Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №1. 2023
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/86
УДК 342.15 https://doi.org/10.33619/2414-2948/86/40
СТАНОВЛЕНИЕ КИРГИЗСКОГО ПАРЛАМЕНТА В ПЕРИОД ДЕКЛАРИРОВАННОГО СУВЕРЕНИТЕТА
©Кулалиева Г. Т., ORCID: 0000-0001-9699-5281, SPIN-код: 6728-030 7, Ph.D., Международный университет Киргизстана, г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected]
ESTABLISHMENT OF THE KYRGYZ PARLIAMENT DURING THE PERIOD OF DECLARED SOVEREIGNTY
©Kulalieva G., ORCID: 0000-0001-9699-5281, SPIN-code: 6728-030 7, Ph.D., International University of Kyrgyzstan, Bishkek, Kyrgyzstan, [email protected]
Аннотация. Понятия «демократия» и «парламентаризм», ставшие основой общественного развития в Кыргызстане, возникли не случайно и обосновались не на пустом месте. Еще с древних времен общественному устройству киргизов были присущи признаки народной демократии и парламентаризма. Во все времена представительные органы власти играли важную роль в политической жизни народа. Высшими институтами власти, принимающими ключевые решения, были всенародные курултаи. В судьбоносные моменты истории именно они принимали решения, определяющие будущее киргизской государственности. Нынешняя парламентская демократия берет истоки от народных курултаев. Через долгую и богатую историю наши предки сумели сохранить и передать следующим поколениям святые ценности свободы.
Abstract. The Democracy and Parliamentarism concepts, which have become the basis of social development in Kyrgyzstan, did not emerge by chance and did not settle in an empty place. Since ancient times, the social structure of the Kyrgyz has been characterized by signs of popular democracy and parliamentarianism. At all times, representative bodies of power played an important role in political life of people. The highest institutions of power, making key decisions, were national kurultais. At crucial moments in history, it was they who made decisions that determined the future of Kyrgyz statehood. Today's parliamentary democracy has its origins in the people's kurultais. Through a long and rich history, our ancestors succeeded in preserving and passing down to the next generations the sacred values of freedom.
Ключевые слова: демократия, парламентаризм, созыв, государственная власть, структура.
Keywords: democracy, parliamentarism, convocation, state power, structure.
Парламентаризм — один из старейших политических институтов. Однако идеального совершенства он еще не достиг. Даже в тех странах, где уровень развития парламентской демократии очень высок, имеется достаточно проблем, над которыми необходимо работать. Для нас пройден еще один очень сложный этап, который был нелегким для страны. Несомненно одно, мы находимся на начальной стадии парламентаризма, ответственность велика и путь к построению парламентской демократии — нелегкий. Ради осуществления этой цели каждому из нас необходимо и далее упорно и самозабвенно трудиться.
Как свободно избранный демократический представительный орган народа Кыргызстана, Жогорку Кенеш призван представлять интересы всех слоев населения, служить
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №1. 2023
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/86
общенациональной площадкой для согласования различных мнений, быть общественным рупором. Он призван содействовать устойчивому развитию страны, своевременно реагировать на внутренние и внешние вызовы, отвечать ожиданиям общества, укреплять верховенство права, продвигать права человека и способствовать построению общества, свободного от коррупции. Между тем в обществе зачастую отождествляют понятия «парламент» и «парламентаризм». В действительности же наличие парламента в системе органов государственной власти еще не означает существования в государстве парламентаризма [1].
Так, за более чем полувековое существование в Киргизской ССР представительного органа — Верховного Совета, парламентаризм в стране так и не утвердился, поскольку реальная власть находилась в руках республиканской партийной организации КПСС, законы рождались в недрах партийных органов и подконтрольных им Президиуме Верховного Совета и формально утверждались на пленарных заседаниях Верховного Совета, собиравшемся в лучшем случае, по два раза в год.
Парламентаризм возникает и существует тогда, когда в государстве действует развитая многопартийная политическая система, парламент наделяется полномочиями не только принятия законов, но и полномочиями по контролю за исполнением законов, формированию правительства и других государственных органов, осуществляет контроль за деятельностью правительства. В ряду проблем истории становления правового государства в Киргизской Республике важное место занимают вопросы, связанные с государственно-властными институтами, структурно и функционально основанными на принципах разделения властей. Конституция суверенного Кыргызстана, определяя их статус, закрепила Жогорку Кенеш (парламент) как представительный орган законодательной власти.
В процессе проведения административных, политических, а также государственных реформ, было достигнуто немало позитивного, но вместе с тем появляются новые, на первый взгляд, неразрешимые проблемы, и только изучение их дает возможность определить варианты и выявить оптимальные пути их решения. Ускорение темпов реформ, касающихся политико-правовой системы государственного устройства, настоятельно диктует необходимость исследования процесса становления правового государства в Киргизской Республике и его представительной ветви власти и это тем более актуально, что они наименее изучены.
Демократизация общества и переход к рыночным отношениям потребовали новых подходов в определении сущности, исторической роли и места государства в целом, а парламента как одной из ветвей власти. Общественно-политический и научно-исследовательский интерес к данной теме также вызван принципиальной деятельностью Жогорку Кенеша в ракурсе исторически сложившихся трех традиционных парламентских функций: представительной, законодательной и контрольной, причем законотворчество в исследуемый период является основной.
История Жогорку Кенеша Киргизской Республики, который сегодня вносит свой весомый вклад в политическую, социально-экономическую жизнь независимого Кыргызстана, уходит корнями в далекое и очень интересное прошлое. 2 июня 1924 году ЦК РКП(Б) принял историческое решение о разделении Средней Азии на национальные государства. В том же году 14 октября на II сессии Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, 27 октября на сессии ЦИК СССР это решение было узаконено. В соответствие с этим решением Кара-Киргизская автономная область (25 мая 1925 года) постановлением ВЦИК РСФСР стала Киргизской Автономной областью и вошла в состав РСФСР [2].
Кара-Киргизская автономная область, уезды Каракол, Нарын, Пишкек Жетисууской области, Ошский уезд, 10 волостей Андижанского уезда, 9 волостей Наманганского уезда, 5 волостей Ферганской области, 2 волости Кокандского уезда, 14 волостей Аулеатинского уезда
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №1. 2023
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/86
Сырдарьинской области ранее полностью входили в состав Туркестанской АССР. Так, до сих пор разобщенный киргизский народ был объединен, пусть в автономной форме, но в единое национальное государство. Киргизская автономная область для народа Кыргызстана считается первой формой государственности.
21 октября 1924 года решением Президиума ВЦИК РСФСР на территории Кыргызстана была создана временная высшая государственная власть и государственный орган -Революционный комитет Киргизской автономной области в составе 17 человек под руководством Иманалы Айдарбекова. Перед Ревкомом была поставлены задачи: осуществление государственной власти на территории автономной области, организация и проведение съездов Советов.
27-30 марта 1925 года на I съезде Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов аппарату областного государственного органа было поручено поставить перед ВЦИК РСФСР вопрос о преобразовании Киргизской Автономной области в Киргизскую Автономную республику. Вновь созданный Совет, состоявший из 11 человек, избирает председателем Президиума областного исполнительного комитета А. Орозбекова. Этот орган сыграл важную роль в становлении киргизской государственности. Вместе с приобретением государственности, был уточнен вопрос границы и созданы предпосылки для экономического и культурного роста.
Правовой статус Киргизской автономной области был определен Конституцией РСФСР, в которой было обозначено, что раз в год на территории автономной области созывается высший государственный орган — съезд Советов, а в период между съездами он находится в ведении областного исполнительного комитета, которым он был избран и подотчетен.
1 февраля 1926 года ВЦИК РСФСР принял решение о создании Киргизской автономной Советской Социалистической Республики в пределах бывшей Киргизской автономной области, входящей в качестве федерации в составе РСФСР. Это решение было рассмотрено 818 ноября 1926 года на III сессии Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, где было принято постановление «О преобразовании Киргизской Автономной области в Киргизскую АССР», до принятия Конституции республики необходимо было разработать Положение «Об образовании Киргизской АССР». Это положение было утверждено 1 марта 1927 году Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом РСФСР и Советом народных комиссаров.
7-12 марта 1927 года на I съезде Советов Киргизской АССР было официально объявлено о создании Киргизской АССР. В принятой Декларации было уточнено, что киргизский народ имеет право на самоопределение и решать свою судьбу, и провозглашала основные принципы сосуществования народов, проживающих в Кыргызстане. На съезде было введено получение обязательного всеобщего образования, и переход с арабского алфавита на латинский. На съезде Советов между периодами проведения съездов был создан высший государственный орган, состоящий из 122 членов и 27 кандидатов - Центральный исполнительный комитет Киргизской АССР.
На первой сессии ЦИК Киргизской АССР первого созыва (12.03.1927) Президиум ЦИК Киргизской АССР, состоящий из 17 членов и 6 кандидатов (Н. Узюков, Ж. Саадаев, А. Орозбеков, К. Тыныстанов, И. Айдарбеков, К. Юлдашев, Т. Айтматов и др.), избрал А. Орозбекова Председателем Президиума. На сессии было сформировано первое Правительство — Совет Народных Комиссаров, где Ж. Абдрахманов был назначен его председателем. В состав Совета Народных Комиссаров вошли земельная, финансовая, трудовая, рабоче-крестьянская инспекция, комиссары по социальному обеспечению и торговле.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №1. 2023
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/86
В соответствии с Конституцией РСФСР съезду Советов Киргизской АССР, где Кыргызстан как орган, исполняющий законодательную функцию, было дано право разрабатывать и принимать Конституцию Киргизской АССР. Этот избранный орган Центральный исполнительный комитет раз в три месяца созывался на сессию и проводил свою работу. Президиум ВЦИК издавал декреты, постановления, а также сформировал Советы Народных Комиссаров, определял их направление и разрабатывал планы развития народного хозяйства. Совет Народных Комиссаров Кыргызстана — как исполнительный орган, регулировал работу высших государственных и местных органов власти. На местах власть осуществляли комитеты Советов кантонов, районов, волостные комитеты, а также городские и аильные Советы.
30 апреля 1929 года на II съезде Советов Киргизской АССР была принята первая Конституция республики. По Конституции высшим органом власти считался съезд Советов. Съезд вносил изменения и дополнения в Конституцию республики, утверждал бюджет государства и осуществлял над ним контроль, утверждал положения центральных органов власти Киргизской АССР и осуществлял другие функции. Съезд, как высший законодательный и контролирующий орган, являлся Центральным Исполнительным комитетом Киргизской АССР [3].
После всенародного обсуждения, 20 марта 1937 года, на V съезде Киргизской АССР был принят основной закон республики — Конституция Киргизской ССР [4]. На съезде были утверждены национальные государственные символы Киргизской ССР — государственный флаг и герб. Принятие Конституции стало историческим событием, так как в Конституции Киргизской ССР были отражены достижения народного хозяйства, общественно-политической и культурной жизни республики за 20 лет победы Октябрьской революции [5].
24 июня 1938 года состоялись выборы в Верховный Совет Киргизской ССР, по итогам которого были избраны 284 депутата. Первая сессия Верховного Совета Киргизской ССР первого созыва состоялась 18 июля 1938 года, где в соответствии с принятой новой Конституцией были изменены и созданы государственная власть и государственная форма управления, которые были подкреплены юридически. На сессии был избран Президиум Верховного Совета Киргизской ССР и образовано Правительство Киргизской Республики. Председателем Президиума был избран А. Толубаев, утвержден состав Правительства Киргизской ССР (председатель Совета народных Комиссаров Киргизской ССР — Т. Кулатов).
Таким образом, началом создания первого киргизского парламента можно считать 27 марта 1925 года, когда на I съезде Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, был избран Президиум областного исполнительного комитета в составе 11 человек под председательством А. Орозбекова. Потому что в соответствии с требованиями киргизского общества (20 годы XX века), в Кыргызстане были созданы государственные органы власти и постоянное управление, регулирующие государственную общественно-политическую жизнь, а также, главным образом, была сформирована государственность, которая стала началом возникновения политической системы киргизского общества в форме автономной области.
Без парламентаризма невозможно обуздать рвущуюся к наживе элиту, честно распределять бюджет, контролировать чиновничий аппарат. Коррупция, бюрократия, непрофессионализм управленцев порождены, как правило, их бесконтрольностью. А никто лучше не проконтролирует чиновника, чем выборный независимый контролер, каковым является депутат представительного органа. Такой механизм парламентаризма исправно действует в Европе и США, в Канаде, Индии, Японии, Южной Корее и других развитых странах Юго-Восточной Азии.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №1. 2023
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/86
Наряду с человеческим фактором эффективность работы парламента во многом зависит от его технической оснащенности. Информационные технологии, постоянно совершенствуясь, требуют соответствующего обновления технического ресурса, а также подготовки сотрудников Аппарата и Управления делами. Это обуславливает и постоянное внимание руководства Жогорку Кенеша к вопросам и проблемам информационно-коммуникационных технологий в парламенте.
Список литературы:
1. Арабаев А. А. Парламентаризм и Парламент Кыргызстана: генезис, состояние, перспективы. Бишкек, 2008.
2. Абдукеримова З. Парламент и парламентаризм // Поиск. Серия гуманитарных наук. 2002. №2.
3. Иманалиев М. Партийное строительство в Кыргызстане // Политические партии в Кыргызстане. Бишкек, 2006.
4. Курманов З. К. Парламентаризм в Кыргызстане: анализ пройденных этапов (1995-2005 гг.) // Становление и развитие парламента и парламентаризма в Кыргызстане: Материалы научно-практической конференции. Бишкек, 2010.
5. Эшмамбетов Н. А., Чолпонкулова А. О. Парламентаризм в странах Центральной Азии. Бишкек, 2010.
References:
1. Arabaev, A. A. (2008). Parlamentarizm i Parlament Kyrgyzstana: genezis, sostoyanie, perspektivy. Bishkek.
2. Abdukerimova, Z. (2002). Parlament i parlamentarizm. Poisk. Seriya gumanitarnykh nauk.
(2).
3. Imanaliev, M. (2006). Partiinoe stroitel'stvo v Kyrgyzstane. In Politicheskie partii v Kyrgyzstane, Bishkek.
4. Kurmanov, Z. K. (2010). Parlamentarizm v Kyrgyzstane: analiz proidennyx etapov (19952005 gg.). In Stanovlenie i razvitieparlamenta iparlamentarizma v Kyrgyzstane: Materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii, Bishkek.
5. Eshmambetov, N. A., & Cholponkulova, A. O. (2010). Parlamentarizm v stranakh Tsentral'noi Azii. Bishkek.
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 09.12.2022 г. 19.12.2022 г.
Ссылка для цитирования:
Кулалиева Г. Т. Становление киргизского парламента в период декларированного суверенитета // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 9. №1. С. 288-292. https://doi.org/10.33619/2414-2948/86/40
Cite as (APA):
Kulalieva, G. (2022). Establishment of the Kyrgyz Parliament During the Period of Declared Sovereignty. Bulletin of Science and Practice, 9(1), 288-292. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/86/40
® I