Научная статья на тему 'Становление института наследования интеллектуальных прав: историко-правовой анализ'

Становление института наследования интеллектуальных прав: историко-правовой анализ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
636
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АВТОРСКОЕ ПРАВО / COPYRIGHT / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРАВА / INTELLECTUAL RIGHTS / ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРАВО АВТОРОВ / AN EXCLUSIVE RIGHT OF AUTHORS / ИСТОРИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА / COPYRIGHT HISTORY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Косинков Владимир Валерьевич

В статье рассматривается исторический аспект формирования авторского права в контексте его наследования. Отмечается, что изобретение средств тиражирования с новой остротой поставило вопрос о наследовании имущественных прав автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INSTITUTE OF INTELLECTUAL PROPERTY RIGHTS INHERITANCE: HISTORICAL AND LEGAL ANALYSIS

In article the historical aspect of formation of the copyright in a context of its inheritance is considered. The author notices that the invention of means of duplicating was pointed by a question on inheritance of property rights of the author.

Текст научной работы на тему «Становление института наследования интеллектуальных прав: историко-правовой анализ»

нее перед целым миром» [6, с. 25]. Однако учение К. П. Победоносцева не полностью чуждо идеи демократии. И понимать ее следует не универсалистски, а в контексте соответствующей культурной традиции. Ученый пишет: «Политические предания наши - из древнего мира, из Греции и Рима. Но тогдашняя демократия была совсем непохожа на нынешнюю, основанную на равенстве. В древнем мире устройство правления вытекало непосредственно из обычая, местных обстоятельств и религии» [6, с. 20].

В этой связи вполне уместно мыслитель приводит в пример одну притчу, иллюстрирующую методологическую порочность данной идеи. Эта притча о человеке, «.. .который всю свою жизнь проводил весело, давая волю всякому своему желанию и всякой похоти, безмерно ел, пил, развратничал, и наконец, расстроив весь свой организм, потеряв самую способность наслаждаться, требует от врача такого лекарства, которое поставило бы его на ноги и возвратило бы ему способность к наслаждению, то есть возможность по-прежнему безмерно есть, пить и развратничать. Но разумный врач говорит ему: нет такого лекарства. Если хочешь быть здоров, войди в самого себя, обратись к природе, которую ты в себе и для себя оболживил, поставь себя на простую меру жизни, оставь противоестественные привычки и желания. Нет иного средства выздороветь» [6, с. 26].

Делая выводы, необходимо отметить, что консерватизм является достаточно глубокой традицией российского мировоззрения и политико-правовой мысли. В условиях становления учения о

государстве и праве он стал играть роль методологического принципа в изучении данной сферы у целого ряда политико-правовых мыслителей, обретая соответствующие парадигмальные черты. Одним из первых теоретиков права, выступивших в своих исследованиях с позиции такого консервативного подхода, был К. П. Победоносцев. Характерной чертой политико-правового учения исследователя выступает онтологизация права и государства, с позиции которой он критиковал школу естественного права и обосновывал патерналистскую теорию происхождения государства. Последующее развитие данный подход получает в политико-правовом учении Л.А. Тихомирова и И.А. Ильина.

Литература

1. Контарев А. А. Идеи российской государственности. Ростов н/Д, 2000.

2. Тимошина Е. В. Политико-правовые взгляды К. П. Победоносцева: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1998.

3. Коваленко О. В. Развитие традиций русского консерватизма в теоретической и практической деятельности К. П. Победоносцева: дис. ... канд. полит. наук. СПб., 2009.

4. Победоносцев К. П. Записки по законодательству: курс лекций // Правоведение. 1997. № 1.

5. Победоносцев К. П. Курс гражданского права. М., 2002. Т. 1.

6. Победоносцев К. П. Московский сборник. М., 1896.

© 2015 г. В. В. Косинков

СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА НАСЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ:

ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

В статье рассматривается исторический аспект формирования авторского права в контексте его наследования. Отмечается, что изобретение средств тиражирования с новой остротой поставило вопрос о наследовании имущественных прав автора.

Ключевые слова: авторское право, интеллектуальные права, исключительное право авторов, история авторского права.

Наследование интеллектуальных прав имеет достаточно длительный период формирования, насчитывающий более двухсот лет, в то время как правовое регулирование и защита авторского права - более половины тысячелетия. Элементы охраны авторских прав встречаются еще в Древнем мире, так как человеку всегда было не безразлично мнение окружающих и слава среди близких. В Древней Греции существовали нормы, закрепляющие за автором право на неприкосновенность произведения: тексты трагедий подлежали обязательному сохранению для осуществления

контроля за соответствием исполняемого на сцене представления подлинному авторскому замыслу. Творения Эсхила, Софокла и Еврипида должны были доводиться до публики в неискаженном виде. Гонорар как форма оплаты творческого труда, особенности права собственности на произведения искусства были известны еще римскому праву [1, с. 16-22]. В учебной литературе приводится такой пример: в Государственном Эрмитаже есть древнегреческая ваза, датированная 500 годом до нашей эры, на которой написано: «Гесхил сделал. Эпиктет расписал» [2, с. 3]. Так

Юристг-Прлвов^дъ, 2015, № 1 (68)

два древних мастера на тысячелетия вперед защитили и обессмертили свое соавторство на произведение искусства. Поэтому трудно согласиться с Е. А. Войниканисом, считающим, что право интеллектуальной собственности в сравнении с гражданским правом, которое западная цивилизация унаследовала от Древнего Рима, является, очевидно, «молодой» отраслью, оформившейся не ранее второй половины XIX века [3, с. 5].

Первоначально в течение довольно длительного времени (XVI-XVП веков) субъективное право авторства признавалось за конкретными лицами на основании дарованных государством привилегий, то есть индивидуальных, ненормативных актов. Часто этими лицами были книгоиздатели, книгопродавцы, промышленники, купцы. Вопрос о наследовании привилегий не стоял.

Впервые «права изобретателей» были защищены в Венеции в Хартии 19 марта 1474 года. В ней признавались «моральные права» авторов и исключительное право на использование своего изобретения в течение ограниченного периода времени. Возможность защиты прав изобретателей оговаривалась тремя условиями: изобретение должно быть оригинальным, новым на территории Венецианской республики и иметь промышленный характер. Так, например, каждый гражданин, сделавший машину, ранее не применявшуюся на территории государства, получал привилегию, по которой всем остальным запрещалось в течение 10 лет изготавливать подобные машины [4, с. 10, 11]. В России аналогичный закон был принят в 1812 году, это Манифест «О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах».

Как известно, огромный импульс охране прав авторов придало изобретение книгопечатания и развитие машинного производства. «Своим рождением авторское право обязано изобретению печатного станка, которое обусловило массовый характер столкновений интересов конкурирующих издателей, а также издателей и авторов», - справедливо полагает Е. А. Войниканис [3, с. 12]. В дальнейшем сфера действия авторского права укрупнялась вместе с появлением новых видов произведений и способов их использования, обусловленных в свою очередь техническим прогрессом, модернизацией. Примером может служить фотография, которая к концу XIX - началу XX века заняла прочное место в законодательстве об авторском праве. В XX столетии в связи с ускорением технического прогресса авторско-правовое пространство существенно расширилось за счет кинематографа, звукозаписывающих устройств, радио, телевидения, кабельного и спутникового вещания, компьютерных технологий, включая информационно-телекоммуникационные сети. Благодаря им были созданы условия для массового тира-

жирования произведении литературы и отдельных видов искусства, а также изобретений и товарных обозначений, которые стали обобщенно именовать «духовным производством». Аналогично моделям собственности на сырье, материалы, здания, сооружения и рабочую силу результатом «духовного производства» стали рассматриваться собственнические категории [5, с. 24]. Вполне естественно, что вопросы наследования этой собственности приобретают особое значение.

В Великобритании в начале XVIII века был принят Статут королевы Анны, который закрепил личное право автора на охрану опубликованного произведения сроком на 14 лет. При жизни автора этот срок мог быть продлен еще на 14 лет [6, с. 5]. В преамбуле Статута королевы Анны необходимость защиты интересов авторов объединена с задачей содействия творческим открытиям будущих авторов. Поэтому в XVП-XVШ веках институты авторского и патентного права, получившие закрепление в «Статуте о монополиях» 1624 года в Великобритании, а также во Франции в Патентном законе 1791 года, положили начало развитию «литературной», «научной», «художественной», «промышленной» либо «интеллектуальной собственности». Например, Де Буфлерс, излагая проект французского Патентного закона 1791 года, сказал, что всякое изобретение «есть собственность его автора» [7, с. 586]. И к наследованию интеллектуальных прав стали применяться принципы римского наследственного права.

Законы эпохи французской революции, настроенные против всяческих привилегий, в первую очередь Закон от 24 июля 1793 г., признавали авторское право в качестве естественного права, которое «по тому самому никогда не нуждалось в королевской власти и защите» [8, с. 102]. В подобной неприязни к королевской власти трудно заподозрить отечественного законодателя начала XIX века, но и в российских законах 30-х годов этого столетия устанавливалось право собственности на литературные произведения. Наследование авторского права понималось с естественно-правовых позиций: наследники продолжали личность умершего.

В принципе, следует признать вслед за профессором А. Л. Маковским, что результаты интеллектуальной деятельности участвовали в гражданском обороте, а следовательно, и переходили по наследству, испокон века, когда авторского права в современном понимании не существовало даже в зачаточном виде. И в Древнем мире, и в Средние века рукописи, скульптуры, картины, ювелирные украшения и другие предметы прикладного искусства продавались, обменивались, подносились в дар, мирно или с жестокими спорами переходили по наследству не только и, как правило, не столько в качестве изделий из пергамента, мрамора, золота или драгоценных камней. «И тогда, когда ав-

торского права не было и в помине, картины Рубенса никто не покупал как обрамленное соединение красок с холстом. Покупались изображенные им Мария Медичи или Елена Фаурмент, пышноте-лые женщины, вздыбленные кони, сверкающее оружие, разъяренные львы и т. д. и т. п. Но покупались, переходили по наследству «во плоти» холста и масла, покупались как вещь: право на эти изображения было для участников оборота неотделимо от картины как вещи или, как мы теперь говорим, от «материального носителя» этих изображений» [9, с. 103-141]. То есть права на нематериальное, идеальное содержание портретов, других картин, скульптур, украшений - «права из вещи» - были практически почти неотделимы от «права на вещь». Не только вероятность, но и возможность нарушения нематериальных интересов обладателя произведения искусства изолированно от нарушения его права на «произведение-вещь» являлась ничтожно малой. Соответственно, не возникала и потребность в признании законом того, что самостоятельные права на «нематериальное произведение» существуют.

Как указывалось выше, за периодом привилегий в Западной Европе в XVIII веке, а в России -в XIX столетии наступило время общих законов о правах авторов и изобретателей. Согласно этим законам субъективное гражданское право на литературные и художественные произведения и на изобретения выдавалось за право собственности, обладатель которого пользуется самой полной свободой использования принадлежащего ему произведения или изобретения [10, с. 133].

Постепенно в процессе исторической эволюции охраняемые авторским правом интересы создателей произведений интеллектуального труда были закреплены в качестве конкретных прав, причем отнесенных к основным правам и свободам человека. Система норм, опосредующих отношения в процессе создания, использования и охраны результатов творческой деятельности, обособилась в качестве специфического правового института авторского права [11, с. 25]. Тогда же происходит и формирование нормативных оснований наследования авторского права.

Становление авторского права в России началась в 1698 году, когда мастеру из Голландии Те-сингу была выдана первая привилегия на опубликование его трудов [12, с. 407]. Впоследствии принимается целый ряд нормативных актов. Прежде всего, это Положение о правах сочинителей 1828 года, Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей вообще 1830 года, Положение о собственности художественной 1844 года, Положение о собственности музыкальной 1845 года.

Первое юридическое оформление защиты авторских прав в России было осуществлено в 1828 году в виде дополнений к Закону о цензуре. В Цензур-

ный устав включалась специальная глава, которая называлась «О сочинителях и издателях книг», где и была сформулирована презумпция авторства: при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. Согласно ст. 282 Устава каждый сочинитель или переводчик книги имеет исключительное право пользоваться во всю жизнь свою изданием и ее продажей по своему усмотрению как имуществом благоприобретенным. Наследники имели право на повторной издание произведений [13, с. 534]. Наследники могут осуществлять в соответствии со ст. 287 второе издание через пять лет после выдачи из цензуры разрешенного на выпуск билета. В целом уже на тот момент в силу правил об универсальном преемстве к наследникам переходили все имущественные права наследодателя в полном объеме. Так как авторское право принадлежало, согласно представлениям тех лет, к разряду вещных прав, то и оно переходит к ним в том же виде, в каком находилось в руках автора. При этом автор мог посредством завещания возложить на наследников разные обязательства, но автор был не вправе изменить срок действия исключительного права.

Исходя из норм тех лет в случае отсутствия завещания авторское право переходило к наследникам по закону. На вопрос о том, может ли наследник сделать в доставшемся по наследству сочинении изменения, И. Г. Табашников дает положительный ответ: так как авторское право всецело переходит к наследникам, им оно принадлежит в полном объеме, как и автору. Их право делать изменения несомненно, если только они не унаследовали ограничение прав. Однако на вопрос, вправе ли наследник в случае новых изданий унаследованного им сочинения объединить свои вставки и добавления с текстом умершего автора, ученый отвечает отрицательно: наследник есть представитель имущественной личности автора, но не творческой. Наследник может распорядиться текстом с той же свободой, что и автор: издать произведение по частям или целиком, уступить другому, изъять, но не может сделать так, чтобы видоизмененное им сочинение считалось произведением автора. Наследник - только представитель умершего наследодателя, но не сам автор.

Свобода наследника может быть ограничена завещанием, и наследник должен исполнить все согласно завещанию. Полная свобода возможна только в случае отсутствия ограничений в завещании. Это касается даже таких вопросов, как тираж: сколько завещал автор, столько экземпляров и должно быть издано. При этом И. Г. Табащников не согласен с позицией немецкого ученого Вехтера, который считал, что автор не может ограничить в завещании право обнародовать его произведения [13, с. 543]. Ведь наследник не может быть назван

Юристъ-Правов^дъ, 2015, № 1 (68)

первым приобретателем авторского права. Но автор не может ограничить наследников в праве вносить дополнения и замечания в текст: «Что касается примечаний и дополнений, то относительно их автор никак не может ограничивать ни наследников, ни иных преемников...» [13, с. 544]. Наследники по закону обязаны исполнить все сделки, заключенные наследователем по поводу его сочинения.

Постепенно к концу XIX века в России складывается теория исключительных прав на произведение. Профессор А. Л. Маковский отмечает, что теория исключительных прав как строго научное объяснение юридической природы субъективных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации субъектов и объектов торгового оборота была утверждена в России на рубеже XIX и XX столетий двумя выдающимися отечественными цивилистами Габриэлем Феликсовичем Шершеневичем (1863-1912) и Александром Александровичем Пиленко (18731956) в их монографиях «Авторское право на литературные произведения» (Г. Ф. Шершеневич, 1891) и «Право изобретателя» (А. А. Пиленко, 1902-1903) [9, с. 103-141]. И в конце XIX века проприетарная конструкция начинает исчезать из русского законодательства. Между тем именно эта концепция, по мнению В. П. Мозолина, соединила неотчуждаемое личное неимущественное право человека на результаты его творческой деятельности с происходящим от него правом на получение достойного вознаграждения за использование созданного результата [14]. В итоге был сформирован и новый порядок наследования авторских прав, элементы которого существуют и сегодня.

Литература

1. Кейзеров Н. Духовное имущество как комплексная проблема // Общественные науки и современность. 1992. №№ 4.

2. Близнец И. А., Леонтьев К. Б. Авторское право и смежные права / под ред. И. А. Близнеца. М., 2011.

3. Войниканис Е. А. Право интеллектуальной собственности в цифровую эпоху: парадигма баланса и гибкости. М., 2013.

4. Матвеева Т. И. Международный трансфер интеллектуальной собственности. СПб., 1993.

5. Гражданское право. Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права: учебник: в 4 т. / И. А. Зенин, Е. В. Кулагина, Е. А. Суханов и др.; под ред.

Е. А. Суханова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2008. Т. 2.

6. Авторские и смежные с ними права: постатейный комментарий глав 70 и 71 Гражданского кодекса Российской Федерации / под ред. П. В. Крашенинникова. М., 2010.

7. Пиленко А. А. Право изобретателя. Сер.: Классика российской цивилистики. М., 2001.

8. Шершеневич Г. Ф. Авторское право на литературные произведения. Казань, 1891.

9. Маковский А. Л. Исключительные права и концепция части четвертой Гражданского кодекса // Гражданское право современной России / сост.: О. М. Козырь и А. Л. Маковский. М., 2008.

10. Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998.

11. Ситдикова Р. И. Обеспечение частных, общественных и публичных интересов авторским правом. М., 2013.

12. Фойницкий И. Я. Курс уголовного права. Часть особенная. Посягательства личные и имущественные. Пг., 1916.

13. Табашников А. Г. Литературная, музыкальная и художественная собственность. СПб., 1878. Т. 1.

14. Мозолин В. П. О концепции интеллектуальных прав // Журнал российского права. 2007. № 3.

© 2015 г. Ю. А. Штейнберг

ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ И ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ

В статье рассматривается правотворческое взаимодействие религиозных объединений с государственными структурами в сфере идеологического и культурного формирования личности в рамках гражданского общества и правового государства. Предлагаются пути решения проблемы восстановления базовых ценностей и объединения русского народа как духовно единой нации.

Ключевые слова: правотворческая политика, духовные ценности, идеологическая политика, церковь, правовое государство, право, правовые ценности, гражданское общество.

Развитие современного Российского государст- ского общества, а также согласованных действий и ва требует от политических лидеров и законодатель- научного подхода в достижении наилучших резуль-ных органов активного участия в жизни граждан- татов по удовлетворению потребностей граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.