Научная статья на тему 'Становление института контрактной системы государственных закупок в Российской экономике'

Становление института контрактной системы государственных закупок в Российской экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
320
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление института контрактной системы государственных закупок в Российской экономике»

ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, ЭКОНОМИКА УКРАЛА И ЗАУРАЛЬЯ 12-13 ноября 2015 г. С. 303-307

УДК 658.71:332;342.9

СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

В. А. Курбатова

Направления и формы государственного регулирования экономики во многом зависят от уровня развития экономических институтов, а также остроты и глубины проблем, которые имеются в экономике.

На сегодняшний день, в условиях нестабильной экономики появляется необходимость формирования качественно новых институтов. Одно из самых важных значений имеет институт федеральной контрактной системы в сфере государственных закупок, результатом функционирования, которого является своевременное удовлетворение государственных нужд, серьёзная экономия бюджетных средств. [2:18]

Потребности государства в товарах, работах и услугах могут быть эффективно удовлетворены, если все процедуры технологического цикла обеспечения государственных нужд функционируют в единой институциональной среде. Данная среда может рассматриваться как комплекс институтов, норм и принципов по планированию и размещению государственных заказов, а также исполнению государственных контрактов, которые заключаются по результатам торгов. Уровень развития элементов института контрактной системына всех стадиях определяет жизнеспособность и эффективность государственных закупок. [1:3]

Меры, предпринимаемые в национальной экономике России, которые направленны на создание конкурентной среды при организации закупок для государственных нужд, не в полной мере соответствуют темпам развития общественного сектора. Особенно остро встаёт проблема развития института контрактной системы государственных закупок в свете вступления России в ВТО, одной из целей которой является совершенствование механизмов торговли, а также снижение законодательных, организационных и иных барьеров. Это вызывает потребность в осуществлении теоретического анализа всех элементов института федеральной контрактной системы в сфере государственных закупок, а также выработке механизмов совершенствования отдельных его составляющих.

В эпоху меркантилизма целесообразной с точки зрения экономики считалась политика «тотального» протекционизма. По мнению представителей данной школы, понимание сущности контрактных отношений важно для экономического благополучия государства. Так, государство становится богаче за счет заключения контрактов с иностранными партнерами и экспорта товаров, выпускаемых национальными производителями. При этом, положительный баланс внешней торговли, может быть, достигнут за счет экономически целесообразных контрактов и закупок государства. [3:45]

Экономисты кейнсианского направления придерживались мнения, что в случае невозможности потребителя расширить совокупный спрос, его оживление становится задачей государства. Заключение контрактов с крупными товаропроизводителями на определенную номенклатуру продукции может привести к дополнительному найму рабочей силы такими предприятиями, что в свою очередь окажет значительное влияние на увеличение совокупного спроса в масштабах национальной экономики.

Предметом детального изучения контрактные отношения в сфере государственных закупок во взаимосвязи с социальными, политическими, этическими и правовыми проблемами стали лишь в XX веке в рамках институциональной экономической теории. Институциона-листы считали, что контракт - это соглашение, которое предусматривает определенный механизм поддержки производимых трансакций, и регулятор любых экономических взаимоотношений. [7:52]

Большой вклад в разработку механизмов контрактных отношений внесли теоретики не-оинституционализма, считающие главенствующей сферой человеческой деятельности сферу

Новое слово в экономике и менеджменте: гипотезы и апробации результатов исследования

обращения. По мнению институционалистов, сущность контракта заключается в отражении условий передачи определенных правомочий. Свои исследования они осуществляли с точки зрения возможности применения тех или иных механизмов государственного регулирования для минимизации трансакционных издержек предпринимательства.

Согласно теории экономических организаций все многообразие контрактов можно сгруппировать в зависимости от характера экономических отношений между участниками сделки. Выбор формы контракта зависит от уникальности ресурса, степени неопределенности, частоты деловых контактов между сторонами и т.д. Выделяют три типичные формы контрактов: классический, неоклассический и отношенческий (имплицитный) контракт.

Тип контракта во многом определяет модели контрактного поведения. Выделяют четыре основные модели: модель неблагоприятного отбора, модель сигналов, модель оппортунистического поведения и модель неполных контрактов.

Как и любым другим экономическим отношениям, контрактным отношениям свойственен определенный набор закономерностей и принципов. Рассмотрение контрактных отношений как отношений хозяйствования предполагает наличие принципа нравственности, который выражается через представления о равенстве и справедливости. Основополагающим элементом контрактных отношений является атмосфера доверия между экономическими агентами, что ведет к уменьшению трансакционных издержек. [4:13]

Принцип обоюдной выгоды участников контрактных отношений - контракт является набором правил, которые описывают ожидания сторон контракта и свидетельствуют о взаимной выгоде, достигаемой в процессе его реализации.

Принцип свободы контракта включает в себя необходимость аллокации ресурсов с максимальным эффектом, что в свою очередь реализуется через адаптивность свободных форм контрактов. Неоклассики представляли контракт как имманентно эффективный механизм, фиксирующий такое распределение ресурсов, которое ведет любую экономическую систему к равновесному состоянию.

Факт подписания контракта еще не означает его безусловное исполнение сторонами. Даже в условиях минимальной неопределенности необходимо осуществлять контроль за соблюдением сроков, параметров качества, объемов поставок. Контроль и принуждение являются составляющими общего процесса контрактации и основой принципа ответственности сторон контракта.

Стороны контракта конкретизируют условия заключаемого соглашения, используя механизм контрактного торга. Данный принцип с точки зрения экономической целесообразности ведет к достижению состояния достоверности и открытости положений контракта, а также эффективности правомочий, заложенных в соглашении. Реализация контрактного торга становится возможной в связи с наличием противоположно направленных интересов сторон контракта.

Под принципом контрактной эквифинальности понимается качество контрактных отношений, позволяющее им на любой стадии приходить в равновесное состояние, определяемое их собственным содержанием и наполнением. Данный принцип, по мнению автора, свидетельствует о зависимости сути и возможности реализации конкретного соглашения от его структуры. Эквифинальность проявляется особенно ярко, когда в ситуации контрактного торга стороны пытаются достичь одну и ту же цель различными способами.

Институту контрактной системы государственных закупок свойственны определённые особенности (Рис.1).

Государство является субъектом отношений в системе государственных закупок, с точки зрения институциональной теории. Каки любой субъект, государство призвано выполнять определенные задачи, достигать определенных целей. Посредством использования различных инструментов института государственных закупок государство вступает в контрактные отношения с разными субъектами экономики, выступающими в виде подрядчиков, исполнителей, участников закупок и т. д. Соответственно государство формирует институциональные основы института государственных закупок, кроме того, оно является первым лицом ин-

В. А. Курбатова. СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ...

ститута государственных закупок, так как выступает в качестве заказчика в лице органов государственной власти, бюджетных, автономных и казенных учреждений и т. д. [6:12]

Рисунок 1. Особенности института государственных закупок

Существенной является правомочность всех правил и норм института государственных закупок. Большая нормативно-правовая база, которая регламентирует деятельность субъектов института государственных закупок позволяет, с одной стороны, говорить об охвате все-хсфер экономики. С другой же стороны, между собой правила и нормы зачастую не согласованы, что приводит к противоречиям.

Также важной особенностью является существование нескольких направлений закупочной деятельности государства: обеспечение обороны и безопасности страны (оборонный заказ); обеспечение деятельности органов государственной власти (государственный заказ); обеспечение деятельности бюджетных, автономных и казенных учреждений (муниципальный заказ) и др.

Эволюция моделей института государственных закупок порождает несоблюдение установленных правил по истечении времени — как следствие привыкания к ним субъектов — и нахождение пробелов в институте. Большинство моделей института государственных закупок не дают четкого механизма использования субъектами инструментов института государственных закупок, предметов закупок и т. д., что порождало возникновение неформальных правил и договоренностей между ними. Однако в последнее время большинство таких механизмов получили огранку в рамках института государственных закупок.

Важная особенность также заключается в том, что наблюдается использование унифицированных инструментов закупок, предназначенные для неспецифичных благ. Анализ моделей института государственных закупок позволил сделать вывод, что применяемые инструменты закупок направлены на закупку технически несложной, повседневной продукции. Основной и приоритетной целью использования инструментов является экономия бюджетных средств.

Последней важной особенностью является «сезонный» характер работы инструментов института государственных закупок.

Теоретический анализ функционирования института федеральной контрактной системы в сфере государственных закупок в России невозможен без рассмотрения мирового опыта формирования и становления национальных контрактных систем. Результаты анализа зарубежной практики (см. Таблица 1) можно разделить на два пути развития контрактных сис-

Иовое слово в экономике и менеджменте: гипотезы и апробации результатов исследования

тем: американский и европейский. Российскую систему размещения государственных заказов нельзя отнести ни к одному из рассмотренных путей развития. Данной системе свойственны черты и европейской, и американской систем.

Таблица 1

Мировой опыт развития контрактных систем

№ пп Критерий сравнения США Европа Россия

1 Основная задача института Удовлетворение общественных потребностей Минимизация рисков нецелевого расходования бюджетных средств Экономия бюджетных средств

2 Участники процедур государственных закупок Любой экономический агент Лицо, имеющее безупречную репутацию Любой экономический агент, не занесенный в реестр недобросовестных поставщиков

3 Степень ограничения государством конкуренции на рынке государственных заказов Средняя (возможность предъявления к участнику квалификационных требований) Высокая (возможность предъявления к участнику значительного количества дополнительных требований) Среднее (возможность предъявления к участнику квалификационных требований)

Функционирование института федеральной контрактной системы в России регулируется нормами Федерального закона от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ). Данный нормативный акт регламентирует порядок проведения процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с этапов планирования государственных нужд до моментов исполнения всех обязательств по заключённому контракту. [5:23]

Федеральный закон №44-ФЗ направлен в первую очередь на экономию бюджетных средств. В этой связи преобладающим способом размещения заказов является аукцион в электронной форме.

Также это обеспечение практическое выполнения обязательств государства перед населением. Эти обязательства заявлены в госпрограммах, а для их выполнения неизбежно придется производить закупки необходимых товаров, работ или услуг. Но контрактная система требует указать, в каких целях они производятся, перед тем, как их осуществить. С другой стороны, появляется возможность увидеть, куда направляются деньги населения. А после их осуществления она позволяет сравнить с аналогичными закупками, осуществляемыми негосударственными компаниями на рынке, и дать объективную оценку результативности закупок.

В третьих, контрактная система является действенным механизмом развития национального бизнеса. Более 22% ВВП распределяется через рынок государственных закупок, и он выступает мощным инструментом экономической политики. При этом контрактная система позволяет отойти от плоского ортодоксального взгляда на конкуренцию, когда единственным критерием выступает цена, а единственным допустимым способом закупки является аукцион. Экономическое пространство имеет более сложную форму и целью является предоставление равных условий для развития всех типов хозяйствующих субъектов. А условия, необходимые для развития крупной монополии отличаются от условий, необходимых малым предприятиям. Наконец, появляется возможность перейти к более сложной модели развития,

В. А. Курбатова. СТАЛЯВКУЛУУ УИСТУТУТА КЯИТРАККИЯА СУСТУМЫГОСУДАРСТВЕННЫХ.

учитывающей такие факторы, как распределение трудовых ресурсов и территориальное развитие. Таким образом, контрактная система создает справедливое экономическое пространство, в котором есть возможности развития всех субъектов экономики.

Ну и конечно, очень важно, что контрактная система обладает огромным антикоррупционным потенциалом. В конечном счете, коррупция возникает тогда, когда поставщик добивается несправедливых условий, например, завышенной цены. И именно нечестные деньги, полученные от государства, становятся источником коррупции. Государственные и муниципальные органы осуществляют ежегодно порядка 2,5 млн. закупок. Кардинальное сокращение непрозрачных или подозрительных закупок повысит доверие к действиям государства на рынке. А это будет способствовать развитию частной инициативы и воспитанию предпринимательского духа, что так необходимо в нашей стране.

Несмотря на хорошую методологическую проработку Федерального закона №44, первые попытки его применения выявили целый ряд недоработок. Как формализовать процесс планирования заказа? Каким образом определять максимальную начальную цену? Какую процедуру закупок выбрать в том или ином случае? Как проконтролировать его исполнение?

Совершенствование любого экономического института целесообразно начинать с модернизации организационных механизмов. Подобные меры, как правило, приводят к оздоровлению экономической системы и ускорению процессов, происходящих в такой системе.

При изучении института федеральной контрактной системы в сфере государственных закупок становится очевидной необходимость реализации изменений на всех стадиях применения контрактной системы.

Отношения в сфере государственных закупок регулируются нормами права, установленными в законодательных и иных нормативных правовых актах, обеспечивающих эффективное взаимодействие всех элементов и субъектов правоотношений системы. В России контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд регулируется нормами Федерального закона №44-ФЗ.

Литература

1. Истомин, С. В. Особенности институциональных механизмов в трансформируемой экономике / С. В. Истомин // Вестн. Челяб. гос. ун-та.2010. № 6 (187). Экономика. Выпуск 26. С. 52-56.

2. Место под Солнцем?: Как вступление в ВТО отразится на системе госзакупок// Бюллетень оперативной информации «Московские Торги», июнь 2012 г., № 11, с.103-105

3. Набиуллина, Э. С. Федеральная контрактная система должна решить острые пробле-мы,накопившиеся в сфере госзакупок / Э.С.Набиуллина // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2011. № 25. С. 4-5.

4. Седова М. В. Контрактная система России как новый финансовый инструмент // МИР (Модернизация. Инновации.Развитие). 2014. № 4(20). С. 138-142.

5. Смотрицкая, И. И. Проблемы формирования федеральной контрактной системы: тео-рияи практика / И. Смотрицкая // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2010. № 2. С. 39-52.

6. Федорова И.Ю. Седова М.В. Финансовый механизм формирования, функционирования и развития системы государственных закупок в Российской Федерации // Ученые записки: «Роль и место цивилизованного предпринимательства в экономике России. Сборник научных трудов». Выпуск XXXVII. М.: Российская академия предпринимательства, 2013. С. 155-171.

7. Фамиева, К. И. Принципы построения федеральной контрактной системы в Россий-скойФедерации / К. И. Фамиева // Вопр. управления.2013. № 2 (23).

8. Хвостов, А. А. Оценка системы государственных закупок на соответствие принципа-мосуществления эффективных закупок / А. А. Хвостов // Аудит и финанс. анализ. 2010. № 1. С. 184-193

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.