Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022
http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79
УДК 551.1/.4 (575.2) https://doi.org/10.33619/2414-2948/79/13
AGRIS B50
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗОЛОТОРУДНОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ «КУМТОР»:
ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ
©Алтымышбаева Л. К., ORCID: 0000-0002-9854-2152, Киргизский государственный университет геологии, горного дела и освоения природных ресурсов имени акад.
У. Асаналиева, г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected]
HISTORY OF DEVELOPMENT OF THE KUMTOR GOLD ORE DEPOSIT: PROBLEMS AND CONTRADICTIONS
©Altymyshbaeva L., ORCID: 0000-0002-9854-2152, Kyrgyz State University of Geology, Mining and Natural Resources Development named after Academician U. Asanaliev, Bishkek, Kyrgyzstan, [email protected]
Аннотация. Целью данной работы является исследование истории формирования и развития месторождения Кумтор, крупнейшего высокогорного золоторудного месторождения в Центральной Азии. За все годы реализации проекта «Кумтор» было заключено несколько соглашений. Соглашения между Кыргызстаном и канадскими инвесторами по проекту «Кумтор» менялись несколько раз и являлись важными для Кыргызстана. В статье рассматривается краткая история соглашений по проекту «Кумтор». Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью всестороннего анализа сложного процесса становления и реализации проекта. При изучении основных проблем исследования автором были использованы общенаучные методологические принципы историзма, системности и научной объективности. Изучение исторического опыта развития крупного золотодобывающего предприятия «Кумтор» необходимо с практической точки зрения, чтобы в полном объеме проследить весь спектр изменений, произошедших и происходящих в экономике Киргизской Республики и в ее важнейшей отрасли — горнодобывающей промышленности. Это одна из первых в отечественной историографии попыток комплексного изучения процесса формирования и развития золоторудного месторождения Кумтор в современный период.
Abstract. The purpose of the article is to study the history of the formation and development of the Kumtor gold deposit. Kumtor is the largest alpine gold deposit in Central Asia. Over the years of the Kumtor project implementation, several agreements have been concluded. The agreements between Kyrgyzstan and Canadian investors on the Kumtor project have changed several times and are important for Kyrgyzstan. But each of them caused many problems for both sides. The article discusses a brief history of agreements on the Kumtor project. The relevance of the research topic is due to the need for a comprehensive analysis of the complex process of formation and implementation of the Kumtor project. When studying the main problems of the research, the author used the general scientific methodological principles of historicism, consistency and scientific objectivity. The study of the historical experience of the development of a Kumtor large gold mining enterprise is necessary from a practical point of view, in order to fully trace the entire range of changes that have occurred and are occurring in the economy of the Kyrgyz Republic and in its most important industry — the mining industry. The novelty of the article lies in
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022
http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79
the fact that it is one of the first attempts in Russian historiography to comprehensively study the formation and development of the Kumtor gold deposit in the modern period.
Ключевые слова: Кумтор, золоторудное месторождение, соглашение, постановление, государственная комиссия, реструктуризация, проект, национализация, компания, развитие.
Keywords: Kumtor, gold deposit, agreement, decree, state commission, restructuring, project, nationalization, company, development.
Изучение становления и развития золотодобывающей промышленности в Кыргызстане, глубокий анализ ее исторического пути развития и накопленного опыта, ее места и роли в экономике республики в годы независимости, представляется, на наш взгляд, весьма актуальной проблемой. Золотодобывающая промышленность Кыргызстана прошла достаточно сложный и критический период своего становления в условиях политического суверенитета. За годы независимости была проведена огромная работа по созданию и развитию данного стратегического сектора экономики страны.
Самым крупным инвестиционным горнодобывающим проектом стало золоторудное месторождение Кумтор с запасами около более 300 т. металла и производительностью более 650 тыс. унций золота в год. Данное золоторудное месторождение было введено в эксплуатацию в рамках Генерального соглашения по созданию проекта «Кумторзолото», подписанного 4 декабря 1992 года между Правительством Киргизской Республики и канадской корпорацией «Камеко». За годы своего существования предприятие «Кумтор» стало крупнейшим промышленным и инвестиционным проектом, формирующим 12% ВВП и 23% объема промышленности Кыргызстана. Ежегодно на руднике добывается 16-17 т золота.
С 1990-х годов вокруг месторождения «Кумтор» не утихают споры и конфликты, для разрешения которых неоднократно создавались парламентские и правительственные комиссии. Долгие годы в стране велись политические дискуссии о будущем месторождения, оппозиционные политики часто требовали национализировать рудник Кумтор. Источниковой базой статьи в основном послужили официальные документы государственных органов, обзорные аналитические исследования, материалы периодической печати, а также отчетная документация, размещенная на официальных сайтах государственных органов Киргизской Республики. Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные методы исторической науки: принцип историзма, объективности, историко-системный подходы, которые определяют сущностную сторону исторического познания.
Реализации проекта Кумтор предшествовал длительный и сложный путь переговоров и дискуссий между канадской корпорацией «Камеко» и Правительством Киргизской Республики, а в последующем с госконцерном «Кыргызалтын». Специалисты-геологи корпорации «Камеко» - одной из ведущих в мире добывающих уран компаний — впервые прибыли в Кыргызстане середине 1992 года в поисках перспективных урановых месторождений. Попутно изучая минерально-сырьевую базу республики, они обратили внимание и заинтересовались возможностью разработки уникального кумторского месторождения золота. Затем последовало подробное изучение объекта и переговоры, которые завершились подписанием Генерального соглашения между Правительством Киргизской Республики и канадской корпорацией «Камеко» о создании совместного предприятия «Кумтор голд компани» для осуществления проекта «Кумторзолото» [1, с. 140].
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022
http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79
Как известно, соглашения между Кыргызстаном и канадскими инвесторами по проекту «Кумтор» менялись несколько раз и являлись важными для Кыргызстана. Но каждое из них вызывало множество проблем для обеих сторон. Рассматривая историю реализации проекта Кумтор, хотелось бы остановиться на отдельных значимых исторических соглашениях по проекту «Кумтор». За все годы реализации проекта «Кумтор» было заключено несколько соглашений: 1) Соглашения 1992-1994 годов; 2) Соглашения 2003-2004 годов; 3) Соглашения 2009 года; 4) Соглашения 2017 года.
В 1992 г было подписано между Правительством Кыргызстана и корпорацией «Камеко» Генеральное соглашение по созданию проекта «Кумторзолото». По соглашению 1992 г доля акций Кыргызстана в «Кумторе» составляла 67%, а доля «Камеко» — 33% акций. Такое распределение акций между партнерами продолжалось до 2003 г, когда было заключено соглашение о реструктуризации проекта «Кумтор». Следует отметить, что тогдашний президент Киргизской Республики А. Акаев, узурпировав всю власть, опираясь на подконтрольное Правительство, при поддержке и молчаливом согласии судебных органов, по своему усмотрению распоряжался природными богатствами Кыргызстана и высокодоходными предприятиями. В результате таких преступных действий одно из крупнейших золоторудных месторождений в мире — Кумтор на заведомо невыгодных для Кыргызстана условиях, без проведения тендера и ратификации соглашения Жогорку Кенешем было передано в 1994 г иностранному инвестору «Камеко Корпорэйшн». Экономическая неэффективность данного проекта в последующем была доказана многими экспертами, когда бюджет Кыргызстана из-за коррумпированности семьи А. Акаева недополучил десятки, сотни миллиардов сомов.
В 2004 году управление проектом по Соглашению должно было перейти киргизской стороне. Однако, интересы Акаева А., его семьи и приближенных оказались выше, чем интересы народа Кыргызстана, в результате чего в 2003 г было принято предложение корпорации «Камеко Корпорэйшн» о реструктуризации проекта по разработке золоторудного месторождения Кумтор. Предложение иностранного инвестора по реструктуризации проекта Кумтор было принято, несмотря на аргументированные возражения Жогорку Кенеша, и без его согласия, хотя для изменения действующего соглашения по законодательству требовалось согласие Жогорку Кенеша Киргизской Республики [2].
31 декабря 2003 г было подписано Соглашение о реструктуризации проекта «Кумтор» между АО «Кыргызалтын» (подписывал К. Кудайбергенов), «Камеко Корпорэйшн», «Камеко Голд Инк.» (Джеральд У Грэнд, О. Ким Гохин) и компанией «Центерра Голд Инк.» (Леонард А. Хоменюк, Джордж Р. Бернс) (далее — Соглашение о реструктуризации). Основная цель Соглашения акционеров «Центерра» от 9 января 2004 года заключалась в первоначальном публичном предложении (IPO) акций «Центерра» на Торонтской фондовой бирже.
В процессе реструктуризации проекта «Кумтор» в 2003 году Кыргызалтын (по согласованию с Правительством КР) обменял свою долю 66,67% акций КГК на долю 33% простых акций «Центерра Голд Инк.». А после продажи части акций доля Кыргызалтына в компании Центерра уменьшилась с 33% до 15,66%. Фактически киргизская сторона потеряла управление проектом «Кумтор». Данные соглашения были заключены вопреки постановлению Законодательного собрания Жогорку Кенеша от 20 июня 2003 года, в котором было отмечено, что условия Генерального соглашения по отношению к киргизской стороне были изначально неэффективными и было поручено правительству вносить изменения и дополнения в Генеральное соглашение и в ТЭО проекта «Кумтор» только с согласия парламента.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022
http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79
В связи с этим 25 июня 2004 года Законодательным собранием Жогорку Кенеша КР было принято постановление, которым правительству было рекомендовано отменить вышеназванное постановление правительства. Данное решение Жогорку Кенеша так и не было исполнено, в связи с чем 20 января 2005 года Законодательное собрание Жогорку Кенеша принимает постановление, которым постановление правительства КР от 31 декабря 2003 года №835 было признано превышением полномочий и соответственно противозаконным. Подписанные соглашения 2003-2004 годов стали для Кыргызстана самыми невыгодными, поскольку, подписав соглашение о реструктуризации, Кыргызстан существенно ограничил свои права по управлению проектом «Кумтор».
Насколько невыгодными были для Кыргызстана ранее подписанные соглашения по проекту Кумтор было убедительно доказано после мартовской революции 2005 года, когда инвестор был вынужден пойти на пересмотр всех ранее действовавших соглашений. Результатом такого пересмотра и подписания нового соглашения стало значительное увеличение количества акций киргизской стороны и отчислений в Фонд развития Иссык-Кульской области, и в несколько раз увеличившиеся поступления в бюджет от проекта Кумтор. Такая же участь постигла и золоторудное месторождение Джеруй [3].
В 2009 году было подписано и ратифицировано Соглашение о новых условиях по проекту «Кумтор». В соответствии с Соглашением о новых условиях по проекту «Кумтор» между Правительством Киргизской Республики от имени Киргизской Республики и ОАО «Кыргызалтын» и компанией «Центерра Голд Инк.» и ЗАО «Кумтор Голд Компани» и ЗАО «Кумтор Оперейтинг Компани» и корпорацией «Камеко», ратифицированным Законом Киргизской Республики от 30 апреля 2009 года №142, компания «Центерра Голд Инк.» стал владельцем 100 % акций ЗАО «Кумтор Голд Компани» [4].
Структуризацией сделок и проектированием соглашений от 2009 года занимался Елисеев А. (председатель Совета директоров ОАО «Кыргызалтын»). В рамках этого пакета соглашений было, также, подписано мировое соглашение снимающие все претензии по арбитражным разбирательствам, по налогам и другим финансовым вопросам, претензиям, штрафам, различным выплатам, налоговым и уголовным преследованиям операционных компаний, их должностных лиц и др. Соглашение 2009 года расширило концессионную площадь и дополнительно передало 16,3 тыс га в концессию Центерре, включая часть земель в 240 га Сарычат-Эрташского заповедника.
Таким образом, следует отметить, что и данное Соглашение о новых условиях было заключено в нарушение действующего законодательства, не отражало интересов Киргизской Республики, ограничивало полномочия Президента, Жогорку Кенеша, Правительства, иных органов и должностных лиц. В результате участившихся в конце 2011 — в начале 2012 годов обращений жителей Иссык-Кульской области об ухудшении состояния здоровья населения в результате деятельности золоторудного комбината «Кумтор» Жогорку Кенеш Киргизской Республики создал временную комиссию под председательством депутата Жогорку Кенеша Киргизской Республики от депутатской фракции «Ата-Журт» Садыра Жапарова.
В последующем Жогорку Кенеш Киргизской Республики по итогам рассмотрения отчета временной депутатской комиссии, в своем постановлении от 27 июня 2012 года №2117^ поручает Правительству Киргизской Республики образовать государственную комиссию с включением в ее состав депутатов Жогорку Кенеша Киргизской Республики, представителей Аппарата Президента, Правительства Киргизской Республики, независимых экспертов и представителей органов МСУ, при этом, данной комиссии даются ряд поручений [5].
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022
http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79
В соответствии с постановлением Жогорку Кенеша Киргизской Республики от 27 июня 2012 года №2117^, Правительством Киргизской Республики постановлением №465 от 3 июля 2012 года была образована Государственная комиссия по проверке и изучению соблюдения ЗАО «Кумтор Оперейтинг Компани» норм и требований по рациональному использованию природных ресурсов, охране окружающей среды, безопасности производственных процессов и социальной защиты населения (далее — Государственная комиссия).
В состав Государственной комиссии вошли депутаты, министры, главы государственных органов, губернаторы и представители гражданского сектора. При непосредственной работе Государственной комиссии участвовали специалисты от государственных органов и независимые эксперты. Перед Государственной комиссией была поставлена задача всестороннего, полного и объективного изучения информации по проекту «Кумтор», отмеченной в отчете временной депутатской комиссии Жогорку Кенеша Киргизской Республики, образованной постановлением Жогорку Кенеша Киргизской Республики от 15 февраля 2012 года №1642-V.
В соответствии с поручением Правительства КР основными направлениями работы комиссии были определены:
- экологическая экспертиза по оценке влияния проекта «Кумтор» на окружающую среду;
- юридическая экспертиза соглашений, заключенных в целях реализации проекта «Кумтор», с точки зрения защиты интересов Киргизской Республики;
- экспертиза проектных и технических решений, принятых при реализации проекта «Кумтор», на соответствие нормативным требованиям технической и экологической безопасности, охраны окружающей среды;
- экономическая экспертиза коммерческих и прочих условий реализации проекта «Кумтор», с точки зрения его выгодности для Киргизской Республики, экономической эффективности проекта.
Государственная комиссия провела огромную работу и представила соответствующий отчет с рекомендациями. По итогам проведенной работы Государственная комиссия пришла к важным выводам по юридической, экологической, горно-технической и социально-экономической части деятельности золоторудного месторождения «Кумтор». В частности, в отчете Государственной комиссии было отмечено, что в процессе реализации проекта «Кумтор» просчеты при составлении проектов, связанные с недооценкой существенных природно-климатических и горно-геологических факторов высокогорья, привели к возникновению целого ряда экономических, технологических и экологических проблем, таких как сдвиг дамбы хвостохранилища, отсутствие оборотного водоснабжения и другое, в результате чего причинен ущерб, как окружающей среде, так и самой компании при строительстве на 176,6 млн. долларов США [6].
Кроме того, Государственная комиссия дала ряд значимых рекомендаций Правительству Киргизской Республики по проведению переговоров с компанией «Центерра Голд Инк.» о расторжении соглашений 2009 года по проекту «Кумтор» и по заключению новых соглашений в соответствии с законодательством Киргизской Республики с учетом следующих критериев:
- пересмотреть ежегодную фиксированную плату в размере 310 тыс долларов США за загрязнение окружающей среды в сторону увеличения, с пересчетом фактической платы согласно нормам действующего законодательства Киргизской Республики;
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022
http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79
- предусмотреть обязанность КГК выполнить все работы по рекультивации объекта после завершения работ на руднике «Кумтор»;
- предусмотреть обязанность КГК разработать технический проект рекультивации объектов в соответствии с законодательством Киргизской Республики об охране окружающей среды и о недрах, на основании технического проекта определить объем финансовых средств Фонда рекультивации для рекультивации объектов проекта «Кумтор»;
- изменить налоговый режим проекта «Кумтор», т.е. перейти на налогообложение согласно законодательству Киргизской Республики;
- предусмотреть уплату всех платежей, сборов, отчислений, согласно действующему законодательству Киргизской Республики;
- расторгнуть пересмотренный Концессионный договор от 6 июня 2009 года, с переходом на лицензионное соглашение [7].
11 сентября 2017 года было подписано новое Стратегическое Соглашение по охране окружающей среды и развитию инвестиций между Правительством КР и Компанией «Центерра Голд Инк.» и ЗАО «Кумтор Голд Компани» и ЗАО «Кумтор Оперейтинг Компани». В соответствии с этим соглашением канадская компания согласилась увеличить выплаты на охрану окружающей среды. Киргизская сторона в ответ должна была отказаться от ранее предъявленных экологических претензий. Правительство соглашение с компанией «Центерра Голд Инк.» характеризует как продвижение в решении вопросов экологии. В рамках данного соглашения было предусмотрено сохранение концессионного соглашения 2009 года и взаимный отказ от претензий. Однако из-за отставки С. Исакова это соглашение не обрело юридическую силу.
После отставки С. Исакова новое Правительство Киргизской Республики в лице премьер-министра М. Абылгазиева расценило соглашение как «не отвечающее интересам страны» и начало новые переговоры с «Центерра Голд Инк.» для обсуждения условий договора. Таким образом, сроки вступления в силу Стратегического соглашения продлевались до 2019 г.
27 августа 2019 г. Стратегическое соглашение с компанией «Центерра Голд Инк.» вступило в силу. Он оставлял в силе соглашение 2009 г, киргизская сторона отказывалась от экологических претензий, а «Центерра» выплачивала Кыргызстану дополнительные 150 млн долларов. По заявлению М. Абылгазиева, в договоре С. Исакова «Центерра» соглашалась на выплату всего 87 млн долларов, которые впоследствии были увеличены до 150 млн долларов [8].
После октябрских событий 2020 года вновь стал вопрос о национализации Кумтора и денонсации соглашений с компанией «Центерра Голд Инк.».
Постановлением Жогорку Кенеша Киргизской Республики от 17 февраля 2021 г была создана временная депутатская комиссия по изучению деятельности золотодобывающей компании «Кумтор». Позже ее статус был изменен на государственную, а 17 мая 2021 г. Жогорку Кенеш принял Постановление о продлении сроков работы комиссии еще на 3 месяца [9].
6 мая 2021 года Жогорку Кенеш Киргизской Республики одобрил законопроект, позволяющий введение внешнего управления на руднике.
7 мая 2021 года Октябрьский районный суд Бишкека за нарушение экологических норм обязал компанию выплатить государству 3,1 млрд долларов (261 млрд 719 млн сомов) в качестве компенсации за незаконное складирование отходов производства на ледниках Давыдова и Лысый при разработке месторождения Кумтор.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022
http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79
11 мая 2021 года на допрос были вызваны руководители предприятия «Кумтор» в связи с несчастными случаями, повлекшими гибель людей в 2019-2021 годах.
17 мая 2021 года Жогорку Кенеш Киргизской Республики принял постановление о введении на объекте временного внешнего управления в связи с «безответственными действиями» компании «Центерра Голд Инк.». Это решение парламента было основано на выводах государственной комиссии и принятом в начале мая законе, который позволяет правительству брать «Кумтор» под внешнее управление в случае нарушения экологических требований.
20 мая 2021 года состоялась пресс-конференция председателя Государственной комиссии по изучению деятельности золотодобывающего предприятия ЗАО «Кумтор Голд Компани» Акылбека Жапарова. В брифинге также принимали участие Председатель Государственного комитета по экологии и климату Киргизской Республики Динара Кутманова и внешний управляющий ЗАО «Кумтор Голд Компани» Тенгиз Болтурук. Акылбек Жапаров заявил о завершении первого этапа работы Госкомиссии, отметив, что ее главными целями является изучение исполнения постановлений Жогорку Кенеша и Правительства касательно Соглашения по Кумтору от 2013 г., где впервые были отражены экологические нарушения, а также анализ эффективности разработки золоторудного месторождения. «Вторым этапом мы намерены детально изучить нарушения природоохранного законодательства, причины складирования пустых пород на ледниках», — сказал А. Жапаров, отметив, что в ходе работы комиссия столкнулась с некоторым препятствованием со стороны канадской компании, которая не в полной мере представляла запрашиваемые документы и отчеты. Также председатель госкомиссии подчеркнул значимость информационной поддержки кампании по отстаиванию национальных интересов Кыргызстана при разработке рудника «Кумтор» и призвал журналистов к активному сотрудничеству в освещении деятельности комиссии и ее результатов. «Мы приветствуем проведение различных журналистских расследований, направленных на выявление нарушений экологии и готовы оказывать содействие в их проведении», — подчеркнул А. Жапаров, отметив, что сбор и систематизация доказательств, подтверждающих ущерб экологии, является одной из важных составляющих по подготовке к предстоящим судебным разбирательствам. Он добавил, что уже на данном этапе киргизская сторона обладает достаточными данными, свидетельствующими о загрязнении водных ресурсов из-за отсутствия очистных сооружений, уничтожения ледников из-за складирования на них технических отвалов и т. д. По словам А. Жапарова, в целом объем финансовых претензий к компании составляет $4 млрд 250 млн, в том числе за складирование отходов на ледниках к «Кумтор Голд Компани» предъявлен иск на 261 млрд сомов, что составляет $3,2 млрд, еще $1,2 млрд — неуплаченные налоги (https://clck.ru/pXsC6).
В свою очередь, канадская компания «Центерра Голд», владеющая «Кумтор Голд Компани», заявила, что расценивает действия и решения властей Кыргызстана, касающиеся Кумтора, как попытку оправдать инициативу о национализации месторождения или принудить «Центерра Голд» отказаться от рудника.
Компания отвергла обвинения и подала несколько исков против правительства КР в международные суды, запретила «Кыргызалтыну» операции со своими акциями в «Центерра Голд» и подала в суд на Тенгиза Болтурука. 7 июля «Центерра Голд» выдвинула исковые требования в отношении ОАО «Кыргызалтын» — крупнейшего акционера «Центерры».
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022
http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79
27 сентября 2021 года компания объявила о подаче заявления судье международного арбитражного суда с просьбой о применении срочных предварительных обеспечительных мер в отношении Кыргызстана и ОАО «Кыргызалтын».
Канадская компания «Центерра Голд» аннулировала результаты своей работы на месторождении Кумтор за второй квартал 2021 года и признала убыток в размере 926,4 млн долларов. Компания заявила, что «захват» Кумтора властями Кыргызстана привел к потере контроля над рудником, поэтому теперь учитывает его как прекращенную деятельность.
Заявление «Центерра Голд» опубликовано на сайте компании 19 ноября. В нем «Центерра Голд» сообщила, что комиссия по ценным бумагам города Онтарио запросила информацию, связанную с ситуацией на руднике Кумтор. В связи с этим, компания подала в канадскую систему электронного анализа и поиска документов (SEDAR) отчет об изменениях в своей работе, заявив о «захвате» месторождения.
Информацию «Центерры» подтвердили в кабинете министров Кыргызстана, в частности, ее прокомментировал глава кабмина Акылбек Жапаров. По его словам, «Центерра Голд» была вынуждена списать со своей балансовой стоимости 926 млн долларов и отразить факт потери контроля над рудником Кумтор» (https://clck.ru/pXsHJ).
В октябре после переговоров с руководством «Центерра Голд» в Женеве Акылбек Жапаров заявил, что канадская компания готова оставить Кыргызстану золоторудное месторождение Кумтор, но просит Бишкек отказаться от своей доли в «Центерре», которая составляет около 26%.
После этого канадская компания распространила заявление, в котором говорилось, что «Кумтор Голд Компани» продолжает быть дочерней компанией, полностью принадлежащей «Центерра Голд» и что «компания будет продолжать предпринимать все юридические шаги, чтобы привлечь правительство Кыргызстана к ответственности за незаконный захват рудника» (https://clck.ru/pXsNP).
Эксперты в горнодобывающей отрасли прогнозируют два наиболее вероятных исхода существующего спора между Кыргызстаном и компанией «Центерра Голд» за местрождение Кумтор: либо стороны придут к общему решению, либо все решится в суде. Национализация рудника и денонсация соглашений с «Центеррой» тоже приведут к судебным разбирательствам. Борьба между властями КР и «Центерра Голд» ведется не только информационная, но и в международных судах. Так, касающиеся рудника Кумтор процессы сейчас рассматриваются в арбитражах Стокгольма и Нью-Йорка. Вышеизложенное показывает, что Кыргызстан с проектом Кумтор попал в сложную ситуацию. Несмотря на то, что золоторудное месторождение Кумтор играл важную роль в экономике Кыргызстана, национальные интересы и нерешенные вопросы в сфере охраны окружающей среды часто приводили к недопониманию сторон. Соглашения между Кыргызстаном и инвесторами по проекту «Кумтор» менялись несколько раз и являлись важными для Кыргызстана. Но каждое из них вызывало множество проблем для обеих сторон. В настоящее время высшее руководство Кыргызстана пытается решать создавшиеся проблемы, связанных с деятельностью золоторудного месторождения «Кумтор». На сегодняшний день перед Киргизской Республикой остро стоит проблема развития золотодобывающей отрасли промышленности, рационального использования природных ресурсов и соблюдения правил и требований безопасности в золотодобывающей промышленности, решением которых является строгое соблюдение всего законодательства Киргизской Республики.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022
http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79
Список литературы:
1. Сарыгулов Д. И. Золото Тянь-Шаня. Бишкек, 1999. 240 с.
2. Постановление Правительства Киргизской Республики от 31 декабря 2003 года №835 «О реструктуризации проекта «Кумтор». https://clck.ru/pXrPb
3. Декрет Временного Правительства Киргизской Республики от 12 августа 2010 года №120 «О лишении А. Акаева статуса неприкосновенности» https://clck.ru/pXrVj
4. Постановление Жогорку Кенеша Киргизской Республики от 30 апреля 2009 года №1139-IV «О принятии Закона Киргизской Республики "О ратификации Соглашения о новых условиях по проекту «Кумтор» между Правительством Киргизской Республики, открытым акционерным обществом «Кыргызалтын», канадской компанией «Центерра Голд Инк.», закрытым акционерным обществом «Кумтор Оперейтинг Компани», закрытым акционерным обществом «Кумтор Голд Компани» и канадской корпорацией «Камеко», подписанного 24 апреля 2009 года в городе Бишкек"» https://clck.ru/pXrdj
5. Постановление Жогорку Кенеша Киргизской Республики от 27 июня 2012 года №2117-V «Об отчете временной депутатской комиссии по проверке и изучению соблюдения ЗАО «Кумтор оперейтинг компани» норм и требований по рациональному использованию природных ресурсов, охране окружающей среды, безопасности производственных процессов и социальной защите населения в районе воздействия деятельности золотодобывающего рудника, а также состояния осуществляемого государственного контроля, образованной постановлением Жогорку Кенеша Киргизской Республики №1642-V от 15 февраля 2012 года» https://clck.ru/pXrmH
6. Постановление Жогорку Кенеша Киргизской Республики от 21 февраля 2013 года №2805-V «Об итогах работы Государственной комиссии по проверке и изучению соблюдения ЗАО «Кумтор Оперейтинг Компани» норм и требований по рациональному использованию природных ресурсов, охране окружающей среды, безопасности производственных процессов и социальной защите населения» https://clck.ru/pXrqv
7. Отчет Государственной комиссии по проверке и изучению соблюдения ЗАО «Кумтор Оперейтинг Компани» норм и требований по рациональному использованию природных ресурсов, охране окружающей среды, безопасности производственных процессов и социальной защите населения. Бишкек, 2013.
8. Стратегическое соглашение между Кыргызстаном и «Центеррой». О чем договорились стороны https://clck.ru/pXrxK
9. Об отчете Государственной комиссии по изучению эффективности разработки золоторудного месторождения «Кумтор», по контролю исполнения постановления Жогорку Кенеша Киргизской Республики от 21 февраля 2013 года №2805-V «Об итогах работы Государственной комиссии по проверке и изучению соблюдения ЗАО «Кумтор Оперейтинг Компани» норм и требований по рациональному использованию природных ресурсов, охране окружающей среды, безопасности производственных процессов и социальной защите населения» и постановления Правительства Киргизской Республики от 3 июля 2012 года №465», образованной постановлениями Жогорку Кенеша Киргизской Республики от 17 февраля 2021 года №4405-VI и от 24 февраля 2021 года №4422-VI. https://clck.ru/pXs6C
References:
1. Sarygulov D. I. 1999. Zoloto Tyan'-Shanya. Bishkek, 240 s.
2. Postanovlenie Pravitel'stva Kyrgyzskoi Respubliki ot 31 dekabrya 2003 goda №835 «O restrukturizatsii proekta "Kumtor". https://clck.ru/pXrPb
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022
http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79
3. Dekret Vremennogo Pravitel'stva Kyrgyzskoi Respubliki ot 12 avgusta 2010 goda №120 "O lishenii A. Akaeva statusa neprikosnovennosti" https://clck.ru/pXrVj
4. Postanovlenie Zhogorku Kenesha Kyrgyzskoi Respubliki ot 30 aprelya 2009 goda №1139-IV. https://clck.ru/pXrdj
5. Postanovlenie Zhogorku Kenesha Kyrgyzskoi Respubliki ot 27 iyunya 2012 goda №2117-
V "Ob otchete vremennoi deputatskoi komissii po proverke i izucheniyu soblyudeniya ZAO «Kumtor opereiting kompani» norm i trebovanii po ratsional'nomu ispol'zovaniyu prirodnykh resursov, okhrane okruzhayushchei sredy, bezopasnosti proizvodstvennykh protsessov i sotsial'noi zashchite naseleniya v raione vozdeistviya deyatel'nosti zolotodobyvayushchego rudnika, a takzhe sostoyaniya osushchestvlyaemogo gosudarstvennogo kontrolya, obrazovannoi postanovleniem Zhogorku Kenesha Kyrgyzskoi Respubliki №1642-V ot 15 fevralya 2012 goda" https://clck.ru/pXrmH
6. Postanovlenie Zhogorku Kenesha Kyrgyzskoi Respubliki ot 21 fevralya 2013 goda №2805-
V "Ob itogakh raboty Gosudarstvennoi komissii po proverke i izucheniyu soblyudeniya ZAO «Kumtor Opereiting Kompani» norm i trebovanii po ratsional'nomu ispol'zovaniyu prirodnykh resursov, okhrane okruzhayushchei sredy, bezopasnosti proizvodstvennykh protsessov i sotsial'noi zashchite naseleniya" https://clck.ru/pXrqv
7. Otchet Gosudarstvennoi komissii po proverke i izucheniyu soblyudeniya ZAO "Kumtor Opereiting Kompani". Bishkek, 2013.
8. Strategicheskoe soglashenie mezhdu Kyrgyzstanom i "Tsenterroi". O chem dogovorilis' storony https://clck.ru/pXrxK
9. Ob otchete Gosudarstvennoi komissii po izucheniyu effektivnosti razrabotki zolotorudnogo mestorozhdeniya "Kumtor", po kontrolyu ispolneniya postanovleniya Zhogorku Kenesha Kyrgyzskoi Respubliki ot 21 fevralya 2013 goda №2805-V. https://clck.ru/pXs6C
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 05.05.2022 г. 15.05.2022 г.
Ссылка для цитирования:
Алтымышбаева Л. К. История развития золоторудного месторождения «Кумтор»:
проблемы и противоречия // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №6. С. 116-125. https://doi.org/10.33619/2414-2948/79/13
Cite as (APA):
Altymyshbaeva, L. (2022). History of Development of the Kumtor Gold Ore Deposit: Problems and Contradictions. Bulletin of Science and Practice, 8(6), 116-125. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/79/13