УДК 930.26(575.2) https://doi.org/10.33619/2414-2948/88/63
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В КЫРГЫЗСТАНЕ В 1920-1930 ГГ.
©Маметемин кызы М., ORCID: 0000-0002-1579-2368, Киргизский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected]
SCIENTIFIC RESEARCH IN KYRGYZSTAN IN 1920-1930
©Mametemin kyzy M., ORCID: 0000-0002-1579-2368, I. Arabaev Kyrgyz State University,
Bishkek, Kyrgyzstan, [email protected]
Аннотация. В статье рассказывается о мероприятиях, проведенных в научной и культурной сфере в Кыргызстане после установления Советской власти. В итоге размежевания Средней Азии на отдельные государства в 1924 г. началось их интенсивное исследование, в частности изучение истории, этнографии, культурной жизни, языка и фольклора киргизского народа, а также природных богатств края. С учреждением Туркестанского комитета были организованы экспедиции на территорию страны. Так был задан старт систематическому изучению истории киргизского народа и Кыргызстана. Были открыты музеи и архивные учреждения, собраны обширные материалы, на основе которых было написано множество трудов, относящихся не только к истории и другим смежным социальным наукам, а также и к медицине, экономике, сельскому хозяйству, искусству и культуре.
Abstract. The article describes the activities carried out in the scientific and cultural sphere in Kyrgyzstan after the establishment of Soviet power. As a result of the division of Central Asia into separate states in 1924, their intensive research began, in particular, the study of the history, ethnography, cultural life, language and folklore of the Kyrgyz people, as well as the natural resources of the region. Museums and archives have been opened, and extensive materials have been collected on the basis of which many works have been written, not only in history and other related social sciences but also in medicine, economics, agriculture, art and culture. With the establishment of the Turkestan Committee, expeditions to the territory of the country were organized. This was the start of a systematic study of the history of the Kyrgyz people and Kyrgyzstan. Museums and archival institutions were opened, extensive materials were collected, on the basis of which many works related not only to history and other related social sciences, but also to medicine, economics, agriculture, art and culture were written.
Ключевые слова: искусство, комиссия, академический центр, музей, архив.
Keywords: art, commission, academic center, museum, archive.
22 мая 1921 года при Совете Народных Комиссаров Туркестанской АССР был создан Туркестанский комитет охраны памятников старины, искусства, культуры и природы. Так был задан старт систематическому изучению истории киргизского народа и Кыргызстана. Единственной целью комитета был контроль, ремонт и организация археологических исследований исторических памятников Туркестана [1, с. 294].
В 1923-1924 годах Туркомстарис организовал 11 экспедиций по изучению археологических и архитектурных памятников, 3 из которых были проведены на территории
Кыргызстана [2]. По предложению организации архитектурные комплексы Узген, Бурана, Таш-Рабат, город Ак-Бешим, Ак-Тепе и усыпальница Манаса были взяты под контроль государства.
12 августа 1921 года при ЦИК Туркестанской Республики была создана специальная комиссия по изучению истории революционного движения и коммунистической партии в Туркестане [3, с. 18].
В 1922 г. при Управлении народного просвещения Киргизской автономной области была создана научная комиссия [4, с. 412]. Она была учреждена как Академический центр 20 декабря 1924 г. на основании Постановления №14 Ревкома ККАО. Научному центру было оказано большое доверие, на него были возложены задачи по руководству научной и учебно-методической деятельностью образовательного центра страны и содействию в реализации его планов работы. Точнее, Научный центр должен был выполнить задачи по созданию плана научно-исследовательских работ области, определению направления деятельности научных учреждений, организации исследований по изучению быта, языка, культуры и др. киргизского народа. Кроме того, были поставлены задачи по координации работ научных учреждений, участию в управлении филиалами союзных научных учреждений, действующих в регионе, подготовке к выпуску газет на киргизском языке и др. задачи [5, с. 295].
Из этих задач видно, что деятельность комиссии была нацелена на решение разнообразных и сложных проблем, существующих в научной и культурной сферах. Комиссия проделала большую работу по развитию киргизского литературного языка. Например, комиссией были собраны подробные сведения о восстании 1916 года и начаты работы по изданию эпосов «Манас» и «Семетей» [6, с. 49]. Была проделана работа по переводу с арабского алфавита на латиницу. Также была проделана большая работа по разработке и систематизации общественно-политических и научно-технических терминов.
Одним из институтов, отражающих историю населения через памятники культуры, является музей. К этим годам приходится организация областных и профильных музеев в Кыргызстане. Поэтому можно подробно рассказать о музее. В научной среде существуют разные мнения о годе создания первого исторического музея Кыргызстана. Среди них можно обратить внимание на мнение Г. Ставской. По мнению автора, в 1925 г. Среднеазиатский музей имел два филиала в Пишпеке и Караколе [7, с. 14]. В то время как музей в Пишпеке был небольшим, музей в Караколе включал в себя этнографо-географический, геологический, зоологический, ботанический и историко-археологический отделы. В 1925 г. предметы, собранные этнографом Ф. А. Фильструпом, были выставлены в музее [7, с. 15].
21 декабря 1926 года на заседании президиума КАО было принято решение об открытии центрального музея. На этом основании, дом, где жил М. В. Фрунзе, был превращен в музей, и его открытие состоялось в марте 1927 года. Это было одним из больших достижений в развитии исторической науки Кыргызстана. Следует отметить, что первым директором и организатором музея был этнограф С. М. Абрамзон. В 1926-31 годах экспонаты музея пополнились этнографическими материалами, собранными С. М. Абрамзоном, и нумизматическими коллекциями, собранными М. Е. Массоном. Постановлением ВЦИК РСФСР и Киргизской АССР от 20 августа 1933 года музею было присвоено название Государственного краеведческого музея. Здесь были открыты кафедры археологии, истории и геологии. Согласно акту, составленному 15 сентября 1939 г., около 90 предметов, используемые киргизами в быту, экспонировались в Государственном краеведческом музее [8].
Учреждение, сохраняющее прошлое в виде документов, — это архив. 30 августа 1926 года исполком КАО принял постановление «Об организации архивного дела в КАО и
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №3. 2023
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/88
приведенении в порядок архивного материала при учреждениях, находящихся на территории КАО». В том же году при исполкоме КАО было создано архивное бюро (центральный архив) [9, с. 30].
А 11 февраля 1929 года Центральный архив Киргизской АССР утвердил положение об организации Киргизского центрального архива как отдельного отдела, а 4 кантональных (Фрунзенский, Каракольский, Таласский, Нарынский) и Ошский окружные архивные отделы были переданы в его ведение [10, с. 277].
В этом году на государственное хранение было собрано 439 фондов, что составило 40 591 дело. С 1930 г. в связи с упразднением округов и кантонов стали организовываться районные архивы. В архиве были собраны материалы, связанные с установлением советской власти, гражданской войной, движением басмачества и социалистическим строительством. Стоит отметить, что упомянутые выше научные учреждения наряду с проведением научных исследований, выполняли и культурно-просветительскую функцию.
В 1926 г. во Фрунзе было создано Краеведческое общество. На его базе в 1928 году на основании Постановления №161 Киргизской АССР был открыт Научно-исследовательский институт краеведения. Членами института были академик В. В. Бартольд и профессор Б. А. Федченко, М. Э. Массон и др. [11, с. 154]. Они руководили научными исследованиями по истории, антропологии, археологии, языкознанию, фольклористике и этнографии Кыргызстана. В 1927 году К. К. Юдахин начал составлять словарь киргизского языка [1, с. 295].
В 1932 году в республике открылось первое высшее учебное заведение — Киргизский государственный педагогический институт. Сначала было организовано всего 4 факультета, одним из которых был факультет социальных наук. В 1934 г. социально-экономический факультет был реорганизован в исторический [12, с. 7]. Потому что именно в этом году вышло постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О преподавании гражданской истории в школах СССР». Согласно ему, были внесены изменения в преподавание общей истории в школах, а на исторический факультет была возложена задача подготовки учителей истории и научно-педагогических специалистов. В 1936 году закончили обучение первые выпускники Киргизского государственного педагогического института. Это стало большим событием в культурном развитии Кыргызстана. Общее количество выпускников составило 46 человек, из них 14 были киргизы [13, с. 38]. Среди них 9 студентов получили дипломы историка. Ими являются: Б. Жамгырчинов, А. Хасанов, С. Ильясов, А. Жолдошева. Несомненно, исторический факультет сыграл большую роль в развитии исторической науки в Кыргызстане [5, с. 50-53].
В эти годы к изучению киргизской истории привлекались и российские ученые. К их числу можно отнести академика В. В. Бартольда. В 1927 году вышел в свет его труд «Киргизы (исторический очерк)», написанный по просьбе Киргизского правительства. П. П. Иванов, М. Е. Массон, М. П. Грязнов, В. Д. Городицкий, Б. П. Денике и др. ученые внесли огромный вклад в изучение археологии Кыргызстана. Наряду с этим был организован ряд этнографических экспедиций с целью изучения хозяйственного уклада, общественных и социально-экономических отношений киргизского народа. В результате были опубликованы важные исследования, связанные с этногенетической историей, генеалогией, генеалогическим составом племен, материальной культурой и историей киргизского народа. Для того чтобы определить количество и содержание опубликованных работ по истории киргизского народа и Кыргызстана в те годы, мы обратились к труду З. Л. Амитина-Шапиро [14]. Автор считается единственным автором, написавшим аннотированный указатель по
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №3. 2023
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/88
истории, этнографии, археологии и др. Кыргызстана. Согласно этому указателю, количество опубликованных с 1920 по 1936 год статей и книг (Рисунок 1).
_24
• Статьи ■ Книги, монографии Рисунок 1. Количество опубликованных статей и книг в 1920-1936 гг.
Как показано на Рисунке 1, 22,7% опубликованных работ были посвящены археологии, 19,9% — этнографии, 13,4% — борьбе с зажиточными (бай-манапы) гражданами, 11,5% — национально-освободительной борьбе в 1916 г. По базовым знаниям авторов, занимавшихся этими исследованиями, только 5% были историками. Следует отметить, что остальную часть написали советские партийные работники, чиновники, преподаватели, практиканты и другие. На Рисунке 2 отражено тематическое направление работ.
I Восстание в1916г. ■ Установление советской власти в Кыргызстане
I Про басмачество ■ Борьба с кулачеством
I Размежевание Средней Азии ■ Архелогия
I Этнография ■ Прочие
Рисунок 2. По содержанию и тематике работ, опубликованных в 1920-1936 гг.
В заключение следует отметить, что между 1920 и 1930 годами был создан ряд условий для проведения научных исследований. С учреждением Туркестанского комитета были организованы экспедиции на территории страны. Начали работать музеи и архивные учреждения, собраны обширные материалы, относящиеся не только к истории, но и к медицине, экономике, сельскому хозяйству, искусству и культуре. А исторический факультет
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №3. 2023
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/88
при Киргизском педагогическом институте стал главным центром подготовки научных кадров и учителей истории [6, с. 53]. Кроме того, в эти годы были созданы статьи и произведения, содержащие важные вопросы по истории Кыргызстана.
Список литературы:
1. Кыргыз ССР тарыхы. Т. II. Фрунзе, 1973. 239 с.
2. Маметемин кызы М. Археологические исследования проводившиеся в Кыргызстане в 1920-1930 годы // Известия вузов Кыргызстана. 2021. №5. С. 196-200.
3. Бактыгулов Д. С. Историография дореволюционного Киргизстана. Фрунзе, 1988.
128 с.
4. Кыргызстандын тарыхы. Байыркы мезгилден бYГYнкY ^нге чейин. Т. 3. ХХк. жана XXI к. башы (1990-2016). Бишкек, 2015.
5. Алымбаев Ж. Б. Кыргызстандагы тарых илиминин калыптанышы жана енYГYYCY // ОшМУ жарчысы. Атайын чыгарылыш. 2017. С. 49-55 с.
6. Алымбаев Ж. Б. Кыргызстандагы тарых илими: абалы жана енYГYY багыттары // ОшМУ жарчысы. 2016. №3. С. 47-55.
7. Ставская Л. Г. История становления и развития музейного дела в Кыргызстане 1920-е годы- начало XXI века: Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. Бишкек, 2009. 170 с.
8. ЦГА КР. Ф. 2700. Оп. 1, ед. хр. 1, л. 1.
9. Хоролец Е. Г. Научные связи Кыргызстана и России: исторический анализ становлении и развития: дисс. ... канд. ист. наук. Бишкек, 2007. 185 с.
10. Кыргыз Совет Энциклопедиясы. Фрунзе, 1983. 656 с.
11. Данияров С. С. Культурное строительство в Советском Киргизстане (1918-1930). Фрунзе, 1963. 270 с.
12. Омурбеков Т. Н. Факультет истории и регионоведения. Бишкек, 2007. 40 с.
13. Табышалиев С. Т. Киргизский Государственный Университет имени 50 летия СССР (Краткий очерк). Фрунзе, 1974. 53 с.
14. Амитин-Шапиро З. Л. Библиография Киргизии (1925-1936). Т. 2. Вып. 1. Фрунзе, 1965. 806 с.
References:
1. Kyrgyz SSR tarykhy (1973). 2, Frunze. (in Russian).
2. Mametemin kyzy, M. (2021). Arkheologicheskie issledovaniya provodivshiesya v Kyrgyzstane v 1920-1930 gody. Izvestiya vuzov Kyrgyzstana, (5), 196-200. (in Russian).
3. Baktygulov, D. S. (1988). Istoriografiya dorevolyutsionnogo Kirgizstana. Frunze. (in Russian).
4. Kyrgyzstandyn tarykhy. Baiyrky mezgilden bYgYnkY kYnge cheiin, 3. XXk. zhana XXI k. bashy (1990-2016) (2015). Bishkek. (in Kyrgyz).
5. Alymbaev, Zh. B. (2017). Kyrgyzstandagy tarykh iliminin kalyptanyshy zhana enYgYYsY. OshMUzharchysy, Ataiyn chygarylysh, 49-55. (in Kyrgyz).
6. Alymbaev, Zh. B. (2016). Kyrgyzstandagy tarykh ilimi: abaly zhana enYgYY bagyttary. OshMU zharchysy, (3), 47-55. (in Kyrgyz).
7. Stavskaya, L. G. (2009). Istoriya stanovleniya i razvitiya muzeinogo dela v Kyrgyzstane 1920-e gody- nachalo XXI veka: Avtoref. diss. ... kand. ist. nauk. Bishkek. (in Kyrgyz).
8. TsGA KR. F. 2700. Op. 1, ed. khr. 1, l. 1.
9. Khorolets, E. G. (2007). Nauchnye svyazi Kyrgyzstana i Rossii: istoricheskii analiz stanovlenii i razvitiya. Diss... kand. ist. nauk. Bishkek.
10. Kyrgyz Sovet Entsiklopediyasy (1983). Frunze. (in Russian).
11. Daniyarov, S. S. (1963). Kul'turnoe stroitel'stvo v Sovetskom Kirgizstane (1918-1930). Frunze. (in Russian).
12. Omurbekov, T. N. (2007). Fakul'tet istorii i regionovedeniya. Bishkek. (in Kyrgyz).
13. Tabyshaliev, S. T. (1974). Kirgizskii Gosudarstvennyi Universitet imeni 50 letiya SSSR (Kratkii ocherk). Frunze. (in Russian).
14. Amitin-Shapiro, Z. L. (1965). Bibliografiya Kirgizii (1925-1936). 2, 1, Frunze. (in Russian).
Работа поступила в редакцию 19.01.2023 г.
Принята к публикации 26.01.2023 г.
Ссылка для цитирования:
Маметемин кызы М. Научные исследования в Кыргызстане в 1920-1930 гг. // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. №3. С. 466-471. https://doi.org/10.33619/2414-2948/88/63
Cite as (APA):
Mametemin kyzy, M. (2023). Scientific Research in Kyrgyzstan in 1920-1930. Bulletin of Science and Practice, 9(3), 466-471. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/88/63