№ 1 (39), 2011
"Культурная жизнь Юга России" ^
Н. В. ЛАМОСОВА
СТАНОВЛЕНИЕ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА НА ДОНУ И КУБАНИ
(1920-1930-е годы)
В статье рассматривается процесс становления издательского дела на Дону и Кубани в 1920-1930-е годы. Ключевые слова: Дон, Кубань, издательское дело, полиграфическая промышленность, периодическая печать.
В 1920 году на территории Дона и Кубани окончательно установилась советская власть. В числе первых мероприятий Донского и Кубано-Черно-морского ревкомов - создание новых производственных структур и органов управления в полиграфической промышленности. В кратчайшие сроки производство на данной территории подверглось коренному реформированию: были национализированы все типографии, а также литографии, цинкографии, бумажные фабрики, гра-верно-каучуковые и переплетные мастерские и т. д. Новым предприятиям не хватало бумаги, топлива, электроэнергии, квалифицированных кадров, требовалось обновить изношенное оборудование. Вскоре при областных Советах народного хозяйства открылись Донской [1] и Кубано-Черномор-ский [2] полиграфотделы, которые занимались типографиями, распределяли бумагу и заказы. Национализация полиграфических предприятий в основном завершилась к концу 1920 года [3], с переходом к нэпу началась их концентрация в целях экономии рабочей силы, топлива, электроэнергии, повышения производительности труда [4], а с 1922 года - «трестирование». Полиграфтресты занимались издательской деятельностью, книжной торговлей, снабжали полиграфическую промышленность сырьем. Кубано-Черноморский по-лиграфтрест со своими подразделениями являлся самым большим по тем временам полиграфическим предприятием на Юге России [5]. В период нэпа полиграфтресты сняли с государственного снабжения и перевели на хозрасчет.
В начале 1920-х годов в стране происходило формирование издательской системы нового типа. В регионах, в том числе в Донской и Кубано-Чер-номорской областях, открылись агентства Цент-ропечати с издательскими отделами, которые давали санкции на издание печатной продукции [6]. Позднее они были преобразованы в отделения Госиздата [7], а агентства вошли в их структуру в качестве отделов распространения. Отделениям Госиздата подчинялась вся издательская деятельность отделов исполкомов, партийных, советских учреждений и организаций. Донское и Кубано-Черноморское отделения имели право издавать без санкций центра всю литературу случайного и периодического характера (брошюры, листовки, плакаты, воззвания, лозунги, газеты, бюллетени и
пр.) [8].
Вся печатная пропаганда контролировалась и продвигалась двумя органами - Госиздатом (с Центропечатью) и РОСТА. Отделения Госиздата
занимались выпуском периодических и непериодических печатных произведений и их распределением, а РОСТА - информацией и художественно-показательной агитацией. Донское отделение в 1920-1921 годах обслуживало огромный район -от Царицына и Таганрога до Баку [9]. Начальный период деятельности Донского и Кубано-Черно-морского отделений ознаменовался в основном изданием листовок, воззваний, плакатов, брошюр агитационного содержания, налаживался выпуск газет.
С переходом к нэпу на Дону и Кубани стали возникать кооперативные издательства. Так, например, в 1922 году в Ростове-на-Дону при Юго-Восточном бюро ЦК РКП(б) открылось краевое кооперативное издательство «Прибой», которое выпускало в свет партийные журналы, брошюры, портреты, плакаты, «Библиотеку для красноармейцев», популярную рабочую, крестьянскую, детскую, сельскохозяйственную литературу, беллетристику, книги по различным областям знаний, учебники и т. д. В том же году в Краснодаре учредили партийно-кооперативное издательство «Буревестник», ставшее одним из крупнейших провинциальных полиграфических предприятий [10]. В краснодарском издательстве вышли такие книги, как «Театр для детей» С. Маршака (совместно с Е. Васильевой), «Голубая глубина» А. Платонова, являющиеся сегодня библиографической редкостью. В связи с районированием края 1 июля 1924 года в Ростове-на-Дону было образовано краевое партийно-кооперативное издательство «Буревестник», объединившее одноименное Кубано-Черноморское партиздатель-ство как самое мощное и здоровое в крае, бывшее крайпартиздательство «Прибой», издательство «Юго-Восточная кооперация» и ряд небольших предприятий [11].
С установлением советской власти на Дону и Кубани начался также процесс формирования региональной системы периодической печати. В 1920-1921 годах в рассматриваемых областях появился ряд газетных изданий, имевших разных издателей (ревкомы, комитеты РКП(б), исполнительные комитеты Советов, отделения РОСТА, комитеты РКСМ, профсоюзы), различную аудиторную направленность (партийно-советский актив, рабочие, крестьяне, молодежь, военнослужащие, хозяйственные работники и т. д.) и территорию распространения (область, отдел, район, город). «Политика дифференциации и типизации газет», которая получила «исключительное значение для
70 "Культурная жизнь Юга России"
№ 1 (39), 2011
практики» [12], была нацелена в рамках единой системы на создание особого типа издания для каждого круга читателя [13].
В начале 1920-х годов Кубано-Черноморская область являлась самой богатой по количеству издаваемых газет [14]. В то же время в обзоре республиканских, губернских и районных газет, проводимом ЦК ВКП(б), большинство низовых изданий в Донской и Кубано-Черноморской областях было охарактеризовано как слабые; исключение составила единственная ежедневная газета «Красное Черноморье» (Новороссийск) [15]. Некоторые издания закрывались после выхода одного-двух номеров: можно привести в пример краснодарскую газету для молодежи «На смену старшим» (в 1921 г. вышел ее первый и единственный номер) или краснодарскую газету зрелищных искусств «Театр и жизнь», выпуск которой также прекратился после первого номера (март 1923 г.).
Структура формирующейся системы периодической печати подверглась значительной трансформации из-за разразившегося вскоре общероссийского кризиса печати. В 1922 году была утверждена газетная государственная сеть, в которую в северокавказском регионе вошли 17 газет, в том числе пять донских и три кубаночер-номорские [16]. Предполагалось, что сокращение количества газет должно повысить их качество. В связи с районированием края (1924) в Краснодаре осталась одна руководящая газета - «Красное знамя», все остальные закрылись.
К 1925 году российская журналистика вышла из состояния кризиса. К этому моменту в стране окончательно сформировалась основа дифференцированной системы периодических изданий. В Ростове-на-Дону, Краснодаре, Новороссийске были созданы газетные издательства, большинство из которых потом трансформировались в издательства универсального типа. Например, ростовские издательства газет «Советский Юг» и «Трудовой Дон» в 1926 году были объединены в акционерное общество издательского и печатного дела «Севкавиздат» [17], в 1927-м - вместо него возникло одноименное издательство [18] и наконец в следующем году - краевое книжное издательство «Северный Кавказ». Это крупнейшее полиграфическое предприятие в крае вошло в объединение двенадцати краевых издательств страны. Подобная трансформация (закрытие одних, образование на их месте новых, укрупнение в результате объединения двух и более издательств) была типичным явлением в рассматриваемый период.
Издательская система в регионе окончательно сложилась только к концу 1920-х - началу 1930-х годов. К этому времени были учреждены и успешно работали краевое книжное издательство «Северный Кавказ», Северо-Кавказское крестьянское издательство «Колхозная правда», газетные, газетно-журнальные и универсальные издательства ряда городов. Выпускаемая литература носила преимущественно краеведческий характер.
Изучение различных газет региона позволяет сделать вывод, что с середины 1920-х годов
усилилась унификация их стиля и языка, содержание носило ярко выраженную идеологическую окраску, отражало процесс обюрокрачивания общества. С газетных страниц исчезли юмор, сатира и вообще живое человеческое слово, выражавшее индивидуальные особенности авторов, их мысли и чувства. Новые издания лишь слепо следовали партийным указаниям центра, и это было главным условием их существования.
В начале 1920-х годов в Ростове-на-Дону и Краснодаре выходили первые советские журналы -во многом еще пробные, переходные по жанру издания: процесс дифференциации прессы закономерно сопровождался созданием многочисленных приложений к газетам, которые были чем-то средним между газетой и журналом. Ко второй половине десятилетия в основном сформировались два типа журналов - тонкий общественно-политический и толстый литературно-художественный, а также журналы, ориентированные на определенную аудиторию (женский, детский, научный, кооперативный и т. д.).
В начале 1930-х годов развернулась работа по созданию сети районных газет, которые призваны были на местах обеспечивать реализацию политики партии по проведению в кратчайшие сроки сплошной коллективизации крестьянских хозяйств Северного Кавказа. Районные газеты, созданные в эти годы, заполнялись информационными сообщениями, сводками с полей, призывами «подтянуться», «равняться на передовиков», рапортами о досрочном выполнении планов по хлебозаготовкам, призывами к сплоченности и бдительности в борьбе с классовыми врагами и оппортунистами. Со второй половины 1920-х годов началось массовое рабселькоровское движение. «Районки», являясь школой рабселькоров, руководили колхозными и совхозными газетами, проводили обзоры стенгазет, конкурсы низовой печати, организовывали дозорные посты и бригады. В период коллективизации широкое распространение получили и сельскохозяйственные журналы.
С начала 1930-х годов повсеместно ширилось издание городских, политотдельских и малотиражных газет на предприятиях, в учреждениях, вузах, колхозах и совхозах. В Северо-Кавказском крае наблюдался бурный рост национальных газет. Тем не менее общее количество журналов в крае стало уменьшаться. Если в 1931 году в Ростове-на-Дону выходило 19 журналов, то на момент создания Азово-Черноморского края их число уменьшилось до семи [19]. Приоритетными являлись сельскохозяйственные, производственно-практические, общественно-политические, партийные журналы. В Краснодаре на тот момент издавались лишь научные труды.
После территориального разделения в Ростовской области и Краснодарском крае (1937) была сформирована собственная система периодических изданий. Приобретя свои структурно-типологические характеристики, она с некоторыми изменениями сохранилась до середины 1980-х годов.
№ 1 (39), 2011
"Культурная жизнь Юга России"
Литература и источники
1. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. Р-2251. Оп. 1. Д. 298. Л. 102.
2. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. Р-143. Оп. 2. Д. 508. Л. 8-9.
3. Там же. Д. 503. Л. 4.
4. Там же. Ф. Р-936. Оп. 1. Д. 14. Л. 2.
5. Там же. Д. 94. Л. 152.
6. Там же. Ф. Р-143. Оп. 1. Д. 350. Л. 83-83 об.
7. ГАРО. Ф. Р-1019. Оп. 1. Д. 11. Л. 15; ГАКК. Ф. Р-158. Оп. 1. Д. 147. Л. 25.
8. ГАРО. Ф. Р-67. Оп. 1. Д. 13. Л. 27; Ф. Р-3758. Оп. 1. Св. 1. Л. 11.
9. Там же. Ф. Р-67. Оп. 1. Д. 13. Л. 195.
10. Российский государственный архив соци-
ально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 60. Ед. хр. 852.
11. ГАРО. Ф. Р-81. Оп. 1. Д. 57. Л. 3.
12. Журналист. 1924. № 16. С. 48.
13. О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении: сб. док. М., 1972. С. 92.
14. Отзывы о газетах // Красная печать. 1923. № 20. С. 18.
15. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 60. Ед. хр. 870.
16. Корнилов Е. А. Советская печать Дона и Северного Кавказа. 1917-1925: историческая типология. Ростов н/Д, 1984. С. 112.
17. ГАРО. Ф. Р-88. Оп. 1. Д. 40. Л. 17; Д. 12. Л. 13.
18. Там же. Д. 9. Л. 32.
19. Летопись периодических изданий СССР в 1934 г. (на 1 июля) / сост. под рук. и с предисл. В. И. Соловьева. М., 1934.
N. v. lamosova. publishing formation ON THE territory of DON and Kuban (1920-1930s)
The process of the publishing formation on the territory of Don and Kuban in 1920-1930s is considered in the article.
Key words: Don, Kuban, publishing, printing industry, periodical press.