Научная статья на тему 'Становление коммерческих юридических лиц в период перестройки'

Становление коммерческих юридических лиц в период перестройки Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
437
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ / АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМА / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ПЕРЕСТРОЙКА / ЗАКОН / АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО / ПРИВАТИЗАЦИЯ / ЦЕННЫЕ БУМАГИ / ENTERPRISE / ADMINISTRATIVE-COMMAND SYSTEM / LEGAL ENTITY / PERESTROIKA / LAW / JOINT-STOCK COMPANY / PRIVATIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рассказов Олег Леонидович

В статье анализируются первые нормативные акты периода перестройки, положившие начало качественному обновлению практически всех юридических институтов, узаконивших предпринимательскую деятельность. Анализируется начало процесса формирования законодательной базы деятельности коммерческих юридических лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of commercial legal entities during perestroika

First normative acts of the period of “perestroika” giving a start to a qualitative renovation practically of all legal institutions legalizing the entrepreneurial activity are considered in this article. The beginning of legislative basis formation process of commercial legal entities is analyzed.

Текст научной работы на тему «Становление коммерческих юридических лиц в период перестройки»

УДК 347.191(091)(47+57) «1987/1990»

О. Л. Рассказов

Становление коммерческих юридических лиц в период перестройки

В статье анализируются первые нормативные акты периода перестройки, положившие начало качественному обновлению практически всех юридических институтов, узаконивших предпринимательскую деятельность. Анализируется начало процесса формирования законодательной базы деятельности коммерческих юридических лиц.

First normative acts of the period of “perestroika” giving a start to a qualitative renovation practically of all legal institutions legalizing the entrepreneurial activity are considered in this article. The beginning of legislative basis formation process of commercial legal entities is analyzed.

Ключевые слова: предприятие, административно-командная система, юридическое лицо, перестройка, закон, акционерное общество, приватизация, ценные бумаги.

Key words: enterprise, administrative-command system, legal entity, perestroika, law, joint-stock company, privatization.

На протяжении длительного времени основным хозяйствующим субъектом в советской экономике являлось предприятие. В стране функционировала административно-командная система, основанная на централизованном планировании как организации материально-технического обеспечения производства, так и сбыта готовой продукции. В конце ХХ в. в нашей стране произошел «разлом» огромного унитарного хозяйства. Назревающий кризис в одночасье охватил практически все сферы жизнедеятельности российского общества. Начавшиеся изменения ускорили процесс смещения государственного регулирования с планового хозяйствования на рыночные механизмы, что должно было способствовать развитию предпринимательской деятельности и физических, и юридических лиц.

© Рассказов О.Л., 2013

В условиях кризиса административно-командной системы в России стояла задача по созданию практически новых организационно-правовых форм юридического лица и их адаптации к новым рыночным условиям.

Начало процессу перехода к общепринятой во всем мире частной предпринимательской деятельности положила провозглашенная на партийных форумах программа перестройки. В апреле 1985 г. на Пленуме ЦК КПСС, а затем на ХХУИ съезде КПСС зимой 1986 г. М.С. Горбачевым были объявлены определенные приоритеты в развитии. В экономической сфере провозглашалось изменение механизмов управления народным хозяйством на принципах хозяйственного расчета, расширение экономической самостоятельности предприятий и многое др. В целом программа перестройки не была ориентирована на создание новых форм юридического лица, а, скорее, представляла собой совокупность мероприятий, направленных на выход из надвигающегося кризиса.

Последующие партийные решения в экономической сфере имели ориентацию на всестороннее развитие предпринимательской инициативы. Однако в значительной степени они были декларативными, так как не были подкреплены конкретными механизмами реализации. В таких условиях складывалась ситуация, проявляющаяся в невозможности действия старого (советского) законодательства и практически полного отсутствия нового (российского). В переходный период, переживаемый нашей страной, когда были разрушены административные и не сформированы в достаточной мере рыночные механизмы управления экономикой, с особой остротой встали проблемы социально-экономического и политического развития.

Начавшийся реформаторский процесс можно оценить как сложный и тяжелый. Основные проблемы заключались в переосмыслении советской действительности, в которой находилось общество на протяжении 70 лет. В новых условиях нужно было трансформировать право, являющееся отражением существующих политических, социальных, культурных, экономических и других реалий общества, используемое в качестве детонатора для последующего прогрессивного развития1.

На тот период времени требовалось качественное обновление практически всех юридических институтов. Одним из первых нормативноправовых актов, изменяющих экономические отношения, стал закон «О государственном предприятии» от 30 июня 1987 г. (вошедший в силу для

1 Friedman L. Legal Rules and the Process of Social Change. 19 Stanford Law Raiwer 791

(1967).

всех предприятий с 1 января 1989 г.).2 Он был призван обеспечить переход на новые принципы хозрасчета и самофинансирования. Закон допускал расширение объема прав трудовых коллективов. Им предоставлялось полномочия по решению некоторых хозяйственных, административных, социальных вопросов. В частности, за ними было закреплено право самостоятельного выбора своих руководителей. Закон представлял собой попытку увеличения границ самостоятельности хозяйствующих субъектов и усиления заинтересованности трудовых коллективов в конечных результатах своего труда3. Именно в этом нормативно-правовом акте упомянуты такие коммерческие организации, как акционерные общества с ограниченной ответственностью. Но предприятие по-прежнему признавалось основным звеном единого народнохозяйственного комплекса страны, функционирующего в рамках плановой системы.

Основным нововведением в данном законе можно считать попытки законодателя закрепить за существующими хозяйствующими субъектами права организацию прямых «горизонтальных» связей с себе подобными. Данное положение важно, так как исключает посредничество Госплана. Тем самым хозяйствующие субъекты получали долгожданную свободу экономической деятельности.

Следующим нормативно-правовым актом, внесшим лепту в совершенствование экономических отношений, следует считать Закон «О собственности в РСФСР»4, который не только наделял хозяйствующие субъекты свободой, но и обозначил их правовые формы. В частности, он признавал хозяйственные общества и товарищества, кооперативы, коллективные и иные предприятия, созданные в качестве собственников имущества, юридическими лицами и наделял их правом собственности на имущество, переданное им в форме вкладов и других взносов их участниками, а также на имущество, полученное в результате своей предпринимательской деятельности и приобретенное по иным основаниям, допускаемым законом. Акционерные общества признавались также собственниками средств, полученных ими от продажи акций. Осуществлялось разделение юридических лиц на два типа: коммерческие и некоммерческие. Этот закон дал основание для классификации форм собственности.

2 Ведомости ВС СССР, 1987 г., № 26, ст. 385, Утратил силу в связи с принятием Закона СССР от 07.03.1991. № 2015-1.

3 Гайдуцкий С.Н. Что нужно знать об акционерных обществах. М., 1991. С. 62-63.

4 В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в издании. «Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР». 1990. № 30. Ст. 416. Утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 30.11.1994 № 52-ФЗ.

99

Образующиеся юридические лица получили свою систематизацию по формам собственности: а) основанные на собственности граждан; б) на коллегиальной собственности; в) основанные на государственной и муниципальной собственности; г) совместные (смешанные) юридические лица5.

Начавшийся процесс формирования качественной законодательной базы деятельности юридических лиц являлся важным компонентом успешной экономической политики. Данный процесс создавал условия для перехода к многоукладной экономике, рынку на основе частной собственности и свободы предпринимательства.

Важным шагом в этом направлении можно считать реализацию программы приватизации. Ее осуществление привело к внушительным изменениям. В течение полутора лет, прошедших после ее начала, из структуры государственной собственности было выведено около 31 тыс. предприятий. К началу 90-х гг. частными оказались 52 % предприятий торговли, 47 % - общественного питания, 53 % - бытового обслуживания. В стране возникло 642 тыс. мелких предприятий, которые были приватизированы преимущественно в сфере обслуживания и торговли6.

Однако в процессе приватизации были допущены серьезные ошибки. В большинстве предприятий, как правило, работники не ставились в известность о предстоящем распределении собственности хозяйствующего субъекта между членами трудового коллектива. В лучшем случае информация доходила в искаженном виде. Это приводило к тому, что на местах основной пакет акций стал собираться у руководства предприятий. При приватизации были допущены злоупотребления, которые усугубили социально-экономическое положение в стране.

С исторической точки зрения, важным нормативно-правовым актом, способствующим формированию новых предпринимательских отношений, следует считать закон «О предприятиях в СССР»7. Его сравнивают с точкой отсчета свободного предпринимательства в России, так как именно он узаконил предпринимательскую деятельность, предусмотрел различные организационно-правовые формы предпринимательства, положил начало организации системы предпринимательского законодательства, включаю-

5 Основы правовых знаний / под ред. Я.И. Янбаева. М., 1995. С. 21.

6 Рассказов Л.П. Пособие по отечественной истории для поступающих в высшие учебные заведения МВД Российской Федерации. Краснодар, 2000. С. 116-117.

7 О предприятиях в СССР: закон СССР от 4 июня 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов СССР Верховного совета СССР. 1990. № 25. Ст. 460.

100

щего в себя положения, регулирующие отдельные формы предпринимательства и видов деятельности, регистрации, лицензирования и т. д.8

Важное значение для развития института юридических лиц сыграло Положение об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 19.06.1990 г. № 5 909, предусматривающее более подробную регламентацию деятельности хозяйствующих субъектов. Это Положение дополнило Постановление Совета Министров СССР № 1195 «О выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг»10. Следует отметить, что данные нормативно-правовые акты в числе первых осветили правовые аспекты функционирования отдельных организационно-правовых форм юридического лица. Однако по своему содержанию они были «сырыми», и являли большое количество противоречий, правовых пробелов, что в целом свидетельствовало о неготовности к их реализации11. К этому можно прибавить, что формирующееся новое законодательство отчасти было декларированным, не до конца проработанным и не обеспеченным механизмами исполнения. Положение усугубляло нежелание правящей элиты реализовывать новые, коренные преобразования в обществе.

В связи с этим Е. Сухановым было замечено, что после ряда неудачных попыток отражения необходимых изменений в ранее действовавших Законе о предприятиях и предпринимательской деятельности и Положении об акционерных обществах, базировавшихся на неквалифицированных, политэкономических представлениях о юридических лицах, было принято новое законодательство, гораздо успешнее отразившее требование време-ни12. Речь идет, прежде всего, о ГК РФ и ряде специальных законов, определяющих правовое положение отдельных видов юридических лиц.

Итак, в конце ХХ в. в нашей стране произошел «разлом» огромного унитарного хозяйства. Назревающий кризис в одночасье охватил практически все сферы жизнедеятельности российского общества. Начавшиеся изменения ускорили процесс смещения государственного регулирования с планового хозяйствования на рыночные механизмы. Начало процессу пе-

8 История государства и права России / под ред. Ю.П. Титова. М., 2004. С. 522.

9 СП СССР. Отдел первый. 1990. № 15. Ст. 82.

10 СП СССР. 1998. № 35. Ст. 100.

11 Не указывалось какой вид акций выпускать предприятию, не описывалась процедура выпуска акций, выбора конкретного вида акций и т.д. // Рассказов О.Л., Кирюшин С.Ю. Основные этапы становления, развития и функционирования акционерного движения в России (историко-правовой аспект): моногр. Краснодар, 2003. С. 104-106.

12 Суханов Е. Акционерные общества и другие юридические лица в новом гражданском законодательстве // Хоз-во и право. 1997. № 1.

101

рехода к общепринятой во всем мире частной предпринимательской деятельности положила провозглашенная М.С. Горбачевым на партийных форумах программа перестройки.

В конце 80-х гг. появляются и первые нормативные акты, положившие начало качественному обновлению практически всех юридических институтов. Они узаконили предпринимательскую деятельность, предусмотрели различные организационно-правовые формы предпринимательства, запустили процесс формирования законодательной базы деятельно-деятельности коммерческих юридических лиц.

Этот процесс не мог не затронуть вопрос о новых организационноправовых формах юридического лица, под которыми понимается способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и следующие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности. В результате дальнейшего развития законодательства был определен перечень коммерческих организационно-правовых форм юридического лица, дана их развернутая характеристика, раскрыта структура, указаны органы управления и их компетенция.

Список литературы

1. Гайдуцкий С.Н. Что нужно знать об акционерных обществах. - М., 1991.

- С. 62-63.

2. История государства и права России / под ред. Ю.П. Титова. - М., 2004.

- С. 522.

3. О предприятиях в СССР: закон СССР от 4 июня 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов СССР Верховного совета СССР. - 1990. - № 25. - Ст. 460.

4. Основы правовых знаний / под ред. Я.И. Янбаева. - М., 1995. - С. 21.

5. Рассказов Л.П. Пособие по отечественной истории для поступающих в высшие учебные заведения МВД Российской Федерации. - Краснодар, 2000. -С. 116-117.

6. Рассказов О.Л., Кирюшин С.Ю. Основные этапы становления, развития и функционирования акционерного движения в России (историко-правовой аспект): моногр. - Краснодар, 2003. - С. 104-106.

7. Суханов Е. Акционерные общества и другие юридические лица в новом гражданском законодательстве // Хоз-во и право. - 1997. - № 1.

8. Friedman L. Legal Rules and the Process of Social Change. 19 Stanford Law Raiwer 791 (1967).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.