Научная статья на тему 'Становление института контрактной системы государственных закупок в Российской экономике'

Становление института контрактной системы государственных закупок в Российской экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
840
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ЭКОНОМИЮ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / КОНТРАКТ / THE CONTRACT SYSTEM / GOVERNMENT PROCUREMENT / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / BUDGET SAVINGS / THE COMPETITIVE ENVIRONMENT / THE CONTRACT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курбатова В. А.

Направления и формы государственного регулирования экономики во многом зависят от уровня развития экономических институтов, а также остроты и глубины проблем, которые имеются в экономике. На сегодняшний день, в условиях нестабильной экономики появляется необходимость формирования качественно новых институтов. Одно из самых важных значений имеет институт федеральной контрактной системы в сфере государственных закупок, результатом функционирования, которого является своевременное удовлетворение государственных нужд, серьёзная экономия бюджетных средств. Как и любым другим экономическим отношениям, контрактным отношениям свойственен определенный набор закономерностей и принципов. Рассмотрение контрактных отношений как отношений хозяйствования предполагает наличие принципов нравственности, обоюдной выгоды участников контрактных отношений, свободы контракта, контрактного торга, контрактной эквифинальности и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Directions and forms of state regulation of the economy is largely dependent on the level of economic institutions, as well as the severity and depth of the problems that exist in the economy. Today, in an unstable economy there is a need of forming a qualitatively new institution. One of the most important institution of the federal contract system in public procurement, the result of the operation, which is a timely response to public needs, serious budgetary savings. Like any other economic relations, contractual relations peculiar to a particular set of laws and principles. Consideration of the contractual relationship as a relationship management presupposes the principles of morality, mutual benefit participants of contractual relations, freedom of contract, contract bargaining, contract equifinality and others.

Текст научной работы на тему «Становление института контрактной системы государственных закупок в Российской экономике»

ШЕСТОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД,: МЕХАНИЗМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

13-14 ноября 2015 г.

УДК 342.9

СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

В. А. Курбатова

Направления и формы государственного регулирования экономики во многом зависят от уровня развития экономических институтов, а также остроты и глубины проблем, которые имеются в экономике.

На сегодняшний день, в условиях нестабильной экономики появляется необходимость формирования качественно новых институтов. Одно из самых важных значений имеет институт федеральной контрактной системы в сфере государственных закупок, результатом функционирования, которого является своевременное удовлетворение государственных нужд, серьёзная экономия бюджетных средств.

Потребности государства в товарах, работах и услугах могут быть эффективно удовлетворены, если все процедуры технологического цикла обеспечения государственных нужд функционируют в единой институциональной среде. Данная среда может рассматриваться как комплекс институтов, норм и принципов по планированию и размещению государственных заказов, а также исполнению государственных контрактов, которые заключаются по результатам торгов. Уровень развития элементов института контрактной системы на всех стадиях определяет жизнеспособность и эффективность государственных закупок.

Меры, предпринимаемые в национальной экономике России, которые направлены на создание конкурентной среды при организации закупок для государственных нужд, не в полной мере соответствуют темпам развития общественного сектора. Особенно остро встаёт проблема развития института контрактной системы государственных закупок в свете вступления России в ВТО, одной из целей которой является совершенствование механизмов торговли, а также снижение законодательных, организационных и иных барьеров. Это вызывает потребность в осуществлении теоретического анализа всех элементов института федеральной контрактной системы в сфере государственных закупок, а также выработке механизмов совершенствования отдельных его составляющих.

В эпоху меркантилизма целесообразной с точки зрения экономики считалась политика «тотального» протекционизма. По мнению представителей данной школы, понимание сущности контрактных отношений важно для экономического благополучия государства. Так, государство становится богаче за счет заключения контрактов с иностранными партнерами и экспорта товаров, выпускаемых национальными производителями. При этом, положительный баланс внешней торговли, может быть, достигнут за счет экономически целесообразных контрактов и закупок государства.

Экономисты кейнсианского направления придерживались мнения, что в случае невозможности потребителя расширить совокупный спрос, его оживление становится задачей государства. Заключение контрактов с крупными товаропроизводителями на определенную номенклатуру продукции может привести к дополнительному найму рабочей силы такими предприятиями, что в свою очередь окажет значительное влияние на увеличение совокупного спроса в масштабах национальной экономики.

Предметом детального изучения контрактные отношения в сфере государственных закупок во взаимосвязи с социальными, политическими, этическими и правовыми проблемами стали лишь в XX веке в рамках институциональной экономической теории. Институциона-листы считали, что контракт - это соглашение, которое предусматривает определенный механизм поддержки производимых трансакций, и регулятор любых экономических взаимоотношений.

Большой вклад в разработку механизмов контрактных отношений внесли теоретики не-оинституционализма, считающие главенствующей сферой человеческой деятельности сферу

В. А. Курбатова

обращения. По мнению неоинституционалистов, сущность контракта заключается в отражении условий передачи определенных правомочий. Свои исследования они осуществляли с точки зрения возможности применения тех или иных механизмов государственного регулирования для минимизации трансакционных издержек предпринимательства.

Согласно теории экономических организаций все многообразие контрактов можно сгруппировать в зависимости от характера экономических отношений между участниками сделки. Выбор формы контракта зависит от уникальности ресурса, степени неопределенности, частоты деловых контактов между сторонами и т.д. Выделяют три типичные формы контрактов: классический, неоклассический и отношенческий (имплицитный) контракт.

Тип контракта во многом определяет модели контрактного поведения. Выделяют четыре основные модели: модель неблагоприятного отбора, модель сигналов, модель оппортунистического поведения и модель неполных контрактов.

Как и любым другим экономическим отношениям, контрактным отношениям свойственен определенный набор закономерностей и принципов. Рассмотрение контрактных отношений как отношений хозяйствования предполагает наличие принципа нравственности, который выражается через представления о равенстве и справедливости. Основополагающим элементом контрактных отношений является атмосфера доверия между экономическими агентами, что ведет к уменьшению трансакционных издержек.

Принцип обоюдной выгоды участников контрактных отношений - контракт является набором правил, которые описывают ожидания сторон контракта и свидетельствуют о взаимной выгоде, достигаемой в процессе его реализации.

Принцип свободы контракта включает в себя необходимость аллокации ресурсов с максимальным эффектом, что в свою очередь реализуется через адаптивность свободных форм контрактов. Неоклассики представляли контракт как имманентно эффективный механизм, фиксирующий такое распределение ресурсов, которое ведет любую экономическую систему к равновесному состоянию.

Факт подписания контракта еще не означает его безусловное исполнение сторонами. Даже в условиях минимальной неопределенности необходимо осуществлять контроль за соблюдением сроков, параметров качества, объемов поставок. Контроль и принуждение являются составляющими общего процесса контрактации и основой принципа ответственности сторон контракта.

Стороны контракта конкретизируют условия заключаемого соглашения, используя механизм контрактного торга. Данный принцип с точки зрения экономической целесообразности ведет к достижению состояния достоверности и открытости положений контракта, а также эффективности правомочий, заложенных в соглашении. Реализация контрактного торга становится возможной в связи с наличием противоположно направленных интересов сторон контракта.

Под принципом контрактной эквифинальности понимается качество контрактных отношений, позволяющее им на любой стадии приходить в равновесное состояние, определяемое их собственным содержанием и наполнением. Данный принцип, по мнению автора, свидетельствует о зависимости сути и возможности реализации конкретного соглашения от его структуры. Эквифинальность проявляется особенно ярко, когда в ситуации контрактного торга стороны пытаются достичь одну и ту же цель различными способами.

Институту контрактной системы государственных закупок свойственны определённые особенности (Рис.1).

Государство является субъектом отношений в системе государственных закупок, с точки зрения институциональной теории. Как и любой субъект, государство призвано выполнять определенные задачи, достигать определенных целей. Посредством использования различных инструментов института государственных закупок государство вступает в контрактные отношения с разными субъектами экономики, выступающими в виде подрядчиков, исполнителей, участников закупок и т. д. Соответственно государство формирует институциональные основы института государственных закупок, кроме того, оно является первым лицом ин-

ститута государственных закупок, так как выступает в качестве заказчика в лице органов государственной власти, бюджетных, автономных и казенных учреждений и т. д.

Рис.1 Особенности института государственных закупок

Существенной является правомочность всех правил и норм института государственных закупок. Большая нормативно-правовая база, которая регламентирует деятельность субъектов института государственных закупок позволяет, с одной стороны, говорить об охвате всех сфер экономики. С другой же стороны, между собой правила и нормы зачастую не согласованы, что приводит к противоречиям.

Также важной особенностью является существование нескольких направлений закупочной деятельности государства: обеспечение обороны и безопасности страны (оборонный заказ); обеспечение деятельности органов государственной власти (государственный заказ); обеспечение деятельности бюджетных, автономных и казенных учреждений (муниципальный заказ) и др.

Эволюция моделей института государственных закупок порождает несоблюдение установленных правил по истечении времени - как следствие привыкания к ним субъектов - и нахождение пробелов в институте. Большинство моделей института государственных закупок не дают четкого механизма использования субъектами инструментов института государственных закупок, предметов закупок и т. д., что порождало возникновение неформальных правил и договоренностей между ними. Однако в последнее время большинство таких механизмов получили огранку в рамках института государственных закупок.

Важная особенность также заключается в том, что наблюдается использование унифицированных инструментов закупок, предназначенные для неспецифичных благ. Анализ моделей института государственных закупок позволил сделать вывод, что применяемые инструменты закупок направлены на закупку технически несложной, повседневной продукции. Основной и приоритетной целью использования инструментов является экономия бюджетных средств.

Последней важной особенностью является «сезонный» характер работы инструментов института государственных закупок.

Теоретический анализ функционирования института федеральной контрактной системы в сфере государственных закупок в России невозможен без рассмотрения мирового опыта формирования и становления национальных контрактных систем. Результаты анализа зару-

В. А. Курбачова

бежной практики (см. Таблица 1) можно разделить на два пути развития контрактных систем: американский и европейский. Российскую систему размещения государственных заказов нельзя отнести ни к одному из рассмотренных путей развития. Данной системе свойственны черты и европейской, и американской систем.

Таблица 1.

Мировой опыт развития контрактных систем

№ п/п Критерий сравнения США Европа Россия

1 Основная задача института Удовлетворение общественных потребностей Минимизация рисков нецелевого расходования бюджетных средств Экономия бюджетных средств

2 Участники процедур государственных закупок Любой экономический агент Лицо, имеющее безупречную репутацию Любой экономический агент, не занесенный в реестр недобросовестных поставщиков

3 Степень ограничения государством конкуренции на рынке государственных заказов Средняя (возможность предъявления к участнику квалификационных требований) Высокая (возможность предъявления к участнику значительного количества дополнительных требований) Среднее (возможность предъявления к участнику квалификационных требований)

Функционирование института федеральной контрактной системы в России регулируется нормами Федерального закона от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ). Данный нормативный акт регламентирует порядок проведения процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с этапов планирования государственных нужд до моментов исполнения всех обязательств по заключённому контракту.

Федеральный закон №44-ФЗ направлен в первую очередь на экономию бюджетных средств. В этой связи преобладающим способом размещения заказов является аукцион в электронной форме.

Также это обеспечение практическое выполнения обязательств государства перед населением. Эти обязательства заявлены в госпрограммах, а для их выполнения неизбежно придется производить закупки необходимых товаров, работ или услуг. Но контрактная система требует указать, в каких целях они производятся, перед тем, как их осуществить. С другой стороны, появляется возможность увидеть, куда направляются деньги населения. А после их осуществления она позволяет сравнить с аналогичными закупками, осуществляемыми негосударственными компаниями на рынке, и дать объективную оценку результативности закупок.

В третьих, контрактная система является действенным механизмом развития национального бизнеса. Более 22% ВВП распределяется через рынок государственных закупок, и он выступает мощным инструментом экономической политики. При этом контрактная система позволяет отойти от плоского ортодоксального взгляда на конкуренцию, когда единственным критерием выступает цена, а единственным допустимым способом закупки является аукцион. Экономическое пространство имеет более сложную форму и целью является предоставление равных условий для развития всех типов хозяйствующих субъектов. А условия, необходимые для развития крупной монополии отличаются от условий, необходимых малым предприятиям. Наконец, появляется возможность перейти к более сложной модели развития,

учитывающей такие факторы, как распределение трудовых ресурсов и территориальное развитие. Таким образом, контрактная система создает справедливое экономическое пространство, в котором есть возможности развития всех субъектов экономики.

Ну и конечно, очень важно, что контрактная система обладает огромным анти коррупционным потенциалом. В конечном счете, коррупция возникает тогда, когда поставщик добивается несправедливых условий, например, завышенной цены. И именно нечестные деньги, полученные от государства, становятся источником коррупции. Государственные и муниципальные органы осуществляют ежегодно порядка 2,5 млн. закупок. Кардинальное сокращение непрозрачных или подозрительных закупок повысит доверие к действиям государства на рынке. А это будет способствовать развитию частной инициативы и воспитанию предпринимательского духа, что так необходимо в нашей стране.

Несмотря на хорошую методологическую проработку Федерального закона №44, первые попытки его применения выявили целый ряд недоработок. Как формализовать процесс планирования заказа? Каким образом определять максимальную начальную цену? Какую процедуру закупок выбрать в том или ином случае? Как проконтролировать его исполнение?

Совершенствование любого экономического института целесообразно начинать с модернизации организационных механизмов. Подобные меры, как правило, приводят к оздоровлению экономической системы и ускорению процессов, происходящих в такой системе.

При изучении института федеральной контрактной системы в сфере государственных закупок становится очевидной необходимость реализации изменений на всех стадиях применения контрактной системы.

Отношения в сфере государственных закупок регулируются нормами права, установленными в законодательных и иных нормативных правовых актах, обеспечивающих эффективное взаимодействие всех элементов и субъектов правоотношений системы. В России контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд регулируется нормами Федерального закона №44-ФЗ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Истомин, С. В. Особенности институциональных механизмов в трансформируемой экономике / С. В. Истомин // Вестн. Челяб. гос. ун-та.2010. № 6 (187). Экономика. Выпуск 26. С. 52-56.

2. Место под Солнцем?: Как вступление в ВТО отразится на системе госзакупок // Бюллетень оперативной информации «Московские Торги», июнь 2012 г., № 11, с.103-105

3. Набиуллина, Э. С. Федеральная контрактная система должна решить острые проблемы, накопившиеся в сфере госзакупок / Э. С. Набиуллина // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2011. № 25. С. 4-5.

4. Седова М. В. Контрактная система России как новый финансовый инструмент // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2014. № 4(20). С. 138-142.

5. Смотрицкая, И. И. Проблемы формирования федеральной контрактной системы: теория и практика / И. Смотрицкая // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2010. № 2. С. 39-52.

6. Федорова И.Ю. Седова М.В. Финансовый механизм формирования, функционирования и развития системы государственных закупок в Российской Федерации // Ученые записки: «Роль и место цивилизованного предпринимательства в экономике России. Сборник научных трудов». Выпуск XXXVII. М.: Российская академия предпринимательства, 2013. С. 155-171.

7. Фамиева, К. И. Принципы построения федеральной контрактной системы в Российской Федерации / К. И. Фамиева // Вопр. управления.2013. № 2 (23).

8. Хвостов, А. А. Оценка системы государственных закупок на соответствие принципамо существления эффективных закупок / А. А. Хвостов // Аудит и финанс. анализ. 2010. № 1. С. 184-193.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.