Банковская деятельность
УДК 336.774
становление института банкротства физических лиц в аспекте развития
потребительского кредитования
а.л. белоусов,
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры предпринимательского права E-mail: [email protected] Северо-Западный институт — филиал Московского юридического университета
им. О.Е. Кутафин
В статье отмечается, что активное развитие потребительского кредитования в условиях отсутствия должной правовой базы и невысокой финансовой культуры населения может вызвать в ближайшей перспективе ряд проблем как экономического, так и социального характера. Все большее число физических лиц — заемщиков по банковским кредитам попадают в сложную ситуацию, связанную с невозможностью исполнять взятые на себя обязательства. Правовые механизмы, позволяющие решить обозначенные проблемы, в российском законодательстве отсутствуют. Исследованы те проекты законов, которые с наибольшей вероятностью будут приняты в ближайшее время и затронут рассматриваемую сферу.
Ключевые слова: кредит, задолженность, кредитная организация, микрофинансовая организация, заем, законопроект
В последние годы в Российской Федерации значительные темпы роста показывал банковский сектор. Основным вектором развития, который выбрали большинство кредитных организаций, являлся вектор наращивания объемов кредитования физических лиц. Причин тому несколько — это и
отложенный спрос на подобные банковские продукты, и благоприятная макроэкономическая ситуация, и достаточно агрессивная маркетинговая политика банков по продвижению кредитов населению, и высокая маржинальность данного вида деятельности. Вследствие этого автор может предположить рост экономики за счет увеличения платежеспособного спроса, что положительно скажется на развитии как сферы торговли, так и сферы услуг. Также, благодаря кредитам, у граждан, задействованных в этом механизме, возникает кратковременное ощущение роста уровня благосостояния и уровня жизни, так как они могут позволить себе приобрести товары и услуги, которые ранее им были недоступны.
Вместе с тем присутствует и оборотная сторона рассматриваемого явления — происходит серьезный рост долговой нагрузки на заемщиков-физических лиц, что в дальнейшем может привести к весьма негативным последствиям как в экономическом, так и в социальном аспектах. Так, по данным Банка России на 01.12.2013, общий объем просроченной задолженности по кредитам, предоставленным физическим лицам, составляет 6,11%. По тем же данным, динамика роста просроченной задолжен-
ности с начала 2013 г. составила 35%, и эта цифра продолжает расти. Кредитный портфель при этом за период времени с января по ноябрь 2013 г. увеличился на 22%, т.е. имеет место превышение роста просроченной задолженности над ростом объемов выданных кредитов физическим лицам [6].
Негативным моментом также является и то, что растет количество и объем кредитов, предоставленных одному заемщику. По данным Национального бюро кредитных историй, порядка 35% заемщиков имеют 3 и более непогашенных кредита [5]. При этом, если сравнивать объемы кредитной нагрузки на одного заемщика с аналогичными параметрами в развитых странах Европы и США, то можно увидеть, что они приблизительно совпадают. Однако здесь необходимо акцентировать внимание больше не на количественные, а на качественные характеристики. В развитых странах основной объем кредитов, выданных населению, составляют дешевые и длинные кредиты, как правило, имеющие обеспечение. Соответственно, там заемщики тратят намного меньше средств на их обслуживание. В нашей стране на сегодняшний день основная масса — это необеспеченные потребительские кредиты по очень высоким ставкам в сравнении с зарубежными аналогами. Усугубляет ситуацию и то обстоятельство, что основным драйвером роста потребительского кредитования в последние годы был сегмент кредитных карт, которые для неквалифицированных потребителей являются достаточно сложным банковским продуктом.
Если нынешняя ситуация будет сохраняться и далее, то уже к концу 2014 г. сравняется поток денег, который идет из банков в качестве кредитов, с потоком, который идет в обратную сторону от заемщиков. Все это несет в себе как экономические, так и социальные риски. Это связано с тем, что имеет место тенденция устойчивого роста числа заемщиков, которые не в силах обслуживать свои долги. И, чем дольше клиент кредитной организации не исполняет своих обязательств по взятым кредитам, тем сильнее усугубляется ситуация, обусловленная начислением дополнительных процентов и штрафов. В настоящее время в законодательстве, к сожалению, отсутствуют действенные механизмы восстановления платежеспособности должников — физических лиц посредством процедуры банкротства. Поэтому в рамках представленного исследования (через призму изучения зарубежного опыта, а также на основании тех предложений по совершенс-
твованию законодательства, которые существуют в настоящее время) и необходимо рассмотреть вопрос поиска таких механизмов.
Если говорить о мировом опыте в вопросе регулирования обозначенных отношений, то можно отметить, что в целом имеются достаточно успешные механизмы применения подобных процедур. В частности, можно привести пример США (гл. 13 кодекса о банкротстве 1978 г.), Германии (закон о банкротстве 1994 г.), Швеции (закон о банкротстве и принятый в дополнение к нему акт об освобождении от долгов) и ряда других государств.
В Германии закон о банкротстве действует с начала 1994 г., а все дела о банкротстве частных лиц рассматриваются исключительно в судебном порядке. Судебный процесс начинается с подачи заявления должником, долги которого превышают 1 тыс. евро, о признании его несостоятельности. После вынесения постановления о присвоении должнику статуса банкрота каждый год в течение 6 лет происходит пересмотр его персонального финансово-имущественного положения. Если к концу срока платежеспособность должника не изменилась, то дело закрывается, а все остаточные долговые требования просто аннулируются.
В США в последние несколько лет около 2 млн чел. ежегодно объявляют себя банкротами, причем до 96% всех дел в судах о несостоятельности связано с массовым увлечением американцев банковскими кредитами, которые в США общедоступны и дешевы. Из-за большого количества желающих признать себя банкротами в 2005 г. правительству пришлось ужесточать закон, так как для больших групп населения банкротство превратилось в легальный способ ухода от выплаты долгов. Согласно законодательству США, с должника могут списать долг, конфисковав большую часть его имущества, или рефинансировать его на несколько лет. В счет погашения долга у частных лиц забирают ценное имущество, дом, личный автомобиль (если не доказано, что он нужен для работы), предметы роскоши. Конфискации не подлежат средства труда и вещи первой необходимости.
В Швеции действует акт об освобождении от долгов, принятый в дополнение к закону о банкротстве. Он также подразумевает введение реорганизационной процедуры в отношении гражданина, не исполняющего обязанности по уплате суммы кредита и процентов по нему. Институт принудительного банкротства (когда срок задолженности превышает 120 дней) существует в Англии и Франции [2].
В Японии погашение долга за счет продажи имущества называется процедурой «ликвидации». Она чревата тем, что объявившие себя банкротами пожизненно лишаются права руководить компаниями, работать адвокатами, нотариусами, бухгалтерами и выступать опекунами несовершеннолетних [9].
В нашей стране разработка законопроекта, регулирующего вопросы банкротства физических лиц, началась еще в начале 2000-х гг. В Федеральном законе от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» была включена гл. 10 «Банкротство граждан». Однако ее положения, касающиеся банкротства физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вступят в силу со дня вступления в силу соответствующего специализированного акта. С 2004 г. подготовкой соответствующего законопроекта занялось Минэкономразвития России. За это время было разработано несколько различных вариантов будущего закона. В 2009 г. был представлен очередной вариант, названный законом «О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника». Здесь стоит отметить, что разработчики осознанно ушли от формулировки банкротства по отношению к физическим лицам, заменив ее на более мягкую — реабилитационные процедуры.
В июле 2012 г. этот законопроект под официальным названием «Проект Федерального закона № 105976-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника» (далее — Законопроект о реабилитационных процедурах) был внесен в Государственную Думу, где и был принят в первом чтении 14.11.2012. Однако работа по совершенствованию механизмов, заложенных разработчиками законопроекта, все еще продолжается
Будущий закон одинаково выгоден как должникам, которые смогут, используя заложенные в нем механизмы, выйти из тяжелой финансовой ситуации, так и банкам, для которых представляется намного более выгодным не забирать у должника последнее, фиксируя в документах дефолт по выданному кредиту, а помочь лицу сохранить имущественный и социальный статус с реструктуризацией выплат по кредиту.
Если обращаться к сути законопроекта о банкротстве физических лиц, то можно выделить следу-
ющие процедуры, которые планируется применять к должнику: реструктуризация долгов, конкурсное производство и мировое соглашение.
Сначала рассмотрим процедуру реструктуризации долга. К ней можно обратиться уже в ходе конкурсного производства, представив в арбитражный суд план реструктуризации долгов. Если он будет принят и утвержден арбитражным судом, то с даты утверждения вводится новая процедура — реструктуризация долгов. Согласно плану реструктуризации долгов должник представляет в суд доказательства относительно: наличия у него постоянного дохода (должник имеет постоянный доход в течение последних 6 мес., предшествующих представлению плана реструктуризации долгов); отсутствия у него неснятой или непогашенной судимости по уголовным делам за умышленные преступления в сфере экономики; непривлечения его в течение трех лет до принятия заявления о банкротстве к административной ответственности за хищение, а также умышленное уничтожение или повреждение имущества, преднамеренное или фиктивное банкротство; отсутствия фактов признания его банкротом в течение 5 лет, предшествующих представлению плана реструктуризации долгов.
Подобные требования дают определенные гарантии добросовестности должника-претендента для реструктуризации долгов касательно кредиторов и арбитражного суда.
Сам план реструктуризации долгов гражданина должен содержать подробные положения о порядке, сроках и размере выплат, направляемых на погашение задолженности, в том числе и положения о продаже части имущества для погашения задолженности. План согласовывается должником с большинством кредиторов и утверждается арбитражным судом. Срок реализации плана реструктуризации долгов гражданина ограничен 5 годами, чего в большинстве случаев является вполне достаточно для успешного завершения расчетов с кредиторами и освобождения от долгов. Установленный 5-летний срок полностью соответствует мировой практике разрешения проблем, связанных с потребительской задолженностью.
На стадии реструктуризации долгов по ходатайству кредиторов утверждается арбитражный управляющий (финансовый управляющий), который осуществляет свои полномочия на весь период реструктуризации долгов либо на определенный срок. При этом расходы на выплату вознаграж-
дения арбитражному управляющему возмещает кредитор (кредиторы), настоявший на его введении в процесс.
Если гражданин в силу тех или иных причин не сумел расплатиться с кредиторами в ходе реструктуризации долга, арбитражный суд выносит определение об отмене плана реструктуризации долгов, о признании гражданина банкротом и о переходе к конкурсному производству, в ходе которого активы должника, включаемые в конкурсную массу, распределяются между ними пропорционально суммам их требований.
Следующая процедура, которая может применяться к гражданину-должнику, — это конкурсное производство. На этой стадии происходят продажа имущества должника и выплата кредиторам за счет вырученных средств.
Конкурсное производство вводится на срок до 6 мес. и может продлеваться на срок не более чем 6 мес. Что касается имущества, которое входит в конкурсную массу, то его составляет все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, за вычетом сумм, ежемесячно оставляемых должнику и членам его семьи для обеспечения их жизнедеятельности. В конкурсную массу также включаются доходы должника в течение года после признания его банкротом, а также ценное и крупное имущество, которое в случае нарушения выполнения плана реструктуризации и присвоения статуса «банкрот» реализуется кредитором «с молотка».
Размер денежной суммы, ежемесячно оставляемой должнику и членам его семьи для обеспечения жизнедеятельности, и перечень имущества должника, которое может быть исключено из конкурсной массы, утверждается арбитражным судом.
Отдельно заслуживает внимания вопрос о включении в конкурсную массу имущества, нажитого в процессе брака, т.е. общего имущества супругов. Ведь нередки случаи, когда должник в определенных целях переписывает все имущество на супруга и иных близких родственников. Здесь применяются положения Семейного кодекса РФ о том, что все имущество, нажитое в процессе брака, независимо от того, на чье имя оно зарегистрировано, является общей собственностью супругов.
Также законопроектом предусмотрен перечень имущества, который не входит в конкурсную массу:
— жилое помещение (его часть), если для должника и членов его семьи, совместно проживающих
в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением имущества, если оно является предметом и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;
— земельные участки, на которых расположены единственные пригодные для постоянного проживания помещения, а также земельные участки, использование которых не связано с осуществлением должником предпринимательской деятельности, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;
— предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши;
— топливо, необходимое семье должника для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона своего жилого помещения;
— средства транспорта и другое необходимое должнику в связи с его инвалидностью имущество и др. [1].
По поводу обращения взыскания на жилое помещение (его часть) ко второму чтению в Государственной Думе возможны значимые изменения. В середине декабря 2013 г. в Совете Федерации прошел круглый стол, посвященный обсуждению Законопроекта о реабилитационных процедурах. Одним из резолютивных решений этого круглого стола стало предложение (к рассмотрению во втором чтении) по «установке возможности обращения взыскания на единственное жилье, если оно является избыточным. Так, если жилье явно превышает по своим характеристикам (по площади, конструктивным особенностям, рыночной стоимости и т.д.) указанный уровень, то оно подлежит реализации с последующим приобретением для должника иного пригодного для проживания помещения. Данное предложение внес финансовый омбудсмен Павел Медведев, и в дальнейшем оно было поддержано всеми присутствующими. Данная новелла позволит привести законопроект о банкротстве физических лиц в соответствие с постановлением Конституционного Суда РФ от 14.05.2012 № 11-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца второго части первой статьи 446 Гражданского
процессуального кодекса РФ в связи с жалобами граждан Ф.Х. Гумеровой и Ю.А. Шикунова» [8].
Признание должника банкротом влечет следующие правовые последствия:
— гражданин не вправе обращаться в кредитные организации за получением кредита без указания на свое банкротство в течение 5 лет с момента признания его банкротом;
— после банкротства гражданина дело о банкротстве не может быть возбуждено по его заявлению в течение 5 лет. То есть Законопроект о банкротстве граждан предусматривает запрет на объявление себя банкротом чаще, чем раз в 5 лет;
— в случае повторного признания гражданина банкротом в течение указанного периода по заявлению конкурсного кредитора или уполномоченного органа в ходе вновь возбужденного дела о банкротстве правило об освобождении гражданина от обязательств не применяется;
— с момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности;
— гражданин не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя до завершения конкурсного производства.
Также возможно, что при подготовке к следующему чтению в Государственной Думе в законопроекте появится норма относительно официального запрета на занятие предпринимательской деятельностью и учреждение юридического лица в течение 1 года с момента признания гражданина банкротом.
В течение 2013 г. активно обсуждались поправки ко второму чтению, так как в документе обнаружилось достаточно много спорных вопросов. В своем нынешнем виде он не устраивает ни судей, ни защитников прав потребителей, ни банковское сообщество. В данное время основные споры ведутся об определении сумм задолженности и о периоде их выплаты.
Также немаловажным вопросом является компенсация издержек, понесенных при проведении процедуры банкротства. Для того чтобы официально заявить о своей несостоятельности, требуется обратиться в суд. На адвоката, управляющего и все судебные издержки в итоге уйдет минимум 40-50 тыс.
руб., что равно сумме ранее предлагаемого нижнего порога задолженности. При подготовке к следующему чтению ранее принятую сумму порога долга для вступления в процедуру банкротства подняли с 50 до 300 тыс. руб. Как предполагается, эта мера в несколько раз сократит число потенциальных банкротов. За установление этой суммы в 300 тыс. руб. выступает финансовый омбудсмен Павел Медведев. Член Совета Федерации Олег Казаковцев предлагает определить 300 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей и 150 тыс. руб. для физических лиц. В любом случае увеличение суммы задолженности, которая позволит приступить к процедуре банкротства, ограничит суды от вала исковых заявлений со стороны кредиторов. По некоторым подсчетам, без внесения соответствующих изменений количество исковых заявлений данной категории в настоящее время может превысить 1 млн [8].
Также сократить число граждан, желающих стать банкротами, должно введение для физических лиц обязательной платы за работу финансового управляющего, который будет руководить банкротством. В предыдущей версии проекта назначение финансового управляющего не было обязательным, гражданин мог осуществлять эту функцию сам. «Были опасения, что высокие вознаграждения управляющему не позволят пользоваться его услугами гражданам», — сказал заместитель руководителя аппарата комитета Госдумы по вопросам собственности Дмитрий Плисецкий. В настоящее время проект закона определяет минимальный размер фиксированной суммы вознаграждения финансового управляющего в 10 тыс. руб. в месяц (плюс проценты в случае непредставления гражданином плана реструктуризации долгов, принятия арбитражным судом решения об отказе в утверждении плана или его отмены). Предлагается установить вознаграждение в размере 10 тыс. руб. единовременно (плюс процент от суммы тех требований, которые будут удовлетворены, а также от стоимости реализации имущества должника). О необходимости установления фиксированного вознаграждения управляющему заявляет также и президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян [8]. Такую же сумму нужно будет внести на депозит суда уже при направлении заявления о банкротстве. При этом все равно существует мнение, что если новый закон о банкротстве физических лиц будет принят в нынешнем виде, то появится огромное количество разнообразных мошеннических схем. Эксперты с
этим соглашаются и считают, что мошенники уже начали подготовительные работы, чтобы в минимальные сроки поставить процесс на поток. Для противодействия этому необходимо разработать эффективные методы в рамках законодательства, позволяющие выявлять подозрительные сделки. Каким образом подобные положения в отношении граждан будет применять суд, пока неизвестно.
Несмотря на недоработки, этот документ позволит снизить расходы юридических лиц, направленные на взыскание долга. Экономист Александр Ходачек отмечает, что как только закон о банкротстве физических лиц будет принят, появится новый рынок юридических услуг. Начнет работать множество консультантов по данным вопросам, поскольку должна появиться накатанная схема: как доказывать, что человек не в состоянии выплатить долг, как писать соответствующие заявления [7]. В результате того, что закон о банкротстве физических лиц будет принят, снизится спрос на услуги коллекторских агентств, которым банки сейчас активно переуступают просроченную задолженность. Так, крупнейший коллектор в Российской Федерации, ЗАО «Секвойя кредит консолидейшн» опубликовало обзор рынка цессии по итогам 2013 г. В соответствии с ним по итогам года этот рынок вырос по сравнению с 2012 г. на 40%, что в числовом выражении составляет 140 млрд руб. и 100,2 млрд руб. соответственно. Рост рынка цессии произошел за счет увеличения активности продаж (бизнес все чаще прибегает к услугам коллекторс-ких агентств) [10].
Данный законопроект призван помочь тем должникам, долг которых перед банками непосилен. При этом закон будет работать только в том случае, если заемщики будут прибегать к нему в качестве крайней меры, когда все попытки вернуть долг исчерпали себя. И, конечно, определяющим будет то, каким выйдет итоговой вариант закона после трех чтений (продолжниковым, пробанковским, либо законодатели все-таки смогут найти определенный компромиссный вариант). И чем быстрее будет принят рассматриваемый законопроект — тем лучше. Подтверждением этого являются слова финансового омбудсмена Павла Медведева: «У меня несколько просьб. Первая просьба — поскорее принять этот закон. Чем скорее это будет сделано, тем меньше граждан успеет впасть в отчаяние» [8]. В то же время для исправления той ситуации, которая складывается на рынке потребительского кредитования
на сегодняшний день и имеет тенденцию к ухудшению, одного закона о банкротстве физических лиц явно недостаточно. Необходимо также принятие на уровне федеральных законов нормативных актов, регулирующих потребительское кредитование и деятельность по взысканию просроченной задолженности [3; 4]. Положительное движение в нужном направлении здесь уже наблюдается: 21.12.2013 Президентом Российской Федерации был подписан законопроект № 136312-5 «О потребительском кредите (займе)», который вступит в силу в форме федерального закона с 01.07.2014 [1].
Список литературы
1. Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности / Федеральное Собрание Российской Федерации. Государственная Дума. Официальный сайт. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/ main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=136312-5&02.
2. Банкротство физических лиц: кто заплатит, в конце концов? / Закон.ру. Официальный сайт. URL: http://zakon.ru/Discussions/OneDiscussion/414.
3. Белоусов А.Л. Правовые аспекты передачи банками просроченной задолженности коллекторс-ким организациям // Финансы и кредит. 2012. № 35 С.42-48.
4. Белоусов А.Л. Формирование законодательства в сфере деятельности по взысканию просроченной задолженности // Финансы и кредит. 2012. № 7 С. 72-75.
5. Заемщикам, имеющим несколько непогашенных кредитов, стало сложнее получать новые / Национальное бюро кредитных историй. Официальный сайт. URL: http://www.nbki.ru/press/ pressrelease/?id=1837.
6. Кредиты, предоставленные физическим лицам по состоянию на 01.12.2013 / Банк России. Официальный сайт. URL: http://cbr.ru/statistics/UDStat. aspx?Month=12&Year=2013&TblID=302-02M.
7. Новый закон о банкротстве физических лиц. URL: http://delonovosti.ru.
8. Проект закона о банкротстве физических лиц могут изменить. URL: http://www.garant.ru/ news/512282.
9. Резе А.Г. Правовое регулирование несостоятельности граждан. URL: http://www.justicemaker.ru.
10. Секвойя Кредит Консолидейшн представляет обзор рынка цессии по итогам года. URL: http://sequoia.ru/info/publication/85 3.
Banking
FORMATION OF BANKRUPTCY INSTITUTION OF INDIVIDUALS WITHIN THE CONTEXT OF CONSUMER CREDIT
Andrei L. BELOUSOV
Abstract
The article emphasizes that the active development of consumer crediting in absence of a proper legal basis and low financial culture of the population can cause in the short term a number of economic and social problems in the near future. The author points out that increasing number of individuals — bank loan borrowers find themselves in a difficult situation related to the inability to fulfill their obligations. The work reveals that legal mechanisms allowing solving the specified problems in the Russian law do not exist. The paper investigates draft laws that are most likely to be adopted in the near future and will affect this sphere.
Keywords: credit, debt, credit organization, micro-financial organization, loan, bill
References
1. The automated system of providing legislative activity. Federal Assembly of Russia. State Duma. Available at: http://asozd2.duma.gov.ru/main. nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN= 136312-5 &02. (In Russ.)
2. Bankruptcy of individuals: who will pay in the end? Available at: http://zakon.ru/Discussions/One Discussion/414. (In Russ.)
3. Belousov A.L. Pravovye aspekty peredachi bankami prosrochennoi zadolzhennosti kollektorskim organizatsiiam [Legal aspects of transfer banks arrears to the collection organizations]. Finansy i kredit — Finance and credit, 2012, no. 35, pp. 42-48.
4. Belousov A.L. Formirovanie zakonodatel'stva v sfere deiatel'nosti po vzyskaniiu prosrochennoi za-dolzhennosti [Formation of legislation in collecting arrears]. Finansy i kredit — Finance and credit, 2012, no. 7, pp. 72-75.
5. Difficult to receive new credits for the borrowers having some outstanding loans. Available at: http:// www.nbki.ru/press/pressrelease/? id=1837. (In Russ.)
6. The loans to individuals of 01.12.2013. Available at: http://cbr.ru/statistics/UDStat.aspx?Month=12&Ye ar=2013&TblID=302-02M. (In Russ.)
7. New Law "On Bankruptcy of individuals". Available at: http://delonovosti.ru. (In Russ.)
8. The bill on bankruptcy of individuals can change. Available at: http://www.garant.ru/news/512282. (In Russ.)
9. Reze A.G. Pravovoe regulirovanie nesos-toiatel'nosti grazhdan [Legal regulation of insolvency of citizens]. Available at: http://www.justicemaker.ru. (In Russ.)
10. Sequoia Credit Consolidation provides an overview of the market assignment for the year. Available at: http://sequoia.ru/info/publication/853. (In Russ.)
Andrei L. BELOUSOV
North-West Institute —
Branch of Moscow State University of Law
named after O. E. Kutafin,
Vologda, Russian Federation