корея была вассалом Китая не малое количество времени, соответственно и жила по правилам своего «большого брата». И даже когда, Корея утратила зависимость от Китая, она подсознательно была подчинена Китаю на протяжении ещё очень долгого времени. Несмотря на это, конфуцианство, будучи классической философией в древнем Китае, в Корее преодолевало свой тяжёлый путь становления, конкурируя с господствующим тогда буддизмом.

Однако, уже к концу XIII века, в процессе роста неоконфуцианства, традиция, безусловно, оказывала большую степень влияния на корейское мировоззрение, мысль и образ жизни, не говоря уже о социально-политических институтах.

Вообще, говоря о специфике корейского конфуцианства как таковой, мы обнаружим, что оно приобрело национальные особенности: во -первых, влияние элементов шаманизма и буддизма на определение ритуальной и духовной составляющей учения дали о себе знать. Например, самое распространённое заблуждение о том, что конфуцианство - это религия, здесь можно поставить под вопрос, поскольку учение обзавелось некоторыми духовными элементами, изначально не обладающее таковыми. Во-вторых, в Корее данная философия приобрела статус государственной идеологии, к слову, китайские приверженцы конфуцианства не могли добиться такого результата на протяжении многих лет. И наконец, в-третьих, корейское конфуцианство славится тем, что является очень утрированной и ужесточённой версией китайского. Причины этому обусловить затруднительно, однако факт остаётся фактом: корейцы, находясь под всеобъемлющим влиянием Китая не просто сумели адаптировать их учение, превратив его в идеологию, но и подстроили его под себя, сделав конфуцианство уникальным этико-политическим учением того времени.

Бесспорным остаётся мнение о том, что конфуцианство стало фундаментом современного мировоззрения и предопределением современной истории Кореи. Это объясняется тем, что ценности, издревле считающиеся основополагающими, даже в наши дни лежат у истоков экономических и социальных отношений.

Литература

1. Переломов Л. С. Конфуций: «Лунь юй». М.: Восточная литература, 2001. 80 с.

2. Cua S. Antonio. Encyclopedia of Chinese philosophy. Routledge. 2003. 1020 p.

3. Курбанов С.О. Конфуцианский классический «Канон сыновней почтительности» в корейской трактовке. Корейское восприятие универсальной категории «почтительности к родителям». СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2007. 280 с.

4. Гусейнов А.А. Цзюнь-цзы: благородный муж [Электронный ресурс] // Режим доступа: Вики-Чтение: [сайт]. URL: https://fil.wikireading.ru/11354 (дата обращения 24.03.2019).

5. Grayson J.H. Korea - A Religious History. Oxon and New York: Routledge Curzon, 2002.

6. Переломов Л.С. Конфуций, 1993, с. 49-56.

7. Chung Y.J. Edward. Korean Confucianism. The Academy of Korean Studies Press, 2015

8. Chang Wonsuk and Leah Kalmanson. Confucianism in context: classic philosophy and contemporary issues, East Asia and beyond. State University of New York Press, Albany, 2010. 238 p.

9. Курбанов С.О. История Кореи: с древности до начала XXI в. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2009.

10. Ким Г.Н. История религий в Корее. Конфуцианство [Электронный ресурс] // Lib.Ru: Сервер «Заграница»: [сайт]. [2004]. URL: http://world.lib.ru/k7kim_o_i/frtg1rtf.shtml (дата обращения 29.11.2019).

11. Chung Y.J. Edward. Korean Confucianism. The Academy of Korean Studies Press, 2015. 179 p.

ESTABLISHMENT OF CONFUCIANISM AS STATE IDEOLOGY IN KOREA

E. Golovkova Kazan Federal University, Kazan, Russia

Abstract. In the current context, successful development of the state requires certain motivating ethical and philosophical ideology. For Korea, Confucianism that came from China becomes such an ideological system. In 109 BC, the state of Han liberates Korean territory, thereby leaving Goguryeo, Baekche and Silla without a state ideology that would regulate relations within the society. Confucianism permeates in the form of classical literature, the goal of the adherents ofwhich is to acquire the status of a "nobleman ".

Confucianism in Korea goes through the process of formation by three stages: 1) implementation and gradual adaptation; 2) entering leading positions along with then dominant Buddhism; 3) the acquisition of the status of state ideology. Korean Confucianism is acquiring national characteristics, such as the emergence of elements of shamanism and Buddhism in the ritual system, as well as the tightening of Chinese patterns of this teaching, which allowed Korean Confucianism to become the fundamental philosophy of the time.

With that being said, Confucianism has become the foundation of the modern worldview and the predetermination of the modern history of Korea because values, since ancient times considered fundamental, today considered being at the origins of economic and social relations.

Keywords: Korean peninsula, Confucianism, Neo-Confucianism, history; philosophical system, Chinese influence; state and social order.

Сведения об авторе Author of the publication

Головкова Екатерина Алексеевна, студент, Ка- Ekaterina Golovkova, student, Kazan Federal Univer-

занский (Приволжский) федеральный университет, sity, Kazan, Russia. E-mail: [email protected] г. Казань, Россия, E-mail: [email protected]

Дата поступления 15.12.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.