Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №5. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/90
ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ / HISTORICAL SCIENCES
УДК 930.1 https://doi.org/10.33619/2414-2948/90/84
ЭР СОЛТОНОЙ - ВИДНЫЙ КИРГИЗСКИЙ БОРЕЦ С ДЖУНГАРСКИМИ ЗАХВАТЧИКАМИ
©Анарбекова В. Э., ORCID: 0009-0007-6993-4986, Научно-исследовательский медико-социальный институт, г. Джалал-Абад, Кыргызстан, [email protected] ©Умуркулова Ч. Ж., Международный университет им. К. Ш. Токтомаматова, г. Джалал-Абад, Кыргызстан, [email protected]
ER SOLTONOY IS A PROMINENT KYRGYZ FIGHTER AGAINST THE DZUNGARIAN INVADERS
©Anarbekova V., ORCID: 0009-0007-6993-4986, Scientific Research Medical and Social Institute, Jalal-Abad, Kyrgyzstan, [email protected];
©Umurkulova Ch., International University named after K.Sh. Toktomamatov, Jalal-Abad, Kyrgyzstan, [email protected]
Аннотация. В данной статье через исторические материалы и тексты киргизских поминальных песен рассматривается героическая жизнедеятельность киргизского воина-предводителя Эр Солтоноя, который боролся с внешними врагами киргизского народа Джунгарским ханством, с ойратами в период XVII-XVIII веков. Память об Эр Солтоное сохранилась во многом благодаря киргизскому народному фольклору, в том числе в поминальных песнях. В этих же поминальных песнях описывается борьба всего киргизского народа за свою независимость вместе с братским казахским народом. События, описанные в поминальных песнях, идут параллельно с реальными фактами и в то же время дополняют, дают более яркую картину исторических событий. Этим и отмечается важность народного фольклора, в том числе сохранившиеся в народной памяти поминальные песни.
Abstract. In this article, the author reveals, the heroic life of the Kyrgyz warrior-leader Er Soltonoy through historical materials and texts of Kyrgyz memorial songs, who fought with the external enemies of the Kyrgyz people, the Dzungarian Khanate, with the Oirats during the XVII-XVIII centuries. The memory of Er Saltonoy's courage has been preserved widely thanks to Kyrgyz folk folklore, including in memorial songs. Er Soltonoy's courage was show clearly in his wife's lamentation-Jetkileng Apa. Jetkileng Apa was also, hero in its time and she was an example courageous women of Kyrgyz people. The same memorial songs describe the struggle of the entire Kyrgyz people for their independence together with the fraternal Kazakh people. It also describes the creation of the Kazakh-Kyrgyz union, against the Dzungarian Khanate, but the Kazakhs left the battlefield. In general, the liberation struggle of the Nourth (Arkalyk) Kyrgyz was called "the period of the Great Catastrophe (the Great Curse)" and a historical review was given based on oral folk legends under the leadership of the Cherik leader Er Soltanoy.
Ключевые слова: патриотизм киргизского народа, калмыцкие захватчики, герой Эр Солтоной, причитание Жеткилец апа, Джунгарское ханство, казахи.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №5. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/90
Keywords: patriotism of the Kyrgyz people, Kalmyk invaders, a hero Er Soltanoy, Jetkileng Apa lamentation, Dzungarian Khanate, Kazakh people.
Джунгарское ханство, просуществовавшее в 1635-1758 гг., было государством западных монголов. На монгольском языке «джунгар» — означает «правая рука», «барунгар» - левая рука, термин «джунгар» имел и политический смысл, т.е. джунгары были государственным и политическим объединением. Во времена правления Чингисхана они составляли правое крыло монгольского войска. Джунгарское ханство первоначально занимала следующую территорию: с востока-западную гряду Хангайских гор, с юга — пустыню Гоби, с запада — Моголистан, с севера — территория истоков Иртыша и Енисея. Вся эта территория именовалась Джунгарией. Тюркоязычные народы западных монголов называли «калмак» (от слова «остаться»), китайцы называли их «элюты», а они себя называли «ойратами», что означало «лесные люди». С 1635 года это объединение стало именовать себя Джунгарским ханством [3].
Казахи и киргизы долго враждовали с джунгарскими князьями. После создания Джунгарского ханства военные вторжения ойратов усилились. Джунгарский правитель Батур-хунтайджи укрепив свою власть над ойратами, начал активно захватывать территории казахов и киргизов. Первый военный поход против хана казахов Есима состоялся в 1635 г [10].
Ставка Есим хана находилась в городе Туркестан. Против Батур-хунтайджи выступил сын Есим хана Янгир-султан, объединивший силы казахов и киргизов, но проиграл сражение и попал в плен. После освобождения Янгир-султан продолжил войну с ойратами. Второй поход Батур-хунтайджи против казахов и киргизов гор Ала-Тоо, Чуйской долины состоялся в 1643 году. Против Батур-хунтайджи объединились казахи, киргизы, и этим смогли остановить продвижение джунгаров. Однако, чуть позже Батур-хунтайджи все же временно занял восточную часть Семиречья и продвинулся по реке Чу [3].
Исторические источники монголов подтверждают, что казахи и киргизы вместе выступили против ойратских захватчиков Семиречья. Ряд фактов об объединенном противостоянии казахов и тянь-шаньских киргизов приведен в информации буддистского религиозного деятеля Зая Пандита [1].
Высокоорганизованные военные силы ойратских князей начали вытеснять казахов и киргизов с собственных территорий. В результате чего киргизы временно покинули территории Чу и перекочевали в дальние горные районы Иссык-Куля, Таласа и Тянь-Шаня. Часть переселилась в Фергану и на территории Памира, Алая. Казахи, в свою очередь, отошли в дальние районы Семиречья [3]. В тот период ойраты атаковали территорию казахов и киргизов лишь в одном направлении и при этом встретили ожесточенное сопротивление казахов Улы жуза (большого жуза) и киргизов. В 1653 г умер Батур-хунтайджи и распри между ойратскими князьями внесли раздор в общие силы Джунгарского ханства. Казахи и киргизы воспользовавшись этим, усилили свои военные действия. Один из сыновей Батур-хунтайджи Ончон после военного похода на Семиречье попал в плен [3].
Третьим хунтайджи Джунгарского ханства стал Галдан-Бошогту, он хотел намеревался захватить территорию казахов и киргизов в Семиречье с целью создание здесь своей вотчины и тыла для дальнейших захватов территории Центральной Азии. В 1678 г хунтайджи захватил территории Хами и Турфана и стал владетелем всего Восточного Туркестана. За что далай-лама присвоил ему почетное звание «бошогту», т.е. «благословенный» [2].
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №5. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/90
Далее Галдан-Бошогту продолжил путь прежних ойратских нашествий на территорию северного Кыргызстана. Первый поход состоялся в 1681 г: преодолев воды Чу, он окружил город Сайрам (ныне рядом с Чимкентом), но овладеть им не смог. В 1683 году он повторил свой поход на Сайрам, но и в этот раз не овладел городом. В том же году и в 1685 году он с военным походом выступил против киргизов и узбеков [8].
В 1697 г умер Галдан-Бошогту, трон занял Цэвен Рабдан и продолжил военные походы ойратов на территории киргизов [3].
Киргизский батыр Эр Солтоной родился в 1640 году, в местности Чон-Кошой Таласской долины Кыргызстана. Он погиб в 1733 году, поздней осенью в неравной борьбе с джунгарскими захватчиками, о чем свидетельствует повествователь родословной киргизов Бала Аильчи. То, что Эр Солтоной родился в названной местности можно узнать из народных сказаний киргизов, например:
Дввдвй эриц Солтоной, Великан, губастый Солтоной
Тврвлгвн жери Чоц-Кошой Родился в местности Чон-Кошой...
В информации первого киргизского историка Белека Солтоноева о кончине Эр Солтоноя говорится так: «Солтоной в 60 лет взял с собой 13-летнего сына Тыная Атаке, от солто 13-летнего Момокона и повел 200 воинов против находящихся в Кара-Балте и Ак-Суу ойратов. При этом захватил много скота и отправил с сотней воинов к себе. А сам вместе с Момоконом и Атаке решил их встретить в Кызыл-Белесе. В это время из Джиламыша подошло много ойратов во главе с их предводителем Донконоем. Солтоной и 30 воинов там погибли. Остальные пришли к Кошою. Кошой не смог выступить против ойратов, ибо выпал большой снег, и дорога Конур-Огюз была перекрыта, а люди не могли пройти в Чуйскую долину» [9]. В поминальной киргизской песне об этом сказано так:
Калмактардын Двцквнвй, АйквлYнвн Солтоной, Квп жолу каныц кечти эле, ой, Аны кантип унуттуц
От ойратов Донконой, От киргизов Солтоной, Сколько крови было пролито... Как об этом забыть... [4]
Первый киргизский историк Белек Солтоноев не указал год сражения в местностях Ала-Арча, Джиламыш Чуя. Однако в трудах Умета Молдо есть информация о том, что в 1721 году казахский хан Абулхаир обратился к киргизам с инициативой о совместном выступлении казахов и киргизов против ойратов. Инициативу казахского хана Абулхаира поддержали киргизские главы племен Бирназар от бугу, Маматкул от сарыбагиш, от солто Кошой, от кушчу-джетиген Солтоной, Усеин батыр, от саруу Бердике, от саяков Качканак, Белек, Учуке. Об этом в киргизских сказаниях сказано так:
Берендердин Бердике, Берен Бердике,
Сарбагыштан Атаке. От сарыбагиш Атаке,
Саяктардын Садыры, От саяк Садыр,
Солтолордун Момокон От солто Момокон... [4]
О сражении в Сокулуке. В первый день киргизы и казахи сражались вместе. В тот день Солтоной громил ойратов. Однако казахи по непонятным причинам покинули поле боя. В
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №5. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/90
поминальной песне об этом сказано так:
Казагым боорум деп журсвц Кол салып, колго тYШквндв, Сен канын кечкен Абылай, Турса экен кайра кабылбай
Ты думал, что родные казахи поддержат, Когда напал на давних врагов, За Абылая ты проливал кровь, Чтобы враги на него не напали... [4]
На второй день ослабевший Солтоной погибает. Б. Кенжегараев об истории Эр Солтоноя рассказывает следующим образом. Отец Эр Солтоноя Байсеит вручает сыну меч с золотой рукоятью. По словам его деда Кабылана меч был приспособлен для удара левой рукой. Дед сказал, что если среди его отпрысков будет тот, кто сможет махать этим мечом обеими руками, то пусть меч отдадут ему. В романе писателя А. Стамова «Хан Тейиш» хан Тейиш дает меч Байсеиту со словами «отдай Солтоною как мой заветный меч». Эр Солтоной всегда сражался этим мечом:
Алтын саптуу кылычын, Ал тYндв уурдап тымызын. Калмактар айдап салдыбы, Айбатынан кыргызыц. Сезгенби калмак ыгын ооп, Зер кемер бар, кылыч жок. Селге алдырып баатырыц, Зээн кейибес кыргыз жок
Меч с золотой рукоятью
Ночью выкрали ойраты,
Ойраты сгубили
Силу кыргызов,
Проведали они хитрый путь,
Есть пояс золотой, меча же нет.
Грустят кыргызы печально в ответ... [4]
По преданиям ойраты во главе с Донконоем крадут меч и потом, в 1733 г, его убивают. Вот так Эр Солтоной со своим заветным мечом не смог защитить киргизов, не смог изгнать ойратов с киргизской земли [4].
По этой информации можно определить некоторые исторические события и их причины. По историческим источникам мы узнаем, что в 1721 г казахское ханство было раздроблено на три части. В 1722-1723 годах у казахов и киргизов был сильный падеж скота-джут. Учитывая этот момент, джунгарский хунтайджи Цэвен Рабдан нападает на киргизов и казахов с 60-тысячным войском. После чего не ушедшие на запад киргизские племена поголовно отступают в Фергану. Это период среди народа называют «временем тяжелых бед»
[7].
В 1727 г на трон вместо Цэвен Рабдана заступил Галдан-Цэрен. Он продолжил захватнические походы на горные районы Тянь-Шаня и южные территории [3].
Киргизы решили далее не воевать и были вынуждены дать в заложники 30 человек из знатных семей. Среди них был, и сын Эр Солтоноя Итаяк. А историк Б. Солтоноев сообщает, что не 30 человек, а лишь Итаяк был дан в заложники [6].
В 1732 г ойраты напали на киргизов Кетмень-Тюбе, главой кетменьтюбинцев был Мааматкул-бий. Во главе Мааматкул-бия и Кошоя Эр Солтоной, Атаке, Качыке, Бердике, Момокон батыры атаковали ойратов в местностях Кара-Кыштак, Сокулук и Акбешим Чуйской долины, освобождая киргизскую землю от захватчиков. В киргизском обществе большую проблему создавал военный контроль межплеменных границ. Основу киргизского политического союза составляли племена бугу, саяк, сарыбагыш и др. В реальности крупные скотовладельцы контролировали пастбища и были независимы ни от кого. В результате чего
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №5. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/90
вопросы единства сильно зависели от прихоти глав племен, крупных землевладельцев и скотоводов, что отрицательно влияло на обороноспособность народа в целом. Единые в военных экспансиях ойраты вытеснили жителей северной части Семиречья. В первой половине XVIII века большая часть киргизов была вынуждена откочевать в восточную и северо-восточную части Ферганской долины [5]. Но, и после кочевки военные действия против ойратов продолжались. Связь между киргизами Тянь-Шаня и Ферганы не прерывалась [3].
В центре борьбы с ойратами стоит личность Эр Солтоноя. Это подтверждают вышеотмеченные историки, писатели Белек Солтоноев, Бала Аильчи, Умет Молдо, Бейшенбек Кенжегараев, Асанбек Стамов. Эр Солтоной был военным предводителем, командиром, воином, истребителем врагов, истинным киргизским батыром.
Нышаа батыр был ярким представителем аристократии племени адыгине среди солто. Он был активным борцом с ойратскими захватчиками. По информации Умета Молдо Эр Солтоной вызволил Нышаа батыра из ойратского плена [11].
Поминальный плач его жены Джеткилен-апы можно разделить на три части. Первая часть состоит из утраты, горя, плача, вторая часть-из проклятья, третья-из описания личностных качеств, геройских качеств и поступков. Но, главной частью является вторая, т.е. часть проклятий. В поминальном плаче есть такие строки:
Жацылыш найза тийгенде, Жалбарып сылап чекецден. Жаратыц басып турсамчы
Ошиблось копье и вонзилось, Упрашивая за жизнь твою Гладила бы я твой светлое чело И рану бы твою залечила... [6]
Джеткилен-апа плачет и рыдает по утраченному мужу Солтоной батыру, царапает свое лицо и рвет на себе волосы. Поминальный плач звучит в кругу людей, черное знамя развевается над юртой, женщина смотрит на порог и поет поминальную песню, но этим все не ограничивается. Она затягивает пояс и решительно идет наружу, в путь, чтобы увидеть тело мужа:
Солкулдай бербей чыгданга, Сокулукка барамын. Эки жээгин кыдырып, Эч болбосо баатырдын. СввгYн квруп калайын
Не буду трястись у порога, Дойду до реки Сокулук, Обойду все берега, Чтобы увидеть батыра Бренное тело... [4]
Горечь не дает ей покоя. На скакуне доезжает до берега реки Сокулук, но тела любимого батыра нет и она бросится в воду. Во второй части, т.е. в части проклятий, есть такие строки:
Тогуздан ашпай уругуц, Озуцв-взуц жоо болуп. Тытылып тыйпыл куругун, Ылайым кврYнгвн элдин жерине.
На девятом поколении пусть прервется ваша жизнь,
Чтобы стали себе вы врагами! Пусть все прервется!
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №5. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/90
Квз артып ЖYPYп вт^лв, Акыл айтаар элицде. Карыларыц болбосун, Оц айтса кеткен тетири. Жаштарыц болсун тоц моюн...
Да не увидите вы никогда Свой край родной! Пусть жизнь ваша пройдет на чужбине!
Пусть не будет у вас мудрецов белобородых!
Пусть все будет шиворот на выворот, А молодежь ваша будет непослушной! [4]
В третье части о погибшем батыре, о его личностных достоинствах сказано:
Мансап, бийлик квздвбвй, Байлык, баркты квксвбвй. Журт квргвн вмYP вткврдYЦ, Ар намысыц бвксврбвй
Ты не думал о чести и власти, О славе и богатстве, Не сидел ты сиднем дома, Честь свою сохранил... [4]
Особо подчеркивается его главное дело жизни - защита Родины и народа:
Ала-Тоо кыргыз жеринен, В присяге своей и друзей
Арылтсак дешип калмакты. Хотел ты избавить землю Ала-Тоо от Аркалык ички, оц-солу врагов ойратов,
Антташканда бир туруп. Был ты со всеми вместе.
Ар жактан келген баатырлар, В ядре, с правым и левым крылом,
Алдыцан бири втчY эмес, Обойти тебя было нельзя,
Асылым сени Пир тутуп Дорогой ты мой кумир... [4].
В этих строках особо было отмечены достоинство, честь и слава батыра, который в тяжелые времена был един со своим народом, с честью которого считались все и почитали его как своего истинного кумира. Поминальная песня ярко повествует о горе, об утрате, о проклятьях врагу, о героическом образе павшего героя.
События, описанные в поминальных песнях, идут параллельно с реальными фактами и в то же время дополняют, дают более яркую картину исторических событий. Этим и отмечается важность народного фольклора, в том числе сохранившиеся в народной памяти поминальные песни.
Список литературы:
1. Бурковский А. Ф. Борьба киргизского народа за свою независимость в первой половине XVII- в. Страницы истории и материальной культуры Киргизстана. Фрунзе, 1975.
2. Бичурин Н. Я. (Иакинф). Историческое обозрение ойратов как калмыков с XV столетия до настоящего времени. СПб, 1834.
3. Гуревич Б. П. Международные отношения в Центральной Азии в XVII-первой половине XIX в. М.: Наука, 1979.
4. Исаков Б. Эр Солтоной-кыргыздын улуттук баатыры. Бишкек, 2012.
5. Иванов П. П. Очерк истории Средней Азии. М., 1958.
6. Кенжегараев Б. Эр Солтоной (тарыхый очерк). Бишкек, 2004.
7. Кошоев М. Кыргыз эли: тарыхы жана руху. Бишкек, 2006.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №5. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/90
8. Кыргыз ССР тарыхы. Фрунзе, 1973.
9. Солтоноев Б. Кызыл кыргыз тарыхы. Бишкек: Учкун,1993.
10. Фишер И. Э. История Сибирии. СПб, 1774.
11. Ym6t Молдо, КУИА, инв № 191.
References:
1. Burkovskii, A. F. (1975). Bor'ba kirgizskogo naroda za svoyu nezavisimost' v pervoi polovine XVII- v. Stranitsy istorii i material'noi kul'tury Kirgizstana. Frunze. (in Russian).
2. Bichurin N. Ya. (Iakinf). (1834). Istoricheskoe obozrenie oiratov kak kalmykov s XV stoletiya do nastoyashchego vremeni. St. Petersburg. (in Russian).
3. Gurevich, B. P. (1979). Mezhdunarodnye otnosheniya v Tsentral'noi Azii v XVII-pervoi polovine XIX v. Moscow. (in Russian).
4. Isakov, B. (2012). Er Soltonoi-kyrgyzdyn uluttuk baatyry. Bishkek. (in Kyrgyz).
5. Ivanov, P. P. (1958). Ocherk istorii Srednei Azii. Moscow. (in Russian).
6. Kenzhegaraev, B. (2004). Er Soltonoi (tarykhyi ocherk). Bishkek. (in Kyrgyz).
7. Koshoev, M. (2006). Kyrgyz eli: tarykhy zhana rukhu. Bishkek. (in Kyrgyz).
8. Kyrgyz SSR tarykhy (1973). Frunze. (in Kyrgyz).
9. Soltonoev, B. (1993). Kyzyl kyrgyz tarykhy. Bishkek. (in Kyrgyz).
10. Fisher, I. E. (1774). Istoriya Sibirii. St. Petersburg. (in Russian).
11. Ymet Moldo, KUIA, inv №191.
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 10.04.2023 г. 17.04.2023 г.
Ссылка для цитирования:
Анарбекова В. Э., Умуркулова Ч. Ж. Эр Солтоной - видный киргизский борец с джунгарскими захватчиками // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. №5. С. 617-623. https://doi.org/10.33619/2414-2948/90/84
Cite as (APA):
Anarbekova, V., & Umurkulova, Ch. (2023). Er Soltonoy is a Prominent Kyrgyz Fighter Against the Dzungarian Invaders. Bulletin of Science and Practice, 9(5), 617-623. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/90/84
® I