Научная статья на тему '"ОРБУЛАКСКОЕ СРАЖЕНИЕ": МИФЫ И ФАКТЫ'

"ОРБУЛАКСКОЕ СРАЖЕНИЕ": МИФЫ И ФАКТЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

427
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАХСКОЕ ХАНСТВО / ДЖУНГАРСКОЕ ХАНСТВО / КАЛМАКИ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ / АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ЖАНГИР-ХАН / ЭРДЭНИ БАТУР-ХУНТАЙДЖИ / ОРБУЛАК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Атыгаев Нурлан А.

Огромное влияние на внутреннее и внешнеполитическое положение Казахского ханства оказывали воинственные, монголоязычные племена калмаков (ойратов), которые в XVII в. основали «последнию кочевую империю» (В.В.Бартольд) Центральной Азии - Джунгарское ханство. В статье рассматриваются вопросы, связанные со сражением казахско-узбекских войск с войсками Джунгарского ханства в 1643 г., которое известно в современной литературе как «Орбулакское сражение». В результате исследования автор констатирует наличие в научной и научно-популярной литературе ряда мифов относительно данного сражения. Согласно историческим материалам, в этом году казахский правитель Жангир во главе небольшой дружины героически остановил продвижение джунгарского войска на казахские земли. Позже произошло крупное сражение уже объединенного казахско-узбекского войска с многократно превышающем их по численности противником. В этом сражении объединенное войско тюркских народов под руководством казахского хана Жангира и узбекских правителей одержало блистательную победу. Однако данные события произошли не в местности Орбулак в Жетысу, как принято считать в современной казахской историографии. Вероятно, они имели место в окрестностях Ташкента как указывается в «Силсилат ас-салатин». Это объясняет быстрый подход узбекских войск на помощь казахам. Также не подтверждается историческими материалами участие в этом сражении таких казахских батыров как шапрашты Карасай, аргын Аргынтай, алшын Жиембет, канлы Сарбук, найман Кексерек, дулат Жансыгул, суан Елтинды. Материалами для данной статьи послужили опубликованные документы русско-монгольских отношений XVII в., сведения средневековых мусульманских историков, результаты специальных научно-исследовательских работ и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"ORBULAK BATTLE": MYTHS AND FACTS

A huge influence on the internal and external political situation of the Kazakh Khanate was exerted by the militant Mongol-speaking tribes of Kalmaks (Oirats), who in the 17th century. founded the "last nomadic empire" (V.V. Bartold) of Central Asia - the Dzungar Khanate. The article deals with issues related to the battle of the Kazakh-Uzbek troops with the troops of the Dzungar Khanate in 1643, which is known in modern literature as the "Battle of Orbulak". As a result of the study, the author states the presence in the scientific and popular science literature of a number of myths regarding this battle. According to historical materials, this year the Kazakh ruler Zhangir, at the head of a small squad, heroically stopped the advance of the Dzungar army to the Kazakh lands. Later there was a major battle of the already united Kazakh-Uzbek army with an enemy many times greater in number. In this battle, the united army of the Turkic peoples under the leadership of the Kazakh Khan Zhangir and the Uzbek rulers won a brilliant victory. However, these events did not take place in the Orbulak area in Zhetysu, as is commonly believed in modern Kazakh historiography. They probably took place in the vicinity of Tashkent, as indicated in "Silsilat as-salatin". This explains the quick approach of the Uzbek troops to help the Kazakhs. Also, the participation in this battle of such Kazakh batyrs as Shaprashty Karasai, Argyn Argyntai, Alshyn Zhiembet, Kanly Sarbuk, Naiman Kekserek, Dulat Zhansygul, Suan Eltindy is not confirmed by historical materials. The materials for this article were published documents of the 17th century Russian-Mongol relations, the records of medieval Muslim historians, the results of special research works and others.

Текст научной работы на тему «"ОРБУЛАКСКОЕ СРАЖЕНИЕ": МИФЫ И ФАКТЫ»

МРНТИ 03.20.00

«Орбулакское сражение»: мифы и факты

Нурлан А. Атыгаев

Центральный государственный музей РК, Алматы, Казахстан

E-mail: nuratygaev@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-2696-1008 DOI: 10.32523/2616-7255-2022-141-4-22-36

Аннотация. Огромное влияние на внутреннее и внешнеполитическое положение Казахского ханства оказывали воинственные, монголоязычные племена калмаков (ойратов), которые в XVII в. основали «последнию кочевую империю» (В.В.Бартольд) Центральной Азии - Джунгарское ханство. В статье рассматриваются вопросы, связанные со сражением казахско-узбекских войск с войсками Джунгарского ханства в 1643 г., которое известно в современной литературе как «Орбулакское сражение». В результате исследования автор констатирует наличие в научной и научно-популярной литературе ряда мифов относительно данного сражения. Согласно историческим материалам, в этом году казахский правитель Жангир во главе небольшой дружины героически остановил продвижение джунгарского войска на казахские земли. Позже произошло крупное сражение уже объединенного казахско-узбекского войска с многократно превышающем их по численности противником. В этом сражении объединенное войско тюркских народов под руководством казахского хана Жангира и узбекских правителей одержало блистательную победу. Однако данные события произошли не в местности Орбулак в Жетысу, как принято считать в современной казахской историографии. Вероятно, они имели место в окрестностях Ташкента как указывается в «Силсилат ас-салатин». Это объясняет быстрый подход узбекских войск на помощь казахам. Также не подтверждается историческими материалами участие в этом сражении таких казахских батыров как шапрашты Карасай, аргын Аргынтай, алшын Жиембет, канлы Сарбук, найман Кексерек, дулат Жансыгул, суан Елтинды.

Материалами для данной статьи послужили опубликованные документы русско-монгольских отношений XVII в., сведения средневековых мусульманских историков, результаты специальных научно-исследовательских работ и др.

Ключевые слова: Казахское ханство; Джунгарское ханство; калмаки; исторические источники; архивные документы; Жангир-хан; Эрдэни Батур-хунтайджи; Орбулак.

Received 13.08.2022. Revised 18.08.2022. Accepted 15.09.2022. Available online 30.12.2022. For citation:

Atygayev N.A. «Orbulak battle»: myths and facts //Bulletin of the L.N. Gumilyov ENU. Historical sciences. Philosophy. Religion Series. 2022. - Vol. 141. - №. 4. - P. 22-36. DOI: 10.32523/2616-72552022-141-4-22-36. Для цитирования:

Атыгаев Н.А. «Орбулакское сражение»: мифы и факты// Вестник ЕНУ им. Л.Н. Гумилева Серия Исторические науки. Философия. Религиоведение. - 2022. - Т. 141. - №. 4. - С. 22-36. DOI: 10.32523/2616-7255-2022-141-4-22-36

Введение

Огромное влияние на внутреннее и внешнеполитическое положение Казахского ханства оказали воинственные, монголоязычные племена калмаков (ойратов), которые в XVII в. основали «последниюкочевую империю» (В.В.Бартольд) Центральной Азии

- Джунгарское ханство.

Как известно, относительно терминов «калмак» («калмык») и «ойрат» в научной литературе исследователями высказаны различные предположения. Так еще в начале ХХ в. известный русский монголовед В.Л. Котвич писал: «Для обозначения западных монголов в русской и иностранной литературе употребляются чаще всего три термина: ойраты - из монгольских источников, калмыки - из мусульманских, которым следуют и старые русские источники, в том числе архивные документы, и элюты (олоты, е1еи^) - из китайских» (Котвич, 1919: 791). «Калмыки - тюркское название одной из монгольских народностей, самоназвание которой - ойраты ... Это слово выводится (вероятно, только народной этимологией) от глагола калмак «оставаться», оно будто бы обозначает оставшихся язычниками ойратов», - отмечается в работе В.В. Бартольда (Бартольд, 1968: 538). Слово же «ойрат», по мнению бурятского исследователя XIX в. Д. Банзарова, было «составлено из слов ой-арат, которые соответствуют Рашидову оин ирген, т.е. «лесной народ» (Банзаров, 1891: 84). По мнению Т.И. Султанова, «... калмак (калмык)

- тюркское название западных монголов, самоназвание которых - ойраты; в китайских источниках западные монголы называются элютами» (Султанов, 2020: 242). «Западные монголы, или ойраты, и в ХП-ХШ веках относились к лесным племенам, составляли самостоятельную группу монголоязычных племен», - указывает Е.И. Кычанов. Он также отмечал, что «точное значение слова ойрат неизвестно. Те ойраты, которые в XVII веке переселились на Волгу и стали собственно калмыками в нашем современном понимании, еще в первой половние XVIII

века считали слово калмык для себя чуждым» (Кычанов, 1999: 15). Автор фундаментального научного труда «История Джунгарского ханства» И.Я. Златкин оставляет открытым вопрос о происхождении и значении термина «ойрат», хотя отмечает, что «теория, согласно которой «ойрат» означет «союзник», а «дэрбэн-ойрат» - «Союз четырех ойратов», не находит подтверждения ... в реальных исторических фактах» (Златкин, 1964: 31). Исследователь указывает, что впервые в письменных источниках ойратские деятели упоминаются в самом конце XIV в. В это время, а возможно, еще раньше, в юанский период, ойратская знать, по его мнению, находилась в тесном и разностороннем сотрудничестве с восточномонгольской знатью (Златкин, 1964: 39-40). Одно из последних и довольно интересных попыток объяснения происхождения термина «калмак» принадлежит Б.У. Китинову. Исследуя материалы исторических источников, этот калмыцкий историк приходит к следующему выводу: «Под Калмаком в эпоху Чингисхана подразумевались земли Западной и Юго-Западной Монголии. Народы, занимавшие Калмак, в т.ч. и ойраты, звались калмаками и были известны как немусульмане. Позже это слово использовалось как омоним для определения тех, кто отказался от ислама... В конце концов, слово «калмак» закрепилось за ойратами, поскольку только они были знакомы их соседям-мусульманам как принципиальные последователи буддизма, занявшими земли Калмака... » (Китинов, 2018: 270-281).

Племена калмаков (ойратов) до образования империи Чингисхана, по мнению В.А. Моисеева, обитали в горнотаежных районах Монголии и Сибири. В 1204 г. они добровольно признали власть Темучина (будущего Чингисхана), в результате их предводители заняли привилегированное положение при его дворе и составили со своими подвластными отборную гвардию великого хана монголов. Однако во второй половине XIV в. эти племена отказались признать власть всемонгольского хана

ВЕСТНИК Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. № 4(141)/2022 23

Серия Исторические науки. Философия. Религиоведение

и образовали собственный «ойратский союз племен», во главе которого встала их родовая аристократия. В китайских источниках племена, входившие в этот союз, получили название элэты (олоты, элюты), в мусульманских источниках, а затем и в русских, их назвали «калмаки» (калмыки) (Моисеев, 1991: 6-7).

В этот период, как указывал И.Я. Златкин, калмаки (ойраты) «располагались на сравнительно небольшой территории, ограниченной западными склонами Хангайских гор на востоке, гобийскими песками на юге, Могулистаном на западе, верховьями Иртыша и Енисея на севере» (Златкин, 1964: 42). Он же отмечал, что в XV-XVI вв. их северные рубежи «не заходили за линию южных границ владений казахов, киргизов и других народностей, кочевавших в верховьях Иртыша и Енисея» (Златкин, 1964: 103).

Во второй половине XV в., с гибелью Эсен-тайшы, их общепризнанного правителя, «относительное единство ойратских феодальных владений исчезло, уступив место большому числу, не зависимых друг от друга, мелких и крупных ханств и княжеств» (Очерки истории, 1967: 68). Однако ойраты не потеряли окончательно свои политические позиции в регионе. Изменилось лишь направление их внешнеполитической активности. «Отрезанные от Китая, - отмечал в связи с этим И.Я. Златкин, - потерпевшие поражение в борьбе за выходы на Восток ойраты стали весьма активной силой на западе и севере: Восточном Туркестане, степях Дешт-и кыпчака и Средней Азии и оказали значительное влияние на сложные исторические события, происходившие в этом районе» (Златкин, 1964: 63).

В середине 30-х гг. XVII в. произошли важные изменения в истории Центральной Азии. Кочевавшие на просторах Южной и Западной Сибири калмакские племена стали объединяться под властью Хара-Хула-тайши из улуса чорос. Это группа в среде самих калмаков называлась «зуун гар» (левое крыло, точнее левая рука) - джунгар . В 1634 г. Хара-

Хула-тайши умер и во главе объединения стал его сын, энергичный Хара-Хоцин-Батур. В 1635 г. Далай лама пожаловал ему титул Эрдени-Батур-хунтайджи, однако в историю он вошел под именем «Батур-хунтайджи». Данный 1635 г. считается первым годом появления на этнополитической карте Центральной Азии нового могущественного государства монголоязычных кочевников -Джунгарского ханства (Златкин, 1964: 151). «Последняя большая кочевая империя в Средней Азии», как назвал это государство калмаков (джунгар) В.В. Бартольд (Бартольд, 1968: 539), на протяжении двух столетий являлась важным фактором, влиявшем на этнополитическое и социально-культурное развитие многих народов Центральной Азии, в том числе и казахов.

Для 20-летнего правления Эрдени-Батур-хунтайджи, по мнению И.Я. Златкина, были характерны не войны, не внешнеполитическая активность (Златкин, 1964: 168). Возможно, это мнение правильно в отношении других соседей Джунгарского ханства, однако этого нельзя сказать в отношении внешней политики верховного правителя джунгар с Казахским ханством. Во главу внешней политики в отношении с Казахским ханством он, выполняя требования племенной знати, поставил завоевательные войны.

Взаимоотношения Казахского ханства с Джунгарским ханством - одна из хорошо исследованных тем отечественной историографии. Наиболее подробно тема раскрыта В.А. Моисеевым в монографии «Джунгарское ханство и казахи XVII-XVIII вв.», опубликованной еще в 1991 г. (Моисеев, 1991). Вместе с тем некоторые аспекты казахско-джунгарских взаимоотношений требуют сейчас более углубленного изучения с учетом современного состояния источников и историографии. Одним из таких является сражение казахов и джунгар в 1643 г.

Впервые сведения об этом сражении и о победе 600 человек, подчиненных казахскому султану Жангиру, над 50 тысячным джунгарском войском привели исследователи истории Сибири И. Фишер и Г.Ф. Миллер

(Фишер, 1774: 444; Миллер, 2005:19). Позже об этом сражении написали ученые XIX -начала XX в. А.И. Левшин, В.В. Вельяминов-Зернов, А.П. Чулошников, М. Тынышпаев и др. (Левшин, 1832; Вельяминов-Зернов, 1864; Чулошников, 1924; Тынышпаев, 1993).

В Казахстане после обретения независимости на историю борьбы казахов против джунгарской агрессии, в том числе и на сражение 1643 г., было обращено огромное внимание исследователей. Об этом сражении было опубликовано множество работ как профессиональных историков, так и любителей истории. В результате богатой историографической традиции в наши дни утвердилось мнение, что казахско-джунгарское сражение 1643 г. произошло в местности Орбулак, которое находится у горы Курункейтау в районе Джунгарского Алатау (в восточной части современной Алматинской области). Поэтому в казахстанской литературе принято называть его Орбулакское сражение или Орбулакская битва. Однако следует также отметить, что были и другие мнения о месте данного сражения (Магауин, 1994: 91-92; ЖумадДлов, 2019).

В большинстве научных работ, в том числе и академическом издании «История Казахстана» (1997 г.), указывается, что Жангир-хан воевал с джунгарами в «горах, построив сеть небольших окопов или редутов». Авторы некоторых работ пишут также, что в Орбулакском сражении принимали участие такие казахские батыры как Шапырашты Карасай, Аргын Агантай, Алшын Жиембет, Канлы Сарбук, Найман Коксерек, Дулат Жаксыгул, Суан Елтинды (История Казахстана, 1997: 421; Галиев, 1998: 42-43; Кушкумбаев, 2001: 120; Аяган, 2011: 167-169; Мук,тар, Сыдьщов, 2015: 32; К,азак, хандары, 2015: 52-53).

Государственные органы Казахстана также не обошли своим вниманием этот героический эпизод в истории казахско-джунгарского противостояния. В 1993 г. 350-летие Орбулакского сражения было отмечено в республиканском масштабе. Решением Правительства РК на предполагаемом месте

сражения был поставлен памятный монумент. При финансовой поддержке государства был создан телесериал «Орбулакское сражение». В 2003 г. и 2018 г. вышли несколько научных и научно-популярных сборников, посвященных этому событию (Орбулак, шайкасы, 2003; К,асиетп Орбулак, 2018; Орбулак енегеа, 2018). Орбулакское сражение вошло в учебники для школ Казахстана (Жолдасбаев, Бабаев, 2003: 178; Бакина, Жанакова, 2017: 186-187).

Вместе с тем, относительно казахско-джунгарского сражения 1643 г. очень много еще неясного, хотя то, что оно имело место и закончилось ощутимым поражением джунгарского войска не вызывает сомнения. В данной работе мы намерены еще раз обратить внимание на известные исторические факты о казахско-джунгарском сражений 1643 г. и возникшие с этим мифы.

Материалы и методы исследования

Материалами для данной статьи послужили опубликованные документы русско-монгольских отношений XVII в., сведения средневековых мусульманских историков, результаты специальных научно-исследовательских работ и др.

Методологическую основу исследования составили принципы историзма и объективности, системный подход, позволивший совместить различные способы анализа и синтеза. При работе применялись общепринятые методы и принципы научного исследования: аналитический, сопоставительно-сравнительный, проблемно-хронологический и другие.

Обсуждение

Поподсчетам исследователей,Джунгарское ханство в период правления Эрдени-Батур-хунтайджи предприняло не менее 4-х походов на Казахское ханство. Согласно историческим материалам, крупный поход джунгарских войск против казахов и кыргызов состоялся в первой половине 1643 г. (Моисеев, 1991: 44-45) О нем и произошедшем сражений

сообщается в нескольких источников. Первое сообщение о походе правителя Джунгарского ханства Эрдени-Батур-хунтайджи на «Янгира-царевича Казачьи орды и Ялантуша» было получено русской администрацией в Сибири от Бахтыя и его кашевара, послов калмакского тайши Аблая, которые прибыли в Тобольск 31 января 1644 г. (7152 г. допетровского летоисчисления) (Русско-монгольские

отношения, 1974: 234).

Спустя несколько дней, 12 февраля того же года , в Тобольск вернулись казак «Гриша Ильин» и юртовой служивый татарин «Кучембердейка Кучеев». Они были направлены к Эрдени-Батур-хунтайджи русским князем Петром Пронским в ответ на джунгарское посольство по главе с Долги, которое прибыло в Тобольск в октябре 1742 г.

Г. Ильин и К. Кучеев более обстоятельно сообщили о сражении войск Эрдени-Батур-хунтайджи и Жангир-султана в 1643 г. Согласно их сообщению, когда они прибыли в ставку хунтай джи, сам джунгарский

правитель был в походе и их приняла его супруга. Из похода Эрдени-Батур-хунтайджи вернулся только после 20 июля (Русско-монгольские отношения, 1974: 236-237). Г. Ильин и К. Кучеев, по их словам, пробыли в джунгарской ставке 4 месяца. Из этого следует, что они прибыли в джунгарскую ставку в апреле 1643 г. Вероятно, русские послы вышли из Тобольска в ноябре-декабре 1642 г.

Тем самым очевидно, что Эрдени-Батур-хунтайджи направился в поход на кыргызов и казахов в марте-апреле 1643 г., т.е. сразу же с наступлением весны. В целом поход занял около 5 месяцев и продолжился до середины лета 1643 г.

Согласно сообщению Г. Ильина и К. Кучеева, Эрдени-Батур-хунтайджи удалось собрать для похода достаточно большое по тем временам войско - 50 тысячс всадников. В составе войска помимо калмаков были и халха-монголы, подчиненные Омбо-Эрдени, сыну Алтын-хана. Принимала участие в походе и небольшая группа волжских калмыков Хо-Урлюк-тайши из дэрбэтского улуса. От

участия в походе отказались дети другого дэрбэтского тайши Далая и влиятельный тайша Хунделан, глава хошоутского улуса. У него были дружественные отношения с казахским Жангир-султаном. Хотя посол Аблай-тайши Бахтый говорил русским, что «... ходили де Абулай и Кунделен тайши с улусными своими людьми с Контайшею и с-ыными мелкими тайши на Янгира-царевича Казачьи орды и на Ялантуша с войною» (Русско-монгольские отношения, 1974: 234), однако позднее сам Эрдени-Батур-хунтайджи в письме к правителю волжских калмыков Хо-Урлюк-тайше писал, что «Кунделен-тайша на Янгира и на Ялантуша войною сам не ходил, и людей своих не посылал, и стоит за Янгира, и называет ево названным сыном» (Русско-монгольские отношения, 1974: 239).

Отказ Хунделен-тайши от похода на Жангир-хана, вероятно, объясняется их родственными связями. Согласно казахскому преданию, приводимому М. Тынышпаевым, калмаки, желая породниться с грозным Жангир-ханом выдали за него дочь хунтайджи, от которого позже родился известный Тауке-хан (Тынышпаев, 1993: 161). Вероятно, что здесь речь идет не об Эрдени-Батур-хунтайджи, под «хунтайджи» имелся ввиду Кунделен-тайши (Хунделен-Убаши). Хунделен-тайша как глава хошоутского улуса считался у калмаков самым высокородным, т.к. он принадлежал к «золотому роду» борджигин и происходил от Хасара, младшего брата Чингисхана (Трепавлов, 2021: 150). Мы полагаем, что Жангир-хан был женат на дочери Хунделен-тайши и поэтому хошоутский тайши называл казахского султана «названным сыном».

Как указывается в русских документах, поход Эрдени-Батур-хунтайджи был конкретно направлен «на Янгира-царевича Казачьи орды, да на Ялантуша, да на алатав-киргизов». Первоначально успех сопутствовал джунгарским войскам, которые захватили «2 землицы алатай киргизов да токмаков тысяч з 10» (Русско-монгольские отношения, 1974: 237, 239). Если с «алатай киргизами», которые в другом месте источника называнными «алатав-киргизами», понятно, то кто такие

«токмаки» - не совсем ясно. Рискнем высказать свое предположение по данному вопросу.

Как известно, в труде «Мунтахаб ат-таварих» средневекового персидского историка Муин ад-Дина Натанзи «Токмакским улусом» назван Улус Джучи (Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, 1941: 137-13). Термин «токмак», как известно, в форме «тогмок» упоминается и в монгольском источнике «Алтан тобчи» Лубзан Данзана, который говорит, что потомки Джучи жили в Тогмоке (Лубсан Данзан, 1973: 293). У другого средневекового монгольского историка Саган-Сэцена Джучи («Dschutschi) указан как хан Тогмака (Togmak). Еще в одном месте своего труда он пишет об «Аксар-кагане из Тогмака» («Aksar Chaghan von Togmak»), который воевал с монголами (Geschichte, 1829: 111, 215-217). По мнению А.Н. Аристова, в XVI в. Токмаком называли Казахское ханство («Казачью Орду») (Аристов, 2001: 403). Некоторые исследователи видят в этом Аксар-хане казахского правителя Хакк-Назар-хана (Joo-Yup Lee, 2015: 137). Поэтому известный башкирский ученый и политический деятель начала ХХ в. А.З. Валиди Тоган считал, что токмаки - племена Узбекского улуса (Togan, 1992). Востоковед Л.С. Волин также писал: «Токмак (Токмакский улус) монгольское название Кипчакских степей» - Дешт-и Кыпчака (Улуса Джучи) (Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, 1941: 298). Синолог Н. Кенжеахмет указывает, что термин «Токмак» (Tüqmäq) имеется и в китайских источниках, в чвастности в «Мин шилу» (Kenzheakhmet, 2019: 23)

Как известно, в результате междоусобной борьбы Есим-хана и Турсун-Мухаммед-хана в эти годы некоторые группы казахов оказались на территории современного Кыргызстана. Например, согласно фольклорным данным, алакчыны и колпочы, которые вошли в состав кыргызского племени саруу, были отколовшимися от казахов племенами (Абрамзон, 1990: 78). Также одна из групп катаганов, выжившая после истребления их Есим-ханом, бежала из территории Улуса Джучи (Казахского ханства) к кыргызам и

осталась в их среде (Бактыгулов, Момбекова, 2001: 135). Возможно, упоминаемые в источнике «токмаки» и были этими выходцами из Улуса Джучи.

Далее Г. Ильин и Кучембердейко сообщают: «И после де того учинилась весть Янгиру-царевичу. И Янгир // де х Контайше пошел навстречю с войском, а войска де было с Янгиром 600 человек. И Янгир де, покопав шанцы меж каменем, и в те шанцы посадил 300 человек с вогненым боем, а сам с тремя стами, став в прикрытье за каменем. И Кон де тайша с войнскими людьми приступал к шанцам и ис шанцов де Контайши побили многих людей. И з другую де сторону на нево ж, Контайши, приходил с воинскими людьми сам Янгир и побил де у Контайши на тех дву боях людей тысяч з 10. И в ту ж де пору на тот бой Янгиру-царевичю пришли на помочь Ялантуш, а с ним пришло воинских людей тысяч з 20. И Контайша, увидя тех воинских людей, пошел назад, а тех де людей, которых он, Контайша, взял у Янгира, увел с собой» (Русско-монгольские отношения, 1974: 237, 239) .

Исследователи обычно акцентируют внимание на то, что Жангир воевал во главе всего 600 человек и пытаются объяснить такое незначительное количество казахского войска по разному. Например, М. Тынышпаев писал, что у Жангира было такое небольшое количество воинов, т.к. Есим-хан умер незадолго перед 1643 г., после чего была заминка с выборами старшего хана и власть Жангира еще не успела окрепнуть и он воевал только с личными подданными (Тынышпаев, 1993: 160). По мнению В.З. Галиева, Жангиру для действия в горах, для участия в засаде, не было необходимости в большом числе воинов. Лишние люди могли только помещать в осуществлении замысла. Также, как он полагает, определенную роль играла оперативность, ДЖангир просто не успел собрать войско (История Казахстана, 1997: 422). Вместе с тем исследователи мало обращают внимание на сообщение Г. Ильина и К. Кучеева, которое содержится в том же документе. Они говорили «А у Янгира де

людей тысяч с 15, а у Ялантуша тысяч з 20» (Русско-монгольские отношения, 1974: 239). Из этого сообщения следует, что Жангир располагал в это время 15 тысячным войском. Возможно, 600 человек, о которых шла речь у русских послов, были его личные жасаулы.

Жангир, согласно сообщению русских послов, «покопав шанцы меж каменем, и в те шанцы посадил 300 человек с вогненым боем». Выражение «покопав шанцы» было понято исследователями по-разному. А.И. Левшин решил, что Жангир «окопал глубоким рвом и обнес высоким валом» ущелье, где укрыл свои войска (Левшин, 1832: 59). «Половине людей своих велел он окопаться в узком проходе между горами, а сам с другою половиной скрылся за гору. Когда Хонъ-тайцзи напал на окоп, то Джегангир ударил с тыла, и открыл огонь из винтовок»,- написал В.В. Вельяминов-Зернов (Вельяминов-Зернов, 1864: 378-379). Вероятно, под влиянием этих работ, большинство современных казахских исследователей указывают, что воины Жангира в этом сражении вели войну, выкопав окопы в горах. Однако, на наш взгляд, данное мнение ошибочное. Прежде всего, окопы, как известно, не применялись в военном деле до XIX в. К тому же очень сложно выкопать окопы, ров в гористой, каменистой местности, тем более кочевнику, не имеющему ни навыков этого, ни необходимых для этого инструментов. Вероятно, под словом шанцы не следует понимать окоп.

Как известно, слово «шанцы» в русский язык пришло из немецкого языка. На немецком языке дается следующее значение слова die Schanze:- Verteidigungsanlage, die im Wesentlichen aus einem Erdwall besteht und allein steht oder eine andere Anlage schützt (Шансы - оборонительное сооружение, состоящее в основном из земляной насыпи; самостоятельно или в связи с другими полевыми сооружениями (полевыми укреплениями) (die Schanze). Исходя из этого считаем, что шанцы - это редут, сложенный из камней. Вероятно, также понимал это И. Фишер, когда писал, что калмаки «обступят шанцы» (Фишер, 1774: 444).

Не следует, наверное, переоценивать также значение в бою огнестрельного оружия казахов. А.К. Кушкумбаев, специально исследовавший военное дело средневековых казахов, указывает, что наиболее распространеными видом оружия у казахов в это время были фитильные ружья. Длина стволов такого ружья доходила до 140 сантиметров. «Фитили казахских ружец изготовливались из таволожной коры и натирались порохом, который зажигался от высекаемого на него огня и подносился к скважине ружейного ствола. Такая трудоемкая операция, естественно, занимало много времени, и стреляли из таких ружей только спешившись», - пишет исследователь. При этом лучшие ружья казахских султанов стреляли всего лишь на 700 шагов (Кушкумбаев, 2001: 71-72). Тем самым во время сражения с конным войском ружье можно было использовать только один раз, что явно недостаточно для сдерживания многократных атак противника. Тем более очень трудно с такого расстояния обеспечить плотность огня для поражения вражеского конного войска.

Как уже отмечалось, в современной историографии утвердилось мнение, что данное сражение произошло в местности «Орбулак», который находится в районе Джунгарского Алатау. Однако этому противоречит маршрут похода Эрдени-Батур-хунтайджи до Орбулака.

Из сведений Г. Ильина и Кучембердейко следует, что джунгарские войска двигались с района Эмиля, они обогнули Алаколь с юга, прошли через Или, Шу, Талас и Северный Кыргызстан, где подчинили алатауских кыргызов, проживавших в северо-западных районах Кыргызстана, а также токмаков, обосновавшихся в районе современного Токмака. Только после этого они направились на владения Жангира. Идти из района Токмака дальше в поход в район Орбулака, т.е. на север, для джунгар не имело никакого смысла. Уже в эти годы значительная часть Жетысу, включая и Джунгарский Алатау, находилась под властью джунгар. Из биографии Зая-Пандиты известно, что в 40-е годы XVII в.

глава хошоутов Очирту-Цэцэн-хан зимовал в районе Талгара (Раднабхадра, 1999: 59). Его владения, по утверждению И.Я. Златника, простирались от реки Аягуз и гор Юлдуза до реки Чу (Златкин, 1964: 169-170). Ставка самого верховного правителя джунгар Эрдени-Батур-хунтайджи находилась в районе реки Эмиль, протекающей по территории Восточного Казахстана, СУАРа (КНР) и Жетысу и впадающей в Алаколь с востока (Калмыцкие, 1969: 86). Это подтверждает сообщение Г. Ильина и Кучембердейко, что они отбыли обратно в Тобольск «с урочишша с-Ымилю-реки» (Русско-монгольские отношения, 1974: 238).

Как уже было указано выше в современной литературе пишут об участии в Орбулакском сражении следующих казахских батыров -шапрашты Карасай, аргын Аргынтай, алшын Жиембет, канлы Сарбук, найман Кексерек, дулат Жансыгул, суан Елтинды, кыргызских батыров Котен-батыра и Табай-батыра. Однако никаких конкретных сведений об участии в сражении вышеперечисленных батыров нет в исторических источниках. Участие в сражение конкретно Карасай-батыра также не подтверждается историческим материалом. Согласно хранящимся в ЦГМ РК двум казахским оберегам - шежире, он был восьмым предком первого Президента РК Н.А. Назарбаева (Алимбай, Напил, 2004: 308-309). На каждое столетие у казахов приходилось 3-4 поколения (Тынышпаев, 1993: 169; Исин, 2004: 93). Таким образом, простой подсчет поколений показывает, что Карасай-батыр мог жить самое ранее во второй половине XVII в. Тем самым он не мог участвовать в сражении 1643 г. Также нет данных об участии в сражений кыргызов. Не содержаться подобных сведений даже в работах таких знатоков казахского фольклора как Ч.Ч. Валиханов, Шакарим-кажы, Машхур Жусип Копеев, М. Тынышпаев. Интересно, что эти сведения появились в работах, опубликованных 80-90-е гг. ХХ в.

В связи с этим сражением войск Жангира и Эрдени-Батур-хунтайджи представляет интерес сведение персоязычного сочинения

«Силсилат ас-салатин» Мир Мухаммад Салима, о сражении казахов и узбеков с калмаками (джунгарами) в 1053 году хиджры (11.03.1643-28.02.1644 гг.). Согласно данному историческому труду, в этом году Аштарханид Надр-Мухаммед-хан, правитель Бухарского ханства, получил сообщение от «Джахангир-хана казаха Туркестани» с просьбой оказать помощь в борьбе с калмаками, которые напали на «Туркестан и Ташкент». Бухарский хан не отказал в просьбе и направил на помощь казахам большое войско во главе с алшыном Хатай-бахадуром, более известным как Ялангтуш (Жалацтес)-бахадур (Зияев, 1990: 73, 78). Также на помощь к Жангир-хану в Ташкент отправился из Самарканда сын Надр-Мухаммед-хана Абд ал-Азиз-султан, который получил известие о калмакском нападений раньше отца. Незадолго до событий Абд ал-Азиз-султан стал зятем Жангир-хана, женишись на одной из его дочерей (Зияев, 1990: 72). «Из-за нехватки времени для сбора большого войска (он) выступил, взяв с собой лишь ту малочисленную группу, находившуюся при его счастливой свите», - сообщает Мир Мухаммад Салим. С этим небольшим войском Абд ал-Азиз-султан вступил в районе Ташкента в бой с многочисленным джунгарским войском. Во время сражения к нему подоспел со своим многочисленным войском Абд ар-Рахим-бий, а затем подошло и войско Ялангтуш-бия. В результате сражения, согласно «Силсилат ас-салатин», калмакское войско потерпело крупное поражение (Зияев, 1990: 73; Тулибаева, 2006:128-129).

Как видим, в «Силсилат ас-салатин» Мир Мухаммад Салим пишет также о сражении казахско-узбекского войска с джунгарами, которое произошло в 1643 г. Однако в отличие от сообщения Г. Ильина и К. Кучеева, где Жангир указан как султан («царевич»), Мир Мухаммед Салим называет его «Джахангир-хан-казах Туркестани» (Зияев, 1990: 73; Тулибаева, 2006: 128-129). Исходя из этого мы считаем, что во время сражения 1643 г. Жангир уже был ханом. На это указывает то, что еще до этого похода калмаков правитель

Бухарского ханства Надр-Мухаммед-хан заключил династический брак именно с Жангир, у которого была уже взрослая дочь.

Заключение

Таким образом, следует констатировать наличие в научной литературе ряда мифов относительно сражения казахско-узбекских войск с войсками Джунгарского ханства в 1643 г., которое известно в современной литературе как «Орбулакское сражение». Согласно историческим материалам, в этом году казахский правитель Жангир во главе небольшой дружины героически остановил продвижение джунгарского войска на казахские земли. Позже произошло крупное сражение уже объединенного казахско-узбекского войска с многократно превышающем их по численности противником. В этом сражении объединенное войско тюркских

народов под руководством казахского хана Жангира и узбекских правителей одержало блистательную победу. Однако данные события произошли не в местности Орбулак в Жетысу, как принято считать в современной казахской историографии. Вероятно, они имели место в окрестностях Ташкента как указывается в «Силсилат ас-салатин». Это объясняет быстрый подход узбекских войск на помощь казахам. Также не подтверждается историческими материалами участие в этом сражении таких казахских батыров как как шапрашты Карасай, аргын Аргынтай, алшын Жиембет, канлы Сарбук, найман Кексерек, дулат Жансыгул, суан Елтинды.

Благодарности

Статья подготовлена в рамках реализации проекта ГФ №АР09261233, финансируемого Министерством образования и науки Республики Казахстан.

Список литературы

Аристов Н.А. Усуни и кыргызы или кара-кыргызы: Очерки истории и быта населения западного Тянь-Шаня и исследования по его исторической географии. - Бишкек: Илим, 2001. - 582 с.

Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. - Фрунзе: Кыргызстан, 1990. - 480 с.

Аяган Б.Г., Эбжанов, Х.М., Исин, А.И. «Казак хандыгы тарихы: курылуы, ерлеу1, кулдырауы». - Алма-ты: Сезддк-Словарь», 2011. - 320 б.

Эл1мбай Н., Базылхан Н. «Карасай ибн Кешек ибн Айдар ибн Байсал ибн ТYкi ибн Жэдшке» арналган ек1 колжазба бойтумар-шеж1ре туралы // Орталык музей ецбектер1. - Алматы: Гылым, 2004. - 395 б.

Бакина Н.С., Жанакова Н.Т. Казакстан тарихы. Жалпы б1л1м беретш мектептщ 7(6)-сыныбына арналган окулык. -Алматы: «Атамура», 2017. - 240 б.

Бактыгулов Дж.С., Момбекова, Ж.К. История кыргызов и Кыргызстана с древнейших времен до наших дней. - Бишкек: Кыргызстан, 2001. - 344 с.

Банзаров Д. Об ойратах и уйгурах // Библют. Восточн. Истор. Т. I, приложение V; перепечат. въ книгъ «Черная въра и друпя статьи Дорджи Банзарова», подъ ред. Г.Н. Потанина. - СПБ, 1891. - С. 84.

Бартольд В.В. Сочинения. Т. V. - Москва: Восточная литература. Наука, 1968. - 758 с.

Вельяминов-Зернов В.В. Исследование о Касимовских царях и царевичах. Ч. 2. СПб., 1864. 498 с.; История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В пяти томах. Т. 2. - Алматы: «Атамура», 1997. - 624 с.

Галиев В.З. Хан Жангир и Орбулакская битва. Алматы, 1998. 128 с.

Жолдасбаев С., Бабаев Д. Орта гасырдагы Казакстан тарихы: жалпы б1л1м беретш мектептщ 7-сыны-бына арналган окулык. Алматы: Атамура, 2003. 224 б.

Жолдасбайулы С. Жет1су тарихы. (XVI-XVШ гг.). (Тарихи жэне палеоэтнологиялык зерттеу). - Алматы, 1996. - 300 б.

Жумадыов К,. «Орбулак шайкасы» деген тарихта болган емес [Электрон. ресурс]. - 2022. -URL: https:// zhasalash.kz/kogam/qabdesh-zhumadilov-orbulaq-shajqasy-degen-tarihta-bolgan-emes-6558.html. 2019. (дата обращения: 07.08.2022).

Златкин И.Я История Джунгарского ханства (1635-1758). - Москва, 1964. - 482 с.

Зияев А.Х. «Силсилат ас-салатин» как исторический источник: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.09 / АН УзССР. Ин-т востоковедения им. А.Р. Беруни. Ташкент, 1990. 205 с.

Исин А. Казахское ханство и Ногайская Орда во второй половине XV - XVI века. Изд. испр. и доп. -Алматы, 2004. - 160 с.

История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней. В пяти томах. Том II. - Алма-Ата: Наука КазССР, 1979. - 424 с.

История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В пяти томах. Т. 2. - Алматы: «Атамура», 1997. - 624 с.

Калмыцкие историко-литературные памятники в русском переводе / Калм. науч.-исслед. ин-т яз., литературы и истории. Элиста, 1969. - 203 с.

Казак хандары. Энциклопедиялык аньщтамальщ жинак. Жауапты редакторлар: т.г.д., профессор М. Кожа, т.г.д., профессор Х.М. Турсын. - ТYркiстан: «Туран» баспаханасы, 2015. - 176 б.

Касиетт Орбулак. Тарихи жинак. Курастырган: Б. Нуржеке-улы. - Алматы, 2018. - 500 б.

Китинов Б.У. Калмак и ойраты: топоним в религиозной истории народов Центральной Азии // Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история. RUDN Journal of World History. - 2018. - Vol. 10. - No. 3 270-281.

Котвич В.Л. Русские архивные документы по сношениям с ойратами в XVII и XVIII вв. // Известия Российской Академии наук. Пг. - 1919. - № 12-15. - С. 791-1214.

Кушкумбаев А.К. Военное дело казахов в XVÏÏ-XVIÏÏ веках. - Алматы: Дайк-Пресс, 2001. - 172 с.

Кычанов Е.И. Повествование об ойратском Галдане Бошокту-хане. 2. изд., испр. и доп. - Элиста: Кал-мыц. кн. изд-во, 1999. - 208 с.

Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей. - Санкт-Петербург: Тип. Карла Крайя, 1832. - 334 с.

Лубсан Данзан Алтан Тобчи («Золотое сказание») / Пер. с монг., введ., коммент. и прил. Н.П. Шасти-ной. - Москва: Наука, 1973. - 440 с.

Моисеев В.А. Джунгарское ханство и казахи (XVII-XVIII вв.). - Алма-Ата: Гылым, 1991. - 238 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Миллер Г.Ф. История Сибири. Т.3. - Москва: Вост. литература, 2005. - 605 с.

Магауин М. Казак тарихыныц элшпеа. - Алматы: «Ер-Дэулет». 1994. - 238 б.

Муктар Э., Сыдыков Е. XYII-XIX гасырлардагы Казак хандыгы. - Алматы: «Мерекенщ баспалар y^» ЖШС, 2015. - 688 б.

Орбулак шайкасы Тарихи шыгармалар. Курастырган - Султанбек Ешмухамбетов. - Алматы, «Жа-лын баспасы» ЖШС, 2003. - 288 б.

Орбулак енегеа Тарихи жинак. Курастырган: Нуржеке-улы Бексултан. -Алматы: «Жалын баспасы» ЖШС, 2018. - 576 б.

Очерки истории Калмыцкой АССР. Дооктябрский период. - Москва, 1967. - 479 с.

Письменные памятники по истории ойратов XVII-XVIII веков: сборник / Сост., перев. со старописьм. монг., транслит. и коммент. Санчирова В.П. - Элиста: КИГИ РАН, 2016. - 270 с.

Раднабхадра «Лунный свет»: История рабджам Зая-пандиты. Факсимиле рукописи; перевод с ойрат-ского Г.Н. Румянцева и А.Г. Сазыкина; транслитерация текста, предисловие, примечания и указатели А.Г. Сазыкина. -Санкт-Петербург: «Петербургское Востоковедение», 1999. - 176 с.

Русско-монгольские отношения 1607-1634 Сборник документов. Составители Л.М. Гатауллина, М. И. Гольман, Г.И. Слесарчук. М., 1959. 352 с.

Русско-монгольские отношения 1636-1654 Сборник документов. Составители М.И. Гольман, Г.И. Слесарчук. - Москва, - 1974. - 470 с.

Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Извлечения из персидских сочинений собранные В.Г. Тизенгаузеном и обработанные А.А. Ромаскевичем и С.Л. Волиным. Т. II. - Москва-Ленинград: Изд-во АН СССР, 1941. - 308 с.

Султанов Т.И. Казахи. Судьба народа и судьба страны в средние века. - Алматы: «Дайк-Пресс», 2020. - 344 с.

ВЕСТНИК Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. № 4(141)/2022 31

Серия Исторические науки. Философия. Религиоведение

Трепавлов В.В. Народы Евразии в эстафете империй. От Золотой Орды к Российскому государству. -СПб. «Издательство Олега Абышко», 2021. - 416 с.

Тынышпаев М. История казахского народа. Составители и авторы предисловия проф. Такенов А. С. и Байгалиев Б. Алма-Ата, 1993. - 224 с.

Тулибаева Ж.М. Персоязычные источники по истории Казахстана XIII-XIX. - Астана: ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2006. - 256 с.

Фишер И.Э. Сибирская история с самого открытия Сибири до завоевания сей земли российским оружием. - Санкт-Петербург, 1774. - 631 с.

Чулошников А.П. Очерки по истории казак-киргизского народа в связи с общими историческими судьбами других тюркских племен. Оренбург, 1924. -294 с.

Die Schanze. wiktionary.org. [Электрон. ресурс]. - 2022. - URL: https://de.wiktionary.org/wiki/Schanze (дата обращения: 07.08.2022).

Geschichte der Ost-Mongolen und ihres Fürstenhauses / Verfasst von Ssanang Ssetsen Chungtaidschi der Ordus; aus dem mongolischen übersetzt, und mit dem originaltexte, nebst anmerkungen, erläuterungen und citaten aus andern unedirten originalwerken herausgegeben von Issac Jacob Schmidt. St. Petersburg: Gedruckt bei N. Gretsch. - Leipzig: Carl Cnobloch, 1829. - 509 p.

Kenzheakhmet N. The Tüqmäq (Golden Horde), the Qazaq Khanate, the Shibänid Dynasty, Rüm (Ottoman Empire), and Moghülistan in the XIV-XVI Centuries: from Original Sources. - Almaty: Delux, 2019. - 138 p.

Togan Z.V. The Origins of the Kazaks and the Ozbeks. First published in Central Asian Survey. 1992. Vol. 11, №3 // Reprinted in H. B. Paksoy, Ed. Central Аsia reader: The Rediscovery of History (New York/London: M. E. Sharpe, 1994) 201 Pp. + Index. ISBN 1-56324-201-X (Hardcover); ISBN 1-56324- 202-8 (pbk.) LC CIP DK857. C45 1993 958-dc20.

Joo-Yup Lee Qazaqliq, or Ambitious brigandage, and the formation of the Qazaqs. Studies in Persian cultural history. Vol. 8. Leiden. - Boston, 2015. - 238 р.

Н.Э. Ать^аев

КР Мемлекеттк орталъщ музеш, Алматы, Казахстан

«Орбулак, шайкасы»: ацыздар мен дэйектер

Ацдатпа. Казак хандыгыныц шю жэне сырткы саяси жагдайына жаугершытмен танылган, XVII га-сырда Орталык Азияда «Кешпелыердщ соцгы империясын» (В.В. Бартольд) - Жоцгар хандыгыныц не-пзш калаган, моцгол плдес калмак (ойрат) тайпалары орасан зор эсер етть

Макалада казiргi эдебиетте «Орбулак шайкасы» деген атпен белгШ казак-езбек эскерi мен Жоцгар хандыгы эскерi арасында 1643 жылы болган шайкаска катысты мэселелер карастырылган. Зерттеу нэти-жесшде автор гылыми-кепшШк эдебиетте осы шайкаска катысты бiркатар мифтердщ бар екенше кез жетюздг Тарихи материалдарга CYйенсек, осы жылы шагын жасак баскарган казак билеушiсi Жэцпр казак жерше басып юрген Жоцгар хандыгы эскерше карсы турып, олардыц ары карай жылжуын ерлiкпен токтаткан. Кейшнен бiрiккен казак-езбек эскершщ сан жагынан олардан бiрнеше есе артык жоцгар эскерiмен Yлкен шайкасы болды. Бул шайкаста казак ханы Жэцпр мен езбек билеушлершщ баскарган TYркi халыктарыныц бiрiккен эскерi тамаша жецiске жеттi. Бiрак бул окигалар казiргi казак тарихна-масында жазылып ЖYргендей ЖетiсудаFы Орбулак деген жерде болган жок. Ол «Силсилат ас-салатин» дерегiнде керсетiлгендей Ташкент тецiрегiнде болган тэрiздi. Бул езбек эскерiнiц казактарга кемекке тез жетуш TYсiндiредi. Осы шайкаска казiргi казак тарихнамасында керсетыетшдей Шапырашты Карасай, Аргын Агантай, Алшын Жиембет, Кацлы Сарбук, Найман Кексерек, Дулат Жаксыгул, Суан Елтiндi сын-ды казак батырларыныц катысканы да тарихи материалдармен дэлелденбейдд.

Бул зерттеуге жарияланган XVII гасырдагы орыс-монгол катынастары такырыбына катысты жария-ланган тарихи кужаттар, ортагасырлык мусылман тарихшыларыныц ецбектершдеп мэлiметтер, арнайы зерттеу нэтижелерi жэне т.б. непз болды.

ТYЙiн сездер: Казак хандыгы; Жоцгар хандыгы; калмактар; тарихи дерек кездерi; мурагат кужатта-ры; Жэцгiр хан; Эрдени-Батур хунтайджи; Орбулак.

N.A. Atygayev

Central State Museum of the Republic of Kazakhstan, Almaty, Kazakhstan

Myths and facts of the «Orbulak battle»

Abstract. A huge influence on the internal and external political situation of the Kazakh Khanate was exerted by the militant Mongol-speaking tribes of Kalmaks (Oirats), who founded the «last nomadic empire» (V.V. Bartold) of Central Asia - the Dzungar Khanate in the 17th century.

The article deals with issues related to the battle of the Kazakh Uzbek troops with the troops of the Dzungar Khanate in 1643, which is known in modern literature as the «Battle of Orbulak». As a result of the study, the author states the presence in the scientific and popular science literature of a number of myths regarding this battle. According to historical materials, this year the Kazakh ruler Zhangir, at the head of a small squad, heroically stopped the advance of the Dzungar army to the Kazakh lands. Later there was a major battle between the already united Kazakh Uzbek army with an enemy many times greater in number. In this battle, the united army of the Turkic peoples under the leadership of the Kazakh Khan Zhangir and the Uzbek rulers won a brilliant victory. However, these events did not take place in the Orbulak area in Zhetysu, as is commonly believed in modern Kazakh historiography. They probably took place in the vicinity of Tashkent, as indicated in «Silsilat as-salatin». This explains the quick approach of the Uzbek troops to help the Kazakhs. Also, the participation in this battle of such Kazakh batyrs as Shaprashty Karasai, Argyn Argyntai, Alshyn Zhiembet, Kanly Sarbuk, Naiman Kekserek, Dulat Zhansygul, Suan Eltindy is not confirmed by historical materials.

The materials for this article were published documents of the 17th century Russian-Mongol relations, the records of medieval Muslim historians, the result of special research works, and others.

Keywords: Kazakh khanate; Zhungar khanate; kalmaks; historical sources; archival documents; Zhangir khan; Erdeni Batur-huntaij; Orbulak.

Refere^es

Aristov N.A. Usuni i kyrgyzy ili kara-kyrgyzy: Ocherki istorii i byta naseleniia zapadnogo Tian-Shania i issledovaniia po ego istoricheskoi geografii [Usuni and the Kyrgyz or Kara-Kyrgyz: Essays on the history and life of the population of the Western Tien Shan and research on its historical geography]. (Bishkek, Ilim, 2001, 582 p.), [in Russian].

Abramzon S.M. Kirgizy i ikh etnogeneticheskie i istoriko-kulturnye sviazi [Kyrgyz and their ethnogenetic and historical-cultural relations], (Frunze, Kyrgyzstan, 1990, 480 p.), [in Russian].

Aiagan B.F., Abzhanov, Kh.M., Isin, A.I. «K,aza^ khandyry tarikhy: syryluy, erleui, Kyldyrauy» [History of the Kazakh Khanate: formation, rise, decline]. (Almaty, Sezdik-Slovar», 2011. 320 p.), [Kazakh].

9limbai N., Bazylkhan N. «Karasai ibn Keshek ibn Aidar ibn Baisal ibn TYki ibn Zhadikke» arnalran eki ^olzhazba boitymar-shezhire turaly [Karasay Ibn Koshek Ibn Aidar Ibn Baysal Ibn Tuky Ibn Jadyk] (Almaty, Gylym, 2004, 395 p.), [Kazakh].

Bakina N.S., Zhana^ova N.T. Kaza^stan tarikhy. Zhalpy bilim beretin mekteptin 7(6)-synybyna arnalran o^uly^ [History of Kazakhstan. Textbook for Grade 7(6) of a comprehensive school], (Almaty, «Atamura», 2017. 240 p.), [Kazakh].

Baktygulov Dzh.S., Mombekova, Zh.K. Istoriia kyrgyzov i Kyrgyzstana s drevneishikh vremen do nashikh dnei [The history of the Kyrgyz and Kyrgyzstan from ancient times to the present day], (Bishkek, Kyrgyzstan, 2001. 344 p.), [in Russian].

Banzarov D. Ob oiratakh i uigurakh [About Oirats and Uighurs] Bibliot. Vostochn. Istor. T. I, prilozhenie V; perepechat. vie knigie «Chernaia viera i drugiia stati Dordzhi Banzarova», podie red. G.N. Potanina, SPB, 1891. 84 str. [in Russian].

Bartold V.V. Sochineniia [Essays]. T. V. (Moscow, Vostochnaia literature, Nauka, 1968, 758 p.), [in Russian].

Veliaminov-Zernov V.V. Issledovanie o Kasimovskikh tsariakh i tsarevichakh [A study on the Kasimov Tsars and Tsarevichs]. Ch. 2. SPb., 1864. 498 s.; Istoriia Kazakhstana [History of Kazakhstan] (s drevneishikh vremen do nashikh dnei). V piati tomakh. T. 2. (Almaty, «Atamura», 1997, 624 p.), [in Russian].

Galiev V.Z. Khan Zhangir i Orbulakskaia bitva [Khan Zhangir and the Battle of Orbulak]. (Almaty, 1998, 128 p.), [in Russian].

ВЕСТНИК Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. № 4(141)/2022 33

Серия Исторические науки. Философия. Религиоведение

Zholdasbaev S., Babaev D. Orta rasyrdary K,azaKgtan tarikhy: zhalpy bilim beretin mekteptirç 7-synybyna arnalran os;uly^ [History of Kazakhstan in the Middle Ages: a textbook for the 7th grade of a comprehensive school]. (Almaty, Atamura, 2003. 224 p.), [Kazakh].

Zholdasbaiyly S. Zhetisu tarikhy [History of semirechye]. (XVI-XVIII ff.). (Tarikhi zhane paleoetnologiialy^ zertteu), (Almaty, 1996, 300 p.), [Kazakh].

Zhymadilov K. «Orbyla^ shai^asy» degen tarikhta bolFan emes [The «Battle of orbulak» has not been in history], Available at: https://zhasalash.kz/kogam/qabdesh-zhumadilov-orbulaq-shajqasy-degen-tarihta-bolgan-emes-6558.html. 2019. (accessed 07.08.2022), [Kazakh].

Zlatkin I.Ia Istoriia Dzhungarskogo khanstva [History of the Dzungarian Khanate] (1635-1758). (Moscow, 1964. 482 p.), [in Russian].

Ziiaev A.Kh. «Silsilat as-salatin» kak istoricheskii istochnik [«Silsilat as-salatin» as a historical source]: dissertatsiia ... kandidata istoricheskikh nauk: 07.00.09 / AN UzSSR. In-t vostokovedeniia im. A.R. Beruni. Tashkent, 1990. 205 s. [in Russian].

Isin A. Kazakhskoe khanstvo i Nogaiskaia Orda vo vtoroi polovine XV - XVI veka [The Kazakh Khanate and the Nogai Horde in the second half of the XV - XVI century]. Izd. ispr. i dop. Almaty, 2004. 160 c. [in Russian].

Istoriia Kazakhskoi SSR s drevneishikh vremen do nashikh dnei [The history of the Kazakh SSR from ancient times to the present day]. V piati tomakh. Tom II. - Alma-Ata: Nauka KazSSR, 1979. 424 s. [in Russian].

Istoriia Kazakhstana [History of Kazakhstan] (s drevneishikh vremen do nashikh dnei) v piati tomakh. T. 2. (Almaty, «Atamura», 1997. 624 s., il. [in Russian].

Kalmytskie istoriko-literaturnye pamiatniki v russkom perevode [Kalmyk historical and literary monuments in Russian translation] Kalm. nauch.-issled. in-t iaz., literatury i istorii. (Elista, 1969, 203 p.), [in Russian].

Kaza^ khandary [Kazakh Khans] Entsiklopediialy^ any^tamaly^ zhina^. Zhauapty redaktorlar: t.F.d., professor M. Kozha, t.F.d., professor Kh.M. Tyrsyn. (TYrkistan, «Tyran» baspakhanasy, 2015, 176 p.), [Kazakh].

Kasietti Orbyla^ [Sacred Orbulak]. Tarikhi zhina^. KyrastyrFan: B. Nyrzheke-yly. (Almaty, 500 p., 2018), [Kazakh].

Kitinov B.U. Kalmak i oiraty: toponim v religioznoi istorii narodov Tsentralnoi Azii [Kalmyks Oirats: Toponym in the religious history of the peoples of Central Asia] Vestnik RUDN. Seriia: Vseobshchaia istoriia. RUDN Journal of World History. 2018. Vol. 10 No. 3. P. 270-281. DOI: 10.22363/2312-8127-2018-10-3-270-281[in Russian].

Kotvich V.L. Russkie arkhivnye dokumenty po snosheniiam s oiratami v XVII i XVIII vv. [Russian archival documents on relations with the Oirats in the XVII and XVIII centuries] Izvestiia Rossiiskoi Akademii nauk. Pg. 1919. No. 12-15. P. 791-1214, [in Russian].

Kushkumbaev A.K. Voennoe delo kazakhov v XVII-XVIII vekakh [Kazakh military affairs in the XVII-XVIII centuries]. (Almaty, Daik-Press, 2001, 172 p.), [in Russian].

Kychanov E.I. Povestvovanie ob oiratskom Galdane Boshoktu-khane [Казахское военное дело в XVII-XVIII веках]. 2. izd., ispr. i dop. Elista: Kalmyts. kn. izd-vo, 1999. 208 p., [in Russian].

Levshin A.I. Opisanie kirgiz-kazachikh, ili kirgiz-kaisatskikh ord i stepei [Description of the Kirghiz-Cossack, or Kirghiz-Kaysak hordes and steppes]. SPb.: Tip. Karla Kraiia, 1832. 334 p., [in Russian].

Lubsan Danzan Altan Tobchi («Zolotoe skazanie») [Altan Tobchi] / Per. s mong., vved., komment. i pril. N.P. Shastinoi. (Moscow, Nauka, 1973, 440 p.), [in Russian].

1 В исторической литератур распространено мнение А.М. Позднеева, что название «зуунгар-джунгар» происходит от того, что во время походов Чингисхана ойраты «всегда находились на левом крыле армии, что по монгольский означает «зюнгар», отсюда и название территории, которую они впоследствии заняли - Джунгария» (См.: Моисеев, 1991, с. 8). Мы не разделяем это мнение. Возникновение этого названия, на наш взгляд, относится к первой четверти XVII в. В калмыцком историческом труде «История Хо-Орлока», есть указание, что название зуунгар закрепилось за группой Хара-Хулы-тайши в 20-е гг. XVII в. (Письменные памятники, 2016: 33-34) Неслучайно, название джунгарский улус («еунгарский улус») начинается встречаться в русских документах с 1623 г. (Русско-монгольские отношения, 1959: 120)

2 В своей работе И.Я. Златкин допустил ошибку указав, что первым «о конфликте 1643 г.» сообщил Г. Ильин (Златкин, 1964: 197).

Moiseev V.A. Dzhungarskoe khanstvo i kazakhi [The Dzungarian Khanate and the Kazakhs] (XVII-XVIII vv.). (Alma-Ata, Gylym, 1991, 238 p.), [in Russian].

Miller G.F. Istoriia Sibiri [History of Siberia]. T.3. M.: Vost. literatura, 2005. 605 p., [in Russian].

Marauin M. K,aza^ tarikhynyn alippesi [The alphabet of Kazakh history]. (Almaty, «Er-Daulet». 1994. 238 p., [Kazakh].

My»;tar 9., Sydy^ov E. KhYII-KhIKh rasyrlardary Kaza^ khandyry [Kazakh Khanate of the XVIII-XIX centuries]. Almaty: «Mereken^ baspalar Yii» ZhShS, 2015. 688 p., [Kazakh].

Orbyla^ shai^asy Tarikhi shyrarmalar. Kyrastyrran - Syltanbek Eshmykhambetov. Almaty, «Zhalyn baspasy» ZhShS, 2003. 288 p., [Kazakh].

Orbyla^ enegesi [Battle of orbulak] Tarikhi zhina^. Kyrastyrran: Nyrzheke-yly Beksyltan. Almaty, «Zhalyn baspasy» ZhShS, 2018. 576 b. [Kazakh]

Ocherki istorii Kalmytskoi ASSR [Essays on the history of the Kalmyk ASSR]. Dooktiabrskii period. (Moscow, 1967, 479 p.), [in Russian].

Pismennye pamiatniki po istorii oiratov XVII-XVIII vekov [Written monuments on the history of the Oirats of the XVII-XVIII centuries]: sbornik / Sost., perev. so staropism. mong., translit. i komment. Sanchirova V.P. (Elista, KIGI RAN, 2016, 270 p.), [in Russian].

Radnabkhadra «Lunnyi svet» [Radnabhadra «Moonlight»]: Istoriia rabdzham Zaia-pandity. Faksimile rukopisi; perevod s oiratskogo G.N. Rumiantseva i A.G. Sazykina; transliteratsiia teksta, predislovie, primechaniia i ukazateli A.G. Sazykina. (SPb, «Peterburgskoe Vostokovedenie», 1999, 176 p.), [in Russian].

Russko-mongolskie otnosheniia [Russian-Mongolian relations] 1607-1634 Sbornik dokumentov. Sostaviteli L.M. Gataullina, M. I. Golman, G.I. Slesarchuk. ( Moscow, 1959, 352 p.), [in Russian].

Russko-mongolskie otnosheniia [Russian-Mongolian relations]. 1636-1654 Sbornik dokumentov. Sostaviteli M.I. Golman, G.I. Slesarchuk. (Moscow, 1974, 470 p.), [in Russian].

Sbornik materialov, otnosiashchikhsia k istorii Zolotoi Ordy [Collection of materials related to the history of the Golden Horde]. Izvlecheniia iz persidskikh sochinenii sobrannye V.G. Tizengauzenom i obrabotannye A.A. Romaskevichem i S.L. Volinym. T. II. Moskva-Leningrad: Izd-vo AN SSSR, 1941. 308 s. [in Russian].

Sultanov T.I. Kazakhi [Kazakhs]. Sudba naroda i sudba strany v srednie veka. Almaty, «Daik-Press», 2020, 344 p.), [in Russian].

Trepavlov V.V. Narody Evrazii v estafete imperii [The peoples of Eurasia in the relay of empires]. Ot Zolotoi Ordy k Rossiiskomu gosudarstvu. (SPb, «Izdatelstvo Olega Abyshko», 2021. 416 p.), [in Russian].

Tynyshpaev M. Istoriia kazakhskogo Naroda [History of the Kazakh people]. Sostaviteli i avtory predisloviia prof. Takenov A. S. i Baigaliev B. Alma-Ata, 1993. 224 p. [in Russian].

Tulibaeva Zh.M. Persoiazychnye istochniki po istorii Kazakhstana [Persian-language sources on the history of Kazakhstan] XIII-XIX. Astana. ENU im. L.N. Gumileva, 2006. 256 p., [in Russian].

Fisher I.E. Sibirskaia istoriia s samogo otkrytiia Sibiri do zavoevaniia sei zemli rossiiskim oruzhiem [Siberian history from the very discovery of Siberia to the conquest of this land by Russian weapons]. (Sankt-Peterburg, 1774, 631 p.), [in Russian].

Chuloshnikov A.P. Ocherki po istorii kazak-kirgizskogo naroda v sviazi s obshchimi istoricheskimi sudbami drugikh tiurkskikh plemen [Essays on the history of the Kazakh-Kyrgyz people in connection with the common historical destinies of other Turkic tribes]. (Orenburg, 1924, 294 p.), [in Russian].

3 Отметим, что обратный путь у Г. Ильина и К. Кучембердейко занял около 5 месяцев, отбыв из ставки в конце сентября - в начале октября они прибыли в Тобольск в начале февраля 1644 г. Логично допустить, что путь к джунгарскому хунтайджи также занял также около 5 месяцев.

4 И.Я. Златкин пишет, что поход начался зимой 1643 г. и длился до лета 1644 г. (Златкин, 1964: 196) Указанный здесь 1644 г. - описка, но, к сожалению, она вошла во многие научные работы, в том числе и в академическое издание «История Казахской ССР» История Казахской ССР, 1979: 289).

5 С. Жолдасбаев пишет, что Г. Ильин был свидетелем этого сражения (Жолдасбайулы, 1996: 68), однако в архивном документе конкретно указывается, что Г. Ильин и Кучембердейко это слышали от «нагайских и от киргиских полоняников» (Русско-монгольские отношения, 1974: 239).

6 А.Х. Зияев указывает, что калмакам удалось захватить Ташкент (Зияев, 1990: 73).

Die Schanze. wiktionary.org. Internet resurs. Available at: https://de.wiktionary.org/wiki/Schanze (accessed 07.08.2022).

Geschichte der Ost-Mongolen und ihres Fürstenhauses / Verfasst von Ssanang Ssetsen Chungtaidschi der Ordus; aus dem mongolischen übersetzt, und mit dem originaltexte, nebst anmerkungen, erläuterungen und citaten aus andern unedirten originalwerken herausgegeben von Issac Jacob Schmidt. St. Petersburg: Gedruckt bei N. Gretsch. (Leipzig, Carl Cnobloch, 1829, 509 p.).

Kenzheakhmet N. The Tüqmäq (Golden Horde), the Qazaq Khanate, the Shibänid Dynasty, Rüm (Ottoman Empire), and Moghülistan in the XIV-XVI Centuries: from] Original Sources. (Almaty, Delux, 2019, 138 p.).

Togan Z.V. The Origins of the Kazaks and the Ozbeks. First published in Central Asian Survey. 1992. Vol. 11, №3 // Reprinted in H. B. Paksoy, Ed. Central Asia reader: The Rediscovery of History (New York/London: M. E. Sharpe, 1994) 201 Pp. + Index. ISBN 1-56324-201-X (Hardcover); ISBN 1-56324- 202-8 (pbk.) LC CIP DK857. C45 1993 958-dc20.

Joo-Yup Lee Qazaqliq, or Ambitious brigandage, and the formation of the Qazaqs. Studies in Persian cultural history. Vol. 8. Leiden; Boston, 2015. 238 r.

Сведения о авторе:

Атыгаев Нурлан Адилбекович - кандидат исторических наук, асс. профессор, ведущий научный сотрудник Центрального государственного музея РК, Алматы, Казахстан.

Atygaev Nurlan Adilbekovich - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Leading Research Fellow, Central State Museum of the Republic of Kazakhstan, Almaty, Kazakhstan.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.