ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Арбитражное разбирательство, возбужденное компанией «Центерра Голд Инк.» против Правительства Кыргызской Республики
Мамытова А. Т.
Мамытова Аида Токтокутюковна /Mamytova Aida Toktokutyukovna - соискатель ученой степени
кандидата юридических наук, Кыргызская государственная юридическая академия, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы арбитражного разбирательства дел, возбужденных компанией «Центерра Голд Инк.» против Правительства Кыргызской Республики, а также представлены материалы соглашений канадских компаний, в которых содержатся все их условия и требования.
Ключевые слова: арбитражное разбирательство, законодательство, соглашения, канадские компании, условия, требования.
УДК: 323/324.35 (575.2) (04)
Первоначальным инвестором в разработку Кумторского месторождения была корпорация «Камеко» (Сатесо - Canadian Mining and Energy Corporation), которая на первых порах находилась в собственности федерального правительства Канады, а также правительство канадской провинции Саскачеван. В 1991 года «Камеко» провела первоначальное публичное предложение 20 % своих акций. В течение следующего десятилетия федеральное правительство Канады и правительство провинции провели поэтапную приватизацию «Камеко». Приватизация была полностью завершена в феврале 2002 года, до реструктуризации проекта «Кумтор» 2003-2004 года. Тем не менее, на момент осуществления первоначальных инвестиций (т. е. на момент заключения Генерального Соглашения в 1992 году) большая часть капитала «Камеко» принадлежала канадскому федеральному правительству и правительству провинции Саскачеван.
4 декабря 1992 года было заключено Генеральное Соглашение между Правительством КР и «Камеко Корпорэйшн». Генеральное Соглашение предусматривало создание совместных предприятий «Кумтор Голд Компани» (КГК) и «Кумтор Оперейтинг Компани» (КОК) [1].
«Камеко» должна была произвести первоначальные капиталовложения в размере 45,0 млн. долларов путем осуществления и оплаты расходов и затрат, понесенных в ходе проведения геологоразведочных работ и разработки Кумторского месторождения.
Кроме того, «Камеко» должна была инвестировать 1 млн. долларов в мероприятия по повышению уровня жизни населения в Иссык-Кульской области.
В свою очередь Правительство Кыргызской Республики обязывалось предоставить «Кумтор Голд Компани» концессию в отношении всех прав на полезные ископаемые, связанных с Проектом Кумтор, и что «ни оно, ни иные государственные органы, обладающие юрисдикцией в отношении Проекта Кумтор, не облагают налогами деятельность «Камеко» [2].
Предусматривалось, что все споры подлежат разрешению в арбитражном порядке в соответствии с арбитражным регламентом Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли («ЮНСИТРАЛ») в г. Франкфурте-на-Майне (Германия) и любые споры между «Камеко» и Правительством КР должны были разрешаться в соответствии с законодательством Федеративной Республики Германия. В соответствии с дополнениями в Генеральном Соглашении от 10 мая 1993 года Правительство КР и вновь кыргызское акционерное общество «Кумтор Голд Компани» заключили Концессионный Договор. По Концессионному Договору Правительство КР предоставило «Кумтор Голд Компани» «Концессию, которая заключается в полном праве и исключительной возможности для «Кумтор Голд Компани» на доразведку и разработку Кумторского месторождения, включая технико-экономические обоснования, добычу, строительство и создание всех типов зданий, предприятий, оборудования для производства и инфраструктуру, включая собственно производство, обогащение, металлургический передел и продажу товарного золота и других полезных ископаемых, которые содержатся в Кумторском месторождении» [3].
В сентябре 2002 года «Камеко» предложила произвести реструктуризацию доли ОАО «Кыргызалтын» в проекте Кумтор. Предложение «Камеко» предусматривало консолидацию золотодобывающих активов «Камеко» и получение листинга на Фондовой бирже Торонто, в
результате которой ОАО «Кыргызалтын» должен было получить небольшой пакет акций вновь образованной компании.
В Анализе Оценочного Заключения, привлеченного и нанятого «Стандард Банке», содержится корректировка оценки акций с учетом конкретных моментов, и в частности, соглашения ОАО «Кыргызалтына» и «Камеко» о конвертации суммы непогашенного акционерного займа, предоставленного компанией «Камеко» проекту «Кумтор», в акции компании «Центерра Голд Инк.». Уступка акционерного займа в пользу «Центерры» не предполагалась, заем должен был быть использован в целях увеличения доли участия «Камеко» в проекте «Кумтор». Чистая стоимость активов по акционерному займу «Камеко», предоставленному «Кумтору», составила 57 198 626 долларов США. В результате такой корректировки доля «Камеко» в капитале должна была увеличиться, а доля ОАО «Кыргызалтына» уменьшиться:
- с уровня: «Кыргызалтын» - 66,7 %/«Камеко» - 33,3 % (доли сторон до реструктуризации Кумтора);
- до уровня: «Кыргызалтын» - 53 %/«Камеко» - 47 % (доли сторон в Кумторе с учетом корректировок, в том числе по акционерному займу «Камеко»).
После внесения компанией «Камеко» своих долей участия в разработке месторождений Бороо, Гацуурт и REN в капитал «Центерры», соотношение долей участия сторон, определенное «Стандард Банк», выглядело следующим образом: ОАО «Кыргызалтын» -38 %/«Камеко» - 62 %. ОАО «Кыргызалтын» и «Камеко» также договорились о конвертации непогашенного акционерного займа, предоставленного компанией «Камеко» компании «АГР» (операционная компания, работающая на руднике Бороо в Монголии), в акции «Центерры». Акционерный заем предполагалось уступить в пользу «Центерры», с погашением займа операционной компанией «АГР». Чистая стоимость активов по акционерному займу «Камеко», предоставленному компании «АГР» (включая начисленные проценты и непогашенную основную сумму), составила 59 687 660 долларов США. Этот акционерный заем учтен в оценке (стоимости активов) Бороо, т. е. он привел к повышению стоимости активов, вносимых «Камеко» в капитал «Центерры».
В отношении окончательного соотношения долей участия, согласованного в ходе переговоров, т. е. ОАО «Кыргызалтын» - 33 % и «Камеко» - 67 %, Стандард Банк сделал вывод о том, что «соотношение долей участия в капитале «Центерры», согласованное сторонами, отражает справедливую стоимость активов, передаваемых «Центерре».
16 декабря 2003 года было заключено Соглашение о Реструктуризации между ОАО «Кыргызалтыном», «Камеко Корпорэйшн», «Камеко Голд» и «Центеррой», по которому:
ОАО «Кыргызалтын» продал 400 акций Кумтор в обмен на:
- 33 % обыкновенных акций «Центерры»;
- уступку всех прав и интереса в отношении задолженности Правительства КР в размере 4 млн. долларов США в пользу «Камеко»;
- сумму, равную Цене Исполнения Опциона (которая была впоследствии, согласно определению в Соглашении Акционеров «Центерра», установлена в размере 11 млн. долларов США).
«Камеко» продала 200 принадлежащих ей акций Кумтор в обмен на 67 % акций «Центерры».
«Кыргызалтыну» был предоставлен опцион на покупку дополнительного 2 % пакета акций «Центерры» по Цене Исполнения Опциона в размере 11 млн. долларов США.
Предполагалось, что Соглашение о Реструктуризации будет регулироваться законодательством Штата Нью-Йорк, а споры будут разрешаться в арбитражном порядке в соответствии с Регламентом ЮНСИТРАЛ в Стокгольме (Швеция), с проведением разбирательства на английском языке.
31 декабря 2003 года было подписано Инвестиционное Соглашение между Правительством Кыргызской Республики, «Центеррой» и «Кумтор Голд Компани». Инвестиционное Соглашение прекращало действие Генерального Соглашения и заменяло его (а также другие договоры и соглашения об эксплуатации проекта) и предусматривали различные инвестиционные льготы «Кумтор Голд Компани» и «Центерре».
Арбитражному разбирательству, возбужденному «Центеррой» против Кыргызской Республики в 2008-2009 годах, частично способствовали события, произошедшие в 2006 года. В частности:
- 24 февраля 2006 года Межрайонный суд года Бишкека признал «Кумтор Голд Компани» обязанной уплатить налог в размере 45 591 763 сомов в отношении некоторых земель несельскохозяйственного назначения, арендуемых «Кумтор Голд Компани» у Джети-Огузской районной государственной администрации.
- 3 марта 2006 года Прокуратура Октябрьского района Бишкека направила в адрес «Кумтор Оперейтинг Компани» письмо, в котором сообщалось об изменении высокогорного коэффициента, применяемого к некоторым работникам золоторудного комбината «Кумтор».
- 8 марта 2006 года «Центерра» и «Кумтор Голд Компани» направили в адрес Президента и Премьер-министра Кыргызской Республики уведомление о существовании между сторонами спора в отношении Инвестиционного Соглашения в действующей редакции для целей возбуждения арбитражного разбирательства.
Несмотря на это, 26 марта 2007 года Жогорку Кенеш КР принял в первом чтении законопроект, целью которого являлось аннулирование Инвестиционного Соглашения от 2003 года и связанных с ним договоров между Кыргызской Республикой, «Центеррой» и «Кумтор Голд Компани», а также начисление различных налогов и сборов «Центерре» и «Кумтор Голд Компани», и передача Кумторского месторождения во вновь созданную государственную золотодобывающую компанию.
14 мая 2007 года Постоянная палата третейского суда в Гааге назначила Профессора Альберта Яна ван ден Берга (гражданина Бельгии) Арбитром по данному разбирательству.
23 июня 2008 года «Центерра» подала Заявление о применении обеспечительных мер с требованием, чтобы состав арбитража вынес приказ, предписывающий Кыргызской Республике не выполнять решение Межрайонного суда Бишкека и не причинять иного ущерба лицензиям, правам и инвестиционным выгодам «Центерры» и «Кумтор Голд Компани» по Инвестиционному Соглашению.
7 июля 2008 года состав арбитража вынес Процессуальный Приказ № 1, в котором устанавливался предварительный график проведения арбитражного разбирательства. В сроки, установленные графиком, «Центерра» подала 21 июля 2008 года Исковое заявление против Кыргызской Республики с указанием «Кыргызалтына» в качестве «третьего лица, имеющего отношение» к арбитражному разбирательству.
Несмотря на вышеизложенное, переговорный процесс между Правительством Кыргызской Республики и канадской компанией «Центерра Голд Инк.» по поиску путей выхода из сложившейся ситуации продолжался на различном уровне. В результате чего пришли к обоюдному согласию. В связи с чем, 24 апреля 2009 года было заключено Соглашение о новых условиях по проекту Кумтор между Правительством КР, ОАО «Кыргызалтын», «Центеррой», «Кумтор Голд Компани», «Кумтор Оперейтинг Компани», и «Камеко». Соглашение о Новых Условиях содержало следующие условия:
- «Центерра», ОАО «Кыргызалтын» и Правительство КР договорились об урегулировании всех своих соответствующих исковых требований и возражений на требования в рамках арбитражного разбирательства и о прекращении арбитражного дела, заключив мировое соглашение и соглашение об отказе от требований;
- «Центерра» согласилась выдать ОАО «Кыргызалтын» казначейские обыкновенные акции «Центерры» в количестве 18 232 615 штук, в результате чего общее количество выпущенных и находящихся в обращении акций «Центерры» составило 234 772 566 акций;
- Стороны договорились о расширении концессионной площади месторождения Кумтор.
24 апреля 2009 года Правительство Кыргызской Республики заключило Соглашение о новых условиях по проекту «Кумтор» с канадскими компаниями «Центерра», «Кумтор Голд Компани», «Кумтор Оперейтинг Компани» и «Камеко».
Статья 6.2 Соглашения о Новых Условиях устанавливает различные предварительные условия для сторон, выполнение которых обеспечивает юридическую обязательность Соглашения о Новых Условиях («Предварительные Условия»). В частности, Правительству КР необходимо получить определенные одобрения, включая:
- одобрение Соглашения о Новых Условиях от 24.04.2009 года Жогорку Кенешем Кыргызской Республики;
- одобрение, полученное от Жогорку Кенеша КР, в отношении предоставления полномочий Правительству Кыргызской Республики по подписанию и исполнению Пересмотренных Соглашений по Проекту и установления нового налогового режима;
- судебное решение Конституционного Суда КР, подтверждающее законность заключения Соглашения о Новых Условиях и Пересмотренных Соглашений по проекту «Кумтор» от 2009 года;
- юридическое заключение Министерства юстиции Кыргызской Республики, подтверждающее законность заключения Соглашения о новых условиях и Пересмотренных всех соглашений по проекту «Кумтор» от 2009 года.
Все условия и требования канадских компаний по Соглашениям 2009 года, несмотря на нарушения Конституции и других Законов Кыргызской Республики, были кыргызской стороной полностью удовлетворены и исполнены.
Литература
1. Постановление Правительства Кыргызской Республики от 31.12.1992 года № 648 «О состоянии и мерах по увеличению добычи золота в Кыргызской Республике».
2. Генеральное Соглашение между Правительством Кыргызской Республики и «Камеко Корпорейшн» от 04.12.1992 года, пункт 5.3.
3. Концессионный договор между Правительством Кыргызской Республики и СП «Кумтор Голд Компани» от 10 мая 1993 года.
Факты коррупционных проявлений при заключении соглашений по реализации проекта «Кумтор» Мамытова А. Т.
Мамытова Аида Токтокутюковна /Mamytova Aida Toktokutyukovna - соискатель ученой степени
кандидата юридических наук, Кыргызская государственная юридическая академия, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, касающиеся соглашений, заключающиеся в ходе реализации проекта «Кумтор», и факты возможных коррупционных проявлений при их заключении, а также прямо указывающие на нанесение ущерба интересам Кыргызстана. Ключевые слова: законодательство, проект, реализация, соглашения, коррупционная схема, таможенные службы, ущерб.
УДК: 345.35/341 (04)
По проекту «Кумторзолото» выявлены нижеследующие факты возможных коррупционных проявлений, прямо указывающие на нанесения ущерба интересам Кыргызстана.
1. В Генеральном соглашении были изначально заложены невыгодные для республики условия - это деление дивидендов, а не металла, т. е. делится только полученная прибыль от реализации золота, а не производимое золото. Невыгодность данного условия заключается в том, что прибыль сложно определить, так как затраты при условии тысяч единиц потребляемой номенклатуры, якобы, на нужды производства, не поддаются реальному контролю со стороны партнера (цена, количество, сама номенклатура закупок).
Так, по данным таможенной службы, за период с 2002 по 2011 гг. «Кумтор Оперейтинг Компани» (КОК) ввезла беспошлинно товары, не относящиеся к основной производственной деятельности, на общую сумму свыше 1 млн. долл. США, которые были отнесены на затраты и, соответственно, уменьшали прибыль кыргызской стороны. Данные товары народного потребления завозились в основном из Канады. Такие нерациональные затраты отразились на получении дивидендов в бюджет республики.
Также к нерациональным затратам можно отнести и затраты на приобретение спецтехники фирмы Катерпиллер (Caterpillar): карьерные самосвалы, бурильные и проходческие машины и установки, вилочные колесные автопогрузчики, грейдеры, бульдозеры и т. д. Указанная техника, а также запасные части к ним также завозились, в основном, из Канады, тогда как их можно было закупить у дилеров, находящихся в Европе или станах СНГ. Тем самым можно было бы избежать больших накладных (авиатранспортных) расходов. Эти факты могут свидетельствовать о наличии посреднических или аффилированных фирм, участвующих в поставках.
2. Одной из коррупционной составляющей схемы раздела прибыли явились теневые доходы, получаемые канадской стороной в виде незаконных выплат аффилированным лицам.