Становление и совершенствование механизма государственно-частного партнерства в инвестиционной сфере (на примере Республики Калмыкия).
Formation and improvement of the mechanism public-private partnership in the investment sphere (The Republic of Kalmykia).
К. М. Максимова
аспирант кафедры государственного и муниципального управления и права ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет»
K.M. Maksimova
а post-graduate student of the Kalmyk State University, the state and municipal
management and rights department
Аннотация
Статья посвящена особенностям формирования и развития механизма государственно - частного партнерства в инвестиционной сфере на региональном уровне, а также путям совершенствования взаимодействия государственных структур Республики Калмыкия и частного бизнеса.
Abstract
The article is devoted features of the formation and development of the mechanism of public - private partnership in investment at the regional level, as well as ways to improve cooperation between state structures of the Republic of Kalmykia and private business.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инвестиционные проекты, Республика Калмыкия
Keywords: public-private partnerships, investment projects, Republic of Kalmykia
Введение.
Существующие экономические условия в настоящее время ставят перед обществом задачу перехода на инновационное развитие и осуществление реальной модернизации экономики. В данных условиях осуществляется активный поиск инструментов стимулирования инвестиционной активности частного капитала. В качестве такого инструмента может выступить государственно-частное партнерство (ГЧП). За многолетний период формирования и развития государственно-частного партнерства в мировой экономике, механизмы ГЧП стали представлять собой не простое объединение ресурсов государства и бизнеса, а новую экономическую форму взаимодействия государства и бизнеса с целью достижения наиболее эффективных для общества результатов. В зарубежных странах часто термин «РuЫic - Рrivate РartnersЫp» (PPP) употребляется практически для любых форм сотрудничества государственной власти и частного бизнеса [5].
Мировой опыт использования ГЧП очень разнообразен и важен для России, поскольку является относительно новым и актуальным для целей формирования рыночной экономики. В настоящее время развитие ГЧП проходит на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Причем, если в первые годы становления ГЧП рассматривалось с точки зрения механизма реализации проектов федерального значения, то сегодня акцент все больше смещается в сторону проектов регионального и муниципального уровней. Такое смещение акцентов объясняется тем, что в соответствии с существующим распределением полномочий между уровнями власти развитие общественной инфраструктуры законодательно возложено на государственные региональные и муниципальные органы власти.
Таким образом, исследование институтов партнерства является актуальной задачей и свидетельствует о существенной роли в развитии современных государственных и частных структур в регионах Российской Федерации в инвестиционной сфере.
В силу того, что ГЧП - это понятие в большей степени экономическое, чем юридическое, возникает сложность при сравнении реализации ГЧП в регионах. Базовыми критериями для сравнения применения механизмов ГЧП в Республики Калмыкия и в остальных субъектов Федерации являются: нормативно-правовая база, практика применения различных правовых форм ГЧП, наличие специально созданных структур для развития данного направления, а также наличие инфраструктурных проектов.
Роль законодательства при реализации механизмов ГЧП
На сегодняшний день в Республики Калмыкия механизм
государственно-частного партнерства находится в процессе своего
формирования, что, с одной стороны, говорит о большом потенциале его
использования, а с другой - о необходимости осуществления серьезной
целенаправленной работы по его развитию и совершенствованию
законодательного регулирования возникающих отношений собственности,
разделения рисков и ответственности.
Существенную роль в создании благоприятной инвестиционной среды
и развитии инвестиционной деятельности играют республиканские
инвестиционные подпрограммы в рамках государственных республиканских
программ. Как отдельный блок республиканского бюджета они имеют
социальную направленность, т.к. особое внимание уделяется созданию
соответствующих социальной и инженерной инфраструктур.
За периоды реализации ежегодных инвестиционных программ создана
нормативно-правовая база, определены приоритеты и направления по
строительству объектов.
Правовой базой реализации проектов в рамках ГЧП на территории
Республики Калмыкия является Закон Республики Калмыкия от 18 декабря
2008 г. №59-1У-З «О государственно-частном партнерстве в Республике
Калмыкия», где государственно-частное партнерство определяется как
взаимовыгодное сотрудничество участников государственно-частного
партнерства в реализации социально значимых, инфраструктурных,
3
инновационных, инвестиционных, национальных проектов и программ, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений [1].
Кроме того, источниками правового регулирования ГЧП в Республике Калмыкия являются нормативные акты Республики Калмыкия:
- Закон Республики Калмыкия от 26.12.2012 г. № 398-1У-З «Об Инвестиционном фонде Республики Калмыкия».
- Закон Республики Калмыкия «О государственной поддержке и защите прав субъектов инвестиционной деятельности Республики Калмыкия»
- Закон Республики Калмыкия «О залоговом фонде Республики Калмыкия»;
- Закон Республики Калмыкия «Об Уполномоченном по правам предпринимателей в Республике Калмыкия»;
- Закон Республики Калмыкия «Об Инвестиционном фонде Республики Калмыкия»;
- Указ Главы Республики Калмыкия «Об утверждении Инвестиционной стратегии Республики Калмыкия до 2025 года».
Существенную роль в создании благоприятной инвестиционной среды и развитии инвестиционной деятельности играет государственная программа Республики Калмыкия «Экономическое развитие и улучшение инвестиционного климата в Республике Калмыкия»[3].
К числу имеющихся объектов институциональной инфраструктуры Республики Калмыкия следует отнести:
- центр развития предпринимательства в Республики Калмыкия;
- центр кластерного развития Республики Калмыкия.
Данные нормативные документы обеспечивают возможность создания коммерческих организаций, которые, приобретая статус инвестора, получают налоговые льготы в пределах полномочий субъекта Федерации, регулируют правоотношения в сфере инвестиционной деятельности на территории Республики Калмыкия и направлены на обеспечение равной защиты прав инвесторов и имущества субъектов инвестиционной деятельности.
В соответствии с Законом Республики Калмыкия "О государственно-частном партнерстве в Республике Калмыкия" формами государственно-частного партнерства в Республике Калмыкия являются[1]:
1) долевое участие в уставных (складочных) капиталах юридических
лиц;
2) совместное участие в реализации инвестиционных проектов.
Согласно региональному законодательству государственная поддержка
субъектов инвестиционной деятельности в Республике Калмыкия предоставляется в следующих формах [2]:
1) налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности, включенным в Реестр инвесторов, по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль организаций. Инвесторам предоставляются налоговые льготы в части снижения до 13,5% ставки налога на прибыль и до 0% ставки по налогу на имущество организаций;
2) инвестиционного налогового кредита. Уполномоченным органом, в компетенцию которого входит принятие решения об изменении сроков уплаты налога на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в республиканский бюджет, в форме инвестиционного налогового кредита, является Министерство экономики и торговли Республике Калмыкия;
3) бюджетных ассигнований из республиканского бюджета:
а) для реализации инвестиционных проектов из средств Инвестиционного фонда Республики Калмыкия на конкурсной основе;
б) для реализации инвестиционных проектов, включенных в Реестр проектов, в рамках реализации государственных программ Республики Калмыкия, ведомственных целевых программ;
4) снижения ставки арендной платы за пользование земельными
участками и другими объектами недвижимости, находящимися в
собственности Республики Калмыкия, на 5% [4] от суммы начисленной
годовой арендной платы, субъектам инвестиционной деятельности,
5
включенным в Реестр проектов;
5) предоставление в залог имущества, находящегося в залоговом фонде Республики Калмыкия, при получении кредитов в кредитных организациях на конкурсной основе.
Вопросы финансирования инвестиционных проектов В результате на сегодняшний день для активизации инвестиционной деятельности в Республике Калмыкия особенное значение имеет состояние финансов государственного сектора - прежде всего, бюджетов всех уровней.
Перспективы пространственного развития Республики Калмыкия связаны с развитием зон опережающего развития нефтегазоперерабатывающей промышленности, строительной индустрии, мясного животноводства, а также г. Элисты в качестве регионального центра.
Одним из наиболее важных вопросов является вопрос финансового обеспечения ГЧП, предопределяющего уровень его инвестиционного потенциала и экономическую эффективность. В связи с тем, что любое вложение капитала требует его рационального, экономически выгодного (прибыльного) инвестиционного размещения, одним из важнейших организационно-управленческих вопросов ГЧП является поиск компромиссных решений, обеспечивающих достаточную для бизнеса доходность вложенного капитала при разумном распределении рисков, а также максимально быстрое и качественное решение актуальных социальных проблем и эффективное управление объектами государственной собственности [6].
Таблица 1.
Расходы консолидированного бюджета РК на бюджетные инвестиции в 2012-2014 гг.
Годы Доходы консолидированного бюджета РК, млн. руб. Расходы консолидированного бюджета на бюджетные инвестиции, млн. руб. Отношение расходов на бюджетные инвестиции к доходам, %
Всего 32 882,1 1 423,5 4,3
2012 11 961,0 346,4 2,9
2013 10 208,8 661,2 6,5
2014 10 712,4 415,9 3,9
Расходы на бюджетные инвестиции за последние три отчетных года составляли от 346,4 млн. руб. до 661,2 млн. руб. или от 2,9% до 6,5% от доходов консолидированного бюджета Республики Калмыкия. Данный показатель наглядно демонстрирует низкую степень развития инвестиционной составляющей в экономике региона. Из чего следует, что государственно-частное партнерство становится тем институтом развития, который, позволяет обеспечить максимальный инвестиционный эффект при скромных государственных вложениях.
Таблица 2.
Динамика исполнения консолидированного бюджета РК в 2012-2014 гг.
Годы Доходы консолидирован ного бюджета РК (млн. руб.) в том числе: Расходы консолидиро ванного бюджета РК (млн. руб.) Профици т (+), дефицит (-) (млн. руб)
собственные доходы (млн. руб) безвозмездные перечисления (млн. руб.)
2012 11960,99 6369,26 5591,73 10106,32 1854,67
2013 10208,76 4693,94 5514,82 11773,61 -1564,85
2014 10712,37 5058,26 5654,11 11339,05 -626,68
В целом за период 2012-2014 гг. в динамике поступления доходов в консолидированный бюджет РК наблюдается нестабильное увеличение собственных доходов. Однако зависимость от финансовой помощи из федерального центра продолжает оставаться достаточно высокой: удельный вес безвозмездных перечислений в 2014 г. составил более 50%.
В целях реализации инвестиционных проектов посредством ГЧП целесообразно использовать следующие варианты финансирования проектов:
- законодательная и институциональная инициатива, направленная на приоритетное развитие межрегиональных проектов ГЧП, интеграцию социально-экономического пространства округа с концентрацией на этом направлении ресурсов бюджетов всех уровней;
- федеральные целевые программы, региональные и муниципальные программы, а также программы крупных компаний, направленные на комплексное развитие территории Республики Калмыкия с применением механизмов ГЧП;
- привлечение средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и других институтов развития при осуществлении крупных инфраструктурных инвестиционных проектов;
- поддержка развития кластеров;
- создание особого института развития, учитывающего специфику региона на основе многополярного подхода.
Инвестиционные проекты Республики Калмыкия
По состоянию на 1 января 2015 года частные инвесторы не приостанавливали свои инвестиционные программы на территории Республики Калмыкия. На данный момент 9 компаний реализуют крупные инвестиционные проекты на территории Республики Калмыкия [7].
Таблица № 3.1.7.
Инвестиционные проекты, реализуемые на территории Республики Калмыкия
№ Инвестор Сфера Объем Срок Размещение Ст-ть Кол-во Выполне
п/ деятельности реализаци проекта новых ние по
п и рабочи состояни
х мест ю на
01.01.20
15г.
1. ОАО НК Строительство до 10 2012-2015 Республика 123,7 358 Выполне
«ЛУКОЙЛ» головных млн. т в гг. Калмыкия млрд. ние по
Россия береговых год руб. проекту
сооружений и 36-50%
трубопроводно
й системы
транспорта
нефти и газа
2. АО «Фалкон Строительство 300 МВт 2008-2017 Республика 684,8 20 Электро
Капитал» ветряных гг. Калмыкия млн.руб. монтажн
(«Falkon электростанци Приютненс ые
Capital a.s.» й кий район работы
Чешская по
Республика г. реконстр
Прага ООО укции
«АЛТЭН» подстан
ции ПС
«Песчан
ая»
3. ООО Строительство 11,33 2011-2017 Республика 1577,8 257 Проектн
«Калмыцкий производствен тыс. т в гг. Калмыкия млн. о-
бройлер» ного комплекса убойном Городовико руб. изыскате
с замкнутым весе с вский район льские
циклом перспект работы,
производства ивой до подъезд
мяса бройлеров 20,0 тыс. ная
т в год дорога,
4. Группа Мясоперерабат 300 2011-2016 Республика 311,8 200- Проектн
компаний ывающий голов в гг. Калмыкия млн.руб. 250 о-
«Продконтра комплекс по день Кетченеров изыскате
кт» откорму, убою ский район льские
ООО «Биф и первичной работы
Арт» переработке
скота
5. ЗАО «Каспий Расширение Расшире 2011-2015 Республика 5,4 101 Введена
ский мощностей ние гг. Калмыкия млрд. в
трубопроводн трубопроводно действу Черноземел руб. эксплуат
ый й системы ющих ьский и ацию
консорциум- Каспийского мощност Ики- НПС
Р» (КТК-Р) трубопроводно ей Бурульский «Комсом
го районы ольская»
консорциума
6. ФГУ Строительство Произво 2006-2015 Республика 4,01 500 Выполне
«Управление Ики- дительн гг. Калмыкия млрд. ние по
Калммелиово Бурульского ость для Ики- руб. проекту
дхоз» группового РК - Бурульский 50-70%
водопровода с 30,0 тыс. район
подключением м3/сутки
к Северо-
Левокумскому
месторождени
ю подземных
вод
7. ЗАО Строительство Создани 2008-2016 Республика 1005,0 50 Проектн
«Биоресурс» туристического е гг. Калмыкия млн.руб. о-
комплекса туристск Яшалтинск изыскате
о- ий район льские
рекреац работы
ионной
зоны
8. ООО Строительство До 2925 2014-2016 Республика 564,9 106 Заключе
Управляюща сети тонн гг. Калмыкия млн.руб. ны
я компания откормочных мяса в на инвести
«Первая» площадок по живом территории ционные
500 голов КРС весе за 1 13 районов договора
и цехов по цикл в рамках
производству консервов откорма, или 1404 тонны в убойном ежегодн ого конкурс а «Регион ы устойчи вое развитие »
9. СПОК Организация объем 2015 г. Республика 200,6 60 Заключе
«Найн» тепличного произво Калмыкия млн.руб. ны
хозяйства по дства в Целинный инвести
производству год: район ционные
томатов и томатов договора
огурцов -1 400
тонн,
огурцов
-1 500
тонн
Пути совершенствование формирования и реализации института ГЧП в
Республики Калмыкия
В марте 2015 г. Центр развития государственно-частного партнерства обнародовал рейтинг российских регионов ГЧП-2015, основанный на методике оценки факторов, влияющих на развитие механизмов ГЧП при определении уровня потенциала того или иного субъекта Федерации.
По итогам рейтинга, Республика Калмыкия заняла 76-е место (из 85-х) и по отношению к рейтингу ГЧП-2014 поднялась на две ступени. Но республика также осталась в самой последней, 5-й группе регионов с очень низким потенциалом.
По основным показателям социально-экономического развития: валовому региональному продукту на душу населения, уровню денежных доходов и занятости населения, объему инвестиционных вложений в экономику и другим, - республика находится на последних местах среди субъектов Российской Федерации. По итогам 2013 года Калмыкия оказалась на пятом месте снизу в четвертом рейтинге социально-экономического положения субъектов Федерации, составленного экспертами рейтингового агентства РИА «Рейтинг», республика находится на 79-ом месте среди регионов России.
Однако республикой предпринимаются меры государственного стимулирования, направленный на рост инвестиций в основной капитал за счет реализации инвестиционных проектов. Так, в республике действует нормативно-законодательная база, регулирующая правовые отношения в рамках отношения государственно-частного партнерства, реализовывается ряд инвестиционных проектов, перечисленных в данной главе.
Повышение инвестиционной привлекательности в регионе осуществляется за счет целенаправленных действий государственной власти по предоставлению мер государственной поддержки бизнесу в его развитии, в том числе предоставление льготных условий налогообложения, предоставление субсидий, инвестиционного налогового кредита, снижения ставки арендной платы за пользование земельными участками и др.
Другой проблемой являются финансовые возможности, так как разрыв между потребностями обеспечения общественных услуг и развития инфраструктуры, с одной стороны, финансовыми и бюджетными ограничениями государства - с другой, постоянно также возрастает. Особенно в условиях финансово-экономического кризиса.
В первую очередь основные пути совершенствования взаимоотношений государства и частного бизнеса в Республики Калмыкия, по мнению автора, должны осуществляться по следующим направлениям:
1. Должны быть определены важнейшие направления развития взаимодействия государства и бизнеса в процессе реализации партнерства путем создания новой целостной системы институтов развития, внедрение новых механизмов ГЧП, показавших уже свою эффективность за рубежом, например, такие как контракты жизненного цикла. Такие контракты в рамках государственно-частного партнерства не предполагают отказа от бюджетного финансирования, что интересно для частного бизнеса, и позволяют государству при вложении бюджетных средств контролировать их эффективное расходование.
Отличительная черта КЖЦ заключается в том, что проекты с использованием данной контрактной системы позволяют интенсивно развивать инфраструктуру с помощью внебюджетных источников с отложенной нагрузкой на бюджет. Инвестор обязуется спроектировать, построить и осуществлять текущее эксплуатационное обслуживание объекта государственной собственности, а государственный заказчик - оплатить стоимость строительства и вносить периодические платежи за сервис функционирующего объекта с момента ввода его в эксплуатацию.
2. Предлагается расширить линейку инструментов бюджетного финансирования: предоставления государственных гарантий на привлечение предпринимательскими структурами заемных средств со стороны третьих лиц, бюджетного кредита, целевых дотаций из региональных бюджетов.
3. Предлагается создание межрегиональное профессиональное сообщество, которое будет призвано решать обозначенные задачи на межрегиональном уровне, а также создание новой институциональной структуры ГЧП для профессионального сообщества в Республике Калмыкия, площадка которой должна объединить деловые связи, опыт, административные, финансовые и трудовые ресурсы Республики Калмыкия; создание государственного рынка проектов ГЧП; стандартизацию конкурсных процедур и документации в целях понятного, четкого и прозрачного механизма взаимодействия органов государственной власти и предпринимательских структур.
Список литературы
1. Закон Республики Калмыкия от 18 декабря 2008 г. N 59-1У-З "О государственно-частном партнерстве в Республике Калмыкия"
2. Закон Республики Калмыкия от 01.03.2013 г. №413-1У-З «О
государственной поддержке и защите прав субъектов инвестиционной
12
деятельности в Республики Калмыкия» (в ред. Закона РК от 25.04.2014 N 48-V-3)
3. Постановление Правительства Республики Калмыкия от 26 апреля 2013г. №198. "О Государственной программе Республики Калмыкия "Экономическое развитие и улучшение инвестиционного климата в Республике Калмыкия"
4. Постановление Правительства Республики Калмыкия от 17 января 2014 г. № 15 "О Порядке определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена"
5. Государственно-частное партнерство: проблемы и решения// Проблемы теории и практики управления. - 2013. - №5. - С. 119-126
6. Мантаева Э.И., Слободчикова И.В., Манджиев А.В. Взаимодействие науки, государства и бизнеса в процессе формирования инновационной инфраструктуры региона // Вестник Института Дружбы народов Кавказа. - 2012. - №4. - с.48-52.
7. [Электронный ресурс], http://portal.e-rk.ru/index.php/kalminvest/2014-12-09-15-35-18/2014-12-09-15-50-55.html, (дата обращения 11 марта 2015 г.).
References
1. The Law of the Republic of Kalmykia of December 18, 2008 N 59-IV-3 "The public-private partnership in the Republic of Kalmykia"
2. Law of the Republic of Kalmykia on 01.03.2013, the №413-IV-3 "On state support and protection of the rights of investment activity in the Republic of Kalmykia" (in red. RK Law of 25.04.2014 N 48-V-3)
3. Resolution of the Government of the Republic of Kalmykia of 26 April
2013. №198. "On the State Program of the Republic of Kalmykia"
13
Economic development and improvement of the investment climate in the Republic of Kalmykia "
4. Resolution of the Government of the Republic of Kalmykia on January 17, 2014 №15 "On the procedure for determining the amount of rent, conditions and terms of payment of rent for the use of land owned by the Republic of Kalmykia, and land, state ownership is not delimited"
5. Public-private partnerships: problems and solutions // Problems of the theory and practice of management. - 2013. - №5. - P. 119-126
6. Mantaeva EI, Slobodchikova IV, AV Mandzhiev The interaction of science, government and business in the process of regional innovation infrastructure // Bulletin of the Institute of Friendship of Peoples of the Caucasus. - 2012. -№4. - S.48-52.
7. [electronic resource], http://portal.e-rk.ru/index.php/kalminvest/2014-12-09-15-35-18/2014-12-09-15-50-55.html (date accessed 11 March 2015).