Научная статья на тему 'Нарушения законодательства Кыргызской Республики канадской компанией "Камеко" при проектировании, строительстве и эксплуатации золоторудного комбината "Кумтор"'

Нарушения законодательства Кыргызской Республики канадской компанией "Камеко" при проектировании, строительстве и эксплуатации золоторудного комбината "Кумтор" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗОЛОТОРУДНЫЙ КОМБИНАТ / GOLD ORE PLANT / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НОРМА / ENVIRONMENTAL RULE / НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / VIOLATION OF THE LAW / ХВОСТОХРАНИЛИЩА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ЭКСПЛУАТАЦИЯ / OPERATION / ЛИЦЕНЗИЯ / LICENSE / TAILINGS IMPOUNDMENT DESIGN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамытова Аида Токтокутюковна

В статье рассмотрены вопросы проектирования и строительства золоторудного комбината «Кумтор», а также несоблюдение экологических норм и нарушения законодательных актов Кыргызской Республики при проектировании, строительстве и эксплуатации золоторудного комбината «Кумтор».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нарушения законодательства Кыргызской Республики канадской компанией "Камеко" при проектировании, строительстве и эксплуатации золоторудного комбината "Кумтор"»

может говориться о необходимости позвонить мошенникам по определённому номеру для решения «возникших проблем». Встречается и следующий вид SMS-фишинга: на подставном сайте для получения какой-либо услуги просят отправить SMS на предложенный номер. В первом случае с телефонного счёта абонента списывается крупная сумма, а во втором случае номер добавляется в базу адресов рассылки SMS-спама и может использоваться для дальнейших фишинговых действий [5].

Пока еще рано говорить о том, сможем ли мы победить и окончательно ликвидировать фишинг из нашего информационного общества. Один из методов борьбы с фишингом заключается в том, чтобы научить людей различать фишинг и бороться с ним.

Чтобы не стать жертвой фишинга, нужно внимательно просматривать все приходящие электронные письма и проверять адреса ссылок. Фишинговые ссылки, как правило, содержат бессмысленный набор символов или опечатки. Если случайно перешли по фишинговой ссылке, то необходимо проверить компьютер на вирусы. Нельзя оплачивать покупки или счета, в которых не уверены и нельзя отправлять SMS-сообщения на подозрительные номера.

К сожалению, у нас пока нет компетентного законодательства для наказания фишеров и недостаточно специалистов в области информационного права, а наши развивающиеся информационные технологии пока не в состоянии обогнать развитие всех технологий фишинга. Необходима профессиональная подготовка специалистов в сфере информационного законодательства.

Более того, статья, которая четко обозначала бы фишинг, как одну из разновидностей правонарушений и преступлений, и предусматривала соответствующее наказание за нее, в Уголовном кодексе РФ, пока отсутствует.

В связи с этим, необходимо повысить уровень подготовки специалистов служб информационной безопасности, обучать их способам построения комплексных систем защиты информации, применения инженерных, аппаратно-программных, организационных средств защиты информации. Остерегайтесь фишинга!

Литература

1. Домбровская Л. А., Яковлева Н. А., Стахно Р. Е. Современные подходы к защите информации, методы, средства и инструменты защиты // Наука, техника и образование, 2016. № 4 (22). С. 16-19.

2. Парфенов Н. П., Стахно Р. Е. Технология защиты персональных данных // Наука, техника и образование, 2016. № 4 (22). С. 15-16.

3. Хачатурова С. С., Жихарева Ю. П. Осторожно, фишинг! // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2016. № 4-4. С. 793-795.

4. Хачатурова С. С. Хранение и защита информации. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2016. № 2-1. С. 63-65.

5. [Электронный ресурс]: URL: https://ru.wikipedia.org.

Violations of the law of the Kyrgyz Republic the Canadian company «Сameco» in the design, construction and operation of a gold mining plant «Kumtor»

Mamytova A.

Нарушения законодательства Кыргызской Республики канадской компанией «Камеко» при проектировании, строительстве и эксплуатации золоторудного

комбината «Кумтор» Мамытова А. Т.

Мамытова Аида Токтокутюковна /Mamytova Aida - соискатель ученой степени кандидата юридических наук, Кыргызская государственная юридическая академия, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы проектирования и строительства золоторудного комбината «Кумтор», а также несоблюдение экологических норм и нарушения законодательных актов Кыргызской Республики при проектировании, строительстве и эксплуатации золоторудного комбината «Кумтор».

Abstract: in the article the questions of design and construction of gold mining plant «Kumtor», as well as the violation of environmental norms and violations of legislative acts of the Kyrgyz Republic with the design, construction and operation of a gold mining plant «Kumtor».

Ключевые слова: золоторудный комбинат, экологическая норма, нарушение законодательства, хвостохранилища, проектирование, эксплуатация, лицензия.

Keywords: gold ore plant, environmental rule, the violation of the law, tailings impoundment design, operation, license.

УДК: 341/56.735 (575.2) (04)

В ноябре 1993 г. канадской фирмой «Килборн Вэстэрн Инкорпорэйтед» по заказу «Камеко» была завершена разработка Технико-экономического обоснования (ТЭО) на разработку золоторудного месторождения «Кумтор». Разработка ТЭО осуществлялась исключительно иностранными специалистами, то есть без участия представителей кыргызской стороны. В начале 1994 г. ТЭО было представлено на рассмотрение и утверждение Правительству Кыргызской Республики, которое передало его на экспертизу тринадцати профильным организациям Кыргызстана [1]. К экспертизе ТЭО были привлечены квалифицированные специалисты, которые внесли более 60 предложений и замечаний, направленных на повышение качества проекта, эффективности и экологической безопасности разработки месторождения. Работа местных экспертов над пересмотром технико-экономических параметров проекта продолжалась до мая 1995 г.

Правительство Кыргызской Республики в нарушении Закона «О недрах» от 15 декабря 1992 года, не дожидаясь результатов экспертизы, в мае 1994 г. специальным постановлением [2] утвердило ТЭО. Это фактически развязало руки «Кумтор Оперейтинг Компани» («КОК»), которая проигнорировав большую часть замечаний и предложений кыргызских экспертов, приступила к строительным работам исключительно на основе не согласованного с кыргызской стороной ТЭО.

Пересмотренный вариант ТЭО [3] 1995 года стал основанием для экономических расчётов по определению необходимых объёмов финансирования. Для ускорения ввода предприятия в эксплуатацию «КОК» предложила вариант параллельного так называемого «рабочего проектирования и строительства». Правительство Кыргызской Республики приняло такой вариант.

Но в процессе реализации проекта «Кумтор» выявились все недостатки данного решения, связанные с недооценкой существенных природно-климатических и горно-геологических факторов высокогорья и затрат, что привело к возникновению целого ряда экономических, технологических и экологических проблем (перерасход при строительстве на 176.6 млн. долларов США, сдвиг дамбы хвостохранилища, отсутствие оборотного водоснабжения и др.).

В нарушение Закона Кыргызской Республики «О недрах» горные работы на руднике «Кумтор» (участок «Центральный») начались в 1996 году без получения лицензии на право пользования недрами с целью разработки, на основании Концессионного договора от 10 мая 1993 года.

По поручению Правительства Кыргызской Республики [4] Министерство юстиции, рассмотрев письмо Государственного комитета по геологии, использованию и охране недр Кыргызской Республики по вопросу лицензирования деятельности на пользование недрами золоторудного месторождения «Кумтор», письмом от 13.12.1995 года № 02-/221 за подписью заместителя министра К.Э. Эсенканова, сообщило, что деятельность «КГК» не подлежит дополнительному лицензированию.

В последующем Министерство юстиции письмом за подписью министра Гутниченко Л. В. от 23.12.1997 года № 02-4/246, сообщило, что Стороны данного договора согласно п. 10.3 ч. 10 Концессионного договора должны соблюдать все законы Кыргызской Республики, что предполагает соблюдение законодательных актов КР, которые приняты после заключения концессионного договора.

Однако, «Кумтор Оперейтинг Компани» («КОК») отказывается от получения лицензии на участок «Центральный», ссылаясь на разъяснение заместителя Министра юстиции К. Э. Эсенканова. Несмотря на отсутствие лицензии, государственные органы Кыргызской Республики выдают положительные заключения технической и экологической экспертиз, утверждают планы развития горных работ по данному участку и принимают годовые отчеты об их выполнении.

В нарушение статьи 16 Закона Кыргызской Республики «О недрах» в настоящее время горные работы проводятся без технического проекта. Отсутствие технического проекта ведет к неэффективной разработке месторождения.

По мере углубления центрального карьера возрастает коэффициент вскрыши и идет удорожание открытой разработки месторождения. Согласно Технико-экономическому обоснованию (ТЭО) предусматривалась комбинированная разработка как открытым, так и подземным способом.

«Кумтор Оперейтинг Компани» («КОК») затратил на строительство наклонных съездов № 1 и № 2 по состоянию на июль 2012 года 170,1 млн. долл. США и прекратил подготовительные работы для перехода на подземную разработку. По информации президента ««КОК»» М.Фишера подземная разработка намечается не ранее 2018 года. При этом ««КОК»» начал разработку участка Юго-Западный с нарезкой еще одного ледника Сары-Тор.

Золотоизвлекательная фабрика рудника (ЗИФ) запущена в эксплуатацию в конце 1996 года с использованием технологии цианидного выщелачивания при этом за период 1996 - 2014 гг. израсходовано свыше 100 тыс. тонн цианида натрия. Согласно ТЭО расчетная производительность ЗИФ составляет 4,8 млн. тонн руды в год и выпуск (сплав Доре) 500 тыс. унций золота. При этом необходимо отметить, что в отдельные годы переработка превышала предусмотренную в ТЭО мощность на 10 - 15%.

Это отрицательно влияет на показатели технологического процесса (тонкость помола, время цианирования и т.д.) и приводит к снижению извлечения и сверхнормативным потерям золота.

На основании ст. 46 Закона Кыргызской Республики «О недрах» в марте 2010 года Министерством природных ресурсов Кыргызской Республики к компании «КОК» были выставлены штрафные санкции за экономический ущерб в размере 27,55 млн. $ США, за невыполнение проектных показателей по технологическому извлечению по итогам работы за 2009 год (по проекту - 80,1%, факт - 76,73%). Данные штрафные санкции были проигнорированы со стороны «КОК». Однако Министерство природных ресурсов не предприняло дальнейших действий по взысканию.

В настоящее время «Кумтор Оперейтинг Компани» не ведутся изыскательские работы по геологоэкономической оценке комплексного извлечения попутных полезных ископаемых. Согласно исследованиям «Гиналмаззолото», проведенным в 1987-89гг., извлечение полезных компонентов из «Кумторской» руды составило: Золото - 91%; Серебра - 80%; Серы - 88%; Теллура - 90% при расчетном получении до 40 тонн теллура и до 2000 тонн вольфрама в год.

В результате проведенного экспертного помесячного компьютерного анализа отчетных данных металлургического баланса, представленного «КОК» за весь период деятельности, выявлена нестабильность работы ЗИФ в отдельные периоды по выполнению технологических показателей, что привело к сверхнормативным потерям за весь период работы «КОК» и составили 5,5 тонны золота.

Предусмотренная в ТЭО система оборотного водоснабжения ЗИФ отсутствует. В мировой практике золотодобывающих предприятий использующих цианидную технологию, оборотное водоснабжение является обязательным и предусматривает постоянное полное или частичное использование стоков, что дает не только экономию свежей воды, но и снижает количество сбрасываемых токсичных реагентов в окружающую среду.

Государственными уполномоченными органами Кыргызской Республики не осуществляется надлежащий контроль за использованием и охраной недр:

• не проводятся маркшейдерские замеры (объемы горных работ);

• замеры содержания в руде и технологического извлечения на ЗИФ, подсчет реального полученного золота также не осуществляются.

Государственная комиссия по приемке в эксплуатацию хвостохранилища (председатель Б. Силаев) подписала Акт приёмки в эксплуатацию хвостохранилища в декабре 1999 года.

Но уже в апреле 1999 года, то есть за 9 месяцев до подписания Акта, была обнаружена подвижка дамбы и просачивание цианидов, что произошло из-за допущенных ошибок при проектировании и строительстве хвостохранилища.

«КОК» вынужден проводить укрепительные работы. На это уже затрачено более 43 млн. долл. США, тогда как на строительство хвостохранилища потрачено всего 9,6 млн. долл. США.

Укрепление дамбы планируется завершить в 2016 году, что будет сопровождаться дополнительными расходами, в то время как по информации «Кумтор Оперейтинг Компани» на строительство нового хвостохранилища потребуется 60 - 70 млн. долларов США.

В настоящее время происходит прирост объема воды в озере Петрова (1,8 млн. куб. м/год) и растет вероятность прорыва естественной плотины озера.

Если не предпринять меры по предотвращению формирования селя при неотвратимом прорыве озера Петрова, не удастся избежать экологической катастрофы регионального масштаба в виде загрязнения бассейна реки Нарын цианидами из «Кумторского» хвостохранилища.

Озеро Петрова служит единственным источником водоснабжения рудника «Кумтор». При этом «КОК» бесплатно пользуется чистой водой ледникового происхождения, ничего не платит, тогда как все хозяйствующие субъекты и население Кыргызстана платят за воду. В соответствии со статьей 48 Водного кодекса Кыргызской Республики плата за пользование водой как за природный ресурс ежегодно устанавливается Жогорку Кенешем Кыргызской Республики для каждого главного бассейна на основе фактических затрат по изучению, оценке и охране водных ресурсов, а также затрат на мероприятия по функционированию Государственной водной инспекции.

До настоящего времени плата за пользование водой из озера Петрова не была установлена, что является серьезным упущением уполномоченного государственного органа Кыргызской Республики. Необходимо установить эту плату, чтобы обоснованно предъявить требование об оплате за пользование воды из озера.

Из-за систематического сброса промстоков из хвостохранилища и с отвалов карьера в бассейн рек «Кумтор»-«Тарагай»-«Нарын» происходит загрязнение воды и донных отложений сульфатами и тяжёлыми металлами:

- в воде: мышьяка - 2 раза, марганца и нитратов аммония-1,7 раза, железа-4 раза, сульфатов -1,4 раза. Отказ от строительства прудов-отстойников ниже отвалов в бассейнах ручьёв Лысый, Давыдова и Сары-Тор предусмотренный в ТЭО для очистки воды стали причиной загрязнения речных вод стоками с карьера и отвалов.

Совместное складирование отбитых и разрыхленных масс льда с пустыми породами, которые обладают потенциалом кислотообразования, ведет к систематическому и долговременному загрязнению талых ледниковых и атмосферных осадков стекающих в реки «Кумтор»-«Тарагай»-«Нарын».

Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются карьеры, отвалы горных пород, ЗИФ, участок дробилки, лаборатория, бетонный узел и автотранспортные средства. Основную массу загрязняющих веществ представляет неорганическая пыль от взрывных работ в объеме 849,5 тонн в год. По расчетам специалистов было выявлено неучтенные объемы выбросов от стационарных и передвижных источников. В нормативно-технической документации (экологические паспорта, корректировки нормативов ПДК) имеются несоответствия, не обеспечена полнота и достоверность данных. Государственными органами охраны окружающей среды Кыргызской Республики не определен согласованный перечень методик к применению в расчетах выбросов.

Литература

1. Закон Кыргызской Республики «О недрах» от 15.12.1992 года. Статьи 11, 13 и 25.

2. Постановление Правительства Кыргызской Республики № 379 от 31.05.1994 года. «О технико-экономическом обосновании» (ТЭО), дополнениях и изменениях к Генеральному Соглашению по проекту «Кумторзолото».

3. Исполком компании «Кумтор Голд Компани» 22.05.1995 года утвердил новые параметры Технико-экономического обоснования (ТЭО).

4. Поручение Правительства Кыргызской Республики №33-29/119 от 08.12.1995 года Министерству Кыргызской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.