2. Ильин В. Баллистические ракеты третьих стран // Техника и вооружение. 2001. № 10. С. 19—22.
3. Кулик Б. Т. Советско-китайский раскол: причины и последствия. М.: РАН. Институт Дальнего Востока., 2000. 640 с.
4. Мао Дзэдун Избранные произведения. Пекин, 1977 (на русск.яз.). Т. 5. 607 с.
5. Маоизм без прикрас. М.: Прогресс, 1980. 286 с.
6. Марковский В., Перов К. Развитие советских авиационных ракет класса «воздух-воздух». М. Экспринт. 2005. 50 с.
7. Панцов А. Мао Цзэдун. М.: Молодая гвардия, 2007. — (Жизнь замечательных людей). 867 с.
8. Пожилов И. Е. Чжу Дэ о проблемах военного строительства в КНР (1949-1954 гг.). Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика/ Выпуск № 7 (102). 2011.
9. 1917 - 1957: Сборник документов / Отв. Ред. И. Ф. Курдюков, В. Н. Никифоров, А. С. Перевертайло. М.: Вост. лит., 1959. 465 с.
10.Хрущев Н. С. Время. Люди. Власть. (Воспоминания в 4-х кн.). М.: Московские новости, 1999. (кн. 3). 704 с.
11. Brothers in Arms: The Rise and Fall of the Sino-Soviet Alliance, 1945-1963. Washington, DC: Woodrow Wilson Center Press, 1998. xxii + 404 p.
The fight Central Asian peoples against Jungar Khanate (XVII century) Biylibaev K. Борьба народов Центральной Азии против джунгарского ханства (XVII в.) Бийлибаев К. Ш.
Бийлибаев Кайнарбек Шеримкулович /Biylibaev Kaynarbek - соискатель,
кафедра истории и философии, Кыргызский национальный аграрный университет имени К. И. Скрябина, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы становления и укрепления Джунгарского ханства, его захватнические походы в Центральную Азию и совместную борьбу кыргызов, казахов, узбеков, каракалпаков против джунгаров. Повествуется движение калмаков на запад, овладение землями Восточного Туркестана, Чуйской, Таласской, а также Ферганской долиной. Главной целью войны ойрато-джунгарского ханства, было покорение и подчинение земли кыргызской и казачьей орды и размещение родового состава ойратов. Борьба в Центральной Азии против джунгаров, повлияла на внутренние родоплеменные раздоры соседних правителей Бухарских и Ташкентских ханств.
Abstract: in the article the questions of formation and strengthening of the Dzhungar khanate, his aggressive campaigns in Central Asia and a joint struggle of the Kyrgyz, Kazakhs, Uzbeks, Karakalpaks against the Dzungars. Tells the movement of the Kalmyks to the West, the mastery of the lands of East Turkestan, Or, Chui, Talas and Fergana valley. The main purpose of the war eurato-Dzhungar khanate, was the conquest and subjection of the land of the Kyrgyz, and the Cossack hordes and the placement of the tribal composition of the Oirats. The struggle in Central Asia against the Dzungars, was affected by internal tribal strife neighbouring rulers of Tashkent and Bukhara khanates.
Ключевые слова: аштарханиды, YЛYш, кайыц, олот, чорос, контайши (хунтайджи), алакчын, цааджин-бичиг.
Keywords: ashtarhanid, share, birch, Olot, Choros, conteisa (huntaydzhi), lacchin, Chagin-century.
УДК: 951/89.043
Западные монголы, тюркское название которых калмаки, а китайское название олоты (элеты), с самоназванием ойраты, впоследствии более известны как джунгары. Как отмечалось выше, ойраты после падения первого их государственного объединения под властью Эсен-хана в середине XV в., были вынуждены изменить направление своей внешнеполитической активности. Теперь лишенные возможности пограничной торговли с Китаем, они видели единственный выход в удовлетворении столь необходимой для кочевников продукции оседло-земледельческого хозяйства только в переориентации на запад. В этих условиях их естественными партнерами могли стать только Восточный Туркестан и Средняя Азия. Но этнические, религиозные и языковые различия, которые разделяли калмаков от народов, живущих в этих странах, очевидно, сыграли свою роль. Ибо посольство, отправленное калмаками вскоре после смерти Эсен-хана в Герат к тимуридскому султану Абу Саиду в 1459 г., очевидно, с целью заключения торговых соглашений, по всей вероятности, никакого результата не добилось. Об этом свидетельствует следующее сообщение Хасана Румлу: «В этом году (1464-1465 г.), - пишет он, племя из неверных калмаков вторглись в (пределы) подвластных (Абу Саиду) стран и произвели разбой и ограбление. Обнаружили все, что можно было разграбить, и, взяв множество пленных, возвратились назад». Однако, по словам автора, калмаки были настигнуты войскам султана и полностью уничтожены. Таким образом, пока еще не оправившиеся после тяжелых потерь на востоке калмаки, и на севере-западе не добились успеха ни в военном, ни в дипломатическом отношении. В этих условиях главное внимание калмакских предводителей было уделено борьбе за овладение Хамийским округам, расположенным на главном торговом пути, связывавшем Китай со странами Запада. В этой борьбе калмакам противостояли силы Китая и Моголистана [1].
Трехстороняя борьба за город Хами длилось с переменным успехом в течение всего XV в. А в XVI в. главным противником калмаков в этом районе становится восточная часть Могольского государства с центрами в Чалыше и Турфане. «...сообщение турецкого автора Сейфи, писавшего не ранее 1582 г., согласно которому князь калмаков носил титул Алтан-хана. Этот же автор рассказывает о разорительных набегах между казахами и калмаками, во время которых последние иногда доходили до Ташкента [2]. Калмакские тайши заключили договор с Россией, царское правительство обещало беречь всех недругов от казацкой орды, калмаки в течение 1607 и 1608 гг. дважды совершали походы на кочевья казахов. Как известно, каждый раз, когда завоевателем является менее культурный народ, замедляется ход экономического развития и подвергается уничтожению масса производительных сил в завоеванной стране. (Б.К.) «Наиболее плодородные земли, расположенные вдоль рек, превратились в пастбища калмакских феодалов» [3].
К этому времени, в конце XVI - начале XVII вв. власть Шейбанидов в Бухаре рухнула, бразды правления перешли к Аштарханидам. История династии Аштарханидов тесно была связана с политической борьбой узбекских племен, каракалпаков, казахов, калмаков, в которой принимали участие и представители правящей верхушки кыргызских народов. Особенно усилилось военно-политическое объединение кыргызских, казахских племён под эгидой казахского хана Тобокел. С помощью кыргызов Тобокел хан в 1598 г. за короткий срок подчинил все города на правом берегу Сыр-Дарьи и устремился на Самарканд и Бухару.
Новые правители Бухары - Аштарханиды - с большим трудом остановили натиск кыргызско-казахских войск. Ответные рейды Аштарханидов - ханов Бакы Мухаммед (1603 г.) и Вали Мухаммеда (1606-1610 гг.) - не принесли желаемых результатов. Поэтому их преемник Имамкули хан (1611 г.), и последующие годы был вынужден признать власть кыргызских и казахских феодалов в Ташкенте и Туркестане. В начале XVII в. южные племена «левого крыла» кыргызов, живших в Каратегине (южные хребты Гиссарских гор Таджикистана) и Алае, стали передвигаться на запад, в направлении Гиссара и Куляба. Этот горный регион с незапамятных времен использовался народами Памиро-Алая, Ферганы и Северного Афганистана для поддержания тесных связей друг с другом [4].
На протяжении XVII в. ойрото-калмакские захватчики совершали непрерывные грабительские набеги на кыргызов. По историческим сведениям, в это время кыргызские племена, совместно с казахскими племенами, возглавляемые общепризнанным ханом Эшимам, успешно противостояли натиску завоевателей. (Б.К.)
Согласно сведениям Махмуда ибн Вали, в 1612-13 гг. Турсун-султан сын Джалим-султана, который в этом году был назначен правителем Ташкента и пользовался поддержкой Имамкули-хана, отправил гонца в Бухару. В своем донесении он писал, что некоторые «казахские султаны (салатин-и казак), заключив договор единства с племенами кыргызов и калмаков (аквам-и кыргыз ва калмак), наводят ужас и грабят некоторые улусы Турсун-султана на берегу Сыр-Дарьи (Сейхун)» [5].
Здесь можно отметить, во главе тех казахских султанов, воевавших против Турсун-султана, стоял Ишим-султан, который был одним из главных претендентов на верховную власть над кыргыз-казахским ханствами. Вышеприведенные сведения «Бахр ал-асрар» частично подтверждаются и материалами исторического предания кыргызов, согласно которым кыргызы выступили на стороне Ишим-султана в его борьбе против Турсун-султана [6].
Турсун-султан прислал своих послов к калмакским тайшам и от имени Бухарского ханства потребовал прекратить совершаемые калмаками грабежи бухарских купцов, идущих с торгом в Россию. В случае продолжения подобных грабежей Турсун-султан пригрозил отправить войска против калмаков. Это сообщение свидетельствует, от чего возникли серьезные беспокойства у Бухарского ханства. С другой стороны оно показывает, что в 1620 г. Турсун-султан ещё сохранял мирные отношения с Бухарским ханством и покровительствовал его торговым караванам, следующим через территорию казахских племен в Россию.
Через несколько лет, в 1625 г., когда Турсун-султан изменил свою политику по отношению к Бухаре и при поддержке Ишим-султана начал воевать против Имамкули-хана, он одновременно изменил политику и по отношению к калмакам, заключив с ними мирный договор. Но этот мир был непрочен. Как только война между Бухарским ханством и казахским султанами временно прекратились, Турсун-султан и Ишим-султан приготовились к совместному походу против калмаков. Объединенное войско казахских султанов выступило в поход в 1626-1627 г. под главенством Ишим-султана, а Турсун-султан остался у себя в Ташкенте [7]. Историческими преданиями об Ишим-хане (Эшим) «Дружба единства между Турсун-султаном и Ишим-султаном был заключен договор на основе двуличности» [8].
Об этом подробно сообщает Махмуд ибн Вали, сведения которого подтверждаются и дополняются сообщениями Абулгази, а также историческими преданиями об Ишим-хане. «Договор единства между Турсун-султаном и Ишим-султаном был заключен на почве лицемерия, - пишет Махмуд ибн Вали, - но они не проявляли по отношению друг к другу признаков вероломства до тех пор, пока в голову Ишим-султана в указанный год (1626-27 гг.) не пришла мысль совершить грабеж племен (аквам) калмаков. Ишим-султан собрал войско из подвластного себе племени алакчын, кыргызов, и отчасти из числа катаганов, которые были опорой Турсун-султана, что указывает на них совместное действие в начале этого похода.
После отъезда Ишим-султана Турсун-султан, долгое время выжидавший удобного момента для нападения на своего соперника, отправил войско для захвата и грабежа оставшихся людей, в том числе жен и детей Ишима.
Согласно кыргызскому народному преданию, до Ишим-хана (Эшим) дошли слухи, что на местность, расположенную на восточном побережье Иссык-Куля, попал калмак Аджаан с большим войском и стал уничтожать всех кыргызов. Ишим-хан решил созвать знатных людей на угощение - YЛYш (доля) и пригласить на него хана Турсуна. Он предложил Турсуну совместно сразиться с Аджааном. Ишим-хан победив калмаков, возвращается с большой добычей. Но по дороге он узнает о вероломстве Турсун-хана, который, воспользовавшись его отсутствием, захватил все принадлежавшее ему имущество и жен.
По Махмуду ибн Вали, Турсун-султан решил покончить и с самим Ишим-султаном и с войсками отправился ему навстречу. Стороны встретились в окрестностях Сайрама и вступили в сражение, в котором войско Турсун-султана потерпело поражение, а его голова была отправлена Имамкули-хану. За эту «услугу» Ишим-хан получил от Имамкули-хана титул правителя Ташкента, Туркестана и других сопредельных вилайетов. Именно в это время Ишим-хан истребил значительную часть племени катаган, которая являлась опорой турсун-султана, о чем известно из сообщений Абулгази. Уцелевшие катаганы ушли в Афганистан, а некоторые роды остались в Кыргызстане и впоследствии вошли в состав кыргызской народности [9].
К историческому народному преданию следует добавить, Эшим-хан призывая у народов, узбеков, казахов, кыргызов - мир и спокойствие, сам направился со своей армией в поход для покорения в сторону город Казань [10].
«В 1627 г. « приехавший с Эмбы в Астрахань, татарин сообщил, что царь Казахской орды Ишим ходил войной на калмаков и многих побил. Там же сказано, что в результате этого похода Ишима калмаки были вынуждены откочевать к отдельным районам Сибири» [11].
В 1627 г. среди ойратов начались внутренние раздоры, которые привели к развалу союза: тыргауты (позже прозванные калмыками) ушли на запад, к Волге, хошоуты переселились в Тибет. В Джунгарии остались чоросы [12].
И так борьба в Центральной Азии против джунгаров, повлияла на внутренние родоплеменные раздоры соседних правителей Бухарских и Ташкентских ханств. Сведения источника кыргызского предания дает основания, об активном участии в этих событиях кыргызских племен. Эшим-хан подвластными ему кыргызскими и казахскими улусами в течение семи лет управлял ими. (Б.К.) После смерти Ишим-хана, (1628 г.) власть в Ташкенте захватили Абулай-султан, который до того времени оставался правителем Андижанского вилайета. В результате междоусобных войн единства казахских султанов значительно ослабло, ушли к себе бывшие в союзе с Ишим-ханом кыргызские феодалы. Вслед за ними откочевало и подвластное Ишиму племя алакчын, которое затем влилось в составе кыргызов [13].
Только после ослабления могущества союза казахских племен из-за постоянных междоусобных войн и растущего давления на них бухарских войск, калмаки вновь приблизились к кочевьям казахских улусов и городам Средней Азии. Приехавший в Тару бухарский посол сообщил, что «Раннею весною 1633 г. калмакские тайши Лоузен и Коросан напали на бухарский город Савран, захватили 1700 пленных, перебил много людей, и разграбили все имущества» [14] Эти сведения источников свидетельствует о возникновении угрозы со стороны калмаков оседлым районам Средней Азии в начале 30-х годов XVII в. (Б.К.)
В 1635 г. было создано государство ойрат-калмаков - Джунгарское ханство, в котором разрозненные ойратские племена объединились под началом контайши (Кунтайджи-хан у джунгаров) Эрдене-Батура (Батур-хунтайджи) [15].
С целью подчинения с востока неоднократно вторглись представители западно-монгольского государства Джунгарского ханства. Их вторжения вызывали в этих регионах сильные миграционные процессы. По историческим народным преданиям, большие перемещения кыргызского населения с севера и юга-востока кыргызов на юг и юго - западном направлении, где издавна проживали соплеменники, эти события отразились в кыргызском изречении: «Казак кайьщ саап, кыргыз Ысар, Келебге кирди» - «Казахи доили березы, кыргызы вошли в Гисар, Куляб» (Б.К). «Кыргызы оказались на стороне Гисар и Куляб в начале XVII в. Ссылаясь узбекского летописца на фарском языке Махмуддин Вали, кыргызы проходя Каратегин пришли в Гисар зимой 1635 году. Примерно у них было тысячи дворов и 12 предводителей. После этого Каратегин был и остался кыргызской землёй» [16].
Передвижения ойратских племен в западном направлении были обусловлены главным образом экономическими причинами-попытками установления контактов с оседло-земледельчискими районами Восточного Туркестана и Средней Азии и поисками новых пастбищных территорий. Это в свою очередь угрожало жизненным интересам кыргызов, казахов, Бухарского ханства и Могольского государства, вызывая тем самым непрерывные войны между ними.
В этой борьбе в течение первой четверти XVII в., в целом, успех сопутствовал кыргызам и казахам, но с начала 30-х годов XVII в. начали одерживать верх калмаки, что связано с образованием Джунгарского ханства. Несмотря на многочисленные столкновения, происходившие в течение этого периода между ними, периодически отмечались и временные военные союзы между отдельными соседними племенами калмаков, казахов и кыргызов. После установления своей власти над всеми ойратскими владениями в Джунгарии, Батур-хунтайджи организовал представительный съезд ханов и князей Халхи, Кукунора и волжских калмыков, состоявшийся в начале сентября 1640 г. в Тарбагатае, на территории Джунгарского ханства. Как известно, этот съезд закончился утверждением «Монголо-ойратских законов 1640 г. (Цааджин бичиг)». При этом одной из главных целей организатора съезда во время предстоящих завоевательных походов Джунгарии в Средней Азии. Убедительным свидетельством этого служит первый крупный по масштабу военный поход калмакских феодалов со времени образования Джунгарского ханства против казахов и кыргызов, совершенного ими при поддержке войск правителя Монголии Алтан-хана и главы волжских калмаков Хо-Урлюка. Согласно рассказу Г. Ильина, Батур-хунтайджи сначала «взял две землицы алатай-киргизов да токмаков тысяч 10». Затем войска Батур-хунтайджи двинулось в сторону Ташкента и Туркестана, но не многочисленное войско казахского Джангир-султана при поддержке прибывшего на помощь бухарского (во главе с Ялангтуш-аталыком) (Жалантеш) заставили калмаков отступить с крупными потерями. Однако Батур-хунтайджи все же сумел закрепиться в захваченных землях [17].
В 1640-м году войско под предводительством Ялангтуша разбивает вторгшихся на земли казахов и кочевых узбеков джунгаров. В дальнейшем Жалантос получает чин туменбасы (командующего 10-тысячным отрядом). Военная экспансия джунгар не прекращается и в дальнейшем джунгары осуществляют опустошительные набеги на земли Жетысу. Жалантос Бахадур приходит на выручку казахам во главе 30-тысячного прекрасно вооружённого контингента из Самарканда. Войско Жалантоса помогает остановить завоевание Семиречья джунгарами под предводительством Батура-хунтайджи. В 1643 году Ялангтуш Бахадур пришёл на помощь казахскому хану Жангир хану в Орбулакской битве. В этот раз достаточно было 20-тыс. войска чтобы оказать влияние на положительный исход сражения [18].
В 1643 г. 50-тысячная армия ойратов вторглась в земли кыргызов и казахов. Громя и грабя всё на своём пути, она дошла до внутренних районов Средней Азии. Целый год продолжалось противостояние сил. Кыргызы и казахи плечом к плечу мужественно отражали натиск врагов. Наконец объединенные силы казахского
султана Жангира и акима Самарканда Жалантоша нанесли по ним решающий удар и вынудили отступить. Следующее сражение кыргызов и казахов с джунгарами произошло в 1652 г., и в этой кровопролитной битве обе стороны понесли неисчислимые потери. В этой битве мужественно сражался из племени жедигер Кулчигач баатыр. [19].
Вторая, правда, меньшая опасность — калмыки; в 1649 и 1653 гг. калмыки совершили два больших набега на Хорезм.
В год коровы (1649 г.) калмыки уруга Кушут во главе с Кульдаленг Дорджи-тайши 58 совершили набег на область Кят; на обратном пути они были настигнуты Абу-л-Гази в местечке Йугурук-баш и разбиты наголову. В год змеи (1653 г.) калмыки уруга Тургаут во главе с Мар-ген-тайши, Окчутебе и Тугулом совершили набег на окрестности Хазараспа, затем пошли на Седур и Даруган. Абу-л-Гази, получив известие о нападении калмыков, устроил погоню за ними; часть калмыков была перебита, часть во главе с Окчутебе и Тугулом сдалась на милость победителя, обещая не делать ничего худого Абу-л-Газиеву юрту. Так был заключен мир с калмыками.
В следующем, 1653 г., умер основатель Джунгарского ханства Батур-хундайджи. С его смертью начались новые междоусобные войны феодальных группировок, которые привели к образованию двух враждебных лагерей в Джунгарском ханстве. Тем временем, западные соседи калмаков, неплохо осведомленные о сложном внутреннем положении Джунгарии, воспользовавшись удобным моментом, попытались отомстить за предыдущие нападения на их территории. Сокбан Раднабатор сообщает, что «...в первой декаде первого весеннего месяца года собаки (1658 г.) бухарский военачальник Абдушукур с 38 000 войском пришел в Талас. Галдамба один находился на рассвете с шумом врезался (в неприятеля), преследовал его до (пещеры) Кугийин-Аман и убил Абдушукура. Когда Шах-Ходжа и другие, остановившиеся на южной стороне, собрали 300 богатырей, отставших от (главных сил), Галдамба победил их и взял в плен.
Упомянутый Галдамба, в свою очередь, был сыном Очирту Цецен-хана. Из приведенного сообщения, что поход был направлен, в первую очередь, на кыргызов (бурутов) и война происходила на территории Кыргызстана. Судя по всему, в ней на стороне кыргызов принимало участие также казахское войско во главе с Джангир-ханом. [20].
В 1658 г. узбекское войско (38 тысяч) под предводительством Абдышукур вторглось в Таласскую долину и вступило в сражение с калмаками у лощины Кулан-Жылан. В этом бою кыргызы и казахи выступали на стороне узбеков. В ожесточённой схватке Абдышукур как указано выше, был убит. (Б.К.) И оставшееся без предводителя войско отступило. Преследовать уходящего противника основательно побитые калмыки не имели сил. Еще несколько походов против казахов и кыргызов калмыцкие феодалы предприняли в период правления контайши Галдан Бошокту (1670-1697). В 1678 г. он сделал попытку завладеть Средней Азией и Восточным Туркестаном, в 1680 г. захватил Джаркент. В 1681-1683 гг. он осаждал Сайрам (близ современного Чимкента), однако не смог добиться успеха. Уязвленной неудачей он двинул войска на Андижан и Междуречья. По пути пытался захватить Ош. Не жалея жизнь, узбеки и кыргызы обороняли город. В сражении у Тентек-Сая жители Междуречья во главе с Кулчигачем, Кочкором и Кулжабаш батырами дали сокрушительный отпор калмакам. Не сумев преодолеть Тентек-Сай, калмаки вернулись к Сайрам и после небывало ожесточённого штурма все же захватили его. Тысячи жителей города были угнаны в рабство. Но, несмотря на большие усилия, калмакам так и не удалось установить свою власть на кыргызской земле.
В тот период самим калмакам пришлось отстаивать свою независимость от посягательств маньчжуров, правивших в Китае. Война между ними продолжалась до 1697 года. После провала восточного похода Галдан Бошокту-хан покончил жизнь самоубийством в 1697 г.
Отношения кыргызов и казахов с джунгарами вновь резко обострились в период правления Цеван Рабдана (1697-1727 гг.) [21].
Таким образом, учитывая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы: исторические события ойрато-джунгарского захватнического периода XVII в., предания и написания в устных произведениях кыргызов часто совпадают с хронологией истории. Поэтому исторические периоды и события на территории кыргызов, подвиги батыров и их борьба за независимость полностью дают основу научной истории.
Литература
1. Мокеев А. Кыргызы на Алтае и на Тянь-Шане. Б.: 2010. С. 210.
2. Султанов Т. И. Краткое описание сочинения Сейфи (XVI в.) //Известия Каз. ССР. Сер. Общество 1970, № 1, С. 47.
3. Григорьев В. В. Восточный и Китайский Туркестан. СПб.: 1873.Тт. 1-2. С. 222-224.
4. Осмонов О. Дж. История Кыргызстана. (С древнейших времен до наших дней). Б.: 2014. С.187.
5. Махмуд ибн Вали. Бахр ал-асрар. ФВ 337. Л.104б
6. Закирова С. Кыргыз санжырасы. Б.: 2013. С. 89-91.
7. Мокеев А. Кыргызы на Алтае и на Тянь-Шане. С. 211-214.
8. Закирова С. Кыргыз санжырасы. Б.: 2013. С. 90-91.
9. История Киргизской ССР. Ф.: 1984. Т.1.С. 451.
10. Саржан уулу Курманаалы. НАН КР. Институт литературы и языка им. Ч.Айтматова. Рукопис. фонд, отд. «Истории». Инв. № 742, С. 23.
11. Мокеев А. Кыргызы на Алтае и на Тянь-Шане. Б.: 2010. С. 213.
12. Осмонов О. Дж. История Кыргызстана. (С древнейших времен до наших дней). Б.: 2014. C.189-190.
13. История Киргизской ССР. Ф.: 1984. С. 452.
14. Мокеев А. Кыргызы на Алтае и на Тянь-Шане. Б.: 2010. С. 213-214.
15. Осмонов О. Дж. История Кыргызстана. (С древнейших времен до наших дней). Б.: 2014. С.190.
16. СолтоноевБ. Кызыл кыргыз тарыхы. Б.: 1993. 1-кн. С. 106.
17. Мокеев А. Кыргызы на Алтае и на Тянь-Шане. Б.: 2010. C. 215-216.
18. [Электронный ресурс]: Википедия - Свободная энциклопедия. URL: //ru.wikipedia.orh. /wiki/ «Ялангтуш Бахадур».
19. Осмонов О. Дж. История Кыргызстана. (С древнейших времен до наших дней). Б.: 2014. С. 190.
20. Мокеев А. Кыргызы на Алтае и на Тянь-Шане. Б.: 2010. С. 217.
21. Осмонов О. Дж. История Кыргызстана. (С древнейших времен до наших дней). Б.: 2014. С.190-194.