DOI: 10.12731/2218-7405-2013-5-31 УДК К008+002.6
СТАНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Лапина С.Н.
В статье рассматриваются подходы к определению понятия «информационная культура», её компоненты, система ценностей личности, необходимых для успешной информационной и профессиональной деятельности, проблема становления информационной культуры студентов в условиях информационного общества. Проведен анализ реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности «преподавание в начальных классах» и на основании исследования местного профессионального сообщества и выделения дополнительных компетенций происходит распределение вариативной части циклов основной профессиональной образовательной программы. За счет вариативной части вводятся дисциплины «Русский язык и культура речи», «Культурный мир студента», «Этика делового общения», увеличено количество часов на изучение дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности». Раскрываются результаты исследования уровня информационной культуры будущих учителей начальных классов на основании которых можно сделать вывод, о недостаточном уровне ее развития для успешной профессиональной деятельности и самореализации в современных условиях. В статье предлагаются направления деятельности по становлению информационной культуры будущих учителей начальных классов в условиях
реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. По результат исследования делается вывод об эффективности реализации данных направлений.
Ключевые слова: информационная культура; социально значимые ценности; информационная деятельность; информационно-коммуникационные технологии; компетенции; модульно-компетентностный подход; Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования.
THE BECOMING OF INFORMATION CULTURE IN THE CONDITIONS OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF VOCATIONAL EDUCATION'S IMPLEMENTATION
Lapina S.N.
This article examines the approaches to the definition of "information culture", its components, the system of personal values needed to succeed in the information and professional activities, the problem of students' information culture formation in the modern information society. The analysis of the implementation of the Federal state educational standard of vocational education in "teaching in primary schools" is held. The variable part cycles of the basic professional educational programs is distributed on the base of the local professional community's research and additional competencies. Such subjects as "Russian language and Speech", "The cultural world of students", "Ethics in business communication" are introduced through the variable part of the educational standard. The general amount of hours for such subject as «Computer science, information and communication technology in the professional activity" is increased. The results of the special study reveal the level of information culture of the future primary school teachers. According to the results it can be concluded that insufficient level of information culture's development is impossible for a
successful career and self-fulfillment in the present conditions. The article proposes the directions for the formation of future primary school teachers' information culture in the implementation of the federal state educational standard of vocational education. According to the results of this research it is possible to tell about the effectiveness of these directions' implementation.
Keywords: information culture; socially important values; media services, information and communications technology; competences; modular competency approach, federal state educational standard of vocational education.
В связи с происходящими инновационными изменениями в обществе, вызванными повсеместным внедрением информационных технологий, одной из актуальных задач развития современного образования является подготовка будущих специалистов любого профиля к жизни в условиях информационного общества. Человек, проживающий в таком обществе должен свободно ориентироваться в информационных потоках, знать правила навигации по огромному количеству доступной информации, обладать определённой информационной культурой.
Понятие «информационная культура» базируется на двух фундаментальных понятиях: информация и культура. Исходя из этого, ряд исследователей предлагают выделить «культурологический» и «информационный» подходы к трактовке этого понятия. И.Г. Хангельдиева, Е.А. Медведева рассматривают информационную культуру как составляющую процесса формирования культуры человечества в её гуманитарных, духовных проявлениях, в условиях информационного общества посредством специфических технологий [3;4].
В рамках информационного подхода большинство исследователей (С.А. Бешенков, А.П. Ершов, А.А. Кузнецов, Н.В. Макарова, Е.А. Ракитина и др.) подразумевают под информационной культурой совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, хранения и анализа информации, то есть всего того,
что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей [1]
В последнее время усиливается тенденция к целостному рассмотрению информационной культуры личности с позиции интеграции её информационной и культурологической компонентов. Вследствие этого информационная культура трактуется как одна из граней общечеловеческой культуры, связанной с социальной природой человека и являющаяся продуктом его разнообразных творческих способностей в информационно-познавательной деятельности. Одновременно информационная культура личности является составной частью более широкого понятия «культура личности».
По определению С.Д. Каракозова, информационная культура личности представляет собой составную часть базисной культуры личности как системной характеристики человека [2]. Она позволяет человеку эффективно участвовать во всех видах работы с информацией (получении, накоплении, передаче, кодировании, преобразовании). В состав информационной культуры включаются следующие компоненты:
• гуманистически ориентированная информационная ценностно-смысловая сфера личности (мотивы, потребности, цели, стремления, мировоззрение);
• компетентность в понимании природы информационных процессов;
• развитая информационная рефлексия; отслеживание человеком своей деятельности по присвоению информационной культуры и осознание тех внутренних изменений, которые в нём происходят;
• творчество в информационно-познавательной деятельности.
Информационная культура выступает одновременно и необходимым фактором в освоении человеком культурной реальности, овладении всем тем богатством, которое выработало человечество, и самой реальностью, ценностью, появившейся в результате культурно-созидательной деятельности, и атрибутов
непосредственного культурного бытия, личностных проявлений (поведения, различных форм общения и т.п.).
Развитие информационной культуры не может рассматриваться вне информационной деятельности. Конечным продуктом (результатом) информационной деятельности являются как изменённая индивидуальная база знаний человека, так и найденный, обработанный и представленный информационный материал на любом носителе. Заметим, что информация, накапливаясь в системе (обучающемся), служит основой ее структурных изменений (его развития). Именно поэтому в ходе информационной деятельности изменяется не только информационный материал, с которым работает человек, но и его индивидуальная база знаний, его личность, его образ «Я». Однако культура - это не сама деятельность, а во многом тот способ или средство, которым она проявляется, то есть культура в своей сути есть феномен, который обеспечивает реализацию деятельности, ее имманентный механизм, способ ее существования. В основе информационной культуры лежит система ценностей личности, включающая в себя социально значимые ценности, нормирующие деятельность человека в информационном пространстве, а также личностные ценности, рожденные в процессе ценностного творчества. В соответствии с областями деятельности человека в информационном обществе можно выделить следующие группы социально значимых ценностей:
- ценности, позволяющие ориентироваться в информационном пространстве и отбирать достоверные источники с полезной и актуальной информацией не нанося вреда человеку и компьютеру;
- ценности, определяющие характер использования компьютера как инструмента познания, приобщения к знаниям, накопленным обществом, познания себя и своих творческих способностей;
- коммуникативные ценности, определяющие правила этики при общении в сети Интернет;
- ценности, определяющие правовое поведение личности в информационном обществе, признание права каждого человека на свое автономное личное пространство;
- эстетические ценности, позволяющие сформировать отношения к разнообразию форм представления одной и той же информации, к красоте и гармонии этих форм;
- ценности здорового образа жизни, ориентированные на санитарные нормы и правила работы за компьютером как здоровьесберегающих факторов.
При таком понимании высвечивается одна из важнейших сторон сущности информационной культуры - ее способность давать достаточно четкие предписания о выполнении в определённой последовательности некоторой совокупности действий, образующих в своем единстве технологию информационной деятельности.
Необходимость овладения всей совокупностью составляющих информационной деятельности как базиса становления культуры личности информационного общества вносит новые требования в стандарты образования всех уровней: основы информационной культуры должны быть сформированы уже в школе. Для реализации данной задачи важно подготовить учителей, владеющих ею на более высоком уровне - они должны быть не только её носителями, но и быть готовы к созданию условий для становления информационной культуры у обучаемых.
Таким образом, мы под информационной культурой учителя будем понимать составную часть профессиональной педагогической культуры, представляющей совокупность информационного мировоззрения как результата сформированной аксиосферы личности; системы информационно-коммуникационных компетенций, предполагающих владение информационно-коммуникационными технологиями; совокупности профессионально-педагогических компетенций, позволяющих эффективно осуществлять процесс формирования информационной культуры субъектов обучения.
В ходе диагностических мероприятий, проводимых в рамках педагогического колледжа, было установлено, что уровень информационной культуры студентов первого и выпускного курсов достаточно не высок. Большинство студентов первого курса (62%) и выпускного (20%) имеют первоначальный (низкий) и репродуктивный (35% и 45%) уровни сформированности информационной культуры, что свидетельствует о неустойчивой мотивации информационной деятельности студентов, недостаточными стремлениями к достижениям в профессиональной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий; теоретические знания и умения, формирующие информационную культуру педагога, формальны и бессистемны; рефлексивная позиция студентов не достаточно связана с осознанием значимости информационной культуры в осуществлении будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, мы пришли к выводу, что если не ставить целью становление информационной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки, то уровень ее развития будет недостаточный для качественной профессиональной деятельности и самореализации в современных условиях.
Вопрос подготовки высококвалифицированного специалиста среднего профессионального образования является определяющим в аспекте реформирования образования. Одним из решений данного вопроса стало внедрение федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения. Принципиальное отличие нового стандарта в том, что в его основу положены не только предметные, но и ценностные ориентиры. Обучение основано на компетенциях, которые строятся на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной профессиональной деятельности. Ключевым принципом данного типа обучения является ориентация на результаты, значимые для сферы труда. Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эф-
фективно реализуется в форме модульных программ, которые требуют серьёзного методического осмысления.
В содержании профессионального образования именно модуль как новая структурная единица занимает центральное место, поскольку требования к результатам обучения формулируются как перечень видов профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций. Выпускник в ходе обучения должен, прежде всего, приобрести практический опыт, который опирается на комплексно осваиваемые умения и знания. Каждый модуль может осваиваться независимо, а их совокупность позволяет достичь итоговой компетентности в профессиональной сфере. Этим модульно-компетентностный подход отличается от традиционно используемого в российских учебных заведениях блочно-модульного подхода, ориентированного, прежде всего, на усвоение знаний и лишь потом на выработку умений.
В рамках модулей осуществляется комплексное, синхронизированное изучение теоретических и практических аспектов каждого вида профессиональной деятельности.
В Федеральном Государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по специальности 050146 - Преподавание в начальных классах выделено 2166 часов на обязательную и 930 часов вариативную части. Основная образовательная программа (теоретический блок) подготовки специалистов предусматривает изучение студентами следующих циклов дисциплин:
o Обязательная часть циклов основной профессиональной образовательной программы по специальностям (ОПОП)
- Цикл ОГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисцип-
лины, занимающие примерно 23 % учебного времени;
- Математический и общий естественнонаучный цикл - 6%;
- Профессиональный цикл - 15%;
- Профессиональные модули, занимающие большую часть учебного времени - 56%;
o Вариативная часть циклов ОПОП, определяется образовательным учреждением и составляет - 30,2 %.
Вариативная часть циклов ОПОП составляется в зависимости от потребностей работодателя, для этого было проведено исследование местного профессионального сообщества на выявление наиболее важных, на их взгляд, компетенций необходимых учителю начальных классов. Ориентируясь на полученные компетенции, в учебный план были введены следующие дисциплины: «Русский язык и культура речи», «Культурный мир студента», «Этика делового общения», МДК 01.09 увеличено количество часов на изучение дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» с 85 до 141 часа.
Наибольшую возможность в становлении информационной культуры будущего учителя начальных классов имеет дисциплина «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности». Данная дисциплина изучает ключевые понятия информационной деятельности, сущность и проблемы её организации. Особое внимание при изучении данной дисциплины уделяется формированию компетенций связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий в профессионально-педагогической деятельности.
Для становления информационной культуры будущих учителей начальных классов, в условиях реализации ФГОС СПО нового поколения, были выделены следующие направления деятельности:
- воспитание ценностных основ информационной культуры при изучении дисциплин «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности», «Культурный мир студента», «Этика делового общения», проведении лекториев, культурно-массовых мероприятий;
- освоение инструментальных и педагогических возможностей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) при изучении дисциплины Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, использование дистанционных технологий обучения в процессе организации самостоятельной работы студентов и при участии в дистанционных конкурсах. Данное направление способствует формированию представлений у будущих учителей о ресурсных возможностях ИКТ для решения педагогических задач;
- опытно-экспериментальная деятельность по включению ИКТ в образовательный процесс при подготовке и проведении пробных уроков и организация самостоятельной работы учащихся с применением дистанционных технологий.
- внедрение ИКТ в образовательную практику, проектирование учебных тем и занятий с применением ресурсных возможностей ИКТ для решения конкретных педагогических задач, непосредственное применение ИКТ в педагогической деятельности.
В процессе реализации данных направлений деятельности мы наблюдаем: повышение мотивации к использованию ИКТ в будущей профессиональной деятельности, рост творческой и информационно мировоззренческой активности, стремление совершенствовать свои знания и умения для осуществления информационной деятельности, формирование знаний, умений и навыков, необходимых для использования ИКТ и информационных ресурсов в системе дистанционного обучения и в профессиональной деятельности.
Таким образом, воспитание социально значимых ценностных и систематическое использование информационно-коммуникационных, в том числе и дистанционных образовательных технологий в процессе обучения и их применение в практической деятельности позволяет в значительной степени повысить уровень информационной культуры будущих учителей начальных классов,
что является в настоящее время одним из показателей эффективной профессионально-педагогической деятельности.
Список литературы
1. Ершов А. П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества. М.: ИНФРА-М, 2000.
2. Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика. 2000. №2. С. 65.
3. Медведева Е. А. Основы информационной культуры // Социс. 2002. № 11. с. 159.
4. Хангельдиева И.Г. О понятии «информационная культура» // Тезисы докладов международной научно-практической конференции Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее. Краснодар, 1993. С. 235.
References
1. Ershov A. P. Informatizatsiya: ot komp'yuternoy gramotnosti uchashchikhsya k informatsionnoy kul'ture obshchestva [Computerization: from computer literacy to students the information culture of society]. Moscow, 2000.
2. Karakozov S.D. Pedagogicheskaya informatika, no.2 (2000): 65-66.
3. Medvedeva E. A. Socis, no.11 (2002): 159.
4. Khangeldieva I.G. Tezisy dokladov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Informatsionnaya kul'tura lichnosti: proshloe, nastoyashchee, budushchee" [International scientifically-practical conference "The Information culture to personalities: past, present, future"]. Krasnodar, 1993. p. 235.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Лапина Светлана Николаевна, заместитель заведующей по учебно-производственной работе, преподаватель информатики, аспирантка ЗабГУ
Балейский филиал ГОУ СПО «Читинский педагогический колледж»
ул. Кирова 22, г. Балей, Забайкальский край, 673454, Россия svetalapina0905@mail. ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Lapina Svetlana Nikolaevna, deputy director for training and production work, teacher of computer science, graduate of Zabaikalsy State University
Baley branch of the state educational institution "Chita Teachers' training College" 22, Kirov street, Baley, Transbaikalia territory, 673454, Russia svetalapina0905@mail. ru
Рецензент:
Юсова Валентина Ивановна, заведующая филиалом, кандидат педагогических наук, Балейский филиал ГОУ СПО «Читинский педагогический колледж»