Научная статья на тему 'Становление и развитие государственно-частного партнерства в Республике Калмыкия'

Становление и развитие государственно-частного партнерства в Республике Калмыкия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
263
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПОЛИТИКА НОВОГО УПРАВЛЕНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ / ЧАСТНЫЙ КАПИТАЛ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пашнанов Эрдне Лиджиевич, Дербенов Чингис Юрьевич

В статье рассматривается механизм государственно-частного партнёрства (ГЧП) как одна из форм проявления политики нового управления, основанная на взаимовыгодных условиях, как для государства, так и для инвестора. В условиях глобального финансового кризиса резко активизировалась деятельность в рамках ГЧП как на уровне федеральном уровне, так и на уровне регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пашнанов Эрдне Лиджиевич, Дербенов Чингис Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие государственно-частного партнерства в Республике Калмыкия»

Становление и развитие государственно-частного партнерства в

Республике Калмыкия Establishment and development of public-private partnership in the Republic of

Kalmykia

Пашнанов Эрдне Лиджиевич, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления на предприятии ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», руководитель Управления Федерального Казначейства по Республике Калмыкия, г. Элиста.

Дербенов Чингис Юрьевич, ассистент кафедры бизнеса и информационных систем в экономике ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет».

Pashnanov E.L., doctor of economic Sciences, Professor of the Department of economics and management at the enterprise “Kalmyk state university”, the head of the Department of the Federal treasury in the Republic of Kalmykia, Elista c.

Derbenov Ch.Y., assistant of the Department of business and information systems in Economics “Kalmyk state university”.

В статье рассматривается механизм государственно-частного партнёрства (ГЧП) как одна из форм проявления политики нового управления, основанная на взаимовыгодных условиях, как для государства, так и для инвестора. В условиях глобального финансового кризиса резко активизировалась деятельность в рамках ГЧП как на уровне федеральном уровне, так и на уровне регионов.

Авторами приведены основные общие условия для успешного функционирования проектов ГЧП на территории Республики Калмыкия. Для достижения эффективных результатов предложено дальнейшее исследование экономических и правовых аспектов ГЧП, а также их согласование между собой.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, политика нового управления, политическая стабильность, макроэкономическое равновесие, частный капитал, инвестиционная привлекательность, инвестиционный климат.

Summary. The article discusses the mechanism of public-private partnership (PPP) as one of the manifestations of the new management policy, based on mutually beneficial terms, both for the state and for the investor. With the global financial crisis have dramatically stepped up their activities in the PPP both at the state and regional levels.

The authors shows the main general conditions for the success of PPP projects in the Republic of Kalmykia. For effective results suggest further study of the economic and legal aspects of the PPP, and their coordination with each other.

Keywords: Public-private partnership, the policy of the new

administration, political stability, macroeconomic balance, private equity, investment attraction, investment climate.

Исходя из исторического опыта и сложившихся традиций государство создает, поддерживает в рабочем состоянии и восстанавливает физическую инфраструктуру, включая дороги, порты и аэропорты, телекоммуникации и энергосети, без чего значительная часть экономической деятельности была бы невозможна. Инвестиционные расходы, в особенности на инфраструктуру, были одним из главных направлений деятельности государства.

Неэффективность государственных структур явилась причиной перехода к политике нового управления, основная цель которой заключалась в прививании государственному администрированию механизмов рыночного управления.

Термин «Государственно-частное партнерство» (ГЧП) появился в начале 1990-х годов в Великобритании и странах континентальной Европы в рамках проводимой политики необерализма и денационализации госсектора [5]. Так предусматривалось значительное сокращение расходов бюджета на строительство социальной инфраструктуры за счет привлечения частного сектора.

Среди основных условий функционирования условий успешного функционирования ГЧП, важным из которых является политическая стабильность и макроэкономическое равновесие. Проекты ГЧП не могут в полной мере реализовываться на территориях с высокими политическими рисками, влекущими за собой не только политическую дестабилизацию в стране и социальный взрыв и недовольство граждан, но и имеет экономическую и финансовую нестабильность.

Другим из условий является неразвитость государственных институтов, которая создает дополнительную неопределенность для иностранных инвесторов при подсчете рисков, успешное и стабильное функционирование государственных институтов может гарантировать инвестору большую степень защищенности заключаемой сделки. [7]

Наиболее принципиальным условием является преодоление противоречий между общественными и частными интересами в государственно-частном партнерстве. Еще одно необходимое условие, выполнение которого требует достаточно длительного времени и системных усилий государства - создание институциональной среды ГЧП. И, наконец, важное условие - это сохранение ведущей роли государства в организации программ и проектов ГЧП с одновременным использованием властью в этом партнерстве преимуществ, присущих приватизации государственных и муниципальных активов.

Тесные связи между государством и предпринимательским сектором вытекают из самой сущности правового государства и рыночной системы

управления. Между тем в союзе государства в лице его различных субъектов и бизнеса неизбежно проявляется противоречие между общественными и частными интересами, обеспечением общественных благ и получением прибыли. Как будет разрешаться это противоречие, как повлияют партнерства на социально-экономические отношения в стране, регионе, городе, какие социально-экономические последствия ожидает общество в результате передачи частному сектору отдельных видов производств и услуг, традиционно относящихся к сферам государственной ответственности зависит от степени зрелости гражданского общества, силы государства, развитости общественных институтов контроля за деятельностью государственного аппарата, прозрачности партнерского взаимодействия.

Институциональной основой государственного вмешательства в экономику служит выполнение государством функций по обеспечению прав собственности, созданию возможностей для свободной конкуренции и равного доступа всех экономических субъектов к общественным благам, а также по регулированию доступа к некоторым ресурсам. При этом главным критерием должен выступать общественный интерес, выраженный в некой интегральной форме, а не выгода отдельных субъектов хозяйственной деятельности.

Другими словами, государственное вмешательство должно быть нацелено прежде всего на ликвидацию провалов рынка, которые выражаются, в частности, в монополии, в недостаточной прибыльности отдельных общественно необходимых видов деятельности, в структурных диспропорциях и т.п.

Указанные недостатки рыночного механизма наиболее наглядно проявляются именно в отраслях производственной инфраструктуры, от развития которых во многом зависит состояние экономики, а кроме того, в

социальной сфере, где роль государства традиционно была и остается сильной. [6]

В связи с этим все больше стран участвует в ГЧП, с тем, чтобы стимулировать предложение активов инфраструктуры и основанных на инфраструктуре услуг со стороны частного сектора. Опыт разных стран показывает, что экономическая инфраструктура (например, транспорт) обычно является более очевидным кандидатом для ГЧП, чем социальная инфраструктура (например, здравоохранение и образование) по трем основным причинам. Во-первых, обоснованные проекты, направленные на ликвидацию явных узких мест в инфраструктуре, такой как автомобильные и железные дороги, порты и энергетика, скорее всего, будут иметь высокие экономические нормы прибыли, а, следовательно, будут привлекательны для частного сектора. Во-вторых, сборы за пользование часто более осуществимы и целесообразны в проектах развития экономической инфраструктуры. В-третьих, в случае проектов развития экономической инфраструктуры обычно существует более развитый рынок, способный сочетать строительство с предоставлением смежных услуг (например, строительство с эксплуатацией и содержанием платной дороги), чем в случае проектов развития социальной инфраструктуры. С учетом этих соображений более активное использование ГЧП в области дорожной инфраструктуры (в том числе в ряде стран, включенных в пилотное исследование) не вызывает удивления.

Г осударственно-частное партнерство (ГЧП) для России относительно новая форма средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Такое партнерство все еще находится на стадии становления и развития соответствующих инструментов. [6] Но результаты такого партнерства в разных отраслях и сферах экономики уже очевидны. В рамках ГЧП реализованы такие крупные проекты как

строительство станций глубокой водоочистки в пригородах Южное Бутово, Зеленоград, комплекса по обработке илового осадка в г.Москва.

В настоящее время реализуется целый ряд проектов в транспортной сфере и коммунальном хозяйстве. Наиболее известными среди них являются строительство и эксплуатация на платной основе скоростной автодороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-58 км, нового выхода на Московскую кольцевую автодорогу с автотрассы М1 «Москва-Минск» (объезд г. Одинцово), реконструкция и модернизация аэропорта «Пулково», реконструкция и модернизация систем теплогенерации ООО «ЭК «ЭНЕКО» в Свердловской области, проекты «Евразийский», «ОАО «Российские коммунальные системы», ГК «Росводоканал» в секторе водоснабжения и водоотведения. [8]

В условиях нестабильности мировой экономики и обострившейся финансовой ситуации на международных рынках, в России с целью решения социально-экономических проблем заметно активизировалась деятельность в рамках ГЧП как на федеральном уровне, так и на уровне регионов.

В настоящее время законодательство о ГЧП принято в 69 субъектах России, однако большая их часть является декларативными документами. Помимо региональных актов в России действуют также Федеральные законы от 21.07.05 г. № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" и от 21.07.05 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», которые также оговаривают варианты реализации проектов ГЧП. В какой-то степени регулирует ГЧП и Федеральный закон от 22.07.05 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» (поскольку предоставление бизнесу льгот на определенной территории - тоже вариант ГЧП в широком смысле). [1, 2, 3]

Правовой базой реализации проектов в рамках ГЧП на территории Республики Калмыкия является Закон Республики Калмыкия от 18 декабря 2008 г. №59-1У-З «О государственно-частном партнерстве в Республике Калмыкия», где государственно-частное партнерство определяется как взаимовыгодное сотрудничество участников государственно-частного партнерства в реализации социально значимых, инфраструктурных, инновационных, инвестиционных, национальных проектов и программ, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений. [4]

Сферы интересов государства и бизнеса в решении социальноэкономических задач региона могут быть проявлены не только в инфраструктурных, но и в социальных проектов (образование, культура, здравоохранения).

Для привлечения частных капиталов, в том числе и иностранных в экономику республики необходима последовательная, организованная, структурированная работа по повышению инвестиционной привлекательности региона как политически и экономически стабильного региона России с прозрачными и понятными для инвесторов «правилами игры».

Для этого необходимо провести работу с законодательными актами, регламентирующую деятельность инвесторов в рамках реализации проектов ГЧП, исключить дублирующие и взаимопротиворечащие нормативные правовые акты, максимально возможно упростить допуск инвесторов к прямому или косвенному ведения бизнеса на территории Калмыкии, не ущемляя при этом интересы республики.

На сегодняшний день руководством республики предприняты меры по улучшению инвестиционного климата Республики Калмыкия, так в частности, предоставляются налоговые льготы, в части снижения до 13,5% ставки налога на прибыль, зачисляемой в республиканский бюджет и до 0% ставки налога на имущество организаций для предприятий,

осуществляющих инвестиции в экономику Республики Калмыкия. [7] Кроме того, законодательством региона предусматривается предоставление организациям на конкурсной основе в залог имущества, находящегося в залоговом фонде Республики Калмыкия, при получении кредитов в кредитных организациях.

На территории Калмыкии уже успешно реализуются проекты ГЧП в сфере жилищно-коммунального обслуживания (ООО «ЮМЭК», ОАО «Калмэнерго», ОАО «Калмгаз», различного рода ТСЖ и др.), жилищного строительства (строительство на основе долевого участия самих граждан и государства) и др.

Итак, ГЧП - важнейший инструмент экономической политики для формирования качественно нового государства, способного выполнять план национального развития и решать многие непростые задачи, добиваться решения стратегических целей.

ГЧП уже не только органично включено в экономическую политику Российской Федерации, как на федеральном уровне, так и на региональных уровнях. Более того, в нашей стране складывается собственное и во многом уникальное понимание форм и методов реализации такого партнерства.

Реализация инвестиционных проектов на территории Республики Калмыкия с использованием механизмов государственно-частного партнерства позволит повысить инвестиционную активность, устранить инвестиционных ресурсов, а также снизить социальную напряженность и увеличить доходную часть бюджетов за счет налоговых отчислений.

Однако для достижения эффективных результатов наряду с практической работой по конкретным проектам необходимы дальнейшее исследование экономических и правовых аспектов ГЧП, их согласование между собой, а также разработка методических материалов и акцент на подготовке кадров.

Библиографический список

1. Постановление Правительства РФ от 1 марта 2008 г. №134 «Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации»;

2. Постановление Правительства РФ от 12 октября 2010 г. №828 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)»;

3. Приказ Минфина РФ от 12 мая 2011 г. №175 «Об утверждении Положения о Департаменте бюджетной политики в сфере инноваций, промышленности гражданского назначения, энергетики, связи и частного партнерства»;

4. Закон Республики Калмыкия от 18 декабря 2008 г. №59-1У-З «О государственно-частном партнерстве в Республики Калмыкия»;

5. Бицоти Б.Б. Государственно-частное партнерство: перспектива и ретроспектива / Б.Б. Бицоти // Бюджет. - 2011. - №11;

6. Гагарин П. Государственно-частное партнерство: проблемы и перспективы развития // Финансовая газета - 2013 - №14, апрель;

7. Ильин И.Е. Государство и бизнес: в русле взаимовыгодного партнерства/ И.Е. Ильин // Организация продаж банковских продуктов. -2009. - №1, I квартал;

8. Климова Н.В. Частно-государственное партнерство: сущность, преимущества, риски / Н.В. Климова // Юридическая Россия - 2011. - №4;

9. Мантаева Э.И., Авадаева И.В. Институты корпоративной

социальной ответственности: особенности развития на макро- и

мезоэкономических уровнях. - Элиста: ЗАОр «НПП Джангар», 2008;

10. Стратегические приоритеты развития региональной экономики: долгосрочный аспект / Под общ. ред. Г.М. Борликова, Э.И. Мантаевой. -Элиста: ЗАОр «НПП Джангар», 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.