Психология человека в образовании, 2019, т. 1, № 3 Psychology in Education, 2019, vol. 1, no. 3 _www.psychinedu. ru
Теоретические исследования
УДК 159.9 ЭО1: 10.33910/2686-9527-2019-1-3-222-228
Становление интегративного подхода к психологии человека и социальному взаимодействию людей в РГПУ им. А. И. Герцена
А. В. Микляева1, С. А. Безгодова1, С. В. Васильева01, Ю. Е. Гусева1
1 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 191186, Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48
Аннотация. В статье описывается история возникновения и развития интегративного подхода к психологии человека и социальному взаимодействию людей в РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург). Зарождение интегративного подхода непосредственно связано с традициями Ленинградской психологической школы Б. Г. Ананьева. Работы В. Н. Панфёрова заложили основу интегративного подхода в психологии человека и нашли отражение в работах его учеников, последователей и единомышленников. Под руководством В. Н. Панфёрова защищено несколько десятков кандидатских и докторских диссертаций. Научная школа В. Н. Панфёрова зародилась в конце 1980-х годов и, пройдя тридцатилетний путь, сформировалась на данный момент не только как научная школа, но и академическая структура подготовки профессиональных кадров (кафедра практической психологии, психолого-педагогический факультет, институт психологии). В русле интегративного подхода к психологии человека и социальному взаимодействию создана уникальная система профессиональной подготовки студентов, которая является синтезом естественнонаучной и гуманитарной парадигмы. Реализация интегративного подхода в системе образования позволяет подготовить высококвалифицированные кадры. Основные теоретические положения интегративного подхода к психологии человека и социальному взаимодействию людей, являющиеся результатом многолетних научных исследований В. Н. Панфёрова, отражены в монографии «Интегральный синтез психологии человека в науке, в образовании, в социальном взаимодействии». Основные идеи интегративного подхода отражены в учебных пособиях: «Психология», «Основы психологии человека», «Введение в профессию: психолог», «Методологические основы и проблемы психологии», «Общая психология. Теоретические основы», «Общая психология. Основные психические явления», «Общепсихологический практикум» и др. В настоящее время продолжается активное развитие интегративного подхода. В. Н. Панфёров разрабатывает методологию интегрального синтеза психологических знаний, концептуализируя социальную перцепцию как механизм познания психологии человека в ее целостности, что открывает новые возможности для психологической науки.
Ключевые слова: интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей, психологическая подготовка педагогов, профессиональная подготовка психологов, научная (научно-педагогическая) школа В. Н. Панфёрова.
Сведения об авторах
Анастасия Владимировна Микляева, SPIN-код: 9471-8985, Scopus AuthorlD: 53984860100, ORCID: 0000-0001-8389-2275 Светлана Александровна Безгодова, SPIN-код: 6644-6059, Scopus AuthorID: 57128588500, ORCID: 0000-0001-5425-7838 Светлана Викторовна Васильева, SPIN-код: 9387-8525, ORCID: 0000-0002-6052-3431, е-mail: [email protected] Юлия Евгеньевна Гусева, SPIN-код: 8072-6320
Для цитирования:
Микляева, А. В., Безгодова, С. А., Васильева, С. В., Гусева, Ю. Е. (2019) Становление интегративного подхода к психологии человека и социальному взаимодействию людей в РГПУ им. А. И. Герцена. Психология человека в образовании, т. 1, № 3, с. 222-228. DOI: 10.33910/2686-9527-2019-1-3222-228
Получена 26 июня 2019; прошла рецензирование 10 июля 2019; принята 12 августа 2019.
Права: © Авторы (2019). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.
The development of the integrative approach
to human psychology and social interaction
at Herzen State Pedagogical University of Russia
A. V. Miklyaeva1, S. A. Bezgodova1, S. V. Vasileva™, Yu. E. Guseva1
1 Herzen State Pedagogical University of Russia, 48 Moika River Emb., Saint Petersburg 191186, Russia
Abstract. The article is devoted to the emergence and development of the integrative approach to human psychology and social interaction at Herzen State Pedagogical University of Russia, St Petersburg. The origin of the integrative approach is rooted in the traditions of the Leningrad psychological school founded by Boris Ananyev. Research conducted by Vladimir Panferov laid the foundation for the integrative approach to human psychology and was reflected in the works of his students, followers and associates. Under his leadership numerous theses and dissertations were defended. Vladimir Panferov's scientific school emerged in the late 1980s after three decades of gradual development and not only as a school of scientific thought, but also as an academic institution of professional training (the Department of Practical Psychology, the Faculty Psychology and Pedagogy, the Institute of Psychology). In line with the integrative approach to human psychology and social interaction, a unique system of student training based on a synthesis of natural science and the humanitarian paradigm has been created. The implementation of the integrative approach in the education system has allowed the university to train highly qualified specialists. The main theoretical principles of the integrative approach to human psychology and social interaction, which are the outcomes of Vladimir Panferov's decades-long scientific research, were reflected in the monograph titled "Integrated Synthesis of Human Psychology in Science, Education, and Social Interaction'! The main ideas of the integrative approach are reflected in a number of textbooks, i. e. "Psychology", "Fundamentals of Human Psychology", "An Introduction to Profession: A Psychologist', "Methodological Foundations and Problems of Psychology', "General psychology. Theoretical Foundations", "General Psychology. Principal Psychic Phenomena", "General Psychological Practicum", etc. Active development of the integrative approach continues at present: Vladimir Panferov is developing a methodology for the integral synthesis of psychological knowledge, conceptualising social perception as a mechanism for understanding human psychology in its integrity, which opens up new opportunities for psychological science.
Keywords: integrative approach to human psychology and social interaction, psychological training for teachers, professional training for psychologists, Vladimir Panferov's scientific (scientific-pedagogical) school.
Authors
Anastasia V. Miklyaeva, SPIN: 9471-8985, Scopus AuthorID: 53984860100, ORCID: 0000-0001-8389-2275
Svetlana A. Bezgodova, SPIN: 6644-6059, Scopus AuthorID: 57128588500, ORCID: 0000-0001-5425-7838 Svetlana V. Vasileva, SPIN: 9387-8525, ORCID: 0000-0002-6052-3431, e-mail: [email protected] Yuliya E. Guseva, SPIN: 8072-6320 For citation: Miklyaeva, A. V., Bezgodova, S. A., Vasileva, S. V., Guseva, Yu. E. (2019) The development of the integrative approach to human psychology and social interaction at Herzen State Pedagogical University of Russia. Psychology in Education, vol. 1, no. 3, pp. 222-228. DOI: 10.33910/26869527-2019-1-3-222-228
Received 26 June 2019; reviewed 10 July 2019; accepted 12 August 2019.
Copyright: © The Authors (2019). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.
Введение
Активное развитие психологической науки в ХХ веке стало основой для появления большого числа разнообразных психологических теорий и концепций. В связи с этим, начиная с середины ХХ века, особую актуальность приобретает вопрос о необходимости обобщения накопленных психологических знаний и, как следствие, появляется необходимость в таком научном подходе, который мог бы стать объединяющим для разных подходов к пониманию человека и его психической организации. Появление интегративного подхода к психологии
человека является социальным откликом на проблему эклектичности и разрозненности научного знания в психологической науке (Панфёров, Безгодова, Васильева и др. 2018).
Результаты и их обсуждение
Интегративный подход к изучению психологии человека и социальному взаимодействию людей появился и активно развивается в РГПУ им. А. И. Герцена в течение последних десятилетий. Истоки подхода лежат в традициях ленинградско-петербургской психологической школы, сложившейся в середине ХХ века
под руководством Б. Г. Ананьева. Комплексный подход к изучению человека, оформившийся в работах Б. Г. Ананьева (Ананьев 1968; Ананьев 1976), в рамках которого реализуются принципы целостности и мультидисциплинарности в познании психологии человека, получил развитие в работах его ученика В. Н. Панфёрова, автора интегративного подхода к психологии человека и социальному взаимодействию людей.
Комплексный подход к изучению человека основывается на идее интеграции методологических подходов различных наук для построения целостной модели психической организации человека в психологии. К концу ХХ века развитие психологической науки вышло на такой уровень, когда задачи целостного изучения психологии человека могут быть решены ее собственными методологическими средствами. Поиск возможностей синтеза достижений современной психологической науки является одной из задач современной психологии, так как дает возможность построения целостных моделей психической организации человека, что, в свою очередь, крайне важно для решения широкого круга задач теоретической науки и практической деятельности. Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей дает возможность не только обобщить накопленные научные сведения, факты, теории и концепции, но представить их как целостное, единое пространство психологического знания.
В науке интегративный подход решает важные гносеологические задачи, обеспечивая содержательную валидность психологических исследований (Панфёров, Безгодова 2015), то есть релевантность теоретических построений реальным проявлениям психологии человека в его повседневной жизни. Для практической психологии интегративный подход является эффективным инструментом формирования грамотной профессиональной позиции специалистов, занятых в сфере «человек — человек», которая позволяет им видеть за многообразием эмпирических проявлений психической деятельности целостную личность в единстве свойств ее индивидуальности.
Развитие интегративного подхода как эффективного инструмента практической психологии стало основанием для внедрения его в практику подготовки педагогов и практических психологов. Необходимость повышения качества подготовки педагогических кадров послужила исходным пунктом для становления интегративного подхода к психологии человека и социальному взаимодействию людей в РГПУ
им. А. И. Герцена. Таким образом, внедрение нового подхода стало основой для решения ряда практических задач в профессиональной подготовке специалистов.
В 1987 году, после того как В. Н. Панфёров возглавил кафедру психологии, в психологическую подготовку педагогов было внесено важное дополнение — в программе появился курс «Социальная психология». Благодаря этому, помимо изучения закономерностей развития психической организации человека, будущие педагоги получили возможность увидеть «живую», развивающуюся личность во взаимодействии с миром и другими людьми. В процессе работы по подготовке педагогов сложился основополагающий гносеологический конструкт интегративного подхода — аналитическая модель оснований структуры психики, положенная в основу структурных моделей психики в процессах ин-териоризации и экстериоризации. Модели структурной организации психики в процессах инте-риоризации и экстериоризации позволили продемонстрировать диалектическое единство процессов формирования и проявления психического потенциала человека. Модель структурной организации психики оказалась основополагающей для понимания психологической сущности процесса взаимодействия между педагогом и учеником (Панфёров, Терёшкин, Еремеев и др. 1992). Дальнейшие исследования позволили выйти за пределы частной проблематики педагогического взаимодействия «ученик — учитель» и обратиться к изучению социального взаимодействия людей в целом. Данный подход получил широкое признание и в 1999 году был внедрен в государственные стандарты педагогического образования.
Особое значение в становлении интегративного подхода имеет период, связанный с началом подготовки психологов в РГПУ им. А. И. Герцена.
Первый этап профессиональной подготовки психологов в РГПУ им. А. И. Герцена (тогда ЛГПИ им. А. И. Герцена) пришелся на начало 90-х годов ХХ века. В 1990 году по инициативе В. Н. Панфёрова был осуществлен набор первых студентов, обучавшихся по специальности «Биология» с дополнительной квалификацией «педагог-психолог». Для этого был разработан оригинальный учебный план подготовки практических психологов, который явился практическим приложением внедрения интегративного подхода в образовательную деятельность. В структуру учебного плана наряду с общественными, биологическими и базовыми психологическими дисциплинами вошли курсы, связанные с «технологической» подготовкой специалистов.
Данные курсы давали возможность практическим психологам получить специальную подготовку по широкому спектру актуальных проблем («Психология девиантного поведения», «Основы психологической работы с детскими страхами», «Организация психологической службы», «Психодиагностика», «Психология руководства», «Психологическое консультирование», «Психотерапия», «Нейропсихология и патопсихология» и др.). Разработчиками курсов выступили ведущие практические психологи Санкт-Петербурга (А. И. Захаров, С. Т. По-сохова, А. Л. Лихтарников, Р. М. Загайнов, С. Л. Братченко, И. А. Горьковая и др.).
В основу профессиональной подготовки была положена программа учебного курса «Психология человека» (Панфёров, Терёшкин, Еремеев и др. 1992), в которой интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей нашел наиболее полное дидактическое воплощение. Благодаря этому, начиная с первого курса, студенты постигали не разрозненные психологические факты, не отдельные психологические технологии, но получали гносеологический конструкт, позволяющий им интегрировать разнообразные теоретические и практические знания в целостный образ человека. Это оказалось очень важным в связи с экстенсивным ростом объемов психологической литературы различной направленности, который начался в России в тот период и продолжается по сей день. Интегративный подход позволяет психологам легче ориентироваться в информационном потоке и использовать в своей научной и практической деятельности подходы, методы и технологии, релевантные текущим целям и задачам.
Второй этап профессиональной подготовки психологов был связан с открытием в 1991 году кафедры практической психологии на базе дефектологического факультета РГПУ им. А. И. Герцена. Кафедра была открыта по инициативе В. Н. Панфёрова, который ее и возглавил. Первыми преподавателями кафедры практической психологии стали приглашённые В. Н. Панфёровым сотрудники Герценовского университета и других вузов Санкт-Петербурга, имеющие большой опыт в подготовке студентов-психологов и успешно реализующие себя в практической деятельности в различных сферах прикладной психологии (Н. Н. Обозов, С. Т. Посохова, Е. П. Ко-раблина, Б. А. Еремеев, А. Ф. Терёшкин, И. Б. Те-рёшкина, Ю. В. Макаров). Некоторые преподаватели работали психологами в образовательных учреждениях города, что позволило значительно повысить качество практической подготовки
студентов и включиться в процесс создания первых психологических служб. В это время был осуществлён первый набор студентов по специальности «Психология» (60 человек), квалификация «Практический психолог в учреждениях образования, педагог-психолог». Осуществление профессиональной подготовки в рамках самостоятельной специальности оказалось важным этапом в становлении научной школы для последующей популяризации и распространения идей интегративного подхода к психологии человека и социальному взаимодействию людей в профессиональном психологическом сообществе.
В 1993 году подготовка по специальности «Психология» была передана открытому при активном участии В. Н. Панфёрова факультету философии человека. Открытие нового факультета было важным шагом на пути дальнейшего развития идеи целостного подхода к познанию человека. Подготовка практических психологов в условиях факультета философии человека успешно реализовывалась, соединяя естественнонаучную и гуманитарную парадигмы. К подготовке психологов были привлечены специалисты в области психологии, а также других областей научного знания: анатомии и физиологии, философии, социологии, лингвистики, культурологии и др.
В 1996-1997 годах на кафедре практической психологии работали уже более сорока специалистов, единомышленников В. Н. Панфёрова, среди которых были известные ученые, опытные преподаватели, а также молодые сотрудники, постигающие азы профессии. Научная школа стремительно росла и развивалась, что позволило организовать первое масштабное исследование, целью которого стало эмпирическое подтверждение гносеологических конструктов, составляющих теоретическую базу интегратив-ного подхода. Под руководством В. Н. Панфёрова было проведено масштабное эмпирическое исследование психического потенциала младших школьников, поддержанное Российским фондом фундаментальных исследований. Результаты этого исследования убедительно верифицировали теоретические конструкты, составляющие основы интегративного подхода (Панфёров, Посохова 1996). В это же время был осуществлен первый выпуск психологов, которые были востребованы прежде всего в образовательных учреждениях в связи с введением ставки психолога. Многие студенты первых выпусков успешно реализовали себя в профессиональной сфере на различных позициях. Среди выпускников немало успешных психологов-консультантов, психологов образовательных учреждений,
преподавателей вузов (в том числе РГПУ им.
A. И. Герцена) и колледжей, директоров образовательных учреждений.
В 1997 году ректором Герценовского университета Г. А. Бордовским был подписан приказ о создании психолого-педагогического факультета, деканом которого становится В. В. Семикин. В структуру факультета были включены кафедры, имевшие к этому моменту долгую историю и богатые научные традиции: кафедра педагогики и кафедра возрастной и педагогической психологии. С созданием факультета связано открытие новых кафедр, которые отражали представление
B. Н. Панфёрова о структуре и содержании подготовки профессиональных психологических кадров. После 1997 года появились новые кафедры: психологии человека (заведующий кафедрой В. Н. Панфёров), психологической помощи (заведующая кафедрой Е. П. Кораблина), методов психологического познания (заведующий кафедрой В. Х. Манёров), клинической психологии (заведующий кафедрой В. А. Ананьев), организационной психологии (заведующий кафедрой А. А. Грачев). Профессиональная подготовка психологов, осуществляемая новыми кафедрами, строилась в логике интегративного подхода к психологии человека и социальному взаимодействию людей, в которой каждая кафедра решала свои собственные научные и образовательные задачи. В связи с этим появились предпосылки для подготовки педагогических кадров высшей квалификации практически по всем научным специальностям направления «19.00.00 — Психологические науки» (Волчек, Газитуллина, Ермакова и др. 1995; Панфёров, Кораблина, Захаров и др. 1996; Панфёров, Реброва, Верещагина и др. 1998).
В парадигме интегративного подхода под руководством В. Н. Панфёрова и его учеников подготовлено и защищено несколько десятков кандидатских и докторских диссертаций. Ин-тегративный подход продемонстрировал свою эвристичность для решения широкого круга теоретических и прикладных задач современной психологии. Его положения отражены в концепции человека как субъекта жизнедеятельности Е. Ю. Коржовой (Коржова 2006), концепции личности как субъекта адаптации С. Т. Посо-ховой (Посохова 2001), психометрической концепции познания психологической реальности Б. А. Еремеева (Еремеев 1996), социально-психологической концепции межвозрастных отношений А. В. Микляевой (Микляева 2014) и др. В этом же методологическом ключе проведены прикладные научные исследования, посвященные проблематике психологического проектирования организации (А. А. Грачев),
моделирования педагогического взаимодействия (Т. В. Сенько), комплексной медико-психологической профилактики делинквентности подростков (И. А. Горьковая) и др.
Работы В. Н. Панфёрова имеют широкую известность в России и за ее пределами. Итогом многолетней деятельности В. Н. Панфёрова, его коллег и единомышленников стало включение возглавляемой В. Н. Панфёровым научной (научно-педагогической) школы в реестр ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга (в соответствии с распоряжением Комитета по науке и высшей школе от 19.11.2012 № 80 «Об утверждении Положения о реестре ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга» и решением президиума научно-технического совета при Правительстве Санкт-Петербурга, протокол № 2/13 от 09.12.2013).
Выводы
На сегодняшний день в институте психологии и на других образовательных площадках РГПУ им. А. И. Герцена по программам, разработанным в русле интегративного подхода, обучаются более 350 студентов (Панфёров, Семенова, Васильева и др. 2003; Акулова, Алексеев 2004; Панфёров 2008). Для методического обеспечения учебного процесса под руководством и при непосредственном участии В. Н. Панфёрова подготовлены и опубликованы многочисленные учебные пособия: «Психология» (2013), «Основы психологии человека» (2009), «Введение в профессию: психолог» (2016, 2017), «Методологические основы и проблемы психологии» (2017), «Общая психология. Теоретические основы» (2016, 2017), «Общая психология. Основные психические явления» (2016, 2017, 2019), «Общепсихологический практикум» (2018) и др. Основные теоретические положения ин-тегративного подхода к психологии человека и социальному взаимодействию людей, являющиеся результатом многолетних научных исследований В. Н. Панфёрова, отражены в монографии «Интегральный синтез психологии человека в науке, в образовании, в социальном взаимодействии», изданной к его 75-летию в 2014 году (Панфёров 2015). Владимир Николаевич продолжает активно работать над созданием методологии интегрального синтеза психологических знаний, концептуализацией социальной перцепции как механизма познания психологии человека в ее целостности, тем самым развивая идеи интегративного подхода и придавая ему новое гносеологическое, методологическое и дидактическое звучание.
Литература
Акулова, О. В., Алексеев, А. А. (2004) Примерные программы дисциплин общепрофессиональной подготовки бакалавра образования (для всех направлений педагогического образования, кроме направления «Педагогика») (Федеральный компонент). СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 80 с.
Ананьев, Б. Г. (1968) Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 340 с.
Ананьев, Б. Г. (1976) О методах современной психологии. В кн.: А. А. Бодалев (ред.). Психодиагностические методы (в комплексномлонгитюдном исследовании студентов). Л.: Изд-во Ленинградского университета, с. 13-35.
Волчек, О. Д., Газитуллина, Г. Х., Ермакова, Н. Г. и др. (1995) Программы подготовки практического психолога для системы образования. Вып. 2. СПб.: Образование, 66 с.
Еремеев, Б. А. (1996) Статистические процедуры при психологическом изучении текста. СПб.: Образование, 54 с.
Коржова, Е. Ю. (2006) Психология жизненных ориентаций человека. СПб.: Изд-во РХГА, 382 с.
Микляева, А. В. (2014) Психология межвозрастных отношений. М.: Перо, 159 с.
Панфёров, В. Н. (ред.). (2008) Учебно-методические комплексы дисциплин подготовки магистра психологии. Магистерская программа 030 300.68-03 «Социальная психология». СПб.: АНО «ИПП ННЭО», 218 с.
Панфёров, В. Н. (2015) Интегральный синтез психологии человека в науке, в образовании, в социальном взаимодействии. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 761 с.
Панфёров, В. Н., Безгодова, С. А. (2015) Методология интегрального синтеза в психологической науке. Психологический журнал, т. 36, № 1, с. 20-33.
Панфёров, В. Н., Безгодова, С. А., Васильева, С. В. и др. (2018) Структурная модель психической организации в контексте интегративного подхода к психологии человека. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 187, с. 30-39.
Панфёров, В. Н., Кораблина, Е. П., Захаров, А. И. и др. (1996) Программы учебных дисциплин для подготовки практических психологов высшей квалификации. СПб.: Образование, 222 с.
Панфёров, В. Н., Посохова, С. Т. (1996) Психическая организация человека и ее эмпирическая представленность у младших школьников. В кн.: А. И. Захаров, В. Н. Панфёров, Е. П. Кораблина (ред.). Практическая психология. Методология и методики научных исследований. СПб.: Образование, с. 22-35.
Панфёров, В. Н., Реброва, Н. П., Верещагина, Л. А. и др. (1998) Программы учебных дисциплин для подготовки практических психологов высшей квалификации. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 195 с.
Панфёров, В. Н., Семенова, З. Ф., Васильева, С. В и др. (2003) Теоретические основы психологии человека: программа интегративной учебной дисциплины. СПб.: АНО «ИПП ННЭО», 75 с.
Панфёров, В. Н., Терешкин, А. Ф., Еремеев, Б. А. и др. (1992) Психология человека: программа учебной дисциплины. СПб.: Образование, 61 с.
Посохова, С. Т. (2001) Психология адаптирующейся личности. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 240 с.
References
Akulova, O. V., Alekseev, A. A. (2004) Primernye programmy distsiplin obshcheprofessional'noj podgotovki bakalavra obrazovaniya (dlya vsekh napravlenij pedagogicheskogo obrazovaniya, krome napravleniya "Pedagogika") (Federal'nyj komponent) [Exemplary programs of disciplines of general professional preparation of a bachelor of education (for all areas of pedagogical education except the direction of "Pedagogy") (Federal Component)]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 80 p. (In Russian)
Ananiev, B. G. (1968) Chelovekkak predmet poznaniya [Man as the object of cognition]. Leningrad: Leningrad State University Publ., 340 p. (In Russian)
Ananiev, B. G. (1976) O metodakh sovremennoj psikhologii [On the methods of modern psychology]. In: A. A. Bodalev (ed.). Psikhodiagnosticheskie metody (v kompleksnom longityudnom issledovanii studentov) [Psychodiagnostic methods (in a comprehensive longitudinal study of students)]. Leningrad: Leningrad State University Publ., pp. 13-35. (In Russian)
Eremeev, B. A. (1996) Statisticheskie protsedury pri psikhologicheskom izuchenii teksta [Statistical procedures for the psychological study of the text]. Saint Petersburg: Obrazovanie Publ., 54 p. (In Russian)
Korzhova, E. Yu. (2006) Psikhologiya zhiznennykh orientatsij cheloveka [Psychology of life orientations of a person]. Saint Petersburg: Russian Christian Human Academy Publ., 382 p. (In Russian)
Miklyaeva, A. V. (2014) Psikhologiya mezhvozrastnykh otnoshenij [Psychology of inter-age relationships]. Moscow: Pero Publ., 159 p. (In Russian)
Panferov, V. N. (ed.). (2008) Uchebno-metodicheskie kompleksy distsiplin podgotovki magistra psikhologii. Magisterskaya programma 030 300.68-03 "Sotsial'naya psikhologiya" [Educational and methodical complexes of disciplines for the preparation of a Master of Psychology. Master Program 030 300.68-03 "Social Psychology"]. Saint Petersburg: ANO "IPP NNEO" Publ., 218 p. (In Russian)
Panferov, V. N. (2015) Integral'nyj sintez psikhologii cheloveka v nauke, v obrazovanii, v sotsial'nom vzaimodejstvii [Integral synthesis of human psychology in science, in education, in social interaction]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 761 p. (In Russian) Panferov, V. N., Bezgodova, S. A. (2015) Metodologiya integral'nogo sinteza v psikhologicheskoj nauke [The methodology of integral synthesis in psychological science]. Psikhologicheskii zhurnal, vol. 36, no. 1, pp. 20-33. (In Russian)
Panferov, V. N., Bezgodova, S. A., Vasilyeva, S. V. et al. (2018) Strukturnaya model' psikhicheskoj organizatsii v kontekste integrativnogo podkhoda k psikhologii cheloveka [A structural model of mental organization in the context of an integrative approach to human psychology]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 187, pp. 30-39. (In Russian) Panferov, V. N., Korablina, E. P., Zakharov, A. I. et al. (1996) Programmy uchebnykh distsiplin dlya podgotovki prakticheskikh psikhologov vysshej kvalifikatsii [Programs of educational disciplines for the preparation of highly qualified practical psychologists]. Saint Petersburg: Obrazovanie Publ., 222 p. (In Russian) Panferov, V. N., Posokhova, S. T. (1996) Psikhicheskaya organizatsiya cheloveka i ee empiricheskaya predstavlennost' u mladshikh shkol'nikov [The psychic organization of a person and its empirical representation among younger students]. In: A. I. Zakharov, V. N. Panferov, E. P. Korablina (ed.). Prakticheskaya psikhologiya. Metodologiya i metodiki nauchnykh issledovanij [Practical psychology. Methodology and research techniques]. Saint Petersburg: Obrazovanie Publ., pp. 22-35. (In Russian) Panferov, V. N., Rebrova, N. P., Vereshchagina, L. A. et al. (1998) Programmy uchebnykh distsiplin dlya podgotovki prakticheskikh psikhologov vysshej kvalifikatsii [Programs of educational disciplines for the preparation of highly qualified practical psychologists]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 195 p. (In Russian)
Panferov, V. N., Semenova, Z. F., Vasil'eva, S. V. et al. (2003) Teoreticheskie osnovypsikhologii cheloveka:programma integrativnoj uchebnoj distsipliny [Theoretical foundations of human psychology: An integrative academic discipline program]. Saint Petersburg: ANO "IPP NNEO" Publ., 75 p. (In Russian) Panferov, V. N., Tereshkin, A. F., Eremeev, B. A. et al. (1992) Psikhologiya cheloveka: programma uchebnoj distsipliny [Human psychology: An academic discipline program]. Saint Petersburg: Obrazovanie Publ., 61 p. (In Russian) Posokhova, S. T. (2001) Psikhologija adaptiruyushchejsya lichnosti [The human phenomenon]. Saint Petersburg:
Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 240 p. (In Russian) Volchek, O. D., Gazitullina, G. Kh., Ermakova, N. G. et al. (1995) Programmy podgotovki prakticheskogo psikhologa dlya sistemy obrazovaniya [Training programsfor a practical psychologistfor the education system]. Vol. 2. Saint Petersburg: Obrazovanie Publ., 66 p. (In Russian)