Научная статья на тему 'Феномены человека как субъекта жизнедеятельности: сквозь призму интегративного подхода'

Феномены человека как субъекта жизнедеятельности: сквозь призму интегративного подхода Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
312
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНТЕРИОРИЗОВАННАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ / ЭКСТЕРИОРИЗОВАННАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ / ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВЫБОР СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ / СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИЧНОСТИ / INTEGRATIVE APPROACH / AN INDIVIDUAL AS THE SUBJECT OF VITAL ACTIVITY / INTERIORIZED SUBJECTIVITY / EXTERIORIZED SUBJECTIVITY / INTERNAL PICTURE OF LIFE ACTIVITY / CHOICE OF BEHAVIOR STRATEGIES / SUBJECT-OBJECT ORIENTATIONS / INDIVIDUAL LIFE COURSE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коржова Елена Юрьевна, Сбитнева Алина Александровна, Туманова Елена Николаевна, Могильникова Татьяна Сергеевна, Шевелев Владислав Валерьевич

Интегративный подход опирается на богатые научные традиции изучения психологии человека, последовательно реализуемые ленинградской петербургской школой психологии, в том числе в трудах В. Н. Панфёрова. Интегративный подход широко востребован в современных психологических исследованиях, поскольку позволяет целостно рассмотреть феномены психологии человека, в том числе человека как субъекта жизнедеятельности. Целью статьи явилось обобщение исследований кафедры психологии человека по проблематике человека как субъекта жизнедеятельности, осуществленных в русле интегративного подхода. В качестве задач выступили выделение феноменологии человека как субъекта жизнедеятельности в русле психологии субъекта посредством анализа взаимодействия человека с жизненными ситуациями; подведение итогов деятельности кафедры психологии человека в данном направлении. Психология субъекта является одним из перспективных направлений в русле интегративного подхода и находится в центре внимания многих современных исследователей. Однако в настоящее время актуально рассмотрение не абстрактного субъекта, а меры выраженности субъектных свойств. Такую индивидуальную специфику потенциала субъектности и его проявлений раскрывает психология человека как субъекта жизнедеятельности, демонстрируя богатые возможности интегративного подхода в описании психологических феноменов в бытийном контексте. Жизнедеятельность может быть понята как процесс взаимодействия человека с жизненными ситуациями, где человек выступает в качестве субъекта, а жизненная ситуация объекта жизнедеятельности, с различной мерой участия человека в созидании своей жизни. Выделенные феномены субъект-объектного взаимодействия в процессе жизнедеятельности позволяют описать широкий набор психологических характеристик, их виды и типы, среди которых субъект-объектные ориентации (базовые ориентации жизнедеятельности, потенциал субъектности), внутренняя картина жизнедеятельности (интериоризованная субъектность, субъективное проявление потенциала субъектности), выбор стратегий поведения (экстериоризованная субъектность, объективное проявление потенциала субъектности), объединение субъективного и объективного проявлений потенциала субъектности в поле жизнедеятельности. Представлена также теоретически и эмпирически обоснованная типология субъект-объектных ориентаций. Полученные на протяжении многих лет результаты дают возможность в соединении субъектного, ситуационного и личностного подходов описать личностные феномены, в основе которых лежат характеристики человека как субъекта жизнедеятельности. Созданная В. Н. Панфёровым кафедра психологии человека последовательно реализует интегративный подход к познанию психологии человека, в настоящее время в рамках направления «Психология жизненного пути: личностные и групповые процессы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Коржова Елена Юрьевна, Сбитнева Алина Александровна, Туманова Елена Николаевна, Могильникова Татьяна Сергеевна, Шевелев Владислав Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An individual as the subject of vital activity phenomena: A view through the prism of the integrative approach

The integrative approach is based on the rich scientific traditions of human psychology, consistently implemented by the Leningrad Saint Petersburg school of psychology, including the works by Vladimir Panferov. The integrative approach is widely used in contemporary psychological research, as it suggests a holistic view of the human psychology phenomena, including that of an individual as the subject of the life course. At present the authors suggest that it is important to consider not an abstract subject, but the measure to which the subject properties manifest themselves. Such individual specificity of subject potential and its manifestations is revealed by the psychology of an individual as the subject of life activity, demonstrating the ample opportunities to apply the integrative approach to the description of psychological phenomena in the existential context. Life activity can be perceived as the process of human interaction with the circumstances of life, where an individual acts as the subject, and the life situation is the object of life, and with a different measure of an individual's participation in the creation of their own life. The subject-object interaction in the process of life can define a wide range of psychological characteristics, their features and types: subjectobject orientations (basic orientation of life, and subject potential), the internal picture of life (interiorized subjectness, subjective manifestation of subject potential), the choice of behavior strategies (exteriorized subjectness, objective manifestation of subject potential), the connection between subjective and objective manifestations of a subject's potential in life. The authors also present a theoretically and empirically based typology of subject-object orientations. The research results obtained over many years make it possible to describe individual phenomena in connection of subjective, situational and personal approaches based on the characteristics of an individual as the subject of life. The Department of Human Psychology organised by Vladimir Panferov has consistently implemented the integrative approach in the study of human psychology, currently in the area of “Life-course Psychology: individual and group processes”.

Текст научной работы на тему «Феномены человека как субъекта жизнедеятельности: сквозь призму интегративного подхода»

Психология человека в образовании, 2019, т. 1, № 3 Psychology in Education, 2019, vol. 1, no. 3 _www.psychinedu. ru

Теоретические исследования

УДК 159.9 ЭО1: 10.33910/2686-9527-2019-1-3-229-239

Феномены человека как субъекта жизнедеятельности: сквозь призму интегративного подхода

Е. Ю. Коржова01, А. А. Сбитнева1, Е. Н. Туманова1, Т. С. Могильникова1, В. В. Шевелев1

1 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 191186, Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48

Аннотация. Интегративный подход опирается на богатые научные традиции изучения психологии человека, последовательно реализуемые ленинградской — петербургской школой психологии, в том числе в трудах В. Н. Панфёрова. Интегративный подход широко востребован в современных психологических исследованиях, поскольку позволяет целостно рассмотреть феномены психологии человека, в том числе человека как субъекта жизнедеятельности. Целью статьи явилось обобщение исследований кафедры психологии человека по проблематике человека как субъекта жизнедеятельности, осуществленных в русле интегративного подхода. В качестве задач выступили выделение феноменологии человека как субъекта жизнедеятельности в русле психологии субъекта посредством анализа взаимодействия человека с жизненными ситуациями; подведение итогов деятельности кафедры психологии человека в данном направлении. Психология субъекта является одним из перспективных направлений в русле интегративного подхода и находится в центре внимания многих современных исследователей. Однако в настоящее время актуально рассмотрение не абстрактного субъекта, а меры выраженности субъектных свойств. Такую индивидуальную специфику потенциала субъектности и его проявлений раскрывает психология человека как субъекта жизнедеятельности, демонстрируя богатые возможности интегративного подхода в описании психологических феноменов в бытийном контексте. Жизнедеятельность может быть понята как процесс взаимодействия человека с жизненными ситуациями, где человек выступает в качестве субъекта, а жизненная ситуация — объекта жизнедеятельности, с различной мерой участия человека в созидании своей жизни. Выделенные феномены субъект-объектного взаимодействия в процессе жизнедеятельности позволяют описать широкий набор психологических характеристик, их виды и типы, среди которых субъект-объектные ориентации (базовые ориентации жизнедеятельности, потенциал субъектности), внутренняя картина жизнедеятельности (интериоризованная субъектность, субъективное проявление потенциала субъектности), выбор стратегий поведения (экстериоризованная субъектность, объективное проявление потенциала субъектности), объединение субъективного и объективного проявлений потенциала субъектности в поле жизнедеятельности. Представлена также теоретически и эмпирически обоснованная типология субъект-объектных ориентаций. Полученные на протяжении многих лет результаты дают возможность в соединении субъектного, ситуационного и личностного подходов описать личностные феномены, в основе которых лежат характеристики человека как субъекта жизнедеятельности. Созданная В. Н. Панфёровым кафедра психологии человека последовательно реализует интегративный подход к познанию психологии человека, в настоящее время — в рамках направления «Психология жизненного пути: личностные и групповые процессы».

Ключевые слова: интегративный подход, человек как субъект жизнедеятельности, интериоризованная субъектность, экстериоризованная субъектность, внутренняя картина жизнедеятельности, выбор стратегий поведения, субъект-объектные ориентации, жизненный путь личности.

Сведения об авторах

Елена Юрьевна Коржова, SPIN-код: 1851-2702, Scopus AuthorlD: 6507511374, ORCID: 0000-0002-1128-1421, e-mail: elenakoriova@herzen.spb.ru

Алина Александровна Сбитнева, SPIN-код: 4676-9541

Елена Николаевна Туманова, SPIN-код: 4676-9541

Татьяна Сергеевна Могильникова, SPIN-код: 6137-5868 Владислав Валерьевич Шевелев, SPIN-код: 7473-7850 Для цитирования: Коржова, Е. Ю., Сбитнева, А. А., Туманова, Е. Н., Могильникова, Т. С., Шевелев, В. В. (2019) Феномены человека как субъекта жизнедеятельности: сквозь призму интегративного подхода. Психология человека в образовании, т. 1, № 3, с. 229-239. DOI: 10.33910/2686-9527-2019-1-3229-239

Получена 26 мая 2019; прошла рецензирование 10 июля 2019; принята 15 июля 2019.

Права: © Авторы (2019). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

An individual as the subject of vital activity phenomena: A view through the prism of the integrative approach

E. Yu. Korjova01, A. A. Sbitneva1, E. N. Tumanova1, T. S. Mogilnikova1, V. V. Shevelev1

1 Herzen State Pedagogical University of Russia, 48 Moika River Emb., Saint Petersburg 191186, Russia

Abstract. The integrative approach is based on the rich scientific traditions of human psychology, consistently implemented by the Leningrad — Saint Petersburg school of psychology, including the works by Vladimir Panferov. The integrative approach is widely used in contemporary psychological research, as it suggests a holistic view of the human psychology phenomena, including that of an individual as the subject of the life course. At present the authors suggest that it is important to consider not an abstract subject, but the measure to which the subject properties manifest themselves. Such individual specificity of subject potential and its manifestations is revealed by the psychology of an individual as the subject of life activity, demonstrating the ample opportunities to apply the integrative approach to the description of psychological phenomena in the existential context. Life activity can be perceived as the process of human interaction with the circumstances of life, where an individual acts as the subject, and the life situation is the object of life, and with a different measure of an individual's participation in the creation of their own life. The subject-object interaction in the process of life can define a wide range of psychological characteristics, their features and types: subject-object orientations (basic orientation of life, and subject potential), the internal picture of life (interiorized subjectness, subjective manifestation of subject potential), the choice of behavior strategies (exteriorized subjectness, objective manifestation of subject potential), the connection between subjective and objective manifestations of a subject's potential in life. The authors also present a theoretically and empirically based typology of subject-object orientations. The research results obtained over many years make it possible to describe individual phenomena in connection of subjective, situational and personal approaches based on the characteristics of an individual as the subject of life. The Department of Human Psychology organised by Vladimir Panferov has consistently implemented the integrative approach in the study of human psychology, currently in the area of "Life-course Psychology: individual and group processes'!

Authors

Elena Yu. Korjova, SPIN: 1851-2702, Scopus AuthorlD: 6507511374, ORCID: 0000-0002-1128-1421, e-mail: elenakorjova@herzen.spb.ru Alina A. Sbitneva, SPIN: 4676-9541 Elena N. Tumanova, SPIN: 4676-9541 Tatyana S. Mogilnikova, SPIN: 61375868

Vladislav V. Shevelev, SPIN: 74737850

For citation: (2019) Korjova, E. Yu., Sbitneva, A. A., Tumanova, E. N., Mogilnikova, T. S., Shevelev, V. V. An individual as the subject of vital activity phenomena: A view through the prism of the integrative approach. Psychology in Education, vol. 1, no. 3, pp. 229-239. DOI: 10.33910/26869527-2019-1-3-229-239

Received 26 May 2019; reviewed 10 July 2019; accepted 15 July 2019.

Copyright: © The Authors (2019). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

Keywords: integrative approach, an individual as the subject of vital activity, interiorized subjectivity, exteriorized subjectivity, internal picture of life activity, choice of behavior strategies, subject-object orientations, individual life course.

Введение

Интегративный подход опирается на богатые научные традиции изучения психологии человека, последовательно реализуемые ленинградской — петербургской школой психологии на протяжении последних десятилетий. Итоги семи всероссийских научно-практических конференций «Интегративный подход к психологии человека и межличностному взаимодействию» подведены в изданных материалах конференций и в коллективной монографии, где представлены возможности интегративного подхода в психологическом познании человека — как концептуальные основы интегративного подхода, так и его применение в решении актуаль-

ных проблем общей психологии, психологии личности и социальной психологии. Интегративный подход востребован современными психологическими исследованиями, поскольку позволяет целостно рассмотреть феномены психологии человека. Как показывает В. Н. Панфёров, проблема целостного воспроизводства психологии человека как психологической реальности в научно-исследовательской деятельности и синтезе знаний о человеке является ключевой проблемой психологического познания. В психологической науке интегральный синтез направлен на разработку целостного конструкта психической организации человека и поиск объектных оснований межпредметного и междисциплинарного синтеза знаний разных

наук о человеке (Панфёров 2015; Панфёров, Знаков, Коржова и др. 2017).

Целью статьи явилось обобщение исследований кафедры психологии человека по проблематике человека как субъекта жизнедеятельности, осуществленных в русле интегративного подхода. В качестве задач выступили выделение феноменологии человека как субъекта жизнедеятельности в русле психологии субъекта посредством анализа взаимодействия человека с жизненными ситуациями; подведение итогов деятельности кафедры психологии человека в данном направлении.

Человек как субъект жизнедеятельности

Субъектность является сложным и многогранным явлением. Психология субъектности рассматривалась разными авторами с выделением тех или иных акцентов проблемы, что детально проанализировано нами ранее (Кор-жова 2006). Субъектность может рассматриваться как высшая системная целостность всех качеств (Брушлинский 1996), свойство самодетерминации бытия человека в мире (Петровский 1996), интенция противостояния объекту (Татенко 1995), целостная характеристика активности человека (Осницкий 1996), содержательно-действенная характеристика активности, в которой подчеркивается интенциональность субъекта (Глуханюк 2001). В психологии субъекта речь идет о самом широком контексте созидания человеком своей истории: быть субъектом означает «инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, познание, созерцание и другие виды специфически человеческой активности, творчество и нравственность» (Брушлинский 1991, 3). Тем не менее, как указывает один из известных авторов, работающих в субъектной парадигме, отраженность человека как субъекта в пространстве витальности до недавнего времени совершенно не была разработана в эмпирическом плане (Петровский 1996).

Психология субъекта — одно из перспективных направлений в русле интегративного подхода. Д. А. Леонтьев, рассматривая статус понятия «субъект» по отношению к ключевым психологическим категориям, предлагает сосредоточиться на проблеме актуальной субъектности, ее изменениях во времени, с учетом меры активного влияния на внешние и внутренние процессы (Леонтьев 2010). Действительно, в реальной практике актуально рассмотрение не абстрактного субъекта, а меры выраженности

субъектных свойств. Психология человека как субъекта жизнедеятельности раскрывает богатые возможности интегративного подхода в описании психологических феноменов в бытийном контексте.

Субъектность сегодня понимается как инте-гративное образование, состоящее в осознанном и деятельном отношении к себе и к миру, а также в стремлении к его преобразованию, которое формируется под влиянием субъективных и объективных факторов окружающей среды (Волкова, Гришина 2015; Коржова, Волкова, Рудыхина, Туманова 2018; Панфёров 2000; Поссель 2000; Павлова, Сергиенко 2015). В большинстве работ в качестве ключевых характеристик субъектности отмечаются отношение к себе как к активному деятелю, свобода выбора и ответственность, способность рефлексии и целеполагания, осознание своей уникальности, преобразующая активность. Это предполагает детальное рассмотрение потенциала субъектности как возможности человека взаимодействовать с жизненной ситуацией определенным, индивидуально-специфическим образом. Б. Г. Ананьев под потенциалом понимал развитие человека как личности и как субъекта деятельности, а также взаимосвязанные симпто-мокомплексы свойств различных уровней организации человека (Ананьев 1969). В таком понимании потенциал человека всесторонне изучается в созданной Ананьевым научной школе, получая продолжение в школе Панфёрова. Качественным выражением психического потенциала субъекта предметно-практической деятельности, социального взаимодействия и других проявлений его активности является психология человека. В качестве интегральных компонентов внешних форм ее проявления представлены психологические качества, в которых фиксируются действия, поведение и деятельность человека, тем самым раскрывается функциональная связь субъекта, взаимодействующего с миром вещей, людей и самим собой. Субъектность проистекает из присущих человеку возможностей к произвольным действиям, поступкам, поведению и деятельности (Панфёров 2015). Одной из интересных попыток, хотя и не подкрепленных эмпирическими доказательствами, определить жизненные проявления субъектности является работа, в которой выделены два основных вида преобразующей активности: направленная на создание нового и на уничтожение прежнего (соответственно, творческая и разрушающая) (Дружинин 1999).

Полагаем, что потенциал субъектности можно глубоко понять лишь при учете многообразия

связей человека с жизненными ситуациями, непосредственно связывающими его с миром, в котором он существует. Человек как субъект жизнедеятельности — это ее активный участник, «творец своей жизни». Сама жизнедеятельность при этом может быть понята как процесс взаимодействия человека с жизненными ситуациями. Этот процесс может происходить по-разному в зависимости от психологических особенностей и жизненного опыта, от объективных обстоятельств жизнедеятельности. До тех пор, пока ситуация естественна для человека, он составляет с ней единое целое. Но если ситуация воспринимается как жизненная проблема, то есть определенное противоречие, человек стремится (осознанно или неосознанно) его разрешить, тем самым противопоставляя себя жизненной ситуации. При таком субъективном выделении жизненной ситуации она становится объектом жизнедеятельности человека, который выступает в качестве ее субъекта. Это означает, что, только когда жизненная ситуация воспринимается человеком в качестве противоречивой, проблемной, конфликтной, возможно анализировать взаимодействие человека и жизненной ситуации в процессе жизнедеятельности как субъект-объектное, выделяя в нем отдельные феномены.

Воспринимая жизненную ситуацию как проблемную, человек стремится разрешить ее противоречие. Закономерности освоения человеком проблемной ситуации (на примере проблемных ситуаций воспитателя детского сада) (Красная, Панфёров 1991) можно применить и к проблемным ситуациям жизнедеятельности в целом, выделив следующие этапы решения проблемы при рассмотрении жизненной ситуации как объекта:

• восприятие противоречия как стратегической задачи;

• поиск причин противоречия;

• определение частных задач (тактических);

• нахождение способа решения.

Найденный способ решения проблемы реализуется в качестве выбора стратегии поведения. Это особый поведенческий синдром, характеризующийся актуализацией адаптивных механизмов психической саморегуляции (Коржова 2006). В зависимости от ключевой роли того или иного уровня жизнедеятельности стратегии поведения подразделяются нами на соматически ориентированные, ориентированные на внутренний мир и ориентированные на внешний мир. Внутри каждого вида стратегии есть своя классификация. Поскольку категория субъекта жизнедеятельности характеризует функциони-

рование человека во времени, на протяжении всей жизни, а категории жизненной ситуации — пространственное функционирование, то субъект-объектное как пространственно-временное взаимодействие составляет особый феномен. Поле жизнедеятельности и обусловливает прежде всего специфику проявления внутреннего мира. В каждой точке жизнедеятельности его поле характеризуется текущим паттерном субъект-объектного взаимодействия, объединяющим противоположные качества и человека, и жизненной ситуации.

Кроме паттерна настоящего, в поле жизнедеятельности представлены все предшествующие паттерны субъект-объектных взаимодействий, многообразный опыт предшествующей жизни. Понятие «поле» в психологии разрабатывалось достаточно подробно в школе К. Левина, основателя направления ситуационных исследований. Под полем понималось при этом так называемое жизненное пространство, включающее человека и окружающую среду, психологически для него значимую (Левин 2000). Согласно гомеостатической концепции Левина, предполагалось, что человеком движет стремление достичь равновесия с окружающей средой. Можно полагать, что это не единственное стремление человека, находящегося в жизненной ситуации, по крайней мере, ему могут быть противопоставлены стремления к нарушению равновесия со средой, то есть творческие. Сам ход развития может быть представлен как постоянная смена субъект-объектных паттернов, сопровождающихся изменениями субъектных особенностей и особенностей жизненной ситуации (Коржова 2006).

Ананьев рассматривал динамику становления субъекта трех основных деятельностей как баланса, взаимовлияния интериоризации (перехода внешних действий во внутренние) и экс-териоризации (перехода внутренних действий во внешние) (Ананьев 1967). Значимым для нас является характеристика реализации субъект-ности, данная Панфёровым: «Субъектная активность человека проявляется в произвольности его действий, поступков, поведения, деятельности, а также в субъективности психических образов и личного отношения к миру вещей и людей, к самому себе» (Панфёров 2000, 10). Первый названный ряд проявлений субъектной активности можно отнести к «объективным», обращенным к объективному, внешнему миру, а второй — к «субъективным», обращенным к субъективному, внутреннему миру. Соответственно, нами выделены две формы реализации потенциала субъектности при «контакте»

человека с жизненной ситуацией на основе субъект-объектных ориентаций: субъективная и объективная. Субъективная форма представляет интериоризованную субъектность, тогда как объективная — экстериоризованную субъектность. Это «созерцание» и «деяние» — в описании форм человеческого бытия С. Л. Рубинштейном (Рубинштейн 1997).

Субъективную сторону реализации субъектного потенциала человека можно достаточно полно охарактеризовать с помощью понятия «внутренняя картина жизнедеятельности». В отечественной психологии известны термины «субъективная картина жизненного пути», «картина жизни», а также «внутренняя картина болезни», «внутренняя картина здоровья», «внутренняя картина жизненного пути». Очевидно, термин «внутренняя картина жизнедеятельности» более приемлем, если ставить задачу изучения отношения человека к своему бытию на разных его уровнях. Понятия «внутренняя картина жизненного пути», «субъективная картина жизненного пути» предполагают акцент на жизненных событиях как социальных изменениях.

В процессе контакта человека с жизненной ситуацией происходит ее субъективная «переработка», приводящая к изменению не только «сиюминутного субъекта», но и всего целостного образа бытия. Это динамичная психологическая характеристика, взгляд «изнутри» на свою жизнь, некий «внутренний срез» жизнедеятельности. Формирование целостного образа бытия происходит на разных уровнях психической организации — ощущения, восприятия, эмоционального переживания, оценки жизненных событий и отношения к ним. В этом процессе участвуют разные уровни жизнедеятельности — соматический, психологический, социальный.

Экстериоризованная субъектность представляет собой такое освоение жизненных ситуаций, при котором происходит выбор поведенческих стратегий. Обращение к особенностям экстериоризованной субъектности позволяет понять, как именно осуществляется процесс взаимодействия с жизненной ситуацией, а также как можно рассмотреть процесс жизнедеятельности в виде последовательности таких взаимодействий.

Отметим также, что на основе приведенных выше теоретических рассуждений предложен обширный психологический инструментарий диагностики как интериоризованной, так и экс-териоризованной субъектности.

Субъект-объектные ориентации в жизненных ситуациях описывают особенности связи внутреннего мира и мира внешнего, заключающей-

ся в «построении» собственного бытия как субъектной включенности в обстоятельства жизнедеятельности. Это базовые жизненные ориентации человека относительно жизненных ситуаций, в которых протекает его бытие. Отметим также, что В. А. Петровский рассмотрел понятие субъект-объектных ориентаций, или ориентированности, в связи с изучением познавательной деятельности, понимая под ним специфическое отношение, реализующееся на протяжении этой деятельности. «Объектная» ориентация, или «О»-ориентация, имеет место при направленности субъекта на внешний к нему объект, тогда как «субъектная» ориентация, или «Б»-ориентация, характеризуется направленностью субъекта на самого себя (Петровский 2015). Ю. А. Поссель используется понятие «субъектная позиция» как совокупность свойств личности, которая способствует экстериоризации субъектного потенциала (Поссель 2000). Рассматриваются два варианта субъектной позиции в социальной направленности: латентная (подчиненность, консерватизм, конформизм, экс-тернальность) и реализующаяся (доминантность, радикализм, нонконформизм, интернальность).

Исследования кафедры психологии человека

Научные исследования кафедры психологии человека всегда отличала преемственность по отношению к классическим подходам петербургской психологической школы. В РГПУ в рамках направления «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей» психолого-педагогического факультета (ныне институт психологии) проводились исследования прежде всего кафедры психологии человека, которая была создана по инициативе профессора В. Н. Панфёрова в 1991 году первоначально как кафедра практической психологии. Научно-исследовательская работа кафедры в настоящее время в рамках темы «Психология жизненного пути: личностные и групповые процессы» дает возможность развивать интегративный подход к психологическим исследованиям в соответствии с разными уровнями человеческого бытия.

Выше нами были отмечены два основных типа субъект-объектных ориентаций в жизненных ситуациях: субъектная и объектная. Соответственно, процесс жизнедеятельности как цепочка субъект-объектных взаимодействий выглядит по-разному. У «человека внешнего» при объектной ориентации жизнедеятельность детерминирована преимущественно внешними

ситуациями как ее объектами. Попадая в разные жизненные ситуации, человек вынужден изменяться, развиваться уже внутренне. У «человека внутреннего» выражена творческая инициатива в подходе к ситуациям. Так субъект-объектные ориентации накладывают отпечаток на процесс жизнедеятельности (Коржова 2006).

В дальнейшем была предложена модель субъект-объектных ориентаций в жизненных ситуациях, эмпирически проверенная при разработке опросника жизненных ориентаций. В одномерной типологии, подтверждаемой гомогенностью окончательного варианта опросника, представлены субъектная и объектная ориентации (по степени субъектной включенности в жизненные ситуации). Двухмерная типология образуется на пересечении двух ортогональных вторичных факторов «трансситуационное творчество» и «трансситуационный локус контроля»: «преобразователь», «гармонизатор», «пользователь», «потребитель».

На основе концепции психологии человека как субъекта жизнедеятельности был разработан подход к психологии жизненного пути личности на стыке субъектного, ситуационного и личностного подходов. Это предоставляет возможность выработки нового взгляда на личность как центральный психологический феномен, поскольку субъектные свойства лежат в основе личностных. С помощью биографического метода выявлены закономерности гармонии и дисгармонии жизненного пути, его инвариантные и вариативные характеристики. Трансситуационные (то есть проявляющиеся «через ситуации») феномены проанализированы и на уровне личности, что позволило выделить иерархию моделей личности в теориях, реальной жизни и художественной литературе, дополнив и расширив психологическую типологию, в основе которой лежит тот или иной угол зрения на мир (Коржова 2006; 2016с).

Отметим ряд исследований сотрудников кафедры психологии человека. Так, был реализован трансситуационный подход к психологии ответственности, и в результате было показано, что ответственность является неоднородным образованием и включает стабильный внутри-личностный компонент, описываемый в терминах локализации контроля как экстернальность и интернальность, и пластичный ситуационный компонент. В то время как интернальность является особенностью личности, находящейся в ситуации повседневных жизненных трудностей, ситуационная ответственность актуализируется у субъектов, переживающих особую жизненную ситуацию (Семенова 2006). Изучены

когнитивно-стилевые особенности субъекта познания, а именно особенности проявления когнитивной дифференцированности межличностного познания в зависимости от типа субъект-объектной ориентации респондентов. Выявлены индивидуальные стратегии определения отношения к людям, в разной степени характерные для представителей различных типов субъект-объектных ориентаций (Сбитнева 2009). Показано, что субъект-объектные ориентации являются базовыми компонентами эпистемологических стилей как относительно устойчивых психологических характеристик познавательной сферы, проявляющихся в предпочтительных способах познавательной активности и особенностях отношения личности к объектам и явлениям окружающего мира. Помимо субъект-объектных ориентаций, эпистемологические стили включают в себя ценностные ориентации и индивидуально-типологические характеристики (Коржова, Рудыхина 2013). Особый класс жизненных ситуаций — кризисные ситуации жизни — рассмотрен в русле возможностей их активного преодоления субъектом в подростковом возрасте (Туманова 2003).

Под руководством Е. Ю. Коржовой успешно защищены 16 диссертаций на соискание ученой степени кандидата психологических наук, в которых получили развитие идеи психологии человека как субъекта жизнедеятельности. Проиллюстрируем это некоторыми данными:

1. Субъект-объектные ориентации. Изучена ценностно-смысловая сфера представителей разных типов субъект-объектных ориентаций в ситуациях жизненного выбора (Мальгина 2015). Субъект-объектные ориентации представлены как базовая часть эпистемологических стилей (Рудыхина 2013).

2. Внутренняя картина жизнедеятельности. В развитие понятия внутренней картины жизнедеятельности проанализирован феномен исторической памяти личности (Трегубенко 2012). Особенности переживания повседневных и переломных жизненных ситуаций рассмотрены в связи с типами структур «социального атома» (Протасенко 2015). Разработан и психометрически обоснован проективный биографический методический комплекс «Моя жизнь» (Султанова 2007).

3. Стратегии поведения в жизненных ситуациях. Роль субъект-объектных ориентаций в организации поведения на протяжении жизненного пути была изучена в исследовании О. Н. Николаенко (Николаенко 2006), в котором самоконтроль личности, стремящейся сознательно организовать свою жизнь, проанализирован

как процесс согласования образов реально существующего и желаемого. Рассмотрены копинг-стратегии и защитные механизмы представителей разных типов субъект-объектных ориентаций (Жолобов 2013).

Труды сотрудников кафедры психологии человека в настоящее время получили обобщение как в теоретическом плане, так и в плане оригинальных методических разработок.

Теоретические разработки кафедры отражены в коллективной монографии (Коржова 2016a). Жизненный путь, представленный как личност-но-ситуационное взаимодействие, проанализирован в современных исследованиях кафедры как многоуровневое психологическое образование. При анализе духовного измерения жизненного пути показано, что смысл жизни является высшей целью в иерархии целей системы ориентации человека и требует от него решения экзистенциальных проблем (Е. К. Веселова). Это многоплановый процесс интеграции личности, имеющий разноуровневую структуру (М. Я. Дво-рецкая). Выбор жизненных ориентаций (эго-и тео-ориентаций) предопределяет течение жизненного пути. С этих позиций охарактеризованы предложенные ранее психологические типы личности (Е. Ю. Коржова). Социальное измерение жизненного пути представлено в контексте проблемы зрелости / инфантилизма личности в современных условиях социализации молодежи (С. А. Безгодова, А. В. Мик-ляева). Ситуация литературной социализации современных подростков в семье и школе определяется как процесс усвоения и воспроизводства ценностей и культурных норм через чтение и книгу (Г. В. Семенова). На уровне индивидуального измерения жизненного пути показано, что каждый из типов субъект-объектных ориента-ций имеет неповторимость профиля индивидуально-типологических особенностей, отражающих специфику структуры психологического типа (О. В. Рудыхина).

Современные методические разработки сотрудников кафедры также отражены в итоговой публикации (Коржова 2016b). В методической области накоплен многолетний опыт в качестве серии авторских оригинальных психодиагностических методик, направленных на анализ феноменов личностно-ситуационного взаимодействия: внутренней картины жизненного пути, стратегий поведения в жизненных ситуациях, направленности личности (жизненных ориен-таций) и жизненного пути в целом (Е. Ю. Кор-жова). В рамках психологической диагностики внутренней картины жизненного пути разработаны авторские методики анализа субъектив-

ного восприятия событийной наполненности жизни: многопоколенная семейная генограмма как метод исследования жизненных ситуаций в истории семьи (С. А. Векилова), методика «Историческое воспоминание» (И. А. Трегубен-ко) и методика «Отношение к значимой жизненной ситуации» (Е. Ю. Коржова, А. В. Бердни-кова). Поведенческий аспект взаимодействия с жизненными ситуациями представлен рядом проективных методик, направленных на диагностику психологических особенностей принятия морального решения (Е. К. Веселова), в том числе в инновационных ситуациях (В. А. Артемьева, Е. К. Веселова), а также оригинальным опросником «Нормы мужского поведения» (И. С. Клецина, Е. В. Иоффе). Все эти методики созданы в русле «знакового» подхода, согласно которому, в отличие от непосредственного, на основе изучения характеристик поведения делается вывод о личностных характеристиках, проявляющихся в поведении. В психологической диагностике феноменов направленности личности представлена методика «Эталон жизнедеятельности» М. Я. Дворецкой и схема анализа честолюбия личности О. В. Барсуковой, которая много лет работала на кафедре. Наконец, представлен ряд методических разработок, предлагающих целостный анализ жизненного пути или жизненной ситуации, понимаемой в пролонгированном ее значении: проективный рисунок «Моя жизнь» (С. А. Безгодова, А. В. Мик-ляева, С. М. Яцышин), метафорические ассоциативные карты (Г. В. Семенова), интервью для исследования жизненного пути пожилых людей (В. В. Лемиш), методика исследования отношения к музыке в спектре отношений к жизни — вариант незаконченных предложений (С. В. Васильева). Среди методов психологического воздействия представлен опыт оказания психологической помощи подросткам в ситуационной парадигме (Е. Н. Туманова), рассмотрены возможности биографического метода в формировании личности современной молодежи (Е. Ю. Коржова, Н. С. Радевская, А. В. Радевский).

Выводы

Таким образом, интегративный подход остается актуальным для современных психологических исследований, позволяя найти новые пути к изучению субъектности в контексте жизнедеятельности человека, дифференцированно рассмотреть феномены субъектности в соответствии с субъективной и объективной сторонами реализации субъектного потенциала, а также в их единстве, и далее исследовать

каждый из этих феноменов в отдельности вплоть до выявления их структуры и типологии. В настоящее время на кафедре психологии человека проблематика жизненного пути личности развивает тематику психологии человека как субъекта жизнедеятельности, которая освещается многопланово и в проблемном ключе, как теоретически, так и эмпирически. Обращение

к данной проблематике позволяет рассмотреть многообразие феноменов психологии человека и взаимодействия людей в целостном и многогранном процессе человеческой жизни, во всей ее противоречивости и полноте, интегрируя разнородные и разрозненные знания. Это определяет и перспективы дальнейших исследований.

Литература

Абульханова, К. А. (2014) Методологический принцип субъекта: исследование жизненного пути личности. Психологический журнал, т. 35, № 2, с. 5-18.

Ананьев, Б. Г. (1967) Психологическая структура человека как субъекта. Человек и общество, вып. 2, с. 235-249.

Ананьев, Б. Г. (1968) Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 339 с.

Брушлинский, А. В. (1991) Проблема субъекта в психологической науке (статья первая). Психологический журнал, т. 12, № 6, с. 3-11.

Брушлинский, А. В. (1996) Субъект: мышление, учение, воображение: избранные психологические труды. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 387 с.

Волкова, Е. Н., Гришина, А. В. (2015) Структура субъектности младших подростков с разным уровнем игровой компьютерной зависимости. Психологический журнал, т. 36, № 2, с. 20-31.

Глуханюк, Н. С. (2000) Психология профессионализации педагога. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 219 с.

Дружинин, В. Н. (2000) Варианты жизни: очерки экзистенциальной психологии. М.: Per Se; СПб.: ИМАТОН, 135 с.

Жолобов, Е. В. (2013) Механизмы психологической защиты и стратегии совладания у представителей различных типов субъект-объектных ориентаций личности. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 184 с.

Коржова, Е. Ю. (2006) Психология жизненных ориентаций человека. СПб.: Изд-во РХГА, 382 с.

Коржова, Е. Ю. (ред.). (2016a) Интегративная психология жизненного пути. СПб.: Фирма «Стикс», 232 с.

Коржова, Е. Ю. (сост.) (2016b) Практикум по психологии жизненных ситуаций. СПб.: Фирма «Стикс», 266 с.

Коржова, Е. Ю. (2016c) Путеводитель по жизненным ориентациям: личность и ее жизненный путь в художественной литературе. 3-е изд. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 468 с.

Коржова, Е. Ю., Волкова, Е. Н., Рудыхина, О. В., Туманова, Е. Н. (2018) Психология человека как субъекта жизнедеятельности и жизненного пути личности: основные итоги исследований. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 187, с. 40-50.

Коржова, Е. Ю., Рудыхина, О. В. (2013) Понятие «эпистемологический стиль» и его психологическое содержание. Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, т. 5, № 2, с. 57-66.

Красная, Е. В., Панфёров, В. Н. (1991) Психологический анализ проблемных ситуаций, возникающих в работе воспитателя детского сада. Вопросы психологии, № 4, с. 59-65.

Левин, К. (2000) Теория поля в социальных науках. СПб.: Речь; Сенсор, 364 с.

Леонтьев, Д. А. (2010) Что дает психологии понятие субъекта: субъектность как измерение личности. Эпистемология и философия науки, т. 25, № 3, с. 135-153.

Мальгина, А. В. (2015) Смысложизненные ориентации в разных жизненных ситуациях у молодежи. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 161 с.

Мухаметзянова, Ф. Г., Шабельников, В. К., Осмина, Е. В. и др. (2016) Размышления и представления о феномене субъектности в различных образовательных пространствах. Казань: Издательский центр Университета управления «ТИСБИ», 252 с.

Николаенко, О. Н. (2006) Стратегия самоконтроля личности. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 200 с.

Осницкий, А. К. (1996) Проблемы исследования субъектной активности. Вопросы психологии, № 1, с. 5-19.

Павлова, Н. С., Сергиенко, Е. А. (2016) Субъектная и личностная регуляция поведения как проявление индивидуальности человека. Психологический журнал, т. 37, № 2, с. 43-56.

Панфёров, В. Н. (2000) Психология человека. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 154 с.

Панфёров, В. Н. (2015) Интегральный синтез психологии человека в науке, в образовании, в социальном взаимодействии. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 761 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Панфёров, В. Н., Знаков, В. В., Коржова, Е. Ю. и др. (2017) Интегративный подход к познанию психологии

человека. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 296 с. Петровский, В. А. (1996) Личность в психологии: Парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 512 с.

Петровский, В. А. (2015) «Субъектность» в пространстве культуры и наяву. Мир психологии, № 3 (83), с. 14-38.

Поссель, Ю. А. (2000) Субъектная индетерминированность социальной направленности личности. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 142 с.

Протасенко, Л. Ю. (2015) Типы структур «социального атома» и особенности переживания повседневных и переломных жизненных ситуаций. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 195 с. Рубинштейн, С. Л. (1997) Человек и мир. М.: Наука, 189 с.

Рудыхина, О. В. (2013) Структура и индивидуально-психологические характеристики эпистемологических стилей. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 269 с.

Сбитнева, А. А. (2009) Когнитивная дифференцированность как характеристика межличностного познания представителей различных типов субъект-объектных ориентаций. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 105, с. 198-204. Семенова, Г. В. (2006) Проявление ответственности личности в контексте жизненных ситуаций. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 231 с.

Султанова, З. В. (2007) Проективный подход в биографическом исследовании личности. Диссертация

на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 295 с. Трегубенко, И. А. (2012) Историческая память в контексте субъективной картины жизненного пути личности. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 219 с.

Туманова, Е. Н. (2003) Кризисные ситуации жизни и особенности их развития в подростковом возрасте. В кн.: Р. М. Шамионов (ред.). Вопросы социальной психологии личности. Вып. 4. Саратов: Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, с. 86-95.

References

Abulkhanova, K. A. (2014) Metodologicheskij printsip sub'ekta: issledovanie zhiznennogo puti lichnosti [Methodological principle of a subject: Study of person's life course]. Psikhologicheskii zhurnal, vol. 35, no. 2, pp. 5-18. (In Russian) Ananiev, B. G. (1967) Psikhologicheskaya struktura cheloveka kak sub'ekta [Psychological structure of a person

as a subject]. Chelovek i obshchestvo, vol. 2, pp. 235-249. (In Russian) Ananiev, B. G. (1969) Chelovek kak predmet poznaniya [Human as a subject of cognition]. Leningrad: Leningrad

State University Publ., 329 p. (In Russian) Brushlinsky, A. V. (1991) Problema sub'ekta v psikhologicheskoj nauke (stat'ya pervaya) [The problem of the subject

in psychological science (article one)]. Psikhologicheskii zhurnal, vol. 12, no. 6, pp. 3-11. (In Russian) Brushlinsky, A. V. (1996) Sub'ekt: myshlenie, uchenie, voobrazhenie: izbrannye psikhologicheskie trudy [Subject: Thinking, training, imagination: Selected psychological papers]. Moscow: Institut prakticheskoj psikhologii Publ.; Voronezh: NPO "MODEK" Publ., 387 p. (In Russian) Glukhanyuk, N. C. (2000) Psikhologiya professionalizatsii pedagoga [Psychology of teacher professionalization].

Ekaterinburg: Ural State Vocational Pedagogical University Publ., 219 p. (In Russian) Druzhinin, V. N. (2000) Varianty zhizni: ocherki ekzistentsial'noj psikhologii [Variants of life: Essays on existential

psychology]. Moscow: Per Se Publ.; Saint Petersburg: IMATON Publ., 135 p. (In Russian) Zholobov, E. V. (2013) Mekhanizmypsikhologicheskoj zashchity istrategiisovladaniya upredstavitelej razlichnykh tipov sub'ekt-ob'ektnykh orientatsij lichnosti [Mechanisms of psychological protection and coping strategies of representatives of different types of subject-object orientations of personality]. PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 184 p. (In Russian) Korjova, E. Yu. (2006) Psikhologiya zhiznennykh orientatsij cheloveka [Psychology of human life orientations]. Saint

Petersburg: Russian Christian Human Academy Publ., 382 p. (In Russian) Korjova, E. Yu. (ed.). (2016a) Integrativnaya psikhologiya zhiznennogo puti [Integrative psychology of life course].

Saint Petersburg: Firma "Stiks" Publ., 232 p. (In Russian) Korjova, E. Yu. (comp.) (2016b) Praktikum po psikhologii zhiznennykh situatsij [Workshop on the psychology of life

situations]. Saint Petersburg: Firma "Stiks" Publ., 266 p. (In Russian) Korjova, E. Yu. (2016c) Putevoditel'po zhiznennym orientatsiyam: lichnost' i ee zhiznennyjput'v khudozhestvennoj literature [Guide to life orientations: Personality and life course in literature]. 3rd ed. Saint Petersburg: Obshchestvo pamyati igumenii Taisii Publ., 468 p. (In Russian)

Korjova, E. Yu., Volkova, E. N., Rudyhina, O. V., Tumanova, E. N. (2018) Psikhologiya cheloveka kak sub'ekta zhiznedeyatel'nosti i zhiznennogo puti lichnosti: osnovnye itogi issledovanij [The psychology of a person as a subject of life activity and personality life span: Main research results]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science, no. 187, pp. 40-50. (In Russian) Korjova, E. Yu., Rudyhina, O. V. (2013) Ponyatie "epistemologicheskij stil'" i ego psikhologicheskoe soderzhanie [The concept "epistemological style" and its psychological contents]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina — Vestnik of Pushkin Leningrad State University, vol. 5, no. 2, pp. 57-66. (In Russian)

Krasnaya, E. V., Panferov, V. N. (1991) Psikhologicheskij analiz problemnykh situatsij, voznikayushchikh v rabote vospitatelya detskogo sada [Psychological analysis of problematic situations arising in the work of a kindergarten teacher]. Voprosy psychologii, no. 4, pp. 59-65. (In Russian) Lewin, K. (2000) Teoriya polya v sotsial'nykh naukakh [Field theory in social sciences]. Saint Petersburg: Rech' Publ.;

Sensor Publ., 368 p. (In Russian) Leont'ev, D. A. (2010) Chto daet psikhologii ponyatie sub'ekta: sub'ektnost' kak izmerenie lichnosti [What gives psychology the concept of subject: Subjectness as a dimension of personality]. Epistemologiya i filosofiya nauki — Epistemology & Philosophy of Science, vol. 25, no. 3, pp. 135-153. (In Russian) Malgina, A. V. (2015) Smyslozhiznennye orientatsii v raznykh zhiznennykh situatsiyakh u molodezhi [Life sense orientations in different life situations among young people]. PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 161 p. (In Russian) Mukhametzyanova, F. G., Shabel'nikov, V. K., Osmina, E. V. et al. (2016) Razmyshleniya ipredstavleniya o fenomene sub'ektnosti v razlichnykh obrazovatel'nykh prostranstvakh [Reflections and ideas about the phenomenon of subjectivness in various educational spaces]. Kazan: University of Management "TISBI" Publ., 252 p. (In Russian)

Nikolaenko, O. N. (2006) Strategiya samokontrolya lichnosti [The strategy of self-monitoring personality]. PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 200 p. (In Russian) Osnitsky, A. K. (1996) Problemy issledovaniya sub'ektnoj aktivnosti [Problems of research of subject activity].

Voprosy psychologii, no. 1, pp. 5-19. (In Russian) Panferov, V. N. (2000) Psikhologiya cheloveka [Human psychology]. Saint Petersburg: V. A. Mihajlov Publ., 154 p. (In Russian)

Panferov, V. N. (2015) Integral'nyj sintez psikhologii cheloveka v nauke, v obrazovanii, v sotsial'nom vzaimodejstvii [Integral synthesis of human psychology in science, education, social interaction]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 761 p. (In Russian) Panferov, V. N., Znakov, V. V., Korzhova, E. Yu. et al. (2017) Integrativnyjpodkhod k poznaniyu psikhologii cheloveka [Integrative approach to the human psychology cognition]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 296 p. (In Russian) Pavlova, N. S., Sergienko, E. A. (2016) Sub'ektnaya i lichnostnaya regulyatsiya povedeniya kak proyavlenie individual'nosti cheloveka [Subject and personal regulation of behavior as a manifestation of man's individuality]. Psikhologicheskii zhurnal, vol. 37, no. 2, pp. 43-56. (In Russian) Petrovsky, V. A. (1996) Lichnost' v psikhologii: Paradigma sub'ektnosti [Personality in psychology: The paradigm

of subjectness]. Rostov-on-Don: Feniks Publ., 512 p. (In Russian) Petrovsky, V. A. (2015) "Sub'ektnost'" v prostranstve kul'tury i nayavu ["Subjectivness" in space of culture

and reality]. Mir psikhologii, no. 3 (83), pp. 14-38. (In Russian) Possel, Yu. A. (2000) Sub'ektnaya indeterminirovannost'social'noj napravlennosti lichnosti [Subjective indeterminacy of social orientation of personality]. PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 142 p. (In Russian) Protasenko, L. Y. Tipy struktur "sotsial'nogo atoma" i osobennosti perezhivaniya povsednevnykh i perelomnykh zhiznennykh situatsij [Structure types "social atom"and experiences of the everyday and critical situations]. PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 195 p. (In Russian) Rubinshtejn, S. L. Chelovek i mir [Human and the world]. Moscow: Nauka Publ., 189 p. (In Russian) Rudyhina, O. V. (2013) Struktura i individual'no-psikhologicheskie kharakteristiki epistemologicheskikh stilej [Structure and individual psychological characteristics of epistemological styles]. PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 269 p. (In Russian) Sbitneva, A. A. (2009) Kognitivnaya differentsirovannost' kak ^Charakteristika mezhlichnostnogo poznaniya predstavitelej razlichnykh tipov sub'ekt-ob'ektnykh orientatsij [Cognitive differentiation as a characteristic of interpersonal cognition of subject-object orientations different types representatives]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science, no. 105, pp. 198-204. (In Russian) Semenova, G. V. (2006) Proyavlenie otvetstvennosti lichnosti v kontekste zhiznennykh situatsij [Manifestation of personal responsibility in the context of life situations]. PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 231 p. (In Russian)

Sultanova, Z. V. (2007) Proektivnyj podkhod v biograficheskom issledovanii lichnosti [Projective approach in biographical research of personality]. PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 295 p. (In Russian) Tregubenko, I. A. (2012) Istoricheskaya pamyat' v kontekste sub'ektivnoj kartiny zhiznennogo puti lichnosti [Historical memory in the context of subjective picture of personality life]. PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 219 p. (In Russian) Tumanova, E. N. (2003) Krizisnye situatsii zhizni i osobennosti ikh razvitiya v podrostkovom vozraste [Crisis situations of life and peculiarities of their development in adolescence]. In: R. M. Shamionov (ed.). Voprosy social'nojpsikhologii lichnosti [Questions of personality social psychology]. Vol. 4. Saratov: Saratov State University, pp. 86-95. (In Russian)

Volkova, E. N., Grishina, A. V. (2015) Struktura sub'ektnosti mladshikh podrostkov s raznym urovnem igrovoj komp'yuternoj zavisimosti [Structure of subjectivity of junior adolescents with different levels of computer addiction]. Psikhologicheskii zhurnal, vol. 36, no. 2, pp. 20-31. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.