Научная статья на тему 'Общественно-политические и литературно-художественные журналы Дона и Кубани 1920-х - начала 1930-х годов: типология изданий'

Общественно-политические и литературно-художественные журналы Дона и Кубани 1920-х - начала 1930-х годов: типология изданий Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2500
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОН / КУБАНЬ / ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО / ТИПОЛОГИЯ ЖУРНАЛЬНЫХ ИЗДАНИЙ / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЖУРНАЛЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ламосова Наталья Вячеславовна

Статья посвящена становлению советской журнальной периодики как составной части издательского дела на Дону и Кубани в 1920-е начале 1930-х годов. Подробно рассматривается типология издававшихся в регионе общественно-политических и литературно-художественных журналов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общественно-политические и литературно-художественные журналы Дона и Кубани 1920-х - начала 1930-х годов: типология изданий»

^ "Культурная жизнь Юга России"

№ 2 (36), 2010

Теория и история литературы. Журналистика

Н. В. ЛАМОСОВА

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЖУРНАЛЫ ДОНА И КУБАНИ 1920-х - НАЧАЛА 1930-х ГОДОВ: ТИПОЛОГИЯ ИЗДАНИЙ

Статья посвящена становлению советской журнальной периодики как составной части издательского дела на Дону и Кубани в 1920-е - начале 1930-х годов. Подробно рассматривается типология издававшихся в регионе общественно-политических и литературно-художественных журналов.

Ключевые слова: Дон, Кубань, издательское дело, типология журнальных изданий, общественно-политические и литературно-художественные журналы.

В начале 1920-х годов на смену печатным органам, утвердившимся еще в дореволюционную эпоху, приходят новые, призванные формировать мировоззрение населения в социалистическом духе и способствовать эффективному решению задач, выдвигаемых советской властью. Поиск новых типологических форм обусловил дифференциацию и трансформацию общественно-политических и литературно-художественных изданий, выходивших на Дону и Кубани в 1920-е - начале 1930-х годов.

Одним из первых в регионе советских изданий стал литературно-политический орган Юго-Восточного бюро ЦК партии и комсомола, выходивший в Ростове-на-Дону, - журнал «Искры» (1922-1924). В первый год его существования им никто серьезно не занимался, не было даже постоянного редактора и актива. Лишь в сентябре 1923 года на работу в редакции откомандировали Н. Стальского, который выпустил седьмой номер журнала, посвященный 5-й годовщине комсомола. Молодой редактор развернул большую работу по созданию авторского актива, в который вошли такие видные партийные работники, как В. Колоколкин, В. Покровский, Г. Филиппов, Я. Селих, Я. Ронис, А. Мильчаков, глава Ростовской писательской организации В. Киршон, один из руководителей Юго-Восточного бюро ЦК комсомола и основателей журнала И. Варламов, писатели, молодые журналисты, художники-иллюстраторы. Материалы стали ярче и разнообразнее. В журнале публиковались статьи о международном молодежном движении, германской революции 1918 года, самообразовании, жизни и делах комсомольских ячеек, а также новости искусства и культуры. Появились разделы, посвященные научной организации труда, земледелию и наукам, краеведению, шахматам, библиографии. Печатались произведения В. Жака, Н. Стальского, В. Киршона, А. Бусыгина, Н. Долотина, С. Жданова, Л. Орловой, Е. Ширман и др.

Одной из самых ярких примет советской прессы 1920-х годов являлось массовое развитие раб-

селькоровского движения. В 1927 году в газете «Советский Юг» были опубликованы данные, свидетельствующие о непрерывном росте этого направления. С марта 1923-го по апрель 1927 года число рабселькоров выросло примерно с 4800 до 22 000 чел. [1]. Встал вопрос о создании специального печатного органа, призванного координировать работу рабселькоров. Такой журнал под названием «Путь рабкора» начал выходить с марта 1925 года. В его редакцию входили А. Багдасаров, Г. Апресян, Глебовский, П. Максимов, А. Кас-перович, М. Глейзер, М. Соболев, Н. Оголев, Иванов, Ломов, Т. Олейник, Дудас и Певной [2]. Задачи нового издания заключались «в собирании и изучении опыта мест, в обмене этим опытом, в исправлении допускаемых ошибок и в постоянном систематическом руководстве работой всей северокавказской рабкории» [3].

С марта 1926 года журнал переименовали в «Путь рабселькора». Он был небольшим по объему (всего 24 стр.), но выходил регулярно два раза в неделю. В нем публиковались редакционные статьи по основным вопросам жизни страны, хроника, корреспонденции рабкоров (до 40 в номере), консультации по вопросам рабселькоровского движения, ответы редакции на заметки рабкоров, не опубликованные по тем или иным причинам. Материалы поступали в журнал из самых разных мест. Только за один год, с марта 1925-го по март 1926 года, в нем помещены 442 корреспонденции рабкоров и селькоров. Чуть позже в журнале появился раздел «Первые шаги», в котором печатались художественные произведения рабселькоров. Редакция писала об их достоинствах и недостатках. Так, с редакционными рецензиями в этом разделе увидели свет рассказы Перепелкина, Данишевского, Клевакина, Красного, Балалаева, стихи Ершовой, Наплова, Валяло и других авторов. Позднее некоторые из них стали профессиональными писателями и журналистами.

В октябре 1925 года начал выходить в свет краевой рабочий бесплатный ежемесячный литературно-художественный иллюстрированный

№ 2 (36), 2010

"Культурная жизнь Юга России" ^

журнал «Молот». Он (как и «Красная нива» -приложение «Правды», «Прожектор» - приложение «Известий») возник при партийно-советской газете с одноименным названием и спецификой. Основное назначение этого «тонкого» журнала - служить «источником актуальной информации» [4], которая, в отличие от газетной, должна быть донесена читателю более через фотографию и зарисовку, чем через текст. Как метод отражения действительности это реализовывалось в хронике рабочей жизни края, новостях техники, науки, культуры, в очерках А. Бусыгина и В. Ставского, критических, библиографических статьях и фельетонах И. Березарка, стихотворных этюдах Г. Каца, острых сатирических зарисовках и карикатурах. Соответственно, большое место (не менее трети площади) занимал фотоматериал: «Молот» использовал новые формы, а также опыт «Прожектора», «Красной нивы», «Огонька», что позволило ему быстро завоевать популярность в крае и уже с первых номеров достичь огромного тиража - 40-45 тыс. экз.

В восстановительный период вырабатывается иной тип издания - так называемый «толстый» литературно-художественный и общественно-политический журнал. За годы Гражданской войны в литературу пришло более двухсот писателей и поэтов (в основном из рабоче-крестьянской среды). Массовость литературного движения сказалась на Северном Кавказе несколько позже, чем в центре страны. В мае 1922 года возникла Терская ассоциация пролетарских писателей (ТерАПП), в октябре 1923-го - Ростовская (РАПП), в том же году -Таганрогская (ДонАПП), в 1924-м - Грозненская (ГрАПП), в ноябре 1924 года - Новороссийская (НАПП). К началу 1925 года на Северном Кавказе было организовано шесть ассоциаций пролетарских писателей, которые объединяли примерно 125 писателей и поэтов.

В январе 1925 года в Москве проходил съезд (в некоторых источниках он называется конференцией) пролетарских писателей. На специальном заседании было принято решение объединить писателей Северного Кавказа в краевую ассоциацию. Для подготовки и созыва специального съезда, в ходе которого предстояло решить этот вопрос, избрали оргбюро в составе В. Киршона, А. Фадеева (РАПП), А. Арского (НАПП), В. Кас-перовича (АрмАПП) и др. Оно опубликовало обращение ко всем писателям Северного Кавказа, призывавшее объединиться на основе платформы ВАППа.

В Краснодаре осенью 1924 года редакция газеты «Красное знамя» сплотила наиболее одаренных рабфаковцев и студентов в объединение, которое в феврале следующего года было реорганизовано в Кубанскую ассоциацию пролетарских писателей (КАПП).

В этом же месяце проходило краевое совещание редакторов газет, на котором слушался вопрос «О содействии ассоциациям пролетарских писателей». По подготовленному для совещания докладу А. Фадеева был разработан проект резолюции. В нем предписывалось: помогать ассо-

циациям пролетарских писателей; содействовать вновь возникающим ассоциациям на местах; обращать особое внимание на выявление и организацию писателей и поэтов в национальных автономных областях; давать возможность пролетарским писателям печатать в газетах литературные странички. Однако эта рубрика почти во всех изданиях 1925-1927 годов (да и позже) выходила редко, нерегулярно. Исключение составляли газеты «Советский Юг», «Большевистская смена», «Советский пахарь», краснодарское издание «Красное знамя» и некоторые другие. Поскольку литературные странички уже не могли удовлетворить запросы писателей и поэтов, А. Фадеев, заведующий партийным отделом газеты «Советский Юг», проявил инициативу: ему удалось добиться через краевой комитет партии разрешения на печатание литературного журнала.

Пионером среди толстых литературно-критических журналов на Северном Кавказе стала «Лава». Ее первый номер тиражом 1907 экз. вышел 15 апреля 1925 года [5]. В редакцию «Лавы», кроме А. Фадеева, вошли Н. Стальский, В. Ки-ршон, позже - В. Ставский, А. Бусыгин, Г. Кац. Единственную штатную должность (секретарь) занимал начинающий критик Ю. Юзовский [6]. В программной статье «От редакции», написанной А. Фадеевым, указывалось, что задачи журнала - «стать неразрывным мостом между пролетарским писателем и пролетарским читателем» [7], объединить вокруг себя пролетарских писателей края, помочь в работе учителя. В первом номере с большой статьей о пролетарской литературе выступил В. Киршон. Газетные заметки и отчеты с мест, помещенные в отделе «Литературная жизнь края», свидетельствовали о массовом создании в первой половине 1925 года ассоциаций пролетарских писателей и литературных кружков. Весной 1925 года возникли МАПП (Майкоп), ШАПП (Шахты), литературные кружки в Миллерово, Владикавказе и других городах и станицах края.

В вышедших с апреля по декабрь 1925 года шести номерах журнала «Лава» были опубликованы произведения более 80 авторов. Среди них: стихи Н. Щуклина, Л. Орловой, В. Жака, Е. Безбородова, А. Арского, М. Ершовой, М. Се-ребрянского, Г. Каца, П. Хромова, Г. Бороздина, рассказы В. Ставского, П. Кухтина, А. Бусыгина, П. Максимова и др. В разделах «Наша учеба», «На литературном фронте», «Первые шаги» помещены статьи профессора Донского государственного университета Н. Сретенского, критиков Ю. Юзовского и Н. Филиппова, руководителя Северо-Кавказской ассоциации пролетарских писателей В. Киршона, журналиста Н. Стальского и др.

18 июня 1925 года была принята резолюция ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы», которая легла в основу работы первого пленума Северо-Кавказской ассоциации пролетарских писателей (СКАПП), проходившего летом 1925 года в Ростове-на-Дону. Этот пленум отметил, что бюро ассоциации необходимо усилить методическую работу, регулярно высылать на места отчеты о своей деятельно-

50 "Культурная жизнь Юга России"

№ 2 (36), 2010

сти, улучшить связь с местами, активнее вовлекать крестьян и рабочих в ассоциации через кружки. Краевым и окружным газетам предлагалось печатать литстранички крестьянских писателей, бюро СКАПП поручалось провести конкурс на лучшее крестьянское произведение, а также объединить вокруг себя при вузах, совпартшколах, рабфаках и техникумах всех представителей литератур народов Северного Кавказа (в те годы их называли «национальными писателями»).

Кроме Ростова-на-Дону, литературно-художественные журналы издавались в Краснодаре, Майкопе и Армавире. Краснодарская ассоциация пролетарских писателей в конце апреля 1925 года выпустила в свет первый номер литературно-критического ежемесячного журнала «Ватага», адресованного рабселькорам, вузовской, комсомольской и рабфаковской молодежи. В нем существовали следующие отделы: литературно-художественный, критический, клубный, библиографический, кино и театра. В издании публиковались сводки, очерки, статьи, посвященные вопросам руководства рабоче-крестьянскими литературными кружками, литературными отделами стенгазет, заметки и информация о жизни и работе пролетарских писателей СССР, Северного Кавказа и Кубани. Значительное место отводилось украинской литературе, достижениям клубных драмкружков и организаций, подобных «Комсомольской блузе». В журнале принимали участие члены Новороссийской и Армавирской ассоциаций, работники пролетарской литературы Северного Кавказа. Выходил он в объеме четырех печатных листов под редакцией Н. Арсено-ва (редактора «Красного знамени»), И. Луценко (журналиста, секретаря газеты «Красное знамя», бывшего заведующего Краснодарским рабфаком, секретаря Кубано-Черноморского областного союза работников просвещения), З. Штеймана (заведующего организационным отделом партийного комитета Темрюкского отдела и журналиста). Ответственным редактором был И. Луценко. Издание никем не финансировалось - журнал существовал только за счет объявлений и подписки. Тираж (1500 экз.) печатался в главной типографии полиграфтреста «Буревестник» и распространялся в провинции через ассоциации пролетарских писателей, издательство «Буревестник», экспедицию «Красного знамени» [8].

В июле 1925 года Ассоциация рабочих и крестьянских писателей Майкопского округа выпустила журнал «Молодые побеги». В нем были опубликованы рассказы и стихи молодых авторов П. Сумина, Г. Еланкина, Л. Корец-Крапивина, М. Винникова, Л. Товича, Н. Василенко, М. Журавлева, М. Кодолбенко. Возможно, его первый номер был единственным, судьба других неизвестна.

В качестве бесплатного литературного приложения к армавирской газете «Трудовой путь» в 1927-1928 годах выходил журнал «Первые шаги», являвшийся органом Армавирской ассоциации пролетарских писателей. Редактором его в 1927 году был Слутин, в 1928-м - Лебедев-Фемидин. Кроме литературных произведений

начинающих авторов, в каждом номере публиковались передовая статья «От редакции» и рубрики «Литературная хроника», «Что читать?» (или «Книжная полка»), «Уголок литучебы» (или «Советы начинающим авторам», «Переписка с авторами»). Небольшой по объему журнал выходил два раза в месяц и достаточно полно представлял литературную жизнь Армавирского отдела.

Большое внимание уделялось профессиональной учебе молодых литераторов, подготовке литературных критиков, способных подходить к разбору произведений на основе изучения образцов пролетарской литературы. Например, на собраниях РАППа регулярно читались лекции по теории стихосложения, анализировались произведения, проводилась работа с начинающими писателями. Однако не везде в крае была так хорошо организована учеба писателей и их «связь с рабочими массами», случались и конфликты с партийным руководством. Так, в результате поездки В. Ставского в Краснодар в работе КАППа были выявлены недостатки. КАППовцы признали собственные недочеты на собрании 26 января 1926 года и переизбрали бюро, в новый состав которого вошли Шабанов-Бурский, Чертков, Черный, Бурачарский и др. Бюро поставило своей задачей исправить эти ошибки.

В 1926 году наметился некоторый спад в литературной жизни Северного Кавказа. Количественно писательские организации выросли, но подавляющее большинство в них составляла молодежь, которая еще только начинала писать. Уровень произведений зачастую был низким. Поэтому краевой толстый литературно-художественный журнал «Лава» так и остался единственным на Северном Кавказе и просуществовал недолго. В 1926 году вышло только четыре номера, из-за недостатка средств и бумаги издание сначала было сокращено, а потом и закрыто вовсе. Несомненно, оно сыграло роль в сплочении литературных сил Северного Кавказа и явилось первым опытом создания в регионе советского толстого литературно-художественного журнала.

С 1927 года литературная жизнь Северного Кавказа вновь начала оживляться. Улучшилась работа Таганрогской, Грозненской, Кубанской, Новороссийской, Армавирской, Терской и других ассоциаций пролетарских писателей. Стали регулярно выходить литературные странички в «Советском Юге», «Молоте», «Большевистской смене», «Красном знамени» и окружных газетах. Проводились читательские конференции (раньше таких мероприятий не было). В 1927 году СКАПП объединял 16 ассоциаций пролетарских писателей и две ассоциации национальных писателей. Это была самая мощная в крае художественная организация. Вокруг СКАППа группировались и писатели-одиночки. Рост организации происходил за счет таких выходцев из рабкоровской среды, как, например, бывший рабкор лен-мастерских Бусыгин. В Краснодаре в 1927 году довольно часто проходили собрания КАППовцев с читкой новых произведений. На них выступали писатели Шибанов, Стаев, Николенко, Черный,

№ 2 (36), 2010 "Культурная жизнь Юга России"

— 51

Плужников, Ракчеев, Тюнин, Солнцев (Л. Ленч), Арсенов и др. Лучшее из представленного на этих читках публиковалось в «Красном знамени».

В марте 1927 года в Ростове-на-Дону вышел первый номер нового литературно-критического журнала «На подъеме», органа СКАПП, который являлся краевым центром Российской ассоциации пролетарских писателей. В состав его редколлегии вошли В. Ставский, И. Макарьев, С. Коршунов, Тодрес (работники краевого комитета партии), А. Витуни, А. Бусыгин, М. Се-ребрянский и др. Фактическим редактором был В. Ставский, возглавлявший Северо-Кавказскую ассоциацию пролетарских писателей. Он прекрасно знал жизнь литературных организаций и кружков, часто бывал в различных городах и станицах края, на фабриках и заводах, в редакциях районных и городских газет. Постоянно общаясь с писателями Москвы, рабочими и сельскими корреспондентами края, Ставский привлек к работе в журнале большое количество авторов. В редакционной статье этого печатного органа сообщалось, что его основными задачами являются, во-первых, печатание литературно-художественной продукции рабоче-крестьянских писателей, во-вторых, сплочение вокруг журнала писателей из среды рабочих, крестьян, интеллигенции. «Линия журнала в этом направлении - выполнение директивы ЦК ВКП(б) о классово-строгом подходе к произведениям с чуждой пролетариату идеологией, но вместе с тем - чуткий, товарищеский подход к писателям, стремящимся сработаться и идти в ногу вместе с нами. Таким образом, журнал должен обслужить и организовать движение рабоче-крестьянских писателей, но это будет возможно лишь в том случае, если он будет теснейшим образом связан с массами рабочих, крестьян и горцев края» [9].

27 марта собрание РАППа обсудило недостатки и достоинства журнала. Отмечали избыточное присутствие «учебного материала» и некоторую трафаретность издания. В последующих номерах эти недостатки были устранены, стало помещаться больше художественных произведений.

На совещании рабоче-крестьянских писателей, открывшемся в Ростове-на-Дону 9 апреля 1927 года с целью организовать и развивать издательскую деятельность СКАППа, было решено наладить регулярный выпуск журнала «На подъеме», улучшить его качество (в частности, материалов, помещаемых в отделе «Наша учеба»), а также наладить работу консультационного бюро и др.

Поставленные задачи выполняли успешно. В отделе «Наша учеба» с литературно-теоретическими статьями часто выступали Н. Сретенский, М. Серебрянский, Д. Мазнин, И. Макарьев, Ю. Юзовский и др. Они подробно анализировали творчество пролетарских писателей СКАППа, давали советы методического характера. Издание сыграло большую роль в повышении культурного уровня писателей. В журнале печатались не только художественные произведения, но и историко-революционные статьи, освещались вопросы культурной революции, помеща-

лась хроника литературной жизни СКАППа, обширная библиография. По различным вопросам теории литературы и критики высказывались такие авторы, как Д. Мазнин, Н. Тарасов, Н. Сидоренко, В. Архангельский, Л. Шемшелевич, М. Серебрянский, И. Макарьев, А. Линин. В журнале «На подъеме» были опубликованы произведения А. Бурского, А. Бусыгина, А. Софронова, И. Стальского, П. Хромова, А. Гарнакерьяна, П. Шумского, П. Максимова, В. Жака, К. Черного, Г. Каца, Г. Шолохова-Синявского и др. Только за год своего существования редколлегия журнала получила 1404 рукописи от 444 авторов, опубликовала художественные произведения 96 авторов, из которых 60 печатались впервые.

Журнал «На подъеме» был популярен среди читателей. Это подтверждает тот факт, что за год его тираж увеличился в три раза: в марте 1927-го составлял 1000 экз., а в марте следующего года - 3000 экз. [10].

С 1928 года он, по существу, стал центром литературного движения на Северном Кавказе (по 1933 год выходил ежемесячно, в 1934-м три номера, а в 1935-м - шесть). После этого журнал прекратил свое существование.

На Кубани, так же как и на Дону, предпринимались попытки создания литературно-художественных и общественно-политических журналов. Но выходили они, как правило, недолго.

В Краснодаре в 1923 году секция работников печати при Союзе работников просвещения издавала литературно-художественный журнал «Огни», целью которого было «освещение вопросов профессиональной жизни работников печати и предоставление возможности молодым литературным силам Кубано-Черноморской области печатать свои произведения» [11]. Членами его редколлегии являлись Г. Ладоха (зав. агитпропом КубЧеробласти), В. Турский (зав. отделом информации редакции газеты «Красное знамя»), П. Грацианов (зав. статистическим отделом Кубсоюза). Членами правления также были Г. Ладоха, В. Турский, Я. Георгиади, М. Донецкий, П. Грацианов. Участвовали в журнале Г. Литвин-Молотов, критик П. Казаков, поэты С. Кузнецов, П. Петруня, П. Тюнин, Л. Солнцев и др.

Предполагалось, что журнал должен был выходить два раза в месяц тиражом 1000-1200 экз. Однако вышло в свет только два номера: в марте и апреле 1923 года, на этом выпуск «Огней» прекратился. Тираж первого номера составил 1200 экз., объем - 32 стр., тираж второго номера уменьшился в два раза, объем - до 24 стр.

В журнале довольно широко была представлена поэзия. Обращала на себя внимание «Повесть временных лет» В. Турского, написанная в характерном для прозы 1920-х годов стиле, свойственном произведениям Б. Пильняка и А. Веселого. Присутствовали публицистика, заметки об искусстве, музыкальной жизни города, театральные фельетоны. Во втором номере появился раздел «Литературная хроника» с информацией о том, над чем работают видные советские писатели (Е. Замятин, И. Эренбург, М. Пришвин,

"Культурная жизнь Юга России"

52 ^^^^^^^^^^^^^^^^

№ 2 (36), 2010

К. Тренев, А. Белый, А. Грин и др.). Замыкал журнал библиографический раздел.

В феврале-марте 1923 года бюро коммунистического студенчества КубЧеробласткома РКП(б) и пролетарского студенчества Краснодара выпустило первый и единственный номер ежемесячного журнала «Товарищ». Редактировал его Д. Кучинский. Тираж составил 1000 экз. В нем были опубликованы студенческие воспоминания профессоров Б. М. Городецкого, Н. А. Ленского, Г. А. Заславского, А. Лоидиса и М. В. Клочкова, а также С. И. Борчевского, С. И. Хлебникова и статьи Вл. Черного, Б. М. Городецкого, Д. Кучин-ского, Бакчевникова, А. Ларионова, Аведисова и В. Казакова.

Двухнедельный иллюстрированный общественно-политический и литературно-художественный журнал «Буревестник» возник в Краснодаре в 1924 году по инициативе местных литераторов во главе с Г. Литвин-Молотовым, игравшим значительную роль в литературной жизни Юга России 1920-х годов. Всего вышло восемь номеров журнала, два из них были спаренными. Его печатало одноименное кооперативное издательство, редактором которого также являлся Г. Литвин-Молотов. Из местных авторов, кроме А. Айно, в журнале были помещены стихи Л. Солнцева, В. Викторова, Л. Загоровского, произведения Садхана, В. Ольгина, статьи профессоров Г. Григора, М. Клочкова, Н. Мельникова-Разведенкова, А. Бенкена. На страницах журнала печатались М. Зощенко, Н. Тихонов, Л. Сей-фуллина.

Произведения художественной литературы публиковались также в журналах «Кубанский кооператор», Просвещение», «Рабочий путь» и др.

В фондах Российской национальной библиотеки нами был обнаружен первый (возможно, и единственный) номер за 1923 год литературно-художественного ежемесячного журнала «Новая жизнь Домзака», который выпускался майкопским домом заключенных. Редактировал его Б. Нерослев, ответственным редактором был И. Катальников. Печатался журнал тиражом 100 экз. в типографии КубЧерполиграфтреста в

Майкопе. Объем его составлял 12 стр. Ставя цель освещать жизнь, стремления и интересы заключенных, редакция призывала их писать о своих впечатлениях, желаниях, наиболее примечательных фактах. Журнал был заполнен стихами и прозаическими произведениями заключенных, давал информацию о создании в Домзаке библиотеки, школы по ликвидации неграмотности, о проведении заседаний литературного кружка, постановке спектаклей. Что журнал предполагалось сделать ежемесячным, видно из объявления о подписке.

Таким образом, можно констатировать, что в 1920-е - начале 1930-х годов на Дону и Кубани сложилась своеобразная структура журнальных изданий: общественно-политические, литературно-художественные и другие, пытавшиеся в меру возможностей совмещать идеологические и творческие задачи, поднимать действительно важные вопросы, обсуждать животрепещущие проблемы, что выгодно отличало журналы этого периода от изданий последующего (сталинского), когда, вытесняя саму жизнь, на страницах печатных изданий восторжествовал жесткий идеологический диктат.

Литература, источники и примечания

1. О росте рабселькоровского движения // Советский Юг. 1927. 5 мая.

2. Здесь и далее мы приводим неполные инициалы авторов, так как эти данные не всегда сохранились.

3. От редакции // Путь рабкора. 1925. № 1. С. 3.

4. Корнилов Е. А. Советская печать Дона и Северного Кавказа. 1917-1925: ист. типология. Ростов н/Д, 1984. С. 143.

5. Государственный архив Ростовской области. Ф. Р-88. Оп. 1. Д. 6. Л. 22.

6. Там же. Д. 20. Л. 2.

7. От редакции // Лава. 1925. № 1. С. 3.

8. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. Р-890. Оп. 1. Д. 949.

9. От редакции // На подъеме. 1927. № 1. С. 1.

10. Цит. по: Гордеева Н. М, Станько А. И., Чи-чикина Н. Д., Корнилов Е. А. Из истории журналистики Дона. Ростов н/Д, 1977. С. 218.

11. ГАКК. Ф. Р-365. Оп. 1. Д. 1366.

N. V. LAMOSOVA. SOCIAL AND POLITICAL AND LITERARY MAGAZINES OF DON AND KUBAN DURING THE 1920s - THE EARLY 1930s: TYPOLOGY OF EDITIONS

The article deals with formation of Soviet periodicals as a component of the publishing industry of Don and Kuban during the 1920s - the early 1930s. Typology of social and political and literary magazines published in the region is studied in detail.

Key words: Don, Kuban, publishing industry, typology of editions, social and political and literary magazines.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.