что в свою очередь формирует нездоровые привычки образа жизни.
Чем ярче выражен фемининный тип протекания психической деятельности, тем выше поведенческий уровень самосохранительного отношения к здоровью. Самосохранительный тип отношения к здоровью направлен на сохранение здоровья и продление жизни человека, способствует адаптации человека к изменяющимся условиям окружающей среды. Женщины больше уделяют внимания и заботы своему здоровью и стараются вести здоровый образ жизни. Чем ярче проявляется маскулинный тип протекания психической деятельности, тем выше поведенческий уровень рискованного отношения к здоровью. Рискованный тип отношения к здоровью препятствует сохранению здоровья и продлению жизни человека, мешает адаптации человека к изменяющимся условиям окружающей среды. Степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни снижается, наблюдается формирование нездоровых привычек образа жизни по следующим аспектам: сон, режим и качество питания, режим употребления воды, режим работы и отдыха, физическая активность, вредные привычки (табакокурение, алкоголь и др.).
В ходе исследования решена научная задача, которая состояла в том, что эмпирическим путем определить гендерные детерминанты двух ведущих
типов отношения к здоровью у женщин: самосохра-нительного и рискованного типов. Выявлены взаимосвязи между типом протекания психической деятельности, гендерной идентификацией на социальном и психологическом уровнях, гендерными стереотипами, ролями и установками, привычками образа жизни, оценкой качества жизни и отношением к здоровью женщин.
Литература
1. Берн, Ш. Социальная психология тендера.
— М.: Олма-пресс, 2001. - 132 с.
2. Клецина, И. С. Гендерная социализация. — СПб., 1998. - 202 с.
3. Клецина, И.С. Практикум по тендерной психологии. СПб.: Питер, 2003. - 479 с: ил.
4. Коваленко, Л. А. Взаимосвязи гендерных особенностей, ролевого, социального, профессионального функционирования и образа жизни современных женщин: монография. - Новосибирск: ООО Издательство «Сибпринт», 2011. - 225 с.
5. Коваленко, Л. А., Яковлев, Б.П. Гендерные детерминанты отношения к здоровью субъектов в условиях жизнедеятельности Севера: монография.
- Новосибирск: ООО Издательство «Сибпринт», 2015. - 233 с.
6. Корхова, И. В. Гендерные аспекты здоровья // Народонаселение. — 2000. — №2. - С.70-79.
7. Никифоров, Г. С. Психология здоровья. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2002. - 194 с.
СТАНОВЛЕНИЕ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ В МЛАДЕНЧЕСКОМ, РАННЕМ, ДОШКОЛЬНОМ, МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТАХ
Поляков Е.А.
Российский государственный социальный университет, доцент, г. Москва
FORMATION OF THE COGNITIVE SPHERE OF THE PERSONALITY AT INFANTILE, EARLY, PRESCHOOL, YOUNGER SCHOOL AGE
Polyakov E.A.
Russian state social university, associate professor, Moscow
АННОТАЦИЯ
В настоящей научно-методологической статье детально анализируются, с академических позиций психологии развития и возрастной психологии, психические познавательные процессы. Они подвергаются анализу в плане психовозрастного развития, становления и формирования. Данное предметное подробное рассмотрение имеет место в психовозрастном контексте развития личности во младенчестве, в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте. Анализирование познавательных процессов осуществляется на основе предметного рассмотрения психических новообразований в психовозрастном плане, - на каждом возрастном этапе становления когнитивной сферы личности.
ABSTRACT
In the present scientific and methodological article are in details analyzed, from the academic positions of psychology of development and age psychology, mental informative processes. They are exposed to the analysis in respect of psychoage development, formation and formation. This subject detailed consideration takes place in a psychoage context of development of the personality in infancy, in the preschool childhood, at younger school age. Analysis of informative processes is carried out on the basis of subject consideration of mental new growths in the psychoage plan, - at each age stage of formation of the cognitive sphere of the personality.
SCIENCES OF EUROPE # 14 (14), 2017 | PSYCHOLOGICAL SCIENCES_83
Ключевые слова. Когнитивная сфера, познавательные процессы, восприятие, внимание, помять, воображение, мышление, речь, сознание, психические новообразования, младенческий возраст, ранний возраст, младший школьный возраст.
Keywords. The cognitive sphere, informative processes, perception, attention to rumple, imagination, thinking, the speech, consciousness, mental new growths, infantile age, early age, younger school age.
Становление когнитивной сферы во младенческом возрасте
Младенческий возраст (младенчество): с рождения до 1-го года. Младенческий возраст имеет три стадии. 1-я стадия: от физиопсихиче-ского момента рождения (первый самостоятельный вдох новорожденного) до 2-х месяцев - возраст новорожденности (новорожденность). 2-я стадия: от 2-х месяцев до 6-ти месяцев - т.н. раннее младенчество. 3-я стадия: от 6-ти месяцев до 1-го года - т.н. позднее младенчество.
Возрастные психические новообразования во младенческом возрасте. Психические новообразования младенческого возраста феноменологически уникальны. До момента рождения организм находится в гомогенной («моновоздействующей», «однотипной») среде, соответственно, нет ни психического отражения имеющей место после рождения гетерогенной («поливоздействующей», «многостимульной») среды, ни соответствующего ему типа развития, - что возникает только после рождения. В первые месяцы жизни, все испытываемые им раздражения, всё его окружающее, младенчик переживает только как общие функциональные состояния. Наряду с этим, во младенчестве развивается психологическая индивидуальность существования ребёнка, формирующая психическую деятельность как таковую. Для индивидуальной психической жизни новорожденного и ребёнка раннего младенческого возраста весьма характерны два аспекта: преобладание т.н. нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из окружающей среды. В позднем младенчестве, ребёнок постепенно начинает психологически дифференцировать себя от окружающей среды, что качественно активизируется в период кризиса 1-го года. Центральным психическим новообразованием периода новорожденности, периодов раннего и позднего младенчества, является активнейшим образом формирующаяся психическая деятельность младенца, имеющая место в качестве полномасштабного психического отражения. Базовые новообразования новорожденности и младенчества: 1) индивидуальная психологическая жизнь ребёнка, уже являющаяся психической и социальной, в силу того, что она входит составной частью в социальную жизнь окружающих младенца людей (согласно Льву Семёновичу Выготскому); 2) потребность во впечатлениях (согласно Лидии Ильиничне Божович); 3) потребность в общении со взрослыми (согласно Валерии Сергеевне Мухиной).
С развитием психической познавательной функции узнавания, младенец начинает активно дифференцировать окружающих взрослых, узнавать своих и чужих, приятных и неприятных ему людей. Дифференцируется и реакция младенца на окружающих его людей, - оживление и улыбка в
ответ на знакомые и приятные лица сменяются «хныканьем» и плачем при виде незнакомых и неприятных лиц. Развитие узнавания стимулирует появление первых мотивов, или, как их называла Лидия Ильинична Божович, мотивирующих представлений ребёнка, которые способствуют становлению его личности, развитию психологической независимости от окружающей среды.
Развитие познавательных процессов во младенческом возрасте.
Восприятие. Во младенческом возрасте существенно развивается зрительное сосредоточение, становится возможным визуальное прослеживание движущихся предметов. У младенцев формируется восприятие формы, образуется предметность восприятия. Во младенчестве развивается пространственное восприятие, восприятие глубины. Наряду с этим, младенцем воспринимаются не отдельные свойства каких-либо объектов, а эти объекты в общем плане (ракурсе). На развитие восприятия младенца влияет разнообразие окружающей его обстановки. Восприятие и действие - это основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте, когда повышена чувствительность сенсорного восприятия. К концу младенчества формируются практически все базовые свойства восприятия - константность, предметность, целостность и т.д. Появление и развитие этих свойств связано с развитием локомоции младенцев, с разнообразным перемещением в пространстве, благодаря чему малыши научаются видеть предмет под разными углами зрения, узнавать его в разных сочетаниях, с разного расстояния и в разной обстановке. У младенцев появляются первые сенсорные эталоны -стабильные, целостные образы, непосредственно и постоянно окружающих малышей предметов, объектов. С этими эталонами младенцы соотносят новые предметы, объекты, воспринимаемые ими в окружающем мире. Так как первые сенсорные эталоны ещё не являются обобщёнными и отражают свойства конкретных предметов окружающей обстановки, то они получили наименование предметных эталонов.
Внимание. Первоначально, внимание выступает как реакция сосредоточения. Сосредоточение обеспечивает выделение из окружающего мира эмоций, движений, речи человека - как его отличительных признаков. Так же, сосредоточение позволяет выделять в пространстве предметы и осуществлять действия с ними. Формирование сосредоточения, концентрации, - влечёт за собой развитие действенного познавательного отношения к окружающему миру. В целом, появление и развитие различных свойств внимания способствует зарождению более сложных форм познания, поведения и деятельности ребёнка.
Память. В течение первого года жизни активно развиваются не только восприятие и внимание, но и память. Память младенца функционирует как бы «внутри» ощущений и восприятий и проявляется в форме запечатления и узнавания. Именно в это время формируются все генетические виды памяти, - эмоциональный, двигательный (моторный), образный, словесный (вербальный). Сначала развивается эмоциональная, моторная и образная память, а к концу первого года жизни складываются предпосылки для развития вербальной памяти. Эмоциональная память есть, по некоторым данным, уже у плода. У младенца этот вид памяти является основным в первые недели жизни, он помогает ему ориентироваться в окружающей действительности, фокусируя внимание и «направляя» органы чувств на наиболее важные в эмоциональном отношении объекты. В 7-9 недель жизни младенца, возникает и моторная память, - малыш может запомнить и повторить какое-то простое движение. Так же, у младенца него начинают формироваться всеобщие для людей и привычные для именно него двигательные жесты, - как начало будущих двигательных операций. В 4-ре месяца у младенцев появляется образная память, а в 8-9 месяцев - возникает воспроизведение того, что детки видели ранее. Как возникновение моторной памяти способствует организации движений, локомоций младенцев, так появление образной памяти существенно влияет на общение и формирование моти-вационной сферы малышей.
Мышление. Развивается и мышление младенцев. В позднем младенчестве активно формируется и к концу первого года жизни у малышей явно проявляется т.н. ручной интеллект, или наглядно-действенное мышление, которое строится на основе проб и ошибок, и связано с развитием первых самостоятельных движений, локомоций и предметного манипулирования детей. Большое значение имеет и развитие ориентировки как реакции на новые предметы, как познавательного стремления их обследовать. Недаром, Александр Владимирович Запорожец, исследовавший познавательное развитие в первые годы жизни, подчеркивал, что различные психические процессы и психические познавательные процессы являются, по сути, разными видами ориентировки в окружающем мире. Так, восприятие, по мнению А.В. Запорожца, представляет собой ориентировку человека в свойствах и качествах предметов, мышление представляет собой ориентировку человека в отношениях и связях между ними, а эмоции - в личностном смысле этих отношений и связей. Поэтому, время, в течение которого младенец обследует новый предмет, а также количество анализаторов, которые участвуют в этом процессе, - это важный показатель интеллектуального развития младенца. Повсеместный пример данного явления: чем дольше младенец рассматривает какую-либо игрушку, чем более внимательно он её изучает, чем больше разных качеств он в ней открывает, чем более разнообразные действия младенец совершает с этой игрушкой, - тем выше его интеллектуальный уровень.
Речь. Познавательный процесс «речь» психически «базируется» на познавательном процессе «мышление», развитие мышления детерминирует развитие речи. Начиная с младенческого возраста, по уровню развития речи можно судить об уровне развития мышления. Особенности младенчества в этом плане состоят в том, что происходит зарождение формирования речи. Младенчество рассматривается возрастными психологами как важнейший этап в развитии речи, понимаемой в качестве психического познавательного процесса, так как именно во младенчестве закладываются предпосылки понимания речи (развивается пассивная речь) и предпосылки активного, «понятийного» употребления слов (формируется осмысленное говорение). В младенческом возрасте, развитие речи как психического познавательного процесса, как бы включено в общение младенца со значимыми взрослыми. У младенца возникает внимание к речи взрослых, а подражание речи взрослых превращается в самостоятельную речевую деятельность малыша. Уже во младенчестве устанавливается психическая познавательная связь между названием предмета (объекта) и самим предметом. Во младенчестве, наряду с преобладанием пассивной речи, постепенно развивается и активная речь, проявляющаяся в качестве инициативного употребления ребёночком позднего младенческого возраста немногих осмысленных слов. В младенческом возрасте формируется речевой слух, ребенок издает звуки, называемые гуканьем и гулением, возникает лепет, сочетающийся с осмысленными звуками и с предметными действиями малыша. Таким образом, в раннем младенчестве имеют место голосовые реакции или вокализации ребёнка в форме гуканья и гуления, что имитирует речь взрослого в её интонационно-мелодической составляющей. В позднем младенчестве имеет место лепет и понимание простейших слов значимых взрослых. К концу первого года жизни, ребёнок уже хорошо понимает 20-30 основных «бытовых» слов, произносимых окружающими значимыми взрослыми, и сам произносит несколько своих первых слов. Итак, на первом году жизни, у младенца начинает развиваться речь, прежде всего пассивная речь, - малыш слушает и различает звуки, начинает понимать смысл и значение часто употребляемых слов. Согласно Льву Семёновичу Выготскому и другим отечественным и иностранным учёным, содержание речи младенцев существеннейшим образом определяется смысловым влиянием значимых взрослых.
Развитие восприятия, мышления, становление эмоциональных контактов с окружающими, а также появление собственных мотивов поведения изменяют социальную ситуацию развития младенца, который переходит на новый уровень развития.
Становление когнитивной сферы в раннем возрасте
Ранний возраст (раннее детство): с 1-го года
до 3-х лет. Ранний возраст имеет две стадии. 1-я
стадия: от 1-го года до 2-х лет - т.н. младший ранний возраст. 2-я стадия: от 2-х лет до 3-х лет - т.н. старший ранний возраст.
Возрастные психические новообразования в раннем возрасте. Центральные новообразования раннего возраста следующие. 1. Развитие самостоятельной ходьбы как физическая основа психических новообразований ребёнка. Овладение прямой походкой позволяет расширить круг взаимодействия малыша с предметами, делать выбор в конкретных действиях и проявлять самостоятельность в движении. Овладение своим телом и способность передвижения человеческим способом приводят ребёнка к тому, что он вступает в период более свободного и самостоятельного общения с внешним миром и получает существенно большую свободу передвижения и контактирования с окружающими людьми. 2. Полномасштабное овладение ребёнком предметной и манипулятивной деятельностью. 3. Формирование и развитие у детей сложных функций восприятия как психического познавательного процесса. Восприятие впервые возникает и проявляется как дифференцированная система отдельных функций (см. далее). 4. Овладение ребёнком речью, понимаемой в качестве психического познавательного процесса (см. далее). 5. К трём годам у детей появляются т.н. личные действия. У ребёнка наступает всеобъемлющее осознание и выражение себя как отдельного, активного и самостоятельного субъекта деятельности и общения, - «Я сам».
Развитие познавательных процессов в раннем возрасте.
Восприятие. Ребёнок раннего возраста уже может «по сходству и подобию» подбирать (классифицировать) какие-либо предметы, соединять их части в соответствии с формой, величиной, цветом предметов. В раннем детстве очень активно формируется предметное восприятие (развивается предметность восприятия) как центральная познавательная функция восприятия. В раннем возрасте интенсивно развивается зрительное и слуховое восприятие. Большое значение для психического развития в этом возрасте имеет формирование сенсорики. Исследования многих учёных показали, что на протяжении всей жизни человека, а, особенно, в первые годы жизни, - уровень развития восприятия существенно влияет на степень развития мышления. Это объясняется тем, что действия восприятия (понимаемого в качестве познавательного процесса) связаны с такими сущностными операциями мышления как обобщение, классификация, подведение под понятие (определение понятий) и др. Ведущая роль восприятия, по квалифицированному мнению Александра Владимировича Запорожца, объясняет особенности развития образной памяти и образного мышления в этом возрастном периоде. А.В. Запорожец так же доказал, что существуют определенные виды деятельности (рисование, конструирование, лепка), к которым сензитивно («восприимчиво») восприятие как психический познавательный процесс. Наряду с этим, А.В. Запорожец показал, как целенаправленное
формирование творческих видов деятельности позитивно влияет на динамику становления когнитивной сферы детей раннего возраста и дошкольного возраста. Развитие восприятия в качестве познавательного процесса, как на протяжении всей жизни, так и в раннем возрасте, - определяется тремя основополагающими параметрами: перцептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения. Таким образом, по сути, становление восприятия как познавательного процесса в каждом случае заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств (неких информативных точек), в составлении на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и в соотнесении этих образов-эталонов с предметами (объектами) окружающего мира. На протяжении раннего возраста и младшего дошкольного возраста, познавательные действия восприятия, являющиеся поначалу внешними и развёрнутыми, затем переходят во внутренний план и автоматизируются («свёртываются»). Таким образом, подчёркиваем, развитие перцептивных (познавательных) действий помогает формированию обобщения, классифицирования, систематизации и других мыслительных операций, так как выделение наиболее значимых качеств каждого предмета (объекта) даёт возможность в дальнейшем объединять их в классы и понятия. В раннем возрасте так же продолжается активное формирование сенсорных эталонов, - вначале предметных эталонов (появляющихся уже к концу младенчества), которые затем, постепенно обобщаясь, переходят на уровень «чисто» сенсорных эталонов. Таким образом, сначала представления о форме или цвете связаны у ребёнка с находящимся рядом с ним конкретным предметом. Постепенно, это сенсорное качество классифицируется и обобщается, и, «отрываясь» от конкретного предмета, становится уже не предметным, а сенсорным эталоном, - эталоном цвета, формы, размера. Именно эти три основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста. Соотнесение предмета с эталоном позволяет систематизировать и категоризировать те знания, которые получают дети при восприятии новых предметов (объектов). Именно эти системные знания делают образ мира (образ явления, процесса, феномена) целостным и постоянным. При этом в раннем возрасте дети ещё не могут разделить сложный предмет (объект познания) на ряд эталонов, из которых он состоит, но могут уже найти различия между конкретным предметом и эталоном.
Внимание. В раннем детстве развитие внимания, в качестве психического познавательного процесса, происходит, в основном, при освоении малышом ходьбы (прямохождения), предметно-манипу-лятивной деятельности и речи (речевой деятельности). Внимание ребёнка раннего возраста в существенно большей степени непроизвольное, оно слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения внимания, невелик его объём. Под влиянием развития речи, у ребёнка раннего возраста начинают
складываться предпосылки для развития произвольного внимания. В течение всего периода раннего детства, кардинально расширяется круг предметов, которые воспринимает и на признаках которых сосредотачивает своё внимание малыш. Так же, в этот период по экспоненте возрастает сумма действий с разными предметами, которые может совершить и на которых сосредотачивается во время своей активности маленький ребёнок.
Память. В раннем возрасте, память преимущественно проявляется в активном восприятии-узнавании. Преобладает двигательная память и эмоциональная память. Развивается интенсивно образная память. В целом, формирование познавательного процесса «память» в раннем возрасте характеризуется тем, что заметно возрастают объём запоминаемого материала и прочность сохранения информационного материала. Относительно параметра произвольность/непроизвольность, отметим, что в раннем детстве доминирует непроизвольная память. В раннем возрасте начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память: ребёнок реагирует уже не на ритмико-мелодическую структуру слова (как во младенчестве), а на значение и смысл слов. В раннем детстве появляется и активно формируется онтогенетически новый процесс памяти - воспроизведение.
Воображение. Предпосылками развития воображения в раннем возрасте выступают представления, которые появляются на втором году жизни. Развитие воображения начинается с формирования репродуктивного (воспроизводящего) воображения. Репродуктивное воображение - это преобразование представлений памяти. Таким образом, воображение «базируется» на памяти, а конкретно - репродуктивная функция воображения основывается на процессе памяти «воспроизведение». Наряду с этим, в раннем детстве складываются предпосылки развития продуктивного (творческого) воображения. Основой поэтапного формирования продуктивного воображения являются представления и отсроченное подражание. В раннем возрасте воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов. В раннем детстве воображение функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними. К концу раннего детства появляются первые собственные сочинения ребёнка - воображаемые рассказы и сказки.
Мышление. В раннем возрасте основная форма (вид) мышления - наглядно-действенное мышление, когда мышление в буквальной степени зависит от предметных действий. Наряду с этим, в раннем детстве начинают формироваться и элементы наглядно-образного мышления, когда решение какой-либо задачи происходит в результате мыслительных действий с образами предметов. Таким образом, мышление возникает и функционирует в предметной деятельности. Помимо этого, в раннем возрасте начинает постепенно формироваться знаково-символическая функция сознания, т.е. происходит усвоение того, что один предмет
можно использовать в качестве заместителя другого предмета. Так же, развивается функция замещения реального предмета знаком (символом). Развитие символической функции проявляется в графических действиях и рисунках детей (детские каракули). У ребёнка появляются первые сложные мыслительные операции: сравнение и обобщение. При этом, используется связь между предметами для достижения цели, и устанавливаются новые связи между свойствами предметов при практических действиях с ними. Итак, в раннем возрасте, на фоне ведущего наглядно-действенного мышления, начинает формироваться наглядно-образное мышление. Поскольку мышление предполагает ориентировку в связях и соотношениях между предметами, постольку Александр Владимирович Запорожец и Леонид Абрамович Венгер разработали методы изучения и диагностики мышления, исходя из способов ориентировки ребёнка в ситуации. Эта ориентировка может происходить через непосредственные действия с предметами, через их зрительное изучение или через словесное описание, определяя тем самым и вид мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3,5-4 лет, наглядно-образное мышление возникает в 2,5-3 года и остается основным до 6-6,5 лет, словесно-логическое мышление возникает в 5,5-6 лет и становится ведущим с 7-8 лет, оставаясь основной формой мышления у большинства взрослых людей. Таким образом, в раннем возрасте основным видом мышления, и практически до конца раннего возраста доминирующим видом мышления, - является наглядно-действенное мышление, предполагающее непосредственный контакт ребёнка с предметами и поиск правильного решения задачи путем целенаправленных или «стихийных» проб и ошибок. В то же время, при решении простых, связанных с прошлым опытом малыша задач, к концу раннего возраста дети, в норме, уже ориентируются быстро и сразу, без пробных действий с предметами, - т.е. опираются на образное мышление. Характерной особенностью мышления ребёнка в период раннего детства является синкретизм (нерасчленённость) мышления, -ребёнок пытается решить задачу, не выделяя в ней отдельные параметры, но, воспринимая ситуацию как целостную картинку, все детали которой имеют одинаковое значение. Поэтому, помощь взрослого малышу должна быть направлена, прежде всего, на анализ и разделение (выделение) деталей задачи, из которых потом ребёнок (может быть, при помощи взрослого) выделит главные и второстепенные детали и т.д.
Речь. В раннем детстве речь ребёнка развивается от примитивных называний предметов (объектов) до осознанного, пусть и «на детском уровне», речевого выражения какой-либо мысли. Развитие речи идёт по двум направлениям в раннем возрасте: совершенствуется понимание речи взрослых; формируется собственная активная речь. Развитие речи
ребёнка раннего возраста связано не только непосредственно с общением с взрослым, но и включено в практическую деятельность малыша по освоению предметного мира. В раннем детстве очень интенсивно формируется активная речь, которая постепенно становится основным средством общения со взрослыми и сверстниками. В раннем возрасте развивается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи. Так же формируется регулирующая функция речи, когда ребёнок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования. В раннем детстве появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники, и начинает формироваться описательная речь. У детей раннего возраста развивается понимание разных литературных произведений (стихов, сказок), развивается понимание разнообразных рассказов взрослых, что существенно обогащает познавательный опыт ребёнка, в том числе создаёт багаж социального опыта малыша. Особенно на третьем году жизни возрастает речевая активность ребёнка. Итак, речь постепенно становится основным средством общения.
Становление когнитивной сферы в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст (дошкольное детство),
- период с 3-х лет до 6-ти-7-ми лет (что зависит от того, в 6-ть или в 7-мь лет ребёнок пошёл в школу, стал первоклассником). Дошкольный возраст имеет две основных возрастных стадии. 1-я стадия: от 3-х лет до 5-ти лет - младший дошкольный возраст. 2-я стадия: от возраста 5-ти лет до 6-ти-7-ми лет
- старший дошкольный возраст. Некоторые исследователи выделяют также и средний дошкольный возраст: 4-ре-5-ть лет.
Возрастные психические новообразования в дошкольном возрасте. Память дошкольника начинает приобретать черты опосредования, - ребёнку становится доступно использование знаков для произвольного запоминания. Центральным новообразованием дошкольного возраста является экстенсивное развитие наглядно-образного мышления. Основу развития наглядно-образного мышления составляет интенсивное формирование видов деятельности наглядно-моделирующего типа и ориентировочно-исследовательской деятельности детей. Речевое развитие в дошкольном возрасте характеризуется развитием функции планирования и регуляции речевой деятельности в форме «речи для себя», а так же началом формирования контекстной речи, т.е. речи, содержание которой может быть понято из самого речевого контекста, без наглядной опоры на ситуацию. Мера контекстно-сти речи определяется задачами и средствами общения, а переход к ней зависит от овладения словарным запасом, от овладения грамматикой и от уровня произвольности. Основные возрастные психические новообразования дошкольного возраста: новая внутренняя психосоциальная личностная позиция; иерархизация (соподчинение) и социально-психологическое усложнение системы мотивов; формирование социально ориентирован-
ной самооценки; формирование развитого самосознания. У детей дошкольного возраста формируется новая личностная позиция. В области морального и нравственного развития, в дошкольном возрасте происходит формирование Супер-Эго, становящегося внутренней этической инстанцией, включающей систему моральных образцов поведения, развивающихся на базе требований к ребёнку со стороны взрослых. Ребёнок поступательно становится субъектом моральной саморегуляции. Значимым условием этого является усвоение общественных моральных образцов. В целостной сфере личностного развития важнейшими новообразованиями являются: первичное соподчинение и иерар-хизация мотивов; формирование новых мотивов, в том числе мотива социального признания взрослыми и сверстниками. «Феномен горькой конфеты», описанный Алексеем Николаевичем Леонтьевым, свидетельствует о начале общественно обусловленного соподчинения мотивов, о социальном преобразовании сознания и о рождении психосоциального личностного смысла. Развитие самооценки дошкольников связано с активным становлением Образа Я, с выделением различных параметров когнитивной оценки Я и началом дифференциации Я-реального и Я-идеального. Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребёнку оценивать самого себя. Самооценка психосоциально появляется во второй половине дошкольного периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. О моральных качествах ребёнок судит главным образом по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений. Его самооценка, поэтому практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего - оценкой близких взрослых. К концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность. Развивается способность, так сказать, самомотивировать самооценку.
Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте.
Восприятие. Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нём выделяются произвольные действия -наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь, - ребёнок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. В дошкольном возрасте, для восприятия как познавательного процесса в основном характерно следующее: ♦ восприятие превращается в особую, целенаправленную познавательную деятельность; ♦ зрительное восприятие становится одним из ведущих видов восприятия, воспринимая предметы и действия с ними, ребёнок более точно оценивает
цвет, форму, величину, - происходит активное освоение сенсорных эталонов; ♦ совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, временную последовательность событий.
Внимание. В дошкольном возрасте существует и интенсивно развивается и используется универсальное средство осуществления внимания -речь. Ребёнок организует своё внимание на предстоящей деятельности, формулируя свои действия словесно, ориентируясь на то, что говорит в этих случаях взрослый. В дошкольном возрасте для развития внимания свойственно следующее: ♦ значительно возрастают концентрация, объём и устойчивость внимания, интенсивно формируются другие свойства внимания; ♦ складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, формирования познавательных интересов; ♦ внимание становится опосредованным; ♦ внимание связано с интересами ребёнка к деятельности (в деятельности); ♦ появляются элементы по-слепроизвольного (постпроизвольного) внимания.
Память. Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Лев Семёнович Выготский, память в дошкольном возрасте становится доминирующей психической познавательной функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ребёнок-дошкольник запоминает с легкостью самый разнообразный информационный материал. Память дошкольника, несмотря на её видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией. У младших дошкольников память, в основном, непроизвольная. Ребёнок младшего дошкольного возраста не ставит перед собой цели специально что-то запомнить или вспомнить и не владеет способами запоминания. Доминирует эмоциональная память. Наряду с этим, ребёнок младшего дошкольного возраста быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребёнка. В среднем дошкольном возрасте (между 4-мя и 5-тью годами) начинает активно формироваться произвольная память. Ребёнок-дошкольник постепенно учится повторять, осмысливать, познавательно связывать материал в целях запоминания, использовать информационные связи при вспоминании, - что особенно продуктивно происходит при условии позитивного организационного и информационного влияния взрослого, В старшем дошкольном возрасте память, все больше познавательно объединяясь с мышлением и речью, приобретает истинно интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти.
Воображение. Воображение детей младшего и среднего дошкольного возраста формируется в игровой и конструктивной деятельности, активно развивается в общении детей со сверстниками и взрослыми. Воображение, будучи особой познавательной деятельностью, в среднем дошкольном возрасте пошагово переходит в фантазирование.
Ребёнок старшего дошкольного возраста осваивает приёмы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания. К концу дошкольного возраста воображение ребёнка становится всё более сознательно управляемым. Формируются следующие познавательные действия воображения: - замысел в форме наглядной модели; - образ воображаемого объекта; - образ действия с объектом.
Мышление. Развитие мышления в дошкольном возрасте определяется поступательным переходом от наглядно-действенного мышления, характерного для младшего дошкольного возраста, к наглядно-образному мышлению, постепенно становящемуся ведущим в среднем дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте доминирует наглядно-образное мышление. В конце дошкольного возрастного периода начинается постепенный переход к вербально-логическому (словесно-планировочному) мышлению. Основным видом мышления, в течение дошкольного периода, тем не менее, является наглядно-образное мышление, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) по терминологии Жана Пиаже. Дошкольник уже образно мыслит, но ещё не приобрел взрослой логики рассуждения. При этом дошкольник может решать мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным. В дошкольном детстве складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают попытки объяснить окружающие явления и процессы. Детские вопросы - это показатели развития любознательности. На умственное развитие ребёнка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая деятельность и социальное взаимодействие. Опыт игровых и социальных взаимоотношений ребёнка-дошкольника проявляется в сюжетно-ролевой игре. В старшем дошкольном возрасте данный личностный опыт ложится в основу формирования проекции как особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их поведение и в зависимости от этого строить своё собственное поведение.
Речь. В дошкольном возрасте развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. В младшем и среднем дошкольном возрасте интенсивно растёт словарный запас ребёнка. В среднем дошкольном возрасте в основном развивается грамматический строй речи. Детьми среднего и старшего дошкольного возраста усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического строя (построение фразы). В среднем и старшем дошкольном возрасте ребёнок может подробно пересказать прочитанный рассказ или сказку, детально описать картину или иллюстрацию, словесно передать свои впечатления об увиденном на улице, услышанном в детском саду и т.д. Особенности развития речи в дошкольном возрасте: - речь «отрывается» от кон-
кретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения; - появляются связные формы речи, возрастает её выразительность; - ребёнок постигает законы родного языка в процессе речевой деятельности; - ребёнок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов; - речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы; - речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к речи как выражению мысли. В течение дошкольного детства речь качественно видоизменяется. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития речи. Ребёнок-дошкольник усваивает грамматические формы языка и активно увеличивает словарный запас, что позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. К пяти-шести-семи годам (в зависимости от успешности речевого развития) речь, язык становится генеральным средством общения и мышления ребёнка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе интенсивно начинается «речевое» обучение чтению и письму.
Развитие самосознания. Важным показателем когнитивного развития дошкольника является сформированность его самосознания. Самосознание, во всех основных параметрах, формируется к концу дошкольного возраста, благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию ребёнка в дошкольном детстве. Самосознание считается архиважным когнитивным и личностным новообразованием дошкольного детства. Появляется осознание себя во времени, личное сознание, рефлексия. Дошкольник осознаёт свои физические возможности, свои умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы. Формирование самосознания ребёнка-дошкольника зависит от интериоризации им общественных норм. Усвоение социальных норм предполагает: а) ребёнок постепенно начинает понимать и осмысливать значение норм и правил поведения в обществе; б) у ребенка в практике общения с другими людьми вырабатываются привычки поведения; в) ребёнок проникается определенным эмоциональным отношением к социальным нормам.
Формирование когнитивной сферы в младшем школьном возрасте
Младший школьный возраст: с 6-ти-7-ми лет (что, зависит от того, в 6-ть или в 7-мь лет ребёнок пошёл в школу, в первый класс, стал первоклассником) до 11-ти лет. Младший школьный возраст имеет две стадии. 1-я стадия: от 6-ти-7-ми лет до 8-ми-9-ти лет - т.н. ранний младший школьный возраст. 2-я стадия: от 8-ми-9-ти лет до 11-ти лет - т.н. поздний младший школьный возраст.
Возрастные психические новообразования в младшем школьном возрасте. Базовые психические новообразования младшего дошкольного возраста имеют ярко выраженный познавательный характер. В результате активного развития личности младших школьников, в рамках ведущей учебной деятельности, возникают (формируются) следующие основные, личностно актуальные психические новообразования. Это такие параметры как: произвольность психических познавательных процессов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать) и т.п. Лев Семёнович Выготский связывал с усвоением системы научных понятий, первично происходящем в младшем школьном возрасте, - осуществление коренного преобразования системного строения сознания ребёнка в направлении формирования системы высших психических функций, образующих иерархию во главе с понятийным мышлением. Центральной линией развития здесь выступает интеллектуализация и, соответственно, формирование опосре-дованности и произвольности всех психических процессов. Восприятие преобразуется в наблюдение, память реализуется как произвольное запоминание и воспроизведение с опорой на какие-либо мнемотехнические средства (например, - план действия). Таким образом, память становится смысловой, речь становится произвольной, построение речевых высказываний осуществляется с учётом цели и условий речевой коммуникации, внимание становится произвольным. Психологические новообразования детей младшего школьного возраста формируются в контексте их личностного становления в плане развития учебной деятельности. Поэтому содержание и качество психологических новообразований определяются содержанием и особенностями организации учебной деятельности, уровнем её сформированности у младших школьников разного возраста и класса обучения. Василий Васильевич Давыдов сформулировал положение о том, что содержание и формы организации учебной деятельности проектируют (проецируют) определённый тип сознания и мышления учащегося. Если содержание обучения - эмпирические понятия, то результатом обучения становится формирование у детей эмпирического мышления. Если обучение направлено на усвоение системы научных понятий, то у ребёнка формируется теоретическое, обобщённое отношение к действительности и, на его основе, - теоретическое мышление и основы т.н. теоретического сознания. Центральными психическими и «учебно-деятельностными» новообразованиями младшего школьного возраста являются: словесно-логическое мышление, вербальное дискурсивное мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь. Младший школьный возраст - возраст интенсивного, даже - экстенсивного, интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов,
очень активно развиваются их осознание и произвольность. В рамках деятельностного научного подхода, известнейшие отечественные учёные выделяют следующие психические новообразования младшего школьного возраста: анализ, рефлексию, планирование (реализацию внутреннего плана действий), способность к генерализации отношений в образной форме в восприятии; качественное развитие самооценки. В зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности каждое из указанных умственных действий может принимать одну из двух форм, соответствующих уровням теоретического и эмпирического мышления. Они могут рассматриваться как высший и низший уровни развития. Анализ - выделение в каком-то целом объекте его частей, компонентов, «единиц». Анализ может осуществляться в виде теоретического и эмпирического анализа. Эмпирический анализ - выделение каких-либо ря-доположенных элементов на основе внешнего сходства и различия, но без различения степени их существенности. Теоретический анализ предполагает дифференциацию имеющихся условий на необходимые и случайные, с выделением «единиц», составляющих общую основу всех внешне различных явлений данного класса и раскрывающих закономерности их отношений. Рефлексия - в данном контексте, - рассмотрение и осознание человеком оснований своего действия. Можно выделить два вида рефлексии - формальную и содержательную. Формальная рефлексия предполагает осознание конкретного частного действия и условий его выполнения, которые носят внешний и ситуативный характер. Другими словами, рефлексия даёт ответ на вопросы: «Как это делать»?; «Что нужно учитывать»? Содержательная рефлексия отражает зависимость действия от общих и существенных условий его выполнения, отвечая на вопросы: «Почему нужно делать именно так»?; «Каковы причины успешности и неуспешности действия»? Содержательная рефлексия составляет основу критичности деятельности человека и чёткого осознания границ и возможностей её осуществления. Планирование - количество «шагов» и вариантов реализации действия, которые может предусмотреть и проконтролировать субъект во внутреннем плане в процессе выполнения действий. Особенность планирования состоит в том, что будущее действие «проигрывается» в умственном внутреннем плане в воображаемой ситуации реального исполнения, что позволяет избежать проб и ошибок и обеспечить высокую эффективность действий. Планирование в зависимости от уровня развития выступает в двух видах: пошаговое (пооперационное) и планирование целостного действия. Более низкий уровень пошагового планирования характеризуется тем, что отдельные смысловые звенья, составляющие целостное действие, не связываются воедино, и элементы планирования перемежаются исполнением. На этом уровне действие осуществляется со значительным числом ошибок. На уровне целостного планирования субъект усматривает отношения и
зависимости между отдельными шагами и операциями, может проследить и соотнести различные варианты выполнения действия и уже во внутреннем плане отдать предпочтение более эффективному варианту действий. Способность (возможность) генерализации отношений в восприятии в образной форме. В зависимости от содержания обучения память развивается либо преимущественно в образной форме (эмпирический тип мышления), либо в равной мере эффективно развиваются образная и вербальная память (теоретический тип мышления). Уровень развития мнемических действий оказывается в прямой зависимости от сформиро-ванности умственных действий анализа, рефлексии и планирования. Качественное развитие самооценки также определяется сформированностью учебной деятельности. Устойчивая, адекватная и рефлексивная, осознанная самооценка наблюдается у младших школьников с высоким уровнем сфор-мированности учебной деятельности. Так, чем выше уровень рефлексивности, тем больше широта диапазона критериев оценки и самооценки по личностным качествам, тем выше умение соотносить эти критерии, больше сдержанности и критичности в оценке другого человека и самого себя, выше готовность к принятию личности другого и меньше категоричности и однозначности в суждениях. Становление самооценки младшего школьника зависит от его успеваемости и особенностей общения учителя (классного руководителя) с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. У отличников и хорошо успевающих детей складывается, обычно, несколько завышенная самооценка.
Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте. Восприятие. В младшем школьном возрасте нарастает ориентация на сенсорные эталоны формы, цвета, времени. Восприятие в младшем школьном возрасте отличается довольно-таки слабой дифференцированностью (дети путают некоторые предметы, их свойства и т.д.). Тем не менее, в течение обучения в начальной школе дифференцированность восприятия значительно возрастает. Дети научаются чётко различать предметы (объёкты) и точно выявлять (понимать) их базовые свойства. В младшем школьном возрасте, в области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребёнка-дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определённой задаче. В начале обучения в младшей школе восприятие больше характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия уже встречаются в процессе учебной деятельности. Данная высшая психическая функция активно развивается во всём младшем школьном возрасте. Молодые учителя часто недооценивают те трудности, которые испытывает ребёнок при восприятии нового объекта (предмета). Нужно учить детей правильно рассматривать объект, нужно руководить восприятием. Для этого у ребёнка необходимо создавать познавательное представление, предвари-
тельный поисковый образ для искомого, чтобы ребёнок смог увидеть то, что нужно. Примеры этого просты, они вырабатываются столетиями, например, необходимо какой-либо указкой вести взор ребёнка по имеющим место разнообразным наглядным пособиям. Мало иметь наглядный материал, -нужно научить детей его видеть, воспринимать, удерживать на нём внимание и понимать. На протяжении младшего школьного возраста дети научаются целенаправленно рассматривать объекты (по-настоящему «внимать» окружающему), - без этого качественные интеллектуальные изменения не могут произойти.
Внимание. В младшем школьном возрасте дети уже способны целенаправленно, произвольно концентрировать внимание, но у них ещё преобладает непроизвольное внимание. Надо отметить, что высшая психическая функция произвольности (произвольность как высшая психическая функция) имеет место на уровне практически всех психических процессов. Произвольность имеет свою степень выраженности на уровне восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Это: предумышленное, целенаправленное или произвольное восприятие; произвольное внимание; произвольная память; активное, произвольное воображение; продуктивное, произвольное мышление; осмысленная, произвольная речь. Все эти параметры, виды психических познавательных процессов, интенсивнейшим образом развиваются в младшем школьном возрасте. Произвольность познавательных процессов возникает на пике волевого усилия, ребёнок специально организует себя под воздействием требований. Внимание активизируется, но ещё не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации (например, благодаря высокой учебной мотивации). В младшем школьном возрасте формируется способность сосредоточивать внимание на малоинтересных вещах.
Память. Память младшего школьника развивается в двух основных направлениях - произвольности и осмысленности. В учебной деятельности развиваются все виды памяти по времени удержания материала: кратковременная, оперативная и долговременная. Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Активно формируется произвольное запоминание. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. В младшем школьном возрасте имеет место вычленение мнемических (англ. шпеше) способностей. Мнемические способности выступают как органические основы процессов памяти, функционально сближающие явления памяти, наследственности и пластичности органической материи. «Мнема» (термин Л.С. Выготского) понимается в качестве сложных структурных изменений в нервных клетках, связывающихся с ростом протоплаз-матических нервных отростков, с изменениями в синаптических окончаниях, в свойствах клеточных мембран и в составе рибонуклеиновых кислот (РНК). «Мнема» по Л.С. Выготскому раскрывается
как т.н. натуральная мнемическая функция (буквально - способность запоминать). В младшем школьном возрасте изменения в области памяти связаны с тем, что ребёнок, во-первых, начинает осознавать особую мнемическую задачу. Он отделяет эту задачу от всякой другой. Эта задача в дошкольном возрасте либо вовсе не выделяется, либо выделяется с большим трудом. Во-вторых, в младшем школьном возрасте идёт очень интенсивное формирование приёмов запоминания. От наиболее примитивных приёмов (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала), ребёнок переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала. С помощью памяти происходит процесс усвоения системы учебно-научных понятий. Вспомним т.н. параллелограмм развития памяти по Алексею Николаевичу Леонтьеву. Чем выше мы поднимаемся по лестнице развития, тем более опосредованными становятся психические процессы. Возникает произвольное и намеренное запоминание, ставится задача произвольного воспроизведения. Дети сами начинают использовать средства для запоминания. Так, развитие памяти стоит в прямой зависимости от развития интеллекта.
Воображение. В младшем школьном возрасте воображение в своём развитии проходит две выраженных стадии, имеющие прямую детерминацию последовательно усложняющейся учебной деятельностью. На первой стадии - преобладает воссоздающее (репродуктивное) воображение. На второй стадии - превалирует продуктивное, активное воображение. В первом классе воображение опирается на конкретные предметы, но далее на первое место выступает слово, дающее простор фантазии. 7-8 лет - сензитивный (восприимчивый) период для усвоения моральных и нравственных норм (ребёнок психологически максимально готов к пониманию смысла норм и правил и к их повседневному выполнению), что тоже обеспечивается воображением. Активное, продуктивное воображение тесно взаимосвязано с творческим мышлением. В младшем школьном возрасте эта взаимосвязь и взаимозависимость формирования данных параметров воображения и мышления, - наиболее очевидна.
Мышление. Мышление в младшем школьном возрасте становится доминирующей высшей психической функцией. У младших школьников постепенно завершается, имеющий начало в старшем дошкольном возрасте, психическо-познавательный переход от доминирования наглядно-образного мышления к доминированию словесно-логического мышления. К концу младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия в мышлении (выделяются такие мыслительные типы личностей как теоретики, мыслители, художники). В процессе обучения формируются научные понятия (развиваются основы теоретического мышления). Существеннейшие изменения в младшем школьном возрасте происходят в мышлении как в наисложнейшем психическом познавательном процессе. Мышление приобретает, в ходе учебной деятельности и в процессе усвоения учебных понятий,
- абстрактный и обобщённый характер. Выполнение маленькими школьниками интеллектуальных операций (по Жану Пиаже) или, применяя научный аналог, выполнение учащимися начальных классов школы мыслительных действий (по Петру Яковлевичу Гальперину), связано с определёнными познавательными трудностями. У детей младшего школьного возраста активно развиваются все базовые мыслительные операции: синтез, сравнение, анализ, обобщение, абстракция. В процессе школьного обучения происходит не только усвоение отдельных знаний и умений, но и их обобщение и формирование интеллектуальных операций.
Речь. В младшем школьном возрасте отчётливо проявляется познавательная выраженность взаимосвязи мышления и речи. У младших школьников интенсивно увеличивается словарный запас, достигая объёма до 7000 слов. Младший школьник проявляет собственную активную позицию к изучению родного языка. При научении ребёнок легко овладевает звуковым анализом слов. Ребёнок прислушивается к звучанию слова. Потребность в общении младших школьников определяет развитие речи. Контекстная речь - это явный показатель уровня развития ребёнка - младшего школьника. В письменной речи младшие школьники точно различают правильность орфографическую (правильное написание слов), грамматическую (построение предложений, образование морфологических форм) и пунктуационную (расстановка знаков препинания).
Литература
1. Выготский Л.С. Детская психология. - М.: Равновесие ИД, 2005.
2. Детская возрастная психология: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст. Часть 1., Часть 2., Часть 3. / Подольский А.И., Бур-мистрова Е.В., Донцов Д.А., Донцова М.В. и др. // Вестник практической психологии образования, № 4 (41). - М., 2014. - 128 с., С. 41-52; № 1 (42). -М., 2015. - 128 с., С. 3-15; № 2 (43). - М., 2015. -128 с., С. 71-83.
3. Детская возрастная психология: Учеб.-ме-тод. пособие / Донцов Д.А., Донцова М.В., Сухова Г.В., ПоляковЕ.А. - Тула: Изд-во Тул. Гос. Пед. Унта им. Л.Н. Толстого, 2011. - 203 с.
4. Донцов Д.А., Поляков Е.А. Социализация личности в качестве психосоциального явления и процесса - методологический психологический анализ // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, № 1(96), Ч. IV, 2017. - 182 с., С. 95-101.
5. Донцов Д.А., Поляков Е.А. Основы методологии психологии развития и возрастной психологии // Личность как объект психологического и педагогического воздействия: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 ноября 2016 г., г. Пермь). В 2 ч. Ч. 1. - Уфа, АЭТЕРНА, 2016. - 217 с., С. 135-140.
6. Донцов Д.А., Сабанин П.В. Методология и
методики психологического исследования познавательных процессов детей младшего школьного возраста // Электронный научный журнал «Наука. Мысль». 2016. № 6-2. С. 9-70. ШрБ ://docviewer.yandex. т/?ш1=уа^8к-pub1ic%3A%2F%2FwhJUuaTpdPABd8Y5613NyHU 18OV7S2UPk3Dttvn5BE0%3D&name=%D0%9D% D0%9C-2016-6-2.pdf&c=57703570548f
7. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития : Учебник для студентов гуманитарных вузов. 12-е издание, стереотипное. - М.: Академия, 2009.
8. Петрова Е.А. Психология развития: детство, отрочество, юность. Учебное пособие / Е.А. Петрова, Д.А. Донцов, Е.А. Поляков. - М. : АИМ, 2017. - 234 с.
9. Поляков Е.А. Психология развития детей и подростков. Учебное пособие. Воронеж: Научная книга, 2015. - 191 с.
10. Поляков Е.А. Психология развития в отрочестве и юности: учебное пособие. - Воронеж: Научная книга, 2016. - 203 с.
11. Психология детства: Учебник. Под ред. акад. РАО А.А. Реана. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.
12. Психология развития детских возрастов: раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст. Коллективная монография / Донцов Д.А., Донцова М.В., Сенкевич Л.В., Сенкевич Л.Ф., Консон Г.Р. - М.: Ь^о, 2015. - 177 с.
13. Рыжов Б.Н. Теория и метод системной психологии. Системная периодизация развития // Системная психология и социология. Всероссийское периодическое издание: научно-практический журнал. - М.: МГПУ, 2012, № 5 (I). - 140 с., С. 5-25.
14. Сабанин П.В. Взаимосвязь творческого и словесно-логического мышления у младших школьников // Сборник научных работ студентов и аспирантов Института психологии, социологии и социальных отношений: Сборник научных статей / Отв. за выпуск сборника В.А. Родионов, Б.М. Абушкин. - М.: 2012. - С. 84-89.
15. Сабанин П.В. Особенности развития памяти и внимания у младших школьников Московской агломерации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - №5/1. - С. 138-142.
16. Сабанин П.В. Исследование взаимосвязи словесно-логического мышления и произвольного внимания у младших школьников // Р81ХОШвГСА, научный журнал. - 2014. - № 3 (15). - С. 49-52.
17. Сабанин П.В. Уровень развития психометрического интеллекта у младших школьников Московской агломерации [Электронный ресурс] // Этносы развивающейся России: проблемы и перспективы: материалы седьмой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Абакан, 4 декабря 2014 года); под общ. ред. В.Г. Морогина. - Абакан - 224 с. - Режим доступа: http://bu11etinppfdc. 1gb.ru/
18. Сабанин П.В. Особенности развития когнитивных процессов у младших школьников Московской агломерации // Актуальные проблемы психологического знания. - 2015. - №1 (34). - С. 90-96.
19. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. - М.: Юрайт, 2014.
20. Эльконин Б.Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2005.
21. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. Ред.-сост.: Б.Д. Эльконин. 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2007.
ФЕНОМЕНЫ ЛЖИ, ОБМАНА, ПРАВДЫ И ИСТИНЫ В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПСИХОЛОГОВ
Бадалова М.В.
Гуманитарно-педагогический институт, кандидат психологических наук, доцент
Рошка Е.В.
Гуманитарно-педагогический институт, старший преподаватель
Севастополь
PHENOMENA OF LYING AND DECEIT, TRUTH AND VERITY IN THE STRUCTURE OF SOCIAL REPRESENTATIONS OF
PSYCHOLOGISTS
Badalova M. V.
Institute of Humanities and Pedagogy, Ph.D., Associate Professor
Roshka E.V
Institute of Humanities and Pedagogy, Senior Lecturer
Sevastopol
АННОТАЦИЯ
В статье предложен подход к профессионально-психологическому пониманию феноменов лжи, обмана, правды и истины в деятельности психолога; представлены результаты экспериментального изучения социальных представлений студентов-психологов о феноменах лжи, обмана, правды и истины. Выделенные особенности семантического пространства рассмотрены с точки зрения развития интеллектуальной культуры будущего специалиста.
ABSTRACT
The article suggests an approach to the professional-psychological understanding of the phenomena of lies, deceit, truth and truth in the work of a psychologist; Presents the results of an experimental study of social representations of students-psychologists about the phenomena of lies, deceit, truth and truth. Dedicated features of the semantic space are considered from the point of view of developing the intellectual culture of the future specialist.
Ключевые слова: концепты «ложь», «обман», «правда» и «истина», социальные представления, психосемантический эксперимент, студенты-психологи.
Keywords: Concepts "lie", "deception", "truth" and "truth", social representations, a psychosemantic experiment, psychology students.
Постановка проблемы. Концепты лжи, обмана, правды и истины не раз становились предметом дискуссионного анализа исследователей-гуманитариев. В рамках существующих междисциплинарных подходов к исследованию данных феноменов - онтологического, гносеологического, аксиологического, праксиологического - особое место занимают работы психологического содержания. В круге данных работ сделаны акценты на: 1) способах понимания данных концептов в индивидуальном и групповом сознании (В.В. Знаков, А.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Г.А. Балл, П. Экман, О. Фрай, А.К. Секацкий, Г.Ч. Гусейнов); 2) способах регуляции и управления социального поведения на основе различного отношения к феноменам лжи, обмана, правды и истины (В.В. Знаков, А.А. Леонтьев, Г. Грачев, Е.Л. Доценко); 3) влиянии культурных и средовых факторов на особенности
социализации и, соответственно, формирование морально-этических оснований допустимости лжи, обмана и неправды (В.В. Знаков, А.А. Леонтьев, Г.А. Балл, П. Экман, А.К. Акименко, Е. Н. Богатырева, Д.И. Дубровский); 4) роли демографических, гендерных и личностных факторов на использование лжи и ее видов; маккиавеллизма в коммуникативной деятельности человека (В.В. Знаков, А.А. Леонтьев, И.П. Шкуратова, О. Фрай, М.Ю. Конова-ленко,); 4) валидных способах выявления неискренности, лжи, обмана и неправды (Е. Спирица, А.К. Акименко, С.И. Симоненко).
Как показал анализ литературных источников, проблема изучения концептов лжи, обмана, правды и истины в сознании специалистов помогающих профессий, к числу которых относится и профессия психолога, осталась без должного внимания. Это связано как с онтологической и гносеологической